Банные сцены в мировом кинематографе
Джордж Тэйлор получил на войне амнезию. Он не помнит ничего, даже своего имени, но записка найденная в его бумажнике, говорит о том, что кто-то его ненавидит. Приехав в Лос-Анджелес, в отель, где по некоторым сведениям он жил раньше, он пытается найти хоть что-то, связанное с его прошлым. Он забирает из бюро хранения свой портфель, там он находит еще одну записку от его друга Ларри Кравэта. И, пытаясь найти своего друга, он вскоре понимает, что этого человека окружает странная тайна...
банные сцены в мировом кинематографе
«Тот день банным был, и, когда наступило их время, девушки в предбаннике на новенькую, как на чудо, глядели… В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка».
И тем не менее режиссер Станислав Ростоцкий из этого писательского минимума в своем фильме создал полновесную сцену, считая этот эпизод очень важным для всей идеи фильма — ведь эти красивые и юные девушки наравне с мужчинами несут все тяготы войны и вскоре погибают от пуль фашистовp>
Сцена стала настолько яркой и значимой для фильма, что во всех последующих ремейках (не экранизации повести, как заявляли последователи, а, по сути, именно ремейках фильма Ростоцкого) она была повторена. В тех или иных вариантахpp>Так Ренату Давлетьярову (ремейк 2015 года) «банной обнаженки» показалось маловато, и он добавил сцену купания героинь под водопадомp>
Китайский режиссер Мао Вэйнин (ремейк 2005 года) за неимением в Китае русской бани поместил приглашенных в сериал русских актрис в японские (?) фурако — огромные деревянные бочки с горячей водойp>
Но насколько была оригинальной «банная сцена» девушек в военное время? Вряд ли судьбы девушек на войне волновали только Ростоцкого и автора повести. Поднималась ли до них в искусстве эта тема в именно таком аспектеp>
Неожиданный ответ на этот вопрос нашелся на сайте SA-kuva среди 160 тысяч финских фотографий времен Второй мировой войны. И интересное совпадение — совпадение по времени вымышленных автором повести событий («Шел май 1942 года») и реальных событий, имеших место, но… по другую сторону фронтаp>
Небольшая историческая справка по военной ситуации в Карелии — месте, выбранном автором повести для сюжетной линииp>
Карельский фронт существенно отличался от других фронтов Великой Отечественной войны. Он был самым протяженным — более полутора тысяч километров, и самым малопригодным для человеческого существования. Суровый климат и сложнейший рельеф местности (скалы, непроходимые болота, быстрые реки и студеные озера, сильные морозы зимой и дурная погода летом) обусловили бездорожье и малонаселенностьp>
Отсюда и вторая особенность Карельского фронта: он не имел сплошной линии фронта — только очаги сопротивления со своими линиями соприкосновения с противником, с незакрытыми участками между ними, через которые просачивались в тыл соперника как советские партизанские отряды, так и диверсионные группы противника Красной армии (в основном — финские, гораздо реже — немецкиеp>
Еще одна особенность фронта: на оккупированной территории не было баз с продовольствием и оружием, основная масса населения эвакуировалась, поэтому партизанские отряды совершали рейды в тыл врага из советской прифронтовой зоны, где они постоянно и базировалисьp>
На ребольском направлении (Реболы — село в Центральной Карелии) войска Красной армии сдерживали наступление финской 14-й пехотной дивизии, стремящейся выйти к Кировской (Мурманской до 1935 года) железной дороге и Беломорско-Балтийскому каналу. После ожесточенных боев линия фронта на этом направлении надолго — с конца сентября 1941 до июня 1944 года — установилась восточнее Ругозера (Рукайярви), где обе стороны закончили оборудование плацдармов, опорных пунктов и подготовились к окопной войнеp>
По всей видимости, отсутствие активных боевых действий на этом участке Карельского фронта позволило солдатам финской 14-й пехотной дивизии разнообразить свой досуг и поучаствовать в своеобразном конкурсе поделокp>
И как тут не вспомнить фразы повести Васильеваp>
«А здесь был курорт».
иp>
«От тишины и безделья солдаты млели, как в парной».
Итак, в мае 1942 года, задолго до того, как у Бориса Васильева возникла идея написать повесть, а Станиславу Ростоцкому экранизировать ее, в оккупированной финскими войсками деревне Андронова Гора (Онтросенваара), где располагался штаб 14-й пехотной дивизии, была организована выставка конкурсных работp>
Среди самых престижных работ, выполненных солдатами дивизии на досуге и представленных на конкурс поделок (кубков и чашек из дерева, плетеных сумок и лаптей из бересты), внимание фотографа привлек рисунок девушек в банеp>
Поскольку страсть финнов к сауне стала практически их второй национальной религией, то не удивительно, что финский солдат на досуге написал картину на банную темуp>
Возможно, она принадлежит кисти младшего сержанта Саркама (Sarkaman), который в том же мае 1942 года снят фотографом за работой над картиной «Сквозь огонь и дым из местности Омеля» (Омеля, она же Емельяновка, была местом ожесточенных боев в сентябре 1941 года).
Вряд ли в дивизии был еще один художник. Иначе бы он нашелся на многочисленных архивных фотографиях того же мая 1942 года, где многие авторы выставочных работ запечатлены в процессе их изготовления, как и сержант Саркама.
Остается только гадать, кто вдохновил художника-любителя создать «банную» картину, кого он изобразил на нейpp>На этом участке фронта трудилось более тысячи женщин, так называемых «Лотт» — членов женской военизированной организации «Лотта Свярд». Позировали ли они художнику, или это результат его фантазии? Может быть, он рисовал по памяти и на картине — довоенные воспоминанияp>
Вопросы, вопросы, вопросыp>
Но в любом случае неизвестная ранее картина с «банной сценой» однозначно опередила замыслы создателей популярных фильмов.
В самом конце 90-х годов на экраны вышел фильм «Особенности русской бани», отразивший, пусть и в комедийной форме, то особое отношение к банным традициям, которое издавна отличает наш народ. Чуть позже на волне зрительского интереса появилась и вторая часть «Особенностей русской бани». Банные эпизоды можно без труда вспомнить в знаменитом цикле фильмов про особенности русской охоты и рыбалки. Сериал «Воскресенье в женской бане» тоже уделяет бане большое внимание.Классика новогоднего жанра
Кинематограф в новейшей российской истории частенько обращается к банной теме, отправляя героев фильмов в сауны или бани. Но, безусловно, основу этой кинотрадиции заложило еще советское кино. И как тут не вспомнить классику новогоднего жанра — «Иронию судьбы», имеющую во второй части названия еще и знаменитое пожелание «С легким паром!» Конечно, сама идея съемок в бане принадлежит не Эльдару Рязанову, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить первый эротический эпизод истории советского кинематографа в фильме «А зори здесь тихие» и другие известные картины, съемки которых проходили в банях. Но именно с «Иронии судьбы» посещение бани или сауны 31 декабря стало общенациональной традицией.
Банные традиции в кинематографе — «Ирония судьбы, или с легким паром!»
В сцене, где Женя Лукашин выпивает с друзьями после бани, блистательно (и достоверно!) сыграли выдающиеся актеры Андрей Мягков, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский. Кажется, что мы помним каждую реплику, звучащую в этом эпизоде.
«Ирония судьбы» наглядно демонстрирует исключительную роль, которую играет в обществе кинематограф. Эпизод телефильма, с которого и начинается завязка известного сюжета, заставил миллионы людей в следующий же предновогодний день отправиться в бани. За более чем 30 лет, прошедших с момента выхода фильма на телеэкраны, уже не одно поколений наших соотечественников переняло эту замечательную традицию. И дело не в том, что все посетители сауны или бани мечтают 31 декабря улететь по случайности в другой город, как это сделал герой Андрея Мягкова. Просто в массовом сознании закрепилось убеждение, что Новый год лучше всего встречать чистым.
К тому же, посещение бани или сауны перед Новогодним праздником позволяет встретиться с друзьями и подругами, посидеть, немного выпить. Это ведь в советские времена в банях со спиртным были проблемы, поэтому киногероям, точнее герою Георгия Буркова, «Ирония судьбы» пришлось захватить водку с собой. А современные сауны СПб специально оборудованы помещениями, где можно перекусить, заказав блюда из ресторанного меню, и выпить те напитки, которые посетители предпочитают после банных процедур. (Не возбраняется, впрочем, по старой привычке приносить спиртное с собой).
Банная традиция — оригинальная встреча Нового года
В наше время очень многие соотечественники бывают в сауне или бане 31 декабря днем. Но всё чаще компании остаются в банных заведениях на всю новогоднюю ночь. В наши дни сауны Санкт-Петербурга располагают всем необходимым, чтобы там можно было весело и запоминающее встретить Новый год. Помимо парной, бассейна, джакузи, в сауне есть и караоке, и танцпол, и большой телевизор, поэтому привычный просмотр телеобращения президента посетители сауны не пропускают. Можно развлечься, поиграв в бильярд или настольный теннис. В общем, развлечений в сауне достаточно. Сюда можно и Деда Мороза со Снегурочкой пригласить, и елочку тут нарядят.
Надо заметить, что сейчас в сауны люди приходят отмечать не только Новый год, но и другие праздники, в том числе, например, День святого Валентина, а также дни рождения. Сауна, кроме того, является подходящим местом для проведения корпоративной вечеринки.