Джия
До того, как Питер Линдберг увековечил имена Наоми, Синди, Клаудии, Линды, Кристи и Татьяны на обложке Vogue в 1990 году и сделал их новыми иконами поколения, в мире моды была одна главная звезда — Джиа Каранджи. Ее называют первой в мире супермоделью, которая открыла путь для Кэмпбелл, Тарлингтон и Кроуфорд — последнюю и вовсе в начале карьеры называли «Бэйби Джиа». Жизнь самой желанной и обсуждаемой модели 80-х перекликалась с классической историей «из грязи в князи» — только после стремительного взлета ее поджидало скорое падение на самое дно.
Девушка-сорванец из ночного клуба
Джиа родилась в 1960 году в Филадельфии в итало-американской семье. Ее отец владел небольшим рестораном Hoagie City, а мать была домохозяйкой. Когда девочке было 11 лет, ее родители приняли решение развестись. Как она рассказывала позже, распад семьи оказал огромное влияние на ее жизнь. Оба старших брата переехали жить со своей мамой, а Каранджи осталась с отцом.
В старшей школе она была членом «Детей Боуи» — группы преданных фанатов певца, которые ходили на концерты Дэвида Боуи и переняли его уникальный андрогинный стиль. Джиа коротко стриглась и красила волосы в яркие цвета, одевался в секонд-хендах и винтажных магазинах, где она покупала мужские рубашки, джинсы Levi’s 501 и потертые кожаные сапоги.
Летом 1978 года местный фотограф и стилист Морис Танненбаум заметил высокую темноволосую красавицу в местном ночном клубе и попросил ее попозировать на танцполе. Смуглая девушка с внешностью сорванца имела идеальные черты лица, которые выгодно выделяли ее на фоне хрупких блондинок, которыми был наводнен мир глянца. Танненбаум передал снимки Каранджи фотографу легендарного нью-йоркского универмага Bloomingdale Артуру Элгорту, и успех не заставил себя долго ждать — 17-летняя красавица отправилась в Нью-Йорк.
Быстрый взлет…
По прибытии в мегаполис Джиа встретилась с легендарным модным агентом Вильгельминой Купер, которая была поражена красотой девушки и моментально заключила с ней контракт (читайте также: Дочь мясника, покорившая мир моды: быстрый взлет и короткая жизнь Вильгельмины Купер). Джиа олицетворяла контраст, которого так жаждала индустрия моды в ту эпоху: в море белокурых, голубоглазых, канонически красивых моделей Джиа выглядела настоящей бунтаркой, не красилась и одевалась в маскулинные вещи. На одной из первых съемок она позировала обнаженной за решеткой из сетки перед фотографом Крисом фон Вангенхаймом. Съемка стала для нее прорывом, и после этого ей стали предлагать сотрудничество самые крупные модные дома: она снималась для Versace, Giorgio Armani, Diane Von Furstenberg и Christian Dior и блистала в объективах легендарных фотографов, таких как Хельмут Ньютон и Артур Элгорт. В 18 лет Каранджи зарабатывала 100000 долларов в год. В то время это было больше, чем могла получить какая-либо другая модель, из-за чего многие историки моды называли ее первой в мире супермоделью.
Каранджи ела курицу-барбекю в платье, которое стоило тысячи долларов. Она также открыто говорила об употреблении наркотиков, не стесняясь обсуждать это в интервью, и часто устраивала вечеринки с другими звездами и светскими персонами в Studio 54 (читайте также: 5 невероятных историй, которые могли произойти только в «Студии 54»).
… и стремительное падение
Модный агент буквально заменила для Джии собственную мать, поэтому когда в 1980 году Вильгельмина Купер умерла, модель была опустошена. Хотя Джиа и раньше периодически употребляла запрещенные вещества, именно в это время ее пристрастие к ним начало расти особенно быстро, а вскоре она перешла на тяжелые наркотики — в частности, на героин. В то время многие употребляли героин, считая, что стать зависимым можно только через иглу, что, конечно, было заблуждением. Именно в это время появилось целое поколение случайных наркоманов, среди которых была и Джиа. Подруга супермодели Анита Сарка рассказывала Vanity Fair: «В те дни многие считали, что быть наркоманом — это очень гламурно».
Героин прочно вошел в ее жизнь и первоначально был способом облегчить боль от потери. Но вскоре зависимость отразилась на ее карьере. Она часто уходила из студии посреди съемки, чтобы принять вещества. Фотограф Франческо Скавулло вспоминал, как во время съемок на Карибах она плакала, потому что не могла найти наркотики. «Мне буквально пришлось уложить ее на кровать, пока она не заснула», — рассказывал фотограф. Когда известные продюсеры узнали о ее зависимости, количество предложений резко сократилось, и Джиа была вынуждена вернуться в свой родной город, где она начала проходить курс реабилитации.
Последний шанс
Вскоре Каранджи вернулась в привычной строй, чтобы позировать перед объективом своего друга Скавулло. Однако на скандальной съемке для Cosmopolitan 1982 года на ее локтях были отчетливо видны следы от иглы, и пришлось прикрывать ее руки платьем. Пронзительный взгляд яркой девушки, какой она была раньше, сменился полной пустотой в глазах. К концу того года у нее было всего несколько клиентов, которые хотели пригласить ее на работу. На одной из своих последних съемок для Versace она покинула студию еще до того, как началась работа. Ее последняя фотосессия состоялась в 1983 году для небольшой немецкой компании по производству одежды.
Несмотря на несколько попыток реабилитации и второй шанс, который ей давали мастодонты индустрии, включая Альберта Уотсона и Ричарда Аведона, Джиа никогда не смогла полностью избавиться от своей зависимости, и ее модельная карьера в конечном итоге полностью сошла на нет. Джиа окончательна сломалась и устроилась работать в торговый центр в Пенсильвании, где она продавала джинсы, а также работала кассиром в кафетерии в доме престарелых.
Одиночество, которое тянуло на дно
Джиа также встречалась с наркоманкой по имени Рошель (она же Элисса Голден). Большую часть времени они ссорились — Рошель злилась, что Джиа воровала ее вещи и продавала, чтобы купить наркотики. К концу 1985 года зависимость Каранджи укреплялась по мере того, как она переезжала из одного места в другое. Состояние ее здоровья ухудшилось. Осенью 1986-го Каранджи была госпитализирована: она спала на улице под дождем, была сильно избита и изнасилована. Анализы крови показали, что она страдает осложнениями, связанными со СПИДом. Остаток жизни она провела в больнице — там она часто говорила о желании строить другую карьеру, кроме модельной. 18 ноября 1986 года, в возрасте 26 лет, она скончалась, став одной из первых знаменитых женщин, умерших от этой болезни. В то время никто из ее прежних друзей Джии не знал о ее смерти, поэтому никого из бывших коллег по цеху на ее похоронах не было.
CardПоследняя фотография ДжииВ 1988 году история была увековечена в ленте «Джиа», главную роль в которой сыграла Анджелина Джоли. После съемок она сказала: «Боже, ей не нужны были наркотики — она сама была наркотиком».
Фото: Getty Images
Виктория ГринькоБиография
Джиа Каранджи — одна из первых супермоделей, покорившая модный мир и сердца тысяч и тысяч поклонников. За свою короткую жизнь девушка успела вкусить многое. Биография Джии Каранджи — это история головокружительного взлета и не менее стремительного падения, это вспышки фотокамер, глянцевые обложки — и бездна, которая всегда идет рука об руку с наркотиками.
Детство и юность
Джиа Мари Каранджи родилась неподалеку от Филадельфии 29 января 1960 года. Мать девочки, Кэтлин Каранджи, могла похвастаться ирландской и уэльской кровью, а отец, Джо Каранджи, - итальянскими корнями. Возможно, именно такое смешение корней подарило Джии утонченные черты лица, запоминающиеся с первого взгляда. Отец будущей фотомодели Джии Каранджи владел маленькой сетью кафе, а мать сидела дома с детьми — Джией и Майклом.
Семья Джии распалась, когда девочке было 11 лет: мать девочки ушла, оставив детей на попечении отца. Будущая звезда тяжело переживала развод родителей, страдая из-за недостатка материнского внимания. Возможно, из-за этого Джиа, став постарше, начала тянуться к женскому обществу. Дружеские поначалу, отношения с подругами постепенно перерастали в нечто большее.
В старших классах Джиа стала общаться с парнями, фанатевшими от Дэвида Боуи. Подростки подражали стилю одежды, поведению и даже бисексуальности этого рок-исполнителя. В то время Каранджи носила мешковатую одежду и радовалась, когда ее принимали за мальчика-подростка. Эта компания постоянно захаживала в гей-клубы, сама же Джиа начала считать себя лесбиянкой. Едва отметив 17-летие, Джиа Каранджи перебралась в Нью-Йорк и начала путь к вершинам модельной славы.
Модельный бизнес
В Нью-Йорке Джиа познакомилась с Вильгельминой Купер, в прошлом моделью, владелицей собственного модельного агентства. Начинающую модель начали приглашать на съемки. Сначала заказы были небольшими, однако вскоре лицо Джии стало узнаваемым, а сама модель стала весьма востребованной. А потрясающая способность девушки перевоплощаться в любой образ, будь то роковая красотка или невинная простушка, добавляла модели привлекательности в глазах работодателей.
Карьера девушки стремительно шла вверх, с моделью мечтали поработать именитые модельеры и фотографы, а фото Джии Каранджи украшали многочисленные обложки журналов и рекламных проспектов. В 1978-м девушке предложили сняться обнаженной. Фотограф Крис Вон Уондженхеим предвидел скандальную известность этих снимков. Джиа приняла столь смелое предложение, еще раз доказав, что готова на любые образы и перевоплощения. Визажистом в этой фотосессии стала Синди Линтер.
Снимки удались на славу: вскоре изображения нагой Каранджи, стоящей около забора, наделали много шума, взбудоражив общественность и повернув развитие модельного бизнеса на 360 градусов. Уже спустя год, в 1979-м, Джиа снялась для обложек британского, французского и американского Vogue, а также для американского журнала «Космополитен». Фотографии для «Космо», где девушка снялась в оригинальном желтом купальнике, позже назовут лучшими снимками модели.
Завоевав славу и популярность, Джиа Каранджи стала соглашаться исключительно на те съемки, которые казались интересными. Более того, девушка порой проявляла характер, отказываясь от фотосессий, если ей не нравились одежда, макияж или прическа. К сожалению, столь яркая карьера Джии Каранджи закончилась, едва успев начаться.
После работы девушка часто посещала клубы и бары Нью-Йорка, славившиеся свободными нравами и доступными наркотиками. Сначала модель попробовала кокаин, показавшийся ей легкой шалостью и способом расслабиться и отдохнуть. Затем, в 1980-м, перешла на героин. Это случилось сразу после смерти ее подруги и наставницы Вильгельмины Купер. Девушке хотелось отвлечься от скорби по близкому человеку, и героин помогал в этом как нельзя лучше.
Однако легкая забава, поначалу не казавшаяся опасной, вскоре дала горькие плоды: Джии Каранджи становилось сложнее и сложнее работать, модель начала опаздывать на съемки, а то и вовсе забывать о них. Разумеется, это не могло понравиться работодателям, и с Джией практически перестали заключать контракты. В 1982-м модель попытается вернуться в мир моды, сменив несколько агентств, однако ей это не удалось. В 1983 году девушку застали за употреблением наркотика во время съемки, после этого ее модельная карьера была окончательно сломана.
Личная жизнь
Личная жизнь Джии Каранджи, несмотря на богатство, красоту и популярность девушки, не складывалась. Близкими подругами модели стали визажист Синди Линтер, а также коллеги по модельному бизнесу Джулия Фостер и Дженис Дикинсон. По слухам, эти девушки были любовницами Джии, которая не скрывала лесбийские наклонности.
Возможно, тяга к женскому обществу, а также попытка забыться в наркотическом опьянении стали следствием недостатка внимания матери в раннем возрасте.
«Самая большая ошибка, которую мы совершили, была в том, что никто не сопровождал ее в Нью-Йорке», - признается позже в интервью брат Джии Майкл.
А Джулия Фостер будет вспоминать:
«Она искала чью-то любовь, однажды Джиа пришла в мой дом посреди ночи, и я впустила ее, а она хотела только, чтобы ее кто-то обнял. Это было очень грустно».
Наркозависимость и СПИД
Зависимость Джии Каранджи стала очевидна достаточно быстро. После того как от работы с девушкой отказались несколько агентств, модель быстро пошла по наклонной. Джиа тратила огромные деньги на то, чтобы достать очередную дозу, мысли о наркотиках вытеснили все из ее головы. Девушка все дальше уходила из реального мира.
Друзья и родственники модели предприняли попытку спасти Джию, девушка даже проходила курс реабилитации в филадельфийской клинике. Казалось, еще не все потеряно. Однако, окончив лечение, Джиа снова связалась с компанией, употреблявшей наркотики. Модель арестовывали за вождение машины в нетрезвом виде, также девушка крала деньги из дома матери, чтобы купить новую дозу. В 1981-м Джиа снова попыталась пройти лечение в наркологической клинике, но новость о гибели ее друга, фотографа Криса Вон Уондженхеима, выбила модель из колеи и толкнула обратно в пучину наркотического забытья.
«Те годы были сумасшедшими, — вспоминала позже мать Джии. — Я говорила моему бывшему мужу, что он должен быть готов к любым новостям, потому что она была способна на что угодно. Люди в таком состоянии сделают все что угодно ради наркотиков. Воровство, даже убийство. Я понимала, что в любой день могу получить письмо о том, что моя дочь мертва».
Последнюю попытку вернуться к нормальной жизни Джиа предприняла в 1984 году. Под давлением близких девушка шесть месяцев провела на лечении в клинике. В этот момент от огромных гонораров модели не осталось ни доллара, и Джии Каранджи пришлось жить на пособие штата. Выписавшись из клиники, девушка, на первый взгляд, пришла в себя. Джиа устроилась на работу в супермаркет, даже записалась на курсы в колледж. Но силы воли бывшей модели хватило на три месяца — потом Джиа исчезла, вероятно, вернувшись к друзьям по игле.
В 1986 году стало известно, что Джиа Каранджи попала в больницу. У девушки подозревали сильнейшую пневмонию. К тому моменту кожа Джии сплошь покрылась язвами и рубцами, а также следами уколов. Через некоторое время Каранджи выписали, однако спустя месяц девушку снова госпитализировали — и снова с пневмонией. Тогда стало понятно, что надо искать причины болезни. Правда оказалась страшной: Джии диагностировали СПИД. Страшная болезнь разъедала Джию Каранджи изнутри. После этого девушка прожила только полгода.
Смерть
Состояние Джии стремительно ухудшалось. Горькая правда заключается в том, что, только умирая, девушка обрела то, о чем мечтала всю жизнь, - внимание матери. Кэтлин Каранджи будет до последнего рядом с дочерью, не позволяя никому ухаживать за ней. За месяц до смерти Джию Каранджи перевели в больничный изолятор, а 18 ноября 1986 года девушки не стало. Смерть Джии Каранджи оказалась неожиданной для многих: болезнь и зависимость бывшей модели стараниями матери не афишировались.
Похороны Джии Каранджи прошли спустя три дня после смерти девушки. Джию хоронили в закрытом гробу - настолько болезнь изуродовала лицо и тело девушки. Панихида прошла в кругу самых близких людей: на тот момент признаться, что Джиа Каранджи умерла от СПИДа, значило покрыть позором ее имя.
Спустя годы после смерти Джии Каранджи выйдет фильм под названием «Джиа», рассказывающий о судьбе этой талантливой девушки, жизнь которой оказалась так нелепо сломана. Главную роль в картине сыграла Анджелина Джоли, признавшаяся, что биография Джии слишком похожа на ее собственную. В фильме откровенно показаны отношения Джии и Линды (девушки, созданной по образу визажиста и подруги Джии — Синди Линтер). Заканчивается картина цитатой из дневника Джии Каранджи, который так и не был опубликован полностью:
«Жизнь и смерть. Энергия и покой. Если я остановилась сегодня, это все же того стоило, и даже ошибки, которые я сделала и которые я бы исправила, если бы могла, боль, что сжигала меня и оставила шрамы в моей душе, — это все стоило того, чтобы мне позволили идти туда, куда я шла: к этому аду на земле, к этому раю на земле...».