Артефакт в живописи
Об авторе
Евгений Николаевич Панов — доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории сравнительной этологии и биокоммуникации Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН. Лауреат Государственной премии РФ «За фундаментальные исследования в области коммуникации и биосоциальности животных» (1993). Специалист в области эволюции поведения животных.Когда я впервые увидел фотографии камней со следами творчества пресапиенса, жившего не менее 70 тыс. лет назад, меня поразило их сходство с первыми рисунками современных детей (рис. 1 и 2, а).
Солютрейская культура датируется серединой позднего палеолита, 35–25 тыс. лет до н. э.
Например, в трансформациях перехода от шательперона (технологии неандертальцев) через ориньяк к граветту выделяют шесть стадий, плавно переходивших одна в другую [7].
Гамбургская культура — 14 тыс. лет назад, аренсбургская — 11 тыс. лет назад, свидерская культура — 10 тыс. лет назад.артефакт в живописи
Текст и фото: Елизавета Шагина, куратор выставки
C 7 декабря 2018 по 19 января 2019 в NK Gallery в Антверпене проходит персональная выставка художника Александра Погоржельского "Артефакты". Основная тема искусства Погоржельского - это фиксация собственного восприятия существующего зрительного образа. Для художника очень важен его когнитивный опыт и воспоминание о впечатлении. Автор работает в традиционной технике живописи и рисунка. Картина становится фиксацией процесса наблюдения и интерпретации, документацией субъективного видения. Александр Погоржельский всегда старается быстро, за один день, создать новую работу и перенести впечатление от увиденного образа. Творческий процесс художника заключается не только в изображении, но и в поиске самого объекта для взаимодействия. Таким объектом может стать как увиденный автором обыденный предмет, так и уникальное место, где он побывал. Само избрание предмета сюжетом для произведения близко принципу «рэди-мэйда», когда новая интерпретация уже сама становится художественным актом. Поиск объекта для изображения сравним с поиском сокровищ или древних артефактов.
Две части выставочного проекта представляют два типа «артефактов» - найденных художником cюжетов. Это две новые серии работ : серии рисунков «Тени забытых предков», посвященные традиционным костюмам народов мира, и живописная серия «The Menhir of Mountain Caprione» - пейзажи доисторического комплекса камней-мегалитов.
Еще на рубеже XIX - XX веков художники в своем формальном и сюжетном поиске обращались к народной культуре и искусству древних цивилизаций. В примитивном искусстве и искусстве древности также искали свое вдохновение Пикассо и художники дадаисты. Диалог между народным искусством и современным продолжился и в кураторской практике, например, в сопоставлении современных произведений и предметов ритуального обихода неевропейских стран на легендарной выставке 1989 года «Маги земли» куратора Жан-Юбера Мартэна. В своих работах Александр Погоржельский также переосмысливает культурное наследие прошлого. Древний артефакт, будь то предмет одежды из этнографического музея или памятник археологического наследия, становится для него точкой отправления для создания собственного образа. Аутентичное предназначение артефакта заменено его новой эстетической и семантической ценностью для работы художника. В своем знаменитом эссе «Произведение искусства в эпоху его технического воспроизведения» Вальтер Беньямин указывает на то, что традиционное предназначение произведения искусства, такое как, например, его ритуальная функция, противостоит его «экспозиционной ценности», как только этот экспонат лишается своего контекста и попадает в публичное музейное пространство. Вдохновляющие Александра Погоржельского артефакты также приобретают уже новый статус в его работах. Перед нами наслоение уже двух «экспозиционных ценностей» : субъективное восприятие артефакта художником во время посещения им музея, и восприятие изображенного на картине образа реального экспоната уже в контексте нынешней выставке в галерее. Значение слова «артефакт», как предмета искусственно сделанного, дополняется уже новым смыслом - теперь это объект, созданный при помощи искусства. Воспринятый автором визуальный образ трансформирован посредством его перенесения из поля реальности в поле художественного произведения. В этом новом использовании артефакта рождается авторский палимпсест, повторное использование образа для создания нового произведения. Новый контекст восприятия становится условным новым семантическим слоем, которым художник покрывает существующий ранее образ. И если Вольтер Бенжамин пишет о потери аутентичности, «ауры», в момент репродуцированния произведения искусства, в работах Александра Погоржельского артефакт также теряет первичную «ауру» и приобретает новую, привнесенную самим художником.
Живописная серия с видами комплекса древних менгиров на вершине горы Каприоне в Лиругии, в Италии - это не только пейзажи но и физическая фиксация следа взгляда художника изнутри этого уникального места. Изображенный в серии новых работ доисторический комплекс «The golden butterfly of Monti San Lorenzo», относится к истоку цивилизаций и известен как “место силы“, где совершались ритуалы, связанные со сменой времен года. Каждая работа из новой серии является продолжением предыдущей. Эта серия - как разбитая на фрагменты круговая панорама, представляющая субъективное видение, вид “из глаз” самого автора.
В серии рисунков, созданных Александром Погоржельским под впечатлением от исторических костюмов, увиденных в этнографических музеях разных стран, также видно искажение объекта созерцания. Художник изображает национальные русские костюмы, костюмы народов Европы, наряды алтайских и монгольских шаманов, северо-американских индейцев, а также африканских и австралийских племен. Все эти красочные одеяния перестают быть бездушной формой. Вдохновленный театральностью и цветовой выразительность костюма Александр Погоржельский создает новые образы, которые напоминают одушевление фигуры. В этих рисунки можно увидеть не костюмы, а интересно одетых персонажей, совершающих некие ритуалы. Помещенные на выставке в центр зала, в окружении пейзажей из доисторического комплекса менгиров, рисунки становятся органическим продолжением живописной серии. Персонажи рисунков как-будто находятся в центре круговой панорамы комплекса, принадлежат тем самым этому ментальному месту. Экспозиция становится повествованием об истоках всех культур, о материальной памяти прошлого.
Увиденные экспонаты и памятники становятся частью культурного багажа автора, визуальной коллекции образов, которая постоянно пополняется. Из этой коллекции Александр Погоржельский создает свой собственный «воображаемый музей». Концепция «воображаемого музея», описанная в одноименном эссе Андре Мальро, заключается в том, что культурное наследие прошлого соединяется в единое мысленное пространство, визуальный арсенал эрудита, интересующегося искусством. Ментальный феномен, о котором писал Андре Мальро, связан с возможностью изучения обширного наследия благодаря современным техническим возможностями репродуцирования произведений искусства из мировых музеев. Создание Александром Погоржельским серий работ на тему артефактов подобно составлению его субъективного визуального атласа. Это художественная каталогизации всего того, что визуально вдохновляет автора. Через создание подобных серий Погоржельский материализует свою ментальную коллекцию зрительных образов.