Актриса немого кино пола негри
Пожалуйста, войдите на сайт, чтобы добавить материал в закладки
Еще нет аккаунта?Регистрация
Звезда эры немого кино, полька по происхождению, Пола Негри была эталоном стиля и красоты. Ее считали секс-символом ХХ века и женщиной, разбивающей сердца самым завидным мужчинам того времени, а некоторые СМИ приписывали даже любовную связь с Гитлером! Настоящая жизнь актрисы имела и другую сторону, далекую от красных дорожек и мишуры – ведь она рано познала горе безотцовщины и нищеты, в зрелом возрасте так и не смогла стать верной женой и матерью, теряя возлюбленных и обманываясь в них, а умерла в одиночестве и забвении.
Барбара Аполония Халупец
При жизни Пола Негри долгое время морочила голову журналистам загадкой, касающейся своей настоящей даты рождения. Так, она рассказывала о том, что родилась в последний день столетия 31 декабря 1899 года, ближе к закату своей карьеры актриса изменила эту дату и указывала 1894 год, что и заставило исследователей ее жизненного пути и биографов задуматься над достоверностью этой информации. Как было установлено благодаря найденным в архивах документам, уже после смерти Полы Негри, настоящей датой рождения польки оказалось 3 января 1897 года.
Аполония Халупец, а именно так от рождения звали будущую актрису, родилась в небольшом польском городке Липно, который в те далекие времена входил в состав Российской империи. Ее родители отличались и по происхождению и по национальности: отец Ежи Халупец был словацким жестянщиком-эмигрантом, а мать Элеонора Келчевская, если верить рассказам самой Полы Негри и некоторых современников, происходила из польского королевского рода.
Семья Халупец жила небогато, а в 1902 году и вовсе скатилась в пропасть бедности. Именно в это время загадочно исчез отец Полы Негри, который по одним свидетельствам был сослан в Сибирь за сепаратизм, а по другим – сбежал со своей любовницей, бросив на произвол судьбы жену с маленькой дочерью. О дальнейшей судьбе своего супруга Элеонора ничего не знала и вместе с Поли, как она ласково именовала дочь, перебралась из провинции в Варшаву.
Карьера балерины
Пытаясь обеспечить себя и дочь самым необходимым Элеонора Кельчевская соглашается на любой заработок. Она устраивается работать служанкой в зажиточную еврейскую семью, в то время как дочь была предоставлена сама себе. Так, играя с соседскими детьми посреди улицы, Аполония была замечена преподавателями Варшавской балетной школы. Их поразила необычная грация и утонченность движений девочки. Эта роковая встреча стала началом сценического будущего Полы Негри.
Когда Аполонии предложили обучение балету она охотно согласилась, ведь уже в столь раннем 13-летнем возрасте ее манит мечта стать знаменитой, танцевать на сцене перед восхищенной публикой и добиться таких же успехов как ее известная землячка-балерина Матильда Кшесинская. Сильным толчком чего-то достичь для девочки было не только желание стать любимой и успешной, но и угнетающая нищета, из которой Аполония Халупец хотела вырваться вопреки всему.
Обучение в Варшавской балетной школе было успешным. Девочка сразу же дебютировала на сцене в балете “Лебединое озеро”, а совсем скоро начала выступать с сольными номерами. Бедность, плохие условия жизни и недоедание привели к тому, что юная балерина заболела туберкулезом. Колоссальные нагрузки в балетной школе становятся для нее неподъемными и Аполония вынуждена бросить обучение, а заодно и забыть о своей мечте стать известной танцовщицей.
Начало актерского пути и превращение в Полу Негри
Аполония Халупец не долго отчаивалась и оплакивала несбывшиеся грезы – через несколько лет она поступила в академию драматического искусства в Варшаве. Вскоре произошел дебют Аполонии на сцене театра: все отметили красоту и изящество девушки и бесспорный драматический талант, а вместе с тем – проблемы с дикцией и хрипловатый голос. Возможно, эти недостатки и сподвигли молодую актрису искать успеха там, где ее голоса никто не услышит – в немом кино.
В начале своего зарождения кинематограф был сомнительной сферой, а профессия киноактрисы мало кого прельщала. Именно поэтому ими становились бедные девушки с красивой внешностью, которые о своей репутации думали в последнюю очередь – именно такой была Аполония Халупец.
В 1914 году в прокат выходит фильм, сделавший Аполонию одной из популярнейших актрис Польши – “Раба страстей, раба порока”. Зрители увидели в этой немой киноленте роковую красавицу и восхищались ею, а сама исполнительница главной роли увидела в титрах свое имя, которое показалось ей до ужаса незвучным. Именно это сподвигло Аполонию избрать для себя псевдоним “Пола Негри”, соединив свое сокращенное имя и фамилию известной итальянской писательницы Ады Негри.
Расцвет актерской карьеры и всемирная известность
Яркий образ обольстительницы и необычной красавицы покорил зрителей и популярность Полы Негри растет с каждым фильмом. Она сотрудничает с киевскими, германскими и европейскими киностудиями, а в 1923 году успешно покоряет Голливуд, подписав контракт с известной кинокомпанией «Paramount». Пола Негри предстает на экране непохожей ни на одну из актрис, а созданный ею образ женщины-вамп был уникальным явлением в киноискусстве.
Пола Негри была диковинкой для американского зрителя и во многом этому способствовали многочисленные легенды и статьи в газетах и журналах, которые рассказывали о польке различные небылицы. Так, СМИ распространяли информацию о том, что отцом Полы был цыган-скрипач, а мать графиней. Про саму Негри писали, что она была танцовщицей, которая танцевала при дворе российского царя.
Кроме драматического таланта известным стал и ее индивидуальный стиль. Именно Пола Негри ввела в моду красный лак, которым красила ногти, чем эпатировала современников. Также она носила различные шляпки и тюрбаны на голове, которые тут же копировали модницы всего мира, как и яркий макияж, а ее наряды и ожерелья становились образцом для модисток.
Уже после первых голливудских фильмов с Полой Негри в главной роли полька становится в один ряд с самыми востребованными американскими актрисами. Ее гонорары становятся космическими – за неделю съемок Негри получала до 20 тыс. долларов, что сделало ее самой богатой женщиной Голливуда. Аполония Халупец наконец-то забыла что такое бедность – теперь она богатая и успешная, владелица шикарного особняка, напоминающего Белый дом и нескольких резиденций и имений по всему миру, наконец-то всеми любимая и востребованная.
Личная жизнь роковой женщины
Успех в карьере Полы Негри был ошеломительным, а личная жизнь выдающейся актрисы была полным провалом. Еще до поездки в Голливуд Пола закрутила роман со своим режиссером Эрнстом Любичем, который боготворил ее и в фильмах, и в жизни. Закончился роман с приездом в Голливуд, где Пола Негри полностью влилась в тот образ сердцеедки, который был растиражирован СМИ перед ее приездом.
В 1919 году Пола знакомится с польским аристократом Евгением Домбским, который вскоре стал ее супругом и”подарил” ей титул графини. Современники говорили о том, что актрисе очень льстило и доставляло невероятное удовольствие, когда ее называли графиней Домбской. Семейная жизнь, как и любовь, между супругами не сложилась и уже через два года Негри подала на развод и брак был расторгнут.
С голливудским периодом жизни польской актрисы начинается череда головокружительных романов: она завязывает отношения с Чарли Чаплином, которые даже доходят до помолвки. Актер в своих мемуарах рассказывал, что без памяти влюбился в Полу, когда та пригласила его на один из приемов, которые Негри устраивала часто и с больших размахом. Чаплин на каждом шагу рассказывал о предстоящей свадьбе и восхищался любимой женщиной, но состоятся свадьбе было не суждено – Пола бросает актера ради секс-символа Рудольфа Валентино.
Любила Пола Негри Валентино по-настоящему или нет – остается загадкой. Ходило множество слухов о помолвке и бракосочетании, которые Рудольфо опровергал, а Пола скромно помалкивала на каверзные вопросы газетчиков. Возможно, Пола, которая еще в юности дала себе обет любить не теряя голову, поддалась лишь стадному инстинкту – Рудольфо Валентино был живым идолом для многих, поклонницы заканчивали из-за него жизнь самоубийствами, штурмовали кинотеатры и устраивали настоящие коллективные истерики.
Так или иначе, роман не перерос во что-то большее – Валентино скончался от перитонита при неудачно проведенной операции. Горе Полы было безутешным, у гроба любимого человека она потеряла сознание, но длился траур польской актрисы недолго – уже через год она вышла замуж за грузинского князя Сержа Мдивани. Правда, князем он оказался липовым, как позже обнаружилось Мдивани был грузинским эмигрантом, который промышлял браками с богатыми американками. После развода Серж получил круглую сумму отступных и исчез из жизни Полы Негри, окончательно разочаровав ее в мужчинах.
Пола Негри и Гитлер
С началом эры звукового кино Пола Негри перестает быть востребованной актрисой в Голливуде. Ее польский акцент, который в звуковых фильмах начинает резать слух, становится неприемлемым для американского зрителя. Заработок польской актрисы падает до незначительных отметок, а начало Великой депрессии лишает ее большей части состояния и имущества.
Пола, понимая, что Голливуд от нее отвернулся, решает вернуться в Европу, ведь там все так же многие германские кинокомпании хотят с ней сотрудничать, а европейские зрители все так же обожают. В 1934 году на экраны выходит фильм “Мазурка” с Полой Негри в главной роли, имевший колоссальную популярность в Европе, а за ним не менее популярный – “Мадам Бовари”.
Германским зрителям очень понравился фильм “Мазурка” и его главная героиня. Но больше всего впечатлен и самой картиной и Полой Негри был Гитлер. Грозный фюрер просматривал фильм каждые выходные и, если верить рассказам, лента трогала его до слез.
В то время даже начались разговоры о том, что Пола была любовницей Адольфа Гитлера. Некоторые издания публиковали об этом статьи и Негри подавала на них в суд, неизменно выигрывая процесс и отстаивая свое доброе имя. В то же время в одном из писем матери Негри пишет, что у нее отношения с одним очень известным немцем. На размышление о каких-то отношениях наводит и тот факт, что когда Геббельс начал расследование относительно еврейских корней Полы Негри, то фюрер запретил все проверки.
Закат жизни выдающейся актрисы
С началом войны Пола Негри покинула Европу и вернулась в США. В Голливуде никто не принял актрису в уже не молодом возрасте с распростертыми объятиями. На смену ее поколению пришли новые кинодивы, а для Негри имелись только роли тетушек славянского происхождения (ведь акцент Полы так никуда и не делся). Играть такие персонажи полька не хотела, поэтому киносъемки она сменила на тихую и размеренную жизнь.
В этот период актриса знакомится с магнаткой Маргарет Уест, с которой Пола стала хорошей подругой. Женщины поселились в богатом особняке Уест и вели тихую провинциальную жизнь. Негри не бездействовала – она писала мемуары, которые были изданы под названием “Воспоминания звезды”, а в 1964 году Пола снялась в своем последнем фильме “Лунные пряхи”.
Остаток жизни Пола Негри провела в провинциальном городке Сан-Антонио, где и умерла 1 августа 1987 от воспаления легких. Вместе с ней в прошлое ушла целая эпоха немой киноиндустрии, оставив после себя бесчисленное количество кинолент, которые стали примером для последующих поколений актрис, а также неповторимый стиль и манеру игры, оставшиеся в памяти миллионов поклонников.
Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl Enter. оценокРейтинг статьиimg src="http://res.cloudinary.com/dwwgqqw74/image/upload/v1657611915/240x32.gif" alt="Upgrade to Turbobr>актриса немого кино пола негри
Барбара Аполония Халупец, больше известная под псевдонимом Пола Негри, была одной из ярких звезд немого кинематографа. Ее карьера начиналась с ролей роковых красоток, а закончилась предложениями исполнить «побитых жизнью» женщин. Ко дню рождения неподражаемой Негри АиФ.ru вспоминает историю головокружительного успеха актрисы.
Несбывшиеся мечты
О дате рождения Полы Негри долгое время ходили жаркие споры. По словам актрисы, она родилась в «последний день столетия» — 31 декабря 1899 года. Однако этот миф был развенчан после ее смерти. На самом деле Барбара Аполония Халупец появилась на свет 3 января 1897 года, в польском городе Липно. Тогда Липно, как и большая часть современной Польши, являлись частью Российской империи. Барбару в семье нежно называли Поли. Жили они довольно скромно, а после того, как семья лишилась отца, вовсе скатились в нищету. Историю отца тоже окружают мифы. Долгое время было принято считать, что его якобы сослали в Сибирь, однако есть куда более прозаичная версия, что он просто сбежал со своей любовницей. Так или иначе, уже в детстве Аполония поняла: рассчитывать не на кого. Тогда в ее голове созрел план: повторить успех своей соотечественницы, известной балерины и педагога Матильды Кшесинской. Именно с помощью сцены Пола хотела выбиться в люди. Сначала все складывалось удачно. Холупец поступила в Петербургское Балетное училище, где считалась подающей надежды ученицей. Но внезапно возникший туберкулёз заставил молодую танцовщицу отказаться от своих амбиций. Аполония отправилась обратно в Польшу, где поступила в Императорскую Академию драматического искусства. В 1913 году девушка дебютировала в качестве драматической актрисы в театре. До головокружительного успеха ей оставалось сделать всего несколько шагов.
Раба страстей, раба порока
В 1914 году Аполония шагнула в тогда еще новый мир кино — приняла приглашение сняться в фильме «Раба страстей, раба порока». Сейчас эту ленту назвали бы «фильмом совместного производства Германской и Российской империй». Правда, большинство создателей было поляками. Как бы то ни было, фамилия Холупец звучала одинаково непрезентабельно что по-русски, что по-немецки. Тогда Пола берет себе псевдоним, просто-напросто «позаимствовав» фамилию у итальянской поэтессы Ады Негри. Образ роковой красавицы принес актрисе небывалую популярность. В этот успешный период своей жизни новоиспеченная звезда познакомилась с режиссером Максом Рейнхардтом. Он пригласил ее работать в Берлин. Рейнхардт был экспериментатором, Пола с трудом понимала его взгляды и задумки, но благодаря Максу в ее жизни произошла очень важная встреча с тогда еще малоизвестным актером Эрнстом Любичем. Это знакомство изменило их обоих: из полного неудачника Любич превратился в успешного режиссера, а Негри стала его музой и звездой мирового уровня. Пожалуй, самая успешная совместная картина этого творческого тандема — «Мадам Дюбарри». В основе фильма лежала реальная история официальной фаворитки французского короля Людовика XV. Двух женщин — любовницу монарха и актрису — объединяло общее стремление выбиться в люди. Для этого и одна, и вторая использовали свою природную красоту и мужчин. Скорее всего, в погоне за лучшей жизнью Негри впервые решила выйти замуж. В 1919 году она пошла под венец с графом Евгением Домбским. Союз продлился всего два года и не принес Поле ничего, кроме титула.
Добро пожаловать в Голливуд
В 1923 году Негри и Любич поехали в Голливуд, их ждал контракт со студией Paramount. К приезду актрисы руководство киностудии «подготовилось», как следует: все газеты наперебой обсуждали конфликт Полы с Глорией Свенсон и роман звезды с Чарли Чаплином. Конечно, к реальной жизни эти «горячие» слухи не имели никакого отношения. Между Глорией и Полой сложились обычные рабочие отношения. С Чаплином актриса познакомилась еще в Берлине, до переезда в Штаты она даже не вспоминала о его существовании, как, собственно, и он о ней. Однако, мифическую «любовную связь» газетчики «мусолили» до тех пор, пока мисс Негри не нашла себе новый объект обожания.
Сердце красавицы покорил секс-символ эпохи немого кино Рудольфо Валентино. Они встретились на вечеринке другой уроженки России — актрисы Аллы Назимовой. Ее любвеобильный Руди в свою очередь бросил ради ее же подруги Наташи Рамбовой. К моменту знакомства с Полой Валентино и Рамбова были законными супругами. Надо ли говорить, что узы брака не стали помехой для романа между актерами. Пресса очень хотела поженить одного из самых красивых мужчин Голливуда и великолепную Негри. Однако, когда журналисты спросили Рудольфо о помолвке, он опроверг слухи. История любви закончилась внезапно: в августе 1926 года 31-летний актер умер после неудачно проведенной операции. Когда Валентино хоронили, Пола не сдерживала слез. Она даже упала в обморок во время прощания, сюжет об этом показали все американские телеканалы.
Актриса с акцентом
Конечно, проведя в Америке около семи лет, Негри не только крутила романы — актриса активно работала. Однако Голливуд только в начале был заинтригован появлением роковой красавицы. Она действительно привлекала к себе внимание не только мужчин, но и женщин: именно Негри ввела в моду алый лак для ногтей, головные уборы в виде тюрбанов и высокие ботинки в русском стиле. Но конкуренция в киноиндустрии была колоссальной — на пятки стареющей актрисе (хотя ей было всего около 30 лет!) то и дело наступали молоденькие дарования. Интерес к картинам Полы постепенно падал, даже громкие любовные скандалы вокруг ее имени не могли исправить ситуацию. Кстати, уже через год после смерти Рудольфо она вышла замуж за грузинского князя Сергея Мдивани. Конечно, можно было бы опять обвинить Негри в погоне за титулами, если бы не одно «но». Новый избранник оказался просто проходимцем. За глаза псевдокнязя и его братьев называли «Мдивани, которые женятся». Мужчины этого семейства славились тем, что очень удачно «окольцовывали» состоятельных женщин, а потом так же удачно разводились с ними, получив свои «дивиденды».
Окончательно ее карьеру «добил» звук. Недостатки, которые скрывал немой кинематограф, «вылезли наружу» в звуковых лентах. Теперь нужно было говорить в кадре, и если голос у Полы звучал хорошо, то вот от сильного акцента она так и не смогла избавиться. Что, разумеется, раздражало все более требовательного американского зрителя. Негри поняла, что карьера за океаном закончена. В начале 1930-х годов Аполония вернулась в Германию. Одна, без мужа-проходимца.
Негри и Гитлер
В Германии Пола Негри стала настоящим «яблоком раздора» между только что пришедшими к власти Гитлером и Геббельсом. Последний считал, что картины с ее участием — пустая трата денег. Ему даже удалось на какой-то период отстранить Полу от съемок. Предлог для него лежал на поверхности — Полу объявили еврейкой. Но фюрер лично прекратил начатое расследование. Ему приписывали даже роман с Негри. Однако доказательств, подтверждающих этот факт, нет. Более того, когда один из французских журналов открыто назвал актрису любовницей Гитлера, Аполония подала иск о клевете и выиграла дело. Несмотря на то, что фильмы с Негри выходили в Германии практически каждый год, в начале 40-х она решила снова вернуться в Америку.
На этот раз Голливуд не заметил приезда некогда популярной звезды. Ей предлагали роли совсем другого порядка, не те, к которым она привыкла. Однажды к актрисе обратился режиссёр Билли Уайлдер. Он очень хотел, чтобы Пола приняла участие в его картине «Бульвар Сансет». Негри должна была вжиться в образ стареющей, никому ненужной актрисы немого кино, которая с трудом переживает завершение своей яркой карьеры и сходит с ума. Аполония, храня остатки образа секс-символа, отказалась от сотрудничества, в итоге роль Нормы Десмонд досталась другой (как принято говорить «вышедшей в тираж») звезде Голливуда Глории Свенсон. Это был успех! «Бульвар Сансет» номинировали на премию «Оскар» сразу в девяти категориях, в том числе за лучшую женскую роль.
Тем временем Негри снялась всего в нескольких рядовых фильмах, которые остались незамеченными публикой. Последняя лента с участием актрисы называлась «Лунные пряхи» и вышла на экраны в 1964 году. К этому моменту звезда и секс-символ эпохи немого кино поселилась в поместье своей подруги — миллионерши Маргарет Уэст в Сан-Антонио. В ее жизни больше не было интересной работы и громких романов, на смену им пришли спокойные, размеренные будни. Привыкшую к успеху и всеобщему вниманию актрису это тяготило. Но, в отличие от героини «Бульвара Сансет», Пола Негри достойно переживала свое профессиональное затмение. Она дожила до девяноста лет и умерла 1 августа 1987 года.
АНТОН ФЕДОРОВ. ФОТО: ТИМУР АНИКЕЕВ
Пола Негри была одной из лучших актрис немого кино: темпераментной, яркой, умной и естественной. Ее имя вошло в историю, но сама она с кинематографом рассталась без сожаления
Первый фильм с участием Полы Негри назывался «Раба страстей», почти «Раба любви». Большинство из нас судят об актрисах немого кино по тому старому фильму Никиты Михалкова. Но, как всегда бывает, в фильме отразились эстетические идеалы своего времени, и сыгравшая главную роль Елена Соловей красива мягкой, немного манерной красотой, приятной взгляду интеллигента эпохи позднего застоя. Подлинные же рабыни страстей, кумиры публики первых десятилетий XX века, были совсем иными. С огромными, желательно черными, густо подведенными глазами. С резкими, иногда асимметричными чертами лица. В красоте их было нечто угрожающее, и мужчины-журналисты утверждали, что они якобы боятся беседовать с ними наедине, чтобы не пасть жертвами магических чар.
Именно такой была одна из самых знаменитых роковых женщин немого кино Пола Негри. Все в ней было великолепно, загадочно и экзотично: и внешность, и манера одеваться. Под стать выбирались имена героинь и названия фильмов, да и собственное ее имя, точнее, псевдоним. От рождения «рабу страстей» звали Поля Халупец. Впрочем, и подлинная ее жизнь годится для сценария мелодрамы. Нищее детство, затем почти мгновенный успех и всемирная слава. Многочисленные романы с аристократами и знаменитостями. А в конце — одинокая старость.
Девушка и «сфинкс»
Кинематограф на заре своего существования считался отраслью сомнительной и барышень из хороших семей не прельщал. Первые знаменитые кинозвезды явились в Голливуд из еврейских местечек, польских городков, из трущоб Бруклина и нищих пригородов Лондона. От родителей этим будущим сиренам и женщинам из породы вампиров достались в высшей степени прозаические имена. Теда Бара, исполнительница главных ролей в блокбастерах «Саломея» и «Клеопатра», была по версии киностудии Fox Film дочерью итальянского скульптора и французской актрисы, родившейся в пустыне Сахара. Ради достижения полной исторической достоверности в этой легенде надо только поменять итальянского скульптора на бедного закройщика-эмигранта, а Сахару — на пригород Цинциннати (именно там и появилась на свет Теодосия Гудман, одна из знаменитых роковых красавиц немого кино). Актриса и певица Фанни Брайс (прообраз героини Барбры Стрейзанд в фильме «Смешная девчонка») звалась Фаней Борах. Аллу Назимову, с чьим именем связана в Голливуде целая эпоха грандиозных вечеринок, великих романов и великих скандалов, в родной Ялте знали как Мирочку Левентон.
Ну а Пола Негри, получившая при рождении имя Барбара Аполония, появилась на свет на западной окраине Российской империи, в польском городке Липно, куда семья ее отца перебралась из Словакии. Она была единственным ребенком рабочего Ежи (Юрая) Халупца и его жены Элеоноры. О себе актриса любила рассказывать, что появилась на свет «в последний день столетия», то есть 31 декабря 1899 года. Впоследствии биографы, зная ее характер, даже не обсуждали вопрос, стоит ли доверять ее рассказам. Они лишь выясняли, насколько Пола подкорректировала свой возраст. Окончательный ответ был получен только четыре года назад, когда польский режиссер Мариуш Котовский, автор документального фильма об актрисе, нашел в архиве Липно метрику, где указана точная дата — 3 января 1897 года.
Фото: CORBIS/FOTO SA
Несмотря на то что ее семейство после ареста и ссылки отца в Сибирь в 1905 году пребывало в глубокой бедности, хорошенькая девочка смогла получить хореографическое и музыкальное образование в Санкт-Петербурге и Варшаве. А со временем юной красавицей заинтересовалась кинокомпания «Сфинкс», и она удачно дебютировала в той самой «Рабыне страстей» режиссера Александра Хертца. После премьеры дебютантка становится звездой этой небольшой киностудии и из Аполонии Халупец превращается в Полу Негри, взяв в качестве второй части своего псевдонима фамилию популярной в то время итальянской поэтессы Ады Негри. Тем временем уже шла Первая мировая война, а за ней последовала русская революция. Восходящая звезда экрана, не покидая Варшавы, вместо Российской империи оказалась в независимой Польше. Вскоре она уезжает в Берлин работать в труппе Макса Рейнхардта.
Европа полуразрушена. Безработица, бедность, инфляция. После Ноябрьской революции 1918 года в Германии на смену имперскому правлению приходит правительство Веймарской республики. Искусство тоже переживает революционные преобразования. Молодые люди спорят об экспрессионизме, пацифизме, социализме, кубизме, коммунизме. Социолог и публицист Зигфрид Кракауэр в своей известной книге «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» так описывает ту эпоху: «По всей Германии распространялись манифесты и воззвания, и самая маленькая зала для заседаний содрогалась от шумных и горячих дискуссий… Вернувшиеся с войны молодые писатели и художники брали киностудии приступом. ...> Кино казалось им искусством, открывавшим неизведанные пути».
Еще во время Первой мировой войны германское правительство связывало с кинематографом большие планы. Влиятельнейший политик генерал Эрих Людендорф, одержимый идеей идеологического противостояния странам Антанты, предложил объединить мелкие полукустарные студии страны в одну, дабы создать собственную «фабрику грез», способную бросить вызов Голливуду и сплотить нацию. Проект был профинансирован частично государством, частично — крупнейшими немецкими банками, и в результате 18 декабря 1917 года на свет появился киноконцерн UFА (Universum Film A. G.). Оставалось лишь найти свою кинозвезду и талантливого режиссера, который позволит ей засиять во всем блеске. Со временем роль звезды досталась Поле Негри, а ее Пигмалионом стал режиссер и актер Эрнст Любич, коллега по студии Рейнхардта. Польская девушка и сын еврейского текстильного фабриканта были призваны, по сути дела, создать немецкий кинематограф. Надо сказать, что с задачей этой они успешно справились.
Мадам Дюбарри
В 1918 году Пола снялась в двух вполне успешных фильмах Любича — «Глаза мумии Ма», одном из первых образцов жанра «мумия-фильм», благополучно дожившего и до наших дней, и «Кармен». А через год они вместе стали работать над историческим, как бы сейчас сказали, блокбастером «Мадам Дюбарри» — историей легкомысленной и блестящей фаворитки короля Людовика XV, погибшей на эшафоте в эпоху Великой французской революции.
Рудольфо Валентино в типичной роли романтического героя. Он изображал бесстрашных ковбоев, чувствительных и деспотичных восточных владык или же русских разбойников. Фото: CORBIS/FOTO S.A.
Студийные боссы предоставили Любичу бюджет почти неограниченный. Даже на взятие Бастилии они расщедрились: сцены штурма крепости поразили современников своей масштабностью. В первые годы после Ноябрьской революции 1918 года Германия сама была страной очень беспокойной. Легко представить себе, как некоторые из статистов, получив скромную плату за изображение толпы, бушующей на парижских площадях, за воротами студии присоединялись к толпам, бурлящим на улицах Берлина. Любич старательно создавал изящный мир рококо с его веерами, ширмами и мушками. Но все же очень чувствуется, что фильм снят в Германии между двумя мировыми войнами. Финальный кадр с крупным планом отрубленной головы Жанны Дюбарри был настолько пугающе натуралистичен, что при прокате в некоторых странах его вырезали.
Премьера фильма состоялась 18 сентября 1919 года в крупнейшем немецком кинотеатре UFА Palast, приобретенном студией к этому событию. Успех был грандиозным. Изысканная красавица и лживая интриганка в исполнении Полы Негри привела в восторг всех: и руководителей UFА, и зрителей во всем мире, включая американцев, избалованных голливудской продукцией. Год спустя Пола сыграла у того же Любича в прелестной трагикомедии «Сумурун», действие которой происходит на некоем условном Востоке: с гаремами, шейхами, ятаганами и прекрасной танцовщицей — этакой мадам Дюбарри, но не в юбке с фижмами, а в шароварах, и затем в фильме «Дикая кошка» (1921), название которого могло бы стать ее прозвищем. Именно таким было амплуа Полы: красивого, но дикого и опасного существа, мало испорченного культурой и цивилизацией. В том же 1919 году она встретила молодого польского офицера и аристократа Евгения Домбского и вышла за него замуж. Как вспоминали друзья, актрисе ужасно нравилось, когда к ней обращались «графиня Пола». Впрочем, она недолго предавалась этому невинному удовольствию. Спустя всего лишь два года Пола развелась с графом Домбским, чтобы объявить о помолвке с другим мужчиной. На этот раз у нового избранника мисс Негри происхождение было попроще. Его звали Чарли Чаплин. К тому времени актриса уже успела перебраться в Голливуд, подписав контракт со студией Paramount. Руководители американских киностудий очень внимательно присматривались к тому, что происходило в европейском кино. Наиболее перспективным дарованиям предлагали соблазнительные контракты, от которых мало кто находил в себе силы отказаться. Поле, например, платили 3000 долларов в неделю. Кинематограф все еще оставался «великим немым», поэтому не имело значения, есть ли у гостя из Старого Света акцент, да и говорит ли он вообще по-английски.
Увлечения актрисы
В Голливуде мисс Негри мгновенно становится одной из самых ярких звезд. Она вводит в моду алый лак для ногтей, головные уборы в виде тюрбанов и высокие ботинки в русском стиле. Негри играет в мелодрамах «Запретный рай» (1924), «Испанская танцовщица» (1923) и «Увлечения актрисы» (1928), а также в трагедии из русской жизни «Женщина из Москвы» (1928). Этот фильм, увы, утерян, но даже пересказ сюжета читается с наслаждением: «Княгиня Федора обвиняет нигилиста Лориса Ипаноффа в убийстве своего жениха Владимира. Она встречает Лориса и, не зная, кто он, влюбляется в него… Семью Лориса ссылают в Сибирь. Федора принимает яд и умирает у него на руках».
Чарли Чаплин вспоминал в своих мемуарах: «Я был приглашен к ней на вечер в дом, который она снимала в Беверли-Хиллз. Прием, даже по масштабам Голливуда, был неслыханно великолепен. Пола оказывала мне особое внимание. Меня не заботило, насколько она искренна, — все равно это было приятно. Так начался наш бурный роман». Более блистательной пары не было в Голливуде. Чарли везде, где только мог, объявлял о будущей свадьбе. (Надо сказать, что ни до, ни после он так не поступал, тщательно скрывая от публики все подробности своей личной жизни. Шумными, да и то поневоле, становились его многочисленные разводы.) Но эти двое, наделенные взрывным темпераментом, гигантским честолюбием и эгоизмом, так и не смогли ужиться друг с другом. После почти двухлетнего романа Пола оставила Чарли ради единственного в Голливуде мужчины, который мог соперничать с ним в том, что касалось славы и успеха. Ее новым избранником стал Рудольфо Валентино.
В мае 1931 года Пола записала для радио несколько цыганских романсов. Фото: CORBIS/FOTO S.A
Кто такой Чаплин, знают все. Имя Валентино известно лишь киноманам. Но в свое время это были звезды равной величины. О характере картин, где снимался Рудольфо, можно судить по одним названиям: «Шейх», «Молодой раджа», «Сын шейха», «Орел» (вольная экранизация пушкинского «Дубровского»). Ни один из современных киноактеров — ни Леонардо ди Каприо, ни Джонни Депп — даже и мечтать не могут о той славе, что была у этого молодого итальянца с большими глазами и правильными чертами бледного лица. Хотя, скорее всего, о такой славе мечтать и не стоит. Любовь поклонниц Валентино к своему кумиру напоминала коллективную истерику, делавшую жизнь актера действительно опасной. Во время премьеры одного из его фильмов толпа женщин штурмом взяла кинотеатр, и кинозвезде пришлось спасаться бегством по крыше. Можно понять, почему он, затравленный поклонницами, настойчиво желавшими отдать ради него жизнь, всем им предпочел не менее знаменитую, ироничную и самодостаточную мисс Негри.
Но и этот роман длился недолго — 23 августа 1926 года Рудольфо умирает после неудачно проведенной операции. Вся Америка читала репортажи о том, как Пола Негри упала в обморок на похоронах. И вся Америка была очень разочарована, когда всего лишь год спустя она вышла замуж за князя Сержа Мдивани.
О семействе Мдивани — трех братьях и двух сестрах — стоит сказать особо. Их называли «Мдивани, которые женятся». Пятеро эмигрантов из Тифлиса, бежавшие от русской революции, избрали своей добычей самых богатых и знаменитых женихов и невест Америки. Звезда немого кино Мэй Мюррей, наследница империи Вулворт Барбара Хаттон, одна из самых богатых женщин Америки Луиза Астор ван Аллен не могли противостоять обаянию братьев Мдивани. Обаяние, впрочем, было кратковременным, и представителей этого семейства правильнее было бы назвать «Мдивани, с которыми разводятся». Все эти блестящие браки были очень скоротечными, и отношения Полы с Сержем не стали исключением. Но ее поджидали неприятности более серьезные, чем расставание с очаровательным грузином.
Во-первых, началась Великая депрессия, лишившая актрису 5 миллионов долларов, особняка в Беверли-Хиллз, замка недалеко от Парижа и виллы на Французской Ривьере. Во-вторых, кино сделалось звуковым. У Полы был замечательный голос: низкий, красивый, волнующий (сохранились записи русских романсов в ее исполнении), но она так и не смогла избавиться от своего славянского акцента, который не понравился американским зрителям.
Русский стиль
Поскольку Пола Негри родилась на территории Польши, входившей в то время в состав Российской империи, ей часто предлагали роли в стиле а-ля рюс. Помимо «Женщины из Москвы» (1928) она сыграла в комедии Эрнста Любича «Потерянный рай», где изображала русскую императрицу Екатерину Великую. В 1936 году на студии UFA была поставлена мелодрама «Москва — Шанхай», где Негри досталась роль русской аристократки, которая спасается от большевиков. Для своего времени Пола Негри стала, как бы выразились сейчас, иконой стиля. Ее длинные серьги, цыганские шали, головные платки, как у восточных женщин, роскошные меховые воротники, как у русских аристократок в представлении американцев, — все это быстро становилось предметом для подражания.
Мадам Бовари
В то время как в Голливуде позиции Полы Негри пошатнулись, о ней неожиданно вспомнили в Германии. Когда в 1934 году здесь собирались снимать мелодраму «Мазурка» по сценарию Ганса Рамо — о зрелой, но все еще красивой женщине, идущей на преступление ради своего ребенка, один из руководителей студии предложил: «Вы сочтете меня сумасшедшим, но почему бы не пригласить на эту роль Полу Негри?» На него посмотрели с недоумением. Кто-то растерянно произнес: «Но ведь ей сейчас, должно быть, лет восемьдесят!»
Поле, которая начала сниматься на UFА в конце 1910-х годов, было в ту пору всего лишь тридцать семь. Но Берлин времен Веймарской республики, с его уличными демонстрациями и митингами, с его спорами в кофейнях, с его театрами, где творили великие режиссеры с неарийскими фамилиями, канул в Лету!
Афиша фильма «Ночное танго». Германия . 1937 год. Фото: AKG/EAST NEWS
И тем не менее немецкие продюсеры снова, как и 15 лет назад, сделали ставку на Полу Негри и снова выиграли. «Мазурка» — единственный сделанный в нацистской Германии художественный фильм, который пользовался реальным успехом за границей. Впрочем, он был абсолютно аполитичен, как и «Мадам Бовари» (1937), другая удачная картина ее «второго немецкого периода», да и прочие ленты с Полой Негри, созданные за те четыре года, что она провела в Берлине.
Ее игра очень понравилась немецким зрителям. В особенности одному из них. Как часто бывает с диктаторами, Гитлер был крайне сентиментален. И в то время как «великий вождь» не мог удержаться от слез, когда ему в сотый раз показывали в кремлевском кинозале «Огни большого города», на другом конце Европы «несгибаемый фюрер» горько рыдал над судьбой героини «Мазурки». Нацистские лидеры, провозглашавшие идеалом красоты мощных белокурых ариек, на деле увлекались женщинами совсем иного типа. Геббельс был готов бросить карьеру, семью и Германию ради жгучей брюнетки — чешки Лидии Бааровой. Гитлеру безусловно очень нравилась не менее жгучая брюнетка Пола Негри.
И все же — был ли роман между Адольфом Шикльгрубером и Полей Халупец? Историки кино до сих пор не знают точного ответа. Известно, что Гитлер являлся поклонником актрисы. Известно, что, когда соответствующие службы рейха усомнились в происхождении певицы, фюрер личным указом велел все проверки прекратить. Известно, что Пола в письме к своей матери признавалась в любовной связи с одним «очень известным» немцем. Но в том-то и дело, что Гитлер был немцем слишком уж известным, и подобные факты было бы крайне трудно скрыть. Кстати, когда один из парижских журналов, Pour Vous, сообщил, что актриса — любовница фюрера, она подала в суд и выиграла процесс.
Воспоминания современников о Поле Негри времен ее пребывания в нацистском Берлине рисуют образ яркий и противоречивый. Она выглядела старше своего возраста. Она была очень красива. Она говорила на невообразимой смеси английского, немецкого и польского языков. У нее был прекраснейший на свете голос. Она уничтожала в день как минимум одну бутылку виски. Она была хорошим товарищем и великолепной собеседницей. В те времена она общалась со старыми берлинскими друзьями: Эмилем Яннингсом, Георгом Пабстом и прочими деятелями кино, еще работавшими на UFА. Всю эту компанию нам с удовольствием киномана недавно продемонстрировал Квентин Тарантино в финале фильма «Бесславные ублюдки». Но Полы Негри в этом фильме не увидишь. У нее хватило здравого смысла понять , что гитлеровская Германия — не то мес то , где стоит слишком задерживаться. За год до начала Второй мировой войны актриса перебралась на Лазурный Берег, а после оккупации Франции уехала в Португалию. В начале 1941-го в порту Лиссабона, смешавшись с толпой беженцев, любимая актриса фюрера ступила на борт корабля, направлявшегося в Нью-Йорк. Ей не пришлось увидеть, как в ноябре 1943 года в центре Берлина в огне гигантского пожара будут рушиться стены кинотеатра UFА Palast. Того самого, который 26 лет назад был специально выкуплен для премьеры «Мадам Дюбарри».
Мадам Сметана
Нельзя сказать, чтобы в Америке ее очень ждали. Другие звезды пришли на смену прекрасной полячке: Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Кэтрин Хепбёрн. Лишь пару лет спустя в одной из комедий ей досталась роль эксцентричной певицы по имени мадам Женя Сметана — так в Голливуде нашли применение ее прекрасным вокальным данным и ужасному акценту.
Превращение из мадам Дюбарри в мадам Сметану показалось Поле не слишком воодушевляющим. Что же, теперь до конца жизни играть комические роли славянских тетушек? Стоила ли свеч такая игра? К тому же в эти годы она познакомилась с Маргарет Уэст, наследницей техасского нефтяного магната. Встреча эта сыграла огромную роль в жизни Полы. В 1957 году подруги вместе поселились в большом особняке в Сан-Антонио, и с тех пор Полу больше не интересовала благосклонность кинопродюсеров, да и вообще мужчин.
Следующие долгие три десятилетия своей жизни «дикая кошка» прожила спокойной обеспеченной жизнью. Она нашла себе массу полезных и приятных занятий: была в числе попечителей местного симфонического оркестра, писала книгу воспоминаний под выразительным названием «Мемуары звезды» (1970). Стоит упомянуть, что в 1964 году Пола снялась в мелодраме компании Walt Disney Production «Лунные пряхи». Это была ее первая роль за последний 21 год и заключительная в кинематографической биографии.
Контраст между бурной первой половиной ее жизни и безмятежной второй так велик, что не верится: неужели это одна и та же женщина? Кажется, что эти последние полвека должны что-то скрывать — какую-нибудь тайну или же роковую страсть, вспыхнувшую на склоне дней. Но ничего подобного с ней не случилось. Она умерла от воспаления легких 1 августа 1987 года в больнице техасского города Сан-Антонио в возрасте девяноста лет. Каким образом эта женщина смогла прожить такие длинные и такие разные жизни? Это, пожалуй, величайшая из связанных с ней загадок.
Екатерина Шерга