Прерафаэлиты
Название течения указывает на уважение к флорентийским художникам раннего Возрождения, творившим до Рафаэля: Перуджино, Беллини, Фра Анжелико.
Прерафаэлиты почитали чистые яркие цвета, особенно рыжий и сочный зеленый: цвет озерной воды и трав. Силуэты людей на полотнах парящие — в них есть что-то от ликов святых, волосы распущены. Героини похожи на дам сердца рыцарей: светлая кожа, длинные золотистые локоны, утонченный вытянутый силуэт, большие глаза, струящиеся платья.
прерафаэлиты
— Во-первых, это действительно красиво. Забавно… организовали свое братство, чтобы бороться с выхолощенной картинкой Рафаэля и его последователей, чтобы вновь вернуться к природе. Они сами мерзли и получали солнечные удары во время многочасовых пленэров и мучили своих натурщиц, желая схватить суть (Элизабет Сиддал, позировавшая Миллесу для «Офелии», так замерзла в ванне с холодной водой, что в итоге этот шедевр стоил ей жизни). И что же в результате? Травки и цветочки, конечно, изображены очень достоверно. Но жизнь схвачена не то чтобы точно. Все-таки в жизни не все женщины рыжеволосы и даже в середине 19-го века они были заняты еще чем-то, кроме сидения в розовых кустах и расчесывания своих локонов. Однако высказывать претензии прерафаэлитам язык не поворачивается: очень уж красивы, чувственны и соблазнительны их полотна. Некоторые скажут, что слишком красивы и даже проведут свой восторг прерафаэлитами по ведомству «стыдных удовольствий» — пусть так, ведь и они будут стоять в очереди на выставку.
— Это современно и ново, свежо. Да, Братство прерафаэлитов появилось полтора века назад, искусствоведы склонны считать его первым авангардным движением в Европе и предтечей ар-нуво, однако широкую известность за пределами Британии оно приобрело только на рубеже 20−21-го веков. И очень выиграло на контрасте с современным искусством: конечно же, избыточная, интенсивная красота прерафаэлитов большинству арт-потребителей милее инсталляций из мусора и портретов Девы Марии, исполненных с использованием слоновьего дерьма (последнее — не шутка, а описание картины художника Криса Офили). Смотрите сами: Крис Офили, «Девая Мария» (1996) и «Благовещение» Данте Габриэля Россетти (1850):
Ботаника, геология и белая краска
Середина XIX века в Англиии — это время свершившейся промышленной революции, пароходов, железной дороги, фабричного производства, роста городов и численности населения. В год, когда Милле написал «Мариану», а Хант «Наемного пастуха», в Лондоне прошла Первая всемирная выставка, на которой представили грандиозные механизмы, пароход, жатвенную машину, ткацкие и печатные станки, дагерротипы, телеграф, гидравлический пресс. При таких значительных достижениях по части больших производств Англия безнадежно отставала в одном важном направлении: в дизайне бытовых предметов. Викторианские дома были уставлены совершенно безвкусной, пошло вычурной мебелью, украшенной жалкими букетами стилизованных роз, сотнями ненужных предметов. И именно прерафаэлитам предстояло навести в этой сфере порядок.А началось все, как всегда, с протеста. Более того, началось все с протеста против промышленной революции.
Самый влиятельный, молодой и красноречивый арт-критик Англии Джон Рёскин был убежденным противником серийного производства, ненавидел железную дорогу и упрямо путешествовал только на перекладных лошадях, книги печатал на бумаге ручной работы, связывал моральный упадок нации с уродливой архитектурой современных городов, личную неприкаянность англичан — с упадком ремесленного производства, а художников призывал в мельчайших деталях следовать природе, ничего не упуская и не приукрашая. Вместе с покровительством Рёскина
получили и мощную теоретическую базу для своих поисков, и готовый план действий.Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.
Возникновение
Братство прерафаэлитов
Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Дж. Э. Милле, Холмана Ханта (1827—1910), Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера и живописцев Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.
История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими. Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» (англ. Girlhood of Mary Virgin, 1848-49), которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет. Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма).[1]
Так зарождается идея создания секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. В группу с самого начала были приглашены также Джеймс Коллинсон (студент Академии и жених Кристины Россетти), скульптор и поэт Томас Вулнер, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критик Фредерик Стивенс и младший брат Россетти Уильям Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но особенного призвания к искусству не проявлял и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем.[2] Мэдокс Браун был близок немецким назарейцам,[3] поэтому он, разделяя идеи Братства, отказался присоединиться к группе.
На картине Россетти «Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), этими же инициалами были отмечены «Изабелла» Милле и «Риенци» (англ. Rienzi)[4] Ханта. Члены Братства также создали свой собственный журнал, под названием «Росток», хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал Уильям Майкл Россетти (брат Данте Габриэля Россетти).
Прерафаэлиты и академизм
До появления Братства прерафаэлитов развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской академии художеств. Как любое другое официальное учреждение, она весьма ревниво и осторожно относилась к нововведениям,[1] сохраняя традиции академизма. Хант, Милле и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений.
Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников.[5] Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину, а глядя на полотно «Изабелла», современники узнавали друзей и знакомых Милле по Братству. Он же, во время создания картины «Офелия», заставлял Элизабет Сиддал по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Была зима, поэтому Сиддал серьёзно простудилась и позднее выслала Милле счет от докторов на 50 фунтов.[6] Более того, прерафаэлиты изменили отношения художника и модели — они стали равноправными партнерами. Если герои картин Рейнольдса почти всегда одеты соответственно их социальному статусу, то Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню с дочери конюха.[7] Проститутка Фанни Корнфорт позировала ему для картины «Леди Лилит».
Членов Братства с самого начала раздражало влияние на современное искусство таких художников, как сэр Джошуа Рейнольдс, Дэвид Уилки и Бенджамин Хейдон. Сэра Джошуа (президента Академии художеств) они даже прозвали «сэр Слошуа» (от англ. slosh — «шлёпать по грязи») за неряшливую технику живописи и стиль, как они считали, полностью заимствованный из академического маньеризма. Положение усугублялось тем, что в то время художники часто использовали битум, а он делает изображение мутноватым и тёмным. В противоположность, прерафаэлиты хотели вернуться к высокой детализации и глубоким цветам живописцев эпохи Кватроченто. Они отказались от «кабинетной» живописи и начали рисовать на природе,[8] а также внесли изменения в традиционную технику живописи. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.[5]
Борьба с критикой
Поначалу работы прерафаэлитов принимали довольно тепло, однако вскоре обрушилась суровая критика и насмешки. Излишне натуралистичная картина Милле «Христос в родительском доме», выставленная в 1850 году, вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.
Нападки общественного мнения вызвала также картина Россетти «Благовещение», выполненная с отступлениями от христианского канона.[9] На выставке в Королевской академии в 1850 году Россетти, Хант и Милле так и не смогли продать ни одной картины. В обзоре, опубликованном в еженедельнике «Атенеум», критик Фрэнк Стоун писал:
«Игнорируя все великое, что было создано старыми мастерами, эта школа, к которой принадлежит Россетти, плетется неуверенными шагами к своим ранним предшественникам. Это — археология, лишенная всякой пользы и превратившаяся в доктринерство. Люди, принадлежащие этой школе, заявляют, что они следуют правде и простоте природы. На самом деле они рабски имитируют художественную неумелость».[2]
Принципы Братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев: президента Академии художеств, Чарльза Истлейка, группы художников «Клика», которую возглавлял Ричард Дадд. В результате Джеймс Коллинсон даже отрекся от Братства, и была разорвана помолвка с Кристиной Россетти[10]. Впоследствии его место занял живописец Уолтер Деверелл.
Положение в определённой степени спас Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве.[2] В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рёскин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из Братства. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет».[11] Кроме того, Рёскин купил многие из картин Габриэля Россетти, чем поддержал его материально, и взял под свое крыло Милле, в котором сразу увидел выдающийся талант.
Джон Рёскин и его влияние
Английский критик Джон Рёскин привёл в порядок идеи прерафаэлитов относительно искусства, оформив их в логичную систему. Среди его работ наиболее известны «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (The Art of England), «Современные художники» (Modern Painters). Он же автор статьи «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism), вышедшей в 1851 году.
«Нынешние художники, — писал Рёскин в „Современных художниках“, — изображают [природу] или слишком поверхностно, или слишком приукрашенно; они не стараются проникнуть в [её] сущность». В качестве идеала Рёскин выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини, и побуждал художников «писать картины с чистым сердцем, ни на что не ориентируясь, ничего не выбирая и ничем не пренебрегая».[11] Аналогичным образом Мэдокс Браун, оказавший влияние на прерафаэлитов, писал о своей картине «Прощание с Англией» (англ. The Last of England, 1855 год): «Я постарался забыть все существующие художественные течения и отразить эту сцену так, как она должна была бы выглядеть». Мэдокс Браун специально писал эту картину на побережье, чтобы добиться эффекта «освещения со всех сторон», которые бывает на море в пасмурные дни.[12] Прерафаэлитская техника писания картин предполагала проработку каждой детали.
Рёскин также провозглашал «принцип верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того,.. мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю»[13]. Таким образом, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, что тоже стало целью прерафаэлитов.
Рёскину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитизма:
Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника.[14]
Идеи Рёскина глубоко тронули прерафаэлитов, особенно Уильяма Холмана Ханта, который заразил своим энтузиазмом Милле и Россетти. В 1847 году Хант писал о книге Рёскина «Современные художники»: «Как никакой другой читатель, я чувствовал, что книга написана специально для меня»[11]. Определяя свой подход к работе, Хант также отмечал, что для него важно исходить из предмета, «и не только из-за того, что существует шарм законченности предмета, а для того, чтобы понять принципы дизайна, существующие в Природе».[15]
Распад
После того, как прерафаэлитизм получил поддержку Рёскина, прерафаэлитов признали и полюбили, им дали право «гражданства» в искусстве, они входят в моду и получают более благожелательный приём на выставках Королевской академии, пользуются успехом на Всемирной выставке 1855 года в Париже.[16]
Кроме уже упомянутого Мэдокса Брауна, прерафаэлитским стилем также заинтересовались Артур Хьюз (наиболее известный благодаря картине «Апрельская любовь», 1855—1856 гг.), Генри Уоллис, Роберт Брайтуэйт Мартино, Уильям Уиндус (англ. William Windus) и другие.[17]
Однако Братство распадается. Кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства. Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств[18], Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», — заключает Россетти.[16] Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.
Попытки возрождения Братства в качестве Хогартского клуба (англ.), существовавшего с 1858 по 1861 годы, не удались.
Дальнейшее развитие прерафаэлитизма
В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Бёрн-Джонс был восхищен картиной Россетти «Первая годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice),[7] и впоследствии они с Моррисом напросились к нему в ученики. Бёрн-Джонс проводил целые дни в студии Россетти, а Моррис присоединялся в выходные.[7] Так начинается новый этап в развитии движения прерафаэлитов, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.[19] Все эти черты присущи творчеству Россетти, который поначалу был лидером движения. Как писал впоследствии художник Вэл Принсеп (англ. Val Princep), Россетти «был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора».[7] Однако здоровье Россетти (в том числе психическое) все ухудшается, и постепенно лидерство подхватывает Эдвард Бёрн-Джонс, чьи работы выполнены в стиле ранних прерафаэлитов. Он стал необычайно популярен и оказал большое влияние на таких живописцев, как Уильям Уотерхаус, Баям Шоу, Кадоган Купер, его влияние заметно также в работах Обри Бердсли и других художников-иллюстраторов 1890-х годов. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже он получил Орден Почетного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка».[19]
Среди поздних прерафаэлитов также можно выделить таких живописцев, как Симеон Соломон (англ. Simeon Solomon) и Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), а также иллюстраторов Генри Форда (Henry Justice Ford) и Эвелин Пол (Evelyn Paul).
«Искусства и ремёсла»
Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.
Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века.[20] Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Движение искусств и ремёсел»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры.[21] Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.
Поэзия
Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма.[22] Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихотворениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (The House of Life).[23] Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Эрудит Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов.[24] Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.[25]
Под влиянием поэзии прерафаэлитов развивалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд.[22] Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.
Известный поэт Алджернон Суинберн (англ. Algernon Swinburne), прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении,[26] к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» (англ. The Queen Mother and Rosamond), написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти,[27] с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.[28]
Издательская деятельность
Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems). — L.: Келмскотт-пресс, 1893. Издание Уильяма МоррисаВ 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Келмскотт-пресс» (Kelmscott Press), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса.[29] Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали Сочинения Джеффри Чосера (англ. The Works of Geoffrey Chaucer); поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.[30] Как писал Дункан Робинсон,
Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Келмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву — всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой.
Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.
Эстетическое движение
В конце 50-х годов, когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи.[2] Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер (англ. Walter Horatio Pater). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве — непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их».[2] В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства»,[31] почерпнутые от Теофиля Готье, Шарля Бодлера, трансформируются в концепцию эстетизма (англ. Aesthetic movement), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера, Суинберна, Россети, Уайльда. Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина, и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты.[32] Оскар Уайльд писал, что «эстетика — выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь — разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня — высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь».[32] Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу «красота есть единственная истина».[33]
Сюжеты
Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в «Светоче мира» Ханта в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображён таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.[14]
Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость» (англ. The Awakening Conscience, 1853 г.). На картине — падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно.[12] Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844). И позже, в 40-е годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.
Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье,[34] любили средневековую романтику и мистику.
Женские образы
Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт[35]. Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.[29]
Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX—начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин,[36] а название поэмы превратилось во фразеологизм.[37] Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты.[29]
Первая картина из серии «Прошлое и настоящее» Огастаса Эгга. 1837 г., ЛондонБыла пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present, 1837—1860) Огастаса Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине. Огастас Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковёр, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на её руках напоминают наручники.[29] Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она съедает лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти — не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках — символ страстей и соблазна, которому она поддалась.[29]
Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов — соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».
Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры»[38] (англ. The Defence of Guenevere) Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Россетти «Быстрая любовь» (англ. Light Love, 1856), в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой.
Пейзаж
Холман Хант, Милле, Мэдокс Браун много работали в жанре пейзажа. Определенной известностью также пользовались живописцы Уильям Дайс, Томас Сэддон, Джон Бретт. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков[14], унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тёрнера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Хант так выразил свои мысли: «Я хочу рисовать пейзаж,.. изображая каждую деталь, какую смогу увидеть».[11] А о картине Милле «Осенние листья» Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно».
Живописцы делали скрупулёзные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришёл импрессионизм.
Фотоискусство
Ещё Рёскин писал, восхищаясь дагеротипами: «Как будто волшебник уменьшил предмет,.. чтобы его можно было унести с собой». А когда в 1850 году была изобретена альбуминная фотобумага, процесс фотографии упростился и стал более доступным.
Прерафаэлиты внесли большой вклад в развитие фотоискусства, например, использовали фотографии во время живописи. Снимки прерафаэлитов показывают то же внимание к литературной концепции произведения, те же попытки отобразить внутренний мир модели (что для фотографии тех лет было почти непосильной задачей), те же композиционные особенности: двухмерность пространства, концентрация внимания на персонаже, любовь к деталям.[39] Особенно известны фотографии Джейн Моррис, сделанные Данте Габриэлем Россетти в июле 1865.
Многие знаменитые фотографы впоследствии вдохновлялись прерафаэлитским творчеством: такие как, например, Генри Пич Робинсон.[15]
Образ жизни
Прерафаэлитизм — это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной. Как отмечает Андреа Роуз в своей книге, в конце XIX века «верность природе уступает верности имиджу. Имидж становится узнаваемым и поэтому вполне готовым для рынка».[2]
Американский писатель Генри Джеймс в письме, датированном мартом 1869 года, рассказывал сестре Алисе о своём визите к Моррисам.
«Вчерашний день, дорогая моя сестра, — пишет Джеймс, — был для меня своего рода апофеозом, поскольку я провёл большую часть этого дня в доме г-на У. Морриса, поэта. Моррис живет в том же самом доме, где открыл свой магазин, в Блумсбери… Видишь ли, поэзия для Морриса является второстепенным занятием. Прежде всего, он производитель витражей, фаянсовой плитки, средневековых гобеленов и церковного шитья, — в общем, всего прерафаэлитского, старинного, необычного и, должен добавить, бесподобного. Конечно, всё это делается в скромных масштабах и может производиться в домашней обстановке. Вещи, которые он делает, необыкновенно изящны, драгоценны и дороги (они превосходят по цене предметы самой большой роскоши), а потому что его фабрика не может иметь слишком большого значения. Но все, что он сотворил, восхитительно и превосходно… ему также помогают его жена и маленькие дочери».[25]
Далее Генри Джеймс описывает жену Уильяма Морриса, Джейн Моррис (в девичестве Джейн Бёрден), которая позднее стала возлюбленной и моделью Россетти и которую постоянно можно встретить на картинах этого живописца:
«О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всем. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушенного пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся черных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие темные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми черными изогнутыми бровями… Высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. На стене висел ее портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда… Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм… а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица. Мне казалось, что было что-то фантастичное и удалённое от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была история Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет — образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью».[25]
Прерафаэлитов окружали женщины разного социального статуса, возлюбленные, модели.[40] Одна журналистка пишет о них так: «…женщины без кринолинов, с развевающимися волосами… необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы».[15]
Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды: у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт. Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис.[11]
Значение прерафаэлитизма
Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании.[8] Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы,[7] однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи. Существует мнение, что движение начиналось с попытки обновления живописи, а имело в дальнейшем большое влияние на развитие литературы и всей английской культуры в целом.[41] Согласно Литературной энциклопедии, в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы.[33]
Несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других.[1] Например, что выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства.[1] Поэзия прерафаэлитов повлияла на творчество французских символистов Верлена и Малларме, а живопись — на таких художников, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской живописи на английских хиппи,[7] а Бёрн-Джонса[42] — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе с друзьями организовавший полутайное общество «Чайный клуб», сравнивал их с прерафаэлитским братством.[43]
В России первая выставка работ прерафаэлитов, организованная аукционным домом «Кристис», проходила с 14 по 18 мая 2008 года в Третьяковской галерее.[44]
Список лиц, связанных с прерафаэлитизмом
Портрет Имя Род. Ум. Занятие Илл. Братство Вулнер, ТомасThomas Woolner 1825 1892 скульптор, поэт Коллинсон, Джеймс
James Collinson 1825 1881 художник Милле, Джон Эверетт
John Everett Millais художник Россетти, Данте Габриэль
Dante Gabriel Rossetti 1828 1882 художник и поэт Россетти, Уильям Майкл
William Michael Rossetti 1829 1919 критик,
брат Данте Габриэля Россетти Стивенс, Фредерик Джордж
Frederic George Stephens 1828 1907 критик, художник Хант, Уильям Холман
William Holman Hunt 1827 1910 художник Друзья и единомышленники Альма-Тадема, Лоуренс
Lawrence Alma-Tadema 1836 1912 художник Барчетт, Ричард
Richard Burchett 1815 1875 художник Луиза Бересфорд, маркиза Уотерфорд
Louisa Beresford, Marchioness of Waterford 1818 1891 художница-акварелистка, натурщица, меценат Бёрн-Джонс, Эдвард Коли
Edward Burne-Jones 1833 1898 художник и дизайнер Браун, Форд Мэдокс
Ford Madox Brown 1821 1893 гравёр и дизайнер Браун, Люси Мэдокс
Lucy Madox Brown 1843 1894 художница,
дочь Форда Мэдокса Брауна, жена Уильяма Россетти Бретт, Джон
John Brett 1831 1902 художник Бэйтмэн, Эдвард Ла Троуб
Edward La Trobe Bateman 1816 1897 художник-акварелист, иллюстратор, ландшафтный дизайнер, архитектор Бэнхем Хей, Джен
Jane Benham Hay 1829 ? художник, иллюстратор Деверелл, Уолтер
Walter Deverell 1827 1854 художник Коллинз, Чарльз Олстон
Charles Allston Collins 1828 1873 художник Купер, Фрэнк Кадоган
Frank Cadogan Cowper 1877 1958 художник Монро, Александр
Alexander Munro 1825 1871 скульптор Мартино, Роберт Брайтуэйт
Robert Braithwaite Martineau 1826 1869 художник Морган, Эвелин де
Evelyn de Morgan 1855 1919 художница,
жена Уильяма де Моргана Моррис, Уильям
William Morris 1834 1896 дизайнер и писатель Моррис, Мэй
May Morris 1862 1938 вышивальщица и дизайнер,
дочь Уильяма Морриса и Джейн Бёрден Рёскин, Джон
John Ruskin 1819 1900 критик Россетти, Кристина Джорджина
Christina Rossetti 1830 1894 поэтесса,
сестра Данте Габриэля Россетти Сандис, Энтони Фредерик Огастас
Anthony Frederick Augustus Sandys 1829 1904 художник Смедли-Эстон, Уильям
William Smedley-Aston 1868 1941 фотограф Соломон, Симеон
Simeon Solomon 1840 1905 художник Спартали Стиллман, Мария
Marie Spartali Stillman 1844 1927 художник, натурщица Суинберн, Алджернон Чарльз
Algernon Charles Swinburne 1837 1909 поэт Сэддон, Томас
Thomas Seddon 1821 1856 художник Тревелян, Полин
Pauline, Lady Trevelyan 1816 1866 художница, хозяйка светского салона Уоллис, Генри
Henry Wallis 1830 1916 художник Уиндус, Уильям Линдси
William Lindsay Windus 1822 1907 художник Хакер, Артур
Arthur Hacker 1858 1919 художник Холидэй, Генри
Henry Holiday 1839 1927 художник, иллюстратор Хьюз, Артур
Arthur Hughes 1831 1915 художник, иллюстратор Шилдс, Фредерик
Frederic Shields 1833 1911 художник, иллюстратор, дизайнер Натурщицы Грей, Софи
Sophy Gray 1843 1882 сестра Эффи Грей Грей, Эффи
Effie Gray 1828 1897 жена Рёскина, затем жена Милле Замбако, Мария
Maria Zambaco 1843 1914 натурщица,
кузина Мэри Спартали Симмонс Корнфорт, Фанни
Fanny Conforth 1835 1906 натурщица,
любовница Данте Габриэля Россетти Миллер, Энни
Annie Miller 1835 1925 натурщица,
невеста Уильяма Ханта Моррис, Джэйн (Бёрден)
Jane Morris (Burden) 1839 1914 натурщица,
жена Вильяма Морриса, любовница Данте Габриэля Россетти Сиддал, Элизабет
Elizabeth Siddal 1829 1862 художник, поэт и натурщица,
жена Данте Габриэля Россетти Уайлдинг, Алекса
Alexa Wilding натурщица Херберт, Рут
Ruth Herbert 1831 1921
Художники, испытавшие влияние
Портрет Имя Род. Ум. Занятие Движение Илл. Андерсон, Софи ЖанжамбрSophie Gengembre Anderson 1823 1903 художник Армстед, Генри Хью
Henry Hugh Armstead 1828 1905 скульптор, иллюстратор Банс, Кейт
Kate Bunce 1856 1927 художник, поэт Движение искусств и ремёсел Бартон, Фредерик Уильям
Frederick William Burton 1816 1900 Бойс, Джордж Прайс
George Price Boyce 1826 1897 художник Бойс, Джоанна Мэри
Joanna Mary Boyce 1831 1861 художница, сестра Джорджа Питера Бойса Брютнелл, Эдуард Фредерик
Edward Frederick Brewtnall 1846 1902 Бэйлисс, Уайк
Wyke Bayliss 1835 1906 художник Вильямсон, Даниэл Александер
Daniel Alexander Williamson 1823 1903 художник Ливерпульская школа Дикси, Фрэнк Бернард
Frank Bernard Dicksee 1853 1928 художник Дэвис, Уильям
William Davis 1812 1873 художник Ливерпульская школа Годвард, Джон Уильям
John William Godward 1861 1922 художник неоклассицизм Готч, Томас Купер
Thomas Cooper Gotch 1854 1931 художник Ньюлинская школа Кольер, Джон
John Collier 1850 1934 художник Кэмпбелл, Джеймс
James Campbell 1828 1893 художник Ливерпульская школа Камерон, Джулия Маргарет
Julia Margaret Cameron 1815 1879 фотограф Ли, Джон
John Lee 1850 1870 художник Ливерпульская школа Лейтон, Эдмунд
Edmund Blair Leighton 1853 1922 художник Лейтон, Фредерик
Frederic Leighton 1830 1896 художник викторианский академизм Майкл, Джеймс Лайонел
James Lionel Michael 1824 1868 поэт Маклис, Дэниел
Daniel Maclise 1806 1870 художник, иллюстратор викторианский академизм Мерритт, Анна Ли
Anna Lea Merritt 1844 1930 американская художница Митярд, Сидней
Sidney Meteyard 1868 1947 художник, учитель, витражист Бирмингемская группа Митчелл, Чарльз Уильям
Charles William Mitchell 1854 1903 художник Мюррей, Чарльз Фэйрфакс
Charles Fairfax Murray 1849 1919 Осборн, Эмили Мэри
Emily Mary Osborn 1834 1893 Патон, Джозеф Ноэль
Joseph Noel Paton 1821 1901 художник Принсеп, Валентин Кэмерон
Valentine Cameron Prinsep 1838 1904 Рим, Генри Мейнелл
Henry Maynell Rheam 1859 1920 Рук, Томас Мэтьюз
Thomas Matthews Rooke 1842 1942 Скотт, Уильям Белл
William Bell Scott 1811 1890 Смэтхэм, Джеймс
James Smetham 1821 1889 художник, гравер Спенсер Стенхоуп, Джон Роддем
John Roddam Spencer Stanhope 1829 1908 Ньюлинская школа Страдвик, Джон Мелвиш
John Melhuish Strudwick 1849 1937 Суиннертон, Энни
Annie Swynnerton 1844 1933 Уотерхаус, Джон Вильям
John William Waterhouse 1849 1917 художник Уоттс, Джордж Фредерик
George Frederic Watts 1817 1904 художник, скульптор символист Фортескью-Бриксдейл, Элеонор
Eleanor Fortescue-Brickdale 1872 1945 художник, иллюстратор, витражист Фрэмптон, Эдвард Реджинальд
Edward Reginald Frampton 1870 1923 художник символист Байам Шоу
John Byam Liston Shaw 1872 1919 Хоул, Уильям
William Hole 1846 1917 иллюстратор Хэлле, Чарльз Эдвард
Charles Edward Hallé 1846 1914 художник, галерист Хьюз, Эдвард Роберт
Edward Robert Hughes 1851 1914 художник ↑ 1 2 3 4 Путеводитель по искусству / Под ред. Яна Чилверса. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002. ↑ 1 2 3 4 5 6 Шестаков В. П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — ISBN 5-89826-217-2 ↑ Назареи (назареяне) — группа немецких художников начала XIX века, пытавшаяся обновить религиозную живопись возвращением не только к глубине и искренности чувства итальянских мастеров XV столетия, в особенности Беато Анджелико, но и к их типам композиции, рисунку, краскам и техническим приемам. Основателем и главным представителем этого направления живописи был Иоганн Фридрих Овербек (Назареи, группа немецких художников // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.). ↑ А точнее, «Rienzi vowing to obtain justice for the death of his young brother, slain in a skirmish between the Colonna and the Orsini factions», 1848—1849 ↑ 1 2 Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков // Энциклопедия для детей. — М.: Аванта. ↑ Secher, Benjamin. Десять вещей, которые вы не знали об «Офелии» (англ.). Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 7 февраля 2008. ↑ 1 2 3 4 5 6 Heathcote Williams. Jericho and the Pre-Raphaelites (англ., PDF, 3 MB) ↑ 1 2 Панель в Манчестерской художественной галерее (PDF) ↑ РОССЕТТИ, ДАНТЕ ГАБРИЕЛ. Энциклопедия Кольера. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 4 мая 2008. ↑ Хотя расторжение помолвки было вызвано, в первую очередь, религиозными разногласиями. ↑ 1 2 3 4 5 Wood Christopher. The Pre-Raphaelites. — L.: Weidenfeld and Nicolson, 1981. — ISBN 0-297794140 ↑ 1 2 БРАТСТВО ПРЕРАФАЭЛИТОВ ↑ Рескин Джон. Лекции об искусстве / Пер. с англ. П. Когана. — М.: БГС-ПРЕСС, 2006. — ISBN 5-93381-209-9 ↑ 1 2 3 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — М.: ЭКСМО, 2006. ↑ 1 2 3 Майкл, Бартрам. Выставка фотографий прерафаэлитов. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 6 февраля 2008. ↑ 1 2 Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. Жан Кассу. — М.: Республика, 1998. ↑ Speel, Bob Братство прерафаэлитов (англ.). Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 6 февраля 2008. ↑ Позднее Милле полностью отрёкся от идей Братства. Его картина 1868 года «Ванесса» (Vanessa) по стилистике больше напоминает работы Веласкеса и Джошуа Рейнольдса, чем точеную технику прерафаэлитов. ↑ 1 2 Байор, Нина. Прерафаэлиты в энциклопедии «Кругосвет». Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 6 февраля 2008. ↑ Morris Co. Проверено 4.05.2008 г.. ↑ Михаил Белецкий. Дизайн и Современность. Размышления о новом и старом в типографике XX века. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 4.05.2008 г.. ↑ 1 2 George P. Landow. Pre-Raphaelitism in Poetry. victorianweb.org. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 5 мая 2008. ↑ Россетти Д. Г. Дом Жизни: Сонеты, стихотворения / Пер. с англ. В. Васильева, Вланеса, Т. Казаковой и др.. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — ISBN 5-352-01652-8 ↑ Utopia Matters: from Brotherhoods to Bauhaus (англ.). e-flux. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 17 мая 2010. ↑ 1 2 3 Лоранс де Кар. Прерафаэлиты: модернизм по-английски / Пер. с англ. Ю. Эйделькинд.. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-008099-9 ↑ Суинберн, Алджернон Чарльз. Энциклопедия «Кругосвет». Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 5 мая 2008. ↑ Literary Aspects of Pre Raphaelitism. § 7. Swinburne’s early years. (англ.). The Cambridge History of English and American Literature. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 5 мая 2008. ↑ Литературная энциклопедия ↑ 1 2 3 4 5 www.victorianweb.org ↑ http://www.artclassic.edu.ru/ ↑ Патер одним из первых английских теоретиков употребил термин «искусство для искусства» — в статье «Поэмы Уильяма Морриса», опубликованной в 1868 году ↑ 1 2 Уайльд О. Письма. — М.: Аграф, 1997. — ISBN 5-7784-0019-5 ↑ 1 2 Прерафаэлиты. Литературная энциклопедия: в 11 т. ↑ Викторианская эпоха и XIX век в литературе (англ., PDF) ↑ Peter Trippi British public continue to buy more postcards of «The Lady of Shalott» than any other picture at the Tate Gallery (англ.). Phaidon Press (2002 год).(недоступная ссылка — история) Проверено 4 мая 2008. ↑ Пулсон К. Смерть и юная дева: Леди из Шалотта и прерафаэлиты = Death and the Maiden: The Lady of Shalott and the Pre-Raphaelites. — Bournemouth: Scholar Press, 1996. ↑ Pearce L. Woman/Image/Text: Readings in Pre-Raphaelite Art and Literature. — Toronto: University of Toronto Press, 1991. — 161 с. — ISBN 0802059805 ↑ Описание поцелуя в строфах 134—138: «Wherewith we kissed in meeting that spring day… When both our mouths went wandering in one way, And aching sorely, met among the leaves; Our hands being left behind strained far away». ↑ Босько Н. Прерафаэлиты и фотография. Опубликовано в журнале «Урал» 1997, № 7 ↑ Christopher, Allen. Artists and models (англ.). The Australian (24 апреля 2010 года). Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012. Проверено 17 мая 2010. ↑ Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. — М.: Искусство, 1975. ↑ Following Gandalf. Epic Battles and Moral Victory in The Lord of the Rings ↑ Карпентер Х. Дж. Р. Р. Толкин. Биография. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 432 с. — ISBN 5-04-008886-8 ↑ Дом Christie's покажет в Третьяковке выставку прерафаэлитов. Lenta.ru (29 апреля 2008 года). Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 4 мая 2008.