Как менялась женская красота
Почему женщины красивы?
Кошки, с точки зрения котов, прекрасны все до единой. Кобелю совершенно все равно, какого цвета у встретившейся ему собачьей дамы ушки и какой длины хвост. Большинство самок у животных куда менее привлекательны, чем самцы: у них нет пышных грив, разноцветных хвостов и высокохудожественных пятнышек на жабрах, потому что у их видов именно кавалеры конкурируют за дам при помощи своей красоты. А почему у мужчин вида homo sapiens тогда все наоборот? Почему у нас красивой должна быть женщина, в то время как мужская красота — это, скорее, излишество. То есть хорошо, конечно, если она есть, а если нет, то проживем и так?
Конечно, сейчас биологи знают много видов, у которых, как и у людей, привлекательность самки имеет важное значение для ее шансов на продолжение рода (например, женская конкуренция существует у некоторых видов обезьян, например у бонобо). И все эти виды объединяет одно свойство: они живут группой, у них самцы долго ухаживают за самкой, а потом принимают активное участие в воспитании ее детенышей. Такая стратегия оказалась выигрышной для животных, у которых рождается малое количество детенышей и на выращивание которых требуется огромное количество ресурсов — времени, сил, корма и т.д.
У этих видов самки, умеющие привязывать к себе самца или нескольких, оказывались в выигрыше по сравнению с самками, которые не пользовались таким успехом. И чем прочнее привязанность самца к самке, тем дольше он кормит ее детенышей, причем сплошь и рядом в этом ему помогают другие кавалеры его дамы, которых у групповых видов вокруг предостаточно. Вот таким образом наши женщины и стали красавицами, а наши мужчины сделались очень придирчивы в отношении женской внешности.
Так как мужчинам приходится тратить массу сил на завоевание женщины, разгон соперников и выкармливание ее потомства, им очень важно, чтобы это потомство родилось высококачественным, выжило и выросло сильным, крепким и, в свою очередь, привлекательным сексуально для будущих партнеров (если мы, конечно, рассчитываем на то, чтобы иметь внуков с правнуками и как-то укрепиться на эволюционном древе).
Древнейшие приметы женской красоты
Внешность и физиология женщин видоизменялись, подчиняясь трем основным эволюционным требованиям нашего вида.
1. Женщина должна демонстрировать свое здоровье, хорошую форму и фертильность.
2. Женщина должна сохранять сексуальную привлекательность для партнеров максимальное количество времени, даже когда она неспособна к зачатию, в том числе во время беременности и после родов.
3. Женщина должна сохранять в своей внешности детские черты, чтобы «обманывать» партнера, вынуждая его заботиться о ней, как о детеныше.
И во внешности женщины присутствуют все эти элементы. Пышные бедра говорят о легкости деторождения, а талия подчеркивает их ширину. Женский голос высок, как у ребенка, а тело, прежде всего лицо, почти лишено волос, как у всех детенышей. Пышные волосы, белые зубы, гладкая кожа говорят о здоровье хозяйки, как и стройная осанка, а симметричные черты лица — о хорошей генетике и минимуме вредных мутаций.
После того как мы обрели способность к прямохождению, женщины повысили свою притягательность для мужчин, за несколько десятков тысяч лет разместив копию основного сексуального сигнала на верхней части тела. Да-да, для большинства приматов ярко окрашенные гениталии и округлость нижней части туловища были основным способом пригласить партнера к спариванию.
А после того как мы встали на ноги, скрыв эту неземную красоту, женщины обзавелись пухлыми, контрастного цвета губами и круглой, налитой грудью, имитирующей эти священные знаки: яркое отверстие и два полушария, которые вошли в нашу эволюционную программу еще с тех времен, когда мы мельтешили в жалком виде под ногами у всяческих динозавров.
Перечисляя эти приметы, мы в целом можем создать портрет идеальной партнерши у homo sapiens.
Она невысока ростом и скорее коротконога, чем длиннонога (приметы детеныша).
У нее очень большая грудь и яркий, чувственный рот (сексуальность).
У нее достаточное количество жира, чтобы выглядеть пухленькой, а талия выражена лишь в сравнении с грудями и бедрами, которые весьма велики (физическое состояние).
У нее большой зад и широкий таз (фертильность, древнейший сексуальный сигнал).
Она кокетлива и сексуальна.
Она румяна, у нее длинные волосы, мелкие черты лица, большие глаза, высокий голос (здоровье, приметы детеныша).
У нее светлая кожа и мягкие волосы (приметы детеныша).
Выглядит это примерно так: «Виллендорфская Венера», 24 тыс. лет до н.э., «Венера Вестоницкая», 29 тыс. лет до н.э.
Список можно было бы значительно расширить, но уже и так понятно, что человечество далеко не всегда придерживалось этих естественных для себя канонов женской красоты. В разные эпохи на знамя поднимаются Венеры совсем иного типа. Чем же это вызвано?
Почему древняя красота иногда отменяется?
Потому что человек, кроме всего прочего, относится к видам с так называемой К-стратегией. Эти виды отличаются тем, что они очень долго живут, очень много времени и ресурсов тратят на выращивание детенышей и жестко контролируют свою численность.
Механизмы этого контроля чрезвычайно разнообразны и порой чудовищны, мы не будем сейчас их разбирать и остановимся на одном-единственном: в ситуации, неблагоприятной для рождения детенышей, виды с К-стратегией часто обращают сексуальный интерес к не подходящим для деторождения партнерам.
То, как человечество высчитывает максимально допустимую для себя численность популяции в конкретной местности, сейчас выясняют этнографы, нейробиологи и антропологи, но общий принцип уже известен. Чем скученнее живет общество, чем выше уровень шума и чем меньше вокруг свободного пустого пространства, тем ниже рождаемость. И тем больше идеал красоты этой эпохи отдаляется от «Венеры исконной», причем удаление может идти в совершенно разных направлениях.
И напротив, после серьезных потрясений, повлекших резкое снижение численности популяции (после глобальных войн, эпидемий, сильного голода), происходит беби-бум, а кисти художников и лиры поэтов начинают воспевать красавиц, которые вполне могли бы потягаться с пещерными Венерами в плане первобытных норм красоты.
Смена горизонта
Автор этой статьи однажды несколько недель находился в поездке по Раджастану — одному из самых бедных штатов Индии, специализирующемуся на сельском хозяйстве самого примитивного толка. Сплошные поля и пустоши с небольшими деревеньками. И в один прекрасный момент он с изумлением понял, что у него резко поменялось представление о внешности индийских женщин.
Если всех участников поездки сначала восхищали точеные тонкорукие и смуглолицые красавицы в замызганных сари, продающие по обочинам самсу, то спустя пару дюжин дней в ходе общей беседы мы признались друг другу, что теперь лучше понимаем пристрастие Болливуда к коротконогим белолицым пухляшкам. В Индии они почему-то смотрятся гораздо привлекательнее, чем в Европе, в то время как девы модельных форм удивительно быстро теряют свое очарование, ибо худоба тут неразрывно связана с бедностью, изможденностью и принадлежностью к низшим кастам.
И теория К-стратегии это обстоятельство прекрасно объясняет. Перенаселенность — требуется снижение популяции, интересы переключаются на внешне неплодовитых дам.
Обилие свободного пространства и пустые горизонты вокруг — требуется увеличение популяции, желательно с партнершей, чья упитанность свидетельствует о том, что вокруг имеется достаточное количество корма.
Сегодня, просматривая изображения женщин за всю историю человеческого искусства, почти безошибочно можно сказать, в каких условиях жили люди, создававшие эти портреты.
Древний Египет
Население толпится на узкой полоске земли, в больших городах — перенаселение, голода нет, войны регулярные, но они не обескровливают страну. Красавицы на фресках узкобедры, плоскогруды, длинноноги, высоки и похожи на мальчиков (даже если не считать привязываемых на шнурках искусственных бородок у цариц), как «Танцовщицы на пиру» с фрески гробницы вельможи Небамона в Фивах, XV в. до н.э.
Древние греки
Горожане живут в небольших полисах, большая часть населения крестьянствует вне городов. Перенаселения нет, голод редок. Дошедшие до нас статуи богинь и красавиц представляют нам плотные тела с выпуклыми округлостями, пышущие здоровьем симметричные лица с округлыми щеками, женственные формы, как у скульптуры «Афродита Книдская» Праксителя, 350 г. до н.э.
Аравия и Персия, VIII–IX век н.э.
Излишки населения регулярно погибают в боях, питание у населения скудное, большинство живет вне пределов больших городов. И вот описание совершенной красавицы из «Тысячи и одной ночи»: «Две руки ее круглые и гладкие… а груди ее точно две шкатулки из слоновой кости, сиянье которых заимствуют луна и солнце. И живот у нее в свернутых складках, как складки египетских материй, расшитых парчой, и складки эти подобны бумажным свиткам. …И стан покоится на бедрах, похожих на кучи песку, и сажают они ее, когда она хочет встать, пробуждают ее, когда она хочет спать, и таз ее обременяют две ляжки, округленные и гладкие…» Этот типаж еще долго будет господствовать в арабско-персидском мире, о чем свидетельствует миниатюра «Адам и Ева», «Манафи аль-Хайаван» Ибн Бахтишу.
Япония, X век
Половина населения всей Японии живет в одном городе — столице Хэйан. Скученность чудовищная. Голода нет. В главном романе этой эпохи «Гэндзи-моноготари» очень много описаний красавиц: «Руки ее были так тонки, что он заплакал от умиления», «Она казалось такой слабой и беспомощной, что сердце сжималось», «Гэндзи поднял красавицу на руки и подивился ее малому весу», «Она была хрупка и мала ростом, лишь немногим больше ребенка, а волосы струились за ней по земле на три сяку». Главный герой, перебрав множество дам, в конце концов женится на десятилетней Мурасаки и живет с ней долго и счастливо. Детей у них нет.
Читай также
Средневековая Европа
К середине XIV века Европа превратилась в урбанистический кошмар своего времени: численность ее населения составляла около 100 миллионов человек, что при таком уровне производства, агрокультуры, строительства и так далее приводило к хроническому голоду, чудовищному дискомфорту и крайней скученности людей в жилищах.
Идеальные красавицы той эпохи — это холодные, асексуальные, очень бледные, рахитичные, безбровые, прячущие свои волосы и бреющие лоб худые и обескровленные фигуры, еще и носящие фальшивые животы, имитирующие беременность на позднем сроке, что тогда считалось верхом изящества. Полюбуйтесь на «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена 1460 года.
Европа после Кризиса позднего Средневековья
С прихода в 1348 году первой чумы из Азии начался так называемый Кризис позднего Средневековья. Голод, войны и эпидемии выкашивали города и деревни. К началу XVII века численность населения Европы сократилась минимум наполовину, а в отдельных регионах — и на четыре пятых.
При таком снижении популяции, конечно, никак невозможно было и дальше поклоняться бледным тонким мадоннам, и в ближайшее столетие красоту будут видеть в очень пышных фигурах, идеально точно подпадающих под стандарты первобытной красоты, как на картине «Похищение дочерей Левкиппа» Питера Пауля Рубенса 1618 года.
Европа, середина XIX века
Плотность населения постепенно достигала докризисного уровня, и дамы опять начали худеть, мельчать и бледнеть. Однако развитие сельского хозяйства и промышленности отчасти смягчало пресс перенаселения: с реальным голодом большая часть людей не сталкивалась, жизнь стала намного комфортнее — и возврата к средневековому аскетичному стандарту не последовало. Красавица середины XIX века — это невысокая, с детским личиком, маленьким ротиком, крошечными ручками и ножками, отчаянно зашнурованная женщина-девочка, обладающая тем не менее утрированной с помощью кринолина женственной фигурой, как у «Женщины с книгой» Альфреда Стивенса 1856 года.
Чехарда XX века
Особенно хорошо стало видно, как человечество спешно меняет свои приоритеты красоты, с началом ХХ века, когда история, по известному выражению, стала двигать собой в полный рост и эпохи закрутились, сменяя друг друга подобно узорам в калейдоскопе.
Эпоха декаданса начала ХХ века подарила нам образ маленькой, бледной, нервной женщины в черном, с огромными синяками под глазами, одержимой мыслями о самоубийстве. Воплощением архетипа стала кинематографическая звезда декаданса Вера Холодная.
Читай также
Первая мировая война, забрав множество жизней, не привела, однако, к реальному уменьшению городского населения, так как в города хлынули жители деревень. Реакция вкусов была мгновенной: женщина конца 1920-х — начала 1930-х стала более широкоплечей и спортивной, детскость ушла, на смену пришла мужественность, дамы обрезали волосы и юбки, начали курить и избавились от талии, избрав кумиром киноактрису Марлен Дитрих.
После Второй мировой, потеряв сотни миллионов во всепланетной мясорубке, человечество на какое-то время вновь вернется к идее «вечной женственности»: бедра, грудь, обаятельный целлюлит на крепких ножках, детские щечки и кудряшки. Секс-символ 1950-х — модель Бетти Бросмер.
Но уже в 1960-х годах на арену мира выпорхнет на ножках-веточках анорексичная Твигги — крошечный, но бодрый скелетик, реакция мира на беби-бум.
Начало XXI века
Современные стандарты красоты, кажется, способны вместить всех: от плодородной Ким Кардашьян до модели, успешно перешедшей из мужского пола в женский, Андреа Пежич.
Венере палеолита остается только непонимающе пожать складками на плечах и удалиться со сцены до лучших… точнее, до худших времен.
Впрочем, в MAXIM пока царит единодушие!
Фото: Marcus Ohlsson/trunkarchive.com; Getty Images; All Over Press/Corbis
Илья Кирдановкак менялась женская красота
В каждом веке существуют свои понятия о красоте. То, что еще вчера считалось милым и привлекательным, сегодня кажется странным и безумным. Блондинки сменяют брюнеток, толстушки — худышек, смуглянки — белокожих. Но неизменным всегда остается одно — призрачный идеал красоты, к которому люди стремятся приблизиться.
Мы в AdMe.ru соорудили свою машину времени, чтобы выяснить, как менялось представление о красоте в разные эпохи.
Античность (VIII век до н. э. — V век н. э.)
В центре античной культуры было человеческое тело, которое воплощало в себе природу и свободу. Древние греки не только не стыдились собственного тела, но и всячески совершенствовали его с помощью макияжа, одежды и физических нагрузок. Ведь считалось, что внешне красивый человек обладает прекрасным умом.
Античная красотка должна была обладать светлой кожей, рыжими волосами, пухлыми губами и широкими бедрами. Макияж считался неотъемлемой частью повседневной жизни знатных дам. Косметику привозили из Китая, Галлии или делали на заказ. У богатых женщин даже были специально обученные рабыни, которые красили госпожу и поправляли макияж в течение дня.
Чистая белая кожа являлась важным атрибутом античной красоты, хотя гречанки и римлянки были смуглыми. Для отбеливания пользовались оливковым маслом, применяли пилинг и купались в молоке. Для борьбы с веснушками и морщинами женщины делали маски из лебединого жира, меда или уксуса. Они очень сильно пахли, что вызывало недовольство мужчин.
Розовые щеки считались привлекательными и сексуальными, а длинные ресницы — признаком целомудрия. Иметь на теле волосы было недопустимо для римлянки. Их выщипывали, удаляли смолой и соскабливали пемзой. Интересно, что у гречанок была популярна так называемая монобровь — густые темные брови, сросшиеся на переносице. Так что жительницы Древней Греции не только не выщипывали брови, но и подкрашивали их, а если этого было недостаточно, то даже приклеивали искусственные.
К мужскому телу предъявляли гораздо больше требований, чем к женскому. Широкие плечи, узкий таз, прямая осанка и развитая мускулатура — вот чем должен был обладать мужчина Античности. Для достижения этого в гимназиях мальчики тренировались по 8 часов в день.
Мужчины тоже пользовались косметикой, но общество этого не одобряло, таких представителей сильного пола считали женоподобными. Мужское тело, в отличие от женского, должно было быть загорелым, словно от работы на улице. Поощрялось использование духов и удаление волос на теле. Слишком волосатый мужчина считался грязным.
Средневековье (V–XIV века)
На протяжении практически всего Средневековья церковь оказывала сильное влияние на жизнь людей, в том числе на внешний вид. Вопреки расхожему мнению о несоблюдении элементарных правил гигиены, около крупных монастырей и мест паломничества устраивались купальни. Бедные люди посещали общественные бани, а богатые могли позволить себе личную ванну.
Аскетизм проявлялся во всем: в представлении об идеальной фигуре, в одежде, косметике. Средневековый образец женской красоты предполагал маленькую грудь, худые руки, ноги, тонкие губы. Чтобы достичь этого идеала, девочкам с детства бинтовали грудь.
Женское платье было скромным и сдержанным. Индивидуальность в костюме выражалась с помощью прически и головного убора: в моде были соломенные шляпки; конические шляпы, стремящиеся ввысь; капюшоны. Знатные дамы вплетали в прически искусственные волосы или волосы умерших людей, что подвергалось осуждению. Католическая церковь считала макияж большим грехом. Но несмотря на запреты, женщины делали маски для лица, красили и завивали волосы.
Культ Девы Марии очень сильно повлиял на внешний вид средневековой барышни. Беременность стала модной. А когда женщина не ждала ребенка, она носила специальные накладки или платье с драпировкой на животе.
Средневековый мужчина — это прежде всего верующий христианин. Признаком благородства было идеально выбритое лицо, но допускалось ношение усов и бороды. Лицо обрамляли ниспадающие на плечи волосы.
Одежду мужчины предпочитали однотонную, но украшенную драгоценными камнями и вышивкой. В Средние века появились и тут же вошли в моду мужские носовые платки.
Также мужчины не отказывали себе в различных бьюти-процедурах. Они красили и завивали волосы, мыли их у цирюльников, делали различные маски против облысения, боролись с морщинами и всячески улучшали цвет лица. И все это для того, чтобы понравиться женщинам.
Эпоха Возрождения (XIV–XVII века)
Человек эпохи Возрождения (Ренессанса) — это свободный гражданин, наделенный разумом, бессмертной душой и творческими способностями. Он скромный, мужественный, терпеливый, гуманный и счастливый. А самое главное, он стремится узнавать что-то новое. Красота и сила человека, в отличие от Средневековья, в это время считались благом.
Появляются первые работы, посвященные внешнему виду: как сделать прическу, как ухаживать за лицом и телом, как выбрать одежду согласно сословию. Особое внимание уделяется движениям и осанке. Спина должна быть прямой, а движения спокойными и уверенными.
Женщина Ренессанса — высокая, с длинными волосами, широкими бедрами, большой грудью и тонкой талией. Впервые за долгое время у женской одежды появляется декольте, обнажающее шею, плечи и верхнюю часть груди.
И конечно же, она должна быть блондинкой, словно Венера на картине Боттичелли. Дамы пытались отбелить волосы и брови на солнце, использовали отвар из грецких орехов, кислый яблочный сок или квасцы. В XV веке женщины часто сбривали линию начала роста волос, делая лоб выше и больше, ведь большой лоб — это признак интеллекта. Прически представляли собой сложные плетения. А вот с тела волосы предпочитали удалять, чтобы избежать педикулеза.
Красивая кожа — это белая кожа. Для ее отбеливания использовали оксид свинца, ртуть, а для румян — киноварь.
Мужчина Ренессанса — спортивный интеллектуал. Он носил короткую бороду, которую щедро поливал духами, укладывал с помощью воска или крахмала. Волосы либо стригли под горшок, либо отращивали до плеч.
Одежда украшалась бусинами, колокольчиками. Чтобы фигура напоминала перевернутый треугольник, рукава у верхней одежды были объемными. Мужчины с удовольствием надевали украшения, а молодые люди носили в ухе либо сережку, либо кусочек шелка, продетый через дырку в мочке. Они следили за своей внешностью не меньше, чем женщины: делали различные маски против морщин и отбеливали кожу той же свинцовой пудрой.
Барокко (XVII–XVIII века)
Эпоха барокко перевернула жизнь горожан. Появилось очень много невиданных ранее развлечений: прогулки в парке, катание на лошадях, фейерверки и балы-маскарады. Человек отвергал естественность, считая ее дикой и невежественной. Это время благородного, думающего и образованного гражданина.
Появляются первые журналы о моде, которые рассказывают о последних новостях, модных течениях и стилях одежды.
Женщина дорожила бледностью кожи, поэтому обильно покрывала ее смесью из свинцовых белил и яичного белка. Губы и щеки, конечно же, должны были быть красными.
Чтобы украсить лицо, дамы вырезали из кусочков ткани звездочки, цветочки, сердечки и приклеивали их, создавая причудливые родинки. Нужны они были для того, чтобы скрыть следы от оспы или прыщи. Но позже у «родинок» появилось дополнительное значение. Одинокая мушка на правой щеке показывала, что женщина замужем, на левой — помолвлена, в уголке глаза — является чьей-то любовницей.
Идеальная фигура того времени — это тонкая талия, большие грудь и бедра, поэтому корсет, пышная юбка и туфли на каблуках стали неотъемлемой частью гардероба барочной модницы. Дамы делали экстремально высокие прически, куда вплетали искусственные волосы. А в качестве стайлинга использовали сало или сливочное масло.
Мужчина этой эпохи — воспитанный джентльмен, который бреет усы и бороду, вкусно пахнет духами. Он одет в бриджи, чулки, рубашку с рюшами, куртку и обувь на небольшом каблуке. Самым модным аксессуаром стала трость, которую подвешивали на пуговицу жилета или куртки.
Парик изначально считался мужским аксессуаром, его форма постоянно менялась. Волосы завивали, вплетали в них ленты и наносили на них пудру. Мужчины посещали цирюльни, где брились и укладывали волосы. Чистая одежда была признаком высокого статуса и богатства.
Появилась новая мужская культура, представители которой назывались «макароны» — своеобразный прообраз современных хипстеров. Макароны носили костюмы со сложной вышивкой и многочисленными оборками, обтягивающие брюки, невероятных размеров парики, которые венчала маленькая шляпка. Представителей этого стиля критиковали за их чрезмерную женственность, а их внешний вид часто осуждался на страницах модных журналов.
Индустриализация (XIX век)
«Слишком много и слишком мало». Сравнение женского платья середины XVI века и начала XIX.
Мода XIX века была очень непостоянна. Менялись фасоны одежды, идеал фигуры, прически, макияж и отношение к собственному телу. На европейскую моду очень сильно повлияла викторианская Англия.
Одежду стали использовать не для подчеркивания социального статуса, а для самовыражения. Научно-технический прогресс позволил использовать на тканях разнообразные принты и окрашивать их в разные цвета.
В женский гардероб начинают проникать мужские вещи. Барышни стали носить рубашки, куртки и жилеты. В I половине XIX века популярными становятся укороченные платья. Из гардероба удаляются жесткие корсеты, появляются платья, открывающие грудь и ключицы. В моду входят покатые плечи, узкая талия и широкие бедра.
Повальное выбеливание кожи сходит на нет, но начинается увлечение красками для волос. Их изготавливают на основе того же свинца или азотнокислого серебра. В волосы девушки вплетают ленты и цветы. Модными прическами становятся челка и ангельские кудри.
Мужской гардероб также претерпел изменения. На смену лосин, чулок и бриджей пришли брюки. Короткие штаны вместе с чулками стали надевать в основном на балы или приемы. Важной деталью мужского гардероба становятся подтяжки. Белые перчатки, трость и часы на цепочке дополняли образ джентльмена. В тренде гладко выбритое лицо и бакенбарды.
ХХ век
ХХ век перевернул мировоззрение людей. Две мировые войны, появление феминизма, научно-технический прогресс на протяжении всего столетия меняли представление о красоте тела. Одежда, макияж и прическа стали теперь средством самовыражения.
Женщины освободили себя от корсетов, надели брюки, мини-юбки и отрезали волосы. Они стали более раскрепощенными, независимыми и не стеснялись пользоваться косметикой.
Фасоны одежды менялись так же стремительно, как и идеал фигуры:
- в 20-е модным считалось мальчишеское телосложение,
- в 50-е — пышная грудь и тонкая талия,
- в 60-е — чрезмерная худоба,
- в 80-е — сильное и спортивное тело,
- в 90-е — высокий рост и знаменитые 90—60—90.
Мужчина XX века должен быть стройным и спортивным. Его стиль одежды зависит от места работы, принадлежности к различным течениям (байкеры, хиппи и т. д.). Представители сильной половины бреются налысо, отращивают длинные волосы или делают сложные начесы. Спортивная одежда становится повседневной, а строгие пиджаки и галстуки выходят за пределы офиса.
XXI век
В XXI веке мода на худобу и «героиновый шик» сходит на нет. В тренде тела разных комплекций и размеров. На обложках журналов и каталогов появляются модели plus-size и middle-size. Повальное увлечение загаром в начале нулевых сменяется стремлением иметь светлую кожу с веснушками, выжженный блонд — натуральными цветами.
Доступной стала пластическая хирургия. К услугам хирургов прибегают не только женщины, но и мужчины. Постепенно надутые губы, как у Джоли, и большая искусственная грудь становятся пережитками прошлого. Сейчас в тренде естественность и натуральность.
Как будут изменяться стандарты красоты в XXI веке? Что вы думаете по этому поводу? Делитесь своими предположениями в комментариях.