Сирша ронан личная жизнь
Она дитя девяностых, совсем еще юная — но уже очень и очень опытная актриса. Сирша Ронан к своим двадцати пяти годам собрала рекордное количество наград и номинаций на самые престижные кинематографические премии. В их числе — пятикратная попытка взять «Оскар», последняя — за совсем свежую работу в картине «Маленькие женщины». Удастся ли Ронан стать обладательницей заветной статуэтки или нет, на самом деле не так и важно — ведь она уже причислена к самым успешным, талантливым и многогранным артистам своего времени. О родине, шовинизме и искренней дружбе Сирша рассказывает в нашей беседе.
— Сирша, мы посчитали и поняли: твоя пятая по счету роль в кинематографе — и первая работа в настоящем «большом» кино — принесла тебе первую номинацию на «Оскар». Тебе тогда было…
— Мне было тринадцать лет. До сих пор я вспоминаю нашу работу в «Искуплении» Джо Райта как прекрасное, вдохновляющее, захватывающее приключение. Знаете, пять недель съемок пронеслись буквально в момент. Так бывает, когда ты попадаешь в приятное для тебя место. Как детский летний лагерь. Только почти без детей. (Смеется.)
— Скажи, каково было тебе, совсем еще девочке, работать вместе с маститыми актерами?
— Я чувствовала себя так, будто нахожусь среди хороших приятелей. Помню, Кира (Кира Найтли. — Прим. авт.) и Джеймс (Джеймс МакЭвой. — Прим. авт.) смеялись, говорили, что я — претендентка на их гонорары, поддерживали меня и хвалили. А еще я училась, постоянно. Одним из самых мощных прорывов для меня была особая практика с Ванессой Редгрейв. Мы обе играли одного персонажа: я — в детстве, она — в старости. Чтобы создать цельный образ, узнаваемый сквозь года, мы часто становились друг напротив друга и работали зеркалами. Копировали мимику, жесты, пытались поймать общее, прочувствовать нашу героиню. Это было похоже на своеброазный танец.
— Очень круто для девочки тринадцати лет, знаешь?
— На самом деле почти все, что я сейчас умею, я взяла с тех съемок. Режиссер, Джо Райт, научил меня очень многому. Например, я почти никогда не смотрю на себя в только что отснятом кадре на мониторах. Пытаюсь не оглядываться назад, доверяю своей актерской интуиции.
— Судя по тому, как складывается твоя карьера, те уроки не прошли даром. Но будем откровенны, все советы и рекомендации «упали» в благодатную почву. А кто еще помогал тебе на съемках?
— Везде и всюду мне помогает моя мама. Она моя родственная душа.
— Судя по тому, что ты сохранила адекватность, талант, здоровье и задор, несмотря на то, что твоя карьера стартовала, когда тебе было десять лет, твоя мама обладает каким-то секретом воспитания. Расскажи о своем детстве!
— Я родилась в Бронксе, в самой простой семье. Моя мама — няня, а папа актер. Затем мы переехали в Ирландию, начали жить в небольшом местечке Хоут. Мне рассказывали, что мы жили бедно. Но знаешь, я этого совершенно не ощущала, не думала, что мы нищие, что нам чего-то не хватает. И все это благодаря как раз-таки моей маме. И когда моя карьера стартовала, она стала меня оберегать и помогать. Не так, как безумная защитница, которая не позволяет чувствовать жизнь, фанатично ограждая от всего, нет. И она никогда не пыталась реализовать свои желания через меня, понимаешь? Она просто была рядом, и я знала, что всегда смогу обнять ее, что она всегда на моей стороне. Вообще это потрясающее чувство тыла. Опоры. Ты просто знаешь, что с тобой твой человек. Просто, но невероятно!
— Какой самый ценный совет, который тебе дала мама?
— Она научила меня уважению к окружающим меня людям. Вокруг ребенка на съемочной площадке крутится огромное количество взрослых. Все переживают, пытаются накормить, помочь, направить. И всегда есть риск, что ты привыкнешь к этому привилегированному положению. Будешь думать, что вот так и продолжится. «Ты не королева улья, Сирша!» — все время повторяла мне мама. И ведь правда, я не королева улья. (Смеется.)
— Как изменилась ваша жизнь с приходом к тебе славы?
— Часто я даю интервью у нас в доме. Так вот, журналисты могут удостовериться, что мы живем все в том же простом домике, никаких излишеств. У нас много фотографий, всякие уютные скатерти. Мама печет. О, как она печет!.. Так что у нас ничего не поменялось. Мы стали даже более близкими, чем раньше. Нет, слово «близки» не то. Оно недостаточно. Мама как часть меня, понимаешь? Она — моя, а я — ее. И все же у нас был своеобразный… подростковый период, когда пора было сепарироваться. Обычно юноши в этот момент едут в колледж, начинают самостоятельную жизнь. Я стала ездить одна на съемки.
— И на какой картине ты, так сказать, выступила соло впервые?
— Мне исполнилось двадцать, и я отправилась работать в картине «Отель 'Гранд Будапешт». И сразу попала в компанию супер-людей — Тильда Суинтон, Рэйф Файнс… Это самое захватывающее в новых съемках — общение с этими талантами.
— С кем из них ты дружишь, общаешься до сих пор?
— Например, Райан Гослинг. Он просто душка, сладчайший парень! Знаю, что мы могли познакомиться с ним куда раньше, чем вышло, — кажется, он мог бы сыграть моего папу в «Милых костях». Но потом он стал невероятно популярным, и не сложилось. Наше знакомство состоялось как раз тогда, когда я подумывала переехать от родителей и жить отдельно. И вот я звонила маме, рассказывала ей про Райана, а она подумала, что у меня случилась романтическая привязанность.
— А ее не случилось?
— Вы видели Райана Гослинга? Конечно, он просто супер. Но нет. (Улыбается.)
— Ты почти ничего не говоришь о личной жизни. Это осознанная позиция — или, прости за прямоту, нечего рассказывать? Ты вся в работе, в общественной деятельности, в благотворительности.
— Ну что ты, у меня, конечно, бывала и неразделенная любовь, и взаимная привязанность. Но я действительно стараюсь не афишировать свои чувства.
— Рискну и спрошу: скажи, слухи о романе с Тимоти Шаламе — это?…
— Это отличный повод для наших с Тимоти шуточек. (Улыбается.)
— Серьезно: вы снимаетесь вместе уже какой — третий? — раз. У вас очень похожие профессиональные судьбы, путь к успеху. Вы постоянно мелькаете вместе перед камерами папарацци. Тимоти очень тепло отзывается о тебе.
— И мы убедительно играем в любовь и страдания перед камерами. Ну а на самом деле мы с ним очень близкие друзья. И вправду любим друг друга, заботимся, защищаем. Я понимаю, что в нашей сфере все хотят поженить всех со всеми, это одна из милых особенностей актерской среды. И все же нет, романтики между нами нет. Тимоти важен мне как близкий, родной друг. Понимаешь, я начала довольно рано сниматься, и заводить друзей своего возраста было непросто. В то время, как мои ровесники обзаводились связями на школьной скамье, я ездила по съемкам. Мои близкие друзья раннего детства были далеко. И появился Тимоти. Так что он больше, чем любой любовник, понимаешь?
— Ну хорошо, а как насчет твоей дружбы с Эдом Шираном? Говорят, ты даже создала для него татуировку!
— Опять этот Ширан. (Смеется.) Я снималась в клипе Эда, и по сценарию должна была сделать своей рукой надпись на его руке. В итоге он набил татуировку по моему кривому макету. Говорит, что это особенный знак.
— Твои любимые режиссеры выделяют тебя среди всех молодых актеров. И тоже говорят, что ты особенная…
— О, мы просто дружим! (Смеется.) На самом деле я лишь не даю себе совершать никаких вольностей в прочтении характеров. Фильм — это детище режиссера, и моя задача — делать то, что от меня требует директор картины. Я очень исполнительна, знаешь ли. В этом весь секрет моей особенности. (Улыбается.)
— Ты ведь не только особенная — и исполнительная, да, — актриса. Я знаю, что ты занимаешься общественными инициативами. Расскажешь об этом?
— Все знают о моей любви к своей стране. Ирландия — прекрасный и гордый край, край талантливых, сильных, смелых людей, и мне очень повезло, что я родилась здесь. Готова говорить об этом в каждом интервью, правда. И берусь за каждое дело, которое хоть как-то поможет моим соотечественникам. Когда я стала совершеннолетней, вступила в общество по предотвращению жестокого обращения с детьми. Я знаю, как может помочь семья — и знаю, как она же может разрушить. Кстати, именно поэтому мне было крайне важно сняться в «Милых костях», хотя моя мама очень переживала, что я буду играть жертву насилия. Но это было необходимо.
— Ты знала, что получишь роль в «Милых костях». А что скажешь про «Маленьких женщин»? Ты понимала, что твоя работа станет претендовать на «Оскара»? Это была интуиция?
— Понимала, что это будет потрясающий опыт и полное погружение. А еще я обожаю своих «сестер» — экранных сестер, актрис, с которыми у нас случились такое взаимопонимание, такое доверие и такая магия! Словом, думаю, сработали интуиция и здравый смысл. Ну и кстати, кто откажется от проекта, в котором задействована Мерил Стрип!
— К слову! Скажи, постоянные сравнения с Мерил Стрип тебе льстят — или скорее злят?
— Они меня приятно удивляют. Кого не удивит такое? Но я не думаю, что речь идет о таланте или о способностях. Скорее меня хвалят за подготовленность и верность режиссерскому взгляду. Хоть я и люблю говорить, что играю как бог на душу положит, но на самом деле очень серьезно подхожу к прочтению и изучению сценария. Кажется, что лучшая импровизация — это доскональная подготовка. (Смеется.)
— Ты всегда знала, что хочешь сыграть именно Джо Марч? Не другую сестру, а именно ее?
— Да, еще совсем юной, когда я читала роман, мне в душу запала эта смешная и неуклюжая девчонка, которая обожала бегать и сочинять истории. Это была мгновенная влюбленность в этот образ, притяжение и стопроцентное попадание. Со мной всегда так. Так складываются моя дружба, мои романы, моя карьера — я верю себе и чувствую, когда надо сделать шаг навстречу. Помню, мы как-то обсуждали, кто должен проявлять инициативу — мужчина или женщина. Меня эти разговоры немного шокировали. Какая разница, кто? Разве ты не можешь идти и делать, если чувствуешь в себе силы, желание, потребность? Думаю, своему супругу я первая предложу вступить в брак. (Смеется.)
— Кстати, об этом. Ты не думала о семье, о детях?
— Я только в двадцать лет уехала из родного дома, и пяти лет самостоятельной жизни мне явно мало. Пока я хочу жить и творить для себя и существующих родных. Я благодарна времени, в которое мы живем, — времени, когда ты можешь выбирать, рожать или нет, когда и как, с кем. И если я буду готова лишь лет через двадцать — что ж, так тому и быть!
— Где бы ты хотела жить? А где бы хотелось воспитывать детей? Нью-Йорк или Дублин?
— Несмотря на мою бесконечную и преданную любовь, даже страсть, к родной Ирландии (я искренне считаю эту страну самым красивым и чертовски притягательным местом на земле), сама я родилась в Большом яблоке, и этот город, буквально город-государство, дал мне очень многое. Я выросла тем, кто я есть, именно там. У меня сейчас два гражданства, и мне нравится, что на свете есть два дома, два места, куда мне в одинаковой степени хочется вернуться. Что же касается детей… Все будет зависит от того, какой я буду в тот момент, когда они появятся, что станет с моей карьерой. Вообще, конечно, маленькие ирландские деревушки с их пасторальными пейзажами, чистейшим воздухом, пронизывающим небом — это идеальная среда для малышей. Мне самой так нравилось скакать по этим полям, опасно бегать над обрывами, собирать дикие цветы…
— Твое имя довольно редкое даже для ирландского наречия. Что оно означает?
— Сирша — это свобода.
— Ты можешь назвать себя своевольным и свободолюбивым человеком?
— Как истинная дочь и патриотка своей страны, я, безусловно, свободолюбива. Но своеволия во мне, наверное, очень мало — если я правильно понимаю смысл этого слова. Я могу быть жесткой и бескомпромиссной, но чаще в меру уступчива, мягка и приятна в общении. (Улыбается.) Это все благодаря родителям и друзьям детства, которые стали для меня примером.
— Давай поговорим о мечтах. Например, есть ли нереализованные истории, касающиеся карьеры?
— Я все мечтаю попробовать себя в комедийном жанре. Работая с моим обожаемым Уэсом Андерсоном, я поняла, что смогла бы окунуться в настоящую комедию. Но пока никто ничего не предлагает. А ведь хочется блеснуть и приблизиться к моим фаворитам, к Кристен Вииг или Тине Фей. Надеюсь, кто-нибудь из режиссеров прочтет это и позовет меня в проект.
— А о чем ты мечтаешь как женщина, не актриса?
— Хочу, чтобы у меня появились брови. (Смеется.) Если у вас нет бровей, у вас нет лица. И оттого я вынуждена проходить эти прекрасные ежедневные процедуры — рисование, черчение, если ты понимаешь, о чем я. Сейчас я пребываю в такой гармонии и спокойствии, что не могу придумать себе честолюбивых и сердечных стремлений, которые бы захватили мой разум.
— И напоследок. Говорят, ты веришь в призраков?
— Абсолютно. Смерти нет. Есть разная, но одинаково прекрасная жизнь. Я знаю это.
сирша ронан личная жизнь
К 22-м годам она сыграла в 16-ти полнометражных фильмах и дважды была номинирована на «Оскар». Она родилась в Соединенных Штатах, но детство провела ближе к «корням», в Ирландии. Ее имя переводится как «свобода»: красиво! Это Сирша Ронан, личная жизнь и биография которой уже давно волнуют поклонников, ведь она запомнилась им по ярким ролям, сыгранным актрисой еще в раннем подростковом возрасте.
Биография Сирши Ронан
Вернулись к корням
Если попробовать прочесть ее трудное имя (Saoirse), получится «Сэйоарси», язык сломаешь! Хорошо, что правильное произношение проще: Сирша. Родители-ирландцы назвали ее так, памятуя о своем ирландском происхождении. Сирша Уна Ронан – единственный ребенок Моники (девичья фамилия Бреннан) и Пола Ронана. Оба родителя актрисы родом из Дублина. Правда, на момент рождения Сирши (12 апреля 1994-го года) они жили в Нью-Йорке.
Когда девочке исполнилось три года, семья переехала на родину – в графство Карлоу, а потом обосновались под Дублином, в Хоуте. Отец Сирши Ронан – тоже артист. Она дебютировала на телеэкране в 9 лет, сыграв девочку Райнон в ирландской медицинской драме «Клиника» (не путайте с одноименным американским ситкомом), а потом появилась в мини-сериале «Доказательство». Примерно в то же время Сирша Ронан проходила прослушивание на роль Полумны Лавгуд в фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса», но проиграла кастинг Эванне Линч, которая на 3 года старше Сирши. Кстати, у ирландки Линч карьера после «поттерианы» не складывается, тогда как Ронан снимается в Голливуде.
Провалившийся кинодебют: «пострадали» Радд и Пфайффер
Первый проект Сирши Ронан в Америке – ромком «Я никогда не буду твоей». Он был снят в Лондоне и Лос-Анджелесе в 2005-м году и вышел на DVD с задержкой – после того, как его создатели безуспешно поборолись за право проката. Сирша изображала Иззи Гроссман, дочь телепродюсера (Мишель Пфайффер). Ее мать против воли увлекается молодым артистом (Пол Радд), который оказался слишком обаятельным, чтобы отказать ему, тогда как сама Иззи влюбляется в первый раз.
Кино получило смешанные отзывы, его называли отчаянной смесью сатиры на шоу-бизнес и шаблонной романтической комедии.
Невероятный «скачок» карьеры: куча номинаций за роль вредной младшей сестры
Но уже следующий фильм начинающей актрисы Сирши Ронан принес ей невиданный для 12-летней девочки успех. Она прошла кастинг в экранизацию романа Иэна МакЮэна «Искупление» (фильм ставил Джо Райт) и получила роль Бриони Талис, 13-летней начинающей писательницы из богатой семьи, придумавшей жестокую байку, чтобы разлучить старшую сестру (Кира Найтли) и ее возлюбленного (Джеймс МакЭвой). План удался, девочке, обвинившей парня в преступлении, поверили, и жизнь главных героев была разрушена. Позже Бриони покается в своих грехах, написав автобиографический роман, только вот поправить уже ничего нельзя. Игру Сирши Ронан назвали фантастической, фильм с 30-миллионным бюджетом стал коммерчески и критически успешным.
Драма получила два «Золотых глобуса», премию «BAFTA» за лучший фильм и претендовала на семь «Оскаров» (правда, завоевала лишь один – за саундтрек). На все эти награды была номинирована и Сирша Ронан.
Наблюдая за родителями из «другого мира»
В 2007-м году состоялась премьера триллера «Смертельный номер», в котором Кэтрин Зета-Джонс играла нищую и необразованную ясновидящую, начинающую страстный роман с Гарри Гудини (Гай Пирс). Сирша исполнила роль дочери героини Зеты-Джонс. Кино провалилось в прокате, как и научно-фантастическое фэнтези с Ронан «Город Эмбер: Побег» 2008-го года.
Череду не совсем удачных фильмов Сирши Ронан продолжила адаптация бестселлера «Милые кости». И хотя актеры (Уолберг, Вайс, Туччи, Сарандон) очень старались, экранизация вышла слабая. Видимо, сильная сторона Питера Джексона – все же фэнтези вроде «Властелина колец». Картина заработала всего 93 млн. долларов при бюджете в 64 млн. Хотя игра Ронан (ей пришлось изображать замученную педофилом девочку, наблюдающую за своими родными и убийцей) была очень трогательной. Ее поощрили премией «Сатурн» и наградой критиков, а также второй номинацией на «BAFTA».
Не всё было гладко. Зато стала членом Киноакадемии!
«Путь домой» Питера Уира и экшн-триллер Джо Райта «Ханна. Совершенное оружие» с Сиршей Ронан в главных ролях не произвели большого впечатления на зрителей, а отзывы были смешанные. Зато 2010-й год стал удачным для актрисы в другом плане: ее пригласили в Академию кинематографических искусств и наук. И это в 16 лет!
В том же году в прокат выпустили мультфильм «Ариэтти из страны лилипутов», в котором заглавную роль озвучила Сирша Ронан. А еще она вела переговоры об участии в новой франшизе Питера Джексона «Хоббит». Ей должна была достаться роль юной эльфийки Итарил, но Сирша не смогла поучаствовать в киносериале из-за графика съемок. Джексон не искал новую актрису, а просто вычеркнул героиню из сценария. Другой не состоявшийся из-за проблем планирования проект в биографии Сирши Ронан – роль Кити в «Анне Карениной» Райта. Роль в фильме 2012-го года досталась Алисии Викандер.
После бешеного успеха книг Майер из серии «Сумерки» (и одноименной франшизы) и сама писательница, и киношники наверняка рассчитывали на теплый прием экранизации фантастического романа «Гостья». Две главные роли – Мелани и пришелицы, так называемой Души, предложили Сирше Ронан. Фильм дебютировал в марте 2013-го года и был буквально разгромлен критиками, которые назвали его «плохо спланированным» и «неэффективным». Сборы фантастики были плачевны: 58 млн. долларов.
Не Белоснежка, не Золушка, не Китнисс, а Агата
Сирша рассматривалась на главную роль в диснеевский ремейк «Золушки» (как раньше пробовалась на Белоснежку в ленту «Белоснежка: Месть гномов»). Еще она участвовала в кастинге к фильму «Голодные игры», вместе с тремя десятками других молодых актрис. Каков итог все эти проб, мы знаем: Золушкой стала Лили Джеймс, Белоснежкой – Лили Коллинз, а Китнисс – Дженнифер Лоуренс. В Голливуде очень жесткая конкуренция!
В 2012-2013-м годах на долю актрисы Сирши Ронан выпало участие в нескольких «проходных» картинах, зато черная комедия Уэса Андерсона «Отель «Гранд-Будапешт» с целым созвездием именитых актеров искупила все ее «страдания». Во-первых, сниматься вместе с Файнсом, Броуди, Лоу, Суинтон, Дефо и другими звездами было наверняка приятно. Во-вторых, кино получило ряд наград и номинаций. У Сирши Ронан в этом фильме большая роль – возлюбленная коридорного Зеро Мустафы, помощница кондитера Агата.
Ирландская эмигрантка и звезда Бродвея
Последний на сегодня нашумевший фильм Сирши Ронан – ретро-драма «Бруклин», в 2016-м году претендовавшая на три статуэтки. Это вторая номинация Сирши на премию Киноакадемии. Она сыграла ирландку из идиллической сельской местности, переехавшую в Соединенные Штаты в поисках лучшей доли. Кстати, сама Сирша родилась в нью-йоркском районе Бруклин, где обосновалась ее героиня.
В начале 2016-го года Сирша Ронан дебютировала на Бродвее, сыграв Эбигейл Уильямс в пьесе Артура Миллера «Суровое испытание». Спектакль шел с конца марта до 17 июля, всего дали 125 представлений. Сейчас актриса снимается в исторической ленте Сюзанны Бир «Мария – королева шотландская».
Личная жизнь Сирши Ронан
Слухов ходило много, но…
Успехи в кино и на театральной сцене у Сирши Ронан налицо, а как с личной жизнью? Хотя, конечно, она еще слишком молода, чтобы задумываться о семье…
СМИ любят строить предположения, поэтому они «сватали» Сиршу Ронан и Макса Айронса (они вместе снимались в «Гостье»), Сиршу Ронан и Джорджа МакКэя (партнеры по фильму «Как я теперь люблю»). Сама актриса не подтверждала эти слухи о личной жизни. Сирша Ронан, якобы, встречалась и с Эмори Коэном (во время съемок драмы «Бруклин»). Она комментировала эти сплетни сдержанно: «Мне было довольно приятно работать с Эмори». Коэн не женат, он на 4 года старше нашей героини. Судя по всему, актеры и сейчас хорошо проводят время вместе.
Сирша Ронан имеет двойное – американское и ирландское – гражданство, с января 2016-го живет в Нью-Йорке (на Манхэттене).
‚ Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:5em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,Характеристики
.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}Название
comma
Юникод
U 002C
HTML-код
#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и многих других языках. Как и точка, иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме: для обособления (выделения):
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно.
Также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
Для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴ⸯ
⸰
⸱
⸲Характеристики
Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)