Ж бизе портрет
Биография
Жорж Бизе – великий французский композитор, пианист-виртуоз эпохи романтизма. Его произведения, не всегда по достоинству оцененные современниками, пережили создателя. Опера «Кармен», шедевр музыкального искусства, более 100 лет собирает публику в лучших театрах мира.
Детство и юность
Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Мало кто знает, что настоящее имя композитора – Александр Сезар Леопольд, в честь великих императоров, а Жорж получено при крещении.
Мать Жоржа, Эме, была пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт – певцом и преподавателем вокала. Отец Адольф-Аман какое-то время занимался изготовлением париков, а затем стал учителем пения, несмотря на отсутствие специального образования.
В доме на улице Тур д'Овернь постоянно звучала музыка, завораживая ребенка. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, маленький Жорж с увлечением осваивал нотную грамоту, мама учила сына играть на фортепиано.
В 6 лет Бизе пошел в школу и полюбил чтение, но Эме, видя поразительные способности мальчика к музыке, заставляла его часами сидеть за роялем. Благодаря этому накануне 10-го дня рождения, 9 октября 1848 года, Жорж поступил в Парижскую музыкальную консерваторию вольнослушателем в класс Антуана Мармонтеля, знаменитого фортепианного педагога 2-й половины 19 века.
Будущий композитор обладал абсолютным слухом и феноменальной памятью, он получил первую премию на конкурсе сольфеджио, что дало право на бесплатные уроки по композиции у знаменитого преподавателя того времени Пьера Циммермана. Инструмент отодвинулся на второй план, появилась мечта сочинять музыку для театра.
Окончив класс фортепиано, Бизе начал изучать композицию у Фроманталя Галеви, преподавателя, художественного руководителя парижского «Театра Итальен». Сочинение музыки захватило студента консерватории, в это время он написал много произведений в разных жанрах.
Параллельно с композицией Жорж начал играть на органе в классе профессора Франсуа Бенуа и вскоре завоевал вторую, а затем и первую премию Консерватории за исполнительское мастерство.
Музыка
В годы учебы Бизе создал первые музыкальные произведения: «Симфонию до мажор», неизвестную до 1933 года, найденную в архивах Парижской консерватории, и комическую оперу «Дом доктора».
Знакомство публики с начинающим композитором состоялось после творческого соревнования, объявленного Жаком Оффенбахом, владельцем театра «Буфф-Паризьен» на Монмартре. Нужно было написать музыкальный комедийный спектакль с участием 4 персонажей. Награда - золотая медаль и 1200 франков. Бизе представил жюри оперетту «Доктор Миракль» и разделил премию с Шарлем Лекоком.
В 1857 году для ежегодного конкурса Академии изящных искусств начинающий композитор сочинил кантату «Кловис и Клотильда», стал лауреатом Римской премии, получил грант и поехал на стажировку в Рим. Бизе очаровала красота Италии, он увлекся оперой, влюбился в музыку Моцарта и картины Рафаэля. В Риме композитор должен был по условиям гранта создать кантату, но вместо этого сочинил комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гамма».
Осенью 1960 года зарубежная стажировка Бизе вынужденно прервалась из-за болезни матери, и он вернуться в Париж. Следующие 3 года стали трудными в творческой биографии композитора. Жорж вынужден был зарабатывать на жизнь созданием развлекательной музыки для кафе-концертов, перекладывать оркестровые партитуры известных произведений для фортепиано, давать частные уроки.
Как Римский лауреат, Бизе должен был написать комическое произведение для театра «Опера-Комик», но это было невозможно по личным причинам. В 1961 году умерла мама, а через полгода скончался учитель Фроманталь Галеви. В 1863 году композитор, преодолев переживания, создал лирическую оперу «Искатели жемчуга», а затем оперу «Пертская красавица» на сюжет Вальтера Скотта.
В 70-х годах начался расцвет творчества Бизе. В театре «Опера Комик» прошла премьера «Джамиле», критики и зрители оценили тонкий стиль и изящество арабских мотивов произведения. В 1872-м композитор сочинил музыку к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Постановка не имела успеха и была переделана автором в оркестровую сюиту.
Вершиной творчества Бизе стала опера «Кармен», не оцененная при жизни автора. Премьера 1875 года провалилась и вызвала негативную реакцию прессы, постановку назвали скандальной и аморальной. Несмотря на это, спектакль в течение первого года показали 45 раз. Зрители ходили на него из любопытства, возросшего вдвое после смерти композитора.
Бизе не дожил до признания его творения. Первые положительные отзывы появились через год после премьеры. «Кармен» оценили Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс. Петр Ильич Чайковский, не один раз в течение года смотревший постановку, писал:
«Бизе — художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением. И что за чудный сюжет оперы! Я не могу без слез играть последнюю сцену!».
Зрители полюбили героиню, музыкальный портрет которой соткан из звуков хабанеры, поло, сегидильи. Куплеты тореадора растопили сердца публики.
Личная жизнь
Первой любовью Бизе была итальянка Джузеппа. Этим отношениям не суждено было быть долгими, так как композитор покинул Италию, а девушка за ним не последовала.
Интересным фактом в биографии автора «Кармен» было страстное увлечение Мадам Могадор, известной как графиня де Шабрийан, оперная певица мадам Лионель, писательница Селеста Венар. Дама была гораздо старше Жоржа, пользовалась скандальной известностью. Композитор не был с ней счастлив, страдал от перепадов настроения и непристойных выходок. После разрыва долго прибывал в депрессии.
Счастье Бизе обрел с дочерью своего учителя Фроманталя Галеви, Женевьевой. Браку предшествовала упорная борьба с родственниками избранницы, которые были против свадьбы. Молодые отстояли свою любовь и обвенчались 3 июня 1869 года, поселились в популярном у творческих людей месте Барбизон.
В 1870 году началась Франко-прусская война, композитора призвали в ряды Национальной гвардии, но быстро освободили от службы как Римского стипендиата. Он забрал молодую жену из Барбизона и вернулся в Париж, где как мог помогал защитникам города.
10 июля 1871 года Женевьева родила сына, мальчика назвали Жак. По слухам, у композитора было двое детей, 2-й мальчик Жан - от служанки Марии Рейтер. Жорж любил сына и жену, но не мог быть вполне счастлив в личной жизни. Женевьева считала супруга неудачником и завела роман с пианистом и соседом Эли-Мириамом Делабордом. Бизе знал об этом и сильно переживал.
Смерть
Смерть Бизе до сих пор остается загадкой для исследователей. Известно, что это произошло в Буживале, куда семья композитора в сопровождении служанки Марии Рейтер с сыном отправилась на лето. Они поселились в двухэтажном доме, сохранившемся до сих пор, его фото есть в Интернете.
Бизе болел, но это не помешало ему 29 мая 1875 года отправиться на прогулку к реке в компании жены и соседа Делаборда. Жорж любил плавать. Он искупался в холодной воде. 30 мая композитора свалил приступ ревматизма с лихорадкой и нестерпимыми болями, отказали руки и ноги. Через день случился сердечный приступ. Когда пришел врач, Бизе стало легче, но ненадолго.
Следующий день больной провел в бреду, а к вечеру приступ повторился. Композитор скончался 3 июня 1875 года. Последним, кто видел композитора живым, был Делаборд. Врач констатировал причину смерти: сердечное осложнение острого суставного ревматизма.
Сенсационной стала версия, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, который первым приехал в Бужеваль, узнав о трагедии. Он сказал, что на шее Бизе была резаная рана, которую мог нанести последний, кто видел Жоржа живым, а именно Делаборд. У соседа были причины для убийства, он ухаживал за Женевьевой, а муж стоял на пути к счастью. Впоследствии Делаборд хотел жениться на вдове композитора, но свадьба не состоялась.
Еще одной возможной причиной смерти создателя «Кармен» исследователи считают самоубийство. По их мнению, рану композитор нанес себе сам, пытаясь перерезать трахею или артерию. Основания для такого предположения были. Последнее время Жорж был в депрессии из-за творческих неудач и болезней. Перед отъездом в Бужеваль он навел порядок в бумагах, сделал важные распоряжения. Врач, констатировавший смерть, мог скрыть факт суицида по просьбе родных.
Документы, подтверждающие какую-либо из версий, не сохранились. Дядя Женевьевы, Людовик Галеви, вел дневник, который мог бы пролить свет на тайну смерти композитора, но строки, написанные после печального события, были уничтожены. Кроме того, вдова Бизе потребовала от друзей и знакомых избавиться от писем Жоржа за последние 5 лет.
Композитора похоронили на кладбище Пер Лашез. На церемонии исполнили отрывки из произведений покойного. Спустя год на могиле установили памятник работы Поля Дюбуа с надписью на постаменте:
«Жоржу Бизе, его семья и друзья».
Произведения
Оперы
- 1858-1859 – «Дон Прокопио»
- 1862-1863 – «Искатели жемчуга»
- 1862-1865 – «Иван IV»
- 1866 – «Пертская красавица»
- 1873-1874 – «Кармен»
Оперетты
- 1855-1857 – «Элоиза де Монфор»
- 1855-1857 – «Возвращение Виргинии»
- 1857 – «Кловис и Клотильда»
- 1857 – «Доктор Миракль»
Оды-симфонии
- 1859 – «Улисс и Цирцея»
- 1859-1860 – «Васко да Гама»
Произведения для оркестра
- 1866-1868 – «Рим» («Воспоминания о Риме»)
- 1873 – Увертюра «Родина»
ж бизе портрет
Жорж Бизе
Как можно ещё охарактеризовать композитора, которого сам П.И. Чайковский назвал гениальным, а его произведение - оперу «Кармен» - настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и настоящим вдохновением. Жорж Бизе – выдающийся французский композитор, творивший в эпоху романтизма. Весь его творческий путь был тернист, да и жизнь – сплошная полоса препятствий. Однако, несмотря на все трудности и благодаря своему необыкновенному таланту, великий француз подарил миру уникальное произведение, ставшее одним из самых популярных в своём жанре и прославившее композитора на все времена.
Краткую биографию Жоржа Бизе и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Бизе
25 октября 1838 года в Париже на улице Тур д'Овернь в семье учителя пения Адольфа-Амана Бизе и его жены Эме на свет появился мальчик, которого любящие родители нарекли в честь трех великих императоров: Александр Сезар Леопольд. Впрочем, при крещении он получил простое французское имя Жорж, которое осталось с ним навсегда.
Уже с первых дней жизни ребенок слушал много музыки – это были нежные колыбельные матери, а также учебные вокализы учеников отца. Когда малышу исполнилось четыре года, Эме стала обучать его нотной грамоте, а в пять лет усадила сына за рояль. Биография Бизе гласит, что в шесть лет Жоржа определили в школу, где любознательный ребёнок сильно пристрастился к чтению, а оно, по мнению матери, отвлекало мальчика от занятий музыкой, за которыми мальчик должен был просиживать часами.
Феноменальные музыкальные способности, которыми обладал Жорж, и усердные занятия дали свои плоды. После прослушивания, вызвавшее удивлённый восторг у профессоров Парижской консерватории, девятилетний ребёнок был зачислен вольнослушателем в престижное учебное заведение в класс знаменитого А. Мармонтеля. Обладающий живым характером, любопытный и эмоциональный ученик, который схватывал всё на лету, очень нравился профессору, работа с ним доставляла педагогу большое удовольствие. Но десятилетний мальчик делал успехи не только в игре на фортепиано. В конкурсе по сольфеджио, продемонстрировав феноменальный музыкальный слух и память, он заработал первую премию и удостоился получать бесплатные дополнительные уроки по инструменту и композиции у выдающегося П. Циммермана.
Консерваторское обучение Жоржа, как исполнителя, близилось к концу, и перед ним открывалась стезя концертирующего музыканта, хотя эта перспектива молодого человека совсем не интересовала. С тех пор, как с ним по композиции стал заниматься П. Циммерман, у юноши появилась новая мечта: сочинять музыку для театра. Поэтому закончив курс по фортепиано у А. Мормонтеля, Жорж сразу поступил в класс композиции Ф. Галеви, под руководством которого он много и увлечённо сочинял, пробуя себя в различных музыкальных жанрах. Кроме этого, Бизе с энтузиазмом занимался в классе органа у профессора Ф. Бенуа, где достиг значительных результатов, сначала завоевав вторую, а затем и первую премию Консерватории в исполнении на инструменте.
В 1856 году, по убедительному настоянию Ф. Голеви, Жорж принимает участие в конкурсе Академии Изящных Искусств. Первая, так называемая Римская премия, давала возможность юному таланту два года стажировки в итальянской и год в немецкой столицах. По окончании такой практики молодому автору предоставлялась право премьерной постановки одноактного театрального музыкального сочинения в одном из театров Франции. К сожалению, эта попытка оказалась не совсем удачной: первую премию в этот раз никому не присудили. Но удача молодому композитору сопутствовала в другом творческом состязании, которое объявил Жак Оффенбах. Для своего театра, располагавшегося на бульваре Монмартр, в целях рекламы он объявил конкурс на создание небольшого комедийного музыкального спектакля с ограниченным числом исполнителей. Победителю была обещана золотая медаль и премия в тысячу двести франков. «Доктор Миракль» - так называлась оперетта, представленная восемнадцатилетним композитором на суд уважаемого жюри. Решение комиссии: премию разделить между двумя конкурсантами, одним из которых был Жорж Бизе.
Эта победа не только познакомила французскую публику с именем молодого композитора, но и открыла ему двери на знаменитые оффенбаховские «пятницы», куда приглашались только избранные творческие личности, и где он удостоился чести быть представленным самому Дж. Россини. Тем временем приближался очередной ежегодный конкурс Академии Искусств на соискание Римской премии, к которому Жорж усиленно готовился, сочиняя кантату «Кловис и Клотильда». На этот раз триумф – он стал обладателем первого приза по музыкальной композиции и вместе с другими пятью лауреатами 21 декабря 1857 года для совершенствования мастерства отправился в Вечный город.
Италия
В Италии Жорж путешествовал по стране, восторгаясь красивой природой и произведениями изобразительного искусства, много читал, знакомился с интересными людьми. А Рим ему так полюбился, что он всячески стремился здесь задержаться, для чего даже написал письмо министру просвещения Франции с просьбой разрешить провести третий год не в Германии, а в Италии, на что получил положительный ответ. Это был период сложной стадии человеческого и творческого формирования молодого композитора, который Жорж впоследствии назвал самым счастливым и беззаботным в своей жизни. Для Бизе это были замечательные годы творческих исканий и первой любви. Однако юноше всё же пришлось уехать из Рима на два месяца раньше установленного срока, так как он получил письмо из Парижа с известием о болезни его горячо любимой мамы. По этой причине в конце сентября 1860 года Бизе вернулся в Париж.
Возвращение на родину
Родной город молодого человека не встретил радужно. Беззаботная юность Жоржа закончилась, и ему теперь необходимо было думать, как зарабатывать деньги на хлеб насущный. Начались серые будни, которые были заполнены скучной для него рутинной работой. Бизе подрабатывал частными уроками, а также, по заказу владельца известного парижского издательского дома А. Шудана, занимался переложением для фортепиано оркестровых партитур произведений известных композиторов и сочинением развлекательной музыки. Друзья советовали Жоржу заняться исполнительской деятельностью, ведь ещё в обучаясь в консерватории, он прослыл виртуозным музыкантом. Однако молодой человек понимал, что карьера пианиста может принести ему быстрый успех, но в то же время помешает осуществить мечту всей его жизни – стать оперным композитором.
Проблем у Бизе было много: необходимо было сдать оду-симфонию «Васка да Гама» - очередной второй отчёт в Академию Искусств и, кроме этого, ему, как Римскому лауреату, нужно было написать забавную одноактную оперу для театра «Опера-Комик». Либретто ему предоставили, но весёлые мелодии к «Гузла эмира», так назывался спектакль, совершенно не рождались. Да и как они могли появляться, когда самый любимый человек и лучший друг находился в тяжёлом состоянии. 8 сентября 1861 года мама Жоржа умерла. Одна невосполнимая потеря следовала за другой. Через полгода из жизни ушёл не просто учитель, а наставник и опора Бизе - Фроменталь Галеви. Подавленный потерей близких людей, Жорж, чтобы как-то отвлечься, ещё больше старался уйти в работу, но в результате получил нервное перенапряжение и упадок сил.
Весь 1863 год Бизе работал над новой оперой «Искатели жемчуга», а в 1864 году помогал отцу в строительстве жилья на лесном участке, приобретённым Адольфом-Аманом в Везине. Теперь у Жоржа появилась возможность каждое лето проводить на природе. Здесь он с большим воодушевлением сочинял «Ивана Грозного», а в 1866 году «Пертскую красавицу». В 1867 году Бизе предложили поработать музыкальным обозревателем в одном из парижских журналов. Он опубликовал статью под псевдонимом Гастон де Бетси, которую приняли поистине хорошо, но, к сожалению, она была первой и последней.
В это же время в личной жизни Жоржа происходят значительные перемены: он страстно влюбляется в дочь своего покойного учителя Ф. Галеви. Мать и ближайшие родственники Женевьевы были против такого союза, считая композитора недостойной партией для девушки, однако Бизе был довольно настойчив, и в результате 3 июня 1869 года молодые обвенчались. Жорж был необычайно счастлив, он всячески оберегал свою молодую жену, которая была младше его на двенадцать лет, и старался во всём ей угодить.
Опасные времена
Летом следующего года чета Бизе отправилась на четыре месяца в Барбизон – местечко очень популярное у людей искусства. Композитор намеревается здесь плодотворно поработать над «Клариссой Гарлоу», «Календалем», «Гризельдой», однако из-за начавшейся в июле Франко-прусской войны планам Жоржа не удалось осуществиться. Правительство объявило повсеместный призыв в Национальную гвардию. Не обошёл этой участи и Бизе, он даже прошёл военную подготовку, но как Римский стипендиат получил освобождение от воинской службы и уехал в Барбизон, чтобы забрать жену и вернуться в Париж, где 4 сентября вновь была провозглашена республика. Обстановка в столице осложнилась из-за осады пруссаков: в городе начался голод. Родственники предлагали Жоржу на время перебраться в Бордо, но он остался и по мере своих сил как мог помогал защитникам Парижа, патрулируя в городе и на крепостном валу.
Бизе с Женевьевой покинули город лишь после объявленной в январе 1871 года капитуляции и снятии блокады. Сначала они навестили родственников в Бордо, затем переехали в Компьен, а окончание смутных времён Парижской коммуны переждали в Визене. Вернувшись в столицу в начале июня, Бизе незамедлительно приступил к работе над своим новым сочинением - оперой «Джамиле», премьерный показ которой состоялся 22 мая 1872 года. А через две с половиной недели в жизни композитора произошло радостное событие – Женевьева подарила ему сына. Окрылённый таким счастьем, Жорж ещё больше углубился в работу и с удовольствием принял предложение насытить драматический спектакль А. Доде «Арлезианка» хорошей музыкой. Премьера постановки, к большому сожалению, провалилась, но менее чем через месяц сочинение Бизе к драме, которое он преобразовал в сюиту, исполненное на одном из концертов, имело ошеломляющий успех. Вскоре Жоржа вновь постигло разочарование: в конце октября 1873 года композитору сообщили, что здание Большой Оперы, где вскоре должна была состояться премьера его оперы «Сид», сгорело дотла и все спектакли переносятся в зал Вентадур, который к такой постановке не приспособлен. Однако через три месяца имя Бизе вновь было у всех на устах: первое, а затем и последующие исполнения его драматической увертюры «Отчизна» прошли с большим триумфом.
Последнее произведение композитора
Весь 1874 год композитор провёл за работой над произведением, которое ему посоветовали друзья. Уже с самого начала многое смущало Бизе: как на сцене театра Опера-Комик можно поставить оперу с трагическим финалом, а именно так заканчивалась новелла П. Мериме «Кармен». Кое-кто даже предлагал изменить финал, ведь автора произведения уже более трёх лет как не было в живых. Но самое ужасное: как публика воспримет представление на сцене людей из низшего сословия. Несмотря ни на что, композитор с увлечением приступил созданию произведения, которое впоследствии станет шедевром на все времена. Как только на 3 марта 1875 года была назначена долгожданная премьера, по городу поползли слухи о готовящемся театральном скандале. Первый акт был встречен достаточно тепло, а вот после второго акта кое-кто из публики покинул зал. Когда закончился третий акт, Бизе в ответ на жалкие поздравления во всеуслышание объявил, что это провал. На следующий день парижские газеты объявили «Кармен» «скандальной» и «аморальной», они писали, что Бизе опустился очень низко, на самое социальное дно.
Второй спектакль состоялся через день - 5 марта, и уже был встречен публикой не просто тепло, а горячо, но газеты ещё целую неделю продолжали обсуждать провал премьерного показа. В том театральном сезоне «Кармен» в Париже ставили тридцать семь раз, а ведь далеко не каждый спектакль выдерживал столько представлений. Из-за провала премьеры Бизе тяжело страдал, но к этому добавились ещё нравственные терзания вызванные размолвкой с женой, а также физические мучения по причине хронической ангины и ревматизма. В конце мая 1875 года Жорж со всем своим семейством покинул Париж и направился в Буживаль в надежде, что на природе ему станет легче. Однако лучше композитору не стало, постоянные приступы окончательно его измучили и 3 июня врач констатировал смерть Жоржа Бизе.
Интересные факты о Жорже Бизе
- Отец композитора – Адольф Аман Бизе до знакомства с Анной Леопольдиной Эме, урождённой Дельсар, – матерью Жоржа, имел профессию парикмахера, но перед свадьбой изменил род своей деятельности, переквалифицировавшись в учителя пения, тем самым став «человеком искусства», как того требовала семья невесты.
- Мальчик Жорж жил по строгому графику: утром его отводили в консерваторию, затем после занятий приводили домой, кормили и закрывали в комнате, где он занимался до тех пор, пока прямо за инструментом не засыпал от усталости.
- Малыш Бизе с детства так увлекался чтением, что родителям приходилось прятать от него книги. В девять лет мальчик мечтал стать писателем, считая это гораздо интереснее, чем целыми днями сидеть за роялем.
- Из биографии Бизе мы узнаём, что, несмотря на свою одарённость, юный вундеркинд очень часто ссорился с родителями из-за занятий музыкой, он плакал и злился на них, но уже с детства осознавал, что его способности и настойчивость матери дадут результаты, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
- Удостоенный Римской стипендии, Жорж Бизе не только много путешествовал, но и знакомился с разными людьми. Часто бывая на приёмах в посольстве Франции, он встретился там с интересным человеком – послом России Киселёвым Дмитрием Николаевичем. Между двадцатилетним юношей и почти шестидесятилетним сановником завязалась крепкая дружба.
- Дядя Жоржа Бизе – Франсуа Дельсарт – в своё время был известным в Париже учителем пения, однако большую известность он приобрёл как изобретатель своеобразной системы «постановки эстетики человеческого тела», которая впоследствии обрела своих последователей. Некоторые искусствоведы считают, что Ф. Дельсарт – это человек, во многом предопределивший развитие искусства 20 века. Даже К.С. Станиславский рекомендовал применять его систему для начальной подготовки актёров.
- Современники Бизе отзывались о нём как об общительном, жизнерадостном и добром человеке. Всегда много и самозабвенно работающий, он, тем не менее, очень любил повеселиться в кругу друзей, будучи автором всевозможных озорных затей и забавных шуток.
- Ещё обучаясь в консерватории, Жорж Бизе прослыл искусным пианистом. Однажды в присутствии Ференца Листа он так виртуозно исполнил технически сложное произведение композитора, что привёл автора в восторг: ведь молодой музыкант с лёгкостью сыграл головоломные пассажи в нужном темпе.
- В 1874 году Жорж Бизе за весомый вклад в развитие музыкального искусства был награжден орденом «Почётного легиона» французским правительством.
- После первой провальной премьеры драма А. Доде «Арлезианка» вернулась на сцену только через десять лет. Пьеса уже пользовалась у зрителей несомненным успехом, хотя современники отмечают тот факт, что публика шла на спектакль больше из-за того чтобы послушать украшавшую его музыку Ж. Бизе.
- Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» при жизни композитора так и не была поставлена. Современники даже поговаривали, что композитор в обиде сжёг партитуру, однако сочинение всё же было обнаружено, но лишь в конце тридцатых годов прошлого столетия в архиве консерватории и поставлено впервые в концертном варианте в оккупационном Париже в 1943 году в театре на бульваре Капуцинок. Устроители спектакля постарались, чтобы в числе слушателей не было ни одного немца, так как опера, написанная на русский сюжет могла вызвать у них большое раздражение, тем более перелом во Второй мировой войне не в пользу Германии уже произошёл. Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» никогда не ставилась в России, так как многие исторические факты в ней сильно искажены.
- Сразу после смерти Ж.Бизе все рукописи композитора, перечисленные в завещании, были переданы в библиотеку Парижской консерватории. Однако ещё много его бумаг и рукописей были обнаружены душеприказчиком Эмиля Штрауса (второй муж вдовы Ж.Бизе) господином Р. Сибила, который, определив ценность этих документов, так же незамедлительно отправил их в консерваторские архивы. Поэтому со многими произведениями композитора потомки познакомились только в XX-ом столетии.
- У Жоржа Бизе было два сына. Старший Жан появился от случайной связи со служанкой семьи Бизе Марией Рейтер. Второй сын – Жак родился в браке с Женевьевой, урождённой Голеви.
Творчество Жоржа Бизе
Творческую жизнь Жоржа Бизе нельзя назвать удачливой. Он очень часто испытывал разочарования из-за несправедливых критических высказываний по поводу своих произведений. Тем не менее Бизе – это великий композитор, который всю свою жизнь посвятил музыке и оставил потомкам разнообразное наследие, включающее в себя оперы, оперетты, оды-симфонии, ораторию, произведения для хора в сопровождении оркестра и a cappella, вокальные циклы и произведения для фортепиано, а также сочинения для симфонического оркестра, включающие увертюры, симфонии, сюиты.
Согласно биографии Бизе, уже в четыре года Жорж впервые сел за рояль, в тринадцать лет попробовал себя в качестве музыкального сочинителя, а через год, поступив на обучение в класс композиции консерватории, находился в напряжённых творческих поисках. Постепенно у него вырабатывалось мастерство, хотя поначалу совершенно отсутствовал индивидуальный творческий почерк. За годы обучения в консерватории Бизе создал немало разных произведений, но в них ещё чувствовалось влияние В.А. Моцарта и раннего Л.В. Бетховена, а также его старшего друга Шарля Гуно. Среди творений Бизе консерваторского периода необходимо отметить сочинения для хора и оркестра: «Вальс» и «Хор студентов», пьесу для фортепиано «Большой концертный вальс», оперетту «Доктор Миракль», кантату «Кловис и Клотильда», а также симфонию №1 C-dur («Юношеская»), которая и в нынешнее время с успехом исполняется на мировых концертных площадках.
Следующим важным периодом в жизни композитора явились годы, проведённые на стажировке в Италии. Это было время постоянных творческих поисков, в результате которых Бизе приходит к выводу, что основной его музыкальный интерес связан именно с театром. Здесь он пишет свою первую оперу «Дон Прокопио», которую, нарушая правила, отправляет для творческого отчета в Академию Изящных Искусств, хотя необходимо было сочинить и послать мессу. Несколько позднее Бизе всё же напишет произведение на религиозный сюжет, но не для отчёта, а на конкурс. Но его «Te Deum» на жюри впечатления не произвело, да и сам композитор позднее отмечал, что не расположен писать духовную музыку. Также в этот итальянский период из-под пера молодого композитора выходит ода – симфония «Васко да Гама», которая послужила творческим отчётом перед Академией, и несколько пьес для оркестра, впоследствии вошедшие в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме».
После возвращения домой Бизе, по заказу парижской «Опера-Комик», начинает работу над музыкальным комедийным спектаклем «Гузла эмира», однако премьера оперы не состоялась, несмотря на то, что в театре уже шли её репетиции. Композитор не был удовлетворён своим творением, считал его уязвимым и обречённым на провал. Он забрал партитуру и тут же приступил к созданию нового произведения, которое как предполагал Бизе откроет ему блестящие перспективы. Опера в конечном варианте получила название «Искатели жемчуга». В этот же период молодой композитор отправляет в Академию Изящных Искусств свой третий последний отчёт, состоящий из Увертюры, Скерцо и Похоронного марша. Премьера «Искателей» состоялась в конце сентября 1863 года и была довольно хорошо встречена публикой, а в довершении получила хвалебный отзыв в статье написанной Г. Берлиозом, хотя нападок от критиков, обвинивших Бизе в подражании Вагнеру, было предостаточно.
Затем у композитора была работа над оперой, написанной на сюжет из русской истории, но, к сожалению, постановка «Ивана Грозного» при жизни композитора так и не состоялась. Далее Жорж работал над исполнением небольших заказов от своего издателя Шудана и бельгийского хорового общества: из под его пера вышел цикл романсов, а также хор акапелла «Святой Иоанн Патмосский». Весь 1966 год Бизе посвятил сочинению «Пертской красавицы», первый показ которой состоялся в конце декабря следующего года. На этот раз успех был просто ошеломляющий, не только зрители были в восторге от новой оперы, но и критики впоследствии неплохо отзывались о музыке спектакля.
В 1868 году Жорж по объявленному конкурсу государственных театров работает над оперой «Кубок фульского короля». К большому сожалению, партитура этого произведения пропала, остались лишь небольшие фрагменты, которые впоследствии стали известны как романсы: «Покинутая», «Гасконец», «Любить, мечтать», «Ночь», «Сирена», «Нельзя забыть» и дуэты: «Мечтаем», «Нимфы лесов». В этот период Бизе действительно уделяет много внимания вокальному творчеству. Его романсы, предназначенные не только для салонного, но и для домашнего музицирования, представляли собой настоящие театральные миниатюры. К этой же поре относятся и несколько заслуживающих внимания фортепианных произведений композитора, среди которых цикл «Песни Рейна», «Большие хроматические вариации для фортепиано» и «Фантастическая охота». Далее была работа над «Маленькой оркестровой сюитой», циклом для двух фортепиано «Детские игры», симфонией «Рим» и, несомненно, над произведениями в любимом композитором оперном жанре: «Гризельдой», «Клариссой Гарлоу», «Календалем» и «Джамиле». Премьера последней, несмотря на крики публики «браво», по мнению самого Бизе была однозначно провальной. Однако отзывы в прессе о произведении были очень интересны и даже страстны. Кто-то считал оперу не эмоциональной и лишённой колорита, а кто-то назвал её смелым экспериментом, который принёс композитору большой успех. К сожалению, только сочинения, написанные Бизе в конце его жизни, среди которых музыка к драме А. Доде «Арлезианка» и опера «Кармен», принесли ему не только признание, но и поистине мировую славу.
Личная жизнь
Бизе был очень стеснительным молодым человеком и не считал свой внешний вид привлекательным для женщин. При общении со слабым полом он всегда так сильно волновался, что лицо краснело, руки потели, а язык при разговоре заплетался. Со своей первой любовью Жорж познакомился в Италии, её звали Джузеппа. Это была смешливая и кокетливая прелестная девушка, от которой композитор был без ума и строил планы счастливой совместной жизни, предлагая ей приехать во Францию. К сожалению, эти отношения не имели продолжения, так как Бизе из-за болезни матери пришлось срочно вернуться на родину.
Следующим страстным увлечением Жоржа была опытная в любви 42-х летняя женщина, которая свою юность и молодость провела в притонах, цирке, театре, а также варьете. Она была старше Бизе на четырнадцать лет. В приличном обществе о ней не упоминали, но в Париже её знали под такими именами, как красавица Могадор, мадам Лионель, графиня де Шабрильян, писательница Селест Винар. Могадор покорила молодого композитора своей бесшабашностью и невероятным женским магнетизмом. Страсть этой женщины к Жоржу была не долгой. Ранимый Бизе безмерно страдал от перепадов её настроения. Однажды во время гневного припадка Могадор облила его холодной водой и выгнала на улицу. В результате этого инцидента Жорж сильно заболел ангиной, кроме того итогом окончательного разрыва со скандальной мадам стало состояние глубочайшей депрессии, из которой выйти Бизе помогла усиленная творческая работа, а так же знакомство с молодой обаятельной девушкой – дочерью его учителя - Женевьевой Галеви.
Композитор настолько был очарован семнадцатилетней девушкой, её нежностью и чистотой, что, несмотря на возражения родственников с той и другой стороны, поставил цель жениться на Женевьеве. Свадьба состоялась через два года 3 июня 1869 года, а через три года семья Бизе пополнилась сыном, которому дали имя Жак. Жорж очень любил жену, но, несмотря на это, семейная жизнь и личное счастье композитора стали рушиться как карточный домик. Причинами тому стали неумение Женевьевы прощать частые творческие неудачи мужа, а, кроме этого, её нездоровое воображение занял успешный пианист Эли-Мириам Делаборд, связи с которым она ни от кого не скрывала. Все эти жизненные разочарования и стали причиной скорой смерти Жоржа Бизе, секрет которой до сих пор не может разгадать ни один биограф композитора.
Музыка Жоржа Бизе в кино
Музыка Жоржа Бизе в нынешнее время пользуется большой популярностью, режиссёры всего мира очень часто используют её в саундтреках своих кинофильмов. Несомненно, все рекорды побили отрывки из оперы «Кармен» такие, как увертюра, «Хабанера», марш и ария Тореодора, а также фрагменты из сюиты «Арлезианка» и знаменитая ария из оперы «Искатели жемчуга»— «Je crois entende». Невозможно перечислить все киноленты, где звучит эта замечательная музыка, но вот некоторые из них:
Фильм
Произведение
«Книга Генри», 2017
«Хабанера»
«Парни со стволами», 2016
«Бешеные псы», 2016
«Кибер-террор», 2015
«Этим утром в Нью-Йорке», 2014
«Очень опасная штучка», 2013
«Книга жизни», 2014
Увертюра к опере «Кармен»
«Танцы без правил», 1992
«Мираж», 2015
«Арлезианка»
«Лабиринт сновидений», 1987
Ария Тореодора
«Счастливый конец», 2012
«Марш Тореодора»
«Человек, который плакал», 2014
«Схватка», 2010
ария из оперы «Искатели жемчуга»— «Je crois entende»
«Убийство школьного президента», 2008
«Матч поинт», 2005Будучи феноменально одарённым человеком, Жорж Бизе создал такие великолепные произведения, которые в нынешнее время восхищают сотни миллионов людей по всему земному шару. Прошло много лет, прежде чем имя Бизе заняло то место, которое оно по праву заслуживает, среди других величайших композиторов. Его безвременная смерть в самом расцвете творчества – это невосполнимая и весьма значительная утрата для всей мировой музыкальной культуры.Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Жорже Бизе
Основная информация Имя при рождении Александр Сезар Леопольд Бизе Дата рождения 25 октября 1838[1][2][3][…] Место рождения Париж,
Королевство Франция Дата смерти 3 июня 1875[1][3][4][…] (36 лет) Место смерти Буживаль, Третья французская республика Похоронен
- Пер-Лашез
Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet, при крещении получил имя Жорж, фр. Georges; 25 октября 1838[1][2][3][…], Rue Louise-Émilie-de-La-Tour-d'Auvergne[d], Париж[5] или Париж[6] — 3 июня 1875[1][3][4][…], Буживаль[7][6][8]) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Биография
Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе[9]. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет[10]. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).
Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством[11]. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек — я. Но оказывается, нас двое!»[12]
В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию[13]. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.
За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». Гектор Берлиоз в статье, посвященной премьере оперы, подчёркивает, что Бизе не только композитор, но и редкого дарования пианист. Музыкальный писатель сожалел, что Бизе не концертирует, и отмечал его феноменальную способность чтения с листа неизвестных ему произведений любой трудности[14]. О таланте Бизе как пианиста-виртуоза писал в своих воспоминаниях и его учитель, профессор и преподаватель Парижской консерватории по классу фортепиано Антуан Мармонтель[14]:
.mw-parser-output .ts-Цитата{display:flex;justify-content:center;margin:0.5em 0}.mw-parser-output .ts-Цитата blockquote{position:relative;margin:0;padding:0 42px;border:none;background:transparent;line-height:1.6em;font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата blockquote::before,.mw-parser-output .ts-Цитата blockquote::after{content:"";position:absolute;background-size:calc(1.6em/0.75)1.6em;background-repeat:no-repeat;width:calc(1.6em/0.75);height:1.6em}.mw-parser-output .ts-Цитата blockquote::before{background-image:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Aquote1.png");top:0;left:0}.mw-parser-output .ts-Цитата blockquote::after{background-image:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Aquote2.png");bottom:0;right:0}.mw-parser-output .ts-Цитата blockquote i{font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата cite{display:block;text-align:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата p:first-child{margin-top:0}.mw-parser-output .ts-Цитата p:last-child{margin-bottom:0}.mw-parser-output .ts-Цитата p .ts-oq{margin-top:-0.25em}.mw-parser-output .ts-Цитата .ts-oq .ts-oq-header.ts-oq-header{padding-left:0;background:transparent}.mw-parser-output .ts-Цитата .ts-oq .ts-oq-content{padding:0}Он владел исключительным искусством нюансировать силу звука, сообщать ему особую певучесть то осторожным, то интенсивным нажимом пальцев. Законченный виртуоз, он умел с разной рельефностью оттенять мелодию, смягчая и окутывая её гармониями прозрачного сопровождения, вуалированная или подчеркнутая ритмика которого подчинялась свободной фразировке мелодии. Невозможно было сопротивляться покоряющей прелести его пленительного, нежного и чёткого туше.
В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet „L’Arlesienne“. Это в своем роде шедевр». Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.
В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен.
3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьевой Алеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви — создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста[15].
В 1874—1875 годах композитор работал над оперой «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и завершилась провалом[16]. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П. И. Чайковский, который был большим поклонником этой оперы, писал:
...Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «…вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet — художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением.
25 октября 1891 года в «Опере-Комик» состоялся 500-й спектакль «Кармен» 24 декабря 1904 года — тысячный. Габриель Форе писал в газете «Фигаро» в этот же день по поводу юбилейного представления оперы:
...что новелла Мериме, перенесённая на сцену зала Фавар, могла в 1875 г. изумить и ошеломить завсегдатаев этого театра, что она могла показаться мало соответствующей традициям Комической оперы, это понятно. Но необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, красочности, искреннего чувства и очарования, не покорила публику с первого же появления; как могли не взволновать эту публику её драматизм, её патетика и огромная сила страсти.
К столетию со дня рождения Бизе в 1938 году опера прошла в «Опере-Комик» 2276 раз.
Смерть
Дом Бизе в Буживале (1900)В мае 1875 года Жорж Бизе вместе с женой, сыном и служанкой отправился в Буживаль. 30 мая после купания в реке композитор слёг в постель с приступом ревматизма, сопровождавшимся лихорадкой, болями и онемением конечностей. Затем Бизе перенёс сердечный приступ[17].
3 июня 1875 года Жорж Бизе умер после повторного сердечного приступа на 37-м году жизни. Другая версия причины смерти композитора, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, — самоубийство, так как Шудан якобы видел на шее Бизе след от резаной раны[18]. После временного погребения на кладбище Монмартр прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез.
За свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.
Могила Ж. Бизе на кладбище Пер-ЛашезПамять
- Муниципальная консерватория (фр. Conservatoire municipal du 20e Georges Bizet) в XX округе Парижа носит его имя.
- В его честь названа площадь в Андерлехте (Брюссельская агломерация).
Творчество
Оперы
- «Дом доктора» (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856)
- «Дон Прокопио» (Don Procopio, опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
- «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
- «Гузла Эмира» (La guzla de l'émir, комическая опера, 1861—1862)
- «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж
- Иван IV (опера) (Ivan IV, 1862—5, поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux)
- «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
- «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
- «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
- «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)
- «Каландарь» (комическая опера, 1870),
- Гризельда (комическая опера, 1870—1871, не окончена)
- «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
- «Дон Родриго» (1873, не окончена)
- «Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)
Оперетты
- «Доктор Миракль» (1856 или 1857, поставлена 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж)
- Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
- Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Париж)
Кантаты
- Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857)
- Элоиза де Монфор (1855—1857)
- Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855—1857)
- Эрминия (1855—1857)
- Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
- Давид (1856)
- Кловис и Клотильда (1857)
- Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
- Женитьба Прометея (Les Noces de Prométhée, 1867) Мемориальная доска на доме Бизе в Буживале
Оды-симфонии
- Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
- Васко да Гама (1859—1860)
Оратория
- Женевьева Парижская (1874—1875)
Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)
- Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
- Вальс (C-dur, 1855)
- Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
- Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
- Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
- Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.
Для хора без сопровождения
- Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)
Произведения для оркестра
- Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
- Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866—1868, исполнена 1869)
- Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
- Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)
Произведения для фортепиано соло
- Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
- Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
- Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
- Концертные хроматические вариации (1868)
Фортепианные дуэты
- Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)
Произведения для голоса и фортепиано
- В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
- Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)
Музыка к драматическому спектаклю
- Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)
Примечания
↑ 1 2 3 4 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. ↑ 1 2 Alexandre César Léopold Bizet // база данных Léonore (фр.) — Ministère de la Culture. ↑ 1 2 3 4 Georges Bizet // Encyclopædia Britannica (англ.) ↑ 1 2 Georges Bizet // Internet Broadway Database (англ.) — 2000. ↑ Archives de Paris ↑ 1 2 Archivio Storico Ricordi — 1808. ↑ Бизе Жорж // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. ↑ Léopold Georges Bizet // Свидетельство о смерти ↑ Б. Левик. Музыкальная литература зарубежных стран. — Рипол Классик. — 407 с. — ISBN 9785458367950. ↑ Ирина Галинская. Культурология: Дайджест. — Litres, 2017-04-29. — 340 с. — ISBN 9785457838185. ↑ Музыкальный словарь Гроува / пер. Л. О. Акопян. – М. : Практика, 2001. – С. 7.. ↑ Юрий Димитрин. «Кармен» в первый раз. — Litres, 2017-09-05. — 303 с. — ISBN 9785457258563. ↑ Ирина Кошмина. Путешествие в мир. Музыка. — ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 256 с. — ISBN 9785948461311. ↑ 1 2 Филенко Г. Т. Бизе и его письма // Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко.. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 16. — 528 с. ↑ Мандель Б. Р. Всемирная литература: XX век.. — Directmedia, 2014-02-24. — 659 с. — ISBN 9785445867395. ↑ 50 музыкальных произведений, изменивших искусство. — Litres, 2017-09-05. — 217 с. — ISBN 9785457483446. ↑ Биография Жоржа Бизе на Mega-stars.ru ↑ Бизе. Загадка смерти. Тайны великих композиторовЛитература
- Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 528 с.; 2-е изд. — М. : Музыка, 1988. — 479 с.
- Друскин М. С. Бизе Жорж / М. С. Друскин // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Т. 1 : А — Гонг. — М. : Сов. энциклопедия, 1973. — Стб. 474—478.
- Савинов Н. Н. Жорж Бизе. — М.: Мол. гвардия, 2001. — 356 с.
- Димитрин Ю. «Кармен» в первый раз. — Litres, 2017-09-05. — 303 с. — ISBN 9785457258563.
- Хохловкина А. Жорж Бизе / А. Хохловкина. — М. : Музгиз, 1954. — 460 с.
- Paul Stefan. Georges Bizet. Leben, Umwelt und Werk des Komponisten der Carmen. — Zürich: Atlantis, 1952.
Ссылки
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:19em;box-sizing:border-box;margin:0 0 .5em 1em;padding:.4em;background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;font-size:90%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-header{margin-bottom:.2em;padding:.2em .6em;font-size:110%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-item{display:flex;padding:.2em .6em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-image{min-width:24px;display:inline-block;margin-right:.4em;flex:none;vertical-align:top;text-align:center}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-image img{vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-label{align-self:center}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Бизе, Жорж // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Краткие содержания (синопсисы) опер Бизе на сайте «100 опер»
- Кушнер Б. Рекомендательное письмо: Страница из жизни Бизе // «Вестник» (Бостон), № 10 (347), 12 мая 2004 г.
- Жорж Бизе: ноты произведений на International Music Score Library Project
- Бизе. Полные либретто опер на русском языке Архивная копия от 1 июля 2012 на Wayback Machine
- Дом доктора (1852/55)
- Доктор Миракль (1857)
- Дон Прокопио (1859)
- Искатели жемчуга (1863)
- Ной (ок. 1865)
- Иоанн IV (1865)
- Пертская красавица (1867)
- Джамиле (1872)
- Кармен (1875)
Родился в Париже в семье учителя пения и пианистки. Девятилетним мальчиком был принят в консерваторию. Композиции учился у Жака Галеви (автора многочисленных опер, в том числе известной оперы "Жидовка").
За успехи в фортепианной игре Бизе получает Римскую премию (1857 год). Незадолго до поездки в Рим он поставил свою оперетту "Доктор Миракль", принесшую ему известность. После возвращения Бизе в Париж перед ним открываются двери парижских театров. Но следующие его произведения – оперы "Искатели жемчуга" и "Пертская красавица" — не пришлись по вкусу парижской публике. Бизе исходил в них из вагнеровских принципов сочинения музыки.
Совершенно иной прием был оказан его оркестровым произведениям. Однако выдающемуся композитору не суждено было при жизни добиться всеобщего признания. Последняя опера Бизе "Кармен", вершина оперного реализма во французской музыке 19 века, была поставлена в 1875 году. Постановка ее в "Опера Комик" ознаменовалась скандалом: опера была признана безнравственной, музыка безобразной. Спустя три месяца после премьеры Бизе скоропостижно скончался. А с конца 70-х годов "Кармен" навсегда завоевывает оперные сцены мира.
Основное место в творческом наследии Бизе отводится обычно операм "Искатели жемчуга" и "Кармен". Трагические элементы в "Кармен" сочетаются с комическими. Оставаясь верным стилю французского романтизма, Бизе вводит в оперу народные испанские элементы, на фоне которых и развертывается ее действие. Из прочих произведений Бизе наиболее известна сюита из музыки к драме А. Доде "Арлезианка". Бизе написал также много песен и фортепианных произведений.
Отличительная черта музыки Бизе — необычайная темпераментность, мелодическое богатство и блестящий оркестровый колорит. Бизе первый ввел в оркестр саксофон.
Произведения Бизе
оперы:
«Дом доктора» (до 1856)
«Дон Прокопио» (1858-1859)
«Любовь художника» (1860, неоконч.)
«Искатели жемчуга» (1862-1863)
«Иван Грозный» (1865)
«Никола Фламель» (1866)
«Пертская красавица» (1866)
«Джамиле» (1871)
«Кармен» (1873-1874)
оперетты:
«Доктор Миракль» (1856)
«Мальбрук в поход собрался» (1867)
кантаты
симфонии
пьесы для фортепиано
музыка к драматическому спектаклю «Арлезианка» (1872)
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Жоржа Бизе, просьба сообщить об этом администрации сайта.
-->