Кымбатбаев мирзабай
Мирзабай
Интересная история о том, как появляются на этой земле гуру, как люди сами придумывают себе божков от нечего делать и как убивали Талгата Нигматулина. Помните «Пираты XX века»? Вот вам весьма живописная байка из «Тропой священного козерога». Занятная все-таки книжка.
Мирза. Мирзабай, или коротко Мирза, был дервишем с мазара Султан-Бобо, находящегося в пустыне, километрах в ста от Бируни в сторону Нукуса. Место это крайне оторвано ото всех пунктов цивилизации. Мирза слыл среди местного населения за типичного дивону, но однажды здесь появился Абай. Последний, судя по слухам, был некогда комсоргом в киргизском городе Ош, а потом ушел в мистику и отправился в поиски высшего имама. В этих исканиях он объездил много мест в Азии, пока, наконец, совершенно случайно не оказался на Султане-Бобо. Увидев Мирзу, он сразу понял: "Hu!" (арабск. "Он"). Мирза якобы рассказал Абаю историю мазара, подчеркивая исключительную геополитическую значимость этого места. Еще Екатерина Великая пыталась укрепиться здесь, расчитывая таким образом обрести ключи к Евразии. Мирза, несущий вахту в "месте силы", выступал, таким образом, как символический хранитель этих ключей.
Эту версию про встречу "двух океанов" — Мирзы и Абая — мне сообщил Леня Асадов, зачастивший с тех пор в Бируни. Он с загадочным выражением лица рассказывал про коллективные зикры на Султан-Бобо и с восторгом — о свингерских практиках в текке у Мирзабая:
— Приезжаем мы со Светой — а там уже сидит команда. Абай говорит: "Ты сегодня спишь с ним, а ты — с ней!" Нас в первую ночь положили вместе, чтобы комплексы сошли. Следующую мне пришлось спать с одной литовкой, а Свете вообще подложили москвичку! Потом приехали новые люди, опять пошел размен. А еще...
Еще Леня рассказал легенду о том, как Мирзабай учил Абая дзэновскими способами.
— Приехали они в Москву, идут по улице. Тут Мирза подходит к милиционеру и говорит, указывая на Абая: "Вот у этого человека нет ни паспорта, ни прописки, проверьте его, пожалуйста, на предмет благонадежности!" Абая тут же винтят, везут в ментуру и сажают в КПЗ на несколько суток. Ну, потом его, конечно, отмазали... В общем, видит он вновь Мирзу и в недоумении спрашивает: "Как же так, я тебя сюда привез, а ты меня сдал ментам. Зачем?" А тот отвечает: "Ты же меня просил учить? Вот я и учу!"
В общем, было понятно, что у Мирзабая — круто. Согласно официальной легенде школы Мирзабая, сочиненной Абаем, Мирза представлял собой последнего мастера Старой школы, тогда как сам Абай — первый мастер Новой школы и одновременно единственный легитимный наследник традиций Старой школы. Мирза был также объявлен "старшим братом Раджниша". Абай научил его двум-трем банкам про Раджниша, которые Мирза время от времени выдавал, по-разному их обыгрывая, неизменно повторяя при этом: "Как говорил мой младший брат Раджниш..." Бхагаван Шри Раджниш нужен был Абаю для вербовки аудитории из нью-эйджевской среды, где тогда на первые позиции выходил альтернативный индийский гуру из Пуны. Бхагаван в своем синкретическом учении, не лишенном остроумия, позиционировал себя как продолжатель линии гурджиевских учителей и духовный ницшеанец. Мирза, являясь как бы частью аутентичного мира "гурджиевской" традиции, тем самым обретал "право на старшинство", что, в свою очередь, позволяло Абаю претендовать как минимум на равноценный раджнишевскому эзо-статус в международной нью-эйджевской тусовке. Одним словом, Абай начал пиарить Мирзу, а Мирза — Абая.
В сельский домик Мирзы неподалеку от Бируни начала ездить мистически настроенная публика из разных мест СССР. Вообще, замечу, что литовцы проявляли в мистической жизни советского общества исключительную активность. Их можно было встретить практически во всех точках гигантской Красной империи, где дело касалось запредельных альтернатив. В окружении нашего эстонского Мэтра тоже было много литовцев, некоторые из которых даже последовали за ним позже в Америку. Москвичи, само собой, тоже везде. Слухи о чудесном волшебнике на мазаре в песчаных барханах Страны черных колпаков (как переводится слово Каркалпакистан) стали медленно, но верно расползаться в эзотерических кругах столицы. Через связи в спиритеческом салоне космонавта Севастьянова, которым руководила его жена, была пролоббирована специальная научная конференция в Звездном городке, на которой Мирзабай с Абаем предстали в качестве уникумов перед научной элитой страны.
Мирзабай поведал аудитории о принципах и методах прямого, непосредственного познания космоса, без прибегания к научным приборам, но при этом — бесконечно более точного. В чапане, колпаке и с посохом, Мирза вещал со сцены на узбекском языке, иногда вставляя русские вицы, а Абай уже транслировал текст мэтра жадно слушавшей публике. Ситуация была пропиарена настолько, что Мирзу ученое собрание признало за "человека с уникальными парапсихологическими способностями, представляющего интерес для большой науки". По этому случаю главный редактор журнала "Огонек", писатель и общественный деятель Анатолий Софронов, лично выдал Мирзе специальную справку, где подтверждались уникальные качества последнего, а местные каракалпакские власти призывались всячески способствовать советской науке в деле разгадки этой тайны природы:
"...Известно, что в последнее время способности, проявляющиеся в нетрадиционных способах лечения с помощью биотоков рук, в телепатии, телекинезе, становят-ся предметами пристального научного внимания, исследования... В Каракалпакии проживает Мирзабай Кимбатбаев . Этот человек наделен необы-чайными способностями, накладывающими свой отпечаток на весь его образ жизни. Молодой ученый Абай Борубаев установил с ним взаимодействие и ведет записи научного характера... которые являются целью достаточно длительного эксперимента. Просим вас оказывать всяческое содействие этой работе, помогать поездкам Мирзабая Кимбатбаева и Абая Борубаева из Каракалпакии в Москву по вызову научных учреждений."
"Оказывать всяческое содействие" означало принять к сведению, что тусовка в доме у Мирзабая и на мазаре не является простым бомжовым сходом или чем-то там еще, но представляет собой часть научного эксперимента, в котором принимают участие как статисты, так и специальный научный персонал.
Такая бумага из Москвы вызвала в Бируни шок совершенно в духе гоголевского "Ревизора". Как? Этот Мирза, съехавший нищий дервиш-асоциал, вдруг оказывается ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАННЫМ МОСКВОЙ ОСОБЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, которого теперь уже не просто шугать нельзя, но нужно даже всячески беречь и охранять! С тех пор у Мирзы пошел полный отрыв. Люди ездили, как хотели. Никто не шугал. Все было можно. И это — в советском-то Узбекистане! Бируни начал постепенно превращаться в узбекский Катманду: мистические белые туристы стали постоянным элементом местного автовокзала. В священном хаузе у Султан-Бобо проводились ритуальные групповые купания с последующими зикрами и тантрами.
(….) Следующим номером в тепепрограмме шла передача "Человек и закон", которая оказалась посвященной делу Мирзабая-Абая, обвинявшихся в убийстве известного ташкентского киноактера Талгата Нигматулина. Об этом деле мне тогда уже приходилось смутно слышать со стороны, но здесь представилась возможность многое увидеть собственными глазами. Зал суда, лица обвиняемых, судебная хроника и видеоархивы. Вот показывают Султан-Бобо, священный хауз. В него с разбегу прыгает резвящаяся компания: Мирза, Абай, с ними еще несколько человек...
В целом криминальная эпопея бирунийской пары сводилась к следующему. Покрутившись достаточно вокруг Мирзы с Абаем, ряд литовских мюридов худо-бедно смекнули, что последний им просто парит мозги, и стали постепенно отходить от его четкого руководства. В это же самое время московская группа пыталась пробить для Абая столичную прописку и прочие халявы, типа должности директора в так называемом "Институте развития человека", который должен был открыться под крышей авторитетов из АН. В этой ситуации литовский бунт был совершенно не к месту и Абай поехал на разборку в Вильнюс. Там его не хотели принимать, но когда подъехал Мирза, то встреча сторон состоялась. Между тем, Мирзу в этой компании продолжали считать за "специалиста" чуть ли не вынужденно, ибо без него вся тусовка лишалась концепции и мистической легитимности одновременно. Абай же всё более тянул на то, что не он ученик Мирзы, как изначально предполагалось, но Мирза — его. "Ученик превзошел учителя", — так теперь гласил официальный лозунг Новой школы. Мирза ничего против такого пиарного хода не имел. "Космос большой", — отвечал он на все запутанные вопросы.
Теперь Абаю требовалось жестко подавить оппозицию. Действовать он начал при этом не тайными магическими кознями, как это принято в приличном обществе, но совершенно материалистически, прямо по-сталински, не позволяя никому распредмечивать проблему. По свистку хозяина, из Москвы прибыла группа клингонов во главе с научным сотрудником НИИ мировой экономики и социализма Вострецовым. Эта зондер-команда сразу начала терриризировать отступников избиваниями, разбойными ограблениями и погромами квартир. Все в ужасе попрятались по щелям, ожидая очередного ночного звонка в дверь. Между тем, Абай также вызвал в Вильнюс Талгата. Талгат был старым приятелем Рыжего по ВГИКу, занимался карате-марате и очень интересовался мистической стороной вопроса. Абай зацепил его на этом интересе и начал эксплуатировать. Талгат демонстрировал прямо сверхъестественную преданность, рабски служа мастеру и идее космического всезнания. Устраивал социальные контакты, пиарил бирунийскую пару в кинобизнесе, наконец, тысячами платил Абаю "за обучение". Однако в Вильнюсе мочить схизматиков отказался. Это уже было больше, чем бунт Это была революция!
Подавив оппозицию — во всяком случае, продемонстрировав ей who is who, — Абай решил взяться за Талгата. Поздно вечером он, в сопровождении зондер-команды научного сотрудника НИИ мировой экономики и социализма, явился на квартиру, где находился Талгат. Тут же были Мирза и литовские хозяева. По приказу Абая клингоны набросились на Талгата, но тот воспринимал все происходившее как очередной урок учителя, который нужно пройти до конца в смиренной покорности. Гуру всегда прав! Талгат не сопротивлялся. Абай заставил включиться в процесс даже Мирзу. Мирза, пнув Талгата пару раз, тем самым засвидетельствовал свое подчинение репрессивному авторитету Абая, который, по сути дела, рьяно рвался позиционировать себя в роли деспота-абсолютиста. В результате многочасового избиения, длившегося до самого утра, Талгат был убит. Команду взяли, дали сроки. Абай получил 15 лет строгача, Мирза — 12, Вострецов — 13, клингонам дали поменьше, но времени подумать у них все равно хватило.
Не могу сказать, о чем думал Абай, умирая на тюремных нарах от туберкулеза: о Боге, о душе, о мире или о каких-нибудь людях, может быть — о Талгате? На примере Талгата он мог видеть, как человеку, следующему высшими путями, следует смирять себя перед судьбой, помня заветы древних мудрецов: "Совершенномудрый не действует там, где действует Небо". Интересно, пытался ли Абай представить себе, о чем были последние мысли Талгата? Понял ли тот истинную сущность Абая, или же до последнего мгновения почитал его за гуру?
кымбатбаев мирзабай
Зрителям часто кажется, что актеры, играющие супергероев, в жизни такие же крутые, всесильные и хитроумные, как их персонажи. К сожалению, подобное встречается крайне редко. Звезда советского экрана Талгат Нигматулин, любимец всех мальчишек СССР, был талантлив, но простодушен. Именно из-за своей доверчивости он и принял страшную смерть.
Летом 1979 года на берегу небольшой крымской бухты вдруг выросли хижины с тростниковыми крышами и заколыхались пальмы. Внимание туристов это не привлекло: внезапно возникшие на черноморском побережье тропики находились на охраняемой территории военного городка, и чужие здесь не ходили. Вокруг искусственных пальм и декоративных хижин кипела жизнь – шли съемки фильма «Пираты XX века».
Идея картины о захвате советского судна современными пиратами возникла у Станислава Говорухина не на пустом месте. Во второй половине 1970-х газеты часто сообщали о морских разбойниках, орудовавших у берегов Индокитая, особенно в Малаккском проливе. Каждый год случалось до полусотни нападений на грузовые суда. К счастью, на советские корабли пираты почему-то не нападали.
Когда Говорухин брался за сценарий боевика, он заранее знал, что сам снять его не сможет: он был слишком занят съемками телефильма «Место встречи изменить нельзя». В качестве соавтора Станислав Сергеевич привлек режиссера Бориса Дурова, который в итоге и снял «Пиратов». Цензурные сложности возникли еще на стадии сдачи сценария. По замыслу авторов советский сухогруз вёз в трюмах уран. Но редакторы запретили радиоактивный груз. Предложенные взамен тонны опия цензуре тоже не понравились. Тогда сценаристы издевательски предложили в качестве цели пиратского нападения контейнер с бланками партбилетов. Цензура со вздохом согласилась на опий.
Роль сухогруза «Нежин» исполнил транспорт «Фатеж», а изображать пиратское судно «Mercury» пришлось кораблю «Адмирал Лунин». Сцену погрузки опия в юго-восточном порту снимали в Жданове (ныне Мариуполь), а эпизоды в затопленных коридорах «Нежина» — в плавательном бассейне гостиницы «Ялта-интурист». Съемки проходили без особых происшествий. Осечка случилась лишь раз, когда во время шторма с палубы «Адмирала Лунина» смыло за борт бутафорскую мину. Мастера студии имени Горького постарались на славу, и внешне их мина ничем не отличалась от настоящей. Пришлось рассылать радиограммы по всем кораблям черноморского флота с указанием не бояться плывущей по волнам мины – она не настоящая. С какими выражениями встречали эту новость капитаны, история умалчивает.
Рекламный плакат фильма «Пираты XX века». Источник: wikipedia.org
Актерский состав Дуров подобрал исходя из жанра боевика. Главных антагонистов – механика Серёгу и пирата Салеха сыграли Николай Ерёменко-младший и Талгат Нигматулин. Они дружили еще со времен учебы во ВГИКе, где оба увлеклись экзотическим тогда карате. Для Николая японское боевое искусство стало не более чем одним из видов физподготовки. А Нигматулин увлекся карате всерьез. Он стал обладателем черного пояса. Так что кинодраки выглядели вполне профессионально. К тому же роль боцмана Матвеича досталась легендарному советскому каратисту Тадеушу Касьянову, который поставил большинство трюков и сцен с драками в фильме.
В Госкино готовую картину приняли кисло. Драки с ногомаханием, современные пираты и прочая экзотика были не в традициях советского кинематографа. «Пиратов XX века» решили положить на полку. Случайно опальный фильм привезли на дачу Брежнева: престарелый генсек любил знакомиться с новинками в домашнем кинотеатре. Леонид Ильич пришел от боевика в восторг, и картину выпустили в прокат.
«Пираты XX века» вышли на экраны 14 июля 1980 года. Газеты печатали разгромные рецензии о «низкопоклонстве перед Голливудом», а у касс кинотеатров выстраивались километровые очереди. Только за первый год «Пиратов XX века» посмотрели 87 миллионов человек – это рекордный показатель за всю историю кино СССР и России. Исполнители главных ролей оказались в зените славы. Если Николай Ерёменко-младший уже был популярным актером, то для Талгата Нигматулина статус кинозвезды был в новинку.
Талгат Нигматулин. Источник: peremeny.ru
Будущий пират Салех родился в 1949 году в киргизском городке Кызыл-Кия. Он был четвертым сыном в семье учительницы, причем все его братья были от разных случайных отцов. Подымать эту ораву самостоятельно мать не могла и отдала маленького Талгата в детский дом. Хилого мальчишку, больного рахитом, постоянно обижали старшие, и чтобы выжить в недружелюбной среде он стал заниматься спортом и бальными танцами. В старших классах Талгат мечтал об артистической карьере и готовился к поступлению во ВГИК. Чтобы лучше изучить русский язык, он от руки переписал «Войну и мир» Льва Толстого.
В Москве поступить во ВГИК не удалось, и Нигматулин стал студентом циркового училища. В 1967 году его пригласили на эпизодическую роль в фильме «Баллада о комиссаре», после которой ему всё-таки удалось поступить во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова.
Талгат окончил институт в 1972 году, но киноролей ему никто не предлагал. Он уехал в Ташкент, но и на «Узбекфильме» ему доставались лишь небольшие роли, причем, в основном, отрицательных персонажей. Нигматулин увлекся литературным творчеством и заинтересовался восточной философией. Интерес к Востоку привел его в секцию карате. Этим спортом Талгат занимался на профессиональном уровне, войдя в тройку лучших каратистов Узбекистана и заняв на чемпионате СССР 6-е место.
Во второй половине 1970-х годов восточной философией интересовались в Союзе многие. В годы застоя всегда вспыхивает нездоровый интерес к разной экзотике: хиромантии, астрологии, экстрасенсорике и прочим псевдонаукам. Вокруг таких мутных увлечений часто вертелись те, кто хотел поживиться на простодушии людей. Именно к категории таких мошенников относились Мирзабай Кымбатбаев и Абай Борубаев. Первый был мелким жуликом. Выучив несколько арабских слов, он изображал святого дервиша на кладбище Султан Уаис Баба. Всего за рубль он соглашался прочесть молитвы, представлявшие собой бессмысленную галиматью. За день «дервиш» в рваном халате, увешанном значками с портретами Ленина, зарабатывал до полусотни рублей – на соседней стройке за такую сумму надо было работать месяц.
Мирзабай Кымбатбаев, 1997. Источник: mirzabay.narod.ru
Абай Борубаев был птицей другого полета. Сын редактора ошской областной газеты и преподавательницы марксизма-ленинизма выучился на экономиста. Еще в институте Абай увлекся восточной философией, при этом ему хотелось, чтобы все эти Конфуции, Лао-Цзы и Бхагавадгиты приносили ему доход. Году в 1977-м пути безграмотного попрошайки и алчного молодого специалиста пересеклись. Задав Мирзабаю несколько вопросов о Коране, Абай точно понял, что перед ним мошенник, но денежный ручеек, который непрерывно тек в карманы дырявого халата «дервиша», произвел на него впечатление. Прямо на кладбище было принято решение объединиться.
Вскоре из Средней Азии до Москвы стали доходить слухи об объявившемся там «святом человеке», излучающем мощные энергетические потоки и излечивающем любые болезни простым наложением рук. В 1979 году в столице появилась странная парочка: дервиша в восточных одеждах сопровождал цивильно одетый молодой человек, представлявшийся научным сотрудником, изучавшим экстрасенсорные способности. Абай умудрился попасть домой к редактору самого популярного в СССР журнала «Огонек» Анатолию Софронову. Мирзабай избавил жену писателя от лёгкой головной боли, и поражённый Софронов выдал гостям официальный документ на бланке «Огонька»: «Кымбатбаев Мирза… наделен необычными способностями, накладывающими свой отпечаток на весь образ его жизни… Кымбатбаев Мирза относится к числу людей, обладающих уникальными способностями, наблюдение за которыми может много дать для развития современной науки о законах человеческой психики. Молодой ученый Борубаев Абай установил с ним взаимодействие и ведет записи научного характера. Просим оказать содействие этой работе».
Абай Борубаев. Кадр из передачи «Человек и закон», 1986
Такая бумага могла открыть любые двери. Экстрасенс Мирза и парапсихолог Мирзабай стали желанными гостями богемных салонов Москвы. Их принимали у себя поэтесса Лариса Васильева, космонавт Виталий Севастьянов, рериховед Валентин Сидоров. Мирзабай везде повторял одни и те же странные фразы, например, «голова маленький, а космос большой», зато Абай многословно толковал подлинный смысл этих изречений гуру. С политической точки зрения к парочке трудно было подкопаться: Мирза щедро дарил новым знакомым значки с Лениным и утверждал, что самый великий человек на планете – товарищ Брежнев.
Ряды поклонников и учеников росли в геометрической прогрессии. Самые активные адепты приезжали домой к Мирзе, в его сарай с земляным полом в киргизском ауле. Новоявленный учитель заставлял московских гостей на потеху местным жителям купаться голыми в речке, а на ночь укладывал их на расстеленных циновках, лично решая, кто с кем будет спать. Всё это, как объяснял умный Абай, было средством для подавления личного эго и открытия просветленной душе пути к познанию Истины. Еще одним путем служила водка, которую Мирза объявил иконой, соединяющей человека с космосом. Молитвы этой «иконе» были непременной частью всех ритуалов.
Примерно в 1982 году де-факто образовавшаяся секта получила название «Четвертый путь» и открыла филиалы в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Прибалтике. Мирза с Абаем постоянно гастролировали, собирая с учеников немалые деньги. Средства якобы должны были пойти на создание Института изучения человека, который возглавит известный ученый Борубаев А.
В это время в сети мошенников угодил и Талгат Нигматулин. Популярный актер был, по отзывам друзей, очень простодушным человеком. Его жаждой познания мира и тягой к восточной философии и воспользовались аферисты. К этому времени Талгат уже много снимался и, соответственно, хорошо зарабатывал. Абай с Мирза поняли, что нашли дойную корову. Им удалось полностью подчинить себе Нигматулина, который отправлял в секту чуть ли не все гонорары. Жена актера Венера вспоминала, что ей приходилось продавать книги из библиотеки мужа, чтобы прокормить себя и маленькую дочку. При этом, судя по материалам следствия, Абай за несколько лет получил от Талгата десятки тысяч рублей, несколько часов импортного производства, золотые кольца и другие ювелирные украшения. Кроме того, Нигматулин служил для секты рекламным лицом, его огромная популярность помогала вербовать новых членов.
По рассказам близко знавших Нигматулина людей, ему нравилось быть учеником Мирзы и Абая. Когда ему приказывали переодеться в обноски и клянчить милостыню на ташкентском базаре, кинозвезда принимал это с восторгом: «Я усмиряю свою гордыню и очень благодарен за это своим учителям». Даже откровенные оскорбления не вызывали у Нигматулина раздражения. Однажды в компании друзей Мирза плюнул в его стакан и потребовал выпить. Окружающие подняли шум, а Талгат с улыбкой исполнил повеление святого человека.
В 1984 году Нигматулин, окончивший высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино СССР, добился разрешения снять собственный фильм. На главные роли в короткометражке «Эхо» он пригласил своих учителей. На съемочной площадке Абай и Мирза откровенно издевались над режиссером, отказывались выполнять его указания, хамили ему на глазах киногруппы. Фильм получился невнятным и попросту неудачным, но его копию активно крутили на собраниях «Четвертого пути».
В начале февраля 1985 года Нигматулину позвонил Абай и приказал срочно прилететь в Вильнюс. Венера почувствовала что-то нехорошее, и умоляла мужа остаться дома. Талгата ждали на съемках в Кишиневе, но он отложил все дела и помчался в аэропорт. На самолет в Вильнюс он опоздал, однако начальник аэропорта, узнав, что его любимый актер не попал на рейс, задержал вылет и подсадил Нигматулина в стоявший на взлетной полосе лайнер.
В 13 часов 23 минуты 11 февраля бригада вильнюсской скорой помощи отправилась по вызову на улицу Ленина, 49 в квартиру дочери управляющего делами Совета Министров Литовской ССР. Хозяева отвели медиков в ванну, где лежало изувеченное тело. Врачи были бессильны и смогли только констатировать смерть. Заполняя бумаги, доктор спросил имя покойного. Услышав «Талгат Нигматулин», он был поражен: по изуродованному лицу невозможно было узнать красавца-артиста.
Патологоанатомы насчитали на теле Талгата 119 ран, 20 из которых – на голове. У актера были сломаны нос и четыре ребра. Хозяева квартиры заявили следователям, что Нигматулин позвонил в дверь утром, сказал, что его избили на улице, и упал. Милиция смогла установить, что жестокое избиение происходило непосредственно в квартире. Тогда хозяйка квартиры созналась, что Нигматулина всю ночь избивали у неё дома Абай Борубаев, Мирзабай Кымбатбаев и трое их московских последователей-каратистов: Пестрецов, Седов и Бушмакин. Все они пытались покинуть Литовскую ССР, но их задержали по горячим следам.
Следствие установило, что эти пятеро человек приехали в Вильнюс, чтобы разобраться с адептами «Четвертого пути», которые разуверились в Абае, покинули секту, и отказались платить ежемесячную дань. Для этой разборки и был вызван Нигматулин. Однако актер отказался бить отступников. Тогда в предательстве Учителя Абай обвинил самого Талгата. Ярость Борубаева вызвали и газетные киоски, в каждом из которых красовался свежий номер журнала «Советский экран» с портретом Нигматулина на обложке. Зависть к популярности своего ученика распалила Абая до последней степени, и, придя на Ленина, 49, где остановилась вся компания, он приказал бить Нигматулина. Избиение продолжалось 10 часов с перерывами на чаепитие и закончилось смертью.
Талгат Нигматулин. Источник: www.peremeny.ru
Известие об убийстве Талгата Нигматулина потрясло весь Советский Союз. Самым загадочным был факт, что мастер карате не сопротивлялся избиению и даже не защищался. Версии о причинах такого странного поведения Талгата появляются до сих пор.
Тадеуш Касьянов, хорошо знавший Нигматулина, выдвинул свою гипотезу: «Талгат умер из-за наркотиков. Когда снимался фильм «Пираты XX века», его брат получил за наркотики лет 12. Поэтому Талгат постоянно отсылал ему деньги, а потом и сам присел на наркотики. А убили его в Вильнюсе за то, что он не рассчитался. Убивали его чемпион Москвы по карате и еще трое отморозков. Талгат сидел обкуренный в кресле, а они его по голове ногами долбили… Так он по-дурацки погиб…».
У последователей Мирзабая, до сих пор хранящих верность своему гуру, имеются две противоречащие друг другу версии. Первая гласит, что убийство было подстроено КГБ для организации публичного антирелигиозного процесса над якобы тоталитарной сектой. Мирзы и Абая, дескать, в Вильнюсе в тот день вообще не было. По второй версии, убийство всё-таки произошло, но не предумышленное, причём подстроил его сам Талгат. Он якобы был психопатом-мазохистом с манией величия, веровал в собственную святость и мечтал о мученической смерти. Он специально разъярил своих убийц и не защищался, хотя легко мог раскидать их всех. Личность Талгата вызывает у сектантов ненависть: из-за него почти безвинно пострадали хорошие люди.
По официальной версией, озвученной на суде, Нигматулин до последних минут оставался верным учеником Абая и Мирзы. Наказания и побои от них он принимал как награду, как поучение, как испытание его преданности. На следствии истязатели показывали, что во время избиения их мозг словно заволокло пеленой, и они не понимали, что творят. В отличие от них, учителя прекрасно всё понимали и пинали беззащитного Талгата в ясном уме и твердой памяти. На следственном эксперименте под видеозапись все пятеро демонстрировали на манекене кто куда и с какой силой наносил удары.
Борубаев получил 15 лет, Кымбатбаев – 12 лет, Пестрецов – 13 лет, Седов – 10. Бушмакина, который сошел с ума во время следствия, отправили на принудительное психиатрическое лечение. Абай умер от туберкулеза в тюрьме в 1988 году, а Мирза, отмотав весь срок, вернулся в родные края, где продолжил карьеру учителя и пророка. Он умер от цирроза печени в 2006 году. Над могилой гуру оставшиеся ученики возвели мини-мавзолей, а в его ташкентской квартире устроили нечто типа монастыря. В рунете до сих пор живы сайты последователей пророка и имама Мирзабая, на которых нет упоминаний о судьбе его ученика Талгата Нигматулина.
Источники:
Телепрограмма «Человек и закон», 1986
Раззаков Ф. Расстрелянные звезды. Их погасили на пике славы. 2012
Документальный фильм «Отсидеть за карате», 2006. Режиссер – Андрей Грачев
Документальный фильм «Пираты XX века: Ерёменко – Нигматулин». 2006. Режиссер – Сергей Русаков
Мурзина М. ««Пиратов XX века» спас Брежнев». Газета «Аргументы и факты», 29.09.2010
Мишенин Д. «Одержимые джиннами». Журнал «Перемены», 2003
Оригинал
«Ярость толпы — это слепой призрак с закрытыми глазами». Хроника еврейского погрома в Кишиневе
Кто ты из советских маршалов? Пройди наш новый тест и узнай!
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. Одержимые джинами (2003) - 4.
Продолжение. Начало - здесь. Предыдущее - здесь.
Димамишенин: А можно от вас, Аркадий, услышать просто четкое описание того, что там произошло на самом деле? Из уст участника тех событий или свидетеля. Честно и без всяких интерпретаций. И дать читателям самим делать выводы.
Аркадий, ученик Мирзабая: Просто четкое описание: «Шла женщина по платформе. Потом бросилась под поезд. В сумочке нашли документы на имя Анны Карениной. И о погоде…» Оправдаюсь тем, что сложные процессы просто описываются с потерей достоверности и реализма. За просто «кто где стоял и куда пошел» нести ответственность не могу, извините. Кстати, по В.И. Ленину, это тоже будет интерпретация. Тот человек не хочет ничего слышать о своем прошлом, ни в какой форме. И ни с кем не общается. Беспокоить его нельзя.
Димамишенин: Владимир Гузман, сотрудник Би-Би-Си, с которым я дружу, ваш ровесник, видевший и Абая, и Мирзабая, сказал мне, что Абай умер в тюрьме от туберкулеза. Это правда? Как ушел Абай? Есть ли какая-то информация о его последних днях? Раскаивался ли он в содеянном или чувствовал свою полную невиновность?
Аркадий, ученик Мирзабая: Видел Абая в программе ЧиЗ. Абай выглядел так, как если бы думал: «Я убил человека. Не хотел, но убил. Я должен нести ответственность. Не перед следователем, прокурором, судьей. Им я скажу то, что они хотят. Перед самим собой. Я должен пройти через все, чего достоин, совершив трагическую ошибку». Такое впечатление произвел на меня тогда Абай в программе ЧиЗ. Мне неизвестно, видел ли кто Абая. Люди ездили только к Мирзабаю. Ходили к начальнику тюрьмы. Просили оградить Мирзабая от избиений. Начальник ответил – пусть хоть совсем убьют. Поехать к Мирзабаю мне не позволяли обстоятельства.
Димамишенин: Покинул ли кто-то еще из учеников Мирзабая свое тело в тюрьме после осуждения или все остальные вместе с Мирзабаем вышли на свободу и сейчас опять вместе?
Аркадий, ученик Мирзабая: Спасибо, Дмитрий! Хотел бы, чтобы и обо мне так сказали – покинул свое тело. Мальчишки и тренер отказались от Мирзабая. Ни с кем не общаются. Никто их не беспокоит и не ищет. Ну, что… Наверное, уже пора говорить о главных вопросах. Начнем, помолясь! Насколько давно вы являетесь учеником Мирзабая и Абая, вы спрашивали? Главный вопрос всей этой истории. Кто такие Мирзабай и Абай? Кто такие ученики? Ответим на этот вопрос, и все. Мозаика сложится. И все ясно будет.
Димамишенин: Так кто ВЫ? Это была секта (не пугайтесь этого совершенно нормального слова, которое превратили графоманы и неучи во что-то ругательное) или же ваше сообщество все-таки нечто совершенно иное? Расскажите поподробнее.
Аркадий, ученик Мирзабая: Вот это и есть главный вопрос.
«Буду краток».
В.В. Путин
(Я подумал о том, что у Аркадия промелькнула та же страсть, что и у Мирзабая. Мирза любил цитировать Ленина и говорить о том, что самый великий человек на планете – Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев… Теперь его последователь не преминул втолкнуть в свою речь цитатку из ныне здравствующего правителя. Преемственность и школа налицо. Наверное, Учитель Мирзабая цитировал Сталина. - Димамишенин).
В Азии существует «традиция-не традиция». (У нас тоже, но сейчас не об этом.) Скорее стиль жизни. Непонятный и неизвестный стиль жизни. Стиль жизни не мистической. Неизвестный, т.к. не имеет описания. Этот стиль азиатами очень уважаем. Что-то вроде «настоящего самурайства» у японцев. Может когда смогу сформулировать. Но, честно, не хочется. Наверное, что-то вроде понимания сверхзадачи национальной духовности. Однажды Мирзабай встретил человека, так живущего. Ему это сымпонировало, и он стал с этим человеком общаться. В результате этого общения он сам стал таким. Абай с детства, с 14 лет искал Учителя. Скорее всего, Учителя мистического. Но, когда встретил Мирзабая, он понял, что то, что он встретил, обладает не мистическим смыслом, а является именно тем явлением. И тоже стал общаться с носителем этого явления.
Комментарий:
50-летний Мирзабай ходил по улицам с посохом, в колпаке, длинном халате, сплошь увешанный значками с Лениным, в бусах, колокольчиках для скота и кольцах. Будучи классическим дивоном (человеком-вопросом, дурачком), он проповедовал или попрошайничал на мазаре Султан-Бобо, у кладбища, находящегося в пустыне, недалеко от своего аула, пока не встретил Абая, тридцатилетнего комсорга из киргизского города Ош. Они вместе превратили Домик Мирзабая – с земляным полом, грязным арыком, рваными одеялами и раскладушками – в узбекский Катманду. Где происходили групповые нудистские купания, и интеллектуалы всех столиц Союза испытывали блаженное счастье, удовлетворяя любые самые дикие желания Великого Мирзы. Абай дрессировал Мирзабая для встреч с общественностью. К примеру, просят Мирзу показать чудо телекинеза ученые и опрокинуть коробок взглядом. А он толкает его пальцем и смеется: «А разве так нельзя?» Спрашивают что-то заумное, а Мирза отвечает глубокомысленно: «Есть такая жевательная резинка. Называется доброта».
Димамишенин: Кто был гуру Мирзабая? Есть информация от Игоря, ученика Мирзабая, что он тоже имел склонность к оргиям и фантастически танцевал, что было запечатлено на трехминутной кинопленке, исчезнувшей после дела Талгата в архивах КГБ. Он принадлежал к какой-то ученической преемственности? Расскажите немного об их истории общения…
Аркадий, ученик Мирзабая: Абай рассказывал, что долго просил Мирзабая познакомить с его Мастером. Знакомство происходило в лучших традициях. Абая очень тонко, с восточным юмором, разыграли. Мастера Мирзабая звали Еллу. Его самого я не видел. Видел фотографии. Да, он был дервиш. (Я тоже дервиш.) Подробностями о Еллу не интересовался из вежливости. Рассчитывал узнать что надо со временем. Надеялся увидеть. Было очень любопытно, но просить привезти его не считал возможным.
Димамишенин: Кстати, расскажите о тех, кто вообще был вокруг Мирзабая, чем вы интересовались, что примкнули к Нему?
Аркадий, ученик Мирзабая: Европейская часть фигурантов интересовалась кто чем. Кто космической энергией мистиков, кто буддийской этикой. Кто чем. Встретились все у Мирзабая. Мистицизм – дело спорное. Советский дервиш – живой. Гораздо здоровее на голову. Общение было стильное, но внутри своего круга. Мирзабай был своеобразен. Но органичен. Говорил о космосе. А почему нет? Там такое небо! Мне нравилось, что нет признаков тухлого сектантства. Люди играют в нечто «отдаленно-НЕ-напоминающее сектантство». И тоже вполне приемлемо:
Нет теории
Нет проповедей
Денег никогда не требовалось
Уходить из семьи не требовалось
Молиться и голодать не требовалось
Нет принуждения
Нет склонения к сексу
Нет невропатов
Нет психопатов
Это бесспорные доказательства того, что секты нет.
Нормальные, взрослые люди. Интеллигенция сплошная.
Талгат, как азиат, знал о существовании этого явления. Но хотел, чтобы это было в стиле секты. Так себя и вел. Реально, по известным признакам, являясь патологической личностью, стремился подчиняться, подавляться и мучиться под видом духовного подвижничества. Чтобы тешить манию величия. Мол, я титан духа, терплю усмирения плоти. Этим он вызывал естественно негативную реакцию Абая. (Абай не был Мастером. Он всегда был переводчиком и наиболее близким к Мирзабаю человеком. Так всегда себя и вёл.)
Димамишенин: То есть был ближайшим учеником Мирзабая и преемником. Абай Борубаев (кроме того, что был крещенным по православному обряду, успел стать буддийским монахом и принять имя Аннда Ананда) – также его знали все как специалиста по восточной медицине, который мечтал основать и возглавить Институт по изучению паранормальных способностей Человека, какие уже созданы в Западной Европе и Америке.
Аркадий, ученик Мирзабая: Абай был Первым учеником. И по времени и по качеству. Не преемником. Учеником, который, вполне в приемлемой для знакомых людей форме выразил Талгату свое мнение. С точки зрения общественной морали звучит дико. С точки зрения морали личной послать придурка можно в любой приемлемой внутри круга знакомых форме. «Свои собаки дерутся – чужая не приставай». Абай был очень нормальный человек. Ему не нравилось, если из него делали религиозного лидера. Мирзабай, рассказывали, прогонял тех, кто приезжал на него (Мирзабая) молиться. И вот группа взрослых, нормальных, неглупых людей убивают человека. Это не является их действием. Это тот человек убился ими. У группы нет признаков секты. У Талгата все признаки патологической личности с комплексом саморазрушения. У группы на глазах любимый артист. У группы на глазах – чемпион Казахстана по каратэ. Его нельзя не то что убить. Ему больно нельзя сделать. Если он умер, значит сам хотел. А от сумы и тюрьмы, от трагических ошибок и недоразумений никто не застрахован.
Общественность это толпа. Не рассуждает. Реакция её однозначна. И нельзя рассчитывать на понимание.
Димамишенин: Я считаю, что толпой, общественным мнением, большинством можно манипулировать и создавать то понимание в его недрах, которое выгодно более талантливому и освоившему методы доминирования и управления психическими процессами меньшинству. Примеры Адольфа Гитлера, Владимира Ленина или Чарльза Мэнсона уже стали историей, которую преподают в средней школе.
Аркадий, ученик Мирзабая: По-моему толпой нельзя манипулировать. Возможно только вызвать отклик у людей родственного психотипа. Остальные будут или нейтральны, или оппозиционны. Раскомандовать всех, по-моему, невозможно. Даже если дать только одну трактовку происходящего. Всегда найдутся проницательные и понимающие. Не знаю, интересна ли будет читателям эта версия. Если хотите добавить мистики, не возражаю. Можно будет подумать над художественным вариантом.
Димамишенин: Я уверен, что читателям будет интересно. Я считаю, что это уникальный материал. В первую очередь потому, что он совершенно альтернативен всему, что эти самые читатели когда-либо читали, смотрели и слышали. А насчет мистики? Неужели Вы считаете, что без нее могло что-либо произойти подобное? Если бы не она, вся история с Талгатом Нигматулином и Вами походила бы на рядовой бытовой криминал!
Аркадий, ученик Мирзабая: Имел в виду, что в связи с отсутствием мистики моя версия может быть невыгодна для продажи. Тогда можно сочинить мистические варианты. Например: Духовный Учитель Мирзабай, Живой Бог, человек равный Христу и Будде – Мирзабай, достигший божественного просветления, пришел к людям, чтобы дать им истинное знание. По образу Христа и апостолов. Образ жизни его соответствовал требованиям учения, собрал вокруг него учеников. Один из них, Талгат, не желая принимать учение в исходной форме, извратил его, внеся совершенно от себя элементы рабской покорности и необходимости терпеть, терпеть и терпеть физические истязания. Этот вариант сгорит на отсутствии учения. Но этого могут не заметить.
В реальности мистический флер нашего общения никому не повредил. Безответственные трактовки происходящего навредили только их авторам. Возможны вопросы типа – а если вы не секта, как же понимать то-то и то-то. Например, групповые купания в голом виде. У Вас, наверняка, будут такие вопросы. У меня они возникнуть не могут. Возникнут у Вас – задавайте. Помогите наводящими. Тема очень деликатная. Требует понимания, но невозможна к объяснению.
Димамишенин: А почему Вас отталкивает слово секта? По-моему это отличное определение для компании и группы людей, объединенных антиматериалистическими идеей и лидером, а не материалистическими целями, как партия, к примеру. Слово секта настолько же духовное, как слова церковь или движение. По-моему это удобное определение, которое просто необходимо очистить от неправильного понимания и скверны, налипшей от малообразованных фанатиков от журналистики. И почему, опять же, Вы против простой, но ясной большинству схемы – Духовного учителя и учеников? Разве это плохо?
Аркадий, ученик Мирзабая: Считаю, что общественность не может позитивно реагировать на термины «духовный учитель», «ученики» и «секта». Надоело. А значит, нечего эту общественность зря тревожить. В моем понимании секта это когда отделяются от нормального учения, чтобы грешить.
Димамишенин: У вас очень много общего с той же коммуной в Пури гуру ОШО Раджниша! У вас возникали параллели с этим экзотическим и супернетрадиционным секс- гуру и его поклонниками по всему миру и вашей компанией? Он прославился тем, что объявил себя Первым и Единственным Богом для Богатых, оставив бедных всем старым Богам.
Аркадий, ученик Мирзабая: Параллели? Назовем это – коллатерали. "Не воруйте с убытков! Воруйте с прибылей!" Жванецкий.
Димамишенин: Аркадий! Ну это же идеальный пиратский девиз!
Аркадий, ученик Мирзабая: Раджнеш нравился Абаю. Мы читали Раджнеша. Я искал потом эти книги в Москве в магазине «Путь к себе». Нашел. Приятно. Это такая память!
Впервые духовная литература не производила давящего впечатления и ничего не декларировала, во что надо верить. Я зачитывался. Жене тоже очень нравилось. Мистицизм пропускали мимо ушей. С Абаем в Беруни даже разругались. Он выразил претензию, что мы не занимались динамической медитацией двадцать один день. Вы бы видели его глаза в тот момент! Я не стал ломать мизансцену. Поддержал шутку и долго ругался о возможных результатах. И ничего. Утром Абай только легко иронизировал по поводу моей учености и близости воплощения в нового Будду, раз такой грамотный и начитанный.
Димамишенин: Как часто вы видите Мирзабая сейчас? Как это общение с ним отражается на вашей жизни постоянно?
Аркадий, ученик Мирзабая: Мы с женой ездили к Мирзабаю в гости несколько раз. Наш сын знает о нем только, что есть такой узбек. Каракалпак. Отец его очень уважает и предпочитает ездить к нему, вместо курорта. Прошлому и нынешнему общению обязан очень многим. Это очень деликатная тема. Обсуждать не буду. Тут не напишешь, что благодаря общению, производительность труда повысилась на 18 процентов.
Димамишенин: Сейчас Мирзабай живет в квартире или по-прежнему в своем легендарном домике?
Аркадий, ученик Мирзабая: Дом снесли. Когда всех посадили. Милиция и местные власти. Захотели показать «рвистость». Мирзабай после возвращения живет в квартире, подаренной учениками. Квартира маленькая, но места всем хватает.
Димамишенин: Отношение людей из-за его срока к нему не ухудшилось? Или уже все забыто?
Аркадий, ученик Мирзабая: Там ничего не забывают. Мирзабай никогда не был личностью скандальной известности. Его знали как человека своеобразного, но солидного. Эта солидность не позволяет думать о нем как о преступнике, социально опасной личности. Мирзабай был в тюрьме. Вернулся живой. Дай-то Аллах! Вот, пожалуй, основное о нем мнение окружающих. Момент, что серьезные люди продолжают к Мирзабаю приезжать, не пропущен хитрыми и коварными восточными глазами.
Димамишенин: Леонид Словин говорит о Мирзабае следующее: «В те годы, когда я с ним встречался в тюрьме «Лукинишкес» в Вильнюсе, с ним можно было говорить только через переводчика и как собеседник он был крайне примитивен. Признавался, что является мошенником. Обманывал Талгата, во всем подыгрывал Абаю». Официальная версия как раз и хочет лишить Мирзабая СОЛИДНОСТИ, делая из него чуть ли не умственно отсталого персонажа, который проповедовал водку как очищение сознания и основную энергию. Встречаю такое мнение повсеместно. Почему такой подход? Почему такой повтор сакральных фраз: БОМЖ, ВОДКА, МЕСТНЫЙ ЮРОДИВЫЙ?
Аркадий, ученик Мирзабая: Потому что инстинктивно воинственно не уважают народную культуру. Для европейца священник это завклубом и массовик-затейник. Как сказал Задорнов, «они не в Бога верят, они в костел ходят». По-моему очень метко. Для русских попы это или опиум для народа или недобитая национальная культура, которой вроде надо соответствовать. Для азиата дервиш это святое. Думаю даже, что для каждого. Восток – дело тонкое. А Словин похоже – Двуликий Янус. По-хорошему. Как говорится – настоящий еврей это тот, кто все давно понял. Внешне он говорит и пишет одно, а думает совсем другое. Эпизод в туалете Верховного суда Литвы он не вспомнит, но там он очень легко принял и согласился с моими аргументами. Потом писал опять, что положено. Сейчас то же самое пишет. Опять правильно. И вдруг объявляет смерть прокурора небесной карой. Нормальный советский двуликий писатель. Оглашать свое настоящее мнение он не будет. Не то воспитание. Если только случайно проговорится. Люди, у которых есть нездоровые тайны, обладают неожиданной способностью. Они проговариваются. Неважно, осознают они эти тайны или не осознают. Но рано или поздно происходит проговорка. Озвучиваются чувства, укрываемые в обычном состоянии, это ведь тоже своего рода груз, и его держать надо. Видимо, усталость накапливается. Не должны они признаваться. Не должны разглашать свои истинные чувства к Талгату прям по первому требованию. Наоборот. Все должно скрываться со всей тщательностью вплоть до самоуверения в подлинности объявляемого. Талгат ни под каким видом не должен осознаваться его сторонниками в отрицательном виде. Это могут только незаинтересованные независимые посторонние. И потом Талгат был не только сыном и мужем. Это еще и общественный символ. То, что люди хотят – возможно! Вот вам пример! Старайтесь! Общественный символ должен быть без солнечных пятен, т.к. дело вообще не в нем, дело только в том, что его сопровождает и уже давным-давно является очень нужным и полезным всем и каждому. И все же носимые в душе проблемы сужают возможности, упрощают фантазию, делают жизнь странноватой, а слова – искренними не к месту.
Димамишенин: Вы склоняете меня к идее поверить тому, что Талгат придумал определенные роли для Абая и Мирзабая в только своей собственной и известной ему одному пьесе. Роли, которые они играть не могли и не хотели. Он стал учеником Своего собственного учения и пытался навязать им определенные роли в нем. Он учился только Тому, что внушал себе. То есть Талгат маниакально искал гуру. Иначе бы не пришел к такому результату.
Аркадий, ученик Мирзабая: Ни разу не пожалел, что решил быть с Вами откровенным, Дима.
Димамишенин: А Мирзабай умеет исцелять, Аркадий? Есть свидетельства, что он, как Гриша Распутин, гладил ребенка по голове, приговаривая, и тому становилось легче, что делал пассы руками, и у людей исчезали недомогания и боли. Что в доме Мирзабая многим больным становилось тут же лучше. Обладает Мирза какими-то экстрасенсорными способностями?
Аркадий, ученик Мирзабая: Хороший вопрос. Мирзабай был доброжелателен. Такое отношение, возможно, кому-то давало психотерапевтический эффект. Если болел зуб, Мирзабай давал таблетку анальгина. Возможно, ему известны какие-то рецепты бытовой медицины. На эту тему ничего сказать не могу.
Димамишенин: И никаких денег не требовали?
Аркадий, ученик Мирзабая: Никогда. В форме требования разговоров о деньгах не было. Тема денег звучала только в допустимом социально-шуточно-бытовом варианте. (Типа – Эй, дай 500 рублей, а то прокляну!) Деньги я посылал сам. При встречах из рук в руки деньги никогда не передавал. Что я, шуток не понимаю? Нет чувства юмора, – считай калека.
Фрагмент постановления о предъявлении обвинения Абаю:
«За так называемое обучение получил с Т. Нигматулина деньги в общей сложности не менее 6.000 рублей, два обручальных кольца, двое часов марки "Ориент" и одни марки "Электроника". О постоянном вымогательстве денег свидетельствовали, как, ссылаясь на шуточную форму, Ученик Мирзабая Игорь, так и попавший под опалу ученик Валентас, рассказывавший о том, что Абай вообще приказывал отдавать всем приезжающим всю свою наличность, если они хотели остаться в Доме Мирзабая. И также говорил, чтобы без денег не приезжали. Хозяйка квартиры Палаускене, в которой был убит Талгат, незадолго до ареста сняла с книжки и отдала Абаю 1000 рублей в Фонд так называемого Института Человека».
Димамишенин: А вы знаете, что Владимир Видеман-Гузман, антиглобалист и писатель, написал в своей работе ТРОПОЮ СВЯЩЕННОГО КОЗЕРОГА о встрече с Абаем?
Аркадий, ученик Мирзабая: Это про то, как он воровски ломился в чужой дом и назвал хамством предложение «Тебе работать надо, делом заниматься, а не бродяжничать»? Сунься он так в соседний дом…
Комментарий:
Ну, вообще не странно, что ему, хиппи и наркоману с психоделическим уклоном, не нашлось места в этой общине. Ведь он не был восторженной представительницей слабого пола, на которых были падки Мирзабай и Абай, не был каратистом, чтобы использовать его как боевика, а так же не принадлежал ни в какой форме к элите советского общества. Никчемный послушник в их понимании. Но мне понравился обмен ехидными письмами между ним и Мастером Мирзабаем, которые он приводит.
«Пришло письмо, где тем же корявым почерком первоклассника и на чудовищном пиджине был написан текст примерно такого содержания: "Володя, мы тут круто квасим, хотим выпить и за твое здоровье. Будь другом, вышли денег на водку! Мирзабай". Вместо денег я выслал фотографию с собственной пьянкой в Таллине: "Тоже пьем за ваше здоровье! На него ушли все деньги!" Так начался наш эпистолярный роман».
Из книги «Тропою священного Козерога»
Продолжение