Самые кассовые сериалы зарубежные
«Подземная железная дорога» — это практически «Иди и смотри» Элема Климова. Только про альтернативную рабовладельческую Америку, и идет десять часов. С советским шедевром сериал Барри Дженкинса («Лунный свет», «Если бы Бил-стрит могла заговорить») связывает подход — как верно заметили зарубежные критики, это шоу, которое не смотришь, а чувствуешь. Дженкинс вскрывает американскую национальную травму и мастерски дает ощутить себя бесправной вещью в чужих руках, заставляя нас вместе с главной героиней Корой (южноафриканская звезда Тусо Мбеду), беглой рабыней, пройти несколько кругов ада — вернее, один и тот же круг, который повторяется раз за разом.
«Подземная железная дорога» — не самое простое на свете зрелище: ужасы сюжета утяжеляются медленным, гипнотическим ритмом сцен, который может вывести из себя зрителей, привыкших к мгновенной дофаминовой подпитке соцсетей. Однако терпеливым откроется один из самых амбициозных и завораживающих сериалов последних лет. Отдельные элементы «Подземной железной дороги» можно обсуждать бесконечно: энигматичность главной героини, отношения темнокожих с белыми в расистской стране, метафоричность титульной железной дороги, великолепную операторскую работу Джеймса Лэкстона, умеющую рассказывать истории одним только цветом неба, душераздирающую музыку Николаса Брителла, изобретательный саунд-дизайн.
Однако едва ли не сильнее всего впечатляет то, насколько нюансированным вышел сериал. Любой автор, менее талантливый чем Дженкинс, или автор оригинальной книги Колсон Уайтхед, превратил бы антагониста истории — охотника за беглыми рабами Риджуэя (впечатляющая роль Джоэла Эджертона) — в картонного злодея. Однако в случае с «Подземной железной дорогой» это становится поводом для исследования ненависти белой маскулинности к темнокожим: четвертая, пятая и шестая серии — по сути, отдельная арка героя. Похвально и то, что Дженкинс не хочет упиваться экранной кровью. Самая брутальная сцена сериала проговаривается устно — и разбивает сердце в ней не жестокость, а опустошительная реакция героини. Даже в сцене, где хозяин сжигает раба в назидание остальным, Дженкинс находит способ перевернуть привычные конвенции боди-хоррора и дать взгляд из глаз казненного, поместить зрителя в его шкуру.
«Подземная железная дорога» — неидеальный сериал (вопросы есть к сценарной структуре и отдельным авторским решениям). Однако плюсы этой сложной, многогранной, масштабной работы перевешивают любые недостатки. Тот случай, когда хочется повторить за Элемом Климовым: иди и смотри.
В.Г.
самые кассовые сериалы зарубежные
самые кассовые сериалы зарубежные