Играющий ребенок
играющий ребенок
Ребенок играющий
Уважаемые родители!
Наша консультация посвящена самому важному явлению периода дошкольного детства - игре.
Цель консультации – убедить вас в том, что для ребенка-дошкольника игра - это не просто развлечение, забава. Это - настоящая жизнь малыша, жизнь сегодня и сейчас. Для ребенка игра - это целый мир. То, что отражает ребенок в игре, он привносит из реального мира. А реальный мир таков, каков его сделали мы, взрослые.
Игра как явление интересует ученых разных направлений науки: философов, этнографов, историков, литераторов, биологов, искусствоведов, и, конечно же, психологов и педагогов. Это явление очень многогранное, словом «игра» в русском языке обозначаются разнообразные стороны жизни. Например, «политические игры», «игра оркестра», «игра света и тени», «игра смыслов», «игра разума» и т.д. Словом «игра» мы обозначаем соревнования, состязания, забаву, развлечение, занятие, деятельность.
Присмотритесь внимательнее к своему ребенку. Думаете, он играет, забавляет себя, действуя с игрушками и предметами? Нет, он сейчас, во время игры, вдохновенно живет! И чем свободнее игра ребенка, тем больше она развивает ребенка.
Свободная игра сродни путешествию в неизведанные места, когда происходят удивительные открытия, постигаются новые знания, расширяются отношения. Поэтому игру ребенка-дошкольника называют ведущим видом деятельности, то есть деятельностью, которая ведет развитие личности. Если ребенок не играет - он не развивается. В основе игры лежит осознание мира предметов и человеческих отношений.
Психологи утверждают: «Игра - это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослыми».
Действительно, ребенок не может полноценно участвовать в реальности, но он её осваивает за счет переноса реальных действий и отношений в игровую ситуацию.
Например, в реальности ребенка кормят взрослые, а он кормит куклу, игрушку, при этом, не используя реальных предметов, действий, но «включает» воображаемую ситуацию «как-будто». Это уже психический процесс, развитие психических функций.
Американская исследовательница Пенелопа Лич утверждает, что ребенок никогда не играет ради забавы, просто так. Игра - это процесс познания, обучения, закрепления того, чему ребенок научился. В игре происходит развитие физических способностей ребенка, его органов чувств, сенсорики, и, конечно, его разума, сознания, мышления, речи, памяти. Игра ребенка сродни деятельности взрослого. Настоящая, полезная игра не только приносит удовольствие, она еще и формирует умение преодолевать трудности. Например, конструируя гараж, дом, забор из строительного материала, ребенок вынужден координировать свои действия, добиваясь устойчивости, сохранности постройки.
В процессе игр развивается мышление ребенка, его аналитико-синтетическая деятельность. По данным исследований отечественного ученого Н. Н. Поддъякова, ребенок изучает, познает мир, играя и действуя с окружающей реальностью.
Обыденные предметы дают огромное количество сведений малышу о свойствах, назначения, качествах. Играя, например, с ракушками, раскладывая их по коробочкам, шкатулкам, ребенок применяет мыслительные операции классификации, группировки, сравнения.
Многие ученые высоко оценивают для развития ребенка игры в «работу по дому». Сюжетно-ролевые игры с бытовым сюжетом - захватывающая деятельность для ребенка. От совместной со взрослым работы малыш постепенно переходит к тому, чтобы заиметь «свой домик», «шалашик», чтобы в нем делать уборку самому, очищать мебель, готовить, стирать и пр. Таким образом, от постижения действий, ребенок переходит к постижению отношений. В этих играх ребенок чувствует себя взрослым, большим, всемогущим, ему открывается мир во всем многообразии.
Содержание игр детей всегда зависит от того, какой мир окружает ребенка. Изменения в социальной жизни отражаются на играх дошкольников. Если сравнить игры детей тридцать, двадцать лет назад и современные игры, то отличия по содержанию очень существенны. Если еще в семидесятых годах двадцатого века, играя в «войну», дети отражали исторические события ВОВ, то в наши дни дети играют в «войнушку», воспроизводя в этой игре конгломерацию своих впечатлений из кино («звездные войны»), компьютерных игр, телепередач. В любом случае, дети отражают те впечатления от окружающего мира, в котором они находятся. Современный мир наполнен агрессией, взрослые часто находятся в подавленном эмоциональном состоянии. И неслучайно появились игрушки с мрачным «посылом», содержанием как отражение современного общества.
Думая и заботясь о будущем своих детей, мы все-таки должны исходить из того, что истинная игра приносит ребенку удовольствие, настоящее удовольствие от воплощения своих сил, энергии, стремлений. Поэтому родители и педагоги, понимая ценность игры для развития ребенка, должны создавать условия и возможности для формирования игрового опыта детей. Причины, которые побуждают ребенка играть-это прежде всего любопытство и потребность активно действовать. Из этого «сырья» создаются интересы человека.
Отечественные ученые пришли к выводу, что играющих детей можно условно разделить на две группы:
дети, играющие со «вкусом», ярко, азартно,
дети, играющие уныло, скучно.
Из первых вырастают оптимисты, умеющие преодолевать трудности и проблемы, из вторых-пессимисты, видящие проблемы даже там, где их нет.
Поэтому родители должны «лелеять» игру ребенка. Дома необходимо выделить место для игр, игрушек. Детскую комнату лучше обставлять именно как детскую игровую, а не спальню ребенка. Игрушек не должно быть слишком много (чтобы не получилось как в знаменитом французском фильме «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли). Родителей больше должно заботить не количество игрушек, а то, чтобы ребенок играл с игрушками, предметами, играл разнообразно, фантазийно!
Чем младше ребенок, тем более он нуждается в играющем партнере. Поэтому мама и папа должны стать им для малыша. В совместных с родителями играх дети осваивают правила взаимоотношений, умение пользоваться условной ситуацией, создавать недостающие для игры предметы. То есть родители становятся носителями игрового опыта для своего малыша. И важен при этом психологический момент: играя с ребенком, взрослые укрепляют в нем уверенность, что они любят его и заботятся о нем.
Для того, чтобы развивать игру ребенка, нужно обогащать его опыт и знания об окружающем. Гуляя с ребенком, посещая магазины, аптеку, театр, цирк и др. места следует обращать внимание детей на то, какие профессии людей бывают, какие действия совершают эти люди, в чем смысл этих действий. Кухня может стать местом для формирования ролевого игрового опыта детей, а также обеспечить возможность для умственного развития ребенка. Например, раскладывая покупки, задавайте вопрос: «Где хранится крупа?», «Куда положим творог?» - это способ формирования простых классификаций. Вечером умамы и папы должно найтись 5-10 минут для маленькой игры-драматизации или инсценировки по любимой сказке или жесочиненной вместе с ребенком. А помогут разыграть сюжет имеющиеся игрушки или созданные из кусочков ткани, меха, фантиков, ниток. Формируя ролевой диалог, родители подсказывают ребенку фразу, которую малыш повторяет от лица своего игрового персонажа. Время, которое родители провели с ребенком в совместной игре, по своей ценности несравнимо сравнимо ни с чем.
Таким образом, развивая игру, родители обогащают представления ребенка об окружающем через наблюдения, беседы, разговоры, совместные действия, активизируют деятельность малыша черед дидактические игры, упражнения, показы, театрализованные игры, вопросы, диалоги. Важно также создавать игровую среду не только за счет приобретения готовых игрушек, но и материалов для самостоятельного изобретения предметов для игры.
Добавлен
Происхождение и место
Время года и суток
Почему ребенок играет?
Представление взрослых о счастливом детстве связывается обычно с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребенка и что такое детская игра для взрослых — родителей, воспитателей?
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. Это не случайно. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой.
— Что ты делаешь?
— Я играю.
Это типичный ответ маленького ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: строительство дома из кубиков, насыпание песка в ведерко, бросание мяча, разбрызгивание воды, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр. Другими словами, для ребенка игра— это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные «миру взрослых». Для ребенка игра — способ его самореализации и самовыражения.
В игре ребенок таков, каким ему хочется быть,— добрый волшебник, герой-воин, летчик-космонавт, воспитатель, путешественник и т. п. В игре ребенок там, где ему хочется быть,— на Луне, на дне моря, в школе и т. п. Он участник интересных и привлекательных событий — лечит сольных, сражается с драконом, тушит пожар, учит детей и тому подобное. Что из того, что малыш не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль, может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и происшествиями, строить гаражи для машин, ангары для самолетов и целые города. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка,— тоже не беда. Ведь он может «учить» своих кукол, плюшевых зайцев и медведей, ставить им оценки и объяснять задачи. А может и сам стать учеником, приспособив бабушкину сумку вместо ранца и записную книжку вместо букваря.
Игра позволяет ребенку «остановить мгновение», повторить и прожить его еще много, много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре.
У каждого ребенка — свой мир игры. Но когда он попадает в общество сверстников (а это происходит довольно рано), он открывает для себя «миры» других детей. Это очень увлекательно и интересно, но и очень трудно — понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир. Эта задача и для взрослых является сложной. А как справляются с нею дети? По-разному, иногда им это удается, иногда нет. Путь налаживания совместной игры для детей очень непрост.
Четырехлетняя Маша на вопрос, с кем и во что она играла в детском саду, отвечает:
— С Сашей, в Снусмумрика (персонаж сказки «Шляпа волшебника» шведской писательницы Туве Янссон).
— Но ведь Маша не знает сказку про Снусмумрика?
— А я ей рассказала.
Это один способ конструирования совместной игры, и, скажем сразу, не самый простой.
Нужно, чтобы все играющие знали содержание предстоящей игры, имели представление о коллизиях, которые будут в ней развертываться. Использование литературных произведений, сказок, кинофильмов в качестве основы для построения совместной игры доступно лишь детям, хорошо владеющим речью, умеющим рассказать партнерам содержание сюжета, объяснить правила игры, т. е. детям старшего дошкольного возраста. Из приведенного примера неясно, Смогла ли четырехлетняя девочка объяснить своей подружке, во что она играет, так, чтобы та ее поняла. Скорее все же она играла в «Снусмумрика» одна, а вторая девочка лишь наблюдала за ее игрой или была занята своей.
По данным известного швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать какое-либо новое содержание в доступной для понимания другого ребенка форме появляется у детей лишь к семи годам; до этого возраста взаимопонимание детей основывается на уже известных им общих содержаниях.
Такими общими содержаниями для малышей являются традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира, живущие в разных странах и даже на разных континентах, играют в «дочки-матери», в «войну», в «школу» и т. п. К этим традиционным сюжетам ребенок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего детства.
Вообще, игра со старшими или взрослыми для ребенка гораздо легче, чем игра со сверстниками. Ведь если и нужно что-то объяснить, достаточно намека, реплики — взрослый все поймет с полуслова. Для маленького ребенка он «универсальный пониматель». Поэтому игра со старшими — необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.
Но вот дети играют одни. На первых порах из-за взаимного непонимания льется море слез, возникает много обид. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети, объединяясь вновь, уже стараются удержать друг друга, налаживают игру, пусть простую и нехитрую (по сравнению с их индивидуальными возможностями), но общую. Построив сюжет, они сохраняют его, и до поры до времени он многократно повторяется. И эти повторения одной игры уже вызваны не только желанием «остановить время», повторить какое-то событие, но и стремлением сохранить совместность повторить удовольствие от общения со сверстниками.
Дети подрастают, набираются опыта, и их совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известных всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов — построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры — жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, т. е. языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют детям достигать взаимопонимания в игре — раскрывать свой замысел игры другому, вбирать в свою игру замысел другого.
Пятилетняя Марина хочет играть в «доктора». Она раскладывает игрушечные медицинские инструменты и начинает лечить куклу. А Дима берет автомобиль и начинает его возить. Но очень хочется играть вместе, и он обращается к Марине:
— А давай, я в аварию попал и меня ранили! А ты на «скорой» приехала.
— Давай!
Детям не приходится объяснять друг другу, чем они были заняты — предметно-игровой ситуации (автомобиль, набор медицинских инструментов) и действий с игрушками достаточно, чтобы они поняли друг друга.
Эта особенность игры позволяет детям даже разных национальностей общаться, понимая друг друга.
В самом начале статьи мы указали, что специфичным для детской игры является ее необязательный, свободный характер. Однако задумаемся: совершенно ли свободен ребенок в игре? Посмотрим еще раз внимательнее на детскую игру. Оказывается, нельзя говорить о полной свободе. Ребенок, ситуативно свободный от непосредственного воздействия и обязательных требований взрослого, не свободен от того социального мира, в котором он существует, от сложившихся в обществе игровых традиций. Кроме того, свобода в игре ограничена его умениями и неумениями, способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет.
Разберем подробнее, что все это значит.
Является ли мир, который строит ребенок в игре, иллюзорным, или этот мир — копия реального окружающего его мира? Современные ученые считают, что содержание игры — это и не иллюзия, и не копия реального мира, а активное, творческое воссоздание его. Основные элементы, из которых строится игра,— персонажи, события, ситуации,— безусловно, являются отражением в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач и пр. И в этом смысле содержание игры ограничено знаниями ребенка. Однако в соединении, комбинировании знаний, полученных из разных источников, ребенок достаточно свободен; и чем старше он становится, тем больше содержание его игры выходит за пределы жестких связей непосредственно воспринятого. Это одна тенденция в развитии игры.
Обратим внимание и на другую существенную тенденцию в развитии детской игры — все более полное и точное воссоздание окружающей действительности, которое, прежде всего, обнаруживается в предпочтении детьми игрушек, наиболее точно копирующих настоящие предметы, и в отказе от условных игрушек, лишь в общей форме обозначающих предмет. Если нет игрушки — копии настоящего предмета, то ребенок скорее обозначит его с помощью действий и слов, чей будет использовать предмет, лишь отдаление напоминающий настоящий. Ребенок трех лет будет с удовольствием скакать на лошадке-палочке, тогда как старший дошкольник шести-семи лет уже сочтет для себя такие действия смешными и странными.
Обе эти тенденции (выход за пределы жестких связей реального и свободное комбинирование знаний, с одной стороны, и желание, чтобы все было «как настоящее», с другой) приводят к затейливым сочетаниям, казалось бы, для нас, взрослых, несовместимых вещей — реального и воображаемого возможного и невозможного. В игре дети сажают Бабу Ягу в вертолет и отправляют ее спасать полярников, оказавшихся на льдине; волшебная золотая рыбка дарит старухе из сказки А. С. Пушкина цветной телевизор и т. п.
Таким образом, свобода ребенка в игре определяется, прежде всего, имеющимися у него знаниями о «настоящем» мире и возможностями их комбинирования.
Вторым фактором, который определяет действия и до известной степени ограничивает свободу ребенка в игре, являются сложившиеся в обществе игровые традиции, культура игры. И традиционные сюжеты детских игр, и производимые обществом игрушки, задавая события, персонажей, последовательность событий, определяют конкретную тематику игры, ограничивают ее проигрыванием определенных сюжетных образцов, обыгрыванием имеющихся игрушек.
Очень часто попытки кого-либо из детей выйти в игре за пределы традиционного сюжета наталкиваются на сопротивление других членов играющей группы («Ты не так играешь!»). Освобождение от давления игровой традиции связано с постепенным осознанием и вычленением ребенком общих сюжетных схем, которые, будучи освоены, наполняются различным конкретным содержанием. В таком усвоении и «расшатывании» традиционных сюжетных образцов значительную роль играют и родители, и группа детей, так как именно в совместной игре малейшее отклонение в развертывании традиционного сюжета кем-то из взрослых или детей приводит к столкновению с привычными представлениями.
Игровые действия могут носить существенно различный характер. Скажем, куклу в игре можно кормить по-разному. Можно просто подносить ложку ко рту куклы, а можно подробно изображать этот процесс — зачерпывать «еду» из тарелки, осторожно подносить ложку ко рту куклы, опрокидывать ее кукле в рот и т. д. В первом случае действие носит обобщенный и свернутый характер по сравнению с реальным действием, во втором — оно является более подробной и точной его копией.
По форме игровое действие тоже может быть разным: это действие с предметом (игрушкой), или действие с воображаемым предметом (чисто изобразительное) или действие-слово. Ребенок, играющий в «доктора», «делает уколы» по-разному. Он может, пользуясь игрушечным шприцем, очень точно копировать действия врача, может только изобразить это действие при отсутствии подходящего предмета, а может и вовсе сказать: «Чик! Укол сделан!»
Разумеется, чем разнообразнее способы выполнения игрового действия детей, тем более свободны они в игре.
Итак, чем больше ребенок имеет знаний, чем раньше он приобщается к игровой традиции и овладевает способами построения игры (сюжетными схемами и игровыми действиями), тем более он свободен в своей игре — конструировании и реализации игрового замысла, построении своего «мира».
Исследования многих психологов и педагогов, в частности российских, показывают, что полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийным порядком нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если взрослые (родители и воспитатели) специально, целенаправленно управляют этим процессом — формируют у детей игровую деятельность. Но здесь мы приходим еще к одной проблеме. А нужно ли заниматься формированием игры у ребенка? Пусть она складывается стихийно — у одного медленнее, у другого быстрее, а у третьего, может быть, вовсе не складывается. Так ли уж это важно — больше удовольствия и свободы в жизни ребенка или меньше? Все равно, игра — пустое занятие, важно лишь то, что она позволяет самому взрослому освободиться от ребенка («Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!») - А как он играет и насколько овладел игрой — неважно.
Это, по сути, взгляд на игру со стороны взрослого, руководствующегося здравым смыслом. Специалисты — психологи и педагоги — смотрят на это иначе. Оказывается, все важно. И как ребенок играет (умеет он играть или нет), и во что он играет, и какие формы игры у него преобладают, и с кем он играет—со старшими, сверстниками или совсем один. Психологи и педагоги всего мира считают, что игра имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка.
Если обратиться к истории изучения игры, то можно обнаружить, что человечество прошло долгий путь, прежде чем признало за игрой какие-либо «полезные» функции. Не случайно большинством исследователей она рассматривалась, прежде всего, как активность, доставляющая удовольствие, наслаждение и противопоставлялась «работе».
Такое положение вещей было связано с тем, что искали «сиюминутную» полезность игры. И действительно, находили ее только в том, что игра просто обеспечивала занятость ребенка.
Пожалуй, одним из первых, кто указал на перспективную полезность игры, был немецкий ученый Карл Гроос, предложивший рассматривать игру как инстинктивную подготовку к будущей «взрослой» жизни: игра девочек в куклы — это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну — проявление охотничьего инстинкта и т. п.
Современные ученые далеки от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу и приравнивать ее в этом смысле к игре животных, как это делал К. Гроос, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователями всего мира за аксиому.
В чем же заключаются функции игры в развитии ребенка?
Основная и самая широкая функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребенка. Именно через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфически человеческими формами поведения, способами действия с предметами. Это обеспечивается особым — замещающим — характером игровой деятельности, которая, сохраняя смысл и содержание самых различных форм человеческой деятельности, делает их доступными для детей за счет отсутствия обязательности, требований определенного продукта, присущих «настоящей» деятельности.
С этой наиболее широкой функцией игры связаны и остальные ее функции. В силу того что через игровую деятельность ребенок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития. В связи с этим в концепциях советских ученых игра получила статус «ведущей» деятельности, т. е. деятельности, которая определяет развитие на этапе дошкольного детства.
В работах отечественных исследователей (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др.) выделяются три основных аспекта, направления психического развития в игре.
Во-первых, осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, расширение круга мотивов и представлений и, как следствие этого, возникновение мотива быть, действовать «как взрослый».
Во-вторых, развитие способности создавать обобщенные, типичные образы предметов и явлений и совершать их мысленные преобразования — расчленять и комбинировать их самым различным образом.
И, в-третьих, овладение ребенком в совместной игре основами кооперации — средствами и способами общения, раскрытия себя и понимания другого, т. е. теми качествами, которые позволяют человеку жить в согласии с другими
Таким образом, игра - не пустое занятие. Воспитатели и родители должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребе или высвободить свое время, а для решения более благородной задачи — воспитания полноценной личности.