Фильм в котором день повторяется
Если не можешь выбраться из круговорота событий, путь к выходу могут подсказать фильмы про временные петли. Мы объясняем разницу между двумя типами «петель» и представляем 33 лучшие картины, основанных на этом приеме.
Заела рутина? Кажется, что каждый день делаешь одно и то же, и постоянно чувствуешь дежа вю? Может, ты просто попал во временную петлю, как герой Билла Мюррея в «Дне сурка»?
Специально для таких случаев наш сайт составил подборку лучших фильмов о временных петлях и способах выхода из них.
Кадр из фильма «Грань будущего»
Классическая «петля времени» — это любые сюжеты, напоминающие «День сурка». То есть, герой хотя бы несколько раз проживает один и тот же отрезок времени, чему-то учится и чаще всего вырывается из замкнутого круга благодаря новым знаниям. Такие истории, как правило, больше похожи на магический реализм, чем на научную фантастику. Хотя иногда, как в «Исходном коде» или «Грани будущего», происходящее могут объяснять псевдонаучной лексикой.
Совсем другое дело — «причинно-следственная петля», когда повторяющаяся последовательность событий является взаимной причиной друг друга. Подобная ситуация обычно обусловлена наличием машины времени или другого аналогичного предмета. Джон Коннор посылает в прошлое солдата, который станет его отцом. Гарри Поттер из будущего спасает свою предыдущую версию от дементоров. Брюс Уиллис оказывается тем самым человеком, смерть которого он видел в детстве. В общем, вы поняли.
Парадоксальность подобных событий разные философские школы рассматривают по-разному (существуют три основные гипотезы — множественных вселенных, центрального наблюдателя и защиты временной последовательности), но в эту тему мы углубимся как-нибудь в следующий раз.
Пока же представляем подборку лучших полнометражных картин, где есть хотя бы один из вариантов временной петли.
ВНИМАНИЕ: ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Классическая петля (как в «Дне сурка»)
1 «Глубокой ночью» (1945)
Кадр из фильма «Глубокой ночью»
Пожалуй, первое появление «классической» петли времени в мировом кинематографе, почти на полвека опередившее сам «День сурка». Антология из пяти рассказов, объединенная общим сюжетом, под конец оказывается сказкой про белого бычка: очнувшийся от кошмарного сна главный герой вновь едет в зловещую усадьбу, чтобы повторить уже показанные на экране события.
2 «Зеркало для героя» (1987)
Кадр из фильма «Зеркало для героя»
Перестроечный фильм Владимира Хотитенко умудряется совместить временную петлю с обычным путешествием во времени. Протагонист из 80-х здесь попадает в послевоенное прошлое, и уже в этом прошлом раз за разом проживает один и тот же день. На удивление смелый фантастический эксперимент для жесткого реалистичного кино о судьбе страны и разрыве поколений.
3. 12:01 PM (1990, а также ремейк 1993 года «Двенадцать ноль одна пополуночи»)
Кадр из фильма «Двенадцать ноль одна пополуночи»
В обоих фильмах в петлю времени попадает весь мир, но только главный герой помнит все «витки». Разница в том, что в оригинальной короткометражке петля длится всего час, а история завершается довольно страшно, в духе «Сумеречной зоны» и «Черного зеркала», а в ремейке у протагониста есть целые сутки и все решено в куда более светлых тонах.
4. «День сурка» (1993)
Кадр из фильма «День сурка»
Бессмертная классика с Биллом Мюрреем о невыносимом и эгоистичном телеведущем, попавшем во временную петлю и лишь после сотен повторений неудачного дня осознавшем, что можно жить не только для себя.
Фильм, чье название стало нарицательным, породил целую череду пародий и подражаний: молодежная комедия «Хочу. Не могу» о зацикленной преждевременной эякуляции, шведский «Снова голый» о просыпающемся в лифте молодожене, его американский ремейк «Голышом» с Марлоном Уэйенсом, российский «День хомячка» с участниками команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта», итальянский ремейк «Уже вчера», сразу три рождественских версии сюжета («Бесконечное Рождество», «Рождество каждый день» и «12 рождественских свиданий»), «Последний день лета» о тяжелом расставании с детством, а также комедийный хоррор «Счастливого дня смерти», о котором мы расскажем ниже.
5. «Беги, Лола, беги» (1998)
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги»
Революционный для своего времени проект немецкого режиссера Тома Тыквера, в котором главная героиня использует дополнительные жизни, как в компьютерных играх, может считаться одним из главных сокровищ нашего списка. Завораживающий бег наперегонки со временем, непредсказуемые сюжетные повороты и фотоистории будущего каждого встреченного персонажа принесли «Лоле» 25 различных наград и сделали Франку Потенте мировой звездой.
Также существует фильм «И пришла Лола», ненавязчиво содравший у Тыквера как фабулу, так и имя героини, но совершенно не сумевший наполнить эту форму содержанием.
6. «Спасение» (Salvage, 2006)
Кадр из фильма «Спасение»
Один из самых эффектных примеров использования тропа, даром что фильм микробюджетный — снятый за жалкие 200 тысяч долларов. Молодая девушка Клэр Паркер раз за разом становится жертвой маньяка Дюка Десмонда, погибая ужасными способами и постепенно открывая чудовищную правду о себе, Десмонде и месте, где они находятся.
7. «1408» (2007)
Кадр из фильма «1408»
В экранизации Стивена Кинга об одержимом номере отеля персонаж Джона Кьюсака подвергается мучительным испытаниям в течение часа, после чего ему предлагают выбор: повторять этот час до бесконечности или воспользоваться «быстрой выпиской» (то есть, покончить собой). Кьюсак выбирает третий вариант.
8. «Треугольник» (2009)
Кадр из фильма «Треугольник»
Мистический триллер, повествующий о том, как жестоко время играет с людьми, и как меняются сами люди, когда им надо защитить себя и своих близких. Молодая мать-одиночка с четырьмя друзьями после кораблекрушения оказывается на таинственной яхте, где маньяк в маске убивает ее спутников. Его удается победить, но смерть убийцы оказывается только началом долгого и страшного путешествия во времени...
Один из немногих фильмов, сочетающих оба варианта временной петли.
9. «Исходный код» (2011)
Кадр из фильма «Исходный код»
Один из самых динамичных вариантов «дня сурка» от сына Дэвида Боуи Данкана Джонса. Персонажу Джейка Джилленхола каждый раз дают всего восемь минут на то, чтобы вычислить преступника, заложившего бомбу в поезд, но за это время он успевает не только провести детективное расследование, но еще и влюбиться, всех спасти и совершить чрезвычайно сомнительный в моральном плане поступок в концовке.
10. «Лимб» (2013)
Кадр из фильма «Лимб»
Автор таких шедевров, как «Куб» и «Пустота», Винченцо Натали на этот раз немного перегнул палку, объединив сразу несколько классических сюжетов (помимо «Дня сурка» фильм отсылает к «Ужасу Амитивилля» и картине «Другие» с Николь Кидман) в нечто не столько пугающее, сколько озадачивающее. Тем не менее любители хорроров и детективов вполне могут оценить старания режиссера.
11. «Грань будущего» (2014)
Кадр из фильма «Грань будущего»
Том Круз, привычно играющий самовлюбленного нарцисса, только на этот раз в мире после нападения жестоких и непобедимых пришельцев, случайно получает суперспособность отматывать время назад в момент смерти. Чем, собственно, и пользуется на протяжении всего хронометража, умирая десятками мучительных и не очень способов. Все связанные с этим трагические и комические ситуации прилагаются.
12. «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016)
Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин»
Не слишком удачная попытка Тима Бертона выстроить свою фэнтэзийную вселенную с захватывающим визуальным рядом, но чрезвычайно запутанным и нелогичным сюжетом. Петля времени здесь тоже присутствует: в ней живут необычные дети на попечительстве мисс Перегрин, скрываясь от Тварей и Пустот (даже не спрашивайте).
13. «Арка» (2016)
Кадр из фильма «Арка»
«День сурка» в постапокалиптическом мире. После ядерной войны планетой правит транснациональная корпорация, которая охотится за новой технологией, способной спасти человечество. Ученый, создавший технологию, вместе с коллегами пытается выжить в борьбе с захватчиками и попадает во временную петлю, где постепенно узнает, кто ему друг, а кто враг.
14. «Счастливого дня смерти» (2017)
Кадр из фильма «Счастливого дня смерти»
В этой подборке мы уже упоминали сюжет «Дня сурка» в качестве романтической комедии, социальной драмы, фантастического боевика, детектива, философского триллера, постапокалиптики и хоррора. Почему бы теперь не посмотреть ту же историю в жанре комедийного слэшера?
Студентка Триш, хамоватая, развязная и эгоцентричная, в свой день рождения становится жертвой маньяка в маске, но не умирает, а начинает все тот же день заново. После череды смертей она, как ни странно, не сходит с ума, а, напротив, налаживает отношения с отцом, находит хорошего парня и начинает лучше относиться к людям. На удивление достойная история морального преображения с непредсказуемым финалом.
15. «Матрица времени»
Кадр из фильма «Матрица времени»
Грустная история старшеклассницы, погибающей в конце дня 14 февраля... Много раз подряд. Прежде чем понять, что нужно изменить в себе, чтобы вырваться из замкнутого круга.
Причинно-следственная петля (как в «Терминаторе»)
16. «Взлетная полоса» (1962)
Кадр из фильма «Взлетная полоса» Пожалуй, первый случай появления причинно-следственной петли в истории кинематографа, заодно послуживший источником вдохновения для «12 обезьян» Терри Гиллиама (хоть сам режиссер это и отрицает).
В оригинальности этому проекту известного документалиста Криса Маркера не откажешь: он черно-белый, длится всего 28 минут и представляет собой ряд сменяющих друг друга под закадровый текст фотографий, а главной музыкальной темой здесь выступает литургия Петра Гончарова «Кресту Твоему». Добавьте к этому картины постапокалиптической Франции и научно-фантастический сюжет о связи прошлого, будущего и настоящего — и получите приблизительное впечатление об этом удивительном фильме.
17. «Терминатор» (1984) и его сиквелы
Кадр из фильма «Терминатор»
Классический триллер Джеймса Кэмерона о будущем губернаторе Калифорнии, убивающем беззащитных женщин с еврейскими именами, завязал одну из самых знаменитых временных петель в истории. Джон Коннор появился на свет только благодаря тому, что он сам из 2029 года отправил в прошлое своего отца, а «Скайнет» было бы невозможно создать без деталей терминатора, которого сама «Скайнет» послала убивать Сару Коннор. Как это все возможно, фанаты ломают мозг уже больше 30 лет.
18. «12 обезьян» (1995)
Кадр из фильма «12 обезьян»
Брюс Уиллис из антиутопического будущего поневоле становится путешественником во времени. Он старается предотвратить распространения убийственного вируса, но лишь с третьей попытки попадает в нужное время и даже там не может ничего сделать, погибая от пули полицейского. Петля здесь, собственно, в том, что герой Уиллиса умирает на глазах у детской версии самого себя, и эта смерть (как оказалось, его собственная) будет преследовать его всю жизнь.
Позже очень похожую идею использовали в истории Ходора из «Игры престолов».
19. «Провал во времени» (1997)
Кадр из фильма «Провал во времени»
Героиня фильма Карин становится свидетельницей бойни, учиненной персонажем Джима Белуши, и, спасаясь бегством, натыкается на ученого, работающего над перемещениями во времени. После ряда попыток изменить прошлое Карин понимает, что все становится только хуже, и решает просто не вмешиваться в событие. На удивление, после этого число жертв действительно уменьшается, а убийца погибает.
20. «Донни Дарко» (2001)
Кадр из фильма «Донни Дарко»
Культовый научно-фантастический фильм, сделавший Джейка Джилленхола суперзвездой. Упавший с неба двигатель самолета, парень в костюме оскаленного черного кролика, книга о философии перемещения во времени и сложный выбор между собственным спасением и жизнями десятков других людей — все эти детали стали уже почти классическими. Главное, не перепутать эту картину с «Донни Браско», тоже культовым кино, но совсем о другом.
21. «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)
Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Маятники времени — один из самых спорных элементов во вселенной Роулинг, заметно меняющий представление о важности происходящих в серии событий, и неудивительно, что после «Узника Азкабана» писательница ни разу не использовала этот девайс для продвижения сюжета (за исключением пьесы «Проклятое дитя», которая в сущности фанфик). Однако в самом «Азкабане» он оказывается весьма кстати.
В третьей части хогвартских приключений волшебник с молнией на лбу и его друзья несколько раз уходят от гибели, как кажется, чудом, но на самом деле спасение утопающих оказывается делом самих утопающих. Героев каждый раз прикрывают их «будущие» версии.
22. «Детонатор» (2004)
Кадр из фильма «Детонатор»
Пожалуй, самый научно точный (и потому весьма сложный для неподготовленного зрителя) фильм об этической стороне путешествий во времени, снятый всего за 7 тысяч долларов, но получивший признание как критиков, так и зрителей. Для описания происходящих в «Детонаторе» временных перемещений существуют целые графики, в которые можно залипать едва ли не часами.
23. «Дежа вю» (2006)
Кадр из фильма «Дежа вю»
Довольно запутанная детективная история с Дензелом Вашингтоном, который в роли агента ФБР, пытаясь предотвратить взрыв парома с многочисленными жертвами, отправляется в прошлое с помощью новых технологий, но понимает, что уже безуспешно делал нечто подобное раньше. Впрочем, все заканчивается относительным хэппи-эндом.
24-25. «Временная петля» (2007) и «Петля времени» (2012)
Кадр из фильма «Временная петля»
Российские адаптаторы, по всей видимости, поставили себе целью как можно сильнее озадачить своего зрителя, затруднив ему поиск фильмов в интернете. Испанскую ленту режиссера Начо Вигалондо «Преступления во времени» они назвали «Временной петлей», а американский блокбастер Looper (то есть, тот, кто замыкает петлю, по сюжету это вообще самодостаточный термин) — «Петлей времени». Вот и попробуй разобраться.
Фильмы не имеют друг к другу никакого отношения, но оба достойны просмотра.
Кадр из фильма «Петля времени»
Испанская картина исследует сам процесс пребывания во временной петле, заставляя зрителей сидеть с упавшей челюстью после каждого нового сюжетного поворота, но приходит к выводу, что спорить со временем бесполезно.
Голливудский фильм с Брюсом Уиллисом и Джозефом Гордоном-Левиттом, напротив, рассуждает на темы личного выбора, самопожертвования и изменений, происходящих в человеке с возрастом.
26. «Тайна перевала Дятлова» (2013)
Кадр из фильма «Тайна перевала Дятлова»
Реальная история о гибели на Урале девяти опытных туристов под руководством Игоря Дятлова в 1959 году за полвека обросла многочисленными слухами и интерпретациями, по каждой из которых можно было бы создать отдельный фильм. Однако Ренни Харлин, снявший второго «Крепкого орешка», четвертый «Кошмар на улице Вязов» и единственного «Скалолаза», решил использовать все возможные сюжеты в одной истории. Поэтому не удивляйтесь, что в картине есть и телепортация, и зомби, и временная петля.
27. «Дом в конце времен» (2013)
Кадр из фильма «Дом в конце времен»
Еще один замысловатый ужастик, совмещающий временную петлю с фильмом «Другие». Привидение, терроризирующее семью главной героини Дульче, оказывается ей самой, перенесенной проклятым домом из будущего. Как она выберется из этой петли и выберется ли вообще, лучше смотреть в самом фильме.
28. «Люси» (2014)
Кадр из фильма «Люси»
Наркотический трип Люка Бессона, основанный на известном мифе о том, что человек использует лишь 10 процентов мозга, получился глупым, но веселым. Без временной петли здесь тоже не обошлось: превратившаяся в сверхчеловека Люси в исполнении Скарлетт Йоханссон перемещается в прошлое и запускает эволюцию человечества, прикасаясь к своей доисторической тезке.
29. «Патруль времени» (2014)
Кадр из фильма «Патруль времени»
Не путать с одноименным (снова спасибо нашим переводчикам) боевиком с Ван Даммом 1994 года, в котором, к слову, тоже есть путешествия во времени.
Новый «Патруль» (в оригинале Predestination — предопределение), основанный на рассказе Роберта Хайнлайна «Все вы зомби», пожалуй, самый мозговыносящий «петельный» фильм в истории. Сюжетный поворот здесь, в общем-то, ровно один, но то, как именно и сколько раз он будет использован, поразит воображение даже давних поклонников научной фантастики.
30. «Интерстеллар» (2014)
Кадр из фильма «Интерстеллар»
Мало того, что «будущий» Купер (Мэттью Макконахи) сам запустил всю историю, показанную нам на экране, подавая знаки себе прошлому из многомерного пространства внутри черной дыры, так еще и само это пространство было вручную создано человечеством будущего специальной для этой цели. Настолько удобного сюжетного поворота мировой кинематограф еще не знал. Во всяком случае, до появления «пророчества доктора Стрэнджа» из «Мстителей. Войны бесконечности».
31. «Прибытие» (2016)
Кадр из фильма «Прибытие»
Главная героиня спасает пришельцев (а, соответственно, и человечество) от гибели, ментально побывав в будущем и спросив китайского генерала, как именно она убедила его не атаковать прибывших из других миров «осьминожек». Генерал из будущего оказался так любезен, что поделился с ней и своим номером телефона, и правильными словами.
32. «Невероятные приключения Билла и Теда» (2 фильма, 1989, 1991)
Кадр из фильма «Невероятные приключения Билла и Теда»
Герои молодежных комедий (один из которых — юный и почти неузнаваемый Киану Ривз) гениально используют временную петлю в своих целях. В первом фильме отец Теда потерял ключи, и Билл предположил, что они могли вернуться во времени, взять эти ключи и спрятать их где-нибудь. Просто поискав в этом условном месте, ребята обнаруживают искомое.
Во втором на этом приеме построена вся кульминация: и главные персонажи, и антагонист буквально производят предметы из воздуха, просто подумав, что могли бы вернуться в прошлое и оставить их для себя.
33. «Планета обезьян» (5 фильмов, 1968-1973)
Кадр из фильма «Планета обезьян»
Мета-вариант временной петли. Вся серия из пяти фильмов укладывается в закольцованный сюжет, где последняя часть является одновременно приквелом к первой. Можно начать смотреть с любой части и продолжить в нумерологическом порядке, чтобы самому сформировать временную петлю.
P.S. Отметим, что не включили в подборку ряд фильмов о путешествиях во времени, где петля присутствует лишь в эпизодах: «Эффект бабочки» (случаи «затмения» у героя в детстве), «Назад в будущее» (исполнение песни Чака Берри, которую тот написал под влиянием, как оказалось, самого себя), «Доктора Стрэнджа» (зацикливание монстра Дормамму) и некоторые другие. И, разумеется, далеко не каждая картина с таймтрэвеллингом вообще содержит в себе временную петлю.
фильм в котором день повторяется
Жанр: боевик, фантастика. Оценки: КП 7.9; IMDb 7.9.
В недалёком будущем на Землю нападают пришельцы, названные мимиками, и людям приходится воевать с куда более продвинутой расой. Дело в том, что мимики обладают способностью возвращаться назад во времени, чтобы менять положение дел в свою пользу.
Майор Уильям Кейдж погибает в бою с захватчиками, но за секунду до смерти в него попадает кровь пришельца. И теперь герой сам начинает постоянно возвращаться в начало дня. Отныне и он при желании может изменить ход сражения и всего противостояния.
Вот только он является пиарщиком, отправленным на передовую в наказание, а не настоящим военным, поэтому после каждой своей смерти ему приходится искать умелых бойцов, которые поверят ему и помогут одолеть инопланетян.