Пабло пикассо любительница абсента
- Автор: Пабло Пикассо;
- Год: 1901;
- Место нахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- Размер: 73 × 54 см. Холст масло;
- Цена: Стоимость на настоящее время не известна.
«Любительница абсента» – известный шедевр Пабло Пикассо – французского художника испанского происхождения. Картина написана на холсте маслом в Париже осенью 1901 года. Размеры: 73 х 54 см.
Подлинник можно увидеть в Санкт-Петербурге, в коллекции французской живописи XIX-XX веков Государственного Эрмитажа.
В 1948 году он был передан из Государственного Музея нового западного искусства. Происходит из собрания С.И. Щукина.
История создания
Франция – культурный центр европейского искусства начала XX века. Художник в 20-летнем возрасте во второй раз приезжает в Париж. Он решает открыть здесь собственную студию. В этот период он знакомится с яркими представителями Парижской богемы. Приходится много работать, участвовать в выставках. Однако успех не приходит.
В феврале 1901 года умирает его близкий друг – испанский художник и поэт Карлос Касагемас. Пабло оказывается в одиночестве и глубокой депрессии. Характерными темами в произведениях этого периода становятся нищета, страдания и моральное падение французского общества.
В цветовой палитре преобладают оттенки синего и зеленого цветов. «Любительница абсента» относится к самым известным произведениям и открывает «Голубой период» творчества художника (1901-1904).
Почему абсент?
Обращение к «вульгарному» реализму было характерно для многих художников этого периода. В произведениях изображалось не просто пьянство, как социальный порок общества. Мастерами кисти был запечатлен исторический факт «проклятия» Франции, отразившийся во всеобщем увлечении «благородным» напитком – абсентом.
Крепкая настойка на горькой полыни и анисе на рубеже веков во Франции оказалась на пике популярности, как у бедняков, так и у интеллектуалов. Высокое содержание туйона, приправленное хорошим градусом обеспечивало легкое возбуждение и эйфорию. Видения в оригинальных формах и необычных цветах, полученные вместе с абсентом, вызывали творческий всплеск. Общественность воспринимала его не как «угарное зелье», а как напиток творческих личностей. Слегка измененное под его влиянием сознание помогало найти ускользнувшую музу.
Попав в Париж, Пабло не стал исключением. Он стал такой же любитель абсента, как и другие художники в его окружении.
Через призму событий, происходящих в обществе того времени, сюжет сложно назвать оригинальным. Тему одиночества и опустошения многие художники неоднократно поднимали в своих произведениях. И все, как правило, изображали людей со стеклянным взглядом за столиком в кафе.
Однако у Пикассо в его произведении «Любительница абсента» есть особенности, на которые следует обратить внимание.
Что изображено?
Женщина неопределенного возраста проводит время за столиком недорогого кафе с рюмкой абсента. К напитку подан только сифон с холодной водой, предположительно для разбавления. Она никуда не торопится, «мягкий» прием волшебного спиртного героиня совмещает с длительными раздумьями.
Южная внешность: темные глаза, черные брови и волосы, собранные в пучок, выдают тоску художника по родной Испании. Мужественное лицо, с широкими скулами, ровным ртом и узкими губами не передает каких-либо эмоций.
Левой рукой героиня поддерживает подбородок. Правой обхватывает левое плечо. Втянутая в плечи шея, фигура, сжавшаяся в комок, создает ощущение беспомощности и беззащитности. Замкнутость линий не оставляет какого-либо свободного пространства. О несломленном духе говорит осанка – ровная спина.
Отход от реализма к экспрессионизму позволяет нарушить пропорции тела, изобразить неестественную позу для передачи чувств и настроения девушки. Она полностью закрылась от окружающего мира.
Взгляд прищуренных глаз направлен в одну точку. Сквозь всех присутствующих она смотрит в себя, погруженная в собственные мысли и переживания. Признаки «абсентизма» в виде расслабленных мышц лица и широко открытых глаз отсутствуют. Употребление абсента дамой контролируется ею самой.
Ее столик размещен в углу темного зала, о чем свидетельствуют линии стыка стен и панелей. Женщина загнана в угол в прямом и переносном смысле.
Висящее рядом зеркало изображает ее иллюзии. Темный синий цвет в отражении представлен бесформенным пятном. По композиции видно, что он отступил перед светлыми тонами на задний план.
Четкие линии просматриваются только в фигуре. Художник слегка растушевал остальные контуры, создавая атмосферу малой важности обстановки.
В композиции неоднократно изображены перекрещенные линии:
- руки героини;
- геометрическая фигура в отражении зеркала;
- линии на стене;
- крышка сифона.
Эти своеобразные знаки могут говорить об окончании важного жизненного периода.
Интересные факты
С произведением связаны несколько небольших, но интересных фактов.
Холст
Для новой композиции «Любительница абсента» молодому Пикассо нужен был холст, купить который он не мог себе позволить. Жизнь между Барселоной и Парижем изматывала художника и лишала средств к существованию.
Чтобы выйти из положения, он взял одну из своих прежних работ, предположительно, 1900 года с изображением танцующих канкан и закрасил изображение беспорядочными движениями. Под мазками полусухой кисти случайно осталась видна голова танцовщицы с рыжими волосами.
Такой холст в грунтовке не нуждался. Новый сюжет он изобразил на обратной стороне, предварительно проклеив ее. Вынужденная технология создала редкий живописный эффект. Холст имеет особую матовость с сохранением «зерна».
Подрамник
Для прежней работы он был сколочен наспех из легких планок. Для нового произведения пригодился тот же непрофессионально выполненный подрамник. Шедевр с мировой известностью до сегодняшнего дня находится на этой основе.
Название
В архиве французского галериста Канвейлера полотно называлось «Женщина с бокалом абсента» («La femme au verre d`abssinthe» – фр.) Он приобрел его у мастера в 1909 году.
Московский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин, выкупив шедевр у Канвейлера, дал ей название «Пьяница». Смена названия была связана с начавшимся в 1905 году запретом абсента в Европе.
После эмиграции Щукина (1918) коллекция была национализирована. Произведение попало в Эрмитаж. Нынешнее название появилось после изучения архивов Канвейлера. Второе название шедевра – «Аперитив» менее известно.
Портрет души
По мнению некоторых искусствоведов, в обличии любительницы художник изобразил портрет своей души в трудный для него период жизни.
В картине «Любительница абсента», как и в других своих работах, художник не критикует социальные порядки. Он поднимает вопросы о месте человека в мире, об отношении к себе и другим.
Смотрите также:пабло пикассо любительница абсента
Название Любительница абсента Страна, художник Франция, Пабло Пикассо Год 1901 Жанр портрет Где хранится Эрмитаж, Санкт Петербург Материалы холст, масло
Франция начала двадцатого века очень уважала абсент, он был чуть ли самым популярным напитком у всей творческой богемы. В дань моды молодой Пабло Пикассо запечатлел этот «нектар творцов» в одной из своих работ. Называется она «Любительница абсента».
Одинокая утомленная женщина сидит в кафе за столиком. В обреченном ее взгляде, направленном куда-то внутрь читается бесконечное одиночество. Одной рукой обхватив свой острый подбородок, а другой обхватив себя, женщина вжала голову в плечи, как будто ежась от холода.
Темно синее платье с длинным рукавом, волосы собранные в пучок и безмерно грустное с узкими губами лицо. Выбившийся из прически завиток упал на лоб. Возможно эта дама творческая личность, сейчас у нее кризис и она решила расслабиться в кафе за бокалом абсента.
Полынный напиток, не просто спиртное, он способен пробуждать фантазию и самые невероятные впечатления. От этого он занимает особое место в алкокультуре. Многие творцы воспевали в свое время абсент за его умение вызывать образы и вдохновлять на творчество. Но, когда речь заходит о живописи, первой неизменно вспоминается картина Пикассо «Любительница абсента».
Харизматичный, волевой образ хрупкой, немолодой «любительницы» на фоне розово-красных стен, в углу у круглого абстрактного панно, создает настроение грусти или даже тоски вперемешку с тягостными раздумьями.
На белой скатерти на круглом столе стоит синий сифон с водой и бокал из под абсента на блюдце. Драматичен и задумчив взгляд в никуда. Что постигает эта женщина сидя за столиком в кафе, что в ней увидел мастер, и положил на холст. Спрятавшись от всего мира в пространство иллюзий, навеянных абсентом, о чем сейчас ее мысли.
Удивительно, однако и сифон и бокал и грустная леди за столом гармонично дополняют друг друга, составляя единую художественную композицию полотна. Такие дополнения присущи живописцу, по ним угадывается рука мастера.
Борьба реальности с иллюзиями явно просматривается в «любительнице», причем явно иллюзии уверенно побеждают, унося героиню в задумчивую отрешенность.
«Любительница абсента» хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Она хорошо известна по всему миру. Это признанный шедевр молодого Пикассо.
Но назвать сюжет картины оригинальным сложно. И до Пикассо многие художники любили тему одиночества и опустошения. Изображая людей со взглядом в никуда за столиком в кафе.
Таких героев мы встречаем и у Мане, и у Дега.
Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна. Он не раз изображал одиноких женщин за рюмкой. Вот лишь две из них.
Так в чем же выражается шедевральность именно этой картины?
Стоит посмотреть на неё пристальнее.
Детали «Любительницы абсента»
Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.
Пикассо охотно деформировал фигуры героев. Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки.
Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.
Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.
Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.
Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.
Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?
Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.
Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».
Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.
Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.
Сюжет вне времени
И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей.
Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.
А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.
Цветовое решение тоже говорящее. Синий спокойный цвет и неприятный красный оттенок. Женщина балансирует между здравым смыслом и галлюцинаторным миром абсента. Победит, конечно, второе. Позже.
Вообще все детали картины подчеркивают душевное состояние героини. Кратковременное удовольствие от напитка на фоне жизни, которая трещит по швам.
Мы сразу понимаем, что в этой жизни нет любимых, по-настоящему родных. Нет работы, приносящей радость.
Есть только уныние и одиночество. Поэтому алкоголь все больше затягивает. Помогает жизнь разрушить.
В этом и гениальность этой картины. Пикассо удалось очень пронзительно показать человека в процессе разрушения его жизни.
И не важно, в какой век это происходит. Это сюжет вне времени. Это картина не о конкретной женщине. А обо всех людях с подобной судьбой.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Девочка на шаре». Почему это шедевр».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Главная иллюстрация: Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Pablo-ruiz-picasso.ru.
Похожее
Абсенту, этому популярному напитку, посвящена ни одна картина великих мастеров. Достаточно вспомнить яркую и сильную по своему воздействию работу Дега «В кафе», которую часто также именуют «Любительница абсента». Пикассо не смог обойти сторону эту тему, написав удивительную и очень узнаваемую картину в 1901 году.
В этот период мастер увлёкся творчеством Дега, Гогена и Тулуз-Лотрека, переняв от них особенности построения композиции и необычный тонкий цветовой колорит.
Картина удивительно точно передаёт неуловимую романтику французского кафе начала 20 века, где завсегдатаи в тесной обстановке коротают вечера за бокалом крепкого дурманящего напитка.
Полотно лишено всего избыточного, лишнего. Пикассо впервые прибег к обобщённой трактовке, оставив на картине только самое главное – фигуру женщины. Она задумчива и закрыта. В глазах читается чрезвычайная сосредоточенность на своих мыслях, на губах мелькает горькая саркастичная усмешка. Правая рука героини непропорционально велика, и в этом тоже можно усмотреть скрытый смысл – женщина как будто загораживается от внешнего мира, стремится защитить себя. Лицо угловато, однако, обладает большей живостью, нежели остальная фигура, будто бы вылепленная из камня и неподвижно застывшая. Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжён.
Картина лишена сложных полутонов, затейливой техники – автор сухо и лаконично, однако, полностью раскрывает внутренний мир женщины за бокалом абсента. Одни видят в ней глубоко несчастного человека, погружённого в свои невесёлые мысли, другие же смеют предположить, что изображённая на картине представительница художественной богемы, так как именно в этом творческом кругу был так популярен абсент.
Для воплощения сюжета художник выбирает контрастные краски – синий, бордовый, белый. Этот необычный колорит призван подчеркнуть заброшенность и одиночество главной героини.
Сегодня эту работу можно увидеть в Эрмитаже, она производит колоссальное впечатление по силе драматизма. Изображение любительницы абсента кисти Пикассо стало очень популярным – очень много сделано стилизованных репродукций, сувениров, встречаются даже футболки со знаменитой угловатой героиней.
Картина стала одной из последних «разноцветных» работ Пикассо, очень скоро мастер погрузился в крайнюю печаль и тоску своего «голубого» периода.
Картина испанского художника Пабло Пикассо «Любительница абсента» 1901 г. Холст, масло. 73 x 54 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия