3
сентября умер непревзойденный немецкий
фотограф родом из Польши, который
определил феномен «топ-модель». Своим
честным вневременным стилем он изменил
взгляд на женскую красоту.
Мы
в Joy-pup.com решили
вспомнить как именно он осуществил
тихую и в то же время громкую революцию
в фешн-индустрии, какие снимки стали
самыми яркими в его карьере.
Творец топ-моделей
Питер Линдберг войдет в историю как один из создателей феномена «топ-модель». Он говорил о себе, как о фотографе, который подписал «свидетельство о рождении» новой эры в индустрии моды и поп-культуре. Это случилось, когда Линдберг решил собрать вместе Линду Евангелисту, Кристи Терлингтон, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Татьяну Патитц для съемки обложки британского Vogue в 1990 году. Фотосессия стала на старте нового пути демонстрации славы, роскоши и красоты, а Линдберг первый нажал на курок.
После
того, как снимки увидел мир, поп-певец
Джордж Майкл пригласил девушек для
показа в клипе «Freedom!», а Джанни Версаче
сделал их главными лицами своих коллекций
на подиуме, положив начало эпохе
супермоделей-знаменитостей.
«У меня никогда не было идеи создавать историю. Никогда ни на секунду… Я ничего не делал, просто добавил немного света. Все сложилось очень естественно, без усилий, не чувствуя, что меняешь мир. Это была интуиция», — сказал Линдберг британской газете The Guardian в 2016 году.
Его
творчество превзошло влияние страниц
известных глянцев. Линдберг знал, как
оставаться верным концепции красоты и
фотографии, который часто сильно
разнились.
Стиль Линдберга – вне времени и моды
Его
стиль ближе к документальному репортажу,
чем к фотосессии о слишком идеальной
моде. Черно-белые тона служили в качестве
эмоционального проводника, а также для
глубокого представления женщин без
излишеств, где макияж и одежда работали
как фоновый звук.
Его работы остаются актуальными на протяжении более 40 лет карьеры. Они вне моды. И кстати, он никогда не отказывался от обложек. Последняя, на которой стоит его подпись, — это сентябрьский номер британского Vogue, под руководством приглашенного редактора Меган Маркл, герцогини Сассекской.
Для последней глянцевой обложки в своей жизни ему пришлось изрядно потрудиться, ведь снимали не одну модель, а целых пятнадцать. Ими стали сильные женщины, активистки, актрисы, которые меняют наш мир. Джасинду Ардерн, премьер-министра Новой Зеландии, Линдберг сфотографировал с помощью видеоконференции, то есть снимал экран, так как возможности встретиться лично у них не было.
Красота – это смелость быть тем, кто ты есть
Долгое
пребывание в ТОПе является необычным
явлением для мира моды, который молниеносно
меняется.
«Для меня красота заключается в смелости быть тем, кто ты есть. Но мы завалены идиотскими изображениями одинаковых женщин, которые делают людей несчастными… Мне надоели эти попытки убедить их в том, что они должны казаться вечно молодыми », — заявил он в интервью журналу ICON в 2016 году.
Его взгляд был абсолютно противоположен идеальному ретушированию, поэтому снимки Линдберга называют ценностью вне времени. Яркий пример – знаковая кампания, которую он подписал для аромата Eternity Calvin Klein в 1995 году. В главных ролях: Кристи Терлингтон и Марк Вандерлоо, которые показали минималистическую эстетику и стали символами поколения. Спустя четверть века бренд решил снова использовать изображения в своей рекламе. «Казалось, мы сделали это вчера. Что значит возраст на этой фотографии? Ничего!» — подтвердил сам Линдберг The Guardian.
Не все шло идеально
Однако далекий от мировых трендов, путь художника не всегда был понят и принят. В 1988 году по заказу Vogue USA фотограф запечатлел на пляже несколько моделей, среди которых любимые Линда Евангелиста и Кристи Терлингтон, в простых белых рубашках с растрепанными волосами.
В то время вариант сильно отличался от «законсервированных» причесок и сексуальных платьев, а Грейс Мирабелла, директор издания, буквально выбросила фотографии в мусорную корзину. Сейчас весь мир годами любуется естественной красотой и искренними эмоциями девушек на фото.
«Я никогда не мог выдержать женщину, которую спонсирует богатый муж. Я не впечатлен тем, кто приезжает с сумкой из крокодила», — объяснял он годы спустя.
Через некоторое время новым редактором станет Анна Винтур и наймет Линдберга для съемки обложки ноябрьского выпуска 1988. Через фотографии он представил свое видение журнала и развитие моды в целом.
Модель
Микаэла Берку, просто распущенные волосы
и минимум макияжа, дорогущий топ от
Christian Lacroix, дешевые джинсы – сложно
представить такую концепцию для топового
глянца. Но простота и искренняя улыбка
оправдали риск Винтур и Линдберга.
Как он снимал
Ему было интересно снимать знаменитых деятелей культуры и развлечений, таких как Шарлотта Рэмплинг и Кит Ричардс (The Rolling Stones).
В прошлом году дочь основателя Inditex (бренд Zara) Марта Ортега доверила Линдбергу фотографии своей свадьбы. Одна из последних выставок его работ состоялась в 2016 году на Кунстале в Роттердаме.
Его вдохновляли кино и искусство. Вот как он снимал Наталью Водянову для американского Hasper’s Bazaar в 2003 году.
Одним
словом, именно в культовых фотографиях
запечатлена история польского мальчика,
который с матерью пересек Европу,
погруженную во Вторую мировую войну на
машине и лошади; работал на ферме в
Арле, изучая живопись; путешествовал
по Европе и Африке; купил фотоаппарат,
чтобы снимать своих племянников.
«Дети ничего не стесняются. Вот как я научился фотографировать», — признался Питер Линдберг.
Давайте вспомним другие знаменитые работы Питера Линдберга
Наоми Кемпбелл для Vogue USA (1990)
Линда Евангелиста для Channel (1992)
Модель Эмбер Валетта в фотопроекте «Городской ангел» (1993)
Брутальная и любимая модель Кристи Тарлингтон
Супермодели в эпическом фотопроекте «Дикие в глубине души» для Chanel (1991)
Анджелина Джоли
Кейт Бланшетт
Эмма Уотсондля Vogue Australia
Леди Гага и Брэдли Купер для фильма «Звезда родилась»
Казалось, вечно идеальная «Бранджелина»
Николь Кидман, Лос Анджелес (2016)
Люпита Нионго для календаря Pirelli (2016)
Красота – вне возраста. Хелен Миррен на фото
Чемпионка Англии 2016 по боксу Рамла Али для сентябрьского Vogue UK (2019)
Меган Маркл и ее знаменитые веснушки
Эдди Редмейн и Эдриен Броуди из книги «Другое виденье модной фотографии»
Еще один горячий мужчина – Джейк Джилленхол
Кейт Мосс в рекламной кампании бренда Naked Cashmere в Лос-Анджелесе (2016)
Мила Йовович из книги «Образы женщин ІІ»
«Есть что-то еще, что делает женщину интересной; нечто большее, чем быть молодой или старой. И я собираюсь найти это «нечто», пока не умру. Я на это надеюсь», — Питер Линдберг.
VOGUE ITALIA – Milla Jovovich, Paris, 1998
Находя интересных девушек для съемок, Питер работал с ними десятилетиями — они становились для него друзьями, и он с радостью и порой с отеческой нежностью следил за их взрослением. Некоторые из них были совсем юными: в начале работы с Питером Милле Йовович было 15 лет, а Наоми Кэмпбэлл — 18. Они в буквальном смысле росли вместе с Линдбергом.
Помимо моделей, Питер с удовольствием работал с известными актрисами. В таких съемках была своя специфика: пускай актрисы и привыкли к камере рядом, но смотреть в объектив и быть при этом собой для них оставалось непростой задачей.
И хотя фотограф работал для мира моды, эта индустрия его не интересовала: порой он даже не знал, для какого бренда одежды он снимает.
Главной целью для Питера Линдберга было освободить женщин от навязанных стандартов красоты. Он регулярно боролся против ретуширования фотографий и со временем даже включил в свои контракты запрет на изменение его снимков — без этого журналы автоматически редактировали снимок, стирая все то, что не попадало под их понимание «красивого».
Чаще всего Линдберг делал черно-белые фотографии — он полагал, что цвет отвлекает от лица. Питер пришел к такому видению, когда в юности смотрел на отчеты американских фотографов во времена Великой депрессии. Но черно-белой плёнки, отсутствия ретуши и умной девушки было недостаточно для того, чтобы сделать хороший портрет. Самым важным было построить теплые и доверительные отношения с тем человеком, который находится перед объективом камеры.
«Фотография — это не один человек, документирующий другого человека. Это фотография тех отношений, которые у вас были в момент съемки.»
Стремление к естественности в фотографии пронизывало всю работу Питера Линдберга. Перед каждой съемкой он садился и записывал, как и что планирует снимать, но делал это лишь для того, чтобы «спать ночью». Как правило, в процессе все начинало идти совсем не по плану, и самым сложным было прекратить цепляться за изначальную идею. В своей работе Линдберг старался сохранять открытость новому и не боялся свернуть не туда.
Помимо черно-белых эмоциональных портретов Питер Линдберг снимал серии фотографий, объединенных одним сюжетом. Он называл их «историями». Чаще всего он делал их для итальянского Vogue — его главным редактором была Франка Соззани, с которой он был знаком с 80-х годов. Она давала ему по 45 страниц в выпуске, которые Питер мог заполнить так, как ему хотелось.
С помощью таких съемок Питер проявлял свой талант к драматургии и кинематографичным съемкам. Он создавал как фантастические сюжеты, где люди сталкивались с пришельцами, а по улицам Нью-Йорка бродили ангелы,так и бытовые сюжеты о семейных драмах или непростой жизни двух сестер, оставшихся без родителей. Такие снимки Питера больше напоминали кадры из фильмов.
Для реализации своих идей Линдбергу приходилось привлекать массовки и договариваться с Франкой Соззани об увеличении бюджета. Так, однажды для съемки истории про одинокого пришельца Питеру не хватало восемь тысяч долларов. Это была невероятная сумма и Соззани резко отказала ему.
«Я точно помню, что она сказала: “Иди к черту, Питер! Нам не нужны инопланетяне в Vogue.” Но вы знаете, кто в итоге добился своего.»
Вдохновение для своих сюжетов фотограф черпал из простых наблюдений за жизнью людей, из фильмов, или же вообще находил идеи случайно: та самая первая фотоистория про пришельца случилась из-за забытых кем-то в приемной дантиста изображений НЛО и инопланетян. Позднее Линдберг неоднократно возвращался к этой теме, глядя на нее под различными углами.
Календарь Pirelli
До сих пор для работы над легендарным календарем Pirelli c 1964 года привлекаются лучшие фотографы и модели. Он выпускается небольшим тиражом, а потому представляет особую ценность в мире фотографии. Чаще всего в съемках участвуют полуобнаженные модели. Питер Линдберг — единственный, кто трижды работал для календаря, и всякий раз его снимки были вызовом текущему статусу женщины.
Его третий и последний календарь, приуроченный к 2017 году, снова совершил революцию в мире, где красота обязательно тождественна молодости.Для этого выпуска Питер Линдберг сфотографировал 14 актрис разных возрастов, как всегда не используя ретушь и яркий макияж. Твердый в своих убеждениях, он отстаивал право женщины быть неидеальной, иметь морщины и оставаться при этом прекрасной.
«Обязанностью фотографов сегодня должно стать освобождение женщин и, наконец, всех, от ужаса молодости и совершенства.»
Помимо актрис для календаря снялась преподаватель МГИМО Анастасия Игнатова, с которой Питер познакомился в 2016 году и пообещал, что он сфотографирует ее, если его еще раз позовут снимать для календаря.
Проект «Завет»
В 2013 году Питер Линдберг занялся своим личным проектом, который назвал «Завет». Для него Питер изучил несколько десятков дел тюремных заключенных и разослал им письма с предложениями о съемке. Целью проекта было снять непредвзятый портрет человека. Четверо преступников согласились участвовать в проекте, но лишь только один из них был по-настоящему искренен перед камерой — Элмер Кэрролл.
На тот момент он 21 год отбывал заключение за изнасилование и убийство 10-тилетней девочки. Питер со своей командой приехали в тюрьму и установили камеру на уровне глаз Элмера, между ним и камерой было зеркало. Заключенный молчал, его руки и ноги были скованы наручниками. Лицо Элмера было мертвенно-бледным и покрытым красными пятнами.
Преступник должен был молча смотреть в камеру в течение получаса. После этого свет и камера выключались, и у Элмера Кэрролла оставалось 4 минуты, чтобы сказать то, что ему хочется. Все материалы Линдберг обещал передать дочери Элмера, с которой он виделся, когда той было 3 года. Во время съемки Питер и его команда находились за зеркалом. Элмер Кэрролл был казнен через два месяца после съемки. 30-тиминутный «Завет» показывали в музеях в отделенных шторами комнатах.
Философия Линдберга
Как и в юности, когда Питер без единого гроша бродил по испанским улицам, он черпал вдохновение в реальном мире. Линдберг сетовал на современных фотографов, которые сидят в своих офисах, пролистывают глянцевые журналы и решают делать что-то подобное. Такую работу Линдберг считал не творчеством, а слепым подражанием, в котором нет оригинальности. Творчество, согласно убеждениям Питера, всегда должно исходить из самого человека.
Еще одной важной составляющей философии Линдберга было понятие «самоидентичности» — честности перед окружающими и перед самим собой. Питер более 25 лет занимался медитацией, чтобы научиться принимать себя и окружающий мир. Отчасти благодаря этим практикам люди на его снимках были настолько естественными: он позволял им быть собой.
«Творчество — это резервуар внутри вас, и он должен быть наполнен всем, что вы чувствуете, видите, думаете. Это основной материал, который вам нужен, чтобы творить.»
Как снимал Линдберг
Предпочитал пленочный Nikon 35 mm
Не использовал ретушь, максимум — убрать прыщики
Слегка расфокусировал объектив
Любил людей и давал им быть собой
Не стремился к идеальной композиции
Действовал по ситуации: если все идет не по плану, значит нужно отбросить план.
Интересные факты
Со своей женой Петрой Линдберг познакомился на Гоа, где она работала поваром в отеле
Спустя 48 лет после поездки в Арль, Линдберг купил там дом
Линда Евангелиста некоторое время была женой лучшего друга Питера
В 18 лет Питер был барабанщиком в малоизвестной джазовой группе. Рядом с местом, где они репетировали, находилось кладбище и иногда юные музыканты помогали соседям с похоронами
Первым и самым вдохновляющим фильмом, который посмотрел Линдберг, был «Метрополис» Фрица Ланга
Другие работы Питера Линдберга
Natalia Vodianova
Natalia Vodianova, Dior Magazine, 2014
Solange Knowles, AnOther Magazine, 2017
Penélope Cruz, Vogue España, 2019
Milla Jovovich, Vogue Paris, 1990
Cara Delevingne, Interview Magazine, 2013
Emma Watson, Interview Magazine, 2017
Amber Valletta, Harper’s Bazaar, 1993
Jennifer Lawrence, Vanity Fair, 2016
Lynne Koester, Vogue Germany, 2011
Lynne Koester, Vogue Germany, 2011
Lynne Koester, Vogue Germany, 2011
Angelina Jolie, Wall Street Journal, 2015
Eddie Redmayne, Interview Magazine, 2011
Eddie Redmayne, Interview Magazine, 2011
Mariacarla Boscono, Vogue Italia, 2014
Hanna Wahmer, Vogue Germany, 2012
Pharrell Williams, Wall Street Journal, 2014
Если после черно-белых фотографий вам захотелось цвета, то предлагаем прочитать биографию Сола Лейтера — пионера цветной фотографии. Так же рекомендуем биографии других фотографов на нашем сайте:
— Энни Лейбовиц. Жизнь с фотокамерой
— Анри Картье-Брессон — легенда уличной фотографии
— Вивиан Майер: самый загадочный фотограф XX века .
Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.