Навои писатель
Биография
Алишер Навои – великий тюркский поэт, мыслитель, общественный и государственный деятель XVI века. Оставил в истории след как выдающийся литератор, писавший на персидском (фарси) и тюркском языках. Благодаря тюркоязычному творчеству Навои считают родоначальником литературы многих центральноазиатских народов. К примеру, в Узбекистане Навои является основоположником национального литературного языка.
Детство и юность
Низомиддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года в Герате. В те времена Герат являлся столицей Хорасана (ныне территория современных Узбекистана и Ирана) – провинции в составе Мавераннахра, государства, созданного Амиром Тимуром.
О происхождении Алишера Навои до сих пор ведутся ученые дискуссии. Спорными считаются 2 версии: согласно первой, он - потомок уйгурских бахши (сказителей), по второй, его принадлежность восходит к монгольскому племени барласов, выходцем которого был сам Тимур.
Отсюда и привилегированное положение его отца - Гиясиддина Кичкине, который служил чиновником при дворе Тимуридов, был человеком просвещенным, из образованной династии. Один дядя Алишера был поэтом, второй – музыкантом и каллиграфом.
Будучи сыном придворного, мальчик рос во дворце правителя Хорасана, где подружился с царевичем Хусейном Байкарой - внуком Омар-шейха, второго сына Тимура. Позднее друзья вместе учились в медресе Герата, где оба проявили любовь к гуманитарным наукам, в частности к поэзии и литературе.
Источники пишут, что уже в 15 лет Алишер писал великолепные стихи. Одним из учителей Навои стал прославленный персидский поэт-мистик, суфий Джами. В 1466-1469 годах талантливый юноша учился в медресе Мешхеда и Самарканда – столице Тимуридского государства, познавал философию, логику, математику и другие науки. Затем вернулся в родной Герат по призыву друга детства Хусейна Байкары, который к тому времени занял хорасанский престол.
Государственная деятельность
Султан Хусейн приблизил к себе любимого друга, назначив его визирем и даровав титул эмира в 1472 году. Байкара ценил талант и способности Навои, которого теперь хотел поставить на службу государству. Алишер поддерживал правителя во многих реформах, но наиболее ярко его поддержка проявилась в расцвете культурной жизни Герата. В этом Байкара был солидарен с Навои, он сам писал стихи под псевдонимом Хусайни и поощрял деятельность ученых и творческих людей.
Именно в эпоху Навои в Герате было организовано сообщество поэтов (Навои, Джами), историков (Мирхонд, Хондамир), музыкантов, каллиграфов, художников (Камалиддин Бехзод) и др.
При Навои в Хорасане соорудили свыше 20 мечетей, 10 ханаков (обитель для суфиев), 20 водоемов, 16 мостов, дамбы, мавзолеи. Ведется много реставраций старинных построек. Так, в числе заслуг Навои – восстановление Соборной мечети Герата XIII века. Интенсивное строительство влечет за собой расцвет зодчества, здания украшают вязью лучшие каллиграфы того времени.
Визирь развивает ремесла: ткачества, ковроделие, гончарное и ювелирное искусства. Герат превратился в процветающий культурно-ремесленный центр Востока. Ряд объектов, по сообщениям историков, визирь построил на собственные средства и совершил много благотворительных актов для бедняков: раздавал одежду, устраивал обеды для нуждающихся.
В биографии Навои много противоречий. Так, например, по-разному трактуются те или иные события в его жизни. Так, есть сведения о том, что, не выдержав груз дел государственных, чиновник подает в отставку и посвящает себя исключительно творчеству. Другие источники гласят, что, подав в отставку, Навои все же остается верным подданным султана при дворе и продолжает помогать ему в управлении страной.
Также известен факт назначения Алишера Навои наместником Астрабадской области Хорасана в 1487 году. Однако ряд экспертов трактуют это ссылкой в глухую провинцию на почве охлаждения между правителем и его верным визирем. Другие, напротив, представляют это решение в свете особого доверия султана к другу детства.
Так или иначе, в 1488 году поэт окончательно удаляется от государственных дел и поселяется в Герате, чтобы пестовать литературный талант.
Творчество
Известно творчество поэта на двух языках – тюркском под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный», от слова наво – «музыка») и персидском под именем Фани (что значит «бренный»). За свою жизнь Навои написал свыше 3000 газелей (лирические стихотворения), которые потом были объединены в специальные сборники – диваны.
Самым известным произведением Навои является «Хамса», или «Пятерица» - собрание из 5 поэм, написанное автором как дань уважения творчеству классику персидской поэзии Низами Гянджеви, создавшему свою «Пятерицу» в XII веке.
В «Хамсу» Навои входят поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера», написанные в разное время. Первое произведение цикла поэт написал в 1483 году, его можно назвать социально-философским. Навои описывает события, происходящие в государстве: произвол знати, феодальные войны, угнетение бедных, а также дает этому моральную оценку.
В 1484 году автор пишет романтические поэмы «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин», используя мотивы народных сказаний. В этих произведениях поэт воспевает не только чувства влюбленных, но и проблемы религии, социального неравенства, бедноты. Также в этот период написана поэма «Семь планет», в которой в иносказательной форме автор критикует отдельных представителей правящего клана Тимуридов.
И, наконец, пятой поэмой стала «Стена Искандера» о жизни знаменитого полководца и завоевателя Средней Азии Александра Македонского, известного на Востоке как Искандер Зулькарнайн. Конец 80-х – начало 90-х годов отмечены работой над историческими трудами. Навои пишет «Историю правителей Аджама», «Историю иранских царей» и «Историю пророков и мудрецов» о прославленных деятелях Востока. Также поэт создает биографию своего учителя Джами - «Пятерица смятенных» (1492).
Как итог своего жизнеописания Навои составляет диван «Сокровищница мысли», в котором собраны четыре цикла: «Чудеса детства», «Редкость юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Это произведение, собравшее свыше 2600 газелей, считается ярким образцом лирики Навои, которое породило множество крылатых выражений, цитат и афоризмов. Высказывания Навои поражают красотой, поэтичностью и образностью.
«Огнем объяты небеса, тот факел - не зарница,
А пламя ясных глаз твоих - с ним солнцу не сравниться.
И как сгорает без следа от молнии солома,
Любовью я испепелен, душа моя дымится».
Не менее емко творчество Навои на фарси. Известны 3 сборника стихов на персидском языке: «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года» и «Диван Фани». Последними произведениями Навои стали поэмы «Язык птиц» (1499), философско-аллегорическое произведение, и трактат «Возлюбленный сердец» (1500), воспевающий идеального, с точки зрения поэта, правителя.
Личная жизнь
Алишер Навои принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия, был набожным человеком и добровольно принял аскезу – не был женат, не познал радость рождения детей. Как сказал о нем тимуридский поэт и правитель Захиреддин Бабур в эпической поэме «Бабурнаме»:
«Без сына, без дочери, без жены прошел он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».
Есть, впрочем, одна легенда о личной жизни поэта, которая гласит, что в юности Алишер Навои и Хусейн Байкара влюбились в одну и ту же девушку – Гули. Благородный Навои не мог сделать больно другу и уговорил красавицу стать женой Хусейна. Считается, что любовь к Гули поэт пронес через всю жизнь.
В своих же поэмах поэт осуждает одиночество и даже написал замечательные строки:
«Кто одиночества избрал себе судьбу -
Не человек: свою он обокрал судьбу.
Он и с людьми – один, все дни его горьки:
Слыхал ли кто хлопки единственной руки».
Алишера Навои современники называли человеком непростого характера, вспыльчивым и даже высокомерным.
«Он был человеком в высокой степени тонкого ума и прекрасного воспитания, – характеризует Алишера Бабур, – и требовал, чтобы все люди вели себя так же, и потому ему трудно было с ними ладить».
Портреты поэта, по признанию историков, передают сущность характера литератора.
Смерть
Алишер Навои умер 3 января 1501 года в Герате, ослабев от долгой болезни. Перед смертью он отдалился от мирской суеты и жил отшельником в келье у мавзолея своего суфийского учителя.
Мужчина ушел, оставив после себя богатое литературное наследие: около 30 произведений - стихов, поэм, трактатов. Его труды переведены на десятки языков мира, а книги и рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.
Памятники поэту установлены в Ташкенте, Москве, Баку, Шанхае, Вашингтоне и других городах мира. В 1991 году к 550-летию поэта была выпущена рублевая монета с изображением Алишера Навои.
Цитаты
Рука, пласты угля круша, становится черна,
Душа, с народом злым дружа, становится грязна.
Все отдать, себя лишая, - это щедрость свыше мер,
Сделать то же, только молча, - это мужества пример.
Два мира примирить в себе, о друг, нам не дано:
Две лодки схватишь за борта — потонешь все равно.
Слепец, кто вечности искал среди забот мирских,
Глупец, кто верности искал среди сердец людских.
Библиография
- 1483 – «Фархад и Ширин»
- 1483 – «Лейла и Меджнун»
- 1483 – «Семь планет»
- 1485 – «Стена Искандера»
- 1488 – «История правителей Аджама»
- 1498 – «Сокровищница мыслей»
- 1499 – «Язык птиц»
- 1500 – «Возлюбленный сердец»
навои писатель
Алишер Навои (9 февраля 1441, Герат — 3 января 1501, там же) — выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.
Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, по происхождению из уйгурских бахшей, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера — Абу Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.
Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами — в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском ифарси).
В 1469 году назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чинвизиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, — в период охлаждения их отношений, — в Астрабаде.
Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведенымедресе, ханака, библиотека, больница.
Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.
Текст лекций спецкурса “Жизнь и творчество Алишера Навои” подготовлен для студентов старших курсов Узбекского государственного университета мировых языков. Он содержит материалы как общего характера о жизни и творчестве великого сына узбекского народа, так и литературоведческий анализ значительных произведений Алишера Навои. В текст лекций включены последние изыскания по Навоиведению, что отличает текст данных лекций от предыдущих. Помимо вопросов в конце текста даются и задания, направленные на творческую работу студентов. Значительно обновлен ссылочный аппарат.
Тема 1: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АЛИШЕРА НАВОИ
План:
1. Эпоха А.Навои.
2. Герат в судьбе А.Навои.
3. Алишер Навои и Хусейн Байкара.
4. Общественная и литературная деятельность А.Навои.
Опорные слова: Мавераннахр, Хорасан, Абдурахман, Джами, Атаи, Саккаки, Лутфи, “Хамса”, газель, рубаи, бейт, кытъа, туюк, мухаммас, суфизм, смена правителе, распад империй, темуриды.
Классическое наследие писателей прошлого, являются неотъемлемой составной частью в строительстве культуры, ярким доказательством которого может стать творчество Алишера Навои. Произведения созданные в XV веке, занявшие достойное место не только в отечественной, но и мировой литературе продолжают служить делу нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Алишер Навои один из величайших писателей мировой художественной литературы. Узбекский народ гордится творческим подвигом своего гениального сына, так же как гордится английский Шекспиром, немецкий Гете, азербайджанский Низами, казахский Абаем, таджикский Джами, русский Пушкиным.
В истории литературы народов Востока поэзия занимала главное место. До нас дошли и стали предметом тщательного изучения некоторые образцы древней тюркской поэзии, известные науке как тюркско-рунические надписи, которые относятся к VI-VIII векам.
Первое известное нам поэтическое произведение на тюркском, т.е. староузбекском языке – дидактическая поэма “Наука быть счастливым” Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни, датируется 1069 годом. Немного ранее была создана эпопея в стихах, написанная на фарси (таджикско-персидском языке) “Шахнаме” Фирдоуси. Бессмертные произведения литературы созданные на этом языке, выдающимися представителями которой были Рудаки, Низами, Руми, Аттар, Саади, Хафиз, Джами и др., проповедовали гуманистические идеи, явились образцом блестящего мастерства художественного слова.
Узбекская литература развивалась на основе этих богатых литературных традиций. Еще до Навои на узбекском языке были созданы “Мухаббатнаме” (“Книга любви”) Хорезми, “Юсуф и Зулейха” Дурбека, “Махзануласрар” (“Сокровищница тайн”) Хайдара Хорезми, стихи Лутфи, Саккаки, Амира, Атаи, Гадои и многих других.
Однако привезти в движение и раскрыть все творческие возможности родного языка до высшей степени совершенства – исполнение этой миссии выпало на долю Алишера Навои. Великий поэт, выдающийся деятель культуры, мудрый политик и государственный деятель, ученый, художник и музыкант, Навои обладал еще одним особенным талантом – талантом быть и оставаться человеком, ярким доказательством сказанного служат слова великого Навои: “Самым лучшим человеком признай того, от кого будет наибольшая польза для народа”; “Если ты человек, то не признавай человеком того, кто не заботится о благе народа”. Эти мысли были высказаны Навои в эпоху, когда кровавые преступления были типичным явлением; когда из-за соперничества феодальных властителей проливалась кровь народа; когда жестокость и алчность были нормой поведения в кругах титулованных грабителей, имеющих власть над страной. В таких непростых условиях жил, творил великий сын узбекского народа Алишер Навои.
Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в городе Герате, столице Хорасанского государства. Его отец Гиясиддин принадлежал к родовой знати, близкой ко двору правителей Хорасан А.Навои с раннего детства рос и воспитывался среди людей, умевших ценить красоту художественного слова. Отец будущего поэта, сам любил литературу, часто устраивал литературные беседы дома.
С детства Алишер увлекся чтением произведений классиков персидско-таджикской литературы: Саади, Аттара и других. Все это дало возможность Алишеру взрастить свой поэтический дар, пробудившийся еще в раннем возрасте.
Серьезнейшим событием в отроческие годы Навои было знакомство с оригинальным произведением средневекового Востока – поэмой Аттара “Беседа птиц”. Навои был очарован им, оно открыло перед мальчиком целый мир волнующей, безгранично прекрасной жизни – жизни духа, пленительной мечты, творческого воображения. С 1457 по 1464 год Навои совершенствует свои знания в разных медресе Мешхеда, вернувшись в Герат, до 1466 года был на службе правителя Хорасана и Мавераннахра – султана Абу Саида.
В 1469 году, когда правителем Хорасана становится Хусейн Байкара, по его приглашению Навои прибыл из Самарканда в Герат. Поэт посвятил своему другу торжественную касыду (ода) “Хилалия” (“Новолуние”), в которой поздравил его с победой и выразил уверенность, что царствование его будет ознаменовано торжеством добра и справедливости. Однако реальная жизнь, объективные исторические обстоятельства показали тщетность надежд идеалистически настроенного поэта.
Герат и Хорасан обязаны деятельности Навои свои бурным рассветом, который они получили во второй половине XV век. А.Навои, покровительствовал поэтам, ученым, художникам, каллиграфам, архитекторам, музыкантам, танцорам, композиторам и другим мастерам различных искусств и ремесел. Такие знаменитые деятели культуры и науки, как историки Мирхонд, Хондемир, Васифи, художник Камилиддин Бехзод, каллиграф Султан Али Мешхеди и многие, многие другие, которым покровительствовал Алишера Навои.
Не имея ни семьи, ни детей, ни наследников, поэт значительную часть своего огромного состояния тратил на благотворительные дела. Он построил немало учебных заведений, больниц, караван-сараев, каналов, мостов, дорог…
А.Навои явился первым поэтом, создавшим на узбекском языке не только огромное количество первоклассных лирических стихов, но и дерзнувшим приступить к сочинению на родном языке “Пятерицы” цикла поэм, который сложился как жанр в творчестве великих поэтов, писавших на таджикско-персидском языке. Эта задача была блестяще разрешена Навои: права узбекского языка оказались прочно утвержденными, а его достоинства – общепризнанными. Так были заложены основы узбекской классической литературы и современного узбекского литературного языка.
Являясь не только писателем, но и лингвистом, историком и теоретиком, музыкантом, он был сведущ в некоторых вопросах и естественных наук, что сыграло большую роль в формировании его мировоззрения. Об этом свидетельствуют его произведения, об этом говорят и его современники. Известный историк Хондамир в своей “Книге благородных качеств” пишет: Слово твое разрешает сложности науки: речь твоя развивает все, сказанное вкратце… Твоему чистому, сверкающему естеству досталось понимание науки естественной. В сердце твоем блистают знания божественные, они согнали с чела мрак пустых забав. Обратилась твоя мысль к математике, и стал разум садом, украшающим рай”.
Литературное, философское, научное наследие Алишера Навои явилось закономерным продолжением того, что было создано до него пытливым человеческим умом на Востоке, прежде всего и больше всего на его родине. Навои внес немалую долю в сокровищницу культуры народов Центральной Азии. Величие Навои в том, что он старался ответить на запросы своей эпохи с передовых, прогрессивных позиций.
Именно гуманистические, патриотические мысли, передовые идеи Навои сделали его великим человеком своей эпохи.
Одной из характерных сторон гуманизма и патриотизма Навои, того нового, что внес он в литературу и философию народов региона, является его учение о любви в широком смысле этого слова.
Творчеству Алишера Навои посвятили свои произведения многие писатели и поэты современности. Так, известный узбекский писатель ХХ столетия, Айбек написал роман “Алишер Навои”, в которой повествуется о жизни и деятельности великого сына узбекского народа; Иззат Султан и Уйгун создали драму “Алишер Навои”, в которой рассказывается легенда о любви Алишера и Гули знаток узбекской литературы Лидия Бать посвятила Навои повесть “Сад жизни”. Они не повторяют друг друга, а дополняют, произведения каждого из вышеназванных писателей, это оригинальное творение, посвященное поэту, мыслителю, государственному деятелю. И в настоящее время проводится много изысканий по творчеству Алишера Навои. Произведения Навои переведены на многие языки мира, именем поэта названы города, районные центры, культурные учреждения.
1. Правление тимуридов.
Жизнь и творчество Алишера Навои относится ко второй половины XV века, ко времени правления тимуридов – одному из наиболее сложных периодов в истории Центральной Азии.
Разрушительные войны сметали с лица земли посевы и сады, оросительные сооружения, возведенные талантливыми людьми. Тимур (13361405 гг.) создал могучую империю, простиравшуюся от Средиземного моря до границ Китая. После смерти его владения распались, многие страны отделились от этой империи. Наследникам Тимура достались из всех владений Хорасан и Мавераннахр. Развернулась ожесточенная борьба наследников за престол. После продолжительных кровавых распрей престолом овладел Шахрух, который оставил себе Хорасан, а Мавераннахр пожаловал своему сыну Улугбеку. Внешне казалось, что владения тимуридов разделены на две части, а на самом деле в них имелся ряд уделов, в которых правили потомки шаха.
В 1447 году умер правитель Хорасана Шахрух, последний сын Тимура, а в 1449 году, был убит сын Шахруха Улугбек, правитель Самарканда и крупный ученый, астроном. Борьба за престол обострилась. И лишь в начале 50х годов, она немного ослабела, и Хорасаном стал править Абул Касим Бабур (14511457 гг.), а Мавераннахром – Абу Саид (14521469 гг.). В 1469 г. в одном из сражений предпринятого Абу Саидом наступления на Западный Иран он погибает и правителем Хорасана становится друг детства Алишера Навои Хусейн Байкара (14691506 гг.), долгое время боровшийся за престол. Сразу же после захвата власти, Байкара привлекает на свою сторону Навои и других просветителей и с их помощью добивается относительной стабилизации политического режима в стране, несколько укрепляет государственную власть, уделяет большое внимание науке, искусству, литературе, а также много заботится о благоустройстве городов.
Расширение оросительных систем и торговли, развитие ремесел, оживление экономических связей с соседними государствами и возникновение крупных городов подготовили известную предпосылку для культурного прогресса.
В период правления тимуридов такие большие города, как Самарканд, Герат, Андижан, Балх и Бухара, превратились в крупные культурные центры. В них трудилось много ученых, здесь создавали свои творения мастера поэзии и искусства. Медресе Улугбека в Самарканде, Биби-Ханум, Шахи-Зинда, обсерватория Улугбека, Гур-Эмир и другие сооружения – это бессмертные памятники народного зодчества. Слава самаркандских медресе облетела государства Ближнего и Среднего Востока. В культурном развитии Самарканда большую роль сыграл великий ученый-астроном Улугбек. По своим научным воззрением и просветительским идеям он резко отличался от других правителей.
2. Герат в судьбе А.Навои.
Жизнь и деятельность Навои неразрывно связаны с Гератом. После того, как великий ученый-астроном Улугбек, явившийся одновременно правителем Самарканда (14091449), погиб от руки своего сына Абдуллатифа, значение этого города как культурного центра стало заметно уменьшаться. Во второй половине XV века крупнейшим центром науки и искусства становится Герат, столица Хорасана.
Герат издавна славился культурными традициями, однако, тяжелый урон был нанесен ему нашествием монголов: в 1222 году войска Тули, сына Чингисхана, взяли город, разрушили его и почти полностью истребили его население. При сыне Тимура Шахрухе были предприняты крупные восстановительные работы, и Герат вновь обрел славу одного из красивейших и оживленных городов Востока.
Герат лежал на скрещении крупнейших караванных путей – из Ирана в Китай, из Индии в Среднюю Азию. Местные и иноземные купцы торговали на широких базарных улицах. Толпы людей кишела в центре и в северной части города – на улицах, прилегавших к сильно укрепленной цитадели Ихтиаруддин. Город славился художественными ремеслами, замечательными изделиями гончаров, оружейников, каменотесов, ювелиров, каллиграфов, переплетчиков, ткачей…
В Герате было много красивых зданий, более десяти медресе – учебных заведений высшего и среднего типа, одна из крупнейших библиотек того времени, основанная отцом Улугбека – Шахрухом. При библиотеке трудилось множество ученых, переписчиков, художников-миниатюристов, переплетчиков, позолотчиков. В книгохранилище доставляли наиболее ценные рукописные книги, с них изготовлялись великолепные копии. Здесь был составлен сводный текст “Шахнаме” Фирдоуси.
Характерной чертой культурной жизни столицы Хорасана было то, что в ней участвовали, наряду с привилегированными сословиями, также и представители средних слоев городского населения – ремесленники, писцы, торговцы, чиновники, мелкое духовенство.
Во второй половине XV века культурная жизнь Герата была теснейшим образом связана с деятельностью Навои.
Низамиддин Алишер Навои (Навои литературный псевдоним поэта, по-узбекски означает “напевный”, “мелодичный”). Он происходил из знатного тюркского рода. Отец Алишера, Гиясиддин Кичкине, был близок к придворным кругам, и, видимо, ему не чужды были также и литературные интересы. Семья его была связана узами дружбы с семьей будущего правителя Хорасана султана Хусейна. Среди родичей поэта были люди, причастные к литературе и искусству. Можно предполагать, что уже в ранние годы Алишеру доводилось слышать чтение стихов.
С четырех-пяти лет Алишер обучался в одной из школ Герата. Обучение велось на арабском и таджикско-персидском языках, и уже с детских лет будущему поэту открылись сокровища поэзии. В особенности увлекался он поэмой таджикско-персидского поэта Фаридуддина Аттара “Речь птиц” (“Беседа птиц”). Возможно, что именно к этому времени относятся первые попытки Алишера сочинять стихи. Имеются сведения, что уже в пятнадцатилетнем возрасте Навои был известен как поэт, слагающий стихи на двух языках – таджикско-персидском и тюркском (староузбекском).
Вместе с Алишером в школе учился и тимуридский царевич Хусейн Байкара, будущий правитель Герата.
Во время междоусобиц, начавшихся после смерти правителя Герата Шахруха, семья поэта покинула город и вернулась туда только через несколько лет. Около 1457 года Алишер начал учение в одном из медресе в Мешхеде. После недолгого пребывания в Герате, Навои уезжает в Самарканд, где учится в медресе. Здесь он общается с различными учеными и поэтами.
В своей государственной деятельности Навои, несомненно, был передовым человеком своего времени. Разумеется, он не был сторонником народовластия, так как сама идея демократического правления была чужда воззрениям Навои и взглядам той эпохи вообще. Однако Навои прилагал много усилий для претворения в жизнь своего убеждения в том, что мудрый правитель должен заботиться о благосостоянии народа и его культуре. Назначение на высокую государственную должность он использовал для многих культурных назначений. По его указаниям было построено много красивых зданий общественного назначения – больницы, медресе, бани. На благоустройство города пошла значительная часть средств самого поэта.
Навои оказывал покровительство ученым, людям искусства, мастерам художественных ремесел. Его благородная щедрость распространялась и на простой люд: он помогал нуждающимся и даже несколько раз освобождал население от налогов, покрывая недостачу казны за свой счет “из средств своих, писал Навои, я брал себе на жизнь лишь то, что необходимо простому человеку, довольствовался халатом, который защищал меня в жару и в холод, и непритязательной пищей. Остальное же я тратил на общение с народом, на питание служителей и домочадцев. А то, что оставалось сверх расходов на еду и на исполнение различных обязанностей, я представлял на благотворительные дела”.
Деятельность А.Навои встречала резкое противодействие реакционных кругов. Непосильная борьба с противниками подтачивала силы поэта. В конце семидесятых годов ему удается сложить с себя бремя государственной службы. К этому времени Навои был уже автором большого количества лирических стихотворений.
В 14831485 годах Навои в короткий срок создает пять поэм своей “Пятерицы”. Суровое осуждение деспотической власти в поэмах, несомненно, выросло из наблюдений Навои над жизнью гератского двора и злоупотреблениями придворных казнокрадов. В 1487 году Навои, навлекший на себя немилость Хусейна, был отправлен в Астрабад и поставлен там во главе местной власти. Это было замаскированной ссылкой, так как Астрабад по отношению к Герату являлся далекой провинцией. Поэт подчиняется решению правителя, но едет туда без особого желания:
Жажду я благоустроить свой прославленный Герат,
Да разлуки рать мешает – высылают в Астрабад.
И там Навои продолжает напряженно работать. Он заботится о благе народа и о благоустройстве вверенных ему земель. Одновременно он создает все новые и новые газели и объединяет их в большой “Диван” из четырех частей. В это время творческий гений Навои – автора множества лирических стихов и “Пятерицы” находится в зените своего расцвета.
Только в 1489 году Навои было разрешено вернуться в столицу. По приезде в Герат Навои вновь отдается литературным трудам: он создает поэму “Язык птиц”, трактат “Суждение о двух языках”, пишет свой последний труд – сочинение философско-назидательного характера “Отрада сердца” (14991500).
© Сыздыкбаев Нургали Артыкбаевич
Спецкурс по жизни и творчеству Алишера Навои
© Жизнь и творчество Алишера Навои. Сыздыкбаев Н. А.
http://uzswlu.datasite.uz/data/Module/speskurs po jizni i tvorchestvu Alishera Navoi.pdf