Спектрум агент 007
спектрум агент 007
Великобритания, США | 2015 г. | 148 мин. | боевик, приключения, триллер
2015 г.
Наоми Харрис, Дэниэл Крэйг, Рори Киннер, Моника Беллуччи, Дэйв Батиста, Леа Сейду, Кристоф Вальц, Скотт Эндрю, Рэйф Файнс, Бен УишоуЗагадочное сообщение из прошлого Джеймса Бонда отправляет его по следу, чтобы раскрыть существование зловещей организации…
В Мексике в карнавал в День мертвых загадочный человек в маске следует за другим. Присоединяясь к женщине в гостиничном номере, первый мужчина, который снимает маску оказывается Джеймсом Бондом, оставляет ее, чтобы выйти на террасу отеля и наблюдать за другим мужчиной, Скиаррой, в комнате через дорогу. Тот замышляет смертельный взрыв и говорит, что он докладывает «Бледному королю».
Бонд стреляет в Скиарру, но все здание взрывается. Когда здание рушится на здание Бонда, Счарра убегает на людную площадь. Бонд преследует его, даже когда он садится в вертолет. Завязывается бой в воздухе, во время которого Бонд снимает с Скиарры серебряное кольцо с мертвой головой, выбрасывает его из вертолета, душит пилота и спасает вертолет от приземления на толпу внизу.
Вернувшись в Лондон, босс Бонда «М» (Файнс) требует узнать, чем он занимается в Мексике, где у него не было полномочий действовать. М говорит Бонду, что дал новому сопернику М, Максу Денби (Скотт) боеприпасы, чтобы потребовать прекращения программы «00» и поручения Максу управлять Оруэлловской центральной сетью наблюдения.
Бонд встречает Макса и ехидно спрашивает, зовут ли его «Си». Бонд приглашает любопытную Манипенни (Харрис) в свою квартиру, где она передает ему личные вещи из «Скайфолла». Бонд говорит Манипенни, что его бывший босс М ( Джуди Денч сказал ему убить человека по имени Скиарра и присутствовать на его похоронах. Бонд просит Манипенни узнать все о Бледном короле. Манипенни уходит, и Бонд открывает коробку «Скайфолл» — он находит Орден временной опеки и фотографию своего приемного отца, Франца Оберхаузера, который, как полагают, погиб в лавине.
На следующий день Бонд отправляется на встречу с техническим волшебником «Q» (Уишоу). По дороге ему рассказывают, как Денби хочет заставить мир принять новую программу наблюдения и принять дроны. Q показывает Бонду свой поврежденный старый Aston Martin из ремонтируемого Skyfall и вводит Бонду чип для отслеживания его местоположения, как того требует М. Бонд говорит ему, чтобы он работал со сбоями в течение 48 часов, что Q неохотно принимает.
Уходя, Q дает Бонду особые часы. Позже Манипенни получает телефонный звонок от Бонда, в то время как Q обнаруживает, что Бонд сбежал с новым автомобилем, который готовился для другого агента.
Бонд достигает Рима, где он присутствует на похоронах Шиарры, и его тянет к своей знойной жене (Беллучи). Он спасает миссис Скиарру от расстрела в ее доме, и они занимаются любовью. Бонд сообщает ей количество американских друзей, который будет ее защищать и отправляется в штаб секретной организации Spectre. Он получает доступ, показывая серебряное кольцо от Скиарры, и наблюдает за заседанием совета директоров, на котором вождь Спектра сидит в темноте, в то время как Хинкс (Баутиста), который хочет место Скиарры, выколачивает глаза сопернику и ломает ему шею. Вождь упоминает, что он хочет, чтобы ВОЗ, предотвращающая поддельные лекарства и торговлю людьми в Южной Африке, стала мишенью, а слабый г-н Уайт был убит в Австрии.
Внезапно вождь Призраков приветствует Бонда, которому удается уйти, и Баутиста преследует его в машине. Бонд сбегает, утопив свою машину в реке. Бонд звонит Манипенни, который говорит ему, что между главой Призраков и главным злодеем Блофилдом существует тесная связь.
Между тем на встрече в Токио большинство стран отвергают план слежки Денби. M подозрительно спрашивает Q, где Бонд. Q лжет и говорит, что он в Челси, тогда как на самом деле Бонд находится в бревенчатой хижине в Австрии, где пытается убедить Уайта доверять ему. Уайт, который страдает отравлением таллием Спектром, отказывается, но говорит Бонду, что он должен защитить свою дочь Мадлен, которая может привести его ближе к Блофилду с помощью подсказки под названием «L'American». Белый стреляет в себя. Камера на потолке все записывает.
В Лондоне Макс говорит, что Бонд что-то задумал, и проигрывает его разговор с Манипенни М, показывая, что все находятся под наблюдением. Он также упоминает, что новая штаб-квартира CSN оплачивается частными интересами, и что после внезапного насилия в Южной Африке страны теперь голосуют за принятие CSN.
M говорит Q и Манипенни, что они должны прекратить помогать Бонду, поскольку они только раскрывают его местоположение и подвергают его большой опасности.
Тем временем в Австрии Бонд навещает психолога Мадлен Суонн в ее клинике и рассказывает ей о ее отце. Она расстроена и заставляет его уйти. Он встречает Q в клинике и говорит ему исследовать серебряное кольцо.
Мадлен похищает Баутиста, и Бонд преследует их в самолете, сумев разбить их машины, освобождая Мадлен, которая злится на него за то, что он привел к ней злодеев. Бонд ведет Мэдлин на встречу с Q, который спасается от нападавших на подъемнике. Q говорит, что серебряное кольцо показывает сильную связь между всеми предыдущими нападавшими на Бонда и Блофилдом.
Мэдлин говорит, что связь находится в L'American — отеле в Танжере, куда раньше ходили ее родители. Бонд и Мадлен идут туда, и она предостерегает его от нападок на нее. Бонд находит секретную комнату за спальней, где остановилась ее семья, полную подсказок о местонахождении Блофилда.
Они едут на поезде в пустыню, где находится Блофилд. Бонд пытается научить Мэдлин стрелять и обнаруживает, что она отлично стреляет и тоже пьет мартини. Баутиста нападает на Бонда в поезде, но ему удается одолеть и сбросить его, после чего Бонд и Мадлен занимаются любовью.
Утром винтажный роллс-ройс забирает Бонда и Мадлен с заброшенной станции, на которой они останавливаются. Их отвозят в штаб-квартиру Блофилда в пустыне, где в их комнатах хранятся фотографии их прошлого. Блофилд встречает их и оказывается приемным братом Бонда, сыном Оберхаузера, который всегда ненавидел Бонда, убил своего собственного отца за его усыновление и убил всех женщин, которых Бонд любил, от М до Веспера. Империя наблюдения Блофилда, в которую входит Макс, не впечатляет Бонда, который мешает Мадлен увидеть самоубийство ее отца на видео.
Блофилд мучает Бонда, делая надрезы в его мозгу, пытаясь стереть его память. Но Бонд выживает, и они с Мадлен используют свои особые часы, чтобы взорвать штаб-квартиру и сбежать. Блофилд тоже сбегает.
В Лондоне Макс говорит М, что его друг, министр внутренних дел, закроет программу «00», уволит Макса из CSN и М. М., Кью и Манипенни встречают Бонда и Мадлен в безопасном доме. Мадлен говорит Бонду, что раньше видела жизнь убийцы со своим отцом, и уходит. Бонд похищен и доставлен в новую штаб-квартиру CSN, где Блофилд говорит ему, что у него есть три минуты, чтобы спасти Мэдлин, прежде чем здание взорвется. Блофилд улетает на вертолете, в то время как Бонд лихорадочно ищет Мэдлин.
Наверху Q останавливает запуск программы наблюдения Макса, в то время как М сообщает Максу, что он разоблачен. Макс пытается атаковать М и разбивается. Бонд находит Мадлен и вместе с ней спрыгивает с взрывающегося здания. Они садятся в лодку и преследуют вертолет Блофилда, который разбивается о мост.
Поскольку Блофилд лежит раненый, Бонд идет, чтобы застрелить его, но не делает этого. М. и Мадлен напряженно смотрят, как Бонд вместо этого убирает пистолет. Бонд уходит с Мадлен. М. арестовывает Блофилда.
На следующий день Бонд забирает свой восстановленный Aston Martin из Q и уезжает с Мэдлин.
В лучшем – и самом первом – эпизоде 24-го официального «Бонда» в Мексике торжественно справляют День Смерти, по улицам и площадям столицы разгуливают размалеванные и одетые скелетами горожане, среди них парочка по следам идет за человеком с седой косичкой. Все в масках смерти, но с очевидностью – Бонд с подругой преследуют злодея (что Бонд как шпион с лицензией на убийство – ходячая смерть, все знали и раньше, но Мендес схему «маска смерти преследует и убивает, а потом падает с женщиной в постель» проиллюстрировал довольно остроумно). В длиннющем безмонтажном плане камера-зритель идет по пятам, входит в отель, в номер отеля: дама, зритель и камера – все ждут секса, но Бонд снимает маску, за которой потертое пыльное лицо Дэниела Крэйга, сообщающего что он отойдет на минуточку, у него дела – и действительно, выходит в окно, выслушивает сообщения злодея о готовящемся теракте на стадионе, и взрывает пол квартала, приземляясь на диван. О даме в комнате отеля, наверняка, уже раздетой, более не вспоминает ни он, ни зритель, ни камера: всех ждет чудесная вертолетная погоня над центральной площадью - мексиканцы в панике, зрители в восторге, Бонд-Крейг все также невозмутим. И уже который фильм кажется, что на нем все-таки тоже маска, за которой должен же прятаться Шон Коннери, в противном случае – дело, видимо, в ботоксе? В этой маске (условно "я устал, я ухожу") Бонд отправляется в Лондон, где получает в числе гаджетов наручные часы и чужой «Астон Мартин», где половина функций отключена, но судя по совершенно идиотским оставшимся и «полный пакет услуг» нас всех (и Бонда в особенности) не сильно порадовал бы. После Лондона следуют похороны в Риме, 50-летняя Моника Белуччи, разгадка, кто главный злодей (Кристоф Вальц), убивший в прошлых фильмах М и Еву Грин, предыдущую «девушку Бонда», и приличная погоня на неприлично дорогих авто в ночном Риме (реклама сообщала, что за время съемок было разбито три бондомобиля, так что тут без сюрпризов). В локации «Австрия и ее Альпы» Бонд встретит свою 24-ю девушку (Леа Сейду), в локации «Марокко и ее пустыни» - поговорит со злодеем и его белым котиком по душам, в локации «Лондон и его предатели» - произойдет традиционная развязка, главный «бадабум», битьё рож, вот это всё.
Если в лучшем (после вялого Бонда это уже, наверное, официальный факт) шпионском фильме этого года – «Миссии невыполнима: Племя изгоев» образ маски был элементом игры (и ее носил каждый второй персонаж крузовской авантюры), то в «Спектре» маска только одна – сам Джеймс Бонд, который, судя по всему, дико устал. Кто именно устал – продюсеры, режиссер второго Бонда по счету Сэм Мендес или, что вероятнее всего, Дэниел Крэйг – не так уж и важно. Важно, что Бонд в «Спектре» работает от отпуска до отпуска скорее по инерции, чем по зову чести, профессионального долга, природы или, тем более, любви. Ни искры, ни любви, ни игры в нём, ни жизни. К бондиане можно относиться по-всякому, но в лучших своих образцах – это прежде всего остроумно-джентльменская шпионская авантюра, механика ее работает как часы, одна стрелка которых отвечает за интригу «девушки Бонда», другая – за его злодея. Можно менять сами часы, менять стрелки, и даже перекраивать образ Бонда, по-разному раскладывая его пасьянс. Нельзя копошиться в их начинке - перестанут тикать! У Мендеса, со всеми "но", один раз разыграть новую карту, покопошившись в пружинках и колесиках, получилось, и пасьянс в «Скайфоле» сложился. Судя по «Спектру» на этот раз кажется, часы разобрали, пытались собрать - но пара важных деталек почему-то в итоге осталась пылиться на столике. Эти новенькие часы не идут как следуют, временами и вовсе останавливаются, они, судя по всему, как их представитель-гаджет в фильме, предназначены лишь для того, чтобы то и дело взрываться, крошить городские кварталы и важные здания. «Спектр» состоит из очень разных (и по качеству в том числе) сюжетных лоскутков, которые рвут механику на колесики и шестеренки: только сам Бонд, раз заведенный, продолжает болванчиком дрыгаться, прыгать, драться, пружинить в сложных эмоциональных ситуациях. Потому что «так надо», а не потому, что ему так хочется (хотя вроде бы по сюжету волюнтаризм Бонда налицо и он для всех спаситель). Второму мендесовскому Бонду, кажется, вообще больше ничего не хочется. Как итог – его магия работает из рук вон плохо, и притягивает к себе черт-те что. В баре санатория ему вместо водки с мартини приходится заказывать какое-то сомнительного вида витаминное пойло – ну, вот так тебе, Джеймс, и надо, чуть ли не злорадно думаешь, глядя на его печаль в глазах. В другой сцене – ему даже некогда выпить шампанское. И точно нарочно (и остроумно) «судьба-продюсеры» подсовывает ему в качестве девушки «безалкогольную» Леа Сейду! Которая как бы доктор психиатрии и дочка бывшего бондовского злодея, но поверить в это сложно: так как похожа она больше на медленно спивающуюся домохозяйку, от которой второй месяц как муж ушел, в столе «дневник Бриджит Джонс», и потому на лице ее крупными буквами выписано «застрелите меня, пожалуйста!».
В любовницы агенту 007 она, очевидно, ни разу не годится, и весьма показательно, что Бонд, найдя в очередном тайном схроне кассету с видеозаписью предыдущей своей пассии - сногсшибательной Евой Грин - не показывает ее героини Сейду с припухшими от слез глазами: Бонд, хотя и жесток, но джентльмен! Сравнение было бы явно не в пользу пассии нынешней, у которой единственный по-настоящему чудесный выход лишь в сцене вдрызг-пьяного отказа с нашим джентльменом спать («а то пристрелю вас»). Бонд смирным олененком караулит сон несчастной, и сцена эта безусловно трогательна. Но Бонд здесь кажется плюшевым медвежонком в лучшем случае, годится девушке в «папу-заместителя» в худшем случае. И в случае совсем отчаянном – в идеального для такого пупсика благоверного, которому она будет по будням варить пельмени, а на выходных радовать пирогами с груздями. Знаю, хочется ввернуть штамп, что Сейду вообще не «девушка Бонда». Проблема в том, что она именно такому Бонду и годится в спутницы. Играющая вдову бандита Моника Белуччи, которой, надеемся, не в силу возраста, дали здесь всего только 5-7 минут экранного времени, и без Сейду была бы «альфа-самкой», а на фоне ее и вовсе кажется богиней, сексуальнее, харизматичнее и прекраснее Леа на пару порядков. В одно мгновение чудесной чувственной сцены у зеркала между ней и Бондом (в единственной чувственной сцене за два с половиной часа, представляете?!) вдруг понимаешь, что последний просто-напросто заблудился во времени, и вместо того, чтобы в качестве 24-й своей девушки найти и обрести 24-летнюю Белуччи – нашел какую-то французскую нервическую моль. Когда-то опасного джентльмена – дикого шпионского кота – одомашнивает блеклая парижская кошечка. Без преувеличения, «007: Спектр» - это скорее нисхождение Джеймса Бонда в собственную преисподнюю, и уж, наверняка, для части поклонников это «Джеймс Бонд в Аду».
Он вял, заторможен, ходит по жизни точно во сне, просыпается лишь в моменты истошного «аларма» - побоксировать, пострелять – но и тогда на лице у него только одно слово «Спать!». 24-й Бонд, пройдя дважды двенадцатичасовой циферблат, больше, чем устал. Он кажется даже не своим собственным симулякром, а симулякром сломанным. Он теперь идеален только в двух ролях: в роли боксера, и в роли боксерской груши. Рефлексия, запущенная в нем авторами последних фильмах, и продолженная в «Спектре» - стерла в нем остроумие, легкость и ловкость игры в жизнь, и умение соблазнять – практически начисто. Героиню Сейду многозначительно зовут Мадлен Сван, это, видимо, очень милая, но и очень неуклюжая отсылка к Прустовскому семитомному эпосу, начинающимся с романа под названием «По направлению к Свану» и «Обретенным временем» заканчивающимся, с печенькой «мадлен» в роли триггера к детским воспоминаниям. И эти детские воспоминания шпиона на службе Ее Величества, вновь играющие не последнюю роль по сюжету, кажется, окончательно доламывают игрушку «Джеймс Бонд». То есть, делают ровно то, что неудачно пытался проделать традиционный злодей бондианы Блофельд при помощи какого-то заумного аппарата. Между прочим, даже Кристоф Вальц, совсем уж традиционно для своей «злодейской» карьеры играющий местного психопата, кажется для Бонда-Крейга чересчур ярким, местами слепит глаза. Он по необходимости, конечно, вынужден нарезать круги вокруг главного героя, что дарит зрителю пару замечательных сцен. Но злодей Вальца на пару порядков обаятельнее Бонда – то есть, примерно настолько же, насколько Белуччи выигрывает у Сейду. Пока Бонд занимается поисками утраченного времени – в «личных боях за зрительские симпатии» у него выигрывают и Ральф Файнс (новый М взамен ушедшей Джуди Денч), и Бен Уишоу (главный местный «гик» Q).
«Скайфол» был спорным, но уникальным. Визуально пышным (спасибо, Мендес, за медузу), крепко сколоченным шпионским чтивом, в котором не раздражала даже неожиданно концентрированная для бондианы мрачность. Всю красивость и пышность на этот раз автор «Красоты по-американски» вынес, во-первых, за скобки: для вступительных титров с песней (ужасна, просто ужасна, не говоря уже про сравнения с Адель): бессмысленный, но дико завораживающий по красоте визуальный ряд. Во-вторых, в римские сцены, как интерьерные – с Моникой – так и экстерьерные (с ночной погоней). Оставшиеся интересные режиссерские находки рассыпаны здесь и там по хронометражу. Но главное режиссерское умение – рассказать историю, выдержав динамику шпионской авантюры без провисаний – в «Спектре», кажется, напрочь отсутствует. Он сшит не просто из лоскутов, а из очень разных материй, и между двумя-тремя экшен-сценами внезапно оказываются не любопытные (не менее, а то и более интересные – в других лентах бондианы) сценки –диалоги, а что-то механическое совсем, штампованное, как будто, в отчаянии родить что-то интересное и оригинальное, сценарий пропустили через шредер, и этими-то кусками обрезанных реплик бессмысленно и уныло персонажи, особенно Бонд с Мадлен, перекидываются между собой. Перекидываются так, как будто понимают: их диалог всего лишь склейка-лоскут между погоней и драками, а потому, наверное, можно нести самую деревянную на свете чушь. Чувство юмора, всегда свойственное Бонду – тут скорее можно назвать «чувством, надо сказать что-то остроумное, зрители ждут», настолько тяжеловесными по итогам оказываются даже лучшие фразы. Большинство действительно блестящих при этом экшен-сцен скапливаются в самом начале фильма – дальше фильм выдыхается с каждой новой сценой, и к финалу оказывается теплой шампанской лужицей. В поисках утраченного времени с размякшей «печенькой» Мадлен Сван Джеймс Бонд замыкает кольцевую «Спектра», начавшуюся восхитительной сценой на вертолете – вертолетной же сценой-парафразой. Точно также, как в начале традиционно и олдскульно уходящий от женщины на работу (пусть даже в окно, то есть, в окно – тем более!) шпион – в финале, лишь дождавшись конца рабочего дня, буквально бежит с работы в теплые, как то выдохшееся шампанское, объятья Сейду. И вот можно сколько угодно ругать и Сейду и самого Бонда-Крейга, но шпиону 007 никогда нельзя было отказать в уме. Прекрасно как-то понимаешь этого мужчину в самом расцвете сил, трудягу, честно пахавшему от звонка до звонка, и которому начальство (студия и продюсеры) в итоге раз за разом подсовывают, простите, свинью, совершенно, похоже, не понимая, как лучше задействовать мощь и харизму его образа, и отправляя по итогам товарища на какие-то заведомо обреченные проекты. В таком случае действительно симпатичными покажутся и «серая мышка компании, секретарша с четвертого этажа» Сейду, и домашний, еще раз простите, уют - с пельменями, и пирогами с груздями. Таково "обретенное время" агента 007 Джеймса Бонда. И скажите, разве это не его персональная преисподняя?