Катушечные
Ретро снова в моде. Сегодня продажи виниловых пластинок находятся на рекордном уровне за несколько десятилетий, и это неспроста. Чем стремительнее прогресс цифровых технологий, тем сильнее людей тянет к старым аналоговым вещам… бумажные блокноты с кожаным переплётом, пластинки с тёплым ламповым звуком. Даже простенькие кассетные магнитофоны снова обретают популярность у тинейджеров, которые никогда раньше не слышали ласковое шипение аналоговой плёнки и не перематывали аудиокассету на карандаше.
Такие артефакты прошлого пробуждают теплоту в сердце и острую ностальгию по натуральной, естественной жизни. Некогда массовый продукт даже трансформируется в элитный дорогой товар, доступный только настоящим ценителям, которые могут позволить себе такой раритет.
На этой неделе произошло знаковое событие. После двадцати лет немецкая компания Roland Schneider Precision Engineering из Дюссельдорфа решила возобновить производство бобинных (катушечных) магнитофонов. Они поступят в продажу под маркой Ballfinger по цене от 9500 до 24 000 евро.
Бобины с аудиоплёнкой доминировали на рынке звукозаписи львиную часть 20 века (примерно с 40-х до 90-х), пока их не вытеснили другие форматы. Они обеспечивали самый качественный профессиональный звук, а плёнку было относительно легко редактировать, склеивая аудиозаписи и вырезая лишние фрагменты. Только в конце 20 века появилась качественная цифровая техника, которая смогла заменить студийные катушечные магнитофоны в профессиональной работе со звуком. На компьютере было гораздо проще сводить и редактировать звук, а также копировать записи.
В бытовом секторе катушечники были практически вытеснены кассетными моделями к середине 80-х годов — для среднего потребителя компактность и простота использования оказались важнее качества звучания.
Казалось, технология навсегда ушла в прошлое. Наверное, бобины с плёнкой в фильме «Криминальное чтиво» видело больше людей, чем в реальности.
Но сейчас катушечные магнитофоны возвращаются к жизни. Немецкие модели Ballfinger нацелены на самых требовательных аудиофилов. Аппараты продаются по запредельной цене от 9500 до 24 000 евро (как в советское время самые качественные бобинники стоили годовую зарплату инженера, так и сейчас). Некоторые модели можно комплектовать под заказ.
Топовая модель Ballfinger оснащена тремя двигателя с прямым приводом, системой аудиомонтажа, волюметром и боковыми панелями из орехового дерева. Фото: Ballfinger
«Цифровые носители великолепны, но переживание музыки — нечто большее, чем просто прослушивание звукового файла, это нечто чувственное, это катушки, которые вращаются и которые можно потрогать, — говорит Роланд Шнайдер (Roland Schneider), дизайнер Ballfinger. — Когда дело доходит до качества звука, ничто другое в аналоговом мире не даёт вам такого ощущения пребывания в студии звукозаписи, как плёнка на катушках».
Фото: Ballfinger
Компания Schneider представила прототипы катушечных магнитофонов в прошлом году на промышленной ярмарке в Гамбурге. Они сразу вызвали ощутимый ажиотаж у аудиофилов — и сразу стало понятно, что такая ретро-техника будет востребована.
Такая тенденция к возвращению ретро наблюдается не только в западных странах, но и на постсоветском пространстве, где аудиофанаты с упоением обсуждают на форумах культовые модели советских магнитофонов и другой аппаратуры: «Соната 304», «Комета 209», «Ростов 102», «Ростов 112», «Олимп 003», катушки «Свема»…
Магнитофоны-приставки «Нота-202-стерео», «Нота-203-стерео» и «Нота-203-1-стерео» с 1976, 1977 и 1979 года выпускал Новосибирский ЭМЗ
Немецкая компания потратила шесть лет на проектирование катушечного магнитофона нового поколения. Ещё в процессе подготовке массового производства были получены заказы от более чем 80 дистрибьюторов со всего мира.
Очевидно, рынок созрел для возвращения ретро-формата, который даже звучит немного иначе, чем «плоские» цифровые записи без искажений. Аналоговое оборудование снова устанавливают в студиях звукозаписи, а многие звёзды эстрады заново открывают для себя старый способ производства песен. Lady Gaga, Ryan Adams и The Black Keys — вот лишь некоторые из артистов, которые записали песни на плёнку в последние годы. Эксперты предполагают, что их примеру могут последовать и другие.
катушечные
Продолжаем рассказывать историю аудиотехники и форматов — сегодня остановимся на катушечных магнитофонах. Как и когда они появились и развивались, как стали популярными? Когда утратили свои позиции и почему интерес к ним снова растет?
Изобретение магнитозаписи
История появления катушечных магнитофонов связана с изобретением Томасом Эдисоном фонографа и звукозаписи как таковой в 1877 году. Американский инженер Оберлин Смит под впечатлением от устройства Эдисона предлагает использовать для записи звука магнетизм, а в качестве носителя — хлопковую нить, в которую вплетены частички стальной проволоки. В 1888 Смит публикует свои идеи по совершенствованию фонографа в надежде, что кто-нибудь возьмется за их реализацию, так как у него на это попросту не хватало времени, но этого не происходит. Многие идеи Смита независимо воспроизвел инженер из Дании Вальдемар Поульсен. В 1898 году он создал первое устройство магнитной записи — телеграфон, использовавший в качестве носителя проволоку из стали.
Появление магнитофонов в Германии
Похожие на современные магнитофоны и магнитные ленты появятся только через три десятилетия в Германии. Сначала в 1928 году инженер Фриц Пфлеймер предложил в качестве носителя использовать ленту из бумаги с напылением оксида железа. Производством пленки занялся химический концерн BASF, а производитель электроники AEG взялся за разработку устройства записи и воспроизведения. Первый Magnetophon K1 представили публике на выставке в Берлине в 1935 году.
Качество первых записей оставляло желать лучшего. Одним из первых концертов, записанных на магнитофон, была 39-я симфония Моцарта в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением сэра Томаса Бичема во время их концертного тура 1936 года в Германии. Запись велась на магнитофоне AEG K2 со скоростью 100 см/с на ленту из раннего типа черной окиси железа Fe3O4. Дирижер и музыканты, услышав воспроизведение, были очень разочарованы искажениями и шумами.
В 1939 году оксид Fe3O4 был заменен на Fe2O3, что позволило значительно улучшить качество записи, и формула стала мировым стандартом до 1970-х годов, когда появились ленты из диоксида хрома.
Другим улучшением стало подмагничивание пленки при записи. Поначалу использовался постоянный ток, но в 1941 году инженеры немецкой национальной радиовещательной организации RRG случайно обнаружили, что подмагничивание переменным током приводило к поразительному улучшению качества звука. Открытие было сделано, когда «в ремонт» отправили магнитофон, производящий записи необычайного качества. Оказалось, что в машине был осциллирующий усилитель, выдававший переменный ток. Использование этого случайного открытия позволило магнитной ленте превзойти пластинки по качеству звука.
Однако до окончания Второй мировой войны технология остается внутри Германии. Первые американские и британские магнитофоны разрабатывались на основе «трофейных» и появились в 1947 году, а в 1949 вышел первый советский бобинник «Днепр-1».
Студийные катушечные магнитофоны
В 50-х появляются стереофонические и многодорожечные аудиомагнитофоны, а пленку также начинают использовать для записи видео и хранения информации в ЭВМ. Бобины становятся студийным стандартом на долгие годы вплоть до появления цифровой записи. Пленка, во-первых, позволяла записывать дольше, чем цилиндры или пластинки. Во-вторых, запись стала проще и дешевле — больше не требовалось присутствие инженера по нарезке дисков на каждой сессии, достаточно было заменить бобину с пленкой в магнитофоне и продолжать запись.
Но, пожалуй, главное и самое интересное — звукоинженеры получили возможность редактировать, стирать и перезаписывать дубли несколько раз на один носитель, сводить отдельно записанные дорожки и манипулировать звуком как физическим объектом. Основной метод редактирования — нарезка и склейка нужных фрагментов ленты. Изменяя угол среза, можно добиться резкого или медленного перехода из отрывка в отрывок.
Эксперименты со скоростью и направлением воспроизведения, коллажированием отрывков и «бесконечными» пленочными петлями (tape loop) превратили магнитофон в отдельный музыкальный инструмент и расширили палитру доступных музыканту и слушателю звуков. На основе манипуляций с магнитофонами и петлями пленки появились первые эффекты задержки/эха (tape delay/echo). Укорачивая или удлиняя петлю и регулируя головки чтения и записи, можно было контролировать характер эха. Сначала этот метод был наиболее распространен среди ранних композиторов так называемой конкретной музыки, но достаточно быстро вышел за ее пределы. Так, в 1954 году американский продюсер Сэм Филлипс создал эффект эха с помощью двух магнитофонов Ampex 350, который можно услышать у Элвиса Пресли (например, в треке «Blue Moon of Kentucky») и Бадди Холли. Вскоре после этого в продаже появляются отдельные модули эффектов — ленточные эхо-машины.
Бытовые катушечные магнитофоны
К концу 1950-х недорогие катушечные магнитофоны стали распространяться и в качестве бытового устройства по обе стороны Атлантики. Важным отличием магнитофонов от царствовавших тогда проигрывателей пластинок стала возможность записи. Слушатель впервые получил возможность быть создателем: как минимум — копии существующей записи, как максимум — собственного контента, музыки, речи или коллажирования различных записей для создания своего микстейпа. Это навсегда изменило мир и доступность звукозаписи.
C появлением транзисторов на рынок выходят портативные магнитофоны. Первая советская модель 1963 года называлась «Весна». Магнитофон работал от батареек 5-8 часов и имел частотный диапазон от 100 до 6000 Гц. А популярности домашних магнитофонов способствует появление доступных магнитофонных приставок. В отличие от полноценного стационарного магнитофона, приставка подключалась к внешнему усилителю в настольном радиоприемнике или радиоле. В СССР недорогой и популярной стала марка приставок «Нота», первая модель вышла в 1966 году.
Спад популярности катушечных магнитофонов
Но если для профессионалов и звукозаписи катушечные магнитофоны были идеальным на тот момент техническим решением, для лейблов и покупателя рост популярности формата не отменял некоторые сложности. Записи на пленку тиражировались в реальном времени, а не штамповались как пластинки, поэтому стоили дороже винила. Обращение с магнитофоном и пленкой также требовало немного больше навыков, чем установка тонарма на пластинку. Поэтому на основе катушек разрабатываются более компактные и дружелюбные для пользователя форматы кассеты. В разные годы за место под солнцем боролись более дюжины вариантов, но повсеместное распространение в итоге получили только компакт-кассеты, представленные Philips в 1963 году. В США до конца 70-х доминировал альтернативный формат Stereo 8, но и там в итоге компакт-кассета победила. К этому моменту бытовые бобинники на Западе остаются уделом аудиофилов, для которых бескомпромиссное качество звука было важнее удобства и экономии.
В СССР же популярность бытовых катушечных магнитофонов и бобин сохранялась и в 70-е, и в 80-е. Качество советских компакт-кассет и магнитофонов в то время уступало иностранным, которые большинству граждан были недоступны. В то же время на популярности катушечных магнитофонов сказывалась культура самиздата. На бобины записывали свои композиции и альбомы популярные советские рок-группы — «Кино», «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени» и другие.
Так или иначе, в 90-е производители как на Западе, так и в России прекратили выпуск новых катушечных магнитофонов. В большинстве студий их вытесняет цифровая запись. У потребителей — сначала компакт-кассеты, затем цифровые компакт-диски.
Бобинники и лента в 21 веке
Однако отдельные студии, продолжающие писать на пленку, сохранились и по сей день — некоторые инженеры и артисты находят аналоговое звучание более приятным и естественным. А в новом тысячелетии вслед за всплеском интереса к винилу можно заметить и оживление темы катушек. Отдельные компании занимаются реставрацией и продажей старых магнитофонов, а несколько лет назад аудиосообщество поразили новые High End-магнитофоны Ballfinger и Metaxas Sins.
Вслед за этим свой первый катушечник выпустил и немецкий производитель виниловых проигрывателей Thorens. Магнитофон TM 1600 представили на выставке High End 2019 в Мюнхене. Модель с компактным и тонким профилем (50 мм) разработана при участии инженеров из Ballfinger и французского производителя магнитной ленты Recording The Masters. Это двухдорожечный трехмоторный аппарат для катушек диаметром до 10.5 дюймов с 6.3-мм лентой, работающий на скоростях 19 или 38 см/с. Доступна эквализация CCIR (Европа) или NAB (США/Азия) и цифровой счетчик. Возможна как горизонтальная, так и вертикальная установка. Источник питания вынесен из корпуса для минимизации помех.
Бобины с записанной музыкой предлагает сегодня ряд лейблов, например, STS-Analog, 2xHD и inakustik, но их количество растет с каждым днем, и среди них уже есть российские — Zavalinka Records, SmartAudio Recording Lab и Reel to Reel Tapes Russia.
Откуда берутся ленты с записями в 2021? Большое интервью с лейблами
Что касается новой пленки, то сегодня ее производят ATR Magnetics в США и уже упомянутые RecordingTheMasters во Франции. Бренд RTM принадлежит компании Mulann, которая в 2015 году приобрела оборудование и технологии BASF/EMTEC и продолжила выпуск пленки высшего качества. В Dr.Head доступна и профессиональная, и полупрофессиональная ленты RTM.
Конечно, пока в силу доступности как новых магнитофонов, так и записей для них, бобинники остаются нишей для энтузиастов, ищущих максимальное качество и готовых за него заплатить. Ждет ли их в будущем новая популярность? Был ли у вас опыт общения с бобинами? Пишите в комментариях и приходите в магазины Dr.Head, где любую технику можно послушать!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!