Нортон американская история
нортон американская история
Раз уж тут была микроволна про наглых и беспокоящих родственников. Рассказ от моей знакомой. Постараюсь рассказать от её имени.
Мне было 6 лет, когда умерла моя мама. И мы остались с папой вдвоем. Вернее, полгода мы были вдвоем, а полгода, с мая по сентябрь - с огромным количеством родственников, родственные связи с которыми даже папа не всегда мог установить. Дело в том, что у нас небольшой домик в Евпатории. В частном секторе, довольно далеко от моря, но сад, фрукты - все своё и в огромном количестве. Папа сад любил и каждую минуту, не занятую работой и уроками со мной, готовкой, стиркой, стройкой, глажкой, родительскими собраниями и т.д. он проводил в саду.
С самого начала курортного сезона к нам начинали приезжать родственники. С детьми, мужьями-женами, собаками и раскладушками. Дом не большой и не всегда всем хватало в нем места. Помню даже, что кто-то спал в саду на раскладушке под деревом. Папа денег ни с кого не брал, никто и не предлагал. Приезжади, папа всех кормил фруктами, что-то привозили родственники - мясо, рыбу... Покупали продукты тоже все вместе как-то...
Так вот. Среди этих родственников была одна женщина, двоюродная папина сестра тетя Рая. И все родственники пытались приезжать так, чтобы не попадать по времени на её приезд. Да и соседи наши, узнавая когда она приедет в гости, собирались в отпуска, переезжали на ПМЖ в другой регион, в худшем варианте - прятались две недели в погребах. Я же эту тетку просто ненавидела! Она приезжала каждый раз с огромными сумками продуктов, которых купить было и у нас не особо сложно, и парой чемоданов какой-то чепухи: платьев от её дочерей, её соседок, дочерей соседок, самодельными картинами в подарок, страшными куклами, сделанными из старых колготок и прочей чепухой. Такое было впечатление, что она перед приездом к нам делала у себя генеральную уборку и все, что не донесла до мусорки - привозила к нам.
Хуже всего то, что всё, что она привозила из одежды заставляла тут же примерить и носить. "Ну скажи, ну здорово же, ну как тебе идет!". А платье, допустим, старое, расцветки страшной и вообще дырявое. Но каждый раз, когда я надевала свою одежду, тут же возникала тетка и спрашивала: "А почему ты не надела платье, которое я подарила? Ведь оно же тебе так нравится!!!". И не успокаивалась, пока я не надевала его. Я училась ходить по дому, чтобы не попадаться ей на глаза.
За первые два дня эта тетка Рая умудрялась перессориться со всеми, кого могла увидеть на улице. Вернее, она могла разозлить любого так, что люди хватались за ружье. Но кто там что о ней думает её совершенно не интересовало. Она учила соседей сажать розы, учила мужиков крыть крыши и держать молотки, учила продавщиц в магазине правильно заворачивать масло, дворника - мести улицы, водителя - правильно держать баранку на "без десяти два". Она умудрялась за два дня пройтись таким ураганом, что мне казалось, что наш дом следующей же ночью сожгут.
Папа её тоже еле терпел. Но папа был настолько безотказный, что ему было проще умереть, чем сказать кому-то "нет". Когда я стала взрослее папа стал отправлять меня в лагерь, подгадывая смену так, чтобы я не видела тётю Раю.
Однажды, когда я уже училась в Москве в институте моего папу разбил инсульт. Папа оказался лежачим и не мог двигать руками, не мог практически говорить. Пока я ехала в поезде домой, я всю дорогу ревела, мысленно прощаясь с ним. Мне было страшно, я совершенно не знала, что мне делать с папой, как его лечить, куда обращаться, где брать взрослые пеленки и что делать вообще: бросать учебу, чтобы быть рядом? А если не бросать, то как оплачивать квартиру в Москве? А на что жить? А если мне идти работать, то с кем будет папа?
Я ехала и совершенно не понимала, что мне далать потом, что делать завтра, что делать сегодня, через полчаса, как я зайду в дом.
Первой, кого я увидела, когда зашла в дом - была тётя Рая. И вот честно, ещё бы чуть-чуть - и я бы её убила! Тётя Рая, как оказалось, приехала уже вчера (как и от кого она узнала про папу я так и не поняла, я говорила только ближайшим родственникам, но никто из них не хотел говорить о папе с тетей Раей). Тётя Рая за день, что была до меня в доме умудрилась передвить диван с папой ближе к окну, чтобы ему было больше солнца. Она сняла все обои в комнате, потому что они были мрачные и затеяла наклейку новых обев и ремонт. Блин!!! Тут отец в овощном состоянии, а она с этим ремонтом. Реально, чуть не убила!!! Но тётя Рая сказала, что инсульт не трагедия, чтобы кого-то жалеть и ничего не делать.
Меня она заставила клеить обои. Сама села на телефон в соседней комнате и стала названивать своим подругам. Я мало что слышала, но слышала, например, что вчера вечером она ходила купаться и море теплое, продукты дешевые, но не хорошие, что погода плохая и прочую чепуху. Я первый раз в жизни клеила обои, они отваливаливаль и я сидела больше на полу и ревела, чем вообще что-то делала.
Через несколько часов свей болтовни вышла тётя Рая и начала мне выговаривать, что я ничего не приготовила кушать и папу надо кормить. Я не выдержала и кинула в неё тряпку, которой разглаживала обои. Тётя Рая тогда сказала: "Кричи, не кричи, кидай, не кидай, а папу надо кормить! Готовь суп, а я за продуктами".
Следующий день начался с какого-то паломничества. Приехала ещё раз скорая, сделали папе укол (тётя Рая стала учить при этом медсестру делать уколы, чем чуть не вывела медсестру из себя). Потом стали приходить какие-то дядечки, смотреть папу. Шептались с тетей Раей, писали ей какие-то бумажки. Ещё на след. день приехала к дому машина и оттуда вышел важный мужчина с чемоданом и тоже к папе. Оказалось, что в первый день, когда я клеила обои, тетя Рая обзвонила всех знакомых и спросила у кого есть какие знакомые врачи. Всех этих знакомых врачей она всеми правдами-неправдами привезла к папе. А мужчина на машине вообще оказался онкологом из Симферополя.
И потекла жизнь. Тетя Рая, казалось, не занималась ничем. Она только ходила и давала всем указния. меня гоняла за продуктами, готовить кушать, ухаживать по саду, покупать лекартства. Сама сидела рядом с папой или давала, как и раньше, ценные советы врачам, медсестрам, соседям, почтальону, прохожим...
Так прошел месяц. Врачи презжали, уезжали, а примерно через месяц папа сказал первое слово: "Пить". Я тогда опять заревела, на что тетя Рая сказала, что радоваться рано и вообще это все ерунда.
Тетя Рая много читала папе. Читала она отвратительно. Прочитает абзац и давай ругать героев: "Ты смотри, какой Онегин подлец! А Татьяна-то тоже дура набитая! Ну кто ж такое мужику пишет! Чем думала, не понятно". Потом доставалось автору, за плохо прописанные характеры, дурное описание природы или за плохой сюжет. Потом доставалось издательству за плохой переплет, маленькие буквы и плохую бумагу. Она могла просидеть два часа и за все это время прочитать пару страниц. Папа моргал два раза (это значило "нет"), он не хотел, чтобы ему читали, но тетя Рая не обращала на это внимания.
А я? Я была в такой прострации, что просто делала все, что говорила тетя Рая. Скажет идти собирать ягоды - я пойду, скажет сесть на стул - я сяду. Мне было 19 лет и то, что стало с папой для меня стало таким шоком, что сил сопротивляться у меня попросту не было. Мне даже было как-то все равно.
На след. день, после того, как папа сказал "Пить", он сказал слово "Не надо", когда тетя Рая села ему читать. И меня это так РАССМЕШИЛО! Так рассмешило, что сначала я стала смеяться в голос, а потом ещё и реветь. Я никогда не знала, что можно смеяться и реветь одновременно. Мне в первый раз стало легко. Такое впечатление, что я впервый раз за месяц вдохнула-выдохнула. Я в первый раз почувствала за месяц, что ничто не кончилось. Что все просто стало сильно иначе, но не кончилось.
Потом у папы стали получаться слова "Уйди", "Молчи", "Хватит". Тетя Рая этого не замечала. Она лишь говорила папе: "Не "мо-очи", а "молчи"!
Кто-то из соседей смастерил стул на колесиках и мы с тетей Раей стали пересаживать папу на стул и вывозить на улицу. Потом мы заменили колесики на старые детские лыжи - так оказалось легче толкать стул по комнате и переходить чрез порог.
Началась осень, на учебе я взяла академ и устроилась на работу швеёй. Днем была на работе, а вечером - дома. И как-то... Как-то оно пошло. В сентябре папа стал разговаривать сносно. Никто его не понимал, а мы с тетей Раей его понимали.
Не хочу долго расписывать. И так рассказ получается длинный. К лету след. года папа уже ходил по дому самостоятельно и даже с поддержкой мог дойти до магазина. У меня закончился академ и я вернулась в Москву на учебу. Там устроилась на работу. Была середина 90-х и устроиться студентке было без трудовой и с плавающим графиком не так уж сложно. С папой осталась тетя Рая. Я приезжала как могла, папа становился все лучше. Врачи говорили, что инсульт в 50 лет еще можно победить и что папа делает успехи. А я шутила, что он выздоравливает только для того, чтобы смочь убежать от тети Раи. Тётя Рая на это не обижалась. Я вообще уверилась в том, что тете Рае было абсолютно пофиг кто и что про неё думает.
Через пару лет папа восстановился настолько, насколько, мне кажется, это было возможно. Ходил везде сам, без посторонней помощи, даже крыл крышу под четким тети Раиным руководством. Только вот за руль машины больше не сел. Но это уже не так важно.
А через несколько лет я вышла замуж. И тетя Рая была моей посаженной матерью. Она так и осталась жить в отцовом доме...
А что другие родственники? Когда инсульт случился с папой они сначала звонили, соболезновали, говорили про завещание "пока не поздно". Кто-то советовал врачей, кто-то посылал посылки с лекарствами... Но звонки становились все реже и реже. А потом и вовсе прекратились. И летом приезжать перестали. Тёти Раи боялись, наверное...
Пятнадцать лет назад на экраны США вышла дебютная картина режиссера Тони Кэя «Американская история X». Фильм получился более чем вызывающим, несколько шокирующим, но главное – интересным и красивым. Собрав кассу, лишь немногим превышающую бюджет фильма, картина всё же получила заслуженное позже. Сегодня фильм по праву может называться культовым.
Фильм о мире ненависти, о её истоках, сущности и последствиях, – такой задумывал картину сценарист Дэйвид МакКенна; фильм о жестокой реальности, – таким создавал его режиссер Тони Кэй; лента о неонацистах и трагедии семьи Дерека Виньярда, – таким сделал фильм Эдвард Нортон в процессе монтажа.
Вы не ослышались, именно исполнителю главной роли Эдварду Нортону студия доверила окончательный монтаж картины, вернее – руководство над монтажёрами. Первоначальная версия фильма, которую смонтировал Кэй, была отвергнута студией. «Быстрая, жёсткая» картина была испорчена, как говорил Кэй, кадрами, где «все плачут в объятьях друг друга». По его словам, Нортон смонтировал картину так, что его персонаж получил больше экранного времени, и это исказило весь замысел.
В центре сюжета «Американской истории X» – история Дэнни Виньярда (Эдвард Ферлонг), подростка, впитавшего нацистскую идеологию. Чернокожий директор в качестве домашнего задания даёт ему сочинение о его старшем брате Дереке (Эдвард Нортон), авторитетном лидере местных неонацистов, который в этот день вышел из тюрьмы. За время, проведённое в тюрьме, Дерек сильно изменился – об этом он расскажет брату позже. События фильма, помимо настоящего, разворачиваются в прошлом, которое представлено воспоминаниями Дэнни о брате. Всё это находит отображение в сочинении. «Американская история X» – фильм о влиянии семьи в становлении личности, и сочинение Дэнни эту проблему раскрывает.
Мы видим события глазами Дэнни: отдельные поступки его брата влияют на его собственные взгляды и убеждения. Исходя из проблемы картины (и даже из построения кадров), несложно догадаться, что «подглядывания» Дэнни должны быть самыми акцентированными моментами, при этом не занимающими много экранного времени. Оно должно быть предоставлено Дереку, но только как образу в глазах Дэнни. Однако вместо фильма о становлении личности под влиянием семейных авторитетов, после вмешательства Нортона мы видим историю Дерека Виньярда, которая касается его младшего брата лишь в финале.
Соотношение значимости героев подтверждает деление фильма на чёрно-белые и цветные эпизоды. Вопреки распространенному мнению, подобный режиссёрский ход имеет гораздо более глубокие основания, чем разделение событий на прошлое и настоящее. Цвет символизирует возможное будущее, начало новой жизни, в которой ложные идеалы были отвергнуты.
Если смотреть хронологически на события фильма, цвет не появляется в эпизодах, в которых Дерек меняет своё мировоззрение, и он не появляется тогда, когда Дерек воссоединяется с семьёй. Картинка становится цветной только в момент, когда Дэнни уже суждено посредством сочинения начинать переосмысливать свои взгляды на жизнь. Разумеется, всё гораздо сложнее: не мыслеобразующая функция языка подвела Дэнни к переосмыслению своих убеждений, а разговор с братом, который, впрочем, знал о сочинении, и таким образом помог Дэнни, как и чернокожий директор помогал Дереку в тюрьме.
В глазах неонацистов фильм стал чуть ли не иконой. Бритоголовая молодёжь впитала в себя его пафос и красивые кадры, но не осмыслила идейный посыл сценариста и режиссёра. И это вторая проблема «Американской истории X», к окончательной версии которой приложил руку Эдвард Нортон.
Скандал между актёром и режиссёром развернулся ещё на съёмочной площадке. Кэй впоследствии утверждал, что Нортон общался с ним грубо и часто перечил. Также Кэй признался, что не хотел снимать зазнавшегося от первого успеха Нортона, на что последний ответил: «Если бы он не захотел делать фильм со мной, студия не захотела бы делать фильм с ним».
Разногласия Тони Кэя со студией даже дошли до судебного разбирательства. Сперва Кэй, возмущенный тем, что его отстранили от монтажа, потребовал, чтобы его имя в титрах заменили псевдонимом. Гильдия режиссёров США прошение отвергла, связав это с тем, что Кэй нарушил правила Гильдии относительно псевдонимов в титрах. Тогда режиссёр подал иск и на студию, и Гильдию режиссёров, потребовав от них возмещения морального ущерба в размере 200 миллионов долларов.
Безусловно, «Американская история X» – картина, наделавшая много шума. Помимо производственных и «бумажных» скандалов, громким оказалось нутро фильма – его тема, которую в толерантном американском обществе принято избегать. Тема расизма (не только радикальных форм, но и формы выражения недовольства за семейным столом), из которой вытекает чуть ли не вся проблематика фильма, раскрыта удивительно точно.
Фильм показывает, как зарождается расизм в умах ребят из благополучных семей. Посредством агитационных речей Дерека, с которыми, в общем-то, и не поспоришь, мы начинаем понимать, что чувствуют и думают неонацисты. С развитием образа Дэнни, решающую роль в котором играет именно Дерек и его рассказ о перемене мировоззрения в тюрьме, мы видим, что на самом деле представляют собой такие организации, как «Апостолы Христа», участниками которой были братья Виньярды. В дальнейшем виден результат, к которому привела слепая ненависть Дерека: это не заключение в тюрьме, а его последствие, которое коснулось его младшего брата. Именно в финале, когда Дерек понимает, что его пример привёл к плачевным результатам, когда он осознает свою вину, в это момент ему отведена ведущая роль, как и отцу в лоне семьи.
Актёрская игра Эдварда Нортона, расхваливаемая критиками в 1998-99 годах, требует отдельного рассмотрения. Нынешнему зрителю игра актёра в «Американской истории X» может показаться не до конца раскрывающей персонажа. Нортон – хороший актёр, но в нём много «себя». Зритель, знающий его по другим ролям в кино, будет видеть хорошо плачущего, кричащего, негодующего, радостного, но, все же, Нортона.
«Американская история X» – фильм, не получивший множества наград и номинаций, но обязательный к просмотру.