Список работ тима бертона
Тим Бертон - американский кинорежиссер, продюсер, мультипликатор и писатель, родился 25 августа 1958 в г.Бербанк (Калифорния, США). Отец Тима был одним из топ-менеджеров паркового хозяйства Бербанка, а мать работала в небольшом магазине, принадлежавшем их семье и специализировавшемся на продаже разных изделий «кошачьей» тематики. Будущий режиссер жил по соседству с тремя крупными американскими киностудиями «Уолт Дисней», «Коламбия пикчерз» и «Уорнер бразерс». Также недалеко от дома Тима располагалось муниципальное кладбище, и, возможно, именно все эти особенности местности предопределило весь жизненный путь режиссера и легли в основу его уникального кинематографического почерка. С самых ранних лет Бертон был не таким, как все. Он проводил очень мало времени в кругу семьи, а в подростковом возрасте увлекся фильмами Винсента Прайса и наводящими ужас книгами Эдгара Аллана По. Тима редко можно было увидеть за пределами дома, у него почти не было приятелей в школе. Родной городок всегда казался будущему режиссеру неуютным и мрачным, в одном из интервью он признался, что именно образ Бербанка лег в основу города, в котором жил персонаж ленты «Эдвард Руки-ножницы».
В 1976-м году Тим окончил школу и поступил в Калифорнийский институт искусств, основанный культовым мультипликатором Уолтом Диснеем. Здесь молодой автор стал изучать все тонкости режиссуры и снял свои первые короткометражные фильмы. Вскоре его талант отметили некоторые педагоги института, и в 1979 году его взяли на работу в студию Диснея. Там Бертон в течение нескольких лет трудился в качестве дизайнера персонажей, а позже аниматора.
Фильмы Тима Бертона
В 1982-м году в студии Дисней была снята дебютная работа молодого режиссера - шестиминутный мультфильм «Винсент». В 1984 Тим представил руководству Диснея свою вторую работу – анимационный фильм «Франкенвини». Работа была отвергнута с пометкой «не соответствует имиджу киностудии». Бертону предложили взяться за другие работы, но он не собирался отказываться от своего детища и разослал несколько копий «Франкенвини» по всем американским студиями в радиусе двух штатов. Вскоре с ним связался заинтересованный в его нестандартном творчестве известный комик Пол Рубенс, который доверил начинающему режиссеру снять полнометражный кинофильм «Большое приключение Пи-Ви». Проект оказался успешным, и через некоторое время Тим Бертон занялся воплощением других идей. Именно в «Большое приключение Пи-Ви» можно впервые разглядеть фирменный стиль режиссера, основанный на мрачных образах и черном юморе. В таком же стиле были сняты и ленты «Битлджус» и «Бэтмен».
Именно уникальный стиль Бертона открыл ему дорогу в мир голливудских блокбастеров. В период с 1990-го по 2001-й Тим уже считался признанным гением режиссуры и создал несколько фильмов, ставшими настоящими киношедеврами. Среди них такие картины, как «Эдвард Руки-ножницы» (1990), «Бэтмен возвращается» (1992), «Эд Вуд» (1994), «Сонная Лощина» (1999), «Планета обезьян» (2001) и «Крупная рыба» (2003). За эти годы режиссер обзавелся целой командой единомышленников, которые помогали ему создавать очередные произведения. В этой «армии» состояли актеры Джонни Депп и Хелена Бонэм Картер, композитор Дэнни Эльфман и многие другие голливудские звезды.
«Кошмар перед Рождеством» и «Труп невесты»
В 1993 году Бертон выпустил музыкальный мультфильм «Кошмар перед Рождеством» по одному из его ранних стихотворений. Режиссером проекта стал Генри Селик. Мультфильм также стал культовым, многие критики называют его визитной карточкой Тима. В 2005 году на экраны вышел мультфильм в аналогичном стиле «Труп невесты», который занял 5 место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов и был номинирован на «Оскар-2006» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм».
В 2005 году при поддержке своих единомышленников Бертон приступает к воплощению в жизнь новых идей. В течение следующих лет появились такие новые кинохиты, как «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране Чудес» и «Мрачные тени». Каждый проект имел высокие оценки зрителей и критиков и был успешен в прокате. Фильм «Алиса в стране чудес», вольная экранизация произведений Л. Кэрролла, получил 2 «Оскара», две премии Британской киноакадемии и 2 премии «Сатурн». Фильм Тима Бертона «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016) основана на одноименном романе Ренсома Риггза.
Также Тима можно увидеть в эпизодических ролях в таких картинах, как «Гибельный доктор» (1979), «Одиночки» и «Люди в черном 3». Бертон получил множество наград как режиссер, сценарист и продюсер. Он – настоящая легенда Голливуда и остается одним из самых востребованных авторов современности.
Личная жизнь Тима Бертона
Много людей, изучавших творчество великого режиссера, считают, что женщины оказывали на него сильное влияние. С 1992 года Тим был в отношениях с бывшей танцовщицей стриптиза Лизы Мэри, художницей, а впоследствии и актрисой. Пара вместе прожила до 2001 года, когда Бертон закрутил новый роман, ее избранницей стала Хелена Бонэм Картер.
Тим Бертон и Хелена Бонем Картер
Эта пара создала несколько ярких фильмов и стала практически неразлучна как в жизни, так и на съемочной площадке. Их первенец родился в октябре 2003 года, а его крестным отцом стал Джонни Депп. Четыре года спустя в их семье появилась дочь Нелл. Брак Хелены и Тима продлился до 2014 года, они расстались друзьями.список работ тима бертона
Гран-при: «Луау — вечеринка по-гавайски» и «Гензель и Гретель»
Тим Бертон на съемочной площадке фильма «Гензель и Гретель»
В случае некоторых режиссёров ранние фильмы лучше оставлять за пределами всяких списков. Причём они не настолько плохи, что не могут составить конкуренцию всем остальным работам автора, — скорее просто другие, чуть более сырые, чуть более непрофессиональные, но в рамках творчества конкретного автора всё ещё нуждающиеся в обозрении. «Луау — вечеринка по-гавайски», например, — полнометражный психоделический дебют Бёртона и его коллеги Джерри Рииса, снятый во время забастовки художников-аниматоров Disney. Сюжета там толком не было: его заменяли скетчи о чудаковатых сёрферах, инопланетянах и оторванных головах. Куда целостнее оказался следующий опыт Тима в режиссуре — телефильм для японского Disney «Гензель и Гретель», где брат и сестра давали отпор злодею с помощью восточных единоборств. Это тоже очень необычное абсурдистское кино, которое лишь частично позволяет понять стиль Бёртона. Хотя менее очаровательным оно от этого не становится.alt="Дамбо" src="http://res.cloudinary.com/drzj0txhs/image/upload/v1666883330/27052314-1676934.jpgimg alt="Колин Фаррелл в роли Холта на кадре из фильма «Дамбо»" src="http://res.cloudinary.com/djfkiziq2/image/upload/v1666883331/1-28(3).jpg">
Колин Фаррелл в роли Холта на кадре из фильма «Дамбо»
Последний на данный момент фильм заслуженного режиссёра — и, пожалуй, самый безнадёжный в его карьере. Не потому, что «Дамбо» как-то особенно плох, но потому, что он совершенно лишён фирменного бёртоновского очарования. Это ремейк анимационной классики, в котором нет ни шарма оригинального мультфильма (порой довольно смелого — вспомните хотя бы культовую психоделическую сцену марша слонов), ни знакомого почерка автора «Трупа невесты» и «Сонной лощины». «Дамбо» мог бы снять любой диснеевский ремесленник — и это, пожалуй, худшее, что можно сказать о картине Бёртона. Человека, чьи работы раньше можно было узнать буквально по одному кадру.alt="Планета Обезьян" src="http://res.cloudinary.com/dscvchzlg/image/upload/v1666883333/Planet-of-the-Apes-16_0.jpgimg alt="Кадр из фильма «Планета обезьян»" src="http://res.cloudinary.com/dpvqv3swe/image/upload/v1666883334/2-28(1).jpg">
Кадр из фильма «Планета обезьян»
В своё время «Планету обезьян» Бёртона ругали все кому не лень, и до сих пор она остаётся самым, пожалуй, странным эпизодом в фильмографии постановщика. Его ремейк культового сай-фая о мире, где разумные обезьяны поработили людей, вышел визуально впечатляющим — грим и костюмы приматов (которых режиссёр напрочь отказался делать с помощью CGI) и сейчас выглядят очень хорошо. Но обо всём остальном что-то хорошее сказать сложно: «Планета обезьян» 2001-го вышла сюжетно и интонационно нестройной, а порой и просто слишком глупой. Половина актёров играет чересчур серьёзно, половина, напротив, гиперэксцентрична — а финал с печально знаменитым плот-твистом не имеет вообще никакого смысла.alt="Дом странных детей мисс Перегрин" src="http://res.cloudinary.com/dqiulshvb/image/upload/v1666883335/2207092-910924.jpgimg alt="Ева Грин в роли Мисс Перегрин на кадре из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин»" src="http://res.cloudinary.com/dowbjupxi/image/upload/v1666883337/3-28.jpg">
Ева Грин в роли Мисс Перегрин на кадре из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин»
Пожалуй, самый грустный период творчества Бёртона, когда режиссёр отчаянно бросался в самоповторы. Из всей «поздней» фильмографии «Дом странных детей» — один из самых безынтересных и, честно говоря, блеклых трудов автора. Тут всё, казалось бы, на месте: странные герои, противостоящие злобному обыденному миру, волшебство, чёрный юмор и причудливые декорации. Но, в отличие от тех же «Мрачных теней» или «Алисы в Стране чудес», здесь совсем нет истинного бёртоновского сумасбродства, обаятельного хулиганства, за которое мы любим сказочные миры этого художника. По меркам студийного кино далеко не провал, однако осознавать, что «Дом странных детей» снял тот же человек, что и «Суини Тодда» с «Трупом невесты», довольно досадно.alt="Мрачные тени" src="http://res.cloudinary.com/dt8t2smtu/image/upload/v1666883338/1629789-919588.jpgimg alt="Джонни Депп в роли Барнабаса Коллинза на кадре из фильма «Мрачные тени»" src="http://res.cloudinary.com/dnvwx2dos/image/upload/v1666883340/4-28(3).jpg">
Джонни Депп в роли Барнабаса Коллинза на кадре из фильма «Мрачные тени»
У «Мрачных теней», фильма, повествующего о тяжкой жизни семейки нечисти в современном мире, те же проблемы, что и у «Дома странных детей». По всем параметрам это классическое бёртоновское кино о чудаках и чудовищах, где главную роль, кроме всего прочего, ещё и исполнил Джонни Депп — излюбленный артист именинника. Актёрский состав, впрочем, и становится чуть ли не единственным достоинством «Мрачных теней»: в череде дурацких сцен Пфайффер, Бонем Картер, Грин и Морец выглядят настолько естественно и в то же время комично, что сложно всерьёз недолюбливать этот фильм. Он неловкий, абсолютно лишённый мрачного задора обожаемого всеми «Битлджюса», но с настоящей теплотой относящийся к своим странным героям.alt="Алиса в стране чудес" src="http://res.cloudinary.com/depbhemrb/image/upload/v1666883341/1627940-1612154.jpgimg alt="Миа Васиковска в роли Алисы на кадре из фильма «Алиса в Стране чудес»" src="http://res.cloudinary.com/dwxc9vibt/image/upload/v1666883342/5-28(1).jpg">
Миа Васиковска в роли Алисы на кадре из фильма «Алиса в Стране чудес»
Тот редкий случай, когда Бёртон, экранизируя культовое произведение, не смог управиться с мастерством автора оригинала. Льюис Кэрролл — сам по себе гений абсурда, художник безумных миров, которые живут по необъяснимым и непостижимым правилам, а ещё писатель с потрясающим чувством юмора. Перед такой фигурой содрогнуться мог любой, и Бёртон, честно говоря, исключением не стал. Хоть режиссёр и пытается передать иррациональность Страны чудес, в финале он всё-таки приходит к какому-то сомнительному упорядочиванию, попытке рационализировать вселенную, совершенно не нуждающуюся в строгих моралях и осмысленном лоре. С другой стороны, визуально это всё ещё Бёртон в свои лучшие годы: сквозь дымку тумана прослеживается чарующая улыбка Чеширского Кота, а чудаковатые Труляля и Траляля с лицом Мэтта Лукаса бродят по удивительным окраинам волшебной страны.alt="Большие глаза" src="http://res.cloudinary.com/dayi3zdq3/image/upload/v1666883344/2035098-2176630.jpgimg alt="Эми Адамс в роли Маргарет Кин на кадре из фильма «Большие глаза»" src="http://res.cloudinary.com/dgvpf0ifu/image/upload/v1666883345/6-28.jpg">
Эми Адамс в роли Маргарет Кин на кадре из фильма «Большие глаза»
Крайне неожиданный виток в карьере Бёртона — не только кино, основанное на реальных событиях, но и самая что ни на есть феминистская драма о художнице, чей муж бессовестно присваивал себе выдающиеся труды супруги. С одной стороны, во всём этом сложно углядеть того самого Бёртона, извечно отправлявшего зрителя в выдуманные волшебные миры, где живут ведьмы, волшебники и вампиры. С другой — эксперимент не то чтобы провалился. В плане формы «Большие глаза», конечно, проигрывают почти любой работе режиссёра, но то, как из обычного байопика Бёртон делает одновременно грустную и напряжённую историю об обретении независимости, определённо заслуживает внимания. В ряд любимых мы картину не впишем, хотя говорить о ней уж точно стоит больше, чем о «Доме странных детей» или «Мрачных тенях».alt="Большое приключение Пи-Ви" src="http://res.cloudinary.com/ds80aqru6/image/upload/v1666883347/1621695-1612598.jpgimg alt="Пол Рубенс в роли Пи‑Ви Германа на кадре из фильма «Большое приключение Пи-Ви»" src="http://res.cloudinary.com/dpzrm1pok/image/upload/v1666883348/7-28(2).jpg">
Пол Рубенс в роли Пи‑Ви Германа на кадре из фильма «Большое приключение Пи-Ви»
Полнометражный дебют Бёртона, которым он занялся почти случайно. Дело в том, что Полу Рубенсу, автору и исполнителю главной роли в детском телешоу «Пи-Ви» (почти неизвестном в России, но культовом в США), очень понравился «Франкенвини» — и он позвал молодого постановщика заняться полнометражной версией своего сериала. Несмотря на то что Бёртон здесь, по сути, нанятый режиссёр, а не полноценный автор, в «Большом приключении» несложно увидеть зачатки его фирменного стиля. И в главном герое — типичном бёртоновском мечтателе, слегка сумасшедшем, но предельно обаятельном. И в общей сюжетной канве — эдаком милом роуд-муви, где Пи-Ви встречает разных колоритных персонажей, не менее странных, чем он сам. При скромном бюджете картина стала большим кассовым хитом, и именно она запустила карьеру Бёртона, дала ему шанс заняться более личными проектами и развивать свой фирменный стиль.alt="Чарли и шоколадная фабрика" src="http://res.cloudinary.com/djiuzjeqt/image/upload/v1666883349/1611223-1586152.jpgimg alt="Джонни Депп в роли Вилли Вонки на кадре из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»" src="http://res.cloudinary.com/dujzsj4a8/image/upload/v1666883350/8-28(2).jpg">
Джонни Депп в роли Вилли Вонки на кадре из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»
Ещё один ремейк в карьере режиссёра, в этот раз гораздо более удачный, чем «Планета обезьян». Оригинальный рассказ Роальда Даля вообще кажется идеальной основой для фильма Бёртона: история о нелюдимом творческом чудаке, о столкновении серой реальности с красочным миром чудес и невероятных изобретений. Шоколадная фабрика тут предстаёт целой отдельной вселенной, очень «выпуклой» и яркой, с каким-то невероятным количеством маленьких запоминающихся деталей. На самом деле она настолько оттягивает на себя внимание, что на её фоне драма Вонки немного теряется — как и персонаж Чарли, забытый где-то между песнями Умпа-лумпов и демонстрацией очередной кондитерской магии. Впрочем, это всё ещё очень приятное кино: главное, не пытаться сравнивать его с идеальным «Вилли Вонкой» 1971 года.alt="Марс атакует!" src="http://res.cloudinary.com/dujs3sawb/image/upload/v1666883352/1611862-1598986.jpgimg alt="Кадр из фильма «Марс атакует»" src="http://res.cloudinary.com/dzq6ajoyj/image/upload/v1666883353/9-28(2).jpg">
Кадр из фильма «Марс атакует»
В 1996 году Бёртон сделал, пожалуй, самую необычную экранизацию в своей фильмографии — потому что экранизировал он (внимание!) серию вкладышей из жвачки 50-х годов. Это на самом деле хорошо объясняет специфику «Марс атакует», чёрной фантастической комедии о вторжении инопланетян, посвящённой не столько какой-то конкретной «истории», сколько утерянной эстетике эксцентричной фантастики прошлого. Бёртон, впрочем, не слишком упивается ностальгией — скорее издевается над жанровыми тропами, доводит их до абсурда, игриво стебёт всё то, за что сам любил эти глуповатые фильмы из детства, заставляя артистов вроде Джека Николсона откровенно дурачиться на экране. Таким ехидным мы режиссёра ещё не видели — и настолько «чёрным» его юмор больше никогда не был.alt="Бэтмен" src="http://res.cloudinary.com/duzm5lhaw/image/upload/v1666883354/1613872-1594132.jpgimg alt="Ким Бейсингер в роли Вики Вэйл на кадре из фильма «Бэтмен»" src="http://res.cloudinary.com/djhoodin9/image/upload/v1666883356/10-28(1).jpg">
Ким Бейсингер в роли Вики Вэйл на кадре из фильма «Бэтмен»
В 1989 году, задолго до гегемонии супергероев в кино, Бёртон снял своего «Бэтмена» — фильм, который и сейчас называют одним из лучших кинокомиксов в истории. В руках режиссёра мрачная история Брюса Уэйна, потерявшего родителей и решившего бороться с преступностью, приобрела узнаваемую готическую интонацию — но при этом и некоторые кэмповые черты. «Бэтмен» Бёртона, конечно, не настолько эпатажный, как версия Шумахера, но многие забывают, что среди тёмных пейзажей Готэма там порой происходит форменный цирк с конями и разноцветным Джокером (великолепно сыгранным Джеком Николсоном). И это сочетание жуткой атмосферы и какой-то ребяческой игривости — именно то, за что мы до сих пор любим его версию Тёмного рыцаря. И то, что позже никому не удалось повторить (справедливости ради, особенно никто и не пытался).alt="Бэтмен возвращается" src="http://res.cloudinary.com/dayw2hc9r/image/upload/v1666883357/1614185-1612637.jpgimg alt="Мишель Пфайффер в роли Женщины‑кошки на кадре из фильма «Бэтмен возвращается»" src="http://res.cloudinary.com/dlpjqzcsk/image/upload/v1666883358/11-28(4).jpg">
Мишель Пфайффер в роли Женщины‑кошки на кадре из фильма «Бэтмен возвращается»
После успеха «Бэтмена» студия дала Бёртону больше творческой свободы — и, кажется, быстро об этом пожалела. Зато мы как зрители получили один из самых сумасшедших комиксов всех времён: с пингвинами-камикадзе, людьми-кротами и некоторыми весьма смелыми для жанра сексуальными мотивами. «Бэтмен возвращается» ещё дальше развивает удивительную смесь кэмпа и мрачной эстетики, это чёрная шизофреническая комедия, где Пингвин оказывается не хитрым мафиозным боссом, а безумным брошенным ребёнком, выросшим в канализации среди нелетающих антарктических птиц (остальные герои, впрочем, не намного адекватнее). Жаль, что в эту эстетику Бёртону вернуться уже не дадут: студия посчитает фильм слишком странным для подростковой супергероики, и третью часть уже будет снимать Джоэл Шумахер.alt="Франкенвини" src="http://res.cloudinary.com/df71gtgfx/image/upload/v1666883360/1630343-2181892.jpgimg alt="Кадр из мультфильма «Франкенвини»" src="http://res.cloudinary.com/dadobkzi6/image/upload/v1666883361/12-28(1).jpg">
Кадр из мультфильма «Франкенвини»
Выдающийся мультфильм Бёртона, родившийся из оригинальной короткометражки, — спустя несколько десятков лет режиссёр вернулся к идее и пересказал её на совершенно новый лад. Теперь «Франкенвини», повествующий о мальчике-учёном, воскресившем погибшего пса, становился картиной о творчестве и отношениях автора с толпой. Нетрудно догадаться, что Бёртон себя ассоциирует с юным героем — он тоже чудак, тоже лишний в обществе и тоже, в общем-то, одержим всякими безумными экспериментами. Можно, конечно, похулить «Франкенвини» за этот пафос и очевидные параллели, но как-то не хочется: такое милое и понятное всем откровение от автора увидишь нечасто. Хотя в «Эде Вуде» оно, справедливости ради, вышло остроумнее и изящнее.alt="Труп невесты" src="http://res.cloudinary.com/dadobkzi6/image/upload/v1666883361/12-28(1).jpgimg alt="Кадр из мультфильма «Труп невесты»" src="http://res.cloudinary.com/dizsqlkwr/image/upload/v1666883363/13-28(1).jpg">
Кадр из мультфильма «Труп невесты»
Смерть и любовь — две самые излюбленные темы Бёртона, и в «Трупе невесты», где они вынесены в само название, заинтересованность автора классическими готическими тропами чувствуется наиболее остро. Во-первых, перед нами просто изящно снятый мультфильм — рукотворный, осязаемый, в общем, такой же живой, как и любой live-action проект режиссёра. Во-вторых, это трогательная дань уважения произведениям Эдгара Аллана По, Мэтью Грегори Льюиса и, конечно, Натаниэля Готорна. Говорить о том, что наследие классической литературы можно изучать по «Трупу невесты», было бы в корне неверно (для этого полно других фильмов Бёртона), но в гнетущей истории потерянной любви всё равно очень много от старых мрачных книг, которыми так любил зачитываться постановщик. Позже он, кстати, снимет другой мультфильм-признание, «Франкенвини», где объединит эти же размышления с рассуждениями о художнике-чудаке в современном обществе.alt="Битлджюс" src="http://res.cloudinary.com/dkmgqwbty/image/upload/v1666883364/1614816-1673634.jpgimg alt="Майкл Китон в роли Битлджуса" src="http://res.cloudinary.com/dr7k1qmdz/image/upload/v1666883366/14-28(1).jpg">
Майкл Китон в роли Битлджуса
Комедия о женатой паре, которая после смерти остаётся призраками в своём доме и пытается выжить оттуда семейку противных горожан, стала первой большой авторской картиной Бёртона. В «Битлджюсе» он аккумулировал, кажется, все свои любимые стилистические приёмы и тропы: тут и колоритный мир мёртвых, куда более весёлый, чем скучная реальность (то же самое потом будет в «Трупе невесты»); и герои-аутсайдеры, и эксцентричный антагонист — тот самый Битлджюс, неугомонный призрак, выгнать которого намного сложнее, чем призвать. Весь фильм — одна большая демонстрация пластического таланта Бёртона, большого фантазёра и мастера макабра, который очень любит посмеяться, но исключительно замогильным смехом.alt="Эдвард – руки-ножницы" src="http://res.cloudinary.com/djwwevlo4/image/upload/v1666883367/1619621-1590031.jpgimg alt="Джонни Депп в роли Эдварда Руки‑ножницы" src="http://res.cloudinary.com/djwwevlo4/image/upload/v1666883367/1619621-1590031.jpg">
Джонни Депп в роли Эдварда Руки‑ножницы
Бёртон в своём кино всегда изучал феномен инаковости, во всех деталях пытался рассмотреть тех героев, которые любым другим художникам казались уродами, чудовищами и одиозными злодеями. «Эдвард Руки-ножницы» в этом смысле — одно из лучших произведений режиссёра, трогательная ода «не таким, как все» и просто изобретательный фильм, в котором Бёртон с коллегами умудрились превратить обыкновенную американскую субурбию в по-своему сказочное место. И здесь, как, в общем-то, почти в любой классической ленте постановщика, бал правит Джонни Депп: роль Эдварда, одинокого романтика, обременённого лезвиями на пальцах, далась ему с такой непосредственностью, что простодушный паренёк с торчащими во все стороны прядями волос оказывается настоящей душой этой незамысловатой, как дважды два, истории.alt="Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" src="http://res.cloudinary.com/dkfbtbrsh/image/upload/v1666883368/1627010-1635235.jpgimg alt="Джонни Депп в роли Суини Тодда на кадре из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»" src="http://res.cloudinary.com/dgfo6ptqd/image/upload/v1666883369/17-28.jpg">
Джонни Депп в роли Суини Тодда на кадре из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
Кровь, песни и пироги из человечины — экранизацию мрачного одноимённого мюзикла настолько аутентично мог поставить, кажется, только Бёртон. Стилистически это едва ли отличается от всех его полюбившихся работ, но оно даже к лучшему: вместе с «Эдвардом Руки-ножницы» и «Сонной лощиной» «Суини Тодд» образует эдакую готическую вселенную о вечных чужаках и одиночках. Разница лишь в том, что история о барбере-убийце на фоне двух других фильмов выглядит несоизмеримо жестоко: десятки трупов, брызжущая кровь из шеи невезучих жертв и изящные вокальные партии, на фоне всего этого безумия звучащие до жути странно. При всём желании забыть номера из этого мюзикла невозможно — уж слишком ярко отпечатываются в памяти одиозные сцены насилия под трагикомичные завывания.alt="Крупная рыба" src="http://res.cloudinary.com/dv9h7cksw/image/upload/v1666883371/1610891-1584847.jpgimg alt="Юэн Макгрегор в роли Эда Блума на кадре из фильма «Крупная рыба»" src="http://res.cloudinary.com/dpslcqlbs/image/upload/v1666883373/18-28.jpg">
Юэн Макгрегор в роли Эда Блума на кадре из фильма «Крупная рыба»
«Крупная рыба» удивительна тем, что на первый взгляд это как будто бы совсем не-бёртоновский фильм — выхолощенный и очень академичный, кажется, он мог быть снят Стивеном Спилбергом или Робертом Земекисом. Но копнёшь чуть глубже его фасада и вдруг обнаруживаешь, что за слегка изменившимся стилем скрывается всё то же знакомое содержание. «Крупная рыба» — это, по сути, сборник удивительных мифов, предсмертный поток сознания человека, который всегда находил успокоение в выдумках и легендах. В каком-то смысле фильм похож на дебют Бёртона, «Большое приключение Пи-Ви», где герой также путешествовал по Америке и встречал разных неординарных людей. Разве что «Крупная рыба» сделана куда изящнее и, что ли, точнее: она работает как трогательный манифест вечного мечтателя, среди бредовых россказней которого всегда кроется универсальный вселенский смысл. Если кто вдруг раньше сомневался, то после этого фильма становится очевидно: Бёртон — вероятно, последний великий романтик современного кино.alt="Сонная лощина" src="http://res.cloudinary.com/dbqxu31sz/image/upload/v1666883374/1622957-1585306.jpgimg alt="Джонни Депп в роли Икабода Крейна на кадре из фильма «Сонная лощина»" src="http://res.cloudinary.com/doqdwzikk/image/upload/v1666883375/19-28.jpg">
Джонни Депп в роли Икабода Крейна на кадре из фильма «Сонная лощина»
Если «Труп невесты» — идеальная затравка для тех, кто только начал знакомиться с готической литературой, то «Сонная лощина» — ультимативная экранизация не только Вашингтона Ирвинга, но и всех писателей, так или иначе повлиявших на Бёртона. Туманная дымка окутывает пустынную провинцию, а всадник без головы выходит на охоту за новыми жертвами: из стандартного жанрового сюжета режиссёр делает мрачную (а иногда и вовсе смешную) историю, где чарующе жуткого больше, чем страшного. Если уж и нужно какое-то доказательство мастерства Бёртона, так это любой кадр из «Сонной лощины» — его зловещий фильм, сами того не заметите, погрузит вас в непрекращающийся кошмар, запутанную тайну далёких мест, казалось бы, давно оставшихся на страницах запылившихся готических страшилок. Но Бёртон не был бы Бёртоном, если бы не возвращал на экраны несправедливо забытые всеми миры призраков, чудовищ и вурдалаков — за это мы его и любим.alt="Эд Вуд" src="http://res.cloudinary.com/dajdraa4p/image/upload/v1666883376/1613703-1599688.jpgimg alt="Джонни Депп в роли Эда Вуда" src="http://res.cloudinary.com/dktku1hgk/image/upload/v1666883378/20-28.jpg">
Джонни Депп в роли Эда Вуда
Наконец, самый недооценённый фильм Тима Бёртона — по совместительству и его лучший. В «Эде Вуде» он рассказывает свою классическую историю о неловком фантазёре, которому сложно вписаться в скучный мир, — но делает это через биографию реального человека, Эдварда Вуда-младшего (его играет Джонни Депп, и это одна из лучших ролей актёра за всю карьеру). Его называли «худшим режиссёром всех времён», но он продолжал творить — просто потому, что не мог жить иначе, потому, что за его бездарностью скрывалась такая мощная творческая энергия, какая не снилась иным гениям. Бёртон, конечно, по-дружески смеётся над коллегой из прошлого, но куда больше он восхищается его упорством и неиссякаемой креативной энергией. Его «Эд Вуд» — это громкое напоминание о силе искусства, всеобъемлющей и универсальной, не делящей людей на талантливых и бездарей, принимающей в свои объятия всех, кто достаточно смел, чтобы вывернуть на экран, бумагу или холст свою душу.
А ещё это по-настоящему мастерская стилизация под кино 50-х — Финчеру такое даже не снилось.Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!Вы смотрели 0 фильмов из нашего топа!Поделиться в социальных сетях
Развлечения… они помогут продлить Хеллоуин, да и вообще отличныеТатьяна Шатровская
31.10.2016
Кадр из мультфильма Тима Бёртона "Труп невесты"Тим Бёртон — один из самых узнаваемых режиссёров в мире. Его фильмы можно определить по одному кадру или по нескольким секундам саундтрека. Жутковатые картины на грани фильма и мультфильма, похожие одновременно на комиксы и на сказки. Совсем недавно в прокат вышел новый фильм режиссёра «Дом странных детей мисс Перегрин». «Мел» вспоминает лучшие картины мастера.
1. Чарли и шоколадная фабрика
«Приготовьтесь к шоколадному вкусу приключений»
О чём. Загадочная кондитерская фабрика Вилли Вонки впервые за много лет открывает свои двери для посетителей. Увидеть, как делается самый вкусный шоколад в мире, смогут всего пятеро детей, которые найдут под обёрткой золотые билеты. Фабрика поражает воображение шоколадными водопадами и танцами умпа-лумп, и кажется, что обладатель этой волшебной страны должен быть очень счастливым. Но Вилли Вонка, расхваливая свою фабрику, счастливым почему-то не выглядит. Нельзя этого сказать и о посетителях — ни об Августе Глупе, который может есть шоколада сколько хочет, ни об избалованной дочери миллионера Веруке Соль. Искренняя улыбка всегда сияет только на лице маленького Чарли, который живёт в полуразрушенном доме. И даже не подозревает о том, что сам Вилли Вонка променял бы всю свою фабрику на такую любящую семью, как у него.
Почему стоит посмотреть. «Конфеты не имеют смысла. На то они и конфеты». «Когда дело доходит до десерта, всегда что-нибудь происходит». Этот фильм — самое полное собрание афоризмов о сладостях. У Вилли Вонки своя философия, в которое есть место правилам о том, как правильно перемешивать шоколад, и почему его не должна касаться рука человека.
2. Сонная Лощина
«Вы можете запереть двери. Вы можете закрыть окна. Но сможете ли вы пережить эту ночь?»
О чём. Сонная лощина — это маленькое селение на восточном берегу Гудзона. В это богом забытое местечко отправляют молодого констебля из Нью-Йорка — расследовать загадочные убийства. Местные жители утверждают, что их совершает всадник без головы — призрак немецкого кавалериста, погибшего в Войне за независимость.
Почему стоит посмотреть. Классический фильм ужасов для кануна Дня всех святых. Туманная лощина, мрачный тёмный лес, резко хлопающие ставни домов, молодой и бледный Джонни Депп. Экранизация мистического рассказа «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга у Бёртона получилась зловещей и сказочной.
3. Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит
«Не прощать! Не забывать… Никогда»
О чём. Демон-парикмахер Суини Тодд когда-то был юным и счастливым брадобреем Бенджамином Баркером. Но после 15 лет незаслуженной каторги он превратился в бёртоновского графа Монте-Кристо, который тоже жаждет отомстить за предательство, но не так изящен в методах.
Почему стоит посмотреть. Мрачные тёмно-синие тона, которые разбавляет только ярко-красная кровь и жёлтый огонь печи, где пекутся «худшие пирожки в Лондоне». Узнав, что не так с пирожками, вы ещё долго будете смотреть с опаской на все мучные изделия с мясом. А жутковатая песенка, которую поёт хозяйка пекарни, ещё не скоро выйдет из головы.
У фильма маркировка 18 , и смотреть его за ужином с детьми — не самая хорошая мысль. Лучше смотрите сами, а если будет страшно, подумайте о том, что Джонни Депп (который играет здесь главную роль, как и в большинстве фильмов Бёртона) до потери сознания боится вида крови. Поэтому для съёмок использовали бутафорскую кровь оранжевого цвета.
4. Большое приключение Пи-Ви
«История бунтаря и его велосипеда»
О чём. Пи-Ви Герман — взрослый мужчина, сохранивший детский взгляд на мир. Некоторых раздражает его вечный оптимизм, но большинство знакомых любят Пи-Ви за доброту и непосредственность. Он часто попадает в нелепые ситуации, но относится к ним легко. Однажды с неунывающим героем всё же случается несчастье: у него похищают любимый велосипед, которым он ужасно гордился. Но на такую неприятность Пи-Ви реагирует в своём стиле. Не задумываясь, он отправляется в путешествие по следам злоумышленников, которое и оборачивается «большим приключением».
Почему стоит посмотреть. Это первая полнометражная картина Тима Бёртона, и во многих деталях уже проявляется его стиль. Пи-Ви — почти мультяшный герой, настоящий фрик, какие всегда привлекали режиссёра. А сцену с чудо-машиной для приготовления завтраков Бёртон позже использовал в фильмах «Эдвард — руки-ножницы» и «Чарли и шоколадная фабрика».
5. Битлджус
«Проделки Факира из загробного мира»
О чём. На окраине провинциального городка Винтер Ривер есть старый особняк, в котором живут Барбара и Адам Мэйтленды. Ещё недавно — молодая семейная пара, сейчас — чета призраков, не способные выйти за стены своего дома. Вскоре в их дом заселяются новые жильцы, которые сразу берутся за перестройку дома. Мэйтленды ведут себя как самые правильные привидения — пытаются изгнать незваных жильцов. Но вот беда: их не то что не боятся, а просто не обращают внимания. И призракам ничего не остаётся, кроме как обратиться за помощью к Битлджусу, «специалисту по экзорцизму живого».
Почему стоит посмотреть. У Бёртона оригинальный взгляд на проблемы мёртвых и живых. Обычно внимание зрителей принадлежит последним, но здесь всё наоборот. Бёртон показывает мир привидений изнутри: как они удивляются, обнаружив, что стали призраками, как переживают от соседства с новыми жильцами и строят планы по их изгнанию.
6. Крупная рыба
«Приключения длиною в жизнь»
О чём. Это история отца-мечтателя и сына-реалиста, которые смотрят на мир совершенно по-разному. Сын никак не хочет поверить, насколько удивительна жизнь отца. Его рассказы про то, как он спас деревню от великана и участвовал в ограблении банка, сын считает бесполезными выдумками. Он даже сердится, когда на его свадьбе отец в очередной раз начинает рассказывать свои байки. А отец знал ещё кое-что — точный день, когда он умрёт. И когда этот день приходит, он превращается в огромную рыбу. А сын начинает собирать истории об отце и понимает, что все его россказни о невероятных приключениях — чистая правда. Потому что теперь это происходит с ним самим.
Почему стоит посмотреть. Обычно всё бывает наоборот. Родителям советуют не терять детский взгляд на мир и продолжать верить в чудеса, чтобы находить общий язык со своим ребёнком. Но бывает и так, что родители не могут достучаться до ребёнка, который смотрит на всё слишком по-взрослому. И тогда ему просто необходимо познакомиться с добрым великаном и живущей по соседству ведьмой из детских сказок.
7. Эдвард руки-ножницы (1990)
«История удивительно вежливого человека»
О чём. Эдвард — это творение одинокого старого учёного, который воспитывал киборга как родного сына. Вот только создатель умер, не успев довести свою работу до конца. И вместо рук у Эдварда остались железные «руки-ножницы», из-за которых он вынужден прятаться от людей. Но однажды добрая женщина из ближнего селения узнаёт об отшельнике, живущем в старом замке, и приглашает его к себе домой. В селении Эдвард становится местной знаменитостью, а также востребованным парикмахером и садовником. Как раз благодаря своим рукам.
Почему стоит посмотреть. Люди могут быть достаточно добры к тем, кто от них отличается, но эта доброта часто оказывается лицемерием. Вежливого, застенчивого, грустного Эдварда принимают в доме, к нему относятся с сочувствием и доброжелательностью. Но ровно до тех пор, пока он не влюбляется в дочь приютившей его миссис Пэг. У Эдварда человеческое сердце, но для людей он — чужак, который может быть лишь забавной диковинкой.
8. Труп невесты
«Ошибка оказалась смертельной»
О чём. И снова мир мёртвых, куда герой попадает по нелепой случайности. Нарушив тем самым планы сразу двух семей, которые очень рассчитывали на него в мире живых. Виктор из семьи богатых работорговцев должен жениться на Виктории — дочери обедневших аристократов. Этот брак взаимовыгоден для родителей. А детей, как это принято в викторианскую эпоху, никто и не спрашивает. Волнуясь перед свадьбой, Виктор идёт в лес отрепетировать свою роль на церемонии. Увлёкшись, надевает кольцо на древесный сучок. И, сам того не зная, связывает себя обетом с Эмили — жительницей мира мёртвых.
Почему стоит посмотреть. В мрачном готическом мультфильме Бёртон не хуже писателей-сатириков высмеивает пороки общества XIX века. Вместо говорящих фамилий у его персонажей выразительная внешность. Виктор, Виктория и Эмили — тонкие, изящные фигуры с печальными красивыми лицами, а родители — комичные фигуры, олицетворение жадности, пошлости и расчётливости. И всё же в первую очередь это мультфильм о настоящей любви, для которой не становится преградой даже граница между миром мёртвых и живых.
9. Алиса в Стране чудес
«Вы приглашены на безумно важное событие»
О чём. Алисе Кингсли 19 лет, и у неё обычные девичьи проблемы: ей делает предложение недалёкий молодой человек из богатого семейства, за которого замуж совсем не хочется. Но Алиса необычная девушка, и она не просто уходит от ответа, а убегает от него в Страну чудес вслед за Белым кроликом. Там она знакомится с безумным Шляпником, Чеширским котом, птицей Додо и множеством других странных персонажей, которые куда интереснее, чем гости на викторианском балу.
Почему стоит посмотреть. То, что происходит с Алисой, по сути — настоящий кошмар любого родителя. Побег из дома, бездумные гастрономические эксперименты, очень странные друзья. Но если посмотреть с другой стороны, её сказочные приключения — это сбывшаяся мечта любого ребёнка. И Алиса — хороший пример для того, кто хочет стать героем сказки.
10. Алиса в Зазеркалье
«Весна — самое время сойти с ума»
О чём. Алиса снова убегает от проблем — на этот раз куда более серьёзных, чем неприятный ухажёр. Повзрослевшая Алиса стала капитаном корабля, который достался ей по наследству от отца. Она счастлива бороздить моря, но дома её ждут дела, и она возвращается в Великобританию. У её семьи дела идут не слишком хорошо, и, по-своему пытаясь с ними справиться, Алиса оказывается в психиатрической больнице: на дворе всё ещё викторианская эпоха, и на слишком самостоятельных девушек здесь смотрят косо. Но Алиса знает, что совсем рядом — другая, волшебная страна, в которую на этот раз она уходит через зеркало. И узнаёт, что её старый знакомый, безумный Шляпник, попал в беду. Чтобы спасти его, Алисе придётся отправиться в путешествие сквозь время.
Почему стоит посмотреть. Более взрослый и философский фильм по сравнению с сумасшедшей круговертью, которая происходит на экране в первой «Алисы» Бёртона. Здесь он выступил в качестве продюсера, уступив режиссёрское кресло Джеймсу Бобину. В фильме появляется новый герой — Время, которого играет завораживающий Саша Барон Коэн. Путешествия во времени в Стране чудес помогают Алисе понять, что в её жизни действительно важно, а что — мимолётно. И вернувшись домой, в Англию, она уже знает, что делать.
Кадр из мультфильма Тима Бёртона "Труп невесты"