Юэн макгрегор голый
Вернуться назад
юэн макгрегор голый
Настоящий фурор вызвали кадры из фильма «Побудь в моей шкуре», попавшие в Сеть: на них Скарлетт Йоханссон предстала полностью обнаженной. Мы решили вспомнить других звезд, для которых раздевание перед камерой не является большой проблемой.
Юэн МакГрегор (43)
Где раздевается Проще составить список тех фильмов, где этот шотландец не раздевается. Но приятнее всего на обнаженного МакГрегора смотреть в поэтическом и загадочном «Интимном дневнике».
Зачем раздевается Этого требуют режиссеры. Сегодня ветеран кинораздевания МакГрегор бесконечно рад, что не только его гениталии являются объектом исследования кинокритиков и редакторов таблоидов: «Тут вышел фильм "В пролете", и все переключились с моего члена на член Джейсона Сигела — такое счастье!»
Иллюстрация: Юэн МакГрегор в фильме «Невозможное» (2012)
Священник, джедай, герой-любовник и рок-звезда.
9 декабря 2021 года в российский прокат вышел триллер «Мафия: Смертельная игра», где обладатель «Золотого Глобуса» Юэн МакГрегор предстал в обличье священника.
Вообще МакГрегора можно назвать поистине уникальным актером – он стал лицом сразу нескольких франшиз. Только вдумайтесь: у одних шотландец ассоциируется со «Звездными войнами». Другие помнят его по «Крупной рыбе» Тима Бертона. Третьи – по мюзиклу «Мулен Руж!». Четвертые – по эротическому арт-хаусу вроде «Голубой золотой жилы».
А ведь есть еще культовый «На игле», принесший молодому актеру премию BAFTA и распахнувший перед ним двери в мир большого кино. В общем, у публики звезда ассоциируется с совершенно разными образами. А это значит, что творческих полюсов у актера немало. Сколько именно? Разбираемся в нашем материале.
На сцену через воскресную школу
Юэн МакГрегор родился в семье, чьи корни восходят к старинному клану, о котором в свое время писал еще сэр Вальтер Скотт. Родители будущей звезды были выходцами из рабочего класса и почти всю жизнь работали в школе, а дядя Юэна в свое время выбрал творческую профессию. Актерство очаровало мальчика. Он сразу полюбил театр, а заодно и «всех актрис, что видел на сцене».
Жизнь, впрочем, Юэна не баловала, так что к своей мечте он шел вопреки всему. В подростковом возрасте МакГрегор столкнулся с депрессией. В том числе – из-за того, что находился в тени более успешного старшего брата. Позднее в интервью актер признается, что кризис среднего возраста начался у него еще в школьные годы.
К счастью, навстречу младшему сыну пошла мать: она разрешила ему бросить школу, сразу после чего Юэн попытался устроиться актером в местный театр. На сцену его не пустили, однако оставили в качестве работника. Еще несколько лет у МакГрегора ушло на профильное образование и попытки пробиться в кино и на телевидение.
«На игле»
Ангелом-хранителем Юэна стал Дэнни Бойл. Сначала начинающие кинематографисты попробовали свои силы на поле черной комедии, сняв камерную «Неглубокую могилу» (1994). Однако настоящей сенсацией стал их следующий совместный проект – экранизация романа Ирвина Уэлша «Трейнспоттинг» (1995).
Лента номинировалась на «Оскара» за лучший адаптированный сценарий. В России проект получил название «На игле» и быстро стал культовым. Смелый режиссерский подход, реалистичное раскрытие неудобных тем, отличная актерская игра – все при нем.
Успех почти позволил запустить в производство сиквел, однако МакГрегору не понравился оригинальный материал. В итоге проект забуксовал, и команда вернулась к нему лишь спустя 20 лет, представив постаревшие версии героев. На пресс-конференции в Москве Дэнни Бойл рассказывал, что сиквелом замыкает временную петлю, начало которой положил оригинальный проект.
Эротика и артхаус
После съемок у Бойла, несмотря на успех, карьера МакГрегора забуксовала. Впрочем, уже тогда актер не боялся экспериментов. Он снялся в эротической драме Питера Гринуэя «Интимный дневник» (1995), где сыграл английского переводчика, влюбленного в японку. А через пару лет засветился в «Бархатной золотой жиле» Тодда Хейнса (1998), прославляющей эпоху глэм-рока. В обоих фильмах актер разгуливал нагишом, а когда цензоры хотели вырезать совсем уж провокационные эпизоды, вступал с ними в перепалку и в итоге отстаивал оригинальное видение режиссера.
Не менее провокационными вышли более поздние «Молодой Адам» (2002), где МакГрегор играл в тандеме с Тильдой Суинтон, и альманах «Сцены сексуального характера» (2006), название которого говорит за себя. Иронично, что на этом фоне основанная на реальных событиях трагикомедия «Я люблю тебя, Филипп Моррис» (2008), где партнером Юэна по площадке стал Джим Керри, выглядела очень даже целомудренно.
«Мулен Руж!»
Между «На игле» и «Звездными войнами» (1999-2005) успел случиться «Мулен Руж!» (2001). Мюзикл о любви бедного поэта к звезде кабаре получил довольно смешанные отзывы у критиков и публики, а вот представители индустрии и академики пришли в восторг от музыкальной феерии База Лурмана. Всего картина была заявлена на «Оскара» в восьми категориях, а на «Золотого глобуса» претендовала песня, которую исполняли сами Юэн МакГрегор и Николь Кидман. В общем, настоящее событие в мире кино, о котором до сих пор вспоминают – с теплотой или неприязнью.
В далекой-далекой галактике
МакГрегор снялся в трех частях франшизы «Звездные войны» – так же, как и его дядя (правда, Дэнис Лосон засветился в роли пилота в оригинальной трилогии), и стал настоящей поп-иконой. Даже по прошествии многих лет фанаты обожают Оби-Вана Кеноби, мемы с участием персонажа только множатся, а на подходе – сольный сериал про легендарного джедая (релиз запланирован на 2022 год). Судя по актерскому составу, тренду по расширению вселенной «Звездных войн» и щедрому финансированию, возвращение к истокам должно получиться громким.
Герой-любовник
Вскоре шотландец отметился в самом настоящем ромкоме. В приятной стилизации под ретро «К черту любовь!» (2003) актер разыгрывал «лед и пламень» с не менее очаровательной Рене Зеллвегер. При нарочитом подсвечивании клише актер не стал эксплуатировать образ альфа-самца, а его партнерша обошлась без вульгарных приемов, которыми в начале нулевых обозначали феминисток.
Да и в целом подколки в адрес обоих полов можно назвать остроумными, а не уничижительными, что для той поры было редкостью. Еще одна любопытная деталь: ради роли голубоглазый блондин Юэн, как и в «Мулен Руж!», перекрасился в жгучего брюнета. И эта неожиданная контрастность снова добавила ему притягательности.
Тим Бертон
В один год с «Местью ситхов» (2005) на экраны вышел еще один фильм, где Юэн МакГрегор предстал в образе романтического героя. «Крупная рыба» позволила актеру влиться в причудливый мир Тима Бертона. Мрачный режиссер-волшебник в тот раз выдал неожиданно светлую для себя историю, пусть и населенную чудаковатыми персонажами. Кадры оттуда (особенно те, что на поле нарциссов) намертво врезаются в память, даже если вы смотрели фильм много лет назад.
Священник
Несмотря на проблемы со здоровьем (в 2008 году Юэн признался, что у него был рак кожи) и вынужденный перерыв в работе, возвращение актера в большое кино получилось громким. МакГрегор снялся в важной роли в экранизации «Ангелов и демонов» Дэна Брауна (2009). Мало того, что его появление породило кучу мемов, камерарий стал одним из самых запоминающихся персонажей, а благодаря своему таланту Юэну удалось абсолютно естественно провернуть прекрасный плот-твист.
Залп из всех орудий
При том количестве проектов, в которых снимается МакГрегор, неудивительно, что часть из них в итоге либо проходит мимо зрителя, либо забывается. Хотя недавно повторный всплеск популярности вызвала фантастическая драма «Последняя любовь на Земле» (2012), где герои были вынуждены носить маски из-за неизвестной болезни.
В других случаях, правда, вспомнить звезду сложно, даже когда ему доставалась главная роль. Кто, например, цепляется за «Мечту Кассандры» Вуди Аллена (2007) или «Нокаут» Стивена Содерберга (2012)? Особой популярности МакГрегор не снискал и в жанре байопика. Хотя в его фильмографии их аж 5, включая его собственный продюсерский проект «Нора» (2000) про знакомство Джеймса Джойса с будущей супругой.
Сайфай и мистика тоже выстреливали через раз. «Остров» Майкла Бэя (2005) – не та картина, которая сразу приходит на ум при упоминании МакГрегора, хотя сыграл он там отлично. А о «Джеке – покорителе великанов» (2013) не вспоминают даже самые преданные поклонники актера.
Ситуацию слегка исправил «Доктор Сон» (2019), позволивший актеру стать лицом еще одной культовой истории. В продолжении «Сияния» он сыграл повзрослевшего сына Джека Торранса: тот страдает от собственного дара и в итоге спивается. Фильм, помимо поддержания наследия оригинала, анализирует феномен культов.
Со шпионскими триллерами ситуация тоже складывалась неплохо. «Призрак» Романа Полански (2009), где Юэн в роли писателя работал над мемуарами бывшего премьер-министра Великобритании, по-прежнему смотрится свежо, а «Такой же предатель, как мы» (2015) пополнил коллекцию неплохих экранизаций романов Джона Ле Карре.
Кинокомиксы и мультфильмы
А вот на ниве кинокомиксов МакГрегора постигла относительная неудача. В «Хищных птицах» Кэти Янь (2020) он сыграл психопатичного злодея Романа Сайониса и запомнился публике благодаря стильным костюмам, игре на грани фола и искрящейся химией с героем Криса Мессины. Хотя от противоречивых отзывов публики это картину не спасло.
Не стали визитной карточкой актера и мультфильмы, в озвучке которых он тоже изредка участвует. Будь то «Вэлиант» (2005), грядущий «Пиноккио» или игровой ремейк «Красавицы и Чудовища» (2017). А вот с телевизионными проектами актер, кажется, вновь оседлал волну успеха. Даже если абстрагироваться от «Оби-Вана», который точно станет событием, Юэн довольно успешен на сериальном поприще.
Телевизионные достижения
Третий сезон «Фарго» (2017) принес МакГрегору новый виток популярности и познакомил с будущей пассией Мэри Элизабет Уинстэд, из-за романа с которой актер выучил французский и даже развелся с женой. Летом 2021-го у них родился сын. А в мае того же года на Netflix вышел мини-сериал «Холстон» – очередной проект Райана Мерфи, знающего толк в стиле. Наш герой воплотил образ культового модельера, чьими клиентками были Джеки Кеннеди, Бьянка Джаггер и Лайза Миннелли.
Не стоит сбрасывать со счетов и телевизионный проект МакГрегора про путешествия на мотоциклах. Актер вместе со своим другом объездил почти весь мир, устроив за десять лет три масштабные экспедиции (2004, 2007, 2020). Ради них он заранее расчищал свой съемочный график, да и вообще отзывался об этих проектах с невероятной нежностью. Но, разумеется, горячую любовь публики и узнаваемость ему по-прежнему приносит кино – по сути, любого жанра. Надеемся, что описательный оборот «это же тот самый» поможет ему покорять новые вершины еще много лет.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.
Поделиться
Читайте «КиноРепортер»
До кино. Искусство и фиговый листок
В 1857 году королева Виктория неожиданно получила в подарок копию статуи Давида Микеланджело. Скульптуру поместили в Музей прикладного искусства (нынешний Музей Виктории и Альберта), и довольно скоро она шокировала общественность своей явной и неприкрытой наготой. Для той поры это было слишком, и достоинство Давида в срочном порядке прикрыли специально изготовленным гигантским фиговым листком, который был снят с причинного места только в 1950-х.
Несмотря на ряд курьезных случаев и даже акты вандализма (по распоряжению папы Иннокентия V в XVII веке члены античных статуй отбивали молотком), обнаженные люди обоих полов в избытке присутствовали на полотнах художников в рамках религиозных или мифологических сюжетов на протяжении всей истории искусства. Поэтому нельзя сказать, что мужское ню в живописи и скульптуре было полностью табуировано, — начиная с эпохи Возрождения изображение голых мужчин стало обязательным для художников как в процессе обучения ремеслу, так и в дальнейшей творческой карьере.
И всё же определенная цензура существовала: более выдающиеся от природы по сравнению с женскими, мужские гениталии принято было рисовать нарочито преуменьшенными.
Или, как на фреске Микеланджело «Сотворение Адама», драпировать. Или прикрывать фиговыми листами, как это делали на своих полотнах Сандро Боттичелли, изобразивший в таком виде святого Себастьяна, и Лукас Кранах Старший, писавший Адама и Еву.
Мужская нагота в довоенном кино
Казалось бы, кинематограф, зародившийся в эпоху, когда в живописи происходили революционные изменения (от импрессионизма конца века до авангардных течений 20-х годов), должен был перенять опыт изобразительного искусства и обратиться вслед за ним к изучению голой натуры. Но с самого начала становится ясно, что мужское тело интересует режиссеров и зрителей гораздо меньше, чем женское.
За редким исключением. Так, изобретатель покадровой съемки Эдвард Майбридж запечатлевал движения обнаженных мужчин в разных ситуациях: метание ядра, борьба, верховая езда, подъем по лестнице. В тех же обстоятельствах он показывал в кадре женщин и животных. Майбриджа интересовало главным образом движение, независимо от пола и даже внешнего вида героя. К телу он относился в первую очередь как ученый-наблюдатель.
Даже самые поверхностные исследования позволяют убедиться в том, что в истории кинематографа голых женщин было гораздо больше, чем обнаженных мужчин, и этот «разрыв» всё еще остается довольно значительным.
Например, в «Пятидесяти оттенках серого» (2011) мистер Грей занимается сексом в штанах, что полностью противоречит логике повествования и изначальному посылу серии эротических романов.
Несмотря на то, что женское обнажение в кадре было гораздо более разнообразным, многогранным и еще с начала прошлого века пользовалось очевидным зрительским спросом, за сто лет истории синематографа без мужского ню тоже не обошлось.
Главный секс-символ эпохи немого кино Дуглас Фэрбенкс выбирал себе роли, позволяющие оголяться в известных пределах и всячески демонстрировать свое соблазнительное тело и атлетическое совершенство. В «Черном пирате» (1926) актер появлялся в рубашке с открытой грудью, в «Багдадском воре» (1924) — обнаженным по пояс, в «Полукровке» (1916) купался в первобытных трусах, напоминающих современные стринги.
В немом кино, как, кстати, и в классической живописи, мужчины могли оголяться в рамках исторических, библейских и мифологических сюжетов. Так, в первой экранизации романа Лью Уоллеса «Бен Гур» (1925) актер Рамон Новарро предстал перед зрителями полуобнаженным. На рекламных открытках к фильму он, кажется, и вовсе позировал без трусов, хотя самое интересное оставалось за кадром.
Примечательны первые появления на экране Гэри Купера. Прежде чем превратиться в одного из главных актеров вестерна 30–50-х годов, в немом кино он выступал в амплуа смазливых красавчиков и в первую очередь привлекал своей внешностью и прекрасной фигурой.
В кассовом хите 1929 года «Волчья песня» Купер купается обнаженным, но зритель видит его только сзади. Актеру удавалось появляться в кадре с голым торсом даже в 40-е, когда кино было предельно консервативным во всём, что касалось мужской сексуальности. Например, в вестерне «И пришел Джонс» (1945) есть сцена дуэли на пистолетах двух по пояс обнаженных героев.
Узкие ковбойские штаны Купера до сих пор не дают покоя посетителям тематических форумов.
В раннем звуковом кино за обнажение отвечал пятикратный олимпийский чемпион по плаванию Джонни Вайсмюллер, исполнявший роль немногословного короля джунглей Тарзана. Хотя пик его популярности, как и самые откровенные сцены в киносериале, пришелся на начало 30-х, он продолжал играть повелителя обезьян вплоть до середины 40-х годов. Изменилась только длина набедренной повязки Тарзана, которая после вступления в силу цензурных ограничений кодекса Хейса (Pictures Production Code) стала менее откровенной, хотя в первых фильмах серии едва прикрывала промежность актера.
Трумен Капоте рассказывал, как в одном из разговоров с ним Мэрилин Монро походя упомянула другую звезду эры классического Голливуда, славившуюся своим телосложением:
«Эррол Флинн достал член и стал играть им на рояле!»
Действительно, лосины Робина Гуда в фильме 1938 года сидели на нем отлично, и распахнутая рубашка прославленного пирата в «Одиссее капитана Блада» (1935) не давала покоя кинозрительницам 30-х. Голый торс знаменитого флибустьера и узкие штаны ковбоев Гэри Купера — максимум, который мог себе позволить Голливуд 1930–40-х годов.
После войны. Прощай, оружие, а вместе с ним и одежда
После принятия кодекса Хейса в 1934 году мужчины появлялись на экране преимущественно в костюмах и шляпах. В начале 40-х начал формироваться жанр нуар, для которого этот дресс-код был обязательным. Однако с окончанием Второй мировой войны многое стало меняться. Мир вокруг рушился, и костюм защищал героя в кадре от угрозы.
Мужчины на экране до последнего держали марку: новое кино послевоенного поколения зрело, чтобы всё взорвать. В 50-х молодые голливудские актеры Марлон Брандо и Джеймс Дин переоделись в футболки и джинсы, но до полного обнажения было еще далеко — член оставался скрыт от зрительских глаз вплоть до последней трети XX века.
Как и всё прогрессивное, это случилось в более свободной Европе. Кинематограф новой волны и сексуальная революция изменили правила. Самой либеральной страной в смысле цензурных конвенций оказалась Швеция. В дилогии Вильгота Шёмана «Я любопытна» (1968) зрители увидели не только обнаженную главную героиню в исполнении Лены Нюман, но и полностью голого актера Бёрье Альстедта.
В одной из любовных сцен персонажи лежат на траве так, что их лица оказываются в непосредственной близости от гениталий друг друга.
Пожалуй, Шеман впервые в художественном кино показал крупным планом мужской половой орган, зарифмовав полное обнажение и сексуальную раскрепощенность с идеями о свободе, охватившими мир в 60-х.
В 1969-м вышел фильм «Влюбленные женщины» британца Кена Расселла. Герои этой экранизации скандального романа Дэвида Герберта Лоуренса, два близких друга, довольно долго борются полностью голыми на ковре у камина, предварительно избавившись от неудобных аристократических нарядов и закрыв дверь на ключ. Битва завершается проникновенным монологом одного из них о том, что духовная близость в дружбе между мужчинами должна сопровождаться физическим контактом.
Если истинные намерения героев в фильме Кена Расселла вплоть до финала остаются скрытыми в подтексте, то в «Вальсирующих» (1974) Бертрана Блие герой Жерара Депардье, когда рядом не нашлось ни одной женщины, зажимает своего закадычного приятеля в объятьях и заставляет подчиниться обстоятельствам фразой: «Между друзьями это нормально».
В «Двадцатом веке» (1976) Бернардо Бертолуччи Депардье оказывается в постели уже с Робертом Де Ниро.
У молодых героев одна любовница на двоих; камера приближается к кровати, в которой они находятся втроем, и выхватывает сцену мастурбации.
Эпизод начинается как эротический, но заканчивается комически: герой Де Ниро в шутку трогает смущающегося Депардье за член.
Так в 1970-х в европейском кино появление мужских гениталий на экране становится почти нормой. Ужасы военного времени дискредитируют старую мораль, цензура кажется абсурдной после ядерной катастрофы, и ответом на это становится сексуальная революция. Обнажение в кино можно считать запоздалой реакцией на трагедию концентрационных лагерей, утверждением жизни для человечества, уставшего от ужасов смерти.
Скрытая угроза: обнажение в конце XX века
Американский жиголо въехал в 80-е на черном кабриолете. Герой Ричарда Гира обладал безупречным вкусом, носил шикарные костюмы Armani, знал шесть языков и был лучшим в своем деле. Пожалуй, режиссер Пол Шредер стал первым, кто связал эскорт-услуги с капитализмом и показал, как материальные ценности порабощают человека, а Ричард Гир — первым голливудским актером, полностью обнажившимся в студийной ленте категории А.
Освобождение от костюма становится важным мотивом фильма. В начале картины Джулиан Кэй совершает ритуал одевания: шкафы полны сверкающих новизной пиджаков, идеально выглаженных рубашек и галстуков, лакированных ботинок (да-да, главный герой пользуется услугами чистильщика обуви). Затем, ближе к финалу, когда персонаж попадает в переплет и вдобавок по-настоящему влюбляется, он пересаживается на подержанный автомобиль из проката и предстает перед зрителем одетым в помятые и блеклые серые брюки и рубашку. Гир появляется голым в фильме один раз — но в переломный момент.
Режиссер не показывает его секс с клиентками — зритель видит Джулиана полностью обнаженным, только когда тот впервые в жизни по-настоящему влюбляется.
«Американский жиголо» — это история о разрушении традиционных представлений о мужественности. Неслучайно миру элиты противопоставлено андеграундное сообщество гей-клубов и мальчиков по вызову. Герой Гира транслирует страх маскулинного истеблишмента перед этой тусовкой и сам с отвращением отзывается о заказах, предполагающих контакт с мужчинами, хотя, вероятно, и выполнял их на заре своей карьеры.
Нагота героя непосредственно связана с постепенным разрушением его материального мира. И если в начале фильма мы видим Джулиана голым в буквальном смысле, то в финале, когда он лишается всего, обнаженной оказывается душа персонажа. Одна из основных идей картины — движение героя от материального к духовному, метафорически показанное через освобождение от одежды.
Конец века выдался богатым на эротические сцены, где мужчины полностью обнажались. Особенно преуспели в этом англичане — возможно, им помогло наследие Майбриджа и Кена Расселла с его прорывной картиной.
В первую очередь стоит отметить заслуги актера, который сделал для освобождения члена больше, чем кто бы то ни было в кинематографе до него. В 90-е он многократно появлялся в кадре без одежды: прыгал по сцене без штанов в образе молодого Игги Попа в «Бархатной золотой жиле» (1998) Тодда Хейнса; большую часть экранного времени ходил голым в «Записках у изголовья» (1995) Питера Гринуэя; разыгрывал откровенные эротические сцены вместе с Тильдой Суинтон в «Молодом Адаме» (2003); без его обнажения не обошлось и в культовых фильмах Дэнни Бойла — «Неглубокой могиле» (1994) и «На игле» (1996). Юэн Макгрегор внес серьезный вклад в осмысление мужской сексуальности на экране и заслужил главный фаллический символ эпохи в виде джедайского меча после роли Оби-Вана Кеноби, превратившись из звезды артхауса в голливудского актера-небожителя.
Любовь и Антихрист. Страх фаллоса
Мужское обнажение на экране не обязательно наполнено сексуальным подтекстом. Освобождение, беззащитность, комический или шоковый эффект — спектр смыслов достаточно широк, а нередко такой персонаж и вовсе десексуализируется.
Фаллос вызывает страх, всё еще остается табуированным в кинематографе и чаще появляется на экране в виде символов: от пушек у Эйзенштейна и ядерных боеголовок у Кубрика до маяка в недавнем одноименном фильме Роберта Эггерса.
Эрекция остается скрытой в альбомах великих режиссеров — достаточно вспомнить многочисленные порнографические рисунки Жана Кокто, Сергея Эйзенштейна и Федерико Феллини — но почти никогда не изображается на экране. «Антихрист» (2009) Ларса фон Триера и «Любовь» (2015) Гаспара Ноэ — два редких исключения.
В откровенных сценах «Антихриста» принимали участие профессиональные порноактеры в качестве дублеров, а эпизоды, где в кадр попадали гениталии Уиллема Дефо, были вырезаны при монтаже — как говорил сам Триер, «фильм снят не затем, чтобы показывать его гигантский член». И действительно не за этим, потому что сцена эякуляции в «Антихристе» призвана вызывать ужас и у зрителя. Среди постоянных смыслов, которыми наделяется секс, для Ларса фон Триера важна близость соития и смерти, причем главное здесь — гибель. Показывая тело в одном из его предельных состояний (оргазм), режиссер говорит, что человеку неподвластна природа, в первую очередь его собственная.
В своем фильме Гаспар Ноэ рассказывает о природе плотской любви и противопоставляет подлинную страсть простым механизмам инстинктивного влечения и соблазнения. Главный герой, проходя путь сексуальных экспериментов в разных вариациях, открывает для себя единственно верную концепцию настоящей любви — к одной женщине.
В картине Ноэ член не просто появляется в кадре в пассивном положении, как это обычно бывает в кино, — режиссер показывает сцены группового секса, мастурбации, мужской оргазм — и даже свои собственные гениталии.
В одном из интервью он признавался: «Знаете, это изумительно — продемонстрировать член всем Каннам».
Но Триер и Ноэ не были первыми режиссерами, показавшими сцены эякуляции жюри престижных фестивалей. 10 сентября 2002 года в Венеции состоялась премьера «Кена Парка» режиссера и фотохудожника Ларри Кларка. Несмотря на то, что все роли исполняли совершеннолетние, автора картины обвиняли в том, что он снимает детскую порнографию. В самой шокирующей сцене мастурбации с удушением принял участие единственный профессиональный актер в фильме Джеймс Рэнсон. Вот что говорил о съемках Кларк: «На площадке было всего четыре человека, не считая, конечно, молодого актера, который мастурбировал. Мы снимали процесс двумя камерами. Я восхищаюсь этим парнем, он настоящий смельчак! Я рассказал ему, что от него потребуется, задолго до съемок. У него был почти год, чтобы хорошенько порепетировать».
Очевидно, что сцены эрекции, пенетрации и эякуляции моментально вызывают вопрос о статусе такого искусства: кино — или уже порнография? Для включения в фильмы подобных эпизодов режиссерам нужны действительно веские художественные основания и недюжинная смелость, ведь это ставит под угрозу как прокатную, так и фестивальную судьбу их картин. Например, та же «Любовь» Ноэ не попала в российские кинотеатры; фильм Кларка не был выпущен в широкий прокат в США, а в Австралии его и вовсе запретили к показу.
Европейское кино в этом смысле всё еще гораздо свободнее американского — на фестивалях регулярно появляется какой-нибудь фильм, в котором зрители видят героя во всей красе. Вспомнить хотя бы недавние «Синонимы» (2019) Надава Лапида, где главный персонаж уже в первых кадрах предстает абсолютно голым.
В Голливуде стойкая система возрастных рейтингов и нацеленность на массового зрителя затрудняют показ откровенных эротических сцен с участием полностью обнаженных мужчин. Подобные эпизоды возможны разве что в рамках комедийных сюжетов. Так, в «Борате» (2006) Саши Барона Коэна есть продолжительная сцена драки между заглавным героем и его тучным продюсером, а в комедии Джадда Апатоу «В пролете» (2008) персонаж оказывается голым в сцене, когда его бросает девушка, и драматичная ситуация становится смешной.
С другой стороны, коммерческое кино, массовая культура и реклама делают секс и наготу условными и транслируют идею, что прекрасное тело и насыщенная половая жизнь — обязательные синонимы счастья и благополучия. Развенчивает этот миф «Стыд» (2011) Стива Маккуина, где главный герой появляется голым в полный рост, в некотором смысле продолжая линию «Американского жиголо». Майкл Фассбендер играет человека, страдающего сексуальной зависимостью и пытающегося утопить свою экзистенциальную тоску в беспорядочных половых связях.
Полная нагота главного героя на холодном фоне выхолощенных интерьеров (визуальный ряд «Стыда» — это 50 оттенков синего и голубого) становится воплощением его бесконечного одиночества и неприкаянности.
Полное мужское обнажение — это прямой риск: авторы таких картин могут не получить желанный прокатный рейтинг. Потому едва ли не единственным примером среди немногих голливудских фильмов, где член появляется на очень короткое время для драматического, а не комического эффекта, по-прежнему остается «Исчезнувшая» (2014) Дэвида Финчера. Показать героя голым ниже пояса — принципиальная просьба режиссера, к которой Аффлек отнесся с пониманием. В интервью актер рассказывал, что его пенис в IMAX 3D выглядит гораздо эффектнее, ведь на съемочной площадке было очень холодно.
Кстати, Финчер не первый раз нарушает один из главных голливудских запретов. Хотя Эдвард Нортон и Брэд Питт сами не раздеваются догола в «Бойцовском клубе» (1999), Тайлер Дерден имеет забытую профессию киномеханика и вставляет кадры из порно в семейные фильмы. Дети в шоке, родители не верят собственным глазам, а перед финальными титрами своей картины, после взрыва небоскребов, уже сам Финчер делает врезку, и зрители видят огромный фаллос.
В современном кино и сериалах актеры раздеваются всё чаще, и это рифмуется с эмансипацией, критикой объективации женского тела, недавними движениями #MeToo и Time’s Up: чем равноправнее становятся представители разных полов, тем чаще в массовой культуре мужчины появляются голыми. Каждый год звучат разговоры о том, что в кино наступил кризис идей, что режиссеры прошлого уже рассказали всё самое важное, поэтому современному зрителю остаются только ремейки и франшизы. Кинематограф достаточно полно и глубоко изучил женщину — мужскому телу уделялось гораздо меньше экранного времени, и здесь еще осталось пространство для размышлений и новых сюжетов. Кино не умрет, пока не расскажет о нем всё, как это сделала живопись.