Кар вая
«Дикие дни», 1990
Элегия-воспоминание о невозвратном прошлом.
Первый фильм, в котором фирменный стиль Вонга Кар-Вая выразился достаточно ярко, пускай и не оформился до конца. Уже в дебюте «Пока не высохнут слезы», наследовавшем «Злым улицам» Скорсезе, интерес режиссера к внесюжетным поэтическим вставкам явно преобладал над предсказуемым криминальным действием. В «Диких днях» тяга к образному языку и интимной недосказанности окончательно взяла верх: это кино, в котором ощущение ускользающего времени важнее любых передряг, выпадающих на долю беспокойных героев. Вдобавок, именно здесь впервые появляются завсегдатаи кар-ваевских фильмов и будущие суперзвезды азиатского кино: актеры Лесли Чун, Тони Люн и оператор-самоучка Кристофер Дойл.
«Чунгкингский экспресс», 1994
Мимолетный шедевр про переплетение человеческих судеб.
Смастеренный на коленке за три недели в перерыве между съемками другой картины, «Чунгкингский экспресс» заставил плакать самого Квентина Тарантино (и не его одного) и стал отправной точкой в экспансии кар-ваевского кино на Запад. В центре фильма две истории о полицейских, и обе — про потерянную и обретенную любовь в торговых переходах неонового Гонконга. Формально наследуя техническим достижениям французской «новой волны», «Экспресс» и сам моментально разошелся на цитаты: танцующая камера Кристофера Дойла, клиповый монтаж и запараллеленность обрывочных сюжетных линий — все это стало не только визитной карточкой режиссера, но и предвосхитило кинематограф нового столетия на несколько лет вперед.
«Падшие ангелы», 1995
Продолжение «Чунгкингского экспресса» — теперь еще печальнее.
Задуманные как одна из новелл «Чунгкингского экспресса», «Падшие ангелы» продолжают исследовать схлестнувшиеся на улицах Гонконга случайные жизни. Вот томная помощница киллера безответно влюблена в своего партнера; тот, в свою очередь, решает завязать с ремеслом, но отправляется на роковое последнее задание; немой торговец, отсидевший за воровство, предлагает руку и сердце первой встреченной девушке; его отец тайно смотрит снятые сыном семейные видео и умирает от остановки сердца. Состоящий из нескольких параллельных линий сюжет (если он тут вообще есть) рассказывает о все тех же темах, что и предыдущие фильмы Кар-Вая — безответной любви, одиночестве и расходящихся судьбах, только в еще более минорном ладу. Близость тут если и возможна, то лишь на короткое мгновение, пока восходит солнце.
«Счастливы вместе», 1997
Горькое роуд-муви о призрачности счастья — лауреат Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
«Счастливы вместе» стали первой лентой Кар-Вая, в которой действие развивается не в Китае, а в далекой Аргентине. Именно туда в поисках лучшей доли уезжают два главных героя фильма: ранимый Лай (Тони Люн) и беспечный Хо (Лесли Чун). Впрочем, даже на краю земли счастье влюбленных оказывается недолгим: пока Лай, чтобы оплатить счета, берется за черную работу, Хо быстренько заводит интрижку на стороне — и вот уже жизнь героев незаметно превращается в пронзительное танго встреч и расставаний. Так и сам фильм наглядно показывает: куда бы Вонг ни перебрасывал своих героев (в «Моих черничных ночах» , например, это будет США) — они все равно останутся одинаково несчастливыми и гонимыми.
«Любовное настроение», 2000
Величайшая мелодрама XXI века.
Всеми признанная вершина творчества Вонга Кар-Вая, «Любовное настроение» многими экспертами до сих пор считается лучшим фильмом XXI века. И вот почему: режиссер, сам того не зная, снял, возможно, самую красивую картину в истории кинематографа, в которой содержание и форма сосуществуют друг с другом в абсолютной гармонии. Визуально роскошный, воздушный и неотвратимый, как само чувство любви, фильм вдобавок стал первым произведением информационного века, не пытавшимся сформулировать новую эстетику или этику, а говорившим со зрителем о самых важных вещах простым языком образов. Никогда до этого или после кино не выражалось так безошибочно о неуловимой случайности чувств и их неразрывной связи с ходом временем.
«Великий мастер», 2013
Изысканная историческая драма о единоборствах как состоянии души.
Замысел этой биографической ленты о легенде восточных единоборств Ип Мане Вонг вынашивал в течение 10 лет. В итоге получился в один из самых безупречных фильмов о боевых искусствах вообще. Рисуя сложносплетенную (и во многом выдуманную) историю клановой борьбы в Китае середины прошлого века, Кар-Вай умудряется не зайти на заезженную территорию «Героя» или «Крадущегося тигра» и создает собственный неповторимый визуальный стиль — во многом благодаря французскому оператору Филиппу Ле Сурду. Впрочем, от узнаваемой режиссерской меланхолии здесь тоже никуда не деться: это тот самый редкий пример уся, в котором удар кулака равноценен неслучившемуся роману.
кар вая
Детство и молодость
Вонг Кар-вай (Wong Kar-Wai) был рожден в Шанхае 17 июля 1958 года в семье простого моряка. Началу его карьеры предшествовали жизненные трудности и низкооплачиваемые работы, но стремление выразиться в кинематографе помогло будущему известному режиссеру добиться успеха.
Отец Вонга был моряком, а мать – домохозяйкой. Помимо него в семье было трое старших детей. В раннем возрасте семья мальчика решила перебраться из Шанхая в Гонконг, при этом взяв с собой только младшего ребенка. Остальные дети должны были приехать к ним в скором времени, но границы с КНР закрылись на долгие десять лет и семья осталась разделенной в разных населенных пунктах.
После переезда Кар-вай долгое время чувствовал себя неуютно в новом городе, ему понадобилось несколько лет, чтобы изучить кантонский диалект и английский язык. Единственным хобби в те годы были совместные походы в кино вместе с матерью. Благодаря этому мальчик заинтересовался не только кинематографом, но и графическим дизайном.
После окончания школы он поступил в Гонконгский политехнический университет на графического дизайнера и успешно получил диплом.
Начало карьеры
До того, как заняться самостоятельным творчеством, будущий режиссер проходил тренинг в телекомпании и изучал СМИ.
После окончания обучения Вонг занялся написанием сценариев. Он начал воплощать свои идеи, работая в небольшой организации. Его работы в то время не получили должного воплощения и остались непризнанными. Но юноша не сдавался.
Началом прорыва и становлением авторского стиля стал первый самостоятельный фильм Кар-вая «Пока не высохнут слезы». В съемках молодой режиссер пошел по собственному пути, отказавшись от типичного сценария про гангстеров, как это предполагалось. Картина получила признание среди публики.
Продюсер Алан Танг помогал творчеству молодого дарования, предоставляя ему полную свободу действий. В распоряжении режиссера были лучшие актеры того времени, которых он приглашал в свои картины.
«Вонг пошел дальше своих современников, выйдя за пределы схематизма комедий и боевиков в угоду более насыщенной, гибкой атмосфере», – так писал о нем кинокритик Дэвид Бордуэлл.
Успех
Кинокритики высоко оценили новый визуальный стиль в съемках. За первый же фильм режиссуры Кар-вая была выдана награда, правда ее обладателем стал художник-постановщик картины, с которым впоследствии они стали сотрудничать на постоянной основе.
Вонга Кар-вая стали считать единственным выдающимся режиссером в Гонконге, снимающим кино в стиле артхауса. Он не боялся экспериментировать даже в начале своей карьеры, каждый новый фильм не был похожим на предыдущий.
На последующие фильмы Вонг получал большой бюджет, он не был ограничен в постановках и выборе актеров. С выпуском в прокат третьего фильма автора, им заинтересовался Тарантино. Американский режиссер планировал представить Вонга публике своей страны. Благодаря этому, уже известный в Гонконге, Кар-вай попал в США.
В 1997 году Кар-вай снял фильм «Счастливы вместе», который, как и многие другие картины, удивил зрителей. Кино принесло ему приз Каннского фестиваля и мировую известность.
В XXI веке Вонг Кар-вай стал самым влиятельным Гонконгским режиссером. Он сам возглавил жюри Каннского фестиваля, к его мнению прислушиваются, а его картины по-прежнему завораживают зрителей.
Личная жизнь
Режиссер держит личную жизнь в тайне. На всех мероприятиях он появляется один. Однако известно, что у Вонга Кар-вая есть жена Эстер, с которой он проживает в Гонконге. В 1994 году у пары родился сын, которого назвали Цин.
Фильмы Вонга Кар-вая
Каждый фильм Вонга Кар-вая – это непревзойденная атмосфера, которая заставляет зрителей неотрывно следить за сюжетом. Порой кажется, что на экране практически ничего не происходит, но напряжение остается.
Визуальные образы могут неожиданно сменяться, предугадать развитие событий невозможно. Остается внимательно наблюдать за происходящим, не переставая поражаться гениальности съемок.
Фильмы Кар-вая уникальны и смелы, они никого не оставляют равнодушными. Сюжеты чаще всего рассказывают о тягучести любви и взаимоотношений, поднимаются темы глубокого одиночества человека. Фоном картин служат тихие пейзажи и общественные заведения, показанные в неестественном освещении.
Работы режиссера вывели Гонконгское кино на мировой уровень, оказали влияние на культуру кинематографа и внесли большой вклад в развитие артхаусного кино.
Стивен Тео сравнивает стиль Кар-вая с «рогом изобилия, который исполнен различными историями, переплетениями, смыслами и волшебством: это калейдоскоп цветов особой проницательности».
Самыми известными работами режиссера стали:
- «Чунгкингский экспресс», 1994 г. В фильме показаны две истории отношений между мужчиной и женщиной. Действие сосредоточено вокруг Чунгкингского экспресс-кафе. Идея картины заключена в том, что встретить любовь можно повсюду, достаточно оглянуться по сторонам.
- «Прах времен», 1997 г. Фильм пронизан тоской по прошлому, скорбью главного героя из-за невозможности возвратить былые времена. Снятый в восточной стиле, «Прах времен» показывает битвы между воинами в пустынях, акробатические полеты персонажей и некую нереалистичность окружающего мира. В 2008 году Вонг Кар-вай перевыпустил фильм специально для американской публики, внеся в него корректировки.
- «Счастливы вместе», 1997 г. Действия в фильме происходят на фоне аргентинских пейзажей. Сюжет повествует о двух геях, которые переезжают в чужую страну и стараются поддержать угасающие друг к другу чувства. Испытанием для них становятся не только тоска по былой страсти, но и по родине, а также нищета и зависимость одного из них.
- «Любовное настроение», 2000 г. Чувственный эротизм, пронизывающий каждый кадр картины, сопровождает сюжет о двух одиноких людях, живущих по соседству. Между ними устанавливаются дружеские отношения, которые медленно перерастают в любовь.
- «2046», 2004 г. Главный герой фильма пишет книгу о будущем. В нем он движется на поезде, проводницы которого являются женщинами из прошлой жизни автора. Писатель старается забыть о былых разочарованиях, переплетая моменты прошлого с далеким будущим. В кино показаны красивые планы Гонконга 60-х годов. Одна эстетика картины стоит просмотра.
Другие популярные фильмы Вонга Кар-вая:
- «Пока не высохнут слезы», 1988 г.
- «Дикие дни», 1990 г.
- «Падшие ангелы», 1995 г.
- «Эрос», 2004 г.
- «Мои черничные ночи», 2007 г.
- «Великий мастер», 2013 г.
- «Увидимся завтра», 2016 г.
Награды
За период творчества Вонг Кар-вай множество раз был номинирован на различные премии и стал обладателем нескольких наград:
В 1997 г. на Каннском фестивале фильм «Счастливы вместе» получил награду «лучший режиссер».В 2000 г. Европейская академия присудила фильму «Любовное настроение» премию Screen International Award. Сезар назвал картину «Лучшим фильмом на иностранном языке».В 2004 г. кино «2046» также удостоилось премии Screen International Award.В 2014 г. Вонг Кар-вай получил звание «лучший режиссер» за фильм «Великий мастер» на Каннском фестивале.Вонг Кар-вай и очки
Темные очки – неотъемлемая часть образа режиссера. Он не снимает их ни в рабочее время ни на мероприятиях. Вокруг этого аксессуара ходят разные слухи – некоторые считают, что это подарок любимой женщины, другие, что зрение Кар-вая ухудшилось из-за постоянной напряженной работы.
Темные очки стали ассоциацией с гениальным режиссером. Они прекрасно дополняют имидж главного создателя артхаусного кино.
Интересные факты
До фильма «Пока капают слезы» Вонг Кар-вай работал в качестве сценариста, внося вклад в совместные кинокартины с другими авторами. Помимо большого кино в настоящее время он занимается съемкой короткометражек и рекламных роликов.
Об увлечениях режиссера мало что известно, он не афиширует личной жизни на публике, хотя активно ведет Инстаграм.
- На съемках Кар-вай никогда заранее не прорабатывает сценарий. Актеры не знают, что им предстоит сыграть в следующем кадре, поэтому фильмы наполнены импровизацией.
- По словам самого режиссера на создание авторского стиля его вдохновила книга Мануэля Пиуга «Роман в Буэнос-Айресе».
- В список «100 лучших китайских фильмов» Гонконгской киноакадемии вошли сразу 6 картин Вонга Кар-вая, что стало абсолютным рекордом.
Оценить по достоинству фильмы режиссера можно только лично ознакомившись с ними. Творчество Кар-вая впечатляет и запоминается. Его фильмы обязательны к просмотру для всех, кто любит качественное кино.