Алиса селезнёва гостья из будущего
алиса селезнёва гостья из будущего
В середине 1980-х, когда вышел телефильм «Гостья из будущего», во время трансляции улицы пустели. Почти все дети (да и не только они) прилипали к экранам — ведь там показывали саму Алису Селезнёву!
Пришедшая из 2084 года шестиклассница с сияющими и одновременно грустными глазами воплощала мечты каждого советского ребёнка. Ладно знать с десяток языков и без труда прыгать через трёхметровые заборы, но летать в космос! Путешествовать во времени! И всё это — в одиннадцать лет! Да и сам мир будущего такой прекрасный, светлый, замечательный…
А правда ли он такой замечательный?
Фанатская теория Карена Налбандяна доработана Татьяной Луговской с разрешения автора.
Фильм «Гостья из будущего» далеко не во всём повторяет книгу Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Отчасти потому, что язык кино отличается от языка литературы, отчасти потому, что советский кинематограф был ограничен в возможностях: от выбора мест съёмки, до декораций и спецэффектов. Многие различия фильма и книги появились на экране не «зачем-то» (передать мысль, воплотить замысел), а «почему-то» (по-другому на съемочной площадке сделать не получилось). И речь не только о костюмах героев, но и о некоторых сюжетных изменениях. К примеру, робота Вертера ввели, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток чудес техники, которые Коля увидел в будущем — повесть рассказывает об этом куда подробнее, чем фильм.
Но давайте взглянем на будущее Алисы-из-фильма без скидок. Нет бедных декораций и плохо запомнивших сценарий актёров, а есть такая реальность, в которой эти места и эти люди естественны и логичны. Что же это получается за реальность?
Конечно, лучше всего о мире могут рассказать живущие там люди.
Нам много раз повторяют, что мир, ожидающий нас в будущем, прекрасен, — и в это очень хочется поверить. Ведь завораживающе прекрасна сама Алиса — обаятельная, отважная, удивительно талантливая, невероятно много знающая и умеющая. «Мне бы хотелось, чтобы у меня была такая сестра», — плача при прощании, говорит лучшая подруга Алисы в нашем времени, Юля Грибкова. Да, многие из нас были с Юлей согласны.
Но давайте на минутку задумаемся. Чтобы путешествовать на машине времени (вошёл, встал в круг, взялся за поручни и через пять минут вышел), покорять спортивные высоты нет необходимости. Не нужны для этого и подобные скорость мышления, воля, целеустремлённость… При этом Алиса подчёркивает: она самая обычная школьница, в будущем такими станут все.{
margin: autogallery-3 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 50gallery-3 img {
border: 2px solid #cfcfcfgallery-3 .gallery-caption {
margin-left: 0see gallery_shortcode() in wp-includes/media.phpimg width="643" height="496" src="http://res.cloudinary.com/dsok4tnow/image/upload/v1641804663/V_krug.jpg" alt="Гостья из будущего" loading="lazy" sizes="(max-width: 643px) 100vw, 643px" srcset="http://res.cloudinary.com/dsok4tnow/image/upload/v1641804663/V_krug.jpg 643w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/V_krug-300x231.jpg 300w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/V_krug-150x116.jpg 150wimg width="768" height="574" src="http://res.cloudinary.com/dxhp5wda4/image/upload/v1641804664/Perenos.jpg" alt="Гостья из будущего" loading="lazy" sizes="(max-width: 768px) 100vw, 768px" srcset="http://res.cloudinary.com/dxhp5wda4/image/upload/v1641804664/Perenos.jpg 768w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Perenos-300x224.jpg 300w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Perenos-150x112.jpg 150w">
«Встаньте в круг, возьмитесь за поручни...» — так выглядит перенос во времени
Очевидно, что этот набор умений вряд ли можно приобрести по стандартной школьной программе — да хоть бы и специальной лицейской. Если знание многих языков ещё объяснимо, то зачем тренировать умение прыгать из окон? На упражнения для общего физического развития что-то непохоже.
А вот на что похоже — так это на программу для тренировки спецназа. Но какой может быть спецназ, если Алисе одиннадцать лет!
Есть только один вариант, при котором это объяснимо: война. Причём война настолько страшная, что востребованы даже дети. И не за компьютерами, как в «Игре Эндера», не в тылу у станков, как во время Великой Отечественной, а на переднем крае боёв, как в «Евангелионе» или цикле Лазарчука и Андронати «Космополиты», где только дети-пилоты могут защитить Землю от вторжения.
Это много говорит о ходе той войны. Конечно, «наши» победили (в 2084 году небо над Москвой уже мирное), но какой ценой? Когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. И судя по тому, насколько безлюдный город нам показали, убыль населения получилась серьёзная.
Интересно, как меняется поведение Алисы в нашем времени. На первых порах она всегда пропускает вперёд Юлю, справедливо полагая, что та компетентнее; сама же не высовывается, присматриваясь и собирая информацию. И только в последний день, полностью освоившись, начинает действовать. И как! Достаточно взглянуть, как Алиса ведёт допрос труса Ишутина — холодно, жёстко и профессионально: «Тихо, кричать не надо. Каждая ваша мысль нам известна…» В два вопроса — раскалывает напрочь.
Посмотрим на других жителей будущего. Вот Полина — во многом напоминающая повзрослевшую Алису. Она сотрудница Института времени… которую в одиночку посылают ловить космических пиратов!
Для нас это всё равно что поручить освобождение заложников из Будённовской больницы, допустим, урологу той же больницы — а что, враг заперся в его отделении, ему и разгребать. Безумие для общества и самоубийство для врача. А тут — норма. Рационалистическое общество будущего посылает против двух до зубов вооружённых головорезов простого учёного, да ещё женщину, и предполагает, что она справится.
Это возможно, если каждый — «тактическая единица сама по себе» вроде Бойцового Кота из «Парня из преисподней». Полная автономность. Полная ответственность за свои поступки. Сформировать такую структуру общества и личности может только война.
Алисой и Полиной наши знания о людях будущего не исчерпываются. Вот, например, в космопорту был дедушка Павел. 132-летний старик (пусть и моложавый), да ещё после мощного телепатического удара инопланетян… Но после ключевой фразы «Они превратились в вас» — с какой скоростью он мобилизуется! «Они искали Селезнёва. У Селезнёва миелофон. Конечно же, им нужен миелофон. Я слишком поздно догадался. Это пираты. Спеши скорее в Космозоо, найди Алису и миелофон. Алисе грозит опасность!» Молниеносный анализ — при том, что старик после нападения с трудом может голову поднять, — и команда: не бежать в милицию или ИнтерГПол, а спасать самому. Дедушка Павел убеждён: незнакомый ему Коля всё исполнит как надо.
И пираты думают так же. В последней серии о многом говорит реакция Крыса, когда к заброшенному дому подходит 6 «В» класс. Не спецназ, не «Альфа» — десяток детей. Против матёрых вооружённых пиратов. Но у Крыса — никаких сомнений: «Всё, Весельчак». Он хорошо знает, на что способны земные дети его времени.
Ещё один штрих — Космозоо и Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом Наполеоном. Электрон Иванович — лицо вроде бы штатское, козёл вообще существо квазиразумное. Но, осознав ситуацию, они, во-первых, немедленно переходят в подчинение Коле — это именно Колина операция, он здесь компетентен. А во-вторых, принимают на себя опасную роль: становятся отрядом прикрытия, отвлекают противника на себя и задерживают. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, спокойно и естественно. Хотя похоже, что как минимум Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними, — не исключено, что даже лучше Коли. А он не вооружён и явно понимает, что если дело дойдёт до стрельбы, и он, и его говорящий питомец обречены.{
margin: autogallery-4 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 50gallery-4 img {
border: 2px solid #cfcfcfgallery-4 .gallery-caption {
margin-left: 0see gallery_shortcode() in wp-includes/media.phpimg width="512" height="384" src="http://res.cloudinary.com/dct2wacl2/image/upload/v1641804667/Piraty.jpg" alt="Космические пираты" loading="lazy" aria-describedby="gallery-4-55647" sizes="(max-width: 512px) 100vw, 512px" srcset="http://res.cloudinary.com/dct2wacl2/image/upload/v1641804667/Piraty.jpg 512w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Piraty-300x225.jpg 300w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Piraty-150x113.jpg 150wПираты в их истинном виде, без маскировкиimg width="590" height="443" src="http://res.cloudinary.com/dih7dugw7/image/upload/v1641804669/Piraty2.jpg" alt="Космические пираты" loading="lazy" aria-describedby="gallery-4-55648" sizes="(max-width: 590px) 100vw, 590px" srcset="http://res.cloudinary.com/dih7dugw7/image/upload/v1641804669/Piraty2.jpg 590w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Piraty2-300x225.jpg 300w, https://cdn.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/10/Piraty2-150x113.jpg 150wи мимикрировавшие под сотрудников космопорта
Кстати, о пиратах. Во все времена пираты, разбойники и им подобные поднимали голову, когда слабела центральная власть. Чаще всего — во время войны и после неё. Судя по реакции на само слово «пираты», оно не пустой звук для людей будущего. Правда, уже чуть-чуть подзабытое — поначалу дедушка Павел реагирует на сообщение Коли успокаивающе-иронически: «В твои годы я тоже встречал разбойников, пиратов…» Но у тех, кто с ними уже столкнулся, нет никаких сомнений. Предупреждение не принимают за неудачный розыгрыш, хулиганство… Пиратов знают, это давний враг.
Любопытно ещё вот что. В одном фрагменте, который не вошёл в основной телефильм и попал только в «Краткое содержание предыдущих серий» последнего эпизода, Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна и не испугана. Правила игры своего времени она знает — и понимает: убить её Крыс не решится. А в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам — но не задевают ни одного шестиклассника даже случайно. Хотя без колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
Нам — после Беслана и «Норд-Оста» — это кажется странным. Но на самом деле удивляться нечему. Характерная особенность таких индивидуализированных и милитаризованных обществ, переживших существенную убыль населения, — трепетное отношение к детям. Вреда, причинённого ребёнку, не простят, виновника из-под земли достанут. Возможно — с применением коллективной ответственности. Пираты это понимают. На подобный риск они не готовы.
На людей посмотрели — оглядимся вокруг: что там, в мире будущего?
Сначала возьмём здания. Показали нам, в общем-то, немногое — лишь Институт времени да космопорт. Как живут обыватели 2084 года, мы можем лишь догадываться. Что ж, сосредоточимся на известном.
Институт времени. Да, конечно, воскресенье, выходной день. Это объясняет полутёмные коридоры и малое количество сотрудников. Кстати, сколько их, если при виде всего троих Вертер ворчит: «Даже в воскресенье не могут вернуться не все сразу»? Ну, ладно, спишем на скверное настроение биоробота.
Но кое-что списать не получится.
Во-первых, любопытное архитектурное решение. Институт находится под землёй — почему бы, интересно? Наружу выходят лишь странные прозрачные «стаканы», между которыми стоит входная дверь, да наверху этих «стаканов» — нечто вроде антенн. Дороги к Институту времени вообще нет — только гладко подстриженный газон, ничем не отличимый от газона справа и слева от «здания». Чрезвычайно похоже на маскировку, можно сказать — «до степени смешения».
Во-вторых, двери. Отъезжающие, явно герметичные перегородки — отсекающие помещения в случае попадания (чего?) или заражения (чем?)… Кстати, похоже, что входная дверь — с секретом. Обратите внимание, как робот Вертер перед ней придерживает Колю за плечо — и не отпускает, пока перегородка полностью не отъедет. Неизвестно, что было бы, шагни Коля раньше: есть шансы, что на этом история попаданца из XX века закончилась бы.
Плохо положенные полы — пропустим: может, финансируется Институт времени слабовато. Гусиное перо и конторка, за которой пишет Вертер, удивляют куда больше, но закроем глаза и тут: вдруг это причуда романтика-биоробота, а сотрудники ему подыгрывают. А вот то, что географические карты здесь бумажные и исправления делают вручную — например, Мария так наносит на карту Южного Йемена стоянки неандертальцев, — совсем странно. Что у них там с информационной сферой-то произошло…
Теперь посмотрим на космопорт. Когда-то он нас поражал — как сказка, как мечта. А пересмотреть сейчас — маленький, обшарпанный, пыльный… Почти безлюдный — хотя межпланетное сообщение идёт активно, людей в космопорту вряд ли больше полусотни. Уже знакомое нам по Институту времени деление на отсеки с герметичными перегородками — явно популярное архитектурное решение. Таким ли должен быть космопорт Москвы — одного из крупнейших городов планеты? А он такой.
Выберемся на вольный воздух — благо создатели дали нам возможность вволю порассматривать мегаполис.
Главное, что бросается в глаза, — он необычайно зелен. И речь не только об окрестностях Института времени, где вокруг ни тропинки, не только о Космозоо, напоминающем лесопарк. Центр столицы тоже утопает в зелени. Поневоле задумаешься: а не той ли природы эта зелень, что и цветущий «заповедник» вокруг Чернобыльской АЭС?
Может, это предположение покажется натянутым. Ведь дома в городе целые, не разрушенные, мелькают знакомые достопримечательности — Кремль, Большой театр. Но разве поверил бы человек, скажем, из 1913 года, побывав в нашем времени, что Храм Христа Спасителя был снесён, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах? Он ткнул бы нас носом — вот, стоят ведь! Он не понял бы, что теперешний храм — всего лишь «репринтное» издание. Почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом — после атомной бомбардировки 20.. года? Отсюда и зелень. Она хорошо скрывает раны, нанесённые войной.
Развивается то, что востребовано. Быстрее и качественнее всего наука и техника развиваются во время войны — ведь в войну от того, будет ли совершён технологический прорыв, зачастую зависит всё. Посмотрим, что же востребовано в будущем.
Во-первых, бластеры — и «бронежилеты» против них — силовое поле.
Оружие никогда не создаётся потому, что конструктору захотелось. В подавляющем большинстве случаев создание нового оружия (и его запуск в массовое производство) означает, что существующее ранее стало неэффективным. То ли положение уже отчаянное и необходимо какое-нибудь вундерваффе, чтобы переломить ход войны, то ли в гонке вооружения и брони в очередной раз вырвалась вперёд броня (что редко происходит, если нет войны), то ли принципиально изменился противник (или его количество)…
В якобы благополучном будущем в ходу тоже принципиально новое — энергетическое — оружие. Неплохое, кстати: каменные колонны режет, как нож — масло. С одного импульса.
Впрочем, силовое поле, показанное Полиной, убедительно противостоит бластеру. Удобная штука! И двигаться не мешает, и видимым становится только когда по нему бьёт бластерный импульс… мечта, а не бронежилет! Судя по тому, что его спокойно применяет рядовой научный сотрудник, в будущем такое поле не воспринимается как избыточная, лишняя защита, а соответствует возможной опасности.
Кстати, о бластере. Получает его Весельчак У с телом несчастного сотрудника космопорта (до того пираты использовали свою — возможно, расовую — способность убивать лучами из глаз, но, обретя оружие, более не утруждали органы зрения). Судя по тому немногому, что мы знаем о предыдущем обладателе бластера, он был то ли логистом, то ли ревизором — в общем, человеком мирным. Тем не менее в рукаве он прятал здоровенный бластер. Интересные же профессиональные навыки потребуются в будущем от сотрудников космопортов…
Во-вторых, прелюбопытнейшее транспортное средство — флип. ФЛаер Индивидуальный Пассажирский. В качестве городского транспорта — штука спорная. Конструкция предельно небезопасная: открытые дверные проёмы у летательного аппарата, поднимающегося на несколько десятков метров, чего стоят. И ведь при том флипами пользуются даже младшеклассники!
А теперь внимательно приглядимся к модели. Круговой обзор — можно, конечно, предположить, что с экскурсионными целями, но отсутствие дверей и даже ремней безопасности делает флип неисчерпаемым источником работы для травматологов и патологоанатомов. Высоченный подголовник — а тут иного варианта, кроме как защищать шею при перегрузках, что-то не придумывается. Но перегрузки — это не пассажирский режим, а экстремальный. Например, боевой. И как раз для боя отсутствующие двери и ремни становятся не минусом, а конструктивным бонусом: не за что зацепиться, когда прыгаешь с парашютом.
Кроме того, флип выглядит крайне дешёвой машиной, он невольно вызывает ассоциации с По-2 времён второй мировой. Такие «лётные единицы» — одна из стратегий, позволяющих сохранить присутствие в воздухе даже когда нормальное авиастроение уже не по силам перегруженной промышленности. А после победы сотни тысяч флибов (ФЛаер Индивидуальный Боевой) отправлять в переплавку сочли нерентабельным и, наскоро переоборудовав, передали в парк пассажирского транспорта. Благо, пользоваться ими умел уже почти каждый.
В-третьих — биороботы. Задумчивый шахматист и романтик Вертер на самом деле может рассказать о будущем довольно многое.
Что мы о нём вообще знаем? С одной стороны, это явно устаревшая модель с шаркающей походкой паралитика, судя по всему, не способная передвигаться быстрее хромой черепахи. Впрочем, для уборщика-администратора прыти и не требуется. Однако Вертеру не хватает ресурсов даже на выполнение прямых обязанностей. Если рядом с ним разговаривают, он не может сосредоточиться на фиксации данных, переписать страницу для него — отчётливый труд… И говорит странно: достаточно богатый, грамотный язык — но при этом речь замедлена, хоть и не затруднена. Смех вообще звучит не по-человечески.
С другой стороны, в том, что касается интеллектуальной сферы — и даже эмоциональной, — у Вертера всё гораздо лучше. Правда, встроенных баз данных в нём то ли вовсе нет, то ли объём их урезан: «А-ри-сто-фан или А-ресто-фан?» — интересуется биоробот у прибывших. Система распознавания при инвентаризации запредельно неэффективна (правда, не ясно, говорит это о Вертере или об упадке программирования). Но при этом — поэзия, музыка, шахматы…
Вертер явно способен испытывать радость и раздражение, симпатию и печаль, тоску и жажду приключений. У него есть чувство юмора — пусть и своеобразное. Он чувствует чужой страх — и понимает, когда лгут, а когда говорят правду (возможно, лучше, чем люди). Он способен выбирать между любовью и долгом. Сам Вертер говорит: «При моей впечатлительной натуре и тонкой электронной организации я должен был быть поэтом».
С третьей стороны… Слух у Вертера прекрасный — он безошибочно определяет, куда за его спиной идёт Мария (при том что девушка, только что прибывшая из каменного века, двигается легко и плавно). Шаркающая походка может сменяться бесшумной (ещё и с подстройкой под шаг впереди идущего) — даже настороженный Коля Герасимов приближающегося к нему сзади биоробота не услышал. Прыгать, кстати, Вертер тоже может — хоть бы изображая гитариста.
Без усилия он хватает двух пиратов и вертит их в воздухе. При этом никаких травм (кроме разве что синяков) Вертер пиратам не наносит — хотя, похоже, мог бы разорвать их пополам голыми руками. С тонкой электронной организацией внутри. И главное: помните, как бластер одним выстрелом обрушивает каменные колонны? Старый биоробот, сам про себя говорящий то «пора на отдых», то «пора на свалку» (не синонимы ли это?), выдерживает пять попаданий — и только шестое оказывается фатальным!
Получается, перед нами родной брат Терминатора. Устаревший робот, вступающий в бой с меняющими облик существами, чтобы спасти мальчика из двадцатого века, — где-то мы это уже видели… Неудивительно, что рационалистическое общество нашло применение не только дешевым авиеткам-флипам, но и музейному экспонату — списанному боевому андроиду.
А что паралитик, так пристроить вчерашнего робота-убийцу в музей — дело хлопотное. Надо поставить много блоков. Программных — на непричинение вреда человеку, и физических — ограничивающих скорость, манёвренность, человекоподобность… Пираты, что характерно, «старую консервную банку» узнают с первого взгляда и не уверены в своей безопасности рядом с ним. Похоже, они знают больше, чем мы.
Давайте снова вспомним момент расставания — когда Алиса возвращается в своё родное время и навсегда прощается с теми, кто её полюбил.
Алиса. Боря станет знаменитым художником. Его выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе, и на Венере. Мила станет детским врачом. К ней будут прилетать со всей Галактики. Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир, а поможет ей в этом Марта Эрастовна. Садовский станет обыкновенным инженером и изобретёт самую обыкновенную машину времени. Лена Домбазова станет киноактрисой, о ней будут писать стихи. А стихи будет писать…
Школьники. Герасимов, Коля Герасимов…
Коля Садовский. Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолётное виденье…
Алиса. Да, Коля Герасимов. Ну, мне пора…
Фима Королёв. Алиса, а обо мне ты забыла?
Алиса. Ты хочешь быть известным путешественником?
Фима Королёв. Конечно, что за вопрос?
Алиса. Значит, будешь им. Но, к сожалению, в твоих книгах о путешествиях будут ошибки — от желания приукрасить.
Фима Королёв. Согласен…
«Гостья из будущего»
Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки — и не скрывает этого. Почему? Наверное, сейчас уже можно ответить на этот вопрос — ведь мы прошли почти треть пути к тому самому 2084 году, казавшемуся в детстве недостижимо далёким.
Это была милосердная ложь.
Представьте, что вы попали в Россию конца XIX века. Смогли бы вы сказать своим предкам, что в ближайшие полвека их ждут две мировые войны и три революции, что миллионы из них вот-вот погибнут? Они ведь судят о нашем мире — своём будущем — по вам: умному и интеллигентному, далёкому от ханжеских запретов, всё ещё мешающих жить им. Они будут восхищены вашей внутренней свободой, — но вряд ли задумаются, какой ценой она вам досталась. Так что вы им расскажете?
Кстати, обратите внимание: своей лучшей подруге Алиса о будущем рассказывать не стала. Не хотела ей врать — или предполагала, что чуткая умница Юля кое о чём догадывается?
И ещё одно. По неясной причине ни у кого не возник вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте времени: «А почему именно мы?».
А ведь он прямо-таки напрашивался.
Вспомним, откуда возвращаются остальные сотрудники. Иван Сергеевич спасает раритеты из Александрийской библиотеки — скорее всего, имеется в виду разгром 391 года, а значит, и падение Рима не за горами. Профессора Гоги мы видим в одежде эпохи Людовика XVI, он только что беседовал со стариком Вольтером; значит, осталось всего несколько лет до Великой Французской революции. Мария работает с неандертальцами — возможно, последними, и уж точно вымирающими.
И — Полина. У нас. В 1984-м. Перестройка начнётся через год, в марте 1985-го. Что сотрудник Института времени делает у нас? Что спасает? От чего?
Мы не знаем этого точно и не узнаем уже никогда. Но если какая-то эпоха интересует историков будущего, её обитателям — нам — можно только посочувствовать.
* * *
Вот и ответ на вопрос, что же было в глазах Алисы Селезнёвой — в глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлётов, которые нам и не снились. Для неё наш мир был немного ненастоящим. Помните: «Вечер… Такой, как у нас…» С подобными чувствами мы смотрим на цветные фотографии начала двадцатого века — надо же, оказывается, жизнь наших прадедов была не чёрно-белой…
Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой — в отличие от Юли Грибковой, она живёт в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила, знает ему цену и помнит, что у него впереди. Оттого и смотрит снисходительно.
А ещё — с жалостью.
Помните, как в совсем другом мире…
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или, ещё лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце моё полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.
«Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь…» — эти слова из заключительной песни всем известны.
Но, похоже, всё-таки будет.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enterimg alt src="http://res.cloudinary.com/divv2emec/image/upload/v1641804675/Galstuk.jpg" height="100" width="100" loading="lazy" srcset="https://secure.gravatar.com/avatar/ad516503a11cd5ca435acc9bb6523536?s=200 2xbr>Обложка коллекционного DVD издания 2006 года Жанр детская фантастика
приключения Создатель Кир Булычёв Основано на Сто лет тому вперёд Сценарист Кир Булычёв
Павел Арсенов Режиссёр Павел Арсенов В ролях Наташа Гусева
Алёша Фомкин
Марьяна Ионесян
Илья Наумов
Вячеслав Невинный
Михаил Кононов Композитор Евгений Крылатов Страна СССР Язык русский Серий 5 Производство Оператор Сергей Онуфриев
Сергей Ткаченко Длина серии общая 317 минут Студия Киностудия имени М. Горького (Первое творческое объединение) Трансляция Телеканал Первая программа ЦТ На экранах 25 марта 1985 — 29 марта 1985 Формат видео 4:3 Формат звука моно Связанные произведения Приключения Алисы Ссылки mielofon.ru IMDb ID 0086723
«Го́стья из бу́дущего» — советский детский 5-серийный телевизионный научно-фантастический художественный фильм[1] (ныне позиционируется как телесериал[2] или мини-сериал[3]), снятый кинорежиссёром Павлом Арсеновым на киностудии имени Горького в 1984 году по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977). Премьера фильма прошла с 25 по 29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних школьных каникул[4][5], а затем лента многократно повторялась на разных телеканалах.
Сюжет
1-я серия
13 апреля 1984 года ученик 6-го «В» класса 20-й московской школы Коля Герасимов, отправившись после уроков в магазин за кефиром, встречает на улице своего друга и одноклассника Фиму Королёва. Последний держит в руках книгу Майн Рида и рассказывает о слежке за загадочной молодой незнакомкой в необычном терракотовом платье с глубоким вырезом до пояса. Фима видел, как женщина трижды выходила и возвращалась в заброшенный дом. Коля делает предположение, что женщина просто приехала в Москву из Конотопа и не нашла себе гостиницы. Фима убеждает его продолжить преследование. Так школьники оказываются в выселенном доме. Случайно обронённый теннисный мяч приводит Колю в странный подвал с колоннами и палеолитическими настенными росписями. За потайной дверью, которую маскирует шкаф, оказывается ярко освещённое помещение с необычным, похожим на напольные весы, устройством с пультом управления и круглой красной платформой. Коля нажимает на разноцветные кнопки на панели и тем самым включает устройство, которое оказывается машиной времени.
Коля перемещается в будущее и попадает в странную анфиладу комнат с витражами в синих меандрах. Там незнакомка даёт указание длинноволосому блондину-биороботу Вертеру завершить уборку и обесточить пульт. Робот предполагает, что женщина собирается на космодром встречать звёздную экспедицию. После её ухода появляется мужчина в белом римском одеянии, который заявляет Вертеру, что спасал рукописи Эсхила из Александрийской библиотеки. Из разговора следует, что Вертер не только занимается уборкой, но и производит опись документации, а мужчина в римском одеянии оказывается Иваном Сергеевичем из Московского Института времени. Затем появляется профессор Гоги в костюме маркиза XVIII века «только что от Вольтера». Следом приходит Мария в наряде каменного века с дубинкой в руках и просит у Вертера карту Южного Йемена. Трое сотрудников в костюмах разных эпох уходят, собираясь на рыбалку. Вертер обнаруживает Колю, задерживает его и проводит инвентаризацию. Вначале Вертер намеревается поместить Колю в музей, но потом понимает, что это может дискредитировать Полину (ту самую незнакомку, также оказавшуюся сотрудницей института), в которую он безуспешно влюблён. Вертер решает отправить мальчика обратно, открыв ему, что тот находится в 2084 году. Заинтригованный Коля просит робота позволить ему хоть ненадолго взглянуть на будущее. Разочарованный в своей работе Вертер отпускает мальчика погулять по Москве.
Рядом с Институтом Коля находит транспортный портал в форме старинного красного автобуса с шестью дверьми. Сначала он не догадывается, как «поехать» на этом автобусе. Подошедшие двое гостей с Альфы Центавра интересуются, как попасть к музею Пушкина на Арбате (при этом называя его «домом, где он жил маленьким»). Однако Коля не в курсе, работает ли этот музей[комм. 1], поэтому советует им проехать на площадь Пушкина. Проводив пришельцев, Коля видит, как, войдя в дверь «автобуса», они действительно оказываются на Пушкинской площади, и понимает, что автобус работает, как телепорт.
Коля проходит в другую дверь и оказывается на берегу Московского моря, а вернувшись на остановку «Проспект Мира», сталкивается с пожилым человеком в костюме-тройке и шляпе. Тот заявляет, что Коля неправильно одет для карнавала, поскольку со школьной формой сто лет назад носили не кроссовки, а сандалии. В ходе разговора Коля узнаёт, что его собеседника зовут Павел, и ему 132 года, то есть он родился на 20 лет раньше Коли. Наконец дед Павел отправляется к Большому театру, а Коля, зайдя в ту же дверь с другой стороны «автобуса», оказывается неподалёку от монумента «Покорителям космоса», где люди беззаботно играют в бадминтон на лужайке и совершают конные прогулки.
Перекусив в автомате с бесплатными пирожными и увидев, что даже дети пользуются флипами (персональными летательными аппаратами размером с мини-автомобиль), Коля садится в один из таких флипов и летает по Москве 2084 года — к гостинице «Космос» и Большому театру, пролетает над Кремлём и, наконец, приземляется у Космопорта. Он решает ненадолго слетать на Луну или на Уран, но справочный автомат сообщает, что «регистрация на лунный рейс закончилась», а на Уран можно попасть только учёным.
2-я серия
Коля встречает в зале ожидания Космопорта группу школьников в комбинезонах с надписями «Интеркосмос» на спине. У них внеклассное задание — запустить спутник на орбиту. Блуждая по служебным помещениям Космопорта, Коля замечает, что из контейнера, прибывшего с Сатурна, появляются два странных призрачных существа с каменными лицами. Они нападают на двух сотрудников Космопорта, занятых поисками контейнеров с алмазами с Плутона, обездвиживают (либо убивают) их и принимают их облик. Существа оказываются последними космическими пиратами — Весельчаком У и Крысом. Они разыскивают профессора Селезнёва (директора космического зоопарка КосмоЗоо), который появляется в компании Полины (всё той же сотрудницы Института времени, а по совместительству — супруги капитана космического корабля «Витязь»). Пиратов интересует миелофон — уникальное устройство на основе кристалла, предназначенное для чтения мыслей, которое нужно им для того, чтобы стать властителями Вселенной. Весельчак У, обездвижив деда Павла (отца капитана «Витязя» и свёкра Полины), принимает его облик, и вместе с Крысом, притворившимся учёным из Системы Стрельца, выпытывает у профессора, где находится миелофон. Профессор сообщает, что его дочь Алиса Селезнёва использует этот аппарат для чтения мыслей животных в КосмоЗоо. Коля, увидев настоящего деда Павла без сознания, приводит его в чувство. Тот рассказывает Коле, что подвергся нападению пиратов, и умоляет его спасти Алису и миелофон.
Тем временем Алиса в КосмоЗоо с помощью миелофона проводит опыты над крокодилом Сеней. Пираты, в очередной раз сменив облик, крадут у Алисы прибор. Но подоспевший Коля, с помощью научного сотрудника КосмоЗоо Электрона Ивановича и говорящего козла Наполеона, в которых и превратились космические пираты, перехватывает миелофон и на флипе летит с ним в Институт времени под защиту биоробота Вертера. За Колей гонятся пираты в жёлтой униформе служащих Космопорта, а вслед за ними спешит Алиса.
Вертер успевает отправить Колю на машине времени обратно в 1984 год, но сам погибает от рук разъярённых пиратов, которые убивают его из лазерного бластера. Коля возвращается в своё время — в 13 апреля 1984 года. За ним проникают и космические пираты Крыс и Весельчак У, которые знают только внешность Коли, а вскоре — и Алиса Селезнёва, которая знает имя, номер школы и класс Коли (эту информацию в КосмоЗоо ей сообщил Наполеон), но не знает Колю в лицо.
Во время последующей погони Коли от пиратов и Алисы по улицам Москвы ему удаётся уйти от преследования, но незнакомая с наземным уличным движением 1984 года Алиса Селезнёва попадает в небольшую дорожную аварию и оказывается в травматологическом отделении одной из больниц.
У себя дома Коля рассказывает обо всём произошедшем Фиме Королёву. Но тот настойчиво убеждает Колю затаиться, а миелофон надёжно спрятать, а лучше всего — вообще сжечь.
3-я серия
Лечащий врач отделения больницы в недоумении: что делать с новой пациенткой Алисой? Её ушибы оказались несерьёзными, но для того, чтобы её можно было выписать, за ней должны прийти родители или кто-нибудь из родных, а Алиса говорит, что не помнит о себе абсолютно ничего, кроме имени. Поэтому врачи ждут, когда же наконец Алиса «заговорит». Она не особенно откровенничает и со своей сверстницей — соседкой по палате Юлей Грибковой. Однако в одном из разговоров выясняется, что Юля учится в 6-м «В» классе 20-й школы, то есть в той самой школе и том самом классе, что и Коля, которого она теперь разыскивает! На радостях Алиса всё же рассказывает Юле всю правду о себе.
Ночью Коля с Фимой предпринимают попытку вторично проникнуть в заколоченный дом, чтобы отправить миелофон с сопроводительной запиской обратно в будущее, но эта затея не удаётся: в шкафу, маскирующем вход в машину времени, вместо подвижной двери оказывается обычная задняя стенка шкафа, и, к тому же, именно в этом доме обосновались Крыс и Весельчак У, чуть было не обнаружившие ребят.
Выследив Алису, космические пираты (Крыс — под видом лечащего врача Алисы, а Весельчак У — выдавая себя за её отца) поздним вечером одного из дней проникают в больницу. Пираты обыскивают палату девочек, но миелофона, естественно, не находят — он у Коли. Затем в палату приходят врачи, что нарушает план пиратов, и те покидают больницу.
После этого Алиса рассказывает Юле о том, кем были их внезапные «посетители». Девочки решают больше не искушать судьбу и ранним утром следующего дня через окно первого этажа сбегают из больницы к Юле домой. Благодаря связям Юлиной бабушки Алису временно устраивают учиться в один класс с Юлей. Космическим пиратам в больнице хитростью удаётся узнать Юлин адрес и даже школу, где учится Юля, а теперь и Алиса. Пираты устанавливают наблюдение за домом и школой.
4-я серия
Коля пребывает в сомнениях, не зная, как поступить. Просто отдать миелофон Алисе, неожиданно появившейся в их 6-м «В», он не решается. К тому же, его категорически отговаривает от этого Фима, считающий, что люди из будущего могут захотеть избавиться от нежелательного свидетеля, проникнувшего в будущее и что-то о нём узнавшего. В свою очередь, главная проблема Алисы состоит в том, что она не знает Колю в лицо, а в 6-м «В» целых три Коли — Сулима, Садовский и Герасимов, и поэтому Алисе и Юле неясно, у кого же из них находится миелофон. Даже задавая провокационные вопросы каждому Коле, они не могут приблизиться к истине. Алисе кажется, что это Садовский, но Юля отвергает эту версию, зная, что он большой фантазёр и любитель фантастики.
В школе Алиса отличается превосходным знанием английского языка (в общей сложности она знает «всего лишь» 8 языков) и спортивными достижениями (например, может прыгнуть в длину на 6 м 20 см), поэтому на неё обращает внимание тренер детской спортивной школы Марта Эрастовна Скрыль и пытается привлечь к участию в соревнованиях.
Наконец Коля, на третий день пребывания Алисы в их классе, не выдерживает напряжения и всё же решается отдать ей миелофон — правда, не прямо в руки, а тайком. Он приносит его в школу и на перемене незаметно подкладывает в Юлин школьный портфель вместе с запиской, в которой объясняет Алисе ситуацию и просит его простить.
Но и пираты в этот же день проникают в школу, предварительно под видом врачей из больницы «для особо опасных детей», убедив одноклассницу Коли, Фимы и Юли Милу Руткевич, что Алисины способности — просто ненормальность. Затем, пока Весельчак У отвлекает учительницу английского языка, Крыс превращается в неё и, вызвав Алису к доске, обыскивает её портфель, но миелофона там нет. Тут же в класс заходят Весельчак У и настоящая учительница, которая, столкнувшись с «двойником», падает в обморок. Понимая сложившуюся ситуацию, Коля, чтобы отвлечь внимание пиратов на себя и спасти Алису и миелофон, бежит из классного кабинета со словами:
Алиса, это я! Миелофон у меня! Это я его спрятал! Я!
Пираты тут же принимают эти слова Коли за чистую монету и бросаются его догонять. Алиса тоже бросается вдогонку за Колей и пиратами: теперь она наконец узнала, у какого же из трёх Коль находится миелофон. В результате длительной погони по улицам и подворотням Москвы космические пираты настигают Колю и уносят его, бесчувственного, в заброшенный дом с машиной времени, где было их временное пристанище. Алиса теряет их след, потому что Марта Эрастовна пытается остановить её и уговорить участвовать в соревнованиях.
5-я серия
Юля и её одноклассники, которым она рассказывает всю историю, уходят с сорванного пиратами урока на поиски Коли и Алисы. Вскоре они встречают Алису, так и не догнавшую пиратов. Миелофон вместе с Колиной запиской обнаруживается в портфеле Юли. Читая миелофоном мысли случайного свидетеля поимки Коли пиратами — малодушного и пугливого Ишутина, которого пираты запугали и приказали молчать об увиденном, ребята узнают, где Коля, и отправляются к нему на выручку.
В это время Коля находится в руках у пиратов. Те подвешивают его вверх ногами, чтобы выпытать, где спрятан миелофон, одновременно пытаясь подкупить материальными благами — предлагают велосипед, мотороллер, «Жигули» и просто деньги. Коля от этих предложений отказывается и мужественно молчит, но из-за пытки теряет сознание. В это же время пираты замечают новую проблему — к заброшенному дому подходят одноклассники Коли.
В заколоченный дом заходит одна Алиса с миелофоном (ребят отвлёк Крыс, принявший облик Коли). Она слышит, как Коля стонет (на самом деле это изменённый голос Весельчака У, который таким образом заманивает Алису поглубже в дом) и в одной из комнат обнаруживает полуживого Колю, обнимает и благодарит за спасение миелофона. В это время Весельчак У, незаметно подкравшись, хватает миелофон. Он торжествует, но тут же встречает новое препятствие — вбежавшую на этаж тренера Марту Эрастовну.
Весельчак У нападает на женщину-тренера, но она, применив приём единоборств, выкидывает его из окна, в результате чего тот теряет сознание. Внизу ждёт его коллега Крыс в образе старушки — «случайной прохожей» — и на глазах у детей забирает прибор, угрожая им милицией. Заполучив долгожданный миелофон, Крыс и очнувшийся Весельчак У, едва не повздорив из-за него, спешат к подвалу, где спрятана машина времени.
В подвале заброшенного дома, войдя в тайный зал с дверью, пираты с ужасом обнаруживают, что дверь к машине времени заблокирована. Подоспевшие в этот зал ребята обнаруживают удручённых и обозлённых космических пиратов у замурованной двери. Пираты, запугивая школьников, демонстрируют мощь бластера, стреляя по колоннам зала, которые с грохотом рушатся. Но в этот момент дверь, ведущая к машине времени, вдруг неожиданно для всех открывается и оттуда появляется Полина. Пираты пытаются убить её, но тщетно: Полина защищена силовым полем и неуязвима для бластера.
— Именем закона Галактики вы арестованы!
— говорит Полина и парализует космических пиратов, возвращая им подлинный облик. Затем она просит ребят никому не рассказывать обо всей этой истории с путешествиями во времени. Но дети опасаются, что тайну они сохранить не смогут. Впрочем, сотрудницу Института времени это не смущает — даже если дети и расскажут взрослым о «сражении с космическими пиратами», им никто не поверит, и будущему ничто не угрожает.
Она отправляет арестованных пиратов назад в будущее, а Алисе даёт две минуты, чтобы попрощаться с ребятами и поспешить назад в своё время — в 2084 год. Алиса прощается с ребятами, к которым за время пребывания в их классе успела привязаться, и немного раскрывает каждому из ребят его дальнейшую судьбу: говорит им о том, кто из них кем станет в будущем, то есть — в её настоящем (среди ребят оказывается даже будущий изобретатель машины времени — «обыкновенный инженер»).
Затем она входит в комнату с машиной времени, бросает полный нежности прощальный взгляд на ребят и присоединившуюся к ним Марту Эрастовну, и автоматическая дверь, ведущая к машине, скрывает её от них. Звучит финальная песня фильма «Прекрасное далёко», содержащая обращение к будущему времени.
В фильме снимались
В главных ролях
- Наташа Гусева — Алиса Селезнёва
- Алёша Фомкин — Коля Герасимов
- Илюша Наумов — Фима Королёв / озвучивание школьника в Космопорте
- Марьяна Ионесян — Юля Грибкова
- Вячеслав Невинный — Весельчак У, космический пират / Вячеслав Михайлович, сотрудник Космопорта
- Михаил Кононов — Крыс, космический пират / Михаил Иванович, сотрудник Космопорта
В ролях
- Сотрудники Института времени:
- Елена Метёлкина — Полина
- Елена Цыплакова — Мария, сотрудница из каменного века
- Борис Щербаков — Иван Сергеевич, сотрудник из Древней Греции
- Рубен Симонов — профессор Гоги, сотрудник из XVIII века
- Евгений Герасимов — Вертер, биоробот / козёл Наполеон (голос в эпизоде, когда он сообщает Алисе адрес Коли)
- Владимир Носик — дед Павел Полосков / текст за кадром («содержание предыдущих серий»)
- Юрий Григорьев — профессор Игорь Селезнёв, отец Алисы
- Игорь Ясулович — Электрон Иванович, сотрудник КосмоЗоо / козёл Наполеон (голос)
- Георгий Бурков — Алик Борисович, врач
- Валентина Талызина — Мария Павловна, старшая медсестра
- Мария Стерникова — Шурочка, медсестра
- Людмила Аринина — бабушка Юли Грибковой
- Татьяна Божок — Инна Кирилловна, мама Коли Герасимова
- Екатерина Васильева — Алла Сергеевна, учительница английского языка
- Вячеслав Баранов — Эдуард Александрович («Илья Муромец»), учитель физкультуры
- Наталья Варлей — Марта Эрастовна Скрыль, тренер
- Ученики 6-го «В» класса:
- Антон Суховерко — Коля Сулима / озвучивание школьника в Космопорте
- Семён Бузган — Коля Садовский
- Алёша Муравьёв — Боря Мессерер
- Катя Авербах — Мила Руткевич
- Лена Коляскина — Катя Михайлова
- Маша Баукина — Альбина Фетисова
- Наташа Шанаева — Лена Домбазова
- Андрей Градов — Ишутин, трусливый обыватель
- Мария Скворцова — старушка на лавочке
- Татьяна Дасковская — исполнение песни «Прекрасное далёко»
Съёмочная группа
Отрывок музыкальной темы фильма «Гостья из будущего» Композитор: Евгений Крылатов Помощь по воспроизведению- Авторы сценария — Кир Булычёв, Павел Арсенов
- Режиссёр-постановщик — Павел Арсенов
- Главные операторы — Сергей Онуфриев, Сергей Ткаченко
- Художник-постановщик — Ольга Кравченя
- Композитор — Евгений Крылатов
- Песня на стихи Юрия Энтина
- Режиссёр — Ольга Гусакова
- Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР
- Дирижёр — Сергей Скрипка
- Операторы — Александр Лысых, Эдуард Тафель
- Директор съёмочной группы — Георгий Федянин
Когда Евгений Крылатов писал музыку, он в некоторых композициях использовал треки и мотивы из своей предыдущей работы — «Кольца Альманзора».
Производство
В 1981—1982 годах был утверждён литературный вариант фильма, который не вошёл ни в один номер литературно-художественного альманаха[6].
На роль Алисы было более сотни претенденток[7], включая Наталью Шанаеву, сыгравшую в фильме роль Лены Домбазовой.
Несколько эпизодических ролей сыграл один из операторов фильма Александр Лысых, а его персонажи были озвучены Михаилом Кокшеновым[8].
Съёмки фильма начались в 1983 году[комм. 2] и продолжались до августа 1984 года[9]. Большинство натурных съёмок, в том числе и сцены будущего, прошли в Москве. Сцены в КосмоЗоо снимали в Главном ботаническом саду.
Выпуск на видео
В 1997 году компания «Восток В» выпустила комплект из трёх VHS-видеокассет с фильмом (в данном выпуске по неизвестной причине отсутствовала сцена с уроком английского языка, на котором Алиса демонстрирует свои языковые возможности), а в 2002 году — комплект из двух DVD дисков с похожим оформлением и нереставрированным изображением сравнительно невысокого качества[10]. В том же году фильм был издан в формате VHS компанией «Твик-Лирек» на двух кассетах.
В 2004 году фильм был выпущен на DVD компанией «Дом Видео», а в 2006 году — компанией «Твистер цифровое видео» в виде подарочного двухдискового издания с дополнительными материалами, ремикшированным в формат 5.1 звуком и впервые слегка улучшенным качеством изображения[11]. Позже фильм также издавался компаниями «Новый диск» (2008), «Азимут» (2009) и «RUSCICO» (2010)[12], качество изображения на последнем из этих изданий существенных улучшений также не претерпело[11].
Влияние на культуру
- В 1987 году режиссёр «Гостьи из будущего» Павел Арсенов снял фильм «Лиловый шар» по мотивам другой повести Кира Булычёва про Алису Селезнёву. Алису снова сыграла Наташа Гусева, а также в фильме снялись ещё шесть актёров из «Гостьи…», но в других ролях. «Лиловый шар» не имел такого громкого успеха[13].
- Советская «Гостья из будущего» (1984) была снята на восемь лет раньше австралийского телесериала «Девочка из завтра» (1992)[14] — фильма с довольно похожим содержанием о перемещении девочки Аланы из 3000 года в 1990 и о последующих приключениях, связанных, в частности, с утерей и поисками ценного технического прибора. Обе девочки, Алана и Алиса, специализируются в биологии и изучают генетику.
- В 2012 году агентство фальшивых новостей Fognews.ru[15] распространило слух, будто бы городской суд Амстердама запретил показ фильма в Голландии по причине того, что фильм якобы содержит пропаганду гетеросексуального образа жизни[16][17][18]. Выдуманная новость была, как это неоднократно случалось с другими шуточными «новостями», перепечатана несколькими СМИ[19][20][21][22][23][24][25]. По утверждению газеты Metro, факт запрета якобы был подтверждён её собственным источником[26].
- С 1996 по 2009 год была активна музыкальная поп-группа «Гости из будущего».
- В компьютерной игре «S.T.A.L.K.E.R. Чистое Небо» на локации «Лиманск», в подвале одного из домов находится та самая комната с машиной времени из фильма «Гостья из будущего». Это одна из нескольких пасхалок, которую внедрили разработчики игры[27].
Наследие
В 2007 году на телеканале НТВ в передаче «Главный герой» вышел выпуск «Наташа Гусева: Алиса стала взрослой», рассказывающий о судьбе Наталии и остальных юных актёров фильма «Гостья из будущего», о роли фильма для поколения 1980-х и о культурном феномене «алисомании»[28].
Улицы, на которых проходили съёмки
-
Школа № 1239 (1961—1993 — спецшкола № 20 с преподаванием ряда предметов на английском языке). Именно здесь, по сюжету, учились главные герои и их одноклассники.
-
Чистый пер., д. 6. Здесь проходили съёмки сцены встречи Алисы с одноклассниками[29]. Из окна справа высовывался герой Александра Лысых, жалуясь, что ему не дают спать.
Перезапуск
В январе 2020 года продюсер фильма «Вторжение» Михаил Врубель заявил о намерении снять ремейк «Гостьи из будущего»[30]. .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{padding:0.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}body.skin-minerva .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin-left:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .ts-oq-header.ts-oq-header,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .ts-oq-content{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Другое дело, когда ты говоришь про историю с фантастикой, которую технически в то время не было возможности рассказать на должном уровне. Ведь пересматривая сегодня «Гостью из будущего», понимаешь, насколько всё выглядит наивно. А ведь картина, на минуту, вышла в одно время со «Звёздными войнами».
Сейчас технологии есть, и это может стать удивительным сочетанием наших воспоминаний об этом кино и того, что мы можем технологически дать сегодня зрителю.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}— Михаил Врубель[31]
См. также
- Прекрасное далёко (песня)
- Путешествие во времени
- Алиса Селезнёва
- «Лиловый шар» (следующий фильм П. Арсенова о приключениях Алисы)
- «Девочка из завтра» (австралийский телесериал с несколько сходными мотивами)
- «Гости» (чехословацкий телесериал о путешествии из далёкого будущего в прошлое)
Комментарии
↑ В 1984 году здание музея ещё находилось на реставрации, а открыто было лишь в 1986 году. ↑ В договоре Наташи Гусевой её срок участия в съёмках был определён с мая по декабрь 1983 года.Примечания
↑ Александр Голубчиков. Шесть фильмов Кира Булычёва, за которые мы любим детство — «Гостья из будущего» / «Лиловый шар» // filmz.ru // 18 октября 2014 ↑ 20 лучших советских сериалов для взрослых и детей — 5. «Гостья из будущего» // lifehacker.ru ↑ Фото: Как сейчас выглядят звёзды культового советского фильма «Гостья из будущего» // kinoafisha.info // 13 ноября 2018 ↑ Программа телевидения на 25—31 марта 1985 года (Москва) ↑ 404 ↑ Текст литературной версии сценария ↑ Статья на сайте «Миелофон.ру», в которой приведён коллаж фотографий некоторых претенденток на роль Алисы Селезнёвой. ↑ Александр Лысых на сайте kino-teatr.ru ↑ ЧУДЕСА ЗА ДВЕРЬЮ ↑ Обзор изданий на сайте mielofon.ru ↑ 1 2 Обзор диска и сравнение изданий на сайте vObzor.com ↑ Различные издания «Гостьи из будущего» в интернет-магазине «OZON» ↑ Режиссёр Павел Арсенов. ↑ Статьи, заметки, интервью. «Девочка из завтра» ↑ MASHA GESSEN, The Fog of News // NYTimes, AUGUST 27, 2012 ".. the fake-news outlet … Fognews " ↑ fognews.ru/v-gollandii-zapretili-alisu-seleznyovu.html ↑ Рунет оплакивает Алису Селезнёву, Colta.ru, 16 июля 2012 : «FogNews.ru известен абсурдными и провокационными новостями, не имеющими отношения к реальности» ↑ Гостья из будущего не обижала геев // Telegraf.lv, 18.07.2012: «Новость о запрете детской ленты „Гости из будущего“, облетевшая русскоязычный Интернет, является новой выдумкой российского сайта „фейковых“ новостей Fognews.ru. … Как и прочие заметки на Fognews, эта новость является выдуманной… Тем не менее новостные сайты… продолжают цитировать „сенсации“ от Fognews на полном серьёзе. Причина, похоже, в том, что, в отличие от других сайтов данного жанра Fognews никак не подчёркивает ироничность своих новостей». ↑ 5 Канал. ↑ Советский фильм «Гостья из будущего» запрещён из-за сексуальной дискриминации — Кино смотреть онлайн, скачать бесплатно ↑ В Голландии запретили «Гостью из будущего» из-за «сексуальной дискриминации» ↑ В Голландии запретили фильм «Гостья из будущего» ↑ Детский фильм «Гостья из будущего» запретили из-за сексуальной дискриминации | Общество | Новости на Gazeta.ua ↑ В Голландии запретили советский фильм «Гостья из будущего» — Бублик ↑ http://rus.ruvr.ru/2012_07_17/81853725/ В фильме «Гостья из будущего» усмотрели дискриминацию сексменьшинств ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 января 2014. Архивировано 1 февраля 2014 года. «Друг корреспондента Metro, живущий в Голландии Амар Лутс, подтвердил, что новость о запрете фильма не выдумка». ↑ Машина времени в Лиманске. S.T.A.L.K.E.R. Wiki: Zone Chronicles. Дата обращения: 26 августа 2021. ↑ НТВ. «Главный герой. Наташа Гусева: Алиса стала взрослой» (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 мая 2009. Архивировано 15 июня 2009 года. ↑ См. локацию 16 ↑ Олег Усков. Создатели «Притяжения» и «Вторжения» снимут ремейк «Гостьи из будущего». Российская газета. Дата обращения: 8 января 2020. ↑ Нелипа, Светлана Создатели «Притяжения» и «Вторжения» делают ремейк «Гостьи из будущего». Игромания (8 января 2020).Литература
- Гусаков В. Л. Кино, превзошедшее книгу (Об одном телефильме 1980-х годов) // Книга в современном мире: проблемы перцепции: Материалы международной научной конференции. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2018. — С. 82—91.
- Есикова Н. Д. Алиса вчера и сегодня // Книга в современном мире: кризис логоцентризма и/или торжество визуальности? Материалы международной научной конференции. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2018. — С. 63—67.
- Маниковская О. В., Синегузова А. П. Кинотекст и его литературный оригинал (сравнительный анализ) // Актуальные направления гуманитарных исследований в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2020. — С. 56—61.
- Яворская М. «Мы — это и есть вы». Сопоставление образа будущего в книге «Сто лет тому вперёд» и фильме «Гостья из будущего» в историческом контексте // Детские чтения. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 161—176.
Ссылки
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:19em;box-sizing:border-box;margin:0 0 .5em 1em;padding:.4em;background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;font-size:90%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-header{margin-bottom:.2em;padding:.2em .6em;font-size:110%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-item{display:flex;padding:.2em .6em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-image{min-width:24px;display:inline-block;margin-right:.4em;flex:none;vertical-align:top;text-align:center}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-image img{vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-label{align-self:center}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Официальный сайт фильма, mielofon.ru
- Литературная версия утверждённого сценария фильма
- Редкие материалы по фильму «Гостья из будущего» на romantiki.ru
- Сайт «Слова Алисы» // kosmonet.info
- Прогулки по местам съёмок фильма
- Сравнение повести «Сто лет тому вперёд» и фильма
- Анализ фильма // kosmonet.info
- Как создавались спецэффекты в фильме Гостья из будущего // fishki.net
- Гость из прошлого: как снимали знаменитый фильм о будущем. | Пресс-бюро «2000» от 26 ноября 2013 (недоступная ссылка)
- «Гостья из будущего» на сайте «Дети в кино»
- Сайт фан-проекта «Планета по имени Алиса»
- Алиса Селезнёва и атомная война: гостья из мрачного будущего | Миры, Сериалы. Мир фантастики и фэнтези (18 октября 2017). Дата обращения: 17 октября 2021.
- AllMovie
- ČSFD
- Internet Movie Database
- Гостья из будущего (1985)
- Лиловый шар (1987)
- Остров ржавого генерала (1988)
- Тайна третьей планеты (1981)
- Узники «Ямагири-мару» (1988)
- День рождения Алисы (2009)
- Алиса знает, что делать! (2013)
- Бросок, или Всё началось в субботу (1976)
- Похищение чародея (1981)
- Через тернии к звёздам (1981)¹
- Слёзы капали (1982)¹
- Комета (1983)¹
- Шанс (1984)
- Поляна сказок (1988)
- Умение кидать мяч (1988)
- Подземелье ведьм (1989)
- Похищение чародея (1989)
фильмы
- Что-то с телефоном (1979)
- Золотые рыбки (1983)
- Родимое пятно (1986)
- Эксперимент 200 (1986)
- Разновидность контактов (1987)
- В одной знакомой улице… (1988)¹
- Районные соревнования по домино (1989)
- Осечка (1993)
- Два билета в Индию (1985)
- Перевал (1988)
- Чудеса в Гусляре (1989—1991)
- Спасите утопающего
- Король-олень
- И тогда я сказал «нет»…
- Вкус халвы
- Смятение чувств
- С любимыми не расставайтесь
- Гостья из будущего
- Лиловый шар
- Волшебник Изумрудного города
- Алиса Селезнёва
- Громозека
- Крыс и Весельчак У
- Говорун
- Робот Вертер
- Девочка, с которой ничего не случится
- Заповедник сказок
- Козлик Иван Иванович
- Путешествие Алисы
- День рождения Алисы
- Миллион приключений
- Лиловый шар
- Пленники астероида
- Ржавый фельдмаршал
- Конец Атлантиды
- Гай-до
- Город без памяти
- Сто лет тому вперёд
- Алиса и крестоносцы
- Древние тайны
- Пашка-троглодит
- Чулан Синей Бороды
- Опасные сказки
- Звёздный пёс
- Подземная лодка
- Планета для тиранов
- Вампир Полумракс
- Война с лилипутами
- Узники «Ямагири-мару»
- Шелезяка
- КосмоЗоо
- Аллея Алисы Селезнёвой
- Тайна третьей планеты (1981)
- Гостья из будущего (1984)
- Лиловый шар (1987)
- Остров ржавого генерала (1988)
- Узники «Ямагири-мару» (1988)
- День рождения Алисы (2009)
- Алиса знает, что делать! (2013)
- Миелофон
- Прекрасное далёко