Коппола
Френсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Детройте, штат Мичиган. Его отец Кармине был композитором, флейтистом, музыкальным руководителем и автором песен. Впоследствии он участвовал в создании музыки для самых известных лент сына. Френсис оказался средним ребенком в семье. Его старший брат Август, повзрослев, стал ученым, писателем, исполнительным продюсером, а также отцом известного актера Николаса Кейджа. Кроме того, в семье Коппола воспитывалась дочь Талия Шир, будущая актриса. Френсис Форд имеет итальянские корни: его дедушка перебрался в Соединенные Штаты из региона Базиликата.
Второе имя мальчик получил в честь легендарного автомобильного магната. Отчасти причина крылась в том, что Френсис появился на свет в больнице имени Генри Форда. На тот момент его отец работал флейтистом и помощником дирижера, а спустя два года удостоился звания главного флейтиста в симфоническом оркестре NBC. Тогда семья смогла переехать в Нью-Йорк и поселиться в Вудсайде. Именно здесь прошло раннее детство Френсиса. Его юные годы омрачило заболевание полиомиелитом. Весьма продолжительный период Копполе пришлось провести прикованным к постели. Длительное бездействие дало волю его воображению. В пятнадцатилетнем возрасте Френсис прочитал пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"». Книга крайне впечатлила будущего режиссера и пробудила в нем интерес к театру. Френсис всегда считался посредственным студентом, но при этом настолько увлекался технологиями и инженерными разработками, что друзья прозвали его «Наукой». Долгое время он планировал пойти по стопам отца и стать музыкантом. Френсис овладел игрой на трубе и даже выиграл стипендию для обучения в New York Military Academy.
В целом Коппола сменил двадцать три учебных заведения, прежде чем получить образование в Great Neck North High School. В 1955 году он стал студентом университета Hofstra University, где изучал драматическое искусство. Это приумножало интерес Копполы к профессии театрального режиссера, что шло вразрез с пожеланием отца, который видел в сыне инженера. Сильнейшее впечатление на Френсиса произвела немая драма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», созданная в 1927 году на московской фабрике «Совкино». Вскоре он окончательно сделал свой выбор в пользу кинематографа. В 1959 году Коппола окончил университет со степенью бакалавра в области театрального искусства. Его следующим шагом стало поступление в киношколу UCLA Film School. Здесь он работал над короткометражными фильмами ужасов «Два Кристофера» и «Аямонн ужасный». Третьей работой Копполы стала эротическая комедия «Сегодня вечером – наверняка», однако ни одна из его картин не привлекла к себе особого внимания. В школе Коппола встретился с Джимом Моррисоном, чьи песни впоследствии вошли в фильм «Апокалипсис сегодня».
Полнометражным дебютом режиссера стал триллер «Безумие-13», вышедший в 1963 году. Затем последовала череда картин в разных жанрах: ужасы, мюзикл, драма, антиутопия. Настоящий успех пришел к Копполе в 1972 году, когда он представил миру гангстерскую драму о мафиозном клане «Крестный отец», впоследствии получившую еще два продолжения. Статус гениального режиссера закрепился за Копполой в 1979 году, когда на большие экраны вышла военная драма «Апокалипсис сегодня».
коппола
Биография
Его называют классиком мирового кинематографа, гением, культовым режиссером, мастером кинокадра, звездой Голливуда №1. Фрэнсис Форд Коппола - действительно фигура мегамасштаба, и каждая из его работ – шедевр и грандиозное событие для киногурманов и критиков.
В копилке Копполы шесть вожделенных фигурок «Оскара». Чтобы перечислить все награды мэтра, не хватит страницы машинописного текста. Впрочем, если бы режиссер снял «всего лишь» культовую картину «Крестный отец», его имя попало бы на скрижали мирового киноискусства.
Детство и юность
Родился классик весной 1939 года на севере США, в Детройте, в семье выходцев с Апеннинского полуострова. Бабушки, дедушки и родители Копполы – итальянские иммигранты, люди яркие и творческие. Дед по матери – неапольский композитор Франческо Пеннино. Мама – Италия Пеннино – играла на флейте в симфоническом оркестре Детройта. Старший брат Фрэнсиса Форда – Аугуст Флойд – писатель и музыкант, а младшая сестра Талия Роуз (по мужу Шайр) – актриса.
Имя младшему сыну придумал отец, работавший музыкантом и аранжировщиком в оркестре автомобилестроительной компании Ford. Родился будущий классик кинематографа в медицинском учреждении Генри Форда.
Через два года после появления мальчика главе семейства предложили место флейтиста в оркестре основателя радиокомпании «Эн-Би-Си». Родители перебрались в Нью-Йорк, прихватив троих детей. Здесь, в боро Квинс, прошли детство и юность мэтра. Ранние годы Фрэнсиса Форда Копполы омрачились болезнью: полиомиелит приковал мальчика к кровати. Чтобы разнообразить существование, Фрэнсис обустроил кукольный театр. Будущий режиссер «ставил» спектакли, развивая фантазию и развлекая брата и сестру.
Из школьных наук парень предпочитал точные, поскольку интересовался инженерным делом. Любовь к технике объяснялась желанием досконально изучить кинокамеру, которую подарили сыну родители. На камеру мальчик снимал «домашнее кино», монтируя кадры на 8-миллиметровую пленку.
Юношеские увлечения Копполы дополняли чтение и музыка. Сильное впечатление оказала на 15-летнего парня пьеса Теннесси Уильямса "Трамвай «Желание»". После ее прочтения юноша заинтересовался театром.
Из музыкальных инструментов Фрэнсис Форд Коппола выбрал духовой инструмент самого низкого регистра – тубу. Игру на нем музыкант довел до такого совершенства, что получил стипендию от военной академии Нью-Йорка.
Решающей «каплей» в определении дальнейшей биографии Фрэнсиса Форда Копполы стал просмотр «немого» кино советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир». Американца поразил не столько сюжет драмы, сколько искусство монтажа.
Вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын стал инженером, 16-летний Фрэнсис углубился в изучение театрального искусства и драматургии. Коппола поступил в колледж Хофстра. Учился увлеченно, выиграл конкурс начинающих сценаристов и заслужил стипендию.
Но кинематограф победил увлечение театром: Фрэнсис Форд Коппола завершил образование в Калифорнийском университете, выбрав режиссуру кино.
Фильмы
Окончив киношколу в университете, Фрэнсис Форд Коппола устроился ассистировать режиссеру Роджеру Уильяму Корману, снимавшему боевики и фильмы жанра хоррор. Первое задание маститого режиссера – сделать перевод диалога советской картины «Небо зовет» – ученик «перевыполнил»: он перевел сценарий на английский язык и превратил ленту в фильм ужасов.
Прорыв в кинокарьере Фрэнсиса Форда Копполы случился в 1963 году. На широкий экран вышли две его режиссерские работы – картины «Безумие-13» и «Страх». Первая полнометражная лента навеяна хоррором Альфреда Хичкока «Психоз».
Но известность молодому режиссеру принесли два следующих фильма – «Ты теперь большой мальчик» и «Радуга Финиана». За первую картину, снятую в жанре комедийной мелодрамы, Копполу номинируют на «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус» и Премию гильдии сценаристов, ведь Фрэнсис Форд Коппола выступил и режиссером, и сценаристом проекта.
Мюзикл «Радуга Финиана» пополнил копилку второй номинацией на «Золотой глобус». Имя Копполы становится известным, внимание кинокритиков к молодому мастеру полного метра растет, у Фрэнсиса Форда отмечают авторский стиль.
Драма «Люди дождя», вышедшая в 1969 году, принесла будущему киноклассику приз международного кинофестиваля в испанском Сан-Себастьяне. Но первая статуэтка «Оскара» пришла к Фрэнсису Форду Копполе как к сценаристу военной драмы «Паттон». Теперь талантливый 30-летний режиссер стал полноправным обитателем Голливудских холмов.
Вкус оглушительной славы Фрэнсис Форд Коппола почувствовал в 1970-х. На экраны вышел киношедевр, снятый на киностудии «Парамаунт» и ставший культовым, – эпическая гангстерская драма «Крестный отец», в которой главных героев сыграли Аль Пачино и Марлон Брандо. Премьера картины состоялась в 1972-м, побив кассовые рекорды всех времен. Бестселлер принес создателю два «Оскара» и три «Золотых глобуса». Эпический рассказ о мафиозном клане пополнил «золотой фонд» голливудской киноиндустрии.
Закрепить успех и войти в скрижали искусства кино Копполе позволил вышедший в 1974 году психологический детектив «Разговор», за который режиссер, сценарист и продюсер получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и номинации на все главные кинопремии. В «Разговоре» снялись Джин Хэкмен, Джон Казале и Харрисон Форд. Лейтмотивом детектива стал Уотергейтский скандал и сопровождавшая его паранойя в американском истэблишменте.
Через 9 месяцев Фрэнсис Форд Коппола «родил» новый бестселлер – вторую часть «Крестного отца», выступив режиссером, сценаристом и продюсером. В трех названных ипостасях мэтр получил «Оскар».
В 1979 году состоялась премьера военной драмы «Апокалипсис сегодня». В проекте Фрэнсис Форд Коппола открыл еще одну грань таланта – как композитор. В Каннах мэтру снова вручили главную награду, в США добавили в копилку гениального мастера премии «Золотой глобус», BAFTA и три номинации на «Оскар».
Среди киношедевров Фрэнсиса Форда Копполы 1980 годов - бестселлеры «От всего сердца», «Изгои», «Бойцовая рыбка» и «Клуб «Коттон»». Финал 80-х ознаменовался выходом третьей части мафиозно-гангстерской саги «Крестный отец». На этот раз режиссер и сценарист не стал лауреатом главных кинопремий мира, но дважды попал в номинацию «Оскара» и трижды – «Золотого глобуса».
В 1992 году Фрэнсис Форд Коппола экранизировал роман «Дракула», но акцент поставил на любовной линии истории, а не на «хоррорной». Мэтр получил за работу две премии «Сатурн».
В 1997-м классик снял юридическую драму «Благодетель», доверив главные роли Мэтту Дэймону и Дэнни Де Вито. На этом Коппола поставил точку на эпосах и грандиозных студийных проектах.
В новом веке мэтр выпустил малобюджетные фильмы «Тетро» и «Между». Основные силы Фрэнсис Форд Коппола сосредоточил на продюсировании, поучаствовав в этом качестве в проектах «Львиное сердце», «Сонная лощина» и фильмах дочери «Девственницы-самоубийцы» и «Трудности перевода».
Опрос Американского института кино, проведенный в конце 1990-х, показал, что бестселлер «Крестный отец» вошел в ТОП-100 самых популярных кинопроектов столетия, заняв третью ступеньку. Опрос британского киноальманаха «Сайт энд Саунд» в начале 2000-х отдал первенство военной драме «Апокалипсис сегодня», признав картину лучшей среди мировых фильмов с 1977 года по 2002-й.
Фрэнсис Форд Коппола появлялся на экранах и как актер. Это случилось в лентах «Юные гонщики», «Апокалипсис сегодня» и «Корсиканец». Получить роль у мэтра считали честью голливудские звезды первой величины Деннис Хоппер, Дайан Китон и Фредерик Форрест.
На 2017 год последней работой именитого голливудского режиссера, которому весной исполнилось 78 лет, является хоррор «Между» с Вэлом Килмером в главной роли. Мастер снова блеснул талантом как режиссер, сценарист и продюсер.
Личная жизнь
Свою единственную женщину Фрэнсис Форд Коппола встретил в ранней молодости. Элеонора Джесси Нил – декоратор.
Супруга родила мужу троих детей – дочь Софию Копполу и сыновей Джана-Карло и Романа. 22-летний старший сын, начавший работать в киноиндустрии, трагически погиб в морской аварии, катаясь на яхте. Роман Коппола стал сценаристом. Наибольшую известность приобрела единственная дочь мэтра: София сделала блестящую карьеру как актриса и режиссер.
Фрэнсис Форд Коппола состоит в родстве с Николасом Кейджем, который приходится звезде родным племянником. Его настоящее имя Николас Ким Коппола.
Фрэнсис Форд Коппола сейчас
В наши дни мэтр, возраст которого приближается к 80-летней отметке, живет в Калифорнии. В середине 1970 годов он приобрел в долине округа Напа усадьбу и в зрелом возрасте занялся виноделием.
На его виноградных плантациях растут элитные сорта ягод, а в погребах вызревает вино десяти сортов. Одному из них Фрэнсис Форд Коппола дал имя любимой дочери Софии.
У звезды есть сеть отелей, которые приносят ему стабильную прибыль.
Фильмография
‚ Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:5em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,Характеристики
.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}Название
comma
Юникод
U 002C
HTML-код
#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и многих других языках. Как и точка, иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме: для обособления (выделения):
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно.
Также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
Для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴ⸯ
⸰
⸱
⸲Характеристики
Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)