Танцор исинбаев
танцор исинбаев
Бывают книги, гениальный замысел которых открывается лишь при прочтении последних страниц. До этого – читаешь – вроде бы интересно написано, но не более. Но стоит дойти до последних страниц и понять их в полной мере, как хочется взять паузу для осознания, ибо вызывает восхищение раскрывшийся вдруг замысел ее творца.
Бывают люди, истинное величие личности которых проявляется именно в последние годы жизни. Достойно жил Эсамбаев Махмуд, танцор века, артист мирового уровня. Но особое восхищение вызывает его человеческая и гражданская позиция по отношению к Чеченской войне. Яркую жизнь артиста прервала кончина от пережитого осознания беды земляков и своей неспособности остановить кровопролитие. Делать людям добро – было его кредо. Однако глаза горца, лучащиеся жизнелюбием ребенка, при виде вопиющей несправедливости становились стальными клинками, а слово разило негодяев, не различая чина.
Лучший танцор XX века
Человек непростой и яркой судьбы – Махмуд Эсамбаев. Национальность его - чеченец. Ему был дан великий талант танцора, хореографа и балетмейстера. Откуда в горном селении проявился такой дар? Мальчишка, обладающий абсолютным слухом, гибкий как лоза, в танце легко достающий большим пальцем ноги мочки своего уха... Мастера танца к этому идут десятилетиями, а у парня был врожденный артистизм, он умел по наитию одними лишь движениями тела отображать человеческие чувства.
Откуда у него было столько твердости и веры в себя? Вопреки запрету отца, он упрямо твердил: «Я буду танцевать!»
Большому таланту сопутствовала чистая, умеющая прощать и видеть все светлое душа. Представитель народа, подвергшегося депортации, сумел превозмочь обиды и назвать Россию, где состоялся как артист, своей второй Родиной. Эсамбаев образно называл Чечню и Россию двумя крыльями своего творчества.
Неустанно совершенствуясь в искусстве, Махмуд Алисултанович поставил себе сверхзадачу, цель, которой ни до него, ни после никто не смог достичь: освоить технику танцев всех народов мира. Он блистал своим мастерством на известнейших сценах. Эсамбаева называла звездой пресса Нью-Йорка и Парижа. Его, вдохновенно исполняющего испанский танец, запечатлел на своей картине Пикассо. Абсолютную профессиональную гениальность танцора подтверждала прима-балерина Большого театра Галина Уланова.
Это был светлый и добрый человек, всю свою жизнь помогавший людям. Эсамбаев Махмуд неоднократно избирался депутатом союзного и республиканских уровней. Он был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова. Свою честную жизнь, наполненную творчеством, он охарактеризовал так: «Я не боюсь смерти! Я столько пережил в своей жизни счастья, горя, потерь близких, я столько успел сделать добра людям, что, если смерть придет через тридцать секунд, я умру гордый и счастливый».
Детство, фронтовая юность
Академик Международной академии танца родился 15.07.1924 в селении Старые Атаги, находящемся в Грозненском районе. Любовь к танцу у него проявилась в детстве. В 15 лет его одновременно приняли в Чечено-Ингушский танцевальный ансамбль и в хореографическое училище (г. Грозный). По окончании учебы его направили работать в Музыкальный театр комедии (г. Пятигорск).
В начале Великой Отечественной войны Эсамбаев Махмуд танцевал в составе концертной бригады перед бойцами на фронтах, в госпиталях. В феврале 1944 г. он по семейным обстоятельствам покинул службу в бригаде. Имеющий правительственные награды, получивший боевое ранение артист вынужден был прекратить выступления, чтобы спасать попавших в беду родственников. Начался геноцид чеченцев. Войска НКВД под руководством Берии, действуя с особой жестокостью, произвели печально известную операцию «Чечевица» - депортацию его народа.
Утраты Эсамбаева
Артист в это время находился в Пятигорске. Полмиллиона его земляков в неотапливаемых вагонах насильно отправили в Среднюю Азию. Четверть из них была расстреляна, погибла от холода и голода. Юноша потерял многих своих родственников, он по своей воле отправился вслед за родными в ссылку, подвергнув себя риску, хотя его лично, как артиста, НКВД не трогало. Изначально никакой информации о месте, где находится родня, не было. Чудом узнал, куда сосланы родители, Эсамбаев Махмуд Алисултанович. Биография его гласит, что жизнь танцора в первые годы пребывания в Киргизии омрачена тяжелыми утратами, реально способными сломить человека.
Отца он нашел где-то под Карагандой, а маму – не успел. Та замерзла на поле, куда пошла в надежде выкопать оставшиеся корнеплоды. Однако из-за пережитого, несмотря на должный уход со стороны заботливого сына, отец вскоре умер также. Перед смертью он благословил Махмуда на профессию танцора. Этот момент много значил для артиста, он его потом часто вспоминал, ведь родитель ранее считал дело всей его жизни несерьезным увлечением, блажью.
Классический балет
Несмотря на лишения депортации, постоянно развивался творчески Эсамбаев Махмуд. В 1944-1946 гг. преподавал бальные танцы в Доме культуры поселка Ак-Тюз (Киргизия). С 1946 по 1956 год он был солистом Киргизского театра оперы и балета. Там он танцевал главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Всего Эсамбаев исполнил более 100 балетных партий. Его работы - заметная страница в истории киргизского театра. Впрочем, даже в его балетном репертуаре присутствовал особо любимый им горский танец лезгинка.
Мастер народного танца
В 50-е годы талантливый и успешный артист балета ощутил не просто влечение к народному танцу, он понял, что ему подвластны специфические фольклорные особенности различных культур.
Воодушевленный образованием автономной республики своего народа, он уехал в Чечню, где занялся уникальным танцевальным искусством, создавая тематические новеллы на тему «Танцы народов мира», позже сделавшие его мировой звездой. На высочайшем техническом уровне, признанном знатоками, исполнял Махмуд Эсамбаев:
- «Танец огня» на музыку де Фальи;
- башкирский «Воин»;
- таджикский «Танец с ножами»;
- индийский «Золотой бог»;
- испанский «Ля-коррида».
Подготовка к фестивалю
К тому времени артист был семейным. Его супруга, женственная и мягкая армянка Нина Аркадьевна, всю жизнь прожила душа в душу с ним. В любви и согласии родился их единственный ребенок, дочь Стелла.
После смерти отца Стелла Эсамбаева рассказала о том, как отец в 1957 г. принял решение выступать на международном молодежном конкурсе. Как-то вечером он, вернувшись с репетиции, подошел к жене и сказал ей: «Нина, в Москве будет международный фестиваль, и я хотел бы попробовать свои силы». Несмотря на то что семья Махмуда Эсамбаева в ту пору материально жила плохо, жена дала добро:
- Хорошо, ты езжай. Деньги добудем, я продам свою швейную машинку и ковер. Выступай и за нас не беспокойся. Я медсестра, буду уколы делать, заработаю себе и дочке на жизнь.
Кандидатура артиста зависела от того, примет ли комиссия подготовленный им сольный концерт. Тот состоялся в зале Калужской филармонии. Он прошел с успехом. Артиста утвердили на участие в фестивале. В дальнейшем танцор всегда с особым чувством благодарности выступал в Калуге.
Звездный час артиста
На конкурсе в Москве чеченец-танцор оказался сенсацией. Пресса разных стран писала о том, что зажглась звезда мирового уровня: чеченский артист победил лучших танцоров мира сразу в трех номинациях!
Дочь вспоминает, как мама, услышав по радио об успехе мужа, на радостях целовала ее и плакала: «Стелла, наш папа выиграл все». Действительно, после такого успеха стал желанным гостем для лучших сцен мира танцор Махмуд Эсамбаев. Биография его последующих лет убедительно доказывает, что талант и неустанное творчество в итоге приносят успех и благосостояние.
Нина Аркадьевна была замечательной женой для великого артиста. Эсамбаев всегда ощущал тепло и уют своего дома. Благодаря ее стараниям гостеприимная атмосфера жилища притягивала творческих людей - друзей Эсамбаева: Эдиту Пьеху, Юрия Григоровича, Марка Донского, Александра Броневицкого.
Также супруга танцора имела творческую натуру: не имея артистического образования, она тонко разбиралась в нюансах танца. От жены знаменитый танцор нередко принимал дельные советы, реально использованные в постановках.
Гастрольная деятельность
После выступлений в Москве артист в составе группы «Звезды балета СССР» посетил с гастролями ряд стран. Особым успехом танцор СССР Махмуд Эсамбаев пользовался в Бразилии и во Франции.
Вернувшись из-за рубежа, артист создал свой собственный танцевальный коллектив. Гастроли по городам СССР были расписаны на несколько лет вперед. Все хотели увидеть знаменитого горца. Современники вспоминают, что в некоторых республиках СССР мамы несли к нему, как к шаману, детей на излечение. Они просто обманулись перевоплощением артиста в одном из танцев.
Съемки в фильмах
Первым режиссером, снявшим фильм, где Эсамбаев играл самого себя, был Тофиг Тагизаде. Съемки проводились в 1963 г. студией «Азербайджан-фильм». В 1973 г. режиссер Альберт Мкртчян пригласил его на колоритную роль шамана в картине «Земля Санникова». У танцора были и другие запоминающиеся роли в картинах «Честное волшебное», «На край света», «Великий Туран».
Замечательный документальный фильм о великом танцоре снял режиссер Руслан Наршхоев. Всего же артист сыграл в 13 фильмах.
Депутатская деятельность
35 лет люди избирали Махмуда Эсамбаева депутатом. В своей общественной должности он всегда придерживался главного принципа – быть слугой народа. Его депутатские обязанности включали работу в комиссиях и фондах:
- «Материнство и детство» (помощь матерям-одиночкам).
- «Акция доброты» (помощь детям-инвалидам).
- Фонд помощи беженцам.
Были даже случаи, когда он, отозвавшись на реальную беду человека, отменял концерты. Об одном из таких случаев в интервью рассказала его дочь Стелла, когда отец на два дня вылетел в Красноярск.
Своим избирателям на встречах он говорил, что ему все равно, будут голосовать за него или нет. Вопрос для него состоит не в статусе, а в потребности – делать людям добро. И в том и в другом случае он будет продолжать помогать в беде.
О родственниках
Родственники Махмуда Эсамбаева, проживавшие в его родовом доме в Старых Агатах, хранят добрую память о нем. Дядя Махмуд помогал в воспитании своих пятерых племянников, искренне радуясь их успехам. Во время Чеченской войны их уютный и светлый дом дотла сожгли, а дядя помог родне поселиться в Подмосковье.
Старший из племянников, Саид Эсамбаев, добился громких побед в мировом спорте, 11 раз завоевывая звание чемпиона мира в боях без правил. Второй по возрасту племянник работает врачом в подмосковном спортивно-оздоровительном комплексе.
Родственники Махмуда Эсамбаева приняли от своего дяди эстафету благотворительной деятельности. Они ежегодно организуют для юных танцоров из республик бывшего СССР танцевальный конкурс «Юность».
Отношение к войне на малой родине
Когда началась Чеченская война, у высокого, по-юношески пластичного старика-горца, по-мужски достойно переносящего свою болезнь, в глазах стояли слезы: как в его стране (Чечню и Россию танцор называл своими двумя крыльями) может иметь место такое варварство, такая кровавая мистерия! Родные Махмуда Эсамбаева вспоминают, что он, чья жизнь уже была на излете, тогда успел помочь многим своим бедствующим землякам. С началом войны каждый свой концерт хореограф начинал с чеченского танца «Легенда», повествующего о джигите, которого беда заставила покинуть свой дом.
Людям запомнилось его гражданское мужество. Однажды в период ведения боевых действий его, как главного хореографа, вынудили присутствовать и произнести тост на фуршете после концерта в Большом Колонном зале, там же находились все министры и мэр Лужков. Эсамбаев тогда громко и отчетливо сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну. И тот, кто за это не выпьет!» По воспоминаниям присутствующих, его авторитет и сила слова были таковы, что за сказанное выпили все…
Ведь все знали, что имел право это сказать Махмуд Эсамбаев. Родители его и многие родственники погибли от бериевского геноцида. Очевидно, что не только за творчество, но и за такую четкую гражданскую позицию Эсамбаева, никогда не разделявшего людей по национальностям, ныне чтут в родном для танцора Грозном. Его именем назван один из центральных проспектов и возведен созданный земляком памятник.
Кстати, созвучно великому танцору отнесся к войне и Юрий Шевчук, сложивший о Грозном пронзительную песню «Мертвый город. Рождество». Русский музыкант, очевидец штурма Грозного, впоследствии давая интервью, сказал, что «проклял все это», собственно, как это сделал и Эсамбаев.
Заключение
Великий танцор так и ушел уникальной личностью, не передав своего умения последователям. Осталось лишь громкое имя в искусстве – Махмуд Эсамбаев. Профессионалы отмечают, что в этом нет личной вины знаменитого танцора и хореографа. Его творчество – народный танец – весьма многогранно и емко, богатейшие нюансы танцев народа мира невозможно охватить человеку, не обладающему выдающимися способностями. Очевидно, что Мастеру не удалось найти Ученика.
Впрочем, кто знает? Может быть, и появится вскоре на танцевальной сцене подобный ему самородок, который языком движения сможет выразить душу всех народов, населяющих такой прекрасный и такой беззащитный земной шар.
Имя этого выдающегося танцора знают миллионы людей на всей планете. В Индии его боготворили за «Золотого Бога», в Мексике приходили в восторг от «Хорабио тапатио» и в благодарность танцору пели «Подмосковные вечера», колумбийцы помогали ему разучить «Бамбуко», бразильцы — освоить «Макумбу». Его понимали в каждой стране: он так виртуозно исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым на его родном языке.
Его искрометные, непревзойденные хореографические новеллы завораживали зрителей на сценических площадках всего мира. О Махмуде Эсамбаеве сложены легенды, написаны книги.