Картина женщина в золотом
Любовь прекрасное чувство, которое соединяет сердца и жизни людей. Есть и места на планете Земля, куда стремятся поехать влюбленные пары, чтобы побыть наедине. Здесь не замечаешь, как время останавливается, а чувства только разгорается сильнее. Речь идет о баварском озере Кёнигзее, ночном Бангкоке и Рио-де-Жанейро, итальянской Виа-дель-Аморе, парке орхидей в Сингапуре, озере Любви в Дубае. А в Москве есть мистическое место, где влюбленные и молодожены скрепляют свою любовь навеки, вешая замки на дерево Любви. Лужков мост остается популярным местом и в наши дни.
картина женщина в золотом
Густав Климт.Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907г.
В этой истории участвуют: Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, племянница Мария Альтман, правительство США и Австрии.
О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ
Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.
Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.
Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.
Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.
В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.
Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.
Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. Через восемь лет Климт написал «Юдифь II».Обе картины являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.
Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса Клингера.
Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»
ИНТЕРЕСНАЯ ВЕРСИЯ
Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписании контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе ,
чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.
В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта.
РАССМОТРИМ ПОБЛИЖЕ ЗОЛОТУЮ АДЕЛЬ
Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой кожей.
Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.
Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.
Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.
Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.
Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.
СУДЬБА КАРТИНЫ
Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».
Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.
В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции вВенеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.
Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.
Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»
Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах.
Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.
В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.
Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.
В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.
Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.
При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».
Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.
У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.
Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.
В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.
14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.
Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.
7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были распроданы частным лицам.
Здесь можно посмотреть текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3200699
- Автор: Густав Климт;
- Название: Портрет Адели Блох-Бауэр I ;
- Год: 1907;
- Место нахождение: Новая галерея, Нью-Йорк;
- Размер: 138 × 138 см. Холст масло;
- Цена: Основатель “Новой галереи”, Рональд Лаудер, приобрел картину «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за $135 млн. в 2006 году.
Женщина в золоте, она же Золотая Адель, она же Австрийская Мона Лиза, она же Адель Блох-Бауэр – перечисление имён собственных этой дамы с одноимённой картины Густава Климта подобно списку имён неуловимой преступницы из самой запутанной детективной истории. Но наиболее закрученные и увлекательные детективы пишет сама жизнь.
Кто она?
Её звали Адель, по-древнегермански «благородная». Из богатой семьи крупного банкира Морица Бауэра, занимающего руководящий пост в профессиональной ассоциации, в общем, из элиты еврейской диаспоры в Австрии. Адель с сестрой с детства были окружены предупредительными няньками и угодливыми слугами, росли в неге и безделии. С помощью армии учителей девочки получили отличное домашнее образование. Адель знала четыре языка, много читала. Романтичность, томность и хрупкая болезненность в этой девушке удивительно сочетались с высокомерием и гордостью миллионерши.
Замужество
Приближался зрелый возраст девочек. Отец озаботился подбором кандидатур женихов – задача ответственная, ведь надо выполнить главный принцип: деньги к деньгам. К тому же еврейский брак – это навечно, разводиться не принято. Выбор пал на братьев Блох, Фердинанда и Густава, пусть не очень молодых, но зато богатых. Они были крупными сахарозаводчиками, акции их предприятий стабильно росли в цене. Так 18-летняя Адель в 1899 году стала Блох-Бауэр, выйдя замуж за Фердинанда.
Знакомство Адели с Густавом
Замужняя дама высшего света должна иметь занятия и увлечения, общаться с аристократами и талантами. Адель нашла себе подходящее развлечение – содержание модного салона вполне соответствовало её интересам. Сюда съезжались литераторы, музыканты, художники и все сливки общества Вены. Захаживал сюда и Густав Климт, не только чрезвычайно талантливый и эксцентричный живописец, но и любвеобильный и настойчивый сердцеед. Порочный и обаятельный Климт не мог пропустить юную хозяйку салона, он опутал, очаровал и просто соблазнил её.
Тайное обдумывание мести
Поглощённый делами на производстве, Фердинанд долго ничего не знал об отношениях жены с модным художником, даже не догадывался. Но Климт, распущенный в сексуальных отношениях, особо не заботился о соблюдении тайны, и скоро вся Вена обсуждала его бурный роман с прелестной Аделью. Дошли слухи и до мужа. Фердинанд потерял покой и сон, обдумывая, как бы разлучить неверную жену с художником – драться или разводиться не вариант. Адельку (так Фердинанд её называл) надо проучить. И придумал.
План мести
Пусть у него не такое блестящее образование, как у жены, но он знает, что в древности для разлучения влюблённых использовали цепи, которыми их приковывали друг к другу, пока те от такой чрезмерной близости не возненавидят друг друга. Он закажет распутному художнику портрет Адели! Причём, надо упомянуть в договоре предварительное создание не менее сотни эскизов. Климт, привыкший к постоянной смене натурщиц и любовниц, не сможет долго терпеть одну-единственную и, в конце концов, он её не будет на дух принимать. И пусть не торопится, пишет несколько лет! Адель, видя угасание чувств Климта, одумается и поймёт, на кого она променяла прекрасного мужа. Ещё в контракте обязательно надо упомянуть огромный, разорительный штраф для художника за отказ от работы, чтобы у парочки не было возможности расстаться раньше времени. Да, контракт обезопасит Фердинанда от провала задуманного плана. К тому же бизнесмен-сахарозаводчик отлично понимал, что картина востребованного и оригинального художника — это весьма удачное капиталовложение.
Щедрый заказ
Контракт был подготовлен лучшими юристами, Климт заблаговременно приглашён на обед. Фердинанд вошёл в гостиную, уловив запах дыма от яблочного табака, который так любила Адель. Она возлежала на диванчике и, как обычно, курила. Как она была хороша и грациозна: стройный стан, тонкие черты лица, волнистые тёмные волосы – Фердинанд невольно залюбовался женой. Но не время для сантиментов: он сообщил, что к обеду прибудет Климт. Он, Фердинанд, решил сделать ему заказ. Адель, услышав новость, смешалась, что не осталось не замеченным мужем.
Климт, ответственный в делах, явился без опозданий. После обеда, в течение которого муж непрестанно шутил, а любовники избегали смотреть друг на друга, Фердинанд изложил Климту суть своего заказа и обратил его внимание на некоторые пункты контракта. А именно: никакой наготы, одобрение эскиза заказчиком, щедрый аванс… и не торопиться. Сумма контракта сразила художника и заставила его, не вникая особо, поставить подпись.
Результат 4-летней работы
К портрету написана сотня эскизов, проделана кропотливая работа, часто прерываемая моделью, у которой то головные боли, то усталость, то нет настроения. Четыре года Густав Климт писал портрет Адели Блох-Бауэр и в 1907 году вручил его заказчику. Это был шедевр! Золотой мозаичный фон, такой же наряд и ореол вокруг главной героини – поистине золотая Адель. После выставки в Вене картина «Женщина в золотом» была отправлена на международную выставку в Манхайме, в 1910 году – в Венецию. Затем она вернулась к заказчику и украсила его богатую коллекцию живописи.
Описание картины «Женщина в золотом»
Картина написана в плоскостной технике – от перспективы, объёма предметов с тенями и полутонами художник отказался. Основной цвет – фон почти целиком и платье героини – золотой, живой и играющий. Главная героиня картины присела в кресло. Бледность и прозрачность кожи на обнажённых плечах, лёгкий румянец на щеках, чёрные волосы, убранные в пышную причёску, яркие губы – выписаны чрезвычайно мастерски. Тонкие нервные руки с изящными пальцами сцеплены перед грудью. Прямой взгляд чуть томных глубоких глаз героини заставляет зрителей в ответ так же внимательно вглядываться, а иных впечатлительных и тонуть в этом омуте.
Платье обтягивает фигуру, струящаяся шаль широкой золотой волной падает к ногам женщины. По платью и накидке хаотично рассыпались геометрические и природные элементы орнаментов, некая упорядоченность только на платье у зоны декольте. Кресло выделяют другие узоры.
Красный, синий, белый и зелёный цвета художником использованы минимально, по-видимому, для оживления картины в целом.
Размер полотна 138х138 см. Написана маслом на холсте.
Судьба реальной героини
Адель была довольно болезненной женщиной. Мечтала стать матерью, но дети сразу после родов умирали. Это было трижды. И она переключилась на детей своей сестры, особенно на младшенькую, Марию, которая часто навещала тётушку. Повзрослев, она приходила развлечь больную тётю, обсудить новости и посоветоваться насчёт модного фасона для бального платья. Полюбоваться картинами Климта, которые украшали стены богатого дома. Фердинанд так и промолчал о том, что знал о романе жены.
Климт умер в 52 года – в 1918 году от инсульта в собственной мастерской. Адель – через семь лет. Она тихо скончалась от менингита в своём доме в 1925 году, попросив мужа завещать некоторые полотна, среди которых и картина Густава Климта «Золотая Адель», музею Бельведер в Вене.
Картина в годы фашизма
Для Европы настали страшные времена. В 1938 году Австрия вошла в состав уже нацистской Германии. Начались преследования евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, оставив всё. Приглядывать за имуществом осталась Мария, любимая племянница Адели. «Женщина в золотом» в опустевшем доме теперь пристально вглядывалась в злодеяния фашистов. Гестаповцы забрали всё ценное (бриллиантовое колье, некогда украшавшее изящную шейку Адель, не раз замечали на жене Гимлера), потом вывезли картины для коллекции живописи Третьего Рейха. Гитлер, знавший Климта лично, не мог позволить находиться на всеобщем обозрении изображению явной еврейки. И картина была отправлена в недра подвалов, что, наверняка, спасло её от гибели в последующих бомбёжках и обстрелах в конце Великой отечественной войны. Оказалось, шедевр был спасён другом Марии Алоисом Кунстом, который в годы войны был внедрён к фашистам якобы их пособник. Кунст передал реликвию в Бельведер, а позже стал директором музея.
Картина после войны
Фердинанд Блох-Бауэр умер в ноябре 1945 года в Швейцарии, оставив новое завещание, по которому всё имущество передавалось его племянникам. Но о завещании никто не знал, Мария с мужем к тому времени уже перебралась в США. Она одна из родственников осталась в живых, когда завещание было обнародовано. Ей было уже 80 лет. Австрия переполошилась – отдать Америке такую реликвию! От возмущённых австрийцев звучали даже угрозы испортить полотно, лишь бы не расставаться с ним. Американская администрация не хотела обострений с австрийцами и тормозила ход дела. Только через семь лет борьбы Марии Альтман удалось сдвинуть процесс с мёртвой точки. Высший Суд США обязал Австрию вернуть пять шедевров Климта законной наследнице. Среди них был «Портрет Адели Блох-Бауэр».
Но Марию вполне устроила бы компенсация в 155 млн. долларов. Министерство культуры Австрии не имело такой возможности, был объявлен сбор средств по всей стране, австрийцы и не только с жаром включились в спасение «Золотой Адели» и сумма была почти набрана. Но этот ажиотаж привёл к решению Марии изменить размер компенсации, теперь она хотела 300 млн. долларов…
Прощание с Родиной
Провожать почти 100-летний символ Австрии вышла вся страна. А мимо многотысячных толп народа проехали равнодушные бронированные автомобили с реликвиями.
Теперь «Золотая Адель» экспонируется в Новой галерее в Нью-Йорке, для которой картину у Марии Альтман в 2006 году приобрёл Рональд Лаудер за 135 миллионов долларов США. Мария скончалась в 94 года в 2011 году.
Ох, и захватывающие события развивались вокруг шедевра в первое его столетие. Детективный клубок распутан не до конца: миф или нет история с местью, и кто знает, что картину ожидает дальше? Ясно одно: австрийская Мадонна, «Портрет Адели Блох-Бауэр» – неподдельное золото высочайшей пробы и достояние всего мира кисти великого австрийца Густава Климта.
Смотрите также: