Американская история ужасов о чем сезоны
американская история ужасов о чем сезоны
Традиционно в новом шоу появятся актеры, знакомые нам по прошлым проектам Райана Мерфи, среди них Сара Полсон, Эван Питерс, Кэти Бейтс и Финн Уиттрок. Одну из ведущих ролей также получил Маколей Калкин.
Пока «Двойной сеанс» только набирает обороты, мы решили вспомнить все прошлые сезоны «Американской истории ужасов» — от худшего к лучшему.
9-е место
«Отель»
Леди Гага в роли Графини на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Самый стильный сезон антологии, но неожиданно и самый скучный. А ведь изначально у «Отеля» были все предпосылки для того, чтобы покорить фанатов сериала. Проклятая гостиница в центре Лос-Анджелеса, вампиры, серийные убийцы и теории заговора — все эти компоненты сюжета отлично выглядели на бумаге, но совершенно не сработали в реальности. И даже Леди Гага их не спасла (однако получила утешительный приз за свою актерскую игру — прим. ред.). Несмотря на всю художественную выразительность, «Отель» получился какой-то смесью эротического триллера и второсортного хоррора. Уход Джессики Лэнг также сказался на настроении зрителей. 8-е место
«1984»
Эмма Робертс в роли Брук на кадре из сериала «Американская история ужасов»
В своем предпоследнем на данный момент сезоне дуэт Райана Мерфи и Брэда Фэлчака решил отдать дань уважения классическим слэшерам восьмидесятых годов. Все бы ничего, но сценаристы явно прогадали со временем — после безумной популярности «Оно» (2017) и «Очень странных дел» (2016) зрителям уже приелась подобная эстетика. Вторая проблема девятого сезона заключается в том, что он пытается охватить слишком много историй, но ни на одной не останавливается детально — тут тебе и резня в летнем лагере, и детские травмы, и история Ночного охотника, и привидения, застрявшие в чистилище. Перегруженное повествование отягощается множественными сюжетными дырами и совершенно не удовлетворяющим финалом. 7-е место
«Роанок»
Кэти Бейтс в роли Томасины на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Несмотря на очевидные недостатки «Роанока», одного у него не отнять — шестой сезон определенно был самым экспериментальным в карьере Мерфи. Снятый в стиле мокьюментари, он представлял собой набор отдельных интервью, взятых у участников реалити-шоу, чудом выживших после нападения целой армии озлобленных призраков. В основе сюжета сезона лежит история загадочного исчезновения колонии Роанок — правда, в сознании Райана Мерфи она быстро потеряла всякую связь с реальностью, превратившись в пародию на «Ведьму из Блэр». С другой стороны, кто из нас не мечтал еще хотя бы раз увидеть Кэти Бэйтс в роли сумасшедшей маньячки? В отличие от того же «1984», «Роанок» имеет весьма связное повествование и действительно способен напугать. Впрочем, даже это мало оправдывает откровенно халтурный и пустой финал. 6-е место
«Апокалипсис»
Кэти Бейтс в роли Мириам на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Восьмой сезон «Американской истории ужасов» объединил сразу несколько сюжетов антологии, официально подтвердив существование единой киновселенной Райана Мерфи — до этого она существовала лишь в фантазии фанатов. Так, антагонистом «Апокалипсиса» выступает Майкл Лэнгдон — Антихрист из «Дома-убийцы», а противостоят ему ведьмы из «Шабаша». Главной находкой сезона, несомненно, стал австралийский актер Коди Ферн, который буквально взорвал Интернет своим дьявольским очарованием. По ходу развития событий становится понятно, что именно на него и делал ставку сам Мерфи. История Майкла Лэнгдона похожа на мрачную версию «Гарри Поттера», в которой мальчик-волшебник все-таки попадает на факультет хитрецов Слизерин. И если бы она была основной аркой «Апокалипсиса», то вопросов было бы куда меньше. Но Мерфи по старой привычке накручивает слишком много сюжетов, о половине которых забывает уже к середине сезона. В итоге большая часть рассказанных им историй так и не раскрывает свой потенциал. 5-е место
«Шабаш»
Таисса Фармига в роли Зои Бенсон на кадре из сериала «Американская история ужасов»
«Шабаш» по праву считается самым неоднозначным сезоном «Американской истории ужасов». В то время как одни любят его за невероятную атмосферу и потрясающие музыкальные референсы, другие просто ненавидят за вялое повествование и пустых персонажей (зачем вообще там был герой Эвана Питерса?). Однако большая часть недовольства третьим сезоном, вероятно, связана с полным отсутствием самого хоррора — «Шабаш» какой угодно, но только не страшный. После двух реально пугающих сезонов Мерфи решил снять историю, похожую на экранизацию фанфика с Wattpad (по крайней мере, все составляющие прилагаются). С другой стороны, «Шабаш» радует сильными актерскими перформансами — чего стоит только одна Лили Рэйб в образе загадочной ведьмы Мисти. Что уж говорить о невероятной Джессике Лэнг, исполняющей, возможно, одну из самых ярких ролей в своей карьере. 4-е место
«Фрик-шоу»
Эмма Робертс в роли Эсмеральды на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Пик рейтингов «Американской истории ужасов», как ни странно, пришелся на боди-хоррор. Еще более удивителен тот факт, что «Шоу уродов», вероятно, самый эмоциональный и трогательный сезон антологии. Его события фокусируются на группе артистов бродячего цирка, родившихся с деформациями тела. У каждого персонажа есть своя печальная история, которая так или иначе всплывает на экране. За исключением разве что кровожадного клоуна Твисти, бездумно карающего каждого, кто попадется у него на пути. На его фоне даже Пеннивайз выглядит дружелюбным парнем, живущим по соседству. Отдельных аплодисментов также заслуживает опенинг четвертого сезона, который сам по себе является настоящим произведением искусства. 3-е место
«Культ»
Эван Питерс на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Седьмой сезон «Американской истории ужасов» выходил в период скандальных президентских выборов 2016 года и, кажется, впервые в истории антологии рефлексировал события, происходящие здесь и сейчас, а не в далеком прошлом. Балансируя между слэшером и едкой политической сатирой, Мерфи совершенно беззастенчиво прошелся как по воинствующим республиканцам, так и по лояльным демократам. Но больше всего, конечно, досталось Дональду Трампу, чей образ явно читается в каждом лидере культа, представленном в сезоне, будь то Чарли Мэнсон, Дэвид Кореш или Джим Джонс. Как и «Шабаш», седьмой сезон «Американской истории ужасов» богат на мощные актерские перевоплощения. Пальму первенства получает Эван Питерс, сыгравший разом сразу всех самых страшных людей из когда-либо живущих в мире. Но что самое важное, «Культ» достаточно четко и последовательно отражает весь хаос, происходящий в стране после завершения голосования. 2-е место
«Психбольница»
Джессика Лэнг в роли сестры Джуд на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Второй сезон «Американской истории ужасов» был одинаково хорошо принят как критиками, так и зрителями. Именно он в свое время определил сериал как антологию, представив совершенно иную, никак не связанную с предыдущим сезоном историю. Каким-то совершенно удивительным образом «Психбольница» совмещает в себе классический хоррор, музыкальную фантасмагорию и при этом успевает поднять несколько весьма болезненных социальных тем, таких как дискриминация гомосексуальности или стигматизация психических расстройств. «Психбольница» определенно самый страшный сезон антологии: непреодолимая атмосфера ужаса и чувство гнетущего страха пульсируют здесь буквально в каждом кадре, вынуждая восприимчивого зрителя нервно прислушиваться к шумам в собственной квартире. Единственный момент, удерживающий «Психбольницу» от лидерства в рейтинге, — это совершенно бестолковый сюжет о похищении инопланетянами, который никак не работал в связке с основной историей. 1-е место
«Дом-убийца»
Джессика Лэнг в роли Констанс на кадре из сериала «Американская история ужасов»
Дом, с которого все началось. Возможно, в сравнении с некоторыми другими сюжетами сериала «Дом-убийца» кажется недостаточно безумным: здесь нет метаюмора, ярких музыкальных номеров и выразительной художественной эстетики. Вместо гигантского количества сюжетных линий — четкое повествование, выстроенное вокруг одной конкретной локации — дома с привидениями. За несколько часовых эпизодов его историей действительно проникаешься, как и персонажами, которые после своей смерти стали невольными узниками этого проклятого места. Именно «Дом-убийца» открыл нам таких актеров, как Эван Питерс, Сара Полсон, Таисса Фармига, он также стал своеобразным камбэком для оскароносной Джессики Лэнг, талант которой долгие годы скрывался по ту сторону экрана. Первый сезон «Американской истории ужасов» вышел в то время, когда сам Райан Мерфи еще не успел скатиться в бездну бесконечных самоповторов, — вероятно, именно по этой причине он выглядит по-настоящему уникальным. Отдельного упоминания заслуживает невероятный реализм сцены шутинга в школе, а какие там были потрясающие саундтреки, помните?
История сериалов XXI века была бы неполной без Райана Мёрфи. Впрочем, игнорировать его и не получится: в последние несколько лет шоураннер оккупирует заголовки, анонсируя все новые и новые шоу. Феномен самого Мёрфи мы уже разбирали в отдельном тексте, а теперь настало время поговорить о его самом долгоиграющем проекте.
Темная сторона Америки
История, которую рассказывает в своем хоррор-сериале Райан Мёрфи, — это не только увлекательный рассказ. Та самая story из названия — это еще и теневая история (history) Америки. История насилия, ужаса, преступлений и маньяков, геноцида и войны всех против всех. Колонизация Восточного побережья и продвижение на Дикий Запад, война за независимость, война с Мексикой, Гражданская, смутные времена бандитских 1920-х, беспорядки 1960-х, взрыв серийных убийств в 1970—1980-е, безумные стрелки 1990-х и нулевых… Антигерои этих кровавых пьес и романов появляются в AHS регулярно. В третьем сезоне, например, на сцену выходит Дельфина Лалори — садистка-аристократка из XIX века, мучившая рабов, а затем бесследно пропавшая; она воскресает и становится служанкой чернокожей ведьмы. Сюжет шестого сезона, разыгранный в современности, восходит к исчезновению жителей английской колонии Роанок — кровавое происшествие наших дней оказывается эхом древнего проклятия, наложенного индейцами.
Каждый сезон AHS так или иначе настаивает на том, что Америка — это проклятое место. Против человека настроено все: почва, воздух, здания. Старые отели и особняки непременно стоят на чьих-то костях. Любая клиника, особенно психиатрическая — секретный концлагерь. А впереди маячит багровый рассвет апокалипсиса, который превратит небоскребы в пыль.
Порождения этой Америки — серийные убийцы (либо названные своими именами, либо списанные с реальных прототипов) — появляются почти в каждом сезоне. Их образ всегда гипертрофирован, окутан черной романтикой, это настоящие антигерои, извращенные сверхлюди, навсегда впечатанные в национальное бессознательное.
Но взгляд Мёрфи не только проникает в прошлое, но и охватывает настоящее: события седьмого сезона начинаются с избрания Дональда Трампа на пост президента, что выводит из равновесия прогрессивную лесбиянку (Сара Полсон) со множеством триггеров-фобий, а антагонистом здесь становится республиканец-трикстер (Эван Питерс), устраивающий в своем спокойном районе провокации, чтобы заставить испуганных соседей влиться в ряды консерваторов.
Но социальный комментарий Мёрфи не очень интересует. Алой бутафорской кровью он пишет гипертекст из цитат, намеков и штампов хоррора. Антологию можно читать как огромную энциклопедию жанра. Вот цепочка ассоциаций только первого сезона, в котором распадающаяся семья переезжает в старинный особняк, где бродят души прошлых хозяев: Конни Бриттон вынашивает будущего Антихриста (это же «Ребенок Розмари»!), присутствуют мальчики-близнецы («Сияние»), полуобожженное лицо героя Дэниса О’Хэра напоминает Фредди Крюгера. А сам сюжет о владельцах дома, которые пытаются справиться с призраками, похож на мрачную версию «Битлджюса», даже местная девочка-подросток (Таисса Фармига) носит ту же шляпу, что была на молодой Вайноне Райдер. Количество аллюзий и пасхалок в каждом сезоне исчисляется десятками. Мёрфи передает приветы Хичкоку, заимствуя музыку Бернарда Херрманна, «Хэллоуину» и «Полтергейсту». Да всей американской хоррор-классике разом.
В AHS, впрочем, разбирают на косточки не только хоррор, но и мюзикл (до «Истории ужасов» Мёрфи сделал культовый сериал «Лузеры»). Шоураннер иронично отождествляет эти два жанра, и сцены красочного насилия становятся у него аналогом шоу-стопперов — так в мюзикле называют музыкальные номера, прерывающие драматическое действие. Или, наоборот, в самый разгар мрачного безумия второго сезона сходящая с ума героиня Джессики Лэнг вдруг представляет себя героиней мюзикла, перепевающей хит Ширли Эллис. Эту идею в шутку предложила сама актриса. Позже, в четвертом сезоне, сделанном в духе «Уродцев» Тода Браунинга, Лэнг будет петь каверы на Лану дель Рей и Дэвида Боуи.
Студия Райана Мёрфи
Зачарованный не только тьмой, но и блеском Голливуда, Мёрфи, очевидно, старается устроить продакшен своих проектов по принципу студии-мейджора: тут и специализация на определенных жанрах, и устоявшаяся система звезд с намертво приросшими амплуа. Например, Эван Питерс и Таисса Фармига играли возлюбленных сразу в нескольких сезонах. В универсуме AHS функцию супергероев, скрепляющих разные сезоны в один огромный мир, выполняют не столько персонажи, сколько исполнители, играющие новых героев в новых историях, иногда даже нескольких одновременно. Возьмем, к примеру, восьмой сезон. В нем Эван Питерс играет двух новых героев и еще двух появлявшихся ранее (а сам сезон является кроссовером первого и третьего сезонов AHS !).
В этом бесконечном сеансе переодевания есть и высший смысл. Повторение одними и теми же лицами похожих ролей в новых декорациях — очевидный намек на неизменность человеческой природы (во всяком случае, ее темной стороны), на отсутствие всякой нравственной эволюции, вера в которую лежит в самой основе голливудского нарратива.
Долгожители AHS — Эван Питерс и Сара Полсон, они снялись в восьми из девяти выпущенных сезонов (Полсон умудрилась за это время сыграть двенадцать разных персонажей!). Питерса эта работа превратила в звезду — до этого он получал в основном роли второго плана в сериалах-процедуралах вроде «Доктора Хауса», а после сыграл популярного супергероя Ртуть в фильмах про Людей Икс. Для Полсон появление у Мёрфи также стало судьбоносным: их сотрудничество распространилось за пределы «Американской истории ужасов», она снялась в других сериалах, к которым имел отношение шоураннер («Американская история преступлений», «Вражда», «Рэтчед»).
Но Мёрфи интересно не только работать с нераскрученными актерами и актрисами (среди других его находок — Лили Рэйб, Эмма Робертс), но и давать новый шанс кумирам своей молодости. Дива 1980—1990-х Джессика Лэнг благодаря своим ролям в AHS получила вторую жизнь на экране и множество номинаций на «Эмми» и «Золотой глобус» (после четвертого сезона она покинет сериал, сославшись на слишком быстрый темп телепроизводства). Место легенды из прошлого заняла Кэти Бейтс (известная в первую очередь как антагонистка стивен-кинговского хоррора «Мизери»), соскучившаяся по достойным ролям.
Многотомный комментарий
Секрет долгой жизни AHS кроется в удобной структуре антологии, сборника отдельных самостоятельных рассказов, оригинально адаптированного Мёрфи под свои нужды. Примерно так были устроены многие долгоиграющие телепроекты середины прошлого века: «Театр „Четыре звезды“», «Зал славы „Хэллмарк“», «Пьесы по средам» на BBC (тут социалка соседствовала с экранизациями Льюиса Кэрролла) и жанровые шоу («Альфред Хичкок представляет», «Сумеречная зона»).
Но Мёрфи расширил каждую историю до целого сезона и задал моду на такой формат. «Фарго», «Американское преступление», «Настоящий детектив» — эти сериальные хиты 2010-х сделаны по образу AHS. Пожалуй, эта реформа — главный вклад Мёрфи в современную сериальную индустрию, ведь отрефлексировать и переосмыслить концепцию AHS невозможно. Это да и другие его шоу само по себе — рефлексия и переосмысление, бесконечно изменчивый комментарий к поп-культуре вообще. Читать его, как и всякую антологию, можно с любого тома. А выбрать, с чего начать, вам поможет наш мини-гид по всем сезонам. Читайте его ниже, под карточкой сериала.
Смотрите «Американскую историю ужасов» в Плюсе
Краткий гид по всем сезонам АHS
1-й сезон («Дом-убийца»)
Что происходит: Находящиеся на грани развода супруги Хармон (Дилан МакДермотт и Конни Бриттон) с дочерью (Таисса Фармига) переезжают в дом с нехорошей репутацией: в его стенах погибло немало предыдущих жильцов. По зданию разгуливают призраки (Эван Питерс, Закари Куинто), по соседству живет неприятная особа (Джессика Лэнг). Вскоре Вивьен Хармон беременеет от неизвестного в латексном костюме, спросонья приняв его за мужа.
О чем на самом деле: каждый дом с историей — это, по сути, кладбище.
Кому понравится: фанатам грустных ромкомов (для них есть трагическая любовная линия между живой девушкой и подростком-призраком) и «Сияния».
Главный аттракцион: Мёрфи излагает свою версию гибели Элизабет Шорт (она же Черный Георгин).
2-й сезон («Психбольница»)
Что происходит: В 1960-е в сомнительную психбольницу под управлением истовых католиков (Джессика Лэнг, Джозеф Файнс, Лили Рэйб) попадает серийный убийца (Эван Питерс), зарубивший свою жену. Пытливая журналистка (Сара Полсон) подозревает, что он невиновен, но вскоре сама становится пациенткой клиники из-за своей «неправильной» по меркам 1960-х сексуальной ориентации.
О чем на самом деле: психиатрия — самое настоящее зло.
Кому понравится: любителям эклектики. Вдобавок к садистам в белых халатах тут появляются демон, инопланетяне и беглый нацистский хирург.
Главный аттракцион: музыкальный номер героини Джессики Лэнг, сходящей с ума.
3-й сезон («Шабаш»)
Что происходит: В закрытом новоорлеанском пансионате молодых ведьм (Эмма Робертс, Таисса Фармига, Джэми Брюэр, Габури Сидибе) обучают контролировать свои сверхспособности. Тем временем старшие ведьмы (Джессика Лэнг, Сара Полсон, Фрэнсис Конрой) ведут междоусобную борьбу за власть. А еще им угрожают колдунья-вуду (Анджела Бассетт) и легендарный маньяк по прозвищу Дровосек из Нового Орлеана (Дэнни Хьюстон).
О чем на самом деле: все гендеры одинаково склонны к насилию.
Кому понравится: феминисткам и фанатам «Гарри Поттера».
Главный аттракцион: камео Стиви Никс из Fleetwood Mac, исполняющей хит группы «Seven Wonders».
4-й сезон («Фрик-шоу»)
Что происходит: История шапито, колесящего по южным штатам в 1950-е. Цирком командует безногая иммигрантка-немка (Джессика Лэнг), среди ее живых экспонатов — трехгрудый гермафродит (Анджела Бассетт), сиамская близняшка с двумя головами (Сара Полсон), бородатая женщина (Кэти Бейтс), юноша с деформированными конечностями по кличке Мальчик-лобстер (Эван Питерс) и другие. Циркачи становятся жертвой мошенников и объектом интереса мажора-психопата (Финн Уиттрок), поклонника дьявольского клоуна-маньяка (Джон Кэрролл Линч). Но главная угроза цирку исходит от нового конкурирующего развлечения — ТВ.
О чем на самом деле: о том, как новые медиа убивают старые.
Кому понравится: фанатам «Уродцев» Тода Браунинга.
Главный аттракцион: явление персонажа городских легенд, двуликого, как бог Янус, Эдварда Мордрейка (это ему посвящена песня Тома Уэйтса «Бедный Эд»), вокальные номера Джессики Лэнг.
5-й сезон («Отель»)
Что происходит: Нервный детектив (Уэс Бентли) расследует серию убийств, которые как-то связаны со старинным отелем «Кортес». В гостинице сыщик сталкивается с призраком ее основателя (Эван Питерс играет альтернативную версию Генри Холмса, чуть ли не первого маньяка Америки) и нынешней владелицей, вампирствующей графиней Элизабет (Леди Гага). Вскоре детектив начинает подозревать, что, возможно, он и сам причастен к убийствам.
О чем на самом деле: за красоту приходится платить кровью.
Кому понравится: фанатам «Охотников за разумом», «Сердца Ангела» и вампирского шика.
Главный аттракцион: торжественный ужин с убийством, на который собираются духи всех легендарных маньяков Америки, и сюжетная линия звезды немого кино Рудольфа Валентино (Финн Уиттрок), оказавшегося вампиром.
6-й сезон («Роанок»)
Что происходит: Супружеская пара (Лили Рэйб и Андре Холланд), устав от ужасов большого города, купили особняк в глуши — привет первому сезону! Разумеется, дом оказывается нехорошим: вокруг него слоняются призраки жителей британского форта Роанок (полторы сотни колонистов исчезли из поселения, не оставив после себя ни следов, ни послания). Сюжет разыгрывается дважды: нам показывают и интервью героев Рэйб и Холланда, и реэнактмент их истории для true-crime-сериала (фильм в фильме, где роли супругов исполняют Сара Полсон и Кьюба Гудинг-мл.). А позже наблюдаем съемки реалити-шоу по мотивам (!) этого сериала, где все персонажи смешиваются до неразличения. Все очень сложно!
О чем на самом деле: пародия на всевозможные новаторские телеформаты.
Кому понравится: фанатам реалити-шоу и true crime.
Главный аттракцион: запутанная нарративная структура.
7-й сезон («Культ»)
Что происходит: Либеральная лесбиянка (Сара Полсон) впадает в депрессию после политических успехов Дональда Трампа, тяжелая меланхолия осложняется обострением множества старых фобий (последствия шока от теракта 11 сентября). В это же время молодой республиканец (Эван Питерс) устраивает в своем благополучном одноэтажном районе ряд провокаций, желая страхом сплотить американскую нацию (понятное дело, вокруг Трампа). Единственный сезон AHS без сверхъестественных элементов сюжета.
О чем на самом деле: о всеобщем политическом психозе конца 2010-х.
Кому понравится: поклонникам «Охоты».
Главный аттракцион: Эван Питерс, который в коротких флешбэках появляется в образах разного рода гуру и (лже)пророков — Иисуса Христа, Энди Уорхолла, Чарльза Мэнсона, Джима Джонса, Маршалла Эпплуайта и Дэвида Кореша.
8-й сезон («Апокалипсис»)
Что происходит: Все сложно: это кроссовер первого и третьего сезонов. После ядерного апокалипсиса выжили лишь немногие американцы, спрятавшиеся в бункерах. Их судьбу будет решать Антихрист (Коди Ферн), родившийся в финале «Дома-убийцы», а спасти человечество от зла вызываются ведьмы из «Шабаша» (Сара Полсон, Эмма Робертс, Таисса Фармига и другие).
О чем на самом деле: именно тут AHS превращается в полноценную вселенную со сквозными персонажами.
Кому понравится: фанатам прошлых сезонов.
Главный аттракцион: возвращение в проклятый особняк из первого сезона и высший пилотаж актеров (Питерсу, Полсон, Фармиге и Бейтс приходится играть сразу нескольких своих прошлых героев).
9-й сезон («1984»)
Что происходит: В 1984 году группа стереотипных молодых людей (Эмма Робертс, Билли Лурд, Коди Ферн и другие) едет работать вожатыми в детский летний лагерь, который открылся вновь после серии громких убийств, случившихся на его территории. Вскоре из психушки сбегает совершивший их маньяк (Джон Кэрролл Линч). Также в лагерь приезжает молодой Ричард Рамирес (Зак Вилла), будущий Ночной сталкер.
О чем на самом деле: о том, какими хорошими были хорроры 1980-х.
Кому понравится: фанатам старых американских слэшеров и «Хижины в лесу».
Главный аттракцион: безудержная сценарная фантазия по мотивам реальной биографии серийного убийцы Рамиреса. Ну, и потоки бутафорской крови.
Автор: Марат Шабаев