Моника беллуччи малена
На что способны люди ради того, чтобы почувствовать полноту жизни? Не нужно корчить из себя святую невинность, в такой ситуации может оказаться каждый, кто знает, что такое отчаяние и пустота в душе.
Мне очень нравятся фильмы, в которых третье лицо комментирует действия героев. И фильм «Как малые дети» («Little Children») как раз один из них. Некоторые комментарии даются несколько шутливым тоном, что расслабляет и совершенно не подготавливает к грустной, местами трагичной и шокирующей развязкеbr>моника беллуччи маленаСтраны: Италия, США
Жанр: драма
Год производства: 2000
Режиссёр: Джузеппе Торнаторе
Актёры: Джузеппе Сульфаро, Моника Беллуччи, Лучиано Федерико и другие
Сюжет фильма «Малена» с Моникой Беллучи («Malèna»), снятого всемирно известным итальянским режиссёром Джузеппе Торнаторе, преподносится как пересказ событий детства главного героя, которое пришлось на годы второй мировой войны. Однако повествует он не о военных действиях, а о трагедии одной красивой женщины, которая стала для населения сицилийского городка белой вороной.
О чём фильм
Ренато Амороссо — тринадцатилетний подросток, который мечтает влиться в компанию сверстников-велосипедистов. Отец дарит мальчику велосипед и это становится его пропуском. Ребята после школы собираются вместе и обсуждают девушку по имени Малена, которая своей красотой сводит городок с ума.
О близости с ней мечтают все мужчины. Когда Малена идёт по улице, они не отрывают от девушки взгляд. А их жёны распускают слухи о распущенности красотки, которая в отсутствие мужа, ушедшего на войну, якобы пустилась во все тяжкие.
Компания подростков, в числе которых оказался и главный герой, тоже не упускает случая лишний раз полюбоваться Маленой и разделить между своими участниками эротические фантазии. Ренато становится одержим этой женщиной. Он тайно наблюдает за ней днями и ночами, а будучи наедине представляет её обнажённой в своих объятиях.
Ренато становится ясно, что вопреки слухам Малена живёт одна и не подпускает к себе никого, оставаясь верной мужу. Но вот приходят известия о его смерти, и окружающие девушку мужчины начинают вести себя гораздо более нагло и буквально набрасываются на неё. Женщины сплетничают с ещё большим энтузиазмом, а подростки в открытую издеваются над её глухим отцом, который после получения записки с обвинениями Малены в проституции отворачивается от неё.
После стычки двух желающих заполучить Малену жители городка обвиняют её в связи с женатым стоматологом и устраивают показательный суд. Адвокат, толстый, неопрятный и грязный тип, защищает девушку в суде и принуждает её к близости в качестве оплаты за свои услуги. Он собирается жениться на Малене, но контролирующая его мать не даёт на это согласие.
Ренато стремится защитить Малену от нападок, но может лишь тайно досаждать её обидчикам и порой сам становится их жертвой. Не помогают и молитвы в церкви с обращением к святому за помощью.
В результате бомбёжки города погибает отец Малены. Положение девушки ещё ухудшается. Она, находясь в тяжелейшем психологическом состоянии, нуждаясь в еде, перестаёт сопротивляться домогательствам мужчин и вступает в связь с немецкими офицерами.
Ренато между тем продолжает буквально бредить о Малене: он представляет себя героем голливудских фильмов, спасающем свою возлюбленную, и постоянно мастурбирует. Его родители, видя состояние сына, прибегают к помощи врачей, священнослужителей и даже проститутки, похожей на Малену.
Ненависть жителей к девушке достигает своего пика. Когда в городок входят американские войска, женщины вышвыривают Малену на улицу и жестоко избивают её. Ренато за этим может лишь бессильно наблюдать. Девушка уезжает прочь на поезде.
Через некоторое время в городок приезжает муж Малены, которого все считали погибшим. Он пытается узнать хоть что-нибудь о судьбе жены, но люди либо просто скрывают от него правду, либо открыто издеваются. И лишь Ренато с помощью письма сообщает ему о том, что девушка уехала.
Спустя год изумлённые жители городка видят, что Малена вернулась вместе с мужем. Она уже не так красива, как раньше, что с удовольствием отмечают женщины. Они проявляют к ней благосклонность. Все, включая Малену, ведут себя так, будто ничего не произошло. Ренато наконец решает сказать своей возлюбленной хотя бы слово и, подойдя к ней, произносит: «Счастья вам, сеньора Малена», после чего уносится прочь на велосипеде.
В финале звучат слова повозрослевшего Ренато о том, что с тех пор у него было много женщин, но только Малена останется той, кого он всегда будет помнить.
Смысл фильма
Сразу стоит сказать, что поиск смысла этой картины уводит каждого в его собственном направлении — и, похоже, так и задумывал режиссёр. Джузеппе Торнаторе в своих фильмах стремится сочетать стилистику авторского кино и мейнстрима, пожалуй, с преобладанием первого.
Цель здесь не столько передать зрителю какую-то идею, сколько в том, чтобы его ошеломить и заставить задуматься. И, судя по рецензиям, Торнаторе это удаётся. Кто-то делает серьёзный психологический разбор фильма, кто-то — обвиняет создателей в пошлости, но мало кто остаётся равнодушным.
Если обращать внимание на то, что при просмотре картины всем бросается в глаза, то это, в первую очередь, красота героини в исполнении Моники Беллуччи и, во вторую, нарочитая карикатурность всего происходящего. И на том, и на другом не просто делаются постоянные акценты — из этого, по сути, и состоит фильм. Эротические и скабрезные сцены здесь в изобилии. Через них приходиться пробираться, чтобы почувствовать трагедию, лежащую в основе.
Такой киноязык выбран явно не случайно. Отталкиваясь от одного и того же сюжета, по одному и тому же описанию линий поведения персонажей можно было бы снять эротический фильм, фарс-комедию или историческую драму.
Но режиссёр предпочёл сделать из всего этого гремучую смесь, которую в целом можно охарактеризовать как замаскированную под другие жанры едкую сатиру на общество, причём конкретно на итальянское или даже сицилийское общество.
Как и во многих классических сатирических произведениях, здесь практически нет положительных героев. Малену вряд ли таковой можно считать, поскольку как активный персонаж она себя не проявляет — во всех эпизодах она предстаёт исключительно как жертва безжалостной толпы.
Ренато тоже не в счёт — его пресыщенное похотью поведение мало чем отличается от поведения других мужчин в городке, а действия по спасению девушки предпринимаются лишь в его воображении. Единственный его поступок, повлиявший на дальнейшие события — письма мужу Малены. Но стоит заметить, что привёл он к фальшивому «хэппи энду» — точнее, к окончательной моральной расправе над героиней в концовке.
Итак, перед нами по сути произведение, высмеивающее пороки общества и одновременно ими ужасающееся. По словам Моники Беллуччи, которой этот фильм принёс всемирную славу, она понимает его смысл так: люди могут простить ум и богатство, но красоту не простят никогда.
Возможно, идея в этом, но вряд ли в понятие красоты режиссёр закладывал лишь физическую привлекательность героини, на которой делается такой упор — это лишь художественный приём. Скорее, речь идёт о красоте по Достоевскому, о той, которая «спасёт мир» — о духовной красоте, о доброте и любви. Этого в фильме катастрофически недостаёт: толпа на протяжении всего повествования накидывается на жертву и в итоге поглощает её, низводя до своего уровня.
Не зря выбрано время действия картины. Здесь можно увидеть отражение философствований по поводу комплекса вины бывших добропорядочных граждан Германии, Италии и других стран воевавших на стороне фашистов — якобы неожиданно для себя оказавшихся в числе творящих зло. И режиссёр здесь категоричен: никакой неожиданности нет, общество всегда было таким, люди недалеко ушли от своих первобытных предков.
Скрытый смысл можно увидеть и в самом названии фильма. Имя героини у многих ассоциируется с именем библейского персонажа Марии Магдалины, которая по описанию в католической традиции — раскаявшаяся блудница. Это тоже ирония и сатира. Ведь Малене в фильме каяться не в чем. Общество само придумало её греховность и само её воплотило в жизнь.
Концовка
Смысл концовки фильма «Малена», несмотря на кажущееся благополучие, довольно печален для героини. Над девушкой перестали издеваться, она обрела мир, но потеряла себя — слилась с толпой. Никто, в том числе главный герой с его смесью благородных намерений и похоти, не смог её защитить.
В пользу того, что смысл именно таков, говорит множество деталей, разбросанных по всему фильму. Например, в начале платье героини белое. Постепенно одежда становится чёрно-белой, в самый отчаянный момент — полностью чёрной. В самом конце она серая, что подчёркивает слияние с толпой.
Сам персонаж, пожалуй, всё же обретёт счастье, насколько это возможно после всего пережитого, и пожелание Рената таким образом сбудется. Но приговора режиссёра для толпы это не отменяет.
Что вы думаете о главной героине? Ей нужно было бороться за себя и свою честь. Она слабая и не смогла себя защитить. Добрая, честная женщина, ее не в чем упрекнуть. Сама виновата, надо быть скромнее. Очень обидно, что в конце она сдалась и стала "никакой". Дурочка, надо было использовать свою красоту по полной. Проголосовало: 1769 Автор статьиКинопремьеры недели: «Сверхъестественное. Знаки», «Заговор в Каире» и «По-мужски»
С меня хватит: 7 захватывающих триллеров про кризис классической маскулинности
Как фильмы Пола Верхувена («Робокоп», «Звездный десант», «Вспомнить все») опередили свое время — и почему почти все их сиквелы и ремейки оказались ужасными
Онлайн-премьеры недели: второй сезон «Белого лотоса», «Энола Холмс-2», «Мой полицейский», «Пансион»