Волочкова в большом театре
Волочкова считает, что в Большом театре ей не доплатили зарплату и умышленно сократили рабочий стаж. Из-за этого балерина не может получить даже минимальную пенсию.
Анастасия Волочкова: «Я обратилась в Пенсионный фонд, они говорят: „Вам не хватает стажа“. 10 лет назад меня, оказывается, отправили на заслуженный отдых. Меня даже не спросили и не уведомили. Сделали так, будто бы я написала в 2005 году такой отпуск по уходу за ребенком пожизненный».
Два года назад в интервью НТВ директор Большого театра Владимир Урин подтвердил: балерина действительно находится в отпуске, но ее возвращения никто не ждет.
Владимир Урин: «Она находится в отпуске. В длительном отпуске без сохранения содержания. Она немного здесь работала, у нее нет стажа для оформления творческой пенсии по Большому театру. Стаж идет только тем, кто реально работает на сцене».
Волочкова не исключает: против нее начнется очередная травля, но больше всего балерина боится за свою жизнь. Ведь 18 лет назад ей уже угрожали.
Анастасия Волочкова: «Меня отстранили от спектакля. Моего партнера избили в подъезде и запекли в больницу, чтобы мне не с кем было танцевать».
Волочкова вспоминает, как на концерте в Киеве ее едва не зарезали в гримерке два человека, которые представились поклонниками.
Анастасия Волочкова: «Закрыли на ключ дверь. Я опешила. И один из них из корзиночки достает ножик и говорит мне: „Анастасия, вы для чего судебный процесс против театра развернули? Вы понимаете, что это небезопасно?“. Я говорю: „Вы можете сделать что угодно. Я одна женщина, балерина сражаюсь против всей этой несправедливости. А как бы вы на моем месте поступили?“. И они сложили этот нож».
Волочкова намекает: у нее на руках много неопровержимых доказательств незаконных действий со стороны Большого театра.
Анастасия Волочкова: «Не все факты можем и хотим поведать. Придет время и это произойдет. А сейчас Большому театру нужно спасать свои попы и доказывать, что они не совершали этих незаконных действий».
Волочкова не сомневается: Большой театр отдаст ей 200 миллионов рублей.
Анастасия Волочкова: «На себя потрачу эти деньги. Хочу концерты сделаю, хочу спектакли, хочу куплю себе дом на море, на Мальдивах. Остров куплю себе».
волочкова в большом театре
Об Анастасии Волочковой заговорили сразу, как только она пришла в Большой театр, в 1998 году. За короткое время она сделала блестящую, яркую карьеру и стала известной примой.
Но, увы, творческая карьера была очень короткой — в начале 2000-х из театра она ушла. Почему? Дело было совсем не в ее воле.
Как Волочкова попала в Большой
Массу вопросов вызывает то, как именно Анастасия Волочкова оказалась в Большом театре. Многие склоняются к тому, что ей помог хорошо устроиться влиятельный покровитель — меценат Анзори Аксентьев.
Быть может, связи где-то и помогли, но без таланта работать в Большом, уж извините, невозможно. Дело определенно в таланте балерины. И тому есть кое-какие подтверждения.
Во-первых, не стоит забывать, что до Большого театра Анастасия Волочкова танцевала в Мариинке, куда она попала явно без всяких связей и влиятельных друзей. Уже тогда ей удалось заявить о себе.
Во-вторых, наличие у балерины таланта подтверждает и то место, где она обучалась нелегкому балетному искусству. Восемь лет она провела у станка в Академии Вагановой (русского балета). Попасть туда совсем непросто (в хорошие времена на одно место туда — не менее 60 кандидатур), а Анастасия сумела сделать не только это, но еще и удержаться там, а затем окончить академию с отличием.
И наконец, информация для самых скептично настроенных людей. В копилке Анастасии Волочковой имеется огромное количество балетных наград, полученных за рубежом, а не только в России.
Так что, опыт балерины и ее заслуги говорят сами за себя. Талант у нее определенно имеется.
Успех в Большом
Начало карьеры балерины было очень многообещающим. С момента своего появления в Большом театре Волочкова стала танцевать в "Лебедином озере" (Владимира Васильева). Затем последовал балет "Раймонда" с Николаем Цискаридзе. Всероссийская слава пришла к Анастасии моментально — о ней заговорили везде и громко, тем более что говорить было о чем, ведь балерина то и дело давала новый повод для пересудов.
Но суть не в этом, а в том, что, несмотря на большой успех, из театра балерина все-таки ушла. И не совсем по своей воле.
Как Волочкову вынудили уйти из театра
Сама Волочкова признавалась не раз, что уйти из Большого ее попросту вынудили.
Начало ее уходу было положено в тот момент, когда в 2000 году сменилось руководство Большого театра. С ним у балерины не получилось построить хорошие отношения.
Осенью 2003 года Волочковой и вовсе предложили подписать новый контракт не на год, как обычно, а всего на 4 месяца. Случился скандал, который дошел до СМИ. В итоге все закончилось увольнением примы под весьма формальным предлогом — "несоответствие требованиям физической формы".
После такого Анастасия подала в суд и даже выиграла его. Казалось бы, она добилась своего: ее восстановили в труппе, но партий не давали.
Анастасия не раз заявляла, что причиной увольнения стала месть ее бывшего возлюбленного — миллиардера Сулеймана Керимова. Мол, именно он позаботился о том, чтобы ни один мужчина не стал танцевать с ней партии (все, кроме Цискаридзе, уверенно ставили подписи в письменных отказах), а по театру прошел слух, будто бы Волочкова набрала много лишних килограммов. Несмотря на все это, балерина продолжает тепло отзываться о Большом по сегодняшний день.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
28 марта "Большой театр" отметил 245-летие.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Праздновать, действительно, настроения нет. Еще не сняты ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Еще полупустые залы. Ковид - это самая большая неприятность последних лет. Никаких иных возмутительных скандалов в ГАБТе давненько не было. Хотя 7-8 лет назад криминальные хроники Большого театра были в топе новостей.
Мы решили вспомнить наиболее громкие скандалы.
В конце 80-ых годов главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович уволил из труппы без преувеличения звёзд мировой величины: Майю Плисецкую, Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Михаила Лавровского, Нину Тимофееву, Мариса Лиепу… Между прочим, все они - народные артисты СССР. Под предлогом «угасшие звезды» должны дать дорогу молодым» Григорович вывел их на пенсию. В то время как сами артисты были уверены, что дело не столько в их возрасте, сколько в творческих разногласиях с главным балетмейстером, который, пользуясь своей властью, свел с ними счеты. Скандал имел большой резонанс не только в нашей стране. Но в сравнении с тем, что обрушилось на Большой театр спустя несколько лет: история с «толстой» Волочковой, «кислотное» нападение на Сергея Филина, - то были нежные полевые цветочки.
1986 год. Балетмейстер Большого театра Юрий Григорович ведет репетицию спектакля. Фото Александра Конькова /Фотохроника ТАСС/
В 1998-м году тогдашний директор Большого театра Владимир Васильев (он все-таки взял реванш и сменил Григоровича) пригласил Анастасию Волочкову на главную роль в балет «Лебединое озеро». Настя переехала из Петербурга (в начале карьеры она танцевала в Мариинском театре) в Москву. Но через пять лет (к этому времени театром стал руководить Анатолий Иксанов) вместо годового контракта Волочковой предложили заключить договор… на четыре месяца. Она, естественно, отказалась. И ее уволили. Иксанов объяснил свое решением так: балерина слишком толстая и высокая, она «затанцевала» своего партнёра Евгения Иванченко. Якобы из-за Насти Евгений получил травму и уволился. Кстати, их партнёрство продолжалось ещё несколько лет, уже вне стен Большого. А тогда коллеги Иванченко написали коллективное письмо, в котором отказывались танцевать с Анастасией. Волочкова справедливо восприняла это как травлю. Единственный, кто ее поддержал, был премьер Большого Николай Цискаридзе. Этот скандал вызвал международный резонанс. Иностранные журналисты полетели в Москву с весами, безменами и рулетками – обмерять и взвешивать «толстую» Волочкову. Она подала иск на дирекцию театра и выиграла суд. Ее восстановили на работе, но новых ролей, само собой, Настя не получала. По ее мнению, вся эта история - месть ее влиятельного любовника миллиардера Сулеймана Керимова, с которым к этому времени балерина рассталась. Отомстить Керимову в ответ руки были коротки. Но с бывшими коллегами она поквиталась: стала рассказывать в интервью, что балерин Большого театра заставляют ходить на закрытые ужины и спать с богатыми клиентами. Ей видней...
1998 год. Анастасия Волочкова на сцене "Большого". Фото Александра Косинца /ИТАР-ТАСС/.
Другой скандал, правда не такой громкий, был связан с приездом в Москву еще одной балерины из Петербурга. Диана Вишнева - прима Мариинского театра и приглашенная звезда берлинской Staatsoper и нью-йоркского American Вallet Тheatre в 2006 году получила ангажемент в Большом. Против приезда Дианы выступили московские примы и направили директору театра Иксанову петицию. В результате Вишневой отказали в контракте. После говорили, что инициатором петиции была Светлана Захарова, которая перешла в Большой из Мариинского театра, где первыми звездами были Вишнёва и Лопаткина. А Захарова лишь второй после них. Но с переездом в Москву стала первой и единственной. Это место на пьедестале Большого ей ни с кем не хотелось делить.
Солистка балета Мариинского театра Диана Вишнева, 2000 г. Фото Антона Денисова (ИТАР-ТАСС)
В течение нескольких лет гремели скандалы вокруг премьера - Николая Цискаридзе. В многочисленных интервью он резко критиковал дирекцию театра, рассказывал, что его пытаются уволить за «инакомыслие». В ответ руководство Большого обвинило Цискаридзе в интригах и стремлении занять пост генерального директора. Были суды, административные взыскания, но дело все равно закончилось увольнением.
Примечательно, что бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой сказал тогда, что на месте директора Большого театра он бы не миндальничал, а уволил Цискаридзе сразу.
Примерно в это же время в 2011 году случился «интимный скандал». В Интернете был зарегистрирован сайт, на котором содержались многочисленные фотографии сексуального характера. Главный герой скандальных фото был очень похож на Геннадия Янина, заведующего балетной труппой Большого. Ссылки на материалы были разосланы по электронной почте тысячам артистов и функционеров балета по всему миру. Янин не выдержал такого позора и написал заявление об уходе. Директор театра Анатолий Иксанов был уверен, что к распространению фотографий «различных позиций и конфигураций» Янина мог быть причастен Цискаридзе, для которого Геннадий мог стать соперником в борьбе за должность худрука балетной труппы. Николай Максимович как будто бы претендовал и на эту должность.
Николай Цискаридзе.
Фото: Наталия НЕЧАЕВА
Ни Янин, ни Цискаридзе не стали худруком. Им на свою беду стал Сергей Филин. С ним-то как раз произошла настоящая трагедия. 17 января 2013 года, когда Филин подходил к подъезду своего дома, его кто-то окликнул. Сергей обернулся, неизвестный плеснул ему в лицо кислотой. Особенно пострадали глаза. Преступление было раскрыто меньше, чем за два месяца. Исполнителем был ранее судимый безработный Юрий Заруцкий. Заказчиком преступления суд признал солиста Большого театра Павла Дмитриченко. В суде он говорил, что не предполагал, что его разговоры об искусстве и балете с Юрием Заруцким могут сподвигнуть того на преступление. Если они и говорили, как «решить вопрос», то максимум – «дать Филину по башке».
Март 2011 г. Гендиректор Большого театра (ГАБТ) Анатолий Иксанов и художественный руководитель балетной труппы Сергей Филин во время пресс-конференции. Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
Причиной покушения была неприязнь к худруку, за то, что тот, якобы, третировал любимую девушку Дмитриченко, юную балерину Анжелину Воронцову. Не давал ей партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» и рекомендовал похудеть.
Дмитриченко приговорили к шести годам колонии строгого режима. Он пробыл в заключении более 3 лет, получил условно-досрочное освобождение и вышел на свободу в мае 2016 года.
Сергею Филину сделали более 20 операций только на глазах, но зрение полностью не вернули. В 2016 году его контракт с Большим театром закончился и он ушел из театра.
Не менее громким был финансово-хозяйственный скандал, связанный с реконструкцией. В 2009 году, через 4 года после начала масштабного ремонта Большого, Счетная палата обнаружила гигантскую растрату выделенных на это дело средств - почти миллиард рублей. Началось расследование причин, по которым сумма реконструкции Большого театра увеличилась в 16 раз. Как так вышло, объяснить в Большом никто не смог. Николай Цискаридзе обвинил руководство театра в некомпетентности.
Скандал не прекратился даже после окончания реконструкции осенью 2011 года. Цискаридзе, а он был главным критиком, назвал реконструкцию «чудовищным недоразумением» и по пунктам разобрал проколы: вместо паркета положили кафельный пол. На кафеле балерины падают, увечат себя. Новые репетиционные залы – вообще катастрофа. В них невозможно поднять балерину, чтобы она не ударилась головой о потолок.
«Когда мне говорят, что потрачено дикое количество денег на золото, я хочу увидеть именно золото, - рассказывал в интервью «КП» Цискаридзе. - На колоннах в зрительном зале был орнамент из гипса, который был покрыт сусальным золотом, и рамка тоже была из сусального золота. Теперь там из пластмассы сделана форма золотого цвета, приклеенная на клей ПВА. Куда делось золото?!».
Но прошло 10 лет и все устаканилось. Да и клей ПВА оказался довольно прочным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сталин вел себя в Большом театре как режиссер: менял актрисам наряды и ругал дирижера за спектакли «без бемолей»
Александр Васькин написал уже много книг о Москве XX века: и «Кутузовский проспект» - биографию одной из самых престижных улиц города, и «Повседневную жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», и «Повседневную жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой». Новый предмет его исследования - Большой театр. Жизнь и творчество его звезд, а также поведение их поклонников - в числе которых были российские и советские правители (подробности)