Разные музыкальные инструменты
разные музыкальные инструменты
Все любят музыку, она дарит прекрасные мгновения, успокаивает, радует, дает ощущение жизни. Разные музыкальные инструменты имеют разные свойства и отличаются по своему строению, материалу изготовления, звучанию, технике игры. Неоднократно предпринимались попытки создать их классификацию. Мы решили составить небольшой гайд, где разместили виды музыкальных инструментов с картинками и названиями, чтобы каждый новичок мог с легкостью разобраться во всем многообразии музыкального мира.
Сможете назвать все существующие музыкальные инструменты? Хотя бы современные и широко распространенные. Если же вспомнить единичные экземпляры, уникальные инструменты или давно забытые, то вряд ли можно сосчитать их в принципе. Человечество всегда тянуло к музыке, к созданию особых звуков, для чего использовались любые подручные материалы. С развитием технологий всё больше инструментов становятся электронными и цифровыми, приобретая новые возможности, но теряя при этом свою уникальность и неповторимость каждого экземпляра. Существует ряд музыкальных инструментов, которые малоизвестны широкому кругу слушателей. Некоторые из них могут до сих пор применяться для создания музыки, другие хранятся лишь в музеях, а от третьих остались только рисунки и словесные описания. Тем не менее, они заслуживают внимания, как исторические, уникальные инструменты, являющиеся ступенью развития не только музыкального искусства, но и человечества в целом.
Сигарбокс гитары (Cigar Box Guitar, CBG)
Как видно из названия, это гитары, изгоотовленные из сигарных коробок, история которых началась в США более 160 лет назад. Дело в том, что в 19 веке в США были очень популярны сигары, перевозившиеся в деревянных ящичках, выполненных из довольно хорошей древесины. Когда ящик становился пустым, его выбрасывали. Этим пользовались чернокожие рабы, которые стали использовать ящики от сигар в качестве корпуса для гитары. Сигарбоксы быстро приобрели популярность среди простых американцев и стали национальным музыкальным инструментом в США. Сигарбоксы использовали в своем творчестве такие легендарные музыканты, как B.B.King, Chuck Berry, Paul McCartney и другие. Ежегодно в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании проходят фестивали сигарбокс гитар, которые посещают тысячи людей, что позволяет говорить о том, что данный инструмент жив и до сих пор вызывает интерес и собирает своих поклонников.
Органистр (колесная лира)
Струнный инструмент, появление которого в Европе относят к XII веку. Гудящий и протяженный звук органистра возникает за счет трения струн о специальное колесо. Музыкант располагает инструмент на коленях. Основная часть струн звучат одновременно, вибрируя от трения о колесо, вращаемое правой рукой, создавая гудящий звук, называемый бурдон. Отдельные струны, длина которых изменяется при помощи управления стержнями левой рукой, воспроизводят мелодию. Колесная лира имеет мощный, грустный, монотонный и немного гнусавый звук.
Стеклянная гармоника
Инструмент, который был популярен в XVII веке, но к настоящему времени практически забытый. Гармоника представляет собой стеклянные полусферы разного размера, размещенные на горизонтальной, вращающейся оси. Полусферы окунаются в водный раствор уксуса, находящийся в ящике-резонаторе, чтобы края полусфер были постоянно влажными. Во времена популярности стеклянной лиры для нее писали свои произведения Штраус, Моцарт и Бетховен.
Арфа-гитара
Инструмент является интересным симбиозом двух музыкальных инструментов: гитары и арфы. Наличие дополнительных струн позволяет существенно расширить звуковой диапазон инструмента. Внешний вид арфы-гитары, а также особенности конструкции зависят от фантазии мастера и его инженерных умений.
Колесная арфа (Wheelharp)
Инструмент, который по конструкции напоминает колесную лиру, так как звук появляется в результате трения барабана о струны. Нажимая клавишу, вы заставляете струну перемещаться навстречу барабану, покрытому канифолью. Звуковой эффект возникает как при игре смычком.
Также в конструкции арфы предусмотрена две педали, одна из которых управляет скоростью вращения барабана, другая глушит струны.
Придумана подобная арфа была еще Леонардо да Винчи, но не воплощена им в жизнь. Wheelharp – это новаторский клавишный музыкальный инструмент, который, способный заменить небольшой струнный оркестр. В современных моделях (а они есть) над струнами располагается электромагнитный звукосниматель, а пьезоэлектрический звукосниматель крепится к деке. Такая комбинация позволяет исполнителю полностью контролировать тембр инструмента.
Глюкофон (tank drum)
Глюкофон является молодым и современным инструментом, относящимся к лепестковым барабанам. Прототипом инструмента в 2007 году стала половинка газового баллон. Глюкофон состоит из двух чаш, на одной из которых присутствуют своеобразные лепестки разного размера, а на второй (нижней) - резонирующее отверстие, через которое выходит звук. Звучание глюкофона просто космическое, поклонники этого инструмента утверждают, что он помогает развить слух и чувство ритма, стоит просто положиться на свою интуицию и ощущения от игры. Играть на глюкофоне очень просто: нужно просто к нему прикасаться (руками или палочками). Чем меньше и тоньше глюкофон, тем выше он звучит. Тот же принцип работает и с размером лепестков.
Ханг
Металлический перкуссионный инструмент, похожий на глюкофон, но отличающийся тем, что на верхней полусфере (DING) расположены тональные области (7-8 штук), окружающие купол и создающие тональный круг. На резонаторном отверстии, расположенном на нижней полусфере (GU), также можно играть или же использовать его для модуляции звука при игре на верхних областях. Извлекать звук из ханга можно при помощи пальцев и кистей рук, при этом сам инструмент расположен на коленях исполнителя. Тоже довольно молодой инструмент, который был создан в 2000-м году в Швейцарии, приобрел большое количество поклонников.
Варган
Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но тот, кто слышал, точно не остался равнодушным к этим завораживающим, а иногда пугающим и мистическим звукам. Не зря варган ассоциируется с северными шаманами и погружением в особое состояние сознания, ведь многие замечают, что игра на варгане помогает расслабиться, отключиться от суеты и войти состояние легкого транса. Варган, как никакой другой инструмент, отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки. При игре варган прижимают к зубам и удерживают рукой таким образом, чтобы язычок свободно колебался. Именно язычок является источником звука, который усиливается за счет ротовой полости, служащей резонатором. Регулировка высоты и тембра звука происходит за счет артикуляции, дыхания и особых приемов.
;
Диджериду (австралийская труба)
Это традиционный музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Термиты выедают сердцевину длинных стволов эвкалипта, образуя внутри полость. Аборигены находят такие стволы, очищают от трухи внутри и оснащают трубу мундштуком из пчелиного воска. Затем инструмент, длина которого может достигать трех метров, украшают рисунками. В основе игры на диджериду лежит техника непрерывного дыхания — одновременный выдох через рот при вдохе через нос. Традиционно инструмент использовался как аккомпанемент во время ритуалов, чтобы помочь шаманам входить в транс. С диджериду экспериментируют современные исполнители эмбиент, электронных, этнических и других жанров.
Эолова арфа
Инструмент, воспроизводящий «музыку ветра», был сконструирован еще в античные времена, когда древние греки поместили натянутые струны внутрь ящика-резонатора. Уникальность инструмента заключается в том, что для звукоизвлечения не требуется человек. Натянутые струны под воздействие ветра создавали уникальный звук. Инструмент оказался забыт на долгие века, получив второе рождение только в XVII веке. Современные музыканты также экспериментируют с эоловой арфой, устраивая «концерты ветра», используя принцип ее действия для конструирования монументальных устройств, таких как «Морской орган» Николы Башича. Данная конструкция представляет собой своеобразную лестницу к морю. Попадая в вертикальные отверстия плит, ветер проходит в резонаторные полости, в результате чего получается приятная мелодия.
Тромбот
Судя по названию, этот инструмент является результатом соединения тромбона и фагота: в основной части тромбона обычный мундштук заменен на бокал – отводную трубку с языком, позаимствованную у фагота. Конструкция была изобретена американским композитором Питером Шинкеле. Вы можете представить совместное звучание фагота и тромбона? По словам создателя инструмента, звук получается как у пьяного носорога, то есть тромбот был сконструирован под определенную цель и не стоит рассматривать его как настоящий музыкальный инструмент.
Сакулейта
Сакулейта — это этнический музыкальный инструмент, являющийся гибридом японской бамбуковой дуды сакухати и европейской серебряной флейты. Инструмент был изготовлен в 2002 году мастером по изготовлению сакухати Монти Левенсоном: он в раструб европейской оркестровой флейты поместил верхний конец с клином от японской бамбуковой флейты.
Серпент
Это внушительных размеров (около 2,5 метров) духовой деревянный инструмент, покрытый кожей и оснащенный глубоким костяным мундштуком-чашечкой и шестью отверстиями в корпусе. Изначально инструмент использовали в храмах для аккомпанемента хоровому пению. В XVII веке серпент использовался в военных и придворных оркестрах. В современном музыкальном мире к серпенту обращаются при исполнении старинной музыки и в качестве музыкальных экспериментов в творчестве современных композиторов.
Лазерная арфа
Не совсем полноценный музыкальный инструмент, а скорее устройство, которое управляет звуками других инструментов, например, синтезаторов. Получить звук с помощью лазерной арфы очень просто: нужно перекрыть лазерный луч рукой. Лазерную арфу изобрел в 1976 году Джефри Роуз, теперь же ее можно встретить и в концертном исполнении, и в кабинетном. Наиболее популярным исполнителем на лазерной арфе можно считать Жан-Мишель Жарра, который использует ее в своем лазерном шоу.
Сталактитовый орган
Инструмент, созданный природой и Лиландом Спринклом, расположен в пещере Люрей в штате Вирджиния. Оценив особую акустику пещеры, Спринкл долгое время изучал звучание каждого уголка пещеры. В результате проделанных акустических экспериментов он приложил к отдельным элементам пещеры маленькие молоточки, которыми управляет электронная клавиатура.
Музыкальная колючая проволока
Такой необычной музыкальной изгородью может похвастать скрипач и художник Джон Роуз. Музыкальная колючая проволока расположена в необжитой местности Австралии и уникальность ее заключается в том, что на ней можно играть смычком от скрипки, как на гигантских струнах.
Поющее дерево в Барнли
Дерево это, расположенное на вершине Ланкашира, в Англии, совсем не природного происхождения. Его автором являются архитектор Майк Тонкин и Анна Лю. Дерево представляет собой музыкальную скульптуру, выполненную из железных труб разного диаметра и длины, сложенных спиралеобразно. Звук извлекается, благодаря ветру, и слышен на большие расстояния.
Магическая труба
Изобретатель данного инструмента - Майк Сильвермен. Сам он назвал свое творение «грудой металлолома», которая умеет издавать странные звуки. Извлечение звуков происходит при помощи смычка, пощипывания струны и постукиваниями пальцами.
Диддли-бо
Эта однострунная цитра, являющаяся неотъемлемым атрибутом музыкальной жизни чернокожих рабов Америки. Инструмент получил широкое распространение, благодаря простоте изготовления и вполне приличному звуку. Кстати, благодаря диддли-бо появилась слайд-гитара и в целом техника игры слайдом. Традиционный диддли-бо имеет только одну струну, но с развитием инструмента стали появляться модели с двумя и тремя струнами больших размеров и звукоснимателями. Этот инструмент можно легко соорудить из подручных материалов, для этого вам понадобятся только доска, гвозди, жестяная банка и металлическая проволока. А для игры вам обязательно нужен слайд, который также можно изготовить самостоятельно. Играть на диддли-бо очень просто: струна защипывается пальцами или по ней бьют металлической палочкой. Высоту звука регулируют, прижимая слайд к струне. Изначально на диддли-бо играли вдвоем: один ударял по струне, второй скользил по ней палкой.
Что привело к созданию столь необычных и иногда совершенно бредовых музыкальных инструментов? Поиски нового и уникального звука, а также эксперименты со всем, что способно издавать звук. Творческие люди, среди которых и музыканты, и архитекторы, и даже инженеры, находятся в вечном поиске новых идей и их воплощений. Способов выразить себя, свои эмоции через звуки великое множество. Поэтому мы еще услышим о новых музыкальных инструментах, которые удивят нас! А пока экспериментируйте и ищите. Успехов в творчестве!