Наталья токарева тодоровская
Записал Александр Ганулич
Виктория Токарева: «Я иногда смотрю со стороны на некоторые браки, они кажутся такими странными. А приглядишься и понимаешь – логичное сочетание. Вот как у Петра и Миры Тодоровских…»
– У нас с Петром Ефимовичем общие внуки. Внучка Катя похожа на дедушку. Те же глаза – серо-зелёные. А улыбка – бабушки Миры: пышный рот, сверкающие зубы. И специальность Катя выбрала бабушкину – продюсер. В меня никто не пошёл, но это и не обязательно. Внуки существуют не для продолжения профессии, а для того, чтобы было кого любить всю жизнь. Я так и делаю.
Мой внук Петруша – кинорежиссёр, продолжает режиссёрскую династию.
Я очень благодарна Валере, что он поучаствовал в создании моих внуков, передал качественные гены.
Валера и Наташа (моя дочь) познакомились в столовой ВГИКа. Валера сидел за столиком и ел сосиски с горошком, а Наташа стояла в очереди за этими же сосисками. Валера жевал и смотрел на незнакомую тоненькую Наташу с высокой шейкой, как у балерины. Внутренний голос ему сказал: «На этой девушке я женюсь».
И женился.
На свадьбе Пётр Ефимович играл на гитаре пять часов. Буквально работал. Он очень любил сына, а Валера – отца. В семье не сюсюкались друг с другом, но это была глубоко запрятанная, настоящая, вечная любовь.
Мира – человек особого характера. Она всегда любила конфликты. Можно понять. Во время конфликтов жизнь закручивается в воронку, становится ярче, стремительнее, кровь загорается и бежит по жилам. Весело. Активно.
Есть расхожая фраза: «Хочешь мира – готовься к войне». Пётр Ефимович переиначил эти слова: «Хочешь Миру – готовься к войне». Все смеялись.
Петя и Мира были не просто разные, а прямо противоположные люди. Меня все спрашивали: «А как они живут?» Я отвечала: «Хорошо».
Они действительно жили хорошо. Они были нужны друг другу.
Пётр Тодоровский
Нонна Мордюкова сказала мне однажды о молодом Петре Тодоровском: «Вика, ты себе не представляешь, какой это был зеленоглазый, хрипатый, сексуальный еврей…»
Почему же? Я представляю. У Хуциева в фильме «Был месяц май» Петя играл большую роль. Он там именно такой – красивый, мужественный, с гитарой.
Одно время его женой была актриса Надежда Чередниченко – сверкающая красавица. Она пела с экрана: «Милый друг, наконец-то мы вместе».
Была и сплыла. Не удержалась возле Пети. А Мира удержалась. Почему? Судьба – раз. Общий сын – два. И третье: Мира была несущая балка, опора семьи. Петя – творец, голова в облаках. Он думал только о высоком: сценарий, фильм, музыка. А Мира должна была думать о хлебе насущном: как его достать, чем заработать.
Они очень долго были очень бедные. Мира рассказывала, как однажды она стояла в рыбном магазине и соображала, чем накормить семью? В кармане было сорок три копейки. Всё. В конце концов она купила спинки минтая с хребтом. Хребты пошли на супчик, а из спинок она сделала котлетки, добавив в фарш много белого хлеба и лука. Обед был готов. Удивительное дело, но примерно то же самое происходило в семье гениального Андрея Тарковского.
Мира Тодоровская
Однажды я сидела в гостях у Лоры Яблочкиной (впоследствии Лора вышла замуж за итальянского поэта Тонино Гуэрру). Прибежала жена Андрея Лариса. Попросила денег, хотя не отдала ещё прежний долг. Оказывается, Андрей назвал гостей, надо принять, а денег – нуль. Лариса сидела – крупная, с формами. Сейчас бы сказали «не гламурная», но по-своему красивая. Андрей Тарковский был с кавказской кровью, и ему нравились именно такие – широкобёдрые, а не модели, похожие на мальчиков.
Лариса сидела нога на ногу, чулок был дырявый. Она улыбалась нам, слегка заискивала, льстила, поскольку пришла просить и хотела, чтобы ей дали. Боялась, что не дадут. Я смотрела и понимала: не надо иметь в мужьях гения, иначе будешь бегать вот так, как жучка, в рваных чулках. Но при этом есть вторая сторона медали: лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь.
Мира не бегала и не просила. Она сама зарабатывала. Мира была рукастая, с огромным вкусом. Она прекрасно вязала. Её изделия не уступали фирменным и даже превосходили.
Продолжатель династии Валерий Тодоровский
Я помню, как впервые пришла к Тодоровским. Большая комната – тридцать метров. Посреди стоит прялка, как у Арины Родионовны. Раритет. На таких прялках испокон веков сучили нить из овечьей шерсти. Возле прялки – стог шерсти, похожий на сгустившееся облако, а за прялкой Мира. Из-под её рук выходит грубая нить. Мира могла бы купить готовую шерсть в магазине, но это дорого и банально. Мира сдавала свою продукцию в художественный салон. Это была талантливая авторская работа. Мира сама придумывала модель, сама исполняла. На Западе она стала бы знаменитой, как модельер Соня Рикель. Но мы жили в СССР, а совок мало кого ценил.Наступила перестройка. Мира стала продюсером своего мужа. В дом потекли деньги. Купили дачу в писательском посёлке. Мы стали соседями.
Пришли другие времена. Собирались гости. Стол ломился, но я обратила внимание: Петя сидит за столом и не ест. Он боится, что другим не хватит. Этот страх остался с молодых голодных лет, когда за скудным столом собирались молодые и прожорливые. Терпеливый, деликатный Петя боится взять кусок. Он сидит, сложив локти на столе, и терпит, при этом такой красивый, такой самоотверженный. Хочется отдать ему всё.
Во второй половине жизни время катится быстрее. Сменилось поколение. Наша улица под названием Восточная аллея поредела. Пётр Ефимович умер. Умер Эльдар Рязанов, Владимир Войнович. Все ушли примерно в одном возрасте: восемьдесят пять – восемьдесят восемь лет.
Петю и Эльдара похоронили на Новодевичьем кладбище. Моя знакомая пришла с похорон и сказала: «Такое уютное кладбище, там лежать и лежать».
Мира осталась без Пети. Похудела на двенадцать килограмм.
Я встречаю её на аллеях посёлка. Это совсем другой человек – тихая, скромная, доброжелательная. Невозможно себе представить, что когда-то она любила конфликты. Ей всё время немножко холодно. Она слегка дрожит, и мне хочется её согреть, обнять, прижать, сказать тёплые слова. Но я стесняюсь. Я не знаю, хочет ли она, чтобы её прижимали.
– Ты красивая, – говорю я вполне искренне.
– Да? – удивляется Мира. – Спасибо.
По теории относительности Эйнштейна, во второй половине жизни время убыстряется, и становится непонятно: как из таких долгих дней складывается такая короткая жизнь?
«Предложение Пётр мне сделал на втором свидании, но как-то между делом»
Мира Тодоровская
Я смотрю в окно, и перед глазами чёткая картина: утро, открывается калитка, входит молодая, яркая Мира в широкой клетчатой юбке – клетка голубая и белая. К ней кидается мой пёс Фома и высоко подскакивает, норовит лизнуть Миру в губы или, на худой конец, в щёку.
– Пошёл! – вскрикивает Мира. – Пошёл!
Солнце светит. Собака скачет. «Пошёл!» прорезает воздух. Становится весело.
Я хотела бы вернуть это утро, но Мира не приходит, и Фомы нет. Всё сдвинулось в сторону вечности.
Время проходит недаром. Вырастают внуки, появляются правнуки. У Петруши растёт сынок Илья. Илья не интересуется кино. Он хочет стать футболистом.
Недавно десятилетний Илья ездил в Сочи на сборы. Его команда позорно проиграла со счётом 7:1. Но единственный гол во вражеские ворота забил именно Илья. Его даже сфотографировали в полный рост. Стоит с мячом – длинноногий, худой, выточенный. Блондин с голубыми хрустальными глазами. Криштиану Роналду не годится ему в подмётки. Илья Тодоровский – потомок великой кинематографической династии, не желающий её продолжить. Я не против. Ногами заработаешь больше, чем головой.
фото: Микола Гнисюк/EAST NEWS; личный архив В. Тодоровского; RUSSIAN LOOK
наталья токарева тодоровская
Книги Виктории Токаревой — главное украшение многих домашних библиотек. О том, что по некоторым из её произведений сняты легендарные кинокартины, не стоит и упоминать. Да и личная жизнь писательницы достойна того, чтобы быть описанной в книге, настолько много всего произошло за биографию героини нашей статьи (кстати, по признанию самой писательницы, многое из личной биографии действительно использовано для сюжетов книг). Но наверняка мало у кого найдутся сомнения в том, что, как и для всех женщин мира, главное достижение в жизни — это дочь Виктории Токаревой Наталья.
На фото 1 — Наталья Токарева, на 2 — Виктория Токарева
Гордости за свою дочь Виктория Токарева абсолютно не скрывает. По её словам, Наталья — умница и красавица, самодостаточная личность и великолепная хозяйка. Внешне наследница Виктории Токаревой — копия отца. На сегодняшний день единственной дочери писательницы 51 год. За её плечами — диплом об окончании сценарного факультета ВГИКа (вполне логичный и удачный выбор будущей профессии для дочери писательницы, у которой слово должно быть в крови) и колледж психоанализа. Несмотря на то, что её имя не мелькает в журналах и на экранах телевизора, так как Наталья Токарева не любит публичности, в профессии она тоже состоялась. Именно по её сценариям была отснята «Каменская». Виктория Токарева в одном из интервью упоминала, что в личную жизнь дочери старается не вмешиваться, ограничиваясь лишь материальной помощью.
На фото — Виктория Токарева с внучкой Катей
А началась эта пресловутая личная жизнь у Натальи Токаревой тоже довольно рано, как, впрочем, и у знаменитой мамы. Роман с Валерием Тодоровским, ставшим впоследствии на двадцать лет её законным мужем, начался у дочери Виктории Токаревой в 16 лет, ещё в начале учёбы во ВГИКе. Она подарила ему двоих детей — сына Петра и дочь Екатерину с разницей в 10 лет. Несмотря на то, что, по словам матери, Наталья Токарева — великолепная хозяйка и просто идеальная жена, а к бывшему зятю и до сих пор не имеет никаких претензий, их семья не выдержала испытаний изменой. Брак распался, когда Валерий Тодоровский решил связать свою жизнь с актрисой Евгенией Брик. Хотя, если верить словам Виктории Токаревой (а приходится довольствоваться только ими, поскольку её дочь на сей счёт хранит полнейшее молчание), решение о разводе принимал вовсе не он, а Наталья Токарева. Кстати, писательница поведала также, что её дочь сейчас живёт в гражданском браке и второй зять ей лично тоже очень симпатичен.
Если кто-то говорит что Валерий Тодоровский и Евгения Брик разводятся, то это неправда. Пара продолжает радовать поклонников совместными фото, которые подтверждают их близкие отношения.
Режиссер Валерий Тодоровский и талантливая актриса Евгения Брик уже много лет являются примерной семейной парой. Однако время от времени пресса пишет о разводе супругов. Ни Валерий, ни Евгения не комментируют эти слухи.
Известный режиссер Валерий Тодоровский
Где и когда родилась
Биография Виктории Токаревой началась в непростое для страны время. Девочка родилась в 1937 году в Ленинграде. Семья пережила очень трудные годы оккупации. Писательница до сих пор помнит те голодные годы, а в ее семье бережно относятся к еде.
С детства девочка была приучена ценить даже крошки хлеба. Она отчетливо помнит, как мать отдавала последние кусочки своим детям, а сама оставалась голодной по несколько дней.
Наталья токарева биография личная жизнь
Вдова великого режиссёра не собирается возвращать миллион долларов министру культуры Мединскому
Вдова великого режиссера не собирается возвращать миллион долларов министру культуры Мединскому
Вдова знаменитого режиссера возмущена позицией Министерства культуры, которое отказалось финансировать фильм «Оглушенные тишиной». Замысел этой картины Петр ТОДОРОВСКИЙ вынашивал несколько лет. Написал сценарий, но приступить к съемкам не успел – 24 мая этого года его не стало. Уход Петра Ефимовича, с которым Мира Григорьевна прожила более полувека, – ее боль и незаживающая рана. В память о любимом человеке она решила сделать этот фильм сама.
Над сценарием фильма о Второй мировой войне «Оглушенные тишиной» Петр Тодоровский работал пять последних лет жизни.
– Денег на съемки дали мало, – сокрушается Мира Григорьевна. – Нельзя начинать работу, когда три четверти картины не профинансированы. Теперь мы должны вернуть выделенные деньги – порядка миллиона долларов, но я их не отдам. Пусть министр культуры Владимир Мединский подает на меня в суд.
– Почему же, думаете, картину не профинансировали?
– Наверное, решили: не тот сценарий. Действие происходит в 1945 году, в Германии. Главный герой, Сергей, влюбляется в немецкую девушку и везет ее с собой на знаменитую встречу на Эльбе. В Сергея стреляет бывший мэр немецкого городка, но немка заслоняет любимого собой и погибает. За связь с немцами нашего солдата отправляют в Сибирь… Петр Ефимович сам был на Эльбе, и аналогичный случай произошел у него на глазах. Для работы нужны немалые деньги, пока их нет, но нам обещают найти их через один из фондов.
– Если все сложится, режиссером картины станет ваш сын Валерий Тодоровский?
– Я сама все сделаю. Валера мне сразу сказал: «Не думай, что я буду снимать этот фильм!» Он жуткий паникер и очень щепетильный. Терзал меня, когда я решила сама снимать «Жену Сталина». Твердил: «Это будет позор семьи!» Я передала весь материал на канал ВГТРК. Через две недели позвонил замдиректора ВГТРК Сергей Шумаков: «Мира Григорьевна, я вас люблю». А Валере сказал: «Ваша мать сняла потрясающее кино». Тогда он успокоился.
Пётр влюбился в Миру с первого взгляда. Предложил переехать к нему. А через два часа позвал замуж. Они были счастливы до его последнего часаБоль
С Мирой Тодоровской мы встретились на кинофестивале «Окно в Европу». В рамках программы «Событие» там показали фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970 г.) – в этой картине о последних днях войны Петр Ефимович сыграл советского офицера.
Каждое лето Мира Григорьевна приезжает в Выборг и всегда останавливается в одном отеле – в номере с видом на залив. Но в этот раз традиции пришлось изменить.
– Поселили меня на верхнем этаже, а там народу – точно комариный рой, – посетовала Тодоровская. – Пришлось переехать в другую гостиницу.
– На днях со мною произошла странная история, – делится моя собеседница.- Я шла через парк на рынок, и тут ко мне подошла женщина: «Вы будете жить до 93 лет. Вижу, что у вас было два удара: один в сердце, второй – в здоровье через ногу». Сказав это, она не стала просить денег, как это делают цыганки, да и на цыганку не была похожа. Я никогда не ходила к гадалкам, но тут мне стало не по себе. Я очень тяжело переживала смерть мужа. Старалась держаться, пыталась уйти в работу, чтобы не плакать. Но это обернулось гипертоническим кризом и микроинсультом. Я похудела на 10 кг – заставляю себя есть хотя бы по чуть-чуть. И нога до сих пор болит – точно, как сказала та женщина в парке. Хорошо, что сын в самое трудное время был рядом. Когда случился криз и меня везла «скорая», Валера ехал следом.
– Он по-прежнему с вами?
– Валера в Соединенных Штатах с женой Евгенией, а я осталась с кошкой Сильвой – любимицей Петра Ефимовича. Зимой переедем с ней из загородного дома в городскую квартиру. Кстати, наш дом возведен на фундаменте, где раньше стоял домик Владимира Высоцкого и Марины Влади. Мы купили его у драматурга Эдуарда Володарского.
Родители писательницы
Наша героиня родилась в интернациональной семье. Отец был евреем, его звали Самуил Зильберштейн. Мама была украинкой, звали ее Наталья. Она жила в Донецкой области. Самуила туда послали на практику. Там пара и познакомилась. Биография Виктории Токаревой связана с военными годами. Отец ее был коренным ленинградцем и работал инженером. Семья Зильбертштейн жила скромно, но счастливо. У пары родилось две дочери.
Мир был нарушен началом ВОВ. Отца призвали в армию. После войны он вернулся домой, но прожил всего несколько месяцев. Отец попал в госпиталь с сильными болями в животе, ему диагностировали рак пищевода. Вскоре в 1945 году Самуил Зильберштейн скончался.
Образ матери
В одной из книг отобразилась биография Виктории Токаревой. Писательница показывает безграничную любовь к детям героини. Этот образ она взяла из жизни, он соответствовал ее маме.
Токарева показывает в книге “Террор любви”, что иногда чрезмерная опека над ребенком приносит только вред. Родители должны уделять время себе и не уходить “с головой” в воспитание детей.
Мама писательницы работала на швейной фабрике вышивальщицей. Она часто брала дополнительные заказы на дом, чтобы прокормить семью. Мать контролировала каждый шаг дочерей, поэтому сестры искали любую возможность, чтобы вырваться из дома.
Переезд в Москву
Личная жизнь в биографии Виктории Токаревой имеет несколько бурный характер. Она живет в официальном браке с одним мужчиной, но изменяет ему.
Героиня нашего рассказа встретила своего избранника в Ленинграде. Их бракосочетание состоялось довольно скоро. Затяжного периода встреч у них не было. После свадьбы пара переехала в Москву. Виктор всегда оберегал ее и поддерживал в карьере.
Муж Токаревой был инженером. Молодожены переехали по его инициативе. В столице писательница устроилась работать в музыкальную школу. Ей эта профессия удовольствия не приносила, о чем было изложено в краткой биографии Виктории Токаревой в прессе.
В один из творческих вечеров она познакомилась с детским автором Сергеем Михалковым. Эта встреча стала судьбоносной в биографии писательницы Виктории Токаревой. Известный автор смог поспособствовать поступлению девушки во ВГИК на сценарное отделение.
Знакомство
В 1984 г. сын выдающегося режиссера Петра Тодоровского окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал снимать свои первые картины. В 1990 г. был представлен его первый фильм «Катафалк». Эта картина была снята по мотивам известного рассказа английской писательницы «Береги чужую жизнь – спасешь свою». В первой работе молодого неизвестного режиссера согласились принять участие знаменитые актеры: Вия Артмане, Андрей Ильин, Ирина Розанова, Алика Смехова. Эта работа сразу заслужила похвалу критиков и зрителей.
Валерий Тодоровский в молодости
Тодоровский младший получил многочисленные премии. Далее следовали другие, не менее успешные работы:
- «Любовь»;
- «Подмосковные вечера»;
- «Страна глухих»;
- «Мой сводный брат Франкенштейн».
До встречи с Евгенией Брик, Валерий Тодоровский уже был женат. Его избранницей была Виктория Токарева, дочь популярной писательницы.
Валерий Тодоровскийс первой женой и сыном
Дочь Виктории Токаревой — Наталья
Наталья Токарева с семьей
В 2003 г. на кастинге в один из своих фильмов Валерий Тодоровский познакомился с молодой, но очень талантливой актрисой Евгенией Брик. Актриса является коренной москвичкой. С детства она отличалась привлекательной внешностью, поэтому успешно работала в модельном бизнесе. Однако сфера интересов девушки была намного шире. Она занималась изучением иностранных языков и обучалась в музыкальной школе им. М. Ростроповича по классу фортепиано.
На момент знакомства с Валерием Тодоровским актриса уже успела сыграть несколько эпизодических ролей в популярных сериалах: «Марш Турецкого», «Каменская». Благодаря своей популярности, красоте и природному таланту сумела зацепить именитого режиссера.
Валерий Тодоровский и Евгения Брик
В момент знакомства Евгении Брик было всего 22 года, а Тодоровскому 40 лет. Тем не менее, красавица сразу покорила сердце режиссера. Несмотря на огромную разницу в возрасте между ними завязался бурный роман. После чего отношения перешли в более серьезный этап их жизни. Сегодня можно точно говорить, что выбрали они друг друга не просто так.
Валерий Тодоровский всегда считался примерным семьянином и никогда не был участником крупных скандалов. Однако он предпочел подать на развод с Викторией Токаревой и начать жить с новой избранницей. Конечно же, это было решение взрослого мужчины, который убедившись в нежелании продолжать строить семью, решил расстаться.
Режиссер и сценарист Валерий Тодоровский
Пара друг друга поддерживает, и их семейная идиллия продолжается по сегодняшний день. Поводов усомниться в их влюбленности не было, хотя и действия Валерия по отношению к первой жене были неправильными.
Однако это был не мимолетный роман, а крепкие серьезные отношения. В 2006 г. Валерий Тодоровский и Евгения Брик официально оформили свои отношения. Пара проживает в Лос-Анжелесе, а в Россию приезжает лишь на съемки и на светские мероприятия. Но иногда в СМИ появляются заголовки с информацией о том, что Валерий Тодоровский и Евгения Брик разводятся, что не соответствует действительности.
Средства массовой информации очень часто запускают такие слухи, которым совершенно не стоит верить. Это одна из самых интересных актерских пар, которые действительно радуют зрителей интересными ролями.
Карьерный рост
В 1964 году был издан первый рассказ писательницы “День без вранья”. Затем последовало 5 лет учебы на сценариста. После получения диплома вышел первый сборник “О том, чего не было”.
В 1971 году Виктория становится членом союза писателей СССР. такой стремительный карьерный рост предал девушке сил, и она активнее начала издавать свои произведения. К 1990 году Виктория вошла в десятку самых известных писателей страны.
Токарева была награждена орденом “Знак почета” в 1987 году, а в 1997-м стала лауреатом премии Москва-Пенне. На Каннском фестивале сценаристка получила награду за вклад в кинематограф. Это событие произошло в 2000 году.
О чем пишет
Виктория Токарева в основном в своих произведениях ориентируется на женскую психологию. За границей эту писательницу относят к феминисткам, чем еще больше вызывают интерес к ее книгам.
Образ городской женщины появляется практически во всех произведениях. В книгах Токаревой прослеживается борьба за счастье дам и их реалии. Девушки в произведениях любят мечтать о лучшей жизни и часто ради нее идут на необдуманные поступки.
Многие героини имеют слабость не хранить верность своим мужьям. Скорее всего, эти образы списаны с биографии и личной жизни Виктории Токаревой. Муж – не единственный мужчина, который был в числе ее избранников.
Произведения писательницы переведены на разные языки:
- Китайский.
- Датский.
- Французский.
- Немецкий.
Жители этих государств с удовольствием перечитывают книги известной российской сценаристки.
Совместная работа
В 2007 г. режиссер снял фильм «Тиски». В этом фильме рассказывается о молодом человеке, который невольно вовлечен в преступный наркобизнес. В этой картине Евгения Владимировна Брик играла второстепенную роль девушки Таи. Конечно же, роль не была серьезной, но позволила приобрести некоторый опыт и умения. В общем, перспективы впереди ее ждали невероятные.
Валерий Тодоровский на премьере фильма «Стиляги»
В 2008 г. на экраны кинотеатров вышел знаменитый фильм-мюзикл «Стиляги», который также снимал Валерий Тодоровский. Супруге досталась роль комсомолки Кати, которая боролась с нарушениями, совершаемыми молодежью того времени. Брик играла отрицательного персонажа, этот образ ей удался великолепно. За работу в фильме мужа актриса была награждена сразу несколькими престижными кинопремиями.
Биография Виктории Токаревой: личная жизнь, национальность
Писательница имела по отцу еврейские корни. Из-за этого ее семья переживала разные трудности, особенно в военные годы. Во время эвакуации из Ленинграда их отправили в Свердловск. Там семье было непросто, потому что с еврейской фамилией жить становилось опасно. Мало кто хотел помочь семье, большинство окружающих боялись последствий для себя.
Затем Виктории не раз приходилось испытывать жизненные трудности из-за своей национальности. Ее заявление отклонили при поступлении в медицинское учебное заведение. И, возможно, одной из причин были еврейские корни.
Личная жизнь у писательницы сложилась непросто. Она вышла замуж еще в Ленинграде за Виктора Токарева. Он всегда держался в тени. О нем очень мало информации.
Из немногих фактов можно понять, что Виктор очень любит жену, потому что неоднократно прощал ей случаи измены. Окружающие утверждают, что муж Виктории имеет очень спокойный характер и отличается необыкновенной добротой. В браке у пары родилась одна дочь Наталья.
Книги
Произведения этой писательницы имеются в домашних библиотеках многих жителей постсоветского пространства. Ее книги читаются быстро и легко. Одним из первых сборников стал “Террор любовью”. В нем собраны произведения, в которых описывается непростая судьба послевоенных вдов и их дочерей, пытающихся не совершать ошибок матерей. Писательница посвятила эту книгу своей многострадальной маме, которая так и не смогла забыть отца.
“Короткие гудки” – это описание разных поломанных жизнью судеб. Люди пытаются, несмотря на предательство и измены, простить друг друга и обрести счастье. Понимание ценности любви и преданности к ним проходит через ряд трудностей, которые они должны преодолеть.
Чаще всего в сюжетах всех произведений писательницы прослеживается городская жизнь героев. Поэтому практически все книги Токаревой относят к особенному типу прозы. Читатели привыкли их называть “городскими”.
Такая страсть к крупным городам довольно просто объяснима. Вся биография и личная жизнь Виктории Токаревой, фото которой приведены в нашей статье, связана с двумя большими мегаполисами – Санкт-Петербургом и Москвой. Женщина любит оба города и не представляет свою жизнь за их пределами.
Наталья Маруся Токарева: «Разговаривать без слов»
Фотограф Наталья Токарева предпочитает называть себя Марусей, и это сразу ассоциируется с ощущением тепла и домашнего уюта. Наверное, у фотографируемых ею детей и их родителей это вызывает симпатию, что в работе семейного и детского фотографа очень важно, согласитесь. Но Маруся занимается не только непосредственно фотографией. Помимо участия в выставках, она также является организатором ежегодного фотофестиваля «ОБЪЕКТИВно о детях», проводит вебинары, мастер-классы и консультации по фотографии и преподает в онлайн-фотоклубе для мам «Мамарацци».
— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?
— Как и многие, с рождением ребенка. Хотелось фотографировать дочь просто непрерывно: фиксировать, как она меняется, как живет и какие эмоции испытывает. В нашей семье это традиция – мой папа неплохо фотографировал, и семейные альбомы довольно объемные. А потом увлечение стало профессией; моя история в этом смысле совершенно не уникальна.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?
— Мы все очень разные, с разным подходом к работе, но мне кажется, главное, что объединяет и характеризует нас, – мы любим то, что делаем, и тех, кто попадает в объектив камеры.
— Что самое сложное в работе семейного фотографа?
— Для меня самое сложное и есть самое интересное. Очень важно стать другом человеку, что находится напротив тебя. С друзьями любая съемка становится легче и искренней.
— Как вы оцениваете состояние современного российского фоторынка?
— Если говорить о рынке, то мало что изменилось за последние несколько лет. Сейчас мы находимся на этапе количественного насыщения – появляется невероятно много новых имен, новых фотографов. Думаю, что уже довольно скоро наступит перенасыщение рынка и начнется качественный рост профессии. Я этого очень жду, с интересом.
— Есть ли мастера детской фотографии на Западе, творчество которых для вас особенно важно?
— Все больше прихожу к тому, что мне интереснее наблюдать за происходящим в России. Фотография – это язык без слов, любой снимок может что-то рассказать. Мне кажется, что работы некоторых моих коллег гораздо информативнее и интеллектуальнее, чем работы западных мастеров. Наш творческий менталитет отличается от западного, и для меня он более привлекателен. Но интересно то, что на Западе очень высок уровень именно любительской семейной фотографии; мне бы хотелось, чтобы и у нас были шаги в этом направлении. Одна из моих фотошкол как раз этим и занимается: я много работаю с любителями, с увлекающимися фотографией мамами. Некоторые из них перешли на профессиональный уровень и стали моими коллегами, другие снимают только своих детей, но этими семейными альбомами я горжусь!
О технике
— Как вы думаете, насколько влияет техника на достижение задуманного результата и воплощения образа?
— Хорошая техника дает больше возможностей при сложном свете или в непростой ситуации, но хорошо снять можно и на телефон, если понимаешь, чего хочешь.
— Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка – заслуга камеры или фотографа? Или того и другого вместе?
— На съемке главный – фотограф, а не камера. По большому счету именно фотограф, зная досконально свою технику, ловит момент. А фотоаппарат должен помогать в работе, не больше, но и не меньше.
— На каком примерно расстоянии от ребенка вы находитесь? Какие объективы чаще всего используете?
— Мое любимое фокусное – 85 мм, но в зависимости от ситуации и желаемого кадра это может быть и более широкий угол, и телевик. Собственно, от задачи зависит и расстояние до ребенка: мы можем быть совсем рядом друг с другом, а можем находиться далеко.
О проекте
— Как вы думаете, способен ли подобный проект поддержать развитие детской и семейной фотографии в России?
— Я не очень люблю слово «популяризация», но тем не менее это очень важный этап. Семейная фотография должна развиваться в разных направлениях, не только в коммерческом смысле, но и как традиция; фотоаппарат в семье – это очень важно. И важно качество того, что получается.
— Фотограф, работающий в жанре семейной и детской фотографии, должен иметь качественную и быстро думающую технику. Подходят ли по этим параметрам камеры Olympus?
— Пока я только знакомлюсь с этой камерой и не могу ничего сказать, мы с ней еще не подружились. Но взять с собой в отпуск именно Olympus мне было приятно – впервые за много лет я поехала отдыхать без рюкзака!
О творчестве
— Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?
— Мои фотографии – это мой взгляд на сегодняшний мир, и их стиль полностью зависит от моего мироощущения. Меняюсь я – меняются и они. Так что, если философствовать на эту тему, я всегда в поиске, потому что всегда есть чему учиться.
— Сколько времени вы тратите на пост-обработку?
— Минимум возможного. В мире столько интересного, что тратить много времени на фотошоп я просто не имею права. Гораздо проще чисто снимать, чтобы потом основная работа заключалась только в отборе фотографий и легкой коррекции. Все-таки мне интереснее делать фотографии реального мира, чем придумывать в фотошопе нереальный.
— Как бы вы определили формулу своего успеха?
— Я делаю то, что люблю, и то, что мне интересно. Не вижу смысла заниматься тем, что не приносит удовольствия. А если есть драйв и удовольствие, то будут и результаты, я уверена в этом.
— Как часто вы фотографируете собственную семью? К повседневной съемке подходите настолько же профессионально?
— Чем отличается коммерческая съемка от съемки для своей семьи? Только словом «коммерческая». Все остальное идет в семейный альбом, поэтому должно быть на уровне. Для меня важна не частота съемок, а их качество. У дочери вполне приличный альбом. Но в смысле фотографий именно семьи я, как и многие коллеги, сапожник без сапог. Семейных снимков у нас, к сожалению, мало. Для этого нужен другой фотограф (улыбается).
Советы
— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?
— Глядя на огромное количество начинающих фотографов, вынуждена отметить, что большинству из них очень не хватает желания учиться и развиваться именно в профессиональном смысле. А это один из основных факторов, который двигает вперед в любом деле, и фотография не исключение. Маркетинг и менеджмент – замечательные вещи, но в первую очередь человек должен понять и изучить ремесло, а не способы его продвижения. Будьте наблюдательны и любопытны. Ищите себя, свой путь; это сложнее, но гораздо интереснее!
— Какие объективы и камеру вы могли бы посоветовать тем, кто только начинает заниматься фотографией? Раньше все начинали со сложных зеркальных камер. Сегодня рынок фотоаппаратов пополнился легкими беззеркальными камерами, которые меньше по весу и при этом готовы конкурировать с профессиональными зеркалками. Может, стоит обратить внимание именно на них?
— Многие мои клиенты, купив довольно дорогостоящие камеры и объективы профессионального уровня, оказались разочарованы. Профессиональная камера требует сил (в том числе и физических) и времени. Не все, далеко не все, к этому готовы и хотят носить с собой на семейную прогулку килограммы фотооборудования, а потом сидеть в фотошопе. Я убеждена, что профессиональная камера – для профессиональной работы. В быту достаточно иметь легкую, компактную камеру, которая позволит качественно фиксировать жизнь семьи, но при этом сможет достойно решать и какие-то творческие задачи.
— Расскажите, почему фотографу нужна вторая камера и почему вы остановили свой выбор на Olympus OM-D?
— Чем дороже и тяжелее становится моя рабочая камера, тем сложнее брать ее с собой в отпуск или на простую прогулку. С фотоаппаратом Olympus проще: ему найдется место и в пляжной и в городской сумке, не нужен фоторюкзак. Это в первую очередь очень удобно и легко. И мне приятно, что в любую минуту я могу сфотографировать то, что меня зацепило, я становлюсь более мобильной и оперативной, если можно так сказать.
Контакты Натальи Маруси Токаревой
Сайт: https://www.ru.photomarusya.ru/
Блог: https://photomarusya.livejournal.com/
Группа Вконтакте: https://vk.com/fotomarusya
Коренной одессит
Валерий родился 8 мая 1962 года в Одессе, в семье известного режиссера Петра Тодоровского («Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка»). Как гласит семейная легенда, ребёнок появился на свет сразу после того, как его мама посмотрела фильм Хичкока «Психоз» — ленту как раз привезли на Одесскую киностудию, где работали родители будущего режиссера.
Как рассказывал Валерий Тодоровский, как всякий мальчик, родившийся в Одессе, он хотел стать моряком. Однако, когда ему исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву, «и мечта о море растворилась в воздухе». К слову, фильм «Одесса» (2019) основан на детских воспоминаниях режиссера.
Первое время в Москве Валере было несладко – одноклассники смеялись над его одесским говором. «Зато пережив первый шок, я начал читать книжки, чего в Одессе не делал никогда», — делился режиссёр. С детских лет отец брал сына на съёмочную площадку. Для мальчика павильоны стали родным домом, он знал, как крепятся декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. Валере нравилось, что отец на съёмках самый главный и его все слушаются, а дома частыми гостями были выдающиеся люди – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Марлен Хуциев, Василий Шукшин. «Я понимал, что это особые люди, у них особая жизнь — не легкая, но очень интересная. И мне хотелось попасть в этот мир», — так вспоминал Тодоровский о появлении желания и самому стать режиссёром.
Legion mediaДружил с гипнотизёром
В детские годы Валерий Тодоровский страдал лёгкой формой клаустрофобии: ему страшно было ехать в лифте или оставаться одному дома. Поэтому мама отвела сына на сеанс гипноза к профессору Владимиру Райкову, очень известного в Москве гипнологу. Однако вскоре выяснилось, что Валерий входит в число людей, не поддающихся гипнозу. «А с профессором мы потом сдружились, я стал периодически приходить на его занятия. Смотрел, как он работает, как гипнотизирует людей. Эти встречи произвели на меня огромное впечатление, которое сохранилось на долгие годы», — рассказывал Тодоровский в интервью «АиФ» . Как-то режиссёр вспомнил эту историю и понял, что хочет снять об этом фильм. Так в 2020 году на экраны вышел психологический триллер «Гипноз», в котором главный герой— подросток по имени Миша ходит к психотерапевту, чтобы вылечиться от лунатизма.
Legion mediaХорошая, но не его
Первый раз Валерий Тодоровский отправился в ЗАГС в 23 года. Его избранница, 20-летняя Наталья Токарева была уже беременной их первым ребёнком. Любопытно, что когда молодые люди познакомились во время учёбы во ВГИКе, Валерий не знал, что Наталья – дочь писательницы и сценариста Виктории Токаревой – автора сценариев всенародно любимых фильмов «Джентльмены удачи», «Мимино». В браке с Натальей у кинорежиссёра родилось двое детей – сын Пётр и дочка Екатерина. Союз, просуществовавший 20 лет, распался, когда у Валерия завязался роман с Евгенией Брик. «Она (Наталья Токарева – прим. ред) очень хорошая, сильная, мудрая, но они оказались слишком разными. Чудная женщина, но не его», — объясняла причины развода «Экспресс газете» мама режиссёра, Мира Тодоровская . Да и сам Валерий называл первую супругу своим антиподом, называя её уравновешенной и мудрой, а себя, живущим моментом.
Смерть жены стала ударом
Со своей второй супругой Евгенией Брик, Валерий познакомился в 2002 году на одном из кастингов в сериал «Закон». 19- летняя Евгения проходила пробы на одну из ролей, однако в сериал её не взяли. Режиссёр объяснил девушке, что сыграла она замечательно, просто не подошла по возрасту. Как делились позже и Евгения и Валерий, с той самой первой встречи они произвели друг на друга впечатление. «С первой встречи почувствовала, что это мой человек», — говорила Евгения Брик в интервью wday.
19-летняя разница в возрасте не стала помехой возникшим чувствам, которые пара скрывала четыре года. Кинорежиссер в то время был женат на Наталье Токаревой, их брак, в котором родилось двое детей, долгое время считался образцом для подражания. В 2006 году Валерий всё-таки развёлся и женился на Евгении Брик. Вскоре супруги переехали в Лос-Анджелес, где в 2009 году родилась их дочь Зоя. Кинорежиссёр жил на две страны – кино снимать он приезжал в Россию. 11 февраля 2022 года как гром среди ясного неба прозвучала новость – на 41 году жизни Евгения умерла от онкологического заболевания. Как выяснилось, она боролась с болезнью уже несколько лет. Близкие люди, конечно, знали о заболевании, но делать это достоянием общественности актриса не захотела. Смерть жены, с которой они душа в душу прожили 20 лет, стала ударом для Тодоровского. Он перестал выходить на связь, не появлялся в обществе.
Лишь спустя 40 дней после трагедии, 23 марта, он опубликовал в личном аккаунте в одной из социальных сетей фото Евгении Брик и сопроводил его лаконичной, но выражающей всю боль подписью: «Женя».
Legion mediaЗажёг звезды российского кино
Валерий Тодоровский не раз признавался, что очень тщательно подходит к кастингу актёров. На одну роль может пересмотреть более ста претендентов. Причём часто предпочтение отдаёт неизвестным актёрам. Именно Тодоровский открыл большому российскому кинематографу Евгения Миронова («Любовь»), Чулпан Хаматову («Страна глухих») и даже Ингеборгу Дапкунайте, которую снял в фильме «Подмосковные вечера» (1994). До его предложения актриса жила в Лондоне и совершенно не планировала сниматься в российских картинах. «Мне кажется, когда на экране новое лицо, зритель ему больше верит. Нет стереотипов, ореола сыгранных ролей. Мне легче просто показать, что вот идет глухонемая девочка, у нее своя жизнь, свои проблемы... Чем доказывать, что какая-нибудь звездная актриса вдруг стала глухонемой. Можно делать хорошие фильмы и без громких имен», - уверен режиссёр.
У дочки берут автографы
Дочери актрисы Евгении Брик и режиссера Валерия Тодоровского Зое только двенадцать лет, однако за плечами девочки уже несколько ролей. Зоя снялась в одной из главных ролей в американском мистическом сериале «ОА», одним из продюсеров которого выступил Брэд Питт. После выхода сериала прохожие в Лос-Анджелесе, где живет Зоя, подходили к ней за автографами. Отметим, что кастинг в этот проект проходили 400 девочек, а выбрали Тодоровскую. К слову, по сюжету сериала героиня Зои теряет родителей. В жизни 12-летняя девочка учится жить без мамы. Все американские гонорары Зои за съемки перечислены на ее банковский счет. Дочка режиссёра мечтает о летающей машине из своего любимого фильма «Назад в будущее».
Legion media