Роберт земекис биография
Ро́берт Ли Земе́кис (англ. Robert Lee Zemeckis, род. 14 мая 1951, Чикаго, Иллинойс) — американский кинорежиссёр и продюсер.
Биография
Роберт Земекис родился и вырос в окрестностях Чикаго, штат Иллинойс, в местечке Макгенри. Отец его имел литовские, а мать — итальянские корни, оба они принадлежали к рабочему классу и были приверженцами римской католической церкви.
Учился Земекис в Академии Кристиана Фенгера (Christian Fenger Academy High School). Он говорил: «Правда в том, что в моей семье не было места искусству. Я имею в виду, никакой музыки, книг или театра… Единственным источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им было». Ребёнком, Земекис любил телевидение и однажды, найдя у родителей 8-миллиметровую видеокамеру, был очарован раз и навсегда. Начав со съемок обычных семейных праздников, Земекис с друзьями постепенно стали снимать фильмы в жанре повествования, которые сочетали в себе и кукольную анимацию, и другие спецэффекты.
Наслаждаясь съемками фильмов, Земекис по-прежнему оставался жадным до телевидения. «Часто слышишь, что телевидение порождает множество проблем», — говорил Земекис. — «Но мне именно оно спасло жизнь».
Телевидение было для Земекиса первым проблеском иной жизни — за пределами воспитания «синих воротничков», кем по сути являлась семья режиссёра.
Впервые он узнал о существовании школ кинематографии из одного из ночных шоу шоу Джонни Карсона (The Tonight Show Starring Johnny Carson).
После просмотра фильма «Бонни и Клайд» он был настолько впечатлён, что твердо решил поступать в кинематографическую школу.
Но родители не разделили энтузиазма сына. «Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта казалась неосуществимой. Они бы сказали: „Ты забыл, кто ты и откуда? Ты не способен стать режиссёром!“». Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор.
Образование и раннее творчество
Земекис попытался поступить только в одно место — школу кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии — с помощью эссе и музыкального видео, снятого им ранее на песню «Битлз». Не получив ответа от университета, он решил позвонить сам, и ему сообщили, что его заявка была отклонена из-за весьма среднего школьного балла. Режиссёр дал «сердечное обещание» чиновнику университета пойти в летнюю школу и улучшить результаты, и в конечном счете добился принятия его в школу.
Прибыв в университет той осенью, Земекис столкнулся с программой, которая, по его словам, интересовала только кучку хиппи и рассматривалась университетом как излишнее обременение.
Дисциплины были трудными, что ещё более усиливалось профессорами, неустанно подчеркивавших, как непрост кинобизнес. Но всё же Земекис не был особенно обеспокоен этим и относился к ситуации со здоровым цинизмом, что было порождено его чикагским воспитанием.
Во время учёбы в университете, Земекис завязал тесную дружбу с писателем Бобом Гейлом, который также был там студентом. Гейл позже вспоминал: «Все выпускники Университета Южной Калифорнии обладали некой напускной интеллектуальностью. Поэтому мы с Бобом cтремились к общению друг с другом, так как мы хотели снимать настоящее голливудское кино. Нас не интересовала „Французская новая волна“. Нам нравился Клинт Иствуд, Джеймс Бонд и Уолт Дисней, потому что на этом мы выросли».
Получив Студенческую Академическую Премию в университете за свой фильм «Поле чести», режиссёр привлек внимание Стивена Спилберга. Последний рассказывал: "Земекис проскочил через моего секретаря, усадил меня и показал мне этот фильм… Это было захватывающе: полицейские машины, погоня, и всё это — на фоне музыки Элмера Берштайна из «Большого побега».
Спилберг стал наставником Земекиса и исполнительным продюсером двух его первых фильмов (оба написанных в соавторстве с Бобом Гейлом), а позже и других — в том числе трилогии «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера».
Фильмы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и «Подержанные автомобили» с Куртом Расселом (1980) были благоприятно восприняты критиками (с особым восторгом отозвалась о последнем фильме Полин Кейл), но, увы, оказались абсолютно невыгодны коммерчески. «Я хочу держать тебя за руку» была первой из нескольких картин Земекиса, в которых он привлек в качестве персонажей исторических фигур и знаменитостей.
После провала первых фильмов, также картины «1941-й» (режиссёром которого выступил Спилберг, а Земекис и Гейл — сценаристами), этот союз заработал репутацию пишущих «сценарии, которые все считают потрясающими, но не порождающих кино, которое нравилось бы публике».
Прорыв
В силу заслуженной репутации, в ранних 1980-х у Земекиса возникли сложности с работой, несмотря на то, что фактически они с Гейлом оставались загруженными.
Они писали сценарии для других режиссёров, в том числе «Кар пул» для Брайана де Пальмы и «Взросление» для Спилберга, — впрочем, так и не снятых. Другой проект Земекиса-Гейла о подростке, который случайно попал в прошлое — в 1950-е годы, был отклонен всеми крупными студиями. Режиссёр пребывал безработным до тех пор, пока Майкл Дуглас не нанял его в 1984 г. для съемок картины «Роман с камнем». Ожидалось, что романтическая приключенческая история с Дугласом и Кэтлин Тернер в главных ролях будет провальной (по той причине, что после просмотра предварительного монтажа продюсеры находящего тогда в работе «Кокона» уволили Земекиса с должности режиссёра), но позже фильм неожиданно для всех стал популярным.
Работая над «Романом с камнем», Земекис встретился с композитором Аланом Сильвестри, который стал автором музыки всех его последующих картин.
После «Романа», режиссёр резко переключился на свой старый сценарий о путешествиях во времени, названный «Назад в будущее». С Майклом Дж. Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях, кино завоевало признание сразу после релиза, что повлекло за собой съемки ещё двух сиквелов, вышедших в прокат в 1989 и 1990 гг. соответственно.
Перед тем, как выпустить последние части трилогии, Земекис успел поработать с Уолтом Диснеем и снять другой фильм — сумасбродный детектив о 1940-х годах «Кто подставил кролика Роджера» с проработанным точнейшим образом сочетанием традиционной анимации и живого действия. 70-миллионый бюджет этой картины сделал её одной из самой дорогих в своей категории. Фильм имел как коммерческий успех, так и у критиков, и был награждён четырьмя премиями «Оскар». В 1990-м, когда Земекиса спросили, хотел ли бы он создавать некомедийные фильмы, он прокомментировал: «Я бы хотел иметь возможность создавать всё. Просто сейчас я слишком расслаблен, чтобы делать что-либо не клоунское».
В 1992 году Земекис снимает чёрную комедию «Смерть ей к лицу» с участием Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюса Уиллиса.
Следующий его фильм 1994 года хотя и содержал в себе некоторые комедийные моменты, всё же был в большей степени драматическим (первой подобной картиной в истории работ режиссёра) и имел колоссальный с точки зрения коммерции и мнения критиков успех, — «Форрест Гамп». Снимая Тома Хэнкса в главной роли и заимствуя в некоторой степени черты «Зелига» Вуди Аллена, режиссёр через героя Форреста Гампа повествует о жизни мужчины с низким интеллектом, которому невольно удается принимать участие в главных событиях XX века и взаимодействовать с несколькими основными историческими фигурами. Фильм собрал $677 млн по всему миру и стал культовой картиной 1994 года, получив 6 премий «Оскар»: за «лучшую картину», «лучшую мужскую роль» (Том Хэнкс) и, конечно, «лучшего режиссёра». В 1997-м Земекис снимает «Контакт», — долгосрочный проект, снятый по мотивам одноименной новеллы 1985-го года Карла Сагана. Фильм построен вокруг Элеонор Эрроуэй (Джоди Фостер), учёном, убеждённом в том, что она установила контакт с инопланетными существами.
2000-e
В 1999-м режиссёр вкладывает $5 млн в Центр цифрового искусства Роберта Земекиса при Университете Южной Калифорнии — территорию в 3300 м², на которой расположились производственные цеха, огромная цифровая лаборатория обработки с 60 системами и проекционный зал на 50 мест.
Когда центр был открыт в марте 2001-го, Земекис уже обсуждал вопросы будущего кинематографа со своими друзьями — Спилбергом и Джорджом Лукасом. О тех, кто цеплялся за целуллоид и осуждал идею цифровой съемки, Земекис говорил: «Это те же ребята, которые утверждали, что звук граммофонных пластинок лучше CD. Вы можете твердить об этом до посинения, но я не знаю никого, кто бы продолжал покупать винил. Фильм, в традиционном представлении о нём, собирается меняться. Но неизменно желание человека делиться историями у походного костра. И единственная вещь, которая претерпевает изменения, — это сам костер.»
Центр Роберта Земекиса в настоящее время включает много классов киношколы, большая часть которых занята школой Interactive Media Division и Trojan Vision — студенческую телевизионную станцию Университета Южной Калифорнии, которая была признана студенческой телевизионной станцией номер один в стране.
В 1996 Земекис стал развивать проект, вышедший позже в русский прокат с названием «Изгой» (The Cast Away в оригинальной версии), с Томом Хенксом и сценаристом Уильямом Бройлесом мл. История, вдохновением для которой послужил герой романов Даниэля Дефо Робинзон Крузо, повествует о человеке, выброшенном на необитаемый остров после крушения самолета и претерпевающим глубокие физические и духовные изменения. Работая над «Изгоем», Земекис обращается к триллеру Хичкока «Что скрывает ложь», основанном на идее Спилберга, — истории о супружеской паре, переживающей «синдром опустевшего гнезда».
Для роли Хэнкс должен был резко сбросить вес, поэтому Земекису пришлось отснять картинку «Что скрывает ложь» в промежутках эпизодов первого фильма. Он снял первую часть «Изгоя» в начале 1999-го, осенью выпустил «Что скрывает ложь» и в начале 2000-го завершил работу над последним эпизодом драмы.
«Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер в главных ролях была выпущена в июле 2000-го и имела отличные кассовые сборы, которые «грязными» составили более $155 млн. Хэнкс был удостоен номинации «Лучший актёр» за роль Чака Ноланда в «Изгое».
В 2004-м Земекис снова работает с Хэнксом над кинокартиной «Полярный экспресс» — по одноименной книге Криса Ван Оллсбурга.
«Полярный экспресс» использовал технику компьютерной анимации, известную как фиксация движения, посредством чего движения актёров захвачены в цифровой форме и используются в качестве основы для анимационных персонажей. Как первый главный фильм, использующий фиксацию, «Полярный экспресс» заставил Нью-Йорк Таймс писать, что, «Независимо от того, что критики и зрители сделают из этого фильма, с технической точки зрения он может стать поворотным моментом в постепенном переходе от аналогового кино к цифровому».
В феврале 2007 Земекис и управляющий «Студией Уолта Диснея» Дик Кук объявили о планах открыть новую кинокомпанию, использующую данный эффект, чья основная деятельность будет акцентирована на компьютерной графике и 3d-эффектах. Предполагалось, что компания ImageMovers Digital будет создавать фильмы, используя технологию захвата, Земекис будет курировать проекты, а Дисней распределит и продаст кинофильмы во всем мире.
Земекис использовал технологию снова, в фильме «Беовульф», который является художественным пересказом англосаксонского эпического одноименного стихотворения, и приглашает для съёмок Рея Винстоуна, Анджелину Джоли и Энтони Хопкинса.
Обладатель литературной премии Хьюго в области научной фантастики Нил Гейман, который писал сценарий по книге вместе с Роджером Эвери, описывал фильм как «невероятно сильную и странную интерпретацию легенды о Беовульфе». Фильм вышел в прокат 16 ноября 2007 г.
В июле 2007 в еженедельнике «Variety» появилась заметка о том, что Земекис написал сценарий для «Рождественской истории», основанной на рассказе Чарльза Диккенса 1843-го года Рождественская песнь в прозе, и собирается снять фильм с использованием знаменитого эффекта и выпустить его уже от имени студии «ImageMovers Digital».
Во время работы над сценарием Земекис держал в голове Джима Керри, и в итоге актёр согласился сыграть даже несколько ролей в картине, в том числе Эбенезера Скруджа — молодого, средних лет и старика, а также всех трёх призраков, охотившихся на богача. Также в фильме принимал участие Гэри Олдмен. В прокате кино появилось 6 ноября 2009.
В августе 2008 веб-сайт IGN опубликовал интервью с Филлипом Петитом, известным французским актёром, в котором тот заявил, что Земекис помогает ему воплотить в жизнь его мемуары «Дотянуться до облаков».
В августе 2009 Земекис и его компания начали обсуждение с Disney съёмок ремейка на фильм «Желтая субмарина» — уже в новом цифровом исполнении. Также режиссёр планирует снять продолжение фильма «Кто подставил кролика Роджера». Питер Симэн и Джеффри Прайс, писавшие сценарий к первому фильму, в настоящее время работают над второй частью.
Личная жизнь
Земекис признался, что в течение длительного периода жизни он жертвовал личной жизнью ради карьеры. «Я выиграл „Оcкара“ в 44 года, но заплатил за него я ещё в 20. В то время моей жизни, начиная от поступления в школу кино и до 30 лет, не существовало ничего, кроме абсолютной всепоглощающей работы. У меня не было денег. И не было жизни».
В ранних 1980-х Земекис женился на актрисе Мэри Эллен Трейнор, у них есть сын Александр. Их брак ему трудно было сочетать с любимым занятием режиссёра, и в итоге он распался.
В 2001 году он снова женился — на актрисе Лесли Хартер.
Фильмография
Режиссёр
- 1972 — «Лифт» / The Lift (режиссёр, сценарист)
- 1973 — «Поле чести» / A Field of Honor (режиссёр, сценарист)
- 1978 — «Я хочу держать тебя за руку» / I Wanna Hold Your Hand (режиссёр, сценарист)
- 1980 — «Подержанные автомобили» / Used Cars (режиссёр, сценарист)
- 1984 — «Роман с камнем» / Romancing the Stone (режиссёр)
- 1985 — «Назад в будущее» / Back to the Future (режиссёр, сценарист)
- 1988 — «Кто подставил кролика Роджера» / Who Framed Roger Rabbit (режиссёр)
- 1989 — «Назад в будущее 2» / Back to the Future Part II (режиссёр, сценарист)
- 1990 — «Назад в будущее 3» / Back to the Future Part III (режиссёр, сценарист)
- 1992 — «Смерть ей к лицу» / Death Becomes Her (режиссёр, продюсер)
- 1994 — «Форрест Гамп» / Forrest Gump (режиссёр)
- 1997 — «Контакт» / Contact (режиссёр, продюсер)
- 2000 — «Что скрывает ложь» / What Lies Beneath (режиссёр, продюсер)
- 2000 — «Изгой» / Cast Away (режиссёр, продюсер)
- 2004 — «Полярный экспресс» / The Polar Express (режиссёр, сценарист, продюсер)
- 2007 — «Беовульф» / Beowulf (режиссёр, продюсер)
- 2009 — «Рождественская история» / A Christmas Carol (режиссёр, сценарист)
- 2012 — «Экипаж» / Flight (режиссёр, продюсер)
Сценарист
Продюсер
Телевидение
- 1975 — Kolchak: The Night Stalker (телесериал; сценарист одного эпизода)
- 1986 — Amazing Stories (телесериал; режиссёр одного эпизода)
- 1989—1996 — «Байки из склепа» / Tales from the Crypt (режиссёр и исполнительный продюсер многих эпизодов)
- 1991—1992 — «Назад в будущее» / Back to the Future (мультсериал; сценарист)
- 1991 — «Истории о сильных людях» / Two-Fisted Tales (режиссёр, исполнительный продюсер)
- 1993 — «Джонни Баго» / Johnny Bago (режиссёр, продюсер)
- 1997 — «Извращения науки» / Perversions of Science
- 1999 — «XX век. В погоню за счастьем» / The 20th Century: The Pursuit of Happiness (документальный фильм; режиссёр)
Ссылкироберт земекис биография
Wikimedia Foundation.
2010.
width="1363" height="767" src="http://res.cloudinary.com/dst2srz4a/image/upload/v1659237809/robert_zemeckis_director_camera.jpg" alt="Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 15" loading="lazy" srcset="http://res.cloudinary.com/dst2srz4a/image/upload/v1659237809/robert_zemeckis_director_camera.jpg 1363w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2022/05/robert_zemeckis_director_camera-300x169.jpg 300w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2022/05/robert_zemeckis_director_camera-1024x576.jpg 1024w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2022/05/robert_zemeckis_director_camera-150x84.jpg 150w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2022/05/robert_zemeckis_director_camera-768x432.jpg 768w" sizes="(max-width: 1363px) 100vw, 1363px">
14 мая исполняется 70 лет Роберту Земекису. Режиссёр «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера?», «Форреста Гампа» и «Контакта» прожил насыщенную жизнь и далеко ушёл от южных районов Чикаго, в которых появился на свет. И история эта ещё не закончена — прямо сейчас Боб работает над экранизацией «Пиноккио», которая должна выйти уже в сентябре на сервисе Disney .
В честь юбилея прославленного кинематографиста «Мир фантастики» вспоминает основные вехи его творческого пути.
«Телевидение спасло мою жизнь»
Земекис родился 14 мая 1952 года в Чикаго, штат Иллинойс, в семье эмигрантов — у его отца были литовские корни, у матери — итальянские. Родители Боба были «синими воротничками» и всю жизнь упорно трудились в надежде обеспечить ребёнку лучшее будущее. У них не оставалось времени на развлечения: Земекис вспоминал, что в семье не было ни книг, ни музыки, ни походов в театр — только телевизор. ТВ в каком-то смысле спасло Боба — показало мальчику жизнь за пределами приземлённых, практичных рабочих кварталов Южного Чикаго.
Вторым спасением Роберта стало кино. И отец, и дяди мальчика хранили дома восьмимиллиметровые камеры, которые по большей части предназначались для съёмок разнообразных семейных праздников и торжеств. Камеры были у всех, вот только никто не хотел ими пользоваться. Никто, кроме Боба.
Родственники охотно переложили на мальчика обязанности оператора. Но Бобу быстро надоело просто снимать происходящее, и он начал экспериментировать. В его фильмах появились сюжет, смешные заставки, миниатюры и даже простенькие спецэффекты.
«Синим воротничкам» не суждено снимать кино
Бобу нравилось стоять за камерой, но он никогда не думал, что сможет зарабатывать этим на жизнь. В 1950-е годы уроженцам южного Чикаго перспектива пробиться в Голливуд светила не больше шанса стать президентом США или полететь на Луну. Земекис считал, что станет технарём, как отец, в лучшем случае — оператором, снимающим рекламные ролики.
На помощь снова пришло телевидение. Однажды Боб сидел в гостиной и смотрел «Вечернее шоу с Джонни Карсоном». Пришедший в студию Джерри Льюис обмолвился, что читает курс лекций в киношколе Университета Южной Калифорнии. Для Боба Земекиса его слова стали откровением. «Мне всегда казалось, что в университетах преподают математику, литературу, науки, — признаётся он, — я никогда не думал, что где-то тебя могут научить снимать кино».
Однако в киношколу ещё нужно было попасть. Первым делом Боб нашёл подработку на лето и устроился в агентство, снимающее рекламные ролики. Все заработанные деньги он спустил на плёнку, на которую снял короткое музыкальное видео под песню «Битлз». Добавив к этому текстовое эссе, Земекис отправил документы в Университет Южной Калифорнии.
Вижу цель — иду к ней
В киношколу Земекиса приняли… а вот в университет нет — успеваемость подкачала. Когда нервничающий Земекис позвонил в приёмную и поинтересовался, как у него дела, скучающая за бумажками аспирантка решительно заявила, что с такими оценками ему в Южной Калифорнии делать нечего.Однако Земекис и не думал сдаваться. Отказываясь вешать трубку, он принялся убеждать, уговаривать и умолять собеседницу. Он просил не рушить его жизнь, дать ему шанс, обещал за лето подтянуть отстающие предметы (обещание, к слову, он сдержал)… и в итоге добился своего.
Киношкола оставила у Земекиса двоякие впечатления. С одной стороны, его наконец-то окружали влюблённые в кино люди, с другой — их нельзя было назвать единомышленниками. Большая часть однокурсников оказались высоколобыми снобами, предпочитавшими французскую новую волну и авангард. А Боб увлекался вещами, на которых вырос: бондианой, фильмами с Клинтом Иствудом и диснеевскими мультиками.
Не лучше были и преподаватели. Земекис вспоминает, что в первый же день инструктор по операторскому мастерству, отставной флотский офицер, оглядел первокурсников и поинтересовался, что они тут забыли, ведь никакой работы они не найдут. «Во мне тут же загорелось желание доказать, что уж я-то точно справлюсь с этим», — вспоминает Боб. Только потом он понял, что таким образом инструктор с ходу отсеивал слабых людей, которые не выдержали бы привычных для индустрии отказов.
Вскоре Земекис нашёл единомышленника. Звали его Боб Гейл. Два Боба быстро нашли общий язык и выяснили, что отлично дополняют друг друга — Гейл всегда хотел писать сценарии, а Земекис мечтал их снимать.
Бобы оперативно сняли свою первую картину — короткометражку «Поле чести» о парне, который выходит из психушки и начинает расхаживать по округе, убивая всех встречных. «Поле чести» завоевало приз на одном из студенческих фестивалей и добавило друзьям уверенности в своих силах.
Эти парни делают отличные фильмы, которые никто не хочет смотреть
Земекис и Гейл выпустились из киношколы в 1973 году и начали писать, однако их первые сценарии, «Танк» и «Бордель крови», так никуда и не пошли.
Бобы показали «Танк» другому выпускнику киношколы — будущему сценаристу «Апокалипсиса сегодня» и режиссёру «Конана-варвара» Джону Милиусу. Сценарий ему не понравился, но понравилось то, как друзья пишут, и он поинтересовался, нет ли у них в загашнике чего-то ещё. Вместе троица сколотила небольшую банду, девизом которой стали слова Civilis Sine Prudentia — «социальная безответственность».
Параллельно Бобы околачивали пороги киностудий. Там-то они и узнали, что телесериал «Колчак: Ночной охотник» испытывает нехватку сценаристов. Сериал находился под угрозой закрытия, и постоянные авторы покинули шоу, не дожидаясь конца. Друзья написали семистраничный синопсис, отправили его на студию Universal… и получили свою первую работу. Студия была готова предложить эксклюзивный семилетний контракт на 50 000 долларов в год, однако Бобы отклонили это предложение — они хотели снимать кино.
Тут-то и пригодилось знакомство с Милиусом. Бобы рассказали другу о своей новой задумке — чёрной комедии о Второй мировой войне «Ночь, когда напали япошки». Милиус пересказал идею Стивену Спилбергу, и тот загорелся снять такой фильм. Параллельно Стивен помог новому знакомому получить режиссёрский дебют — одного ланча Спилберга с главой Universal Сидом Шейнбергом хватило, чтобы комедийный мюзикл «Я хочу держать тебя за руку» получил зелёный свет. Помог Стивен и со вторым фильмом Земекиса — сатирической чёрной комедией «Подержанные автомобили».
Тестовые показы обоих фильмов прошли на ура. И оба фильма с треском провалились в прокате. Провалился и «1941» — название «Ночь, когда напали япошки» Спилберг счёл слишком провокационным. Три провала подряд плохо сказались на перспективах Земекиса и Гейла — за ними закрепилась репутация парней, «делающих отличные фильмы, которые никто не хочет смотреть».
Прорыв с камнем
Из-за такой репутации Земекис не мог найти работу. Бобы продолжали писать сценарии для других режиссёров, но с их личными проектами никто не хотел иметь дело. Filmways похоронила идею ужастика, на ABC Motion Pictures развалился гангстерский фильм.
Наконец, Майкл Дуглас уговорил студию Paramount пригласить Земекиса в режиссёрское кресло «Романа с камнем» — романтического приключения с Дугласом и Кэтлин Тёрнер. Боссы Paramount ничего не теряли: они уже успели разочароваться в проекте и делали ставку на «Горный хрусталь» — музыкальную комедию, в которой снялись Сильвестр Сталлоне и Долли Партон.
Уверенность боссов Paramount в неизбежном провале «Романа с камнем» только укрепилась после тестовых просмотров и передалась другим студиям. Боссы XX Century Fox настолько спешили не иметь никаких дел с «неудачником» Земекисом, что уволили его с научно-фантастической ленты «Кокон», не дожидаясь премьеры «Романа с камнем».
Обычный зритель оказался иного мнения. «Роман с камнем» стал настоящим хитом и заработал в прокате свыше 100 миллионов долларов. «Горный хрусталь» провалился с громким треском и заработал только семь номинаций на премию «Золотая малина».
Вперёд в будущее
После успеха «Романа с камнем» Земекис в одночасье превратился из неудачника в одного из самых востребованных постановщиков на рынке. От новых предложений не было отбоя, но Боб решил заняться собственным проектом.
Бобы давно хотели снять фильм о путешествиях во времени. Вскоре после премьеры «Подержанных автомобилей» Гейл съездил навестить родителей. Просматривая старые фотографии 1940-х годов, он внезапно узнал, что его отец в школе был президентом класса — а Гейл об этом и понятия не имел. Вскоре концепция путешествия в прошлое дополнилась идеей встречи с собственными родителями в молодости.
Смотрите такжеwidth="2048" height="1346" src="http://res.cloudinary.com/dd2wnew9m/image/upload/v1659237818/Start.jpg" alt="«Назад в будущее» vs реальный 2015 год: летающая доска и не только 1" loading="lazy" srcset="http://res.cloudinary.com/dd2wnew9m/image/upload/v1659237818/Start.jpg 2048w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/10/Start-300x197.jpg 300w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/10/Start-1024x673.jpg 1024w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/10/Start-150x99.jpg 150w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/10/Start-768x505.jpg 768w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2015/10/Start-1536x1010.jpg 1536w" sizes="(max-width: 2048px) 100vw, 2048pxnbsp;Александр Гагинский | 21.10.2015p>Октябрь 2015 наступил. Время летающих скейтов и самозашнуровывающихся кроссовок! Разбираемся, что из будущего по Макфлаю стало реальностью.width="1212" height="956" src="http://res.cloudinary.com/dqb1ejht4/image/upload/v1659237820/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437.jpg" alt="«Назад в будущее» — 35 лет! Как создавался фильм: другой Марти и черновики сценария" loading="lazy" srcset="http://res.cloudinary.com/dqb1ejht4/image/upload/v1659237820/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437.jpg 1212w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-300x237.jpg 300w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-1024x808.jpg 1024w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-150x118.jpg 150w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-768x606.jpg 768w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-585x460.jpg 585w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-244x192.jpg 244w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/07/Nazad-v-buduschee-chernovik-scenariya-1-e1593472681437-254x200.jpg 254w" sizes="(max-width: 1212px) 100vw, 1212pxnbsp;Кирилл Размыслович | 03.07.2020p>Изначально не было никакого «Делореан», Марти уничтожал рок-н-ролл, фильм кончался ядерным взрывом, а продолжение не планировалось…Бобы обошли со сценарием все крупные студии — и везде получили отказ, причём кое-где не по одному разу. В Paramount и Fox «Назад в будущее» сочли слишком «диснеевским», в Disney — слишком рискованным. Лишь Спилберг с ходу поверил в успех проекта, но Земекис не хотел пользоваться благосклонностью друга четвёртый раз подряд.
Я осознал: чтобы утвердиться в качестве самостоятельного режиссёра, мне нужно выбираться из-под крыла Стивена. Если бы мы сняли вместе ещё один фильм и он снова провалился, мы бы лишились последних остатков репутации, какие у нас ещё оставались.
Роберт Земекис
После «Романа с камнем» студии были благосклонно настроены к фильму «Назад в будущее». Но теперь уже Земекис не хотел оставлять на обочине человека, который первым поверил в проект.
У «Назад в будущее» изначально планировался только один сиквел, получивший название «Парадокс». Однако затем Бобы поняли, что сюжет получается излишне объёмным, и разделили его на две части. Оба фильма снимались параллельно — в те дни эта практика была ещё мало распространена.
Прежде чем сиквелы «Назад в будущее» увидели свет, Земекис успел снять ещё один фильм, который стал не менее популярным. «Кто подставил кролика Роджера» заработал в прокате 320 миллионов долларов и принёс создателям три премии «Оскар».
Смотрите такжеwidth="900" height="608" src="http://res.cloudinary.com/daqnlgz8i/image/upload/v1659237825/1064561_900.jpg" alt="«Кто подставил кролика Роджера»: 8 фактов, которых вы не знали" loading="lazy" srcset="http://res.cloudinary.com/daqnlgz8i/image/upload/v1659237825/1064561_900.jpg 900w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2018/06/1064561_900-300x203.jpg 300w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2018/06/1064561_900-150x101.jpg 150w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2018/06/1064561_900-768x519.jpg 768w" sizes="(max-width: 900px) 100vw, 900pxnbsp;Кирилл Размыслович | 21.06.2018p>Почему СМИ не верили в кассовый успех картины, какие правила вывел аниматор Ричард Уильямс и куда подевалось нижнее бельё Джессики Рэббит?И «Назад в будущее», и «Кто подставил кролика Роджера» могли похвастать весьма смелыми решениями и инновационными технологиями. В «Назад в будущее» Земекис использовал компьютерную анимацию, а в «Роджере» совместил в кадре игровое кино и рисованную мультипликацию. Но при этом для Земекиса спецэффекты оставались инструментом, позволяющим лучше рассказать сюжет. На первом месте для него всегда была история.
Больше всего мне нравятся фильмы с плотным, крепким сюжетом. Мне не нравятся фильмы с очень вольной структурой. Мои любимые режиссёры — Капра и Хичкок, а эти двое всегда держат в уме историю.
Роберт Земекис
Лети, Форрест, лети
В 1994 году на экраны вышел, пожалуй, один из самых значимых фильмов Земекиса. Слухи о неизбежной экранизации романа Уинстона Грума «Форрест Гамп» ходили в Голливуде с самого выхода книги, но проект почти десять лет не покидал производственного ада. Земекиса в первую очередь привлёк сценарий Эрика Рота, адаптировавшего книжный текст, — книгу-первоисточник режиссёр прочёл уже потом.
Трогательная, драматическая, местами смешная, местами слезодавильная история о парне с невысоким интеллектом, который умудрился поучаствовать во многих исторических событиях второй половины XX века, покорила и зрителей, и критиков. Фильм собрал в прокате 677 миллионов долларов и завоевал шесть премий «Оскар». А Земекис столкнулся с очень любопытным вопросом: а что теперь?
Теперь, после “Форреста Гампа” стоит мне только снять какой-нибудь крупнобюджетный фильм, как люди обязательно будут сравнивать его с ним и говорить: «Ну, он собрал только пятьдесят процентов от “Форреста”»… Если верить им, ”Форрест” — пик моей карьеры, и дальше мне одна дорога — вниз.
Роберт Земекис
Смотрите такжеwidth="1920" height="1080" src="http://res.cloudinary.com/dg5la02nt/image/upload/v1659237828/death-becomes-her.jpg" alt="Смерть ей к лицу 3" loading="lazy" srcset="http://res.cloudinary.com/dg5la02nt/image/upload/v1659237828/death-becomes-her.jpg 1920w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/death-becomes-her-300x169.jpg 300w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/death-becomes-her-1024x576.jpg 1024w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/death-becomes-her-150x84.jpg 150w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/death-becomes-her-768x432.jpg 768w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2016/03/death-becomes-her-1536x864.jpg 1536w" sizes="(max-width: 1920px) 100vw, 1920pxnbsp;Роман Арбитман (1962–2020) | 07.03.2016p>Мистическая комедия Роберта Земекиса с Брюсом Уиллисом не то чтобы забыта, но теряется на фоне других его работ. Попробуем понять, почему.Памяти Уилсона посвящается
После «Форреста» Земекис экранизировал «Контакт» Карла Сагана — ещё один значимый лично для него проект, посвящённый тому, как разные люди отреагируют на возможность контакта с инопланетной цивилизацией.
Параллельно Земекис начал работать над «Изгоем» — современной робинзонадой о парне, который в результате авиакатастрофы попадает на необитаемый остров и проходит там весьма серьёзные испытания. Как и в «Форресте Гампе», главную роль здесь играет Том Хэнкс, ставший одним из «счастливых» актёров в карьере Земекиса.
По сценарию, несколько лет на необитаемом острове существенно меняют внешний облик героя Хэнкса. Актёр очень серьёзно подошёл к роли. Сначала он специально набрал 23 килограмма, а затем съёмки прервали на целый год, чтобы Том успел отрастить волосы и бороду и похудеть.
Чтобы съёмочная группа не простаивала всё это время, Земекис решил снять ещё один фильм — мистический триллер «Что скрывает ложь» с Мишель Пфайфер и Харрисоном Фордом в главных ролях. Сюжет фильма (идею Бобу подкинул Спилберг) повествует о том, как в жизни семейной пары начинают твориться разные странные события после загадочной смерти студентки, которой преподавал глава семьи.
Оба фильма оказались хитами (хотя критики разгромили вялотекущий сюжет и затянутый хронометраж «Лжи»), однако Земекис позже отметил, что никому не посоветует снимать параллельно два разных фильма.
Захват воображения
В 2000-х Земекис всерьёз увлёкся техникой захвата движения и полностью отошёл от традиционных съёмок. Его первым опытом в новой технике стал «Полярный экспресс» — рождественская сказка, в которой главную роль сыграл Том Хэнкс.
Следующим проектом режиссёра стал «Беовульф» — новое прочтение знаменитой поэмы, снятое по мотивам сценария Нила Геймана и Роджера Эвери. Гейман назвал фильм «жизнерадостно жестокой и странной» версией легенды. Эвери изначально воспринимал фильм как мрачный, жестокий и низкобюджетный эпос, но Земекис уговорил его довериться компьютерной анимации.
Критики похвалили восхитительный визуальный ряд и убедительную актёрскую игру, но упрекнули картину в значительных расхождениях с первоисточником. А вот зрители в кино не спешили — при бюджете в 150 миллионов долларов «Беовульф» заработал в прокате всего 190.
Однако режиссёр продолжал верить в выбранную им технологию и даже нашёл себе единомышленника в лице председателя Disney Studios Дика Кука. В 2007 году Земекис и Disney объявили о создании ImageMovers Digital — студии, специализирующейся на фильмах с захватом движения.
Первым делом ImageMovers выпустила «Рождественскую песнь» — экранизацию одноимённой повести Чарльза Диккенса. «Песнь» заработала в прокате 300 миллионов долларов, но всё равно оказалась убыточной — её бюджет оценивается в 175–200 миллионов без учёта маркетинга.
Смотрите такжеwidth="2560" height="1707" src="http://res.cloudinary.com/dajdraa4p/image/upload/v1659237835/start-2-scaled.jpg" alt="Motion capture. История «цифрового актёрства» 14" loading="lazy" srcset="http://res.cloudinary.com/dajdraa4p/image/upload/v1659237835/start-2-scaled.jpg 2560w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-300x200.jpg 300w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-1024x683.jpg 1024w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-150x100.jpg 150w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-768x512.jpg 768w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-1536x1024.jpg 1536w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-2048x1366.jpg 2048w, https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2017/06/start-2-360x240.jpg 360w" sizes="(max-width: 2560px) 100vw, 2560pxnbsp;Александр Гагинский | 07.07.2017p>Технология, с помощью которой Энди Серкис сыграл Голлума, а актёры «Аватара» — на’ви, давно перестала быть сенсацией. Сейчас спорят о другом: когда, наконец, работу в motion capture признают настоящей актёрской игрой?Земекис строил наполеоновские планы — студия говорила о ремейке «Жёлтой подводной лодки», анимационного мюзикла «Битлз», сиквеле «Кролика Роджера» и о других проектах. Но тем временем над ImageMovers начали сгущаться тучи.
Сперва поста лишился главный защитник Боба — Дик Кук. Пришедший ему на смену Алан Бергман объявил курс на оптимизацию бюджета и сокращение издержек, и одним из его первых решений стало закрытие ImageMovers. Disney винить сложно — ни один из проектов студии не оказался прибыльным, а вышедший в 2011 году мультфильм «Тайна Красной планеты» (в оригинале — «Марсу нужны мамы», Земекис ограничился там ролью продюсера) и вовсе обернулся грандиозным провалом, принёсшим студии убытков на 130 миллионов долларов.
Возврат к традиционному кино
Итак, Земекис вернулся к традиционному кино. Следующим его проектом стал «Экипаж» (Sully) — драма о пилоте, который вроде бы спас самолёт от катастрофы, но у следствия возникли подозрения, что именно действия пилота к этой катастрофе и привели. Картина больше десяти лет прозябала в производственном аду, и только появление Боба сдвинуло проект с мёртвой точки.
Ещё с 2008 года Земекис работал над экранизацией мемуаров французского канатоходца Филиппа Пети, который в 1974 году без страховки прошёл по канату, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра на высоте 400 метров над землёй. Фильм «Прогулка» увидел свет в сентябре 2015 года, роль Пети сыграл Джозеф Гордон-Левитт.
Следом были «Союзники», романтический триллер в декорациях Второй мировой, и «Удивительный мир Марвена» — биографическая драма о человеке, который в результате сильнейшей черепно-мозговой травмы заработал амнезию и пытается вернуться к жизни с помощью кукольной терапии. Рядом со своим домом Марвен построил игрушечный городок времён Второй мировой и населил его фигурками людей, напоминавших знакомых из прошлой жизни.
Из этих четырёх фильмов только «Экипаж» оказался успешным. Остальные три так и не окупились в прокате, а «Удивительный мир Марвена» и вовсе принёс студии Universal убытков на 60 миллионов долларов. И тут, возможно, очень кстати наступила стриминговая революция. Земекис снял для HBO Max фильм «Ведьмы» — экранизацию одноимённой фэнтези-сказки Роальда Даля, а в сентябре этого года на сервисе Disney выйдет «Пиноккио» — очередной ремейк анимационной диснеевской классики.
Земекис в нерабочее время
У любого успеха есть цена — Земекис ради карьеры долгое время многим жертвовал. По его словам, начиная с выпуска из киношколы и заканчивая как минимум премьерой «Назад в будущее», он безостановочно работал, у него не было ни денег, ни личной жизни. В принципе, с такими проблемами сталкивается немало молодых людей, но для кинематографистов это может оказаться критичным.
Если ты только снимаешь кино и не пробуешь жизнь на вкус, у тебя в конечном итоге иссякнут источники вдохновения. И тогда тебе останется только снимать фильмы о других фильмах или же о вещах, которые ты видел в детстве. Я совершенно не хочу такого исхода.
Роберт Земекис
Со своей первой женой, актрисой Мэри Эллен Трейнор, Земекис познакомился уже ближе к тридцати. Пара прожила вместе почти двадцать лет и развелась в 2000 году. Впрочем, Земекис недолго оставался один и уже в следующем году женился снова — на этот раз на актрисе Лесли Хартер. У режиссёра один ребёнок от первого брака и трое — от второго.
Режиссёр старается поменьше работать, побольше времени проводить с семьёй и находить время для других увлечений. К примеру, Земекис — заядлый пилот, у которого ещё десять лет назад было свыше тысячи часов лётного опыта.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enterimg alt src="http://res.cloudinary.com/dlipazgw4/image/upload/v1659237839/Aleksej-Ionov-100x100.jpg" srcset="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/05/Aleksej-Ionov-200x200.jpg 2x" height="100" width="100" loading="lazyАвторЖурналист, переводчик, издатель, лентяй. Любит писать лонгриды и заваливать сроки.Я не хочу, чтобы у меня на надгробном камне красовалась надпись “Он снял кучу фильмов” или даже “Он снимал хорошие фильмы”. Как бы мне ни нравилось моё искусство, я хочу, чтобы моя жизнь имела ценность и вне его, пусть даже это будет только мысль или чувство в памяти моего сына.
Роберт Земекис