Регина збарская модель история
«Лента.ру» продолжает серию материалов о знаменитых фотомоделях и манекенщицах СССР и постсоветской России. В предыдущем материале рассказывалось о Леке Мироновой, первой музе модельера Славы Зайцева, одной из «трех звезд СССР». Новая статья — о манекенщице Регине Збарской, несостоявшейся актрисе, объекте зависти миллионов советских женщин и обожания миллионов мужчин как в СССР, так и за его пределами. Казалось бы, у Збарской было все, но она закончила свои дни в психиатрической лечебнице.
Девушка из Вологды
Многие наши современники не застали Регину Збарскую не только на подиуме, но и в живых: она покончила с собой в 1987 году, еще во времена СССР. О ее судьбе судят по сериалу «Красная королева» (2016 год), где роль Збарской сыграла Ксения Лукьянчикова. Однако создатели телефильма не зря дали главной героине другую фамилию. Драматизма ради многие реальные обстоятельства жизни манекенщицы сценаристы заменили остросюжетными выдумками, романтическими преувеличениями и смелыми домыслами.
Так, в фильме рассказывается, что Регина родилась и росла в нищете, с детства занималась тяжелой работой и мечтала любой ценой вырваться из провинциального города. Правда в этом — разве что провинциальный город. Модель появилась на свет в 1935 году в северном российском городе Вологде, в семье служащих Николая и Дарьи Колесниковых.
Разумеется, военное и послевоенное время в СССР к роскоши не располагало, родители Регины жили не лучше и не хуже большинства советских граждан, но каких-то запредельных лишений на долю будущей модели не выпало. В годы войны Вологда была глубоким тылом. Конечно, дети и подростки были лишены обычных детских радостей и лакомств мирного времени, но город не оккупировали и не бомбили. Отец девочки не погиб на войне, семья жила вполне благополучно.
По воспоминаниям младшей коллеги Збарской, манекенщицы Валентины Филиной, Регина приехала в Москву не бедной абитуриенткой, все надежды которой были связаны с поступлением в столичный вуз. Николай Колесников развелся с женой, перевелся в Москву на службу и взял с собой дочь.
«Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал, — рассказывала в одном из интервью Валентина Филина. — Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ».
С экрана на подиум
Красивая девушка Регина Колесникова, впрочем, стремилась не в МГУ, хотя у нее был вполне достойный школьный аттестат. Ее манило кино, и она поступила во ВГИК. Но не на актерский факультет, а на экономический. Очевидно, что-то помешало Регине рискнуть в творческом конкурсе, и она предпочла стабильность. Однако студентка Колесникова исправно ходила на кинопробы, вращалась в богемных кинематографических кругах и активно искала возможность исполнить свою мечту.
Материалы по теме:
На старших курсах ей это почти удалось. Режиссер Исидор Анненский, известный своими экранизациями рассказов Чехова, снимал музыкальную комедию «Матрос с "Кометы"» о фестивале молодежи и студентов 1957 года. Регине предложили эпизодическую роль итальянской певицы Сильванны. Главную героиню сыграла однокашница Колесниковой по ВГИКу Татьяна Бестаева. Она-то и сделала кинокарьеру, пиком которой стали съемки в фильме Параджанова «Тени забытых предков». А для Регины Колесниковой Сильванна осталась единственной ролью в кино, хотя она по-прежнему ездила на «Мосфильм» на пробы.
На «Мосфильме» или на какой-то вечеринке киношников (без всякой лишней драмы с ночевкой в милиции, придуманной сценаристами сериала «Красная королева») Колесникова познакомилась с художницей по костюмам и дизайнеркой Верой Араловой. Аралова по достоинству оценила внешние данные и стройную фигуру будущей супермодели и предложила Регине работу в знаменитом Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Колесникова согласилась: очевидно, она понимала, что головокружительная экранная карьера ей не светит. Зато ее ждали подиумы, и не только советские.
Десять лет славы
Вера Аралова была главной художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей, признанной, как сейчас бы сказали, «лидеркой индустрии». Еще в 1959 году, задолго до Зайцева и тем более Юдашкина, она показывала свои коллекции в Париже. Ее покровительство сделало карьеру Колесниковой-Збарской — разумеется, вместе с красотой и обаянием самой манекенщицы.
Регина, что называется, умела себя подать, подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Так, многие коллеги считали, что ее ноги не вполне совершенны. «Один иностранный фотограф задался целью ей подгадить, выставить недостаток напоказ, — рассказывала в интервью Айя Семынина, которая работала в «Журнале мод», издании Дома моделей. — Уже не помню, в какой это было стране, но Регина рассказывала, что он ходил за ней по пятам и фотографировал только снизу, а потом опубликовал ее снимки в журнале под заголовком: "И это ноги самой знаменитой советской модели!" Но скандал раздуть не удалось».
Выезд за пределы СССР был сопряжен с множеством бюрократических формальностей и беседами с представителями КГБ. Тем не менее за границу, главным образом в соцстраны, Збарская выезжала нередко. Однако не так часто, как ее конкурентка, блондинка Мила Романовская, которая, в отличие от брюнетки Регины, больше соответствовала расхожему образу «русской красавицы». Однако сплетничать о том, что именно Збарская — «стукачка КГБ», начали еще во время ее работы в Доме моделей.
«В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам, — вспоминала Айя Семынина. — Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами». По словам журналистки, Збарская постоянно меняла дорогие наряды, не рассказывая коллегам, где она их достает, а также свободно говорила по-французски и по-английски, что в 1960-е годы в СССР было большой редкостью.
Стиль Регины, в частности ее прически, задавали тон во всем СССР. Далеко не все манекенщицы были фотомоделями: многим не хватало пластики, умения принять нужную позу в кадре, банальной фотогеничности. У Збарской этого было в избытке. Она сама выбирала, с какой прической ей позировать для журнала. Ее высокий пучок (так называемый домик), а позже короткую стрижку боб копировали девушки по всей стране — от Ленинграда до Камчатки.
Материалы по теме:
Случалось манекенщице бывать и в капстранах. О ней писала западная пресса, она получила полушутливое прозвище «самого красивого оружия СССР». Регина была лично знакома с иностранными знаменитостями, например с модельером Пьером Карденом, художницей Надей Леже и певцом Ивом Монтаном.
Некоторые ее рассказы и особенно недомолвки, впрочем, выглядели не слишком убедительно: скептики подозревали модель в мифомании, конспирологи находили в них подтверждение связям Збарской с КГБ. Она сама давала пищу слухам: в частности, рассказывала малознакомым людям, что ее родители были цирковыми артистами, погибли во время исполнения трюков, из-за чего она якобы выросла в детдоме.
Любовный крах
Практически до конца 1960-х годов Збарская была одной из самых знаменитых манекенщиц Дома моделей. В СССР и за границей она прославилась уже под новой фамилией, которую она стала носить после свадьбы с художником Феликсом-Львом Збарским — богемным молодым человеком, обеспеченным представителем академического семейства. Его отец Борис Збарский был директором лаборатории при мавзолее Ленина, следил за сохранностью тела вождя.
Регина и Феликс-Лев познакомились в Доме моделей, где Збарский делал макет одного из номеров «Журнала мод». Его потрясла красота Регины и ее умение себя держать. Он стал приглашать девушку в рестораны, осыпать цветами и подарками. И для манекенщицы, и для художника этот бурно развивавшийся роман был далеко не первым. Збарская рассказывала, что у нее был студенческий брак (скорее всего, незарегистрированный) еще во время учебы во ВГИКе, а Феликс-Лев к моменту женитьбы на Регине был уже в разводе с первой женой.
Коллекция женской одежды весна-лето 1966 года. Платья с цветочным орнаментом — продукция Рижской швейной фабрики «Ригас апгербс»
Фото: Борис Кауфман / РИА Новости
Манекенщица сменила фамилию: новое имя было куда более звучным, нежели Регина Колесникова. Пара поселилась в купленной Збарским кооперативной квартире в престижном (и тогда, и теперь) районе метро «Аэропорт». Но любовь, начинавшаяся красиво и романтично, вскоре разбилась — отчасти о быт, отчасти о богемный образ жизни супругов, много разъезжавших поодиночке и не желавших ни в чем себя ограничивать.
По официальной версии, одной из причин разрыва стал аборт, на который Регину якобы подтолкнул муж, уже имевший ребенка от первого брака. Однако есть и те, кому эта версия не кажется убедительной. «Я не припомню, чтобы она, например, страдала из-за того, что не могла стать матерью, — рассказывала Валентина Филина. — Слишком уж была эгоистична и любила себя». Айя Семынина вспоминала, что Збарская сделала аборт в 1967 году по собственному желанию, чтобы не отказываться от рабочей поездки в Монреаль и других съемок.
Так или иначе, отношения Регины с мужем разладились. Збарский закрутил роман с актрисой Марианной Вертинской, дочерью «советского шансонье» Александра Вертинского, а от нее ушел к другой актрисе, Людмиле Максаковой, которая родила ему ребенка. В начале 1970-х художник эмигрировал. Его квартира осталась Збарской. Однако Регину это, разумеется, утешить не могло. У нее началась депрессия, которая привела к первой госпитализации в психиатрическую лечебницу. После больницы модель вернулась на работу: Елена Соловей, директриса ОДМО, высоко ценила манекенщицу и не стала списывать ее со счетов.
Криминальный финал
После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Другие манекенщицы выходили замуж, некоторые, например Мила Романовская, эмигрировали, а Регина оставалась одна. Коллеги и знакомые полагали, что советская супермодель выбирает не тех мужчин. Как оно было на самом деле, никто, конечно, доподлинно не знает. В отличие от Леки Мироновой Регина не оставила воспоминаний о своей жизни.
Однако, к несчастью для нее, модель стала героиней скандальных мемуаров с сексуальным уклоном: книги «Сто ночей с Региной Збарской» — анонимного сочинения, авторство которого приписывается некоему журналисту из Югославии. Якобы он был любовником манекенщицы. Автор подробно описал не только ее эротические пристрастия, но и откровения Збарской о том, как она строчила доносы в КГБ на своих коллег и в интимных беседах ругала советскую власть.
Збарская на обложке журнала «Мода»
Изображение: журнал «Мода»
Книга вышла в Германии в начале 1980-х и нанесла сокрушительный удар и по репутации, и по без того нестабильной психике стареющей модели. Никого не интересовало, были ли откровения югославского журналиста правдой, сальной выдумкой ищущего популярности беллетриста или провокацией спецслужб.
Разразился скандал. Регина попыталась совершить самоубийство. Ее спасли и снова поместили в психбольницу. О карьере Збарской можно было забыть, что все моментально и сделали. Все, кроме Зайчика, — так Регина называла своего друга, на тот момент уже очень знаменитого советского модельера Вячеслава Зайцева. Он пригласил манекенщицу на работу в свой Дом моды сразу после того, как открыл его в 1982 году.
«Зайцев сшил ей необыкновенное пальто трапециевидного силуэта — черное, с бежевым воротником и подбортом, — вспоминал в интервью Александр Шешунов, в 1980-е сотрудник Дома моды Вячеслава Зайцева. — Трапеция была в моде и очень шла Регине, создавала особую пластику». По словам Шешунова, даже в 45 лет, после всего, что ей довелось пережить, бывшая манекенщица была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя несколько поправилась. Она иногда выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», а также подрабатывала натурщицей.
«Регина Збарская была не просто потрясающей красавицей, но и умницей. У нее трагическая судьба. Но я ее всегда обожал. Взял в Дом моды "типовой фигурой" — манекенщицей, на которой делали примерки, — рассказывал о модели Вячеслав Зайцев. — Работала она и просто уборщицей. Я ее всячески поддерживал до последнего. Она покончила с собой или покончили с ней... Не знаю».
Жизнь Збарской трагически оборвалась в начале ноября 1987 года. Она трижды пыталась совершить суицид, и третья попытка оказалась смертельной. По официальной версии, Регина умерла в психиатрической больнице, но существует и версия альтернативная — якобы тело бывшей супермодели нашли на полу ее квартиры с телефонной трубкой в руке.
Самые смелые конспирологические предположения (озвученные, в частности, Александром Шешуновым) связывают самоубийство Збарской с оглашением приговора генералу ГРУ Дмитрию Полякову, который сотрудничал с американской разведкой и был расстрелян за измену родине: якобы Регина была его любовницей и пособницей. Однако эта версия, скорее всего, не выдерживает критики. Полякова задержали весной 1986 года, приговор был оглашен 27 ноября 1987 года, уже после гибели экс-модели, и приведен в исполнение в марте 1988-го. Кроме того, дело Полякова было засекречено до 1990 года.
Обсуждению обстоятельств смерти Регины Збарской посвящен один из выпусков телепередачи канала НТВ «Следствие вели…». Но ни настоящие следователи, ни телевизионные, впрочем, так и не смогли доподлинно выяснить, что заставило эту красивую и талантливую женщину преждевременно уйти из жизни.
Изучая биографию Регины Збарской, сложно поверить, что столько печальных и драматичных событий могло выпасть на долю одной женщины. Да еще и за столь короткий отрезок времени — как известно, манекенщица покончила жизнь самоубийством за полтора месяца до своего 52-летия.
Регина Збарская была не просто самой известной манекенщицей Советского Союза, она была женщиной-загадкой, чья жизнь всегда была окутана тайнами и слухами. До сих пор не ясно, где же родилась будущая покорительница подиумов. По одной из версий, это произошло в Вологде, в семье отставного офицера, по другой — в Ленинграде, в семье цирковых гимнастов. Сама Регина придерживалась последнего варианта, не забывая добавлять, что родители погибли во время исполнения опасного трюка, оставив ее сиротой. По воспоминаниям современников, Збарская все время прятала свою простоту под маской аристократизма, боясь, как бы ее не разоблачили.
Начало карьеры
Весной 1953 года 17-летняя Регина приехала в Москву. Поступив во ВГИК, она в скором времени забросила учебу — перед ней замаячили новые, куда более интересные перспективы. На первом курсе Колесникова (девичья фамилия героини, — прим. Woman.ru) попалась на глаза известной в то время создательнице одежды Вере Араловой. Модельер сразу отметила европейскую красоту девушки и предложила ей попробовать себя на подиуме. Регина знала, что молодость и прекрасные внешние данные — это билет в блестящее будущее, и решила не упускать возможность проверить эту теорию на практике.
Мисс «кривые ноги»
В Доме моделей Регина Колесникова моментально стала манекенщицей №1 и, несмотря на статус новичка, сразу же начала выезжать за границу. Западные модельеры восхищались не только ее грацией и статью, но и ее легкостью в общении, которой не могли похвастаться другие советские девушки в силу незнания иностранных языков.
Среди остальных Регину выделяли не только яркая внешность, но и… ноги колесом. Да-да, вы не ослышались, ноги самой красивой женщины СССР были непозволительно кривыми.
Не отрицает этого и близкий друг девушки Вячеслав Зайцев. Но добавляет, что «в этом было ее очарование, ее особый изыск».
По воспоминаниям кутюрье, Колесникова ходила по подиуму настолько блестяще, что никто не замечал этого изъяна.
Шпионка КГБ
Эффектная внешность, доступ в интеллектуальные круги, свободное владение двумя иностранными языками (английским и французским, — прим. Woman.ru) — все это делало Регину идеальной кандидатурой… на роль шпионки. Представители КГБ обратились к девушке после ее возвращения из очередной командировки в Париж и дали понять, что если она и дальше планирует беспрепятственно выезжать за границу и вести прежний образ жизни, то придется «потрудиться» на благо Родины. Что именно входило в ее обязанности, доподлинно неизвестно, но с тех пор манекенщица неизменно присутствовала на всех встречах иностранных гостей, приезжавших в столицу, ходила с ними в рестораны и театры.
Главная ошибка в жизни
Великий Фредерико Феллини восхищался породистой красотой Регины Колесниковой, Пьер Карден дарил ей свои лучшие платья, Ив Монтан посвящал песни. Ходили слухи, что даже сам Фидель Кастро являлся большим поклонником манекенщицы, но ни он, ни другие знаменитые мужчины не смогли покорить сердце Регины так, как это сделал перспективный живописец Лев Збарский.
Девушка была ослеплена не только харизматичностью молодого человека, но и статусом его семьи, дававшим ей еще большую славу и положение в обществе. Возлюбленные были одной из ярчайших пар московского света. Однако за нарядным фасадом скрывались непростые отношения.
В 32 года Збарская забеременела. Мечтавшая о сыне, таком же талантливом, как папа, или дочке, столь же красивой, как мама, Регина в красках представляла себе их будущую счастливую жизнь втроем. Но этим мечтам не суждено было сбыться: художник видел в своей супруге лишь музу, но никак не женщину, стирающую пеленки. Сказав твердое «нет!», он вынудил ее сделать аборт. Это решение далось Регине непросто. Дабы хоть немного успокоить пошатнувшуюся нервную систему, она начала принимать сильные антидепрессанты, совершенно не подозревая, что судьба в лице любимого супруга уже готова была дать ей очередную пощечину — Лев Збарский ушел от своей красавицы-жены к актрисе Людмиле Максаковой. Новость о том, что в новой семье у Льва появился ребенок (сын Максим), которого художник так и не позволил завести Регине, окончательно растоптала ее. Тогда она впервые попала в психиатрическую больницу, куда еще не раз будет возвращаться в течение свой недолгой жизни.
Сто ночей с Региной Збарской
В любой истории, где присутствует красивая и успешная девушка, всегда найдется место для грязи. Так происходит в наши дни, так было и 50 лет назад. В середине 1970-х Збарская, только пришедшая в себя после предательства супруга, познакомилась с югославским журналистом. Молодой горячий парень моментально вскружил голову женщине, истосковавшейся по любви и крепким мужским объятиям.
Несколько месяцев страстного романа стали основой для книги «Сто ночей с Региной Збарской». Не думайте, что свое произведение влюбленный писатель посвятил романтическим воспоминаниям. Издание содержало признания Регины о ее доносах на других людей, откровенные фотографии и самые интимные подробности из жизни «советской Софи Лорен».
Подло, мерзко, унизительно — такого удара главная героиня книги не смогла перенести. Сильнейший стресс довел ее до попытки самоубийства и последующей госпитализации в уже знакомую психбольницу.
Из супермодели в уборщицы
Падение со звездного олимпа, как известно, бывает неожиданным, стремительным и болезненным. Не удалось его избежать и Регине Збарской.
Неудачи в личной жизни, предательства мужчин, нереализованное желание стать матерью и, что самое страшное для манекенщицы, увядающая красота — все это сильно пошатнуло и без того неустойчивую психику Регины. Прием антидепрессантов буквально иссушил некогда самую красивую женщину Советского Союза: походка стала неуверенной, взгляд потух, жизнелюбие сменилось апатией.
В таком виде она больше никому была не нужна. Никому, кроме Вячеслава Зайцева. Модельер, не забывавший и не предававший своих друзей, устроил Регину в Дом Моделей. Правда, не демонстратором одежды, а обычной уборщицей.
Вот вам и суровая правда жизни: пока молодые и прекрасные девушки учились правильно ходить, «королева советского подиума», согнувшись пополам, шаркала рядом с грязной тряпкой.
Опасна для себя и для общества
Многочисленные попытки Зайцева вернуть Збарскую к прежней жизни не имели успеха: Регина находилась в жутко подавленном состоянии. А тут еще и приближалось 50-летие — критический, по мнению нашей героини, возраст. Ежедневные самокопания на тему «чего она добилась в жизни?» сделали свое дело — женщина попала в психиатрическую больницу №1, известную сегодня как «Кащенко», где и провела отведенные ей жизнью дни до трагического события, произошедшего осенью 1987 года.
Забытая всеми
Точная дата смерти, как и дата рождения Регины Збарской, до сих пор остается загадкой. По одним сведениям, она умерла в середине ноября, по другим — месяцем раньше. Ее тело нашли в палате, но до сих пор никто не может с уверенностью сказать, что же там произошло: медикаментозное отравление или вскрытие вен. Последним Збарская «баловалась» далеко не в первый раз.
Хоронили «красную королеву» совсем не по-королевски. Ни коллеги по Дому Моделей, ни подруги, ни бывшие воздыхатели не пришли проводить Регину Збарскую в последний путь. Тело ее кремировали, а место захоронения так и осталось неизвестным.
Не менее печальным оказался и финал жизни главного мужчины в жизни манекенщицы — Льва Збарского. Художник скончался в одиночестве в одном из хосписов Нью-Йорка зимой 2016 года. По чистой случайности, в это время там находился внук художника — знакомый вам Петр Максаков, супруг Галины Юдашкиной. Он почтил своим присутствием похороны деда, которого видел в первый и последний раз в жизни.
Алена ПетровскаяБиография
Принято считать, что жизнь в Советском Союзе была строго регламентированной и расставленной по ранжиру, что страна не преуспела ни в каких видах культурной жизни, кроме кинематографа и балета. Жизнь и творческий путь знаменитой манекенщицы Регины Збарской доказывает обратное. Эта эффектная женщина, несмотря на советский паспорт, смогла выйти в один ряд с мировыми звездами подиума, была на короткой ноге с такими легендами мира моды, как Пьер Карден и Кристиан Диор.
Детство и юность
Регина Збарская не только манекенщица-звезда, но и женщина-загадка. Ее жизнь окутана тайнами и слухами – начиная от места рождения и заканчивая обстоятельствами смерти. Родители наградили ее необычным для того времени именем, что в переводе с латинского означает «царица». Возможно, во многом оно определило судьбу своей хозяйки. Тем не менее фамилия у девочки поначалу была совсем обычная — Колесникова.
По официальной версии, она родилась в Ленинграде в семье цирковых артистов, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка. Девочку отдали в детский приют, где она и жила до 17 лет. По другой версии, рассказанной якобы ее одноклассницей, Регина родом из Вологды, а ее родители – служащие государственных учреждений, мать – бухгалтер, а отец-отставной офицер.
Проясняться биография Регины Збарской начинает в 1953 году, когда по окончании средней школы она приезжает в Москву и поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии. Правда, на актерский факультет девушка не попала и стала учиться на экономическом. Ради своей мечты — появления на большом экране — Регина забывала о том, что нужно учиться и посещать пары. Несмотря на пропуски, она всегда была готова к экзаменам и сдавала их на высшие баллы.
Но ВГИК есть ВГИК: юная красавица все равно ходит на кинопробы, впрочем, безуспешно. Единственной ролью Колесниковой стал образ итальянской певицы Сильванны в фильме «Матрос с “Кометы”», который вышел на экраны в конце 50-х.
Также она часто появляется на светских вечеринках и раутах. На одном из таких собраний богемы Збарская знакомится с достаточно известной в те времена художником-модельером Верой Араловой, которая приглашает девушку поучаствовать в демонстрации ее новой коллекции одежды. С этого и началось восхождение Регины в модельном бизнесе.
Модельная карьера
В Доме моделей «Кузнецкий мост» жизнь кипела еще с 1944 года, когда был организован Общесоюзный ДМО. Интересный факт того времени: все сотрудницы этой организации получали трудовые, в которых была прописана специальность — «рабочий 5-го разряда». Зарплаты у девушек были низкими, а общественность стремилась заклеймить эту профессию. Разгромные статьи о демонстраторах одежды писали в журнале «Работница». Каждая из манекенщиц стремилась скрыть свою принадлежность к миру моды.
Регина Збарская много лет выходила на подиум, участвуя в показах Веры Араловой, Вячеслава Зайцева и многих других советских модельеров. Кстати, именно Регина была первой в мире манекенщицей, которая продемонстрировала женские сапожки с молнией во всю длину голенища. Этот формат обуви, который сейчас является чуть ли не стандартным, был придуман и разработан в Союзе как раз Верой Араловой. Но так как понятия патент тогда модельеры не слишком придерживались, то изобретение у нее увели из-под носа.
В начале 60-х о Регине Збарской знал уже весь свет, включая столицу моды – Париж. Французы называли ее «самым красивым оружием Кремля», а когда Зайцев в очередной раз продемонстрировал свой нестандартный творческий взгляд и подстриг манекенщицу под пажа, у нее появилось новое прозвище - «советская Софи Лорен».
Еще одним именем, хотя уже с негативным налетом, называли Регину коллеги-модели – «Снежная Королева». Видимо, они считали ее слишком высокомерной, слишком западной, слишком индивидуальной. Между моделями не чувствовалось дружбы. Конкурентками Регины в эти годы были Марина Дунаева, Мила Романовская, которой досталось платье «Россия», созданное на фигуру Збарской, и Лёка Миронова — двойник Регины. Манекенщица не стремилась наладить каких-то дружеских контактов, всегда оставаясь замкнутой в себе, и настоящую ее видели только самые близкие люди.
Так, модельер Вячеслав Зайцев тепло отзывался о Збарской. По его словам, женщина заботилась о молодом дизайнере и часто подкармливала его. В 1965 году он пригласил свою подругу на совместный ужин в ресторан «Арагви» с иностранной делегацией, где присутствовали его коллеги с Запада — Кристиан Диор, Марк Боан, Пьер Карден, Ги Лярош. Во время встречи молодой советской красавицей восхитилась Софи Лорен, а Карден и Боан пригласили манекенщицу пообщаться за одним столиком. Регина вела себя сдержанно и даже покраснела от такого внимания.
В одночасье заблиставшая карьера манекенщицы также мгновенно и угасла. После серьезных осложнений, связанных с личной жизнью, Збарская не могла обходиться без антидепрессантов. Лекарства помогали ей не сойти с ума, но закрыли для Регины выход на профессиональный подиум. Некоторое время ей пришлось поработать уборщицей в Доме Моды, а затем бывшая звезда совсем исчезла из виду. Последние фото манекенщицы появились в журнале мод 1984 года, но никакая косметика уже не могла помочь скрыть потухший взгляд женщины. Ее судьба закончилась трагически.
Личная жизнь
Как и в случае с местом рождения, неразбериха и недосказанность существует и в информации о личной жизни Регины Збарской. Считается, что единственным ее мужем был знаменитый советский художник-иллюстратор и мультипликатор Лев Збарский, сын того самого Бориса Збарского, который бальзамировал тело В. И. Ленина. Но ходят слухи, что у Регины был еще первый муж, чье имя она не раскрывала, так как он происходил не из того слоя общества. Позднее стало известно, что молодого человека звали Владимир Лавров.
Со Львом Борисовичем манекенщица прожила достаточно долго и вначале очень счастливо. Он даже называл Регину своей музой. Но затем отношения стали портиться. Збарский завел роман с актрисой Марианной Вертинской, были у него и другие увлечения. Но Регина терпела все измены и не собиралась расставаться даже после того, как муж заставил ее сделать аборт.
Впрочем, вскоре он сам ушел из семьи и женился на актрисе Людмиле Максаковой, которая родила ему сына. Узнав, что бывший муж стал отцом в новой семье, тогда как ей самой он не позволил быть матерью, Регина Збарская испытала сильнейшее потрясение, начала принимать транквилизаторы, а позднее попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии. Позднее у модели так и не было детей, о чем она очень жалела. Последующий отъезд Збарского из страны окончательно вывел Регину из равновесия — состоялась попытка суицида.
Еще не оформив развод с мужем, модель начала встречаться с советским агентом на Западе Виталием Шлыковым. По его словам, угнетенное состояние у Регины началось после попыток вербовки ее сотрудниками комитета. Но Шлыков уверяет, что Збарская никогда не вступала в контакт и не выполняла приказы КГБ. Тем не менее у недоброжелателей модели возникали другие домыслы, ведь Регина была единственной манекенщицей из Советского Союза, которой разрешалось во время заграничных поездок выходить на прогулку без охраны комитетчиков.
Через некоторое время у манекенщицы появился новый возлюбленный - югославский журналист. Их бурные романтические отношения окончились новым предательством: молодой человек уехал в Германию, где издал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой живописно рассказывал не только о своей связи со знаменитой манекенщицей, но и об ее сотрудничестве с КГБ, доносах на коллег и антисоветском мнении Регины.
Смерть
Изданная югославом книга практически сразу была изъята из продаж, но Збарскую ждал настоящий политический скандал, после чего она дважды пыталась покончить с собой, но оба раза безуспешно. Последние дни легенда подиума провела в психиатрической больнице и, по словам обслуживающего персонала, чувствовала сильнейшую вину за то, что так плохо отзывалась о своей стране и знакомых людях.
Третья попытка самоубийства оказалась последней. Причиной смерти манекенщицы стало отравление. Регина Збарская выпила большую дозу снотворного и скончалась 15 ноября 1987 года. По официальной версии она сумела отравиться в больнице, где пребывала последнее время, по другим данным женщина приняла лекарство дома и начала обзванивать знакомых с целью извиниться за написанные когда-то доносы. На похоронах Регины Николаевны не присутствовал никто из бывших коллег. О гибели Збарской публика узнала только из новостей «Радио Свободы», но советские СМИ молчали об этой трагедии. Тело легендарной манекенщицы было кремировано, но до сих пор неизвестно, где находится ее могила.
О жизни, карьере и гибели Регины Збарской был снят художественный фильм «Красная королева», где роль прославленной женщины исполнила начинающая актриса Ксения Лукьянчикова. Помимо этого, телезрители могли видеть документальное расследование о последних днях Збарской из серии передач «Следствие вели…», которое проводил бессменный ведущий Леонид Каневский.
Память
- Документальная лента «Следствие вели…»
- Выпуск теле-шоу «Пусть говорят»
- Программа «Красота по-советски. Судьба манекенщицы»
- Многосерийный фильм «Красная королева»