Артефакты в
Как известно, факт — вещь упрямая. А еще упрямее артефакт (в том значении, в котором это слово употребляется в компьютерных играх, то есть искусственно созданный предмет, который существует вопреки научным заблуждениям относительно мироустройства). Вообще-то артефактом может считаться любой объект, сделанный человеком. Даже обыкновенная канцелярская кнопка.
Археологи всего мира ежегодно выкапывают из-под земли центнеры артефактов. И все же нам, не специалистам, как-то привычнее подразумевать под этим словом мистические объекты, священные реликвии или предметы загадочного происхождения. Между прочим, многие артефакты, которые знакомы тебе по приключенческим фильмам, стали причиной нервных расстройств у сотен ученых планеты.
Ведь эти штуки существуют и никак не объясняются на самом деле! Мы попытались разгадать их тайны. В этом нам помог кандидат исторических наук Алексей Вяземский, который скептическим взором окинул нашу коллекцию, после чего вволю позанудствовал (его особое мнение зашифровано в этой статье под кодовыми словами «Голос скептика»).
1. Череп Судьбы
В научных кругах этот предмет больше известен как «Митчелл-Хеджес». Именно его история легла в основу свежего спилберговского блокбастера об антисоветских похождениях Индианы Джонса. А дело было так: в 1924 году в Центральной Америке экспедиция под руководством Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса проводила раскопки древнего города майя Лубаантуна в поисках следов цивилизации атлантов.
Приемная дочь Фредерика Анна Мари Ле Гуиллон обнаружила под обломками алтаря некий предмет. Когда его извлекли на свет, оказалось, что это череп, искусно сделанный из горного хрусталя. Его габариты вполне сопоставимы с натуральными размерами черепа взрослой женщины — примерно 13 x 18 x 13 см, однако маловероятно, что эту хрустальную штуковину потеряла какая-нибудь рассеянная Золушка. Находка весит чуть больше 5 кг.
У черепа не хватало нижней челюсти, но ее вскоре обнаружили рядом и вставили на положенное место — в конструкции было предусмотрено что-то вроде шарниров.
В чем загадка
В 1970 году череп прошел ряд тестов в исследовательской лаборатории компании «Хьюлетт-Паккард», которая славилась продвинутыми технологиями в области обработки природного кварца. Результаты обескуражили ученых. Выяснилось, что череп выполнен из цельного (!) кристалла, состоящего из трех сростков, что само по себе тянет на сенсацию, так как невозможно даже при современном развитии технологий.
В процессе создания хрусталь должен был развалиться из-за внутреннего напряжения материала. Но самое удивительное состоит в том, что на поверхности черепа не было обнаружено следов вообще никаких инструментов! Кажется, он просто вырос сам по себе. Вскоре выяснилось, что есть и другие искусственные черепа из природного кварца. Все они уступают Черепу Судьбы по качеству исполнения, но тоже считаются наследием ацтеков и майя. Один хранится в Британском музее, еще один — в Париже, третий, из аметиста, в Токио, череп «Макс» — в Техасе, а самый массивный — в Смитсоновском институте в Вашингтоне.
Кроме того, неутомимые исследователи раскопали легенду, согласно которой с глубокой древности существуют 13 хрустальных черепов, связанных с культом Богини Смерти. К индейцам они попали от атлантов (кто бы сомневался!). Черепа охраняют специально обученные воины и жрецы, передавая из поколения в поколение и следя за тем, чтобы артефакты хранились в разных местах. Сначала они находились у ольмеков, затем у майя, от которых перешли к ацтекам.
А в самом конце пятого цикла по долголетнему календарю майя (то есть в 2014 году) именно эти предметы помогут спасти человечество от неминуемой катастрофы, если люди догадаются, что с ними делать. Предыдущие 4 цивилизации не додумались и были уничтожены бедствиями и катаклизмами.
Похоже, что хрустальные черепа представляют собой нечто вроде древнего суперкомпьютера, который придет в действие, если собрать всего его комплектующие в одном месте. А черепов-то уже найдено больше 13. Что делать?!
Голос скептика
Практически каждый из хрустальных черепов сначала считался ацтекским или майяским. И все же некоторые из них (например, британский и парижский) были признаны фальшивками: эксперты нашли следы обработки современными ювелирными инструментами.
Парижский экспонат сделан из альпийского хрусталя и, вероятнее всего, появился на свет в XIX веке в немецком городке Идар-Оберштайн, ювелиры которого славятся своим умением обрабатывать драгоценные камни. Проблема в том, что пока не существует технологии, с помощью которой можно было бы уверенно определять возраст природного кварца. Вот ученым и приходится ориентироваться по следам инструментов и географическому происхождению минералов.
Так что все хрустальные черепа, в конечном итоге, могут оказаться творениями мастеров XIX–XX веков. Есть версия, что Череп Судьбы — всего-навсего подарок Анне на день рождения. Он вполне мог быть подброшен ей отцом на манер рождественских сюрпризов, но только не под елку, а под древний алтарь. Анна, умершая в 2007 году в 100-летнем возрасте, рассказала в одном из интервью, что череп был найден в день ее 17-летия, то есть в 1924 году. Автором всей этой захватывающей истории может быть сам Митчелл-Хеджес, охотник за сокровищами Атлантиды.
2. Камни Ики
Их нашли в Перу, неподалеку от города Ика. Камней очень много — десятки тысяч. Первые упоминания о них встречаются еще в хрониках XVI века. На каждом из камней есть рисунок, детально изображающий какую-либо сцену из жизни древних людей.
В чем загадка
Встречаются рисунки, на которых видны лошади, вымершие на американском континенте сотни тысяч лет назад. На лошадях есть всадники. На других камнях запечатлены сцены охоты… на динозавров! Или, например, хирургические операции по пересадке сердца. А также звезды, солнце и другие планеты.
При этом многочисленные экспертизы подтверждают, что камни древние, их находят и в доиспанских погребениях. А официальная наука всеми силами делает вид, что камней Ики не существует, либо называет их современными фальшивками. Кому придет в голову наносить изображения на десятки тысяч камней, да еще и тщательно закапывать их в землю?! Это ведь абсурд!
Голос скептика
Во всех журналистских публикациях о камнях Ики говорится, что экспертизы подтвердили подлинность этих артефактов. Но данные экспертиз почему-то никогда не приводятся. Получается, что всяческие уфологи с атлантологами предлагают всерьез изучать эти булыжники лишь на том основании, что никому и в голову не придет их подделывать.
А ведь продажа камней Ики — прибыльный бизнес, которым охотно занимаются икианцы… икиоты… короче, тамошние жители. Ну, и некоторые «ученые» тоже. Почему бы не предположить, что они сообща поставили производство доходных товаров на поток? Или это тоже слишком абсурдная идея?
3. Алмаз «Хоуп»
Сначала был известен как «Голубой бриллиант короны» и «Французский синий». В 1820 году его приобрел банкир Генри Хоуп. Сейчас камень хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.
В чем загадка
Самый известный в мире бриллиант заслужил недобрую славу кровожадного камня: почти все его владельцы начиная с XVII века умирали не своей смертью. В том числе и несчастная французская королева Мария-Антуанетта…
Голос скептика
Представляешь, шапкой Мономаха венчались на царство русские великие князья и цари, от Ивана Калиты и до Петра Первого. И все они тоже умерли! Многие — не своей смертью, а от различных болезней! Жутко, правда? Вот оно, проклятие Мономаха! Причем факт жизни, смерти и соприкосновения с этой шапкой-убийцей в каждом случае можно подтвердить документами, в отличие от биографий иных владельцев «Хоупа».
Среди которых, между прочим, есть и те, кто прожил вполне благополучную жизнь, Людовик XIV например. А еще можно вывести уравнение, в котором длина жизни владельца бриллианта обратно пропорциональна величине драгоценного камня. Но это уже из другой области…
4. Карта Пири Рейса
В 1929 году в стамбульском дворце Топкапы был найден фрагмент карты мира на коже газели. Документ датирован 1513 годом и подписан именем турецкого адмирала Пири ибн Хаджи Мамеда, а в дальнейшем стал называться картой Пири Рейса («рейс» по-турецки значит «господин»). А в 1956 году некий турецкий морской офицер подарил ее американскому морскому гидрографическому управлению, после чего предмет был досконально исследован.
В чем загадка
Самое удивительное даже не то, что на карте подробно изображено восточное побережье Южной Америки (это спустя всего 20 лет после первого плавания Колумба!). Перед пытливым взором ученых предстал средневековый — подлинность не вызывает сомнений — документ, на котором четко изображена Антарктида. А ведь она была открыта только в 1818 году!
И это далеко не единственная тайна карты: побережье Антарктиды изображено таким, словно континент свободен ото льда (возраст которого от 6 до 12 тысяч лет). При этом очертания береговой линии согласовываются с сейсмографическими данными шведско-британской экспедиции 1949 года. Пири Рейс, составляя карту, честно признался в своих заметках, что пользовался несколькими картографическими источниками, в том числе очень древними, времен Александра Македонского.
Но откуда древние могли знать про Антарктиду? Конечно же, от сверхцивилизации атлантов! Именно к такому выводу пришли энтузиасты вроде Чарльза Хэпгуда, пока представители официальной науки стыдливо отмалчивались. Отмалчиваются они и до сих пор. Также было найдено множество других похожих карт, в числе которых, например, составленные Оронтеусом Финнеусом (1531) и Меркатором (1569).
Данные, приведенные в них, можно объяснить только тем, что существовал некий первоисточник. С него картографы и копировали информацию о тех местах, о которых просто не могли знать. А составители этого древнего первоисточника знали о том, что Земля — шар, точно представляли длину экватора и владели основами сферической тригонометрии.
Голос скептика
Если верить карте Пири Рейса (а точнее, таинственному первоисточнику), Антарктида в глубокой древности располагалась иначе, и эта разница составляет порядка 3000 километров. Сведений о таком глобальном континентальном сдвиге, случившемся около 12 тысяч лет назад, нет ни у палеонтологов, ни у геологов.
Кроме того, береговая линия Антарктиды безо льда просто не может совпадать с современными данными. Во время обледенения она должна была значительно измениться. Так что карта неизвестного континента, скорее всего, — домыслы древнего автора, которые по счастливой случайности приблизительно совпали с реальностью, либо очередная современная подделка.
5. Шары-послания
Время от времени в разных местах планеты находят идеально круглые шары. Размеры у них разные — от 0,1 до 3 метров. Иногда на шарах есть странные надписи и рисунки. Самыми загадочными считаются шары, найденные в Коста-Рике.
В чем загадка
Неизвестно, кто их делал, зачем и каким образом. Обточить их до такой круглой формы древние люди явно не могли! Может, это послания от других цивилизаций? А может, шары высечены атлантами, которые закодировали в них важную информацию?
Голос скептика
Геологи считают, что такие круглые предметы вполне могут получаться естественным, природным путем. Например, если камень попадет в яму, расположенную в русле горной речки, вода обточит его течением до круглого состояния. А надписи с рисунками бывают не только на камнях, но еще на стенах лифтов и заборах. И, как правило, они представляют собой автографы современников.
6. «Говорящие кресты»
Кресты обнаружили в XIX веке в Кинтана-Роо (Юкатан). Известно, что майя задолго до появления в Мезоамерике христиан почитали их символ, во всяком случае, в Паленке сохранился древний Храм Креста. Кстати, поэтому аборигены во время испанской колонизации благосклонно отнеслись к христианству.
В чем загадка
По легенде, огромный крест, вырезанный из дерева, внезапно заговорил в 1847 году в деревне Чан. Он призвал индейцев — потомков майя — на священную войну против белых. Он продолжал подавать голос, руководя индейцами в ходе боевых операций. Вскоре появились еще два аналогичных говорящих объекта. Деревня Чан стала индейской столицей Чан-Санта-Крус, где возвели святилище крестов.
В 1901 году мексиканцам удалось захватить священную столицу, но майя успели унести ноги и кресты в сельву. Борьба за независимость продолжалась. Историки называют эти события войной мексиканского правительства с государством индейцев Крусоб — «Страной говорящих крестов». В 1915 году индейцы отбили назад Чан-Санта-Крус, и один из крестов заговорил снова.
Он призвал убивать каждого белого, кто забредет на индейские земли. Война закончилась лишь в 1935 году признанием независимости индейцев на условиях широкой автономии. Потомки майя верят, что победили благодаря говорящим крестам, которые и поныне стоят в святилище нынешней столицы Чампон, но уже молча. Официальной религией свободных индейцев до сих пор остается культ трех «говорящих крестов».
Голос скептика
У этого феномена могут быть как минимум два объяснения. Первое: известно, что индейцы Мексики в своих обрядах часто употребляли наркотическое вещество пейотль. Под его воздействием можно вести беседы не только с деревянным крестом, но и с собственным томагавком. А если серьезно, то искусство чревовещания известно давно. У многих народов им владели жрецы и священнослужители.
Даже неопытному чревовещателю вполне по силам произнести парочку нехитрых фраз вроде: «Убивайте всех белых!» или «Принесите еще текилы!» Не надо также забывать о том, что еще никто из современных ученых так и не услышал от «говорящих крестов» ни одного слова, пусть даже нецензурного.
7. Туринская плащаница
Плащаница находится в Турине, в соборе Иоанна Крестителя. Ее хранят под пуленепробиваемым стеклом в специальном ларце. По легенде, именно в эту плащаницу Иосиф Аримафейский завернул тело Иисуса Христа. Современная история этого куска материи начинается в 1353 году, когда он неизвестным образом оказался у Жоффруа де Шарни, проживавшего в собственном имении под Парижем.
Тот утверждал, что она досталась ему от тамплиеров. В 1532 году льняное полотно пострадало от пожара в Шамберти, а в 1578-м плащаницу перевезли в Турин. В 80-х годах прошлого века она была подарена Ватикану итальянским королем Умберто II.
В чем загадка
На четырехметровом полотне (длина — 4,3 метра, ширина — 1,1 метра) просматривается четкое изображение человека. Точнее, два симметричных образа, расположенных «голова к голове». Один из образов — мужчина, лежащий со сложенными чуть ниже живота руками, другой — тот же мужчина, вид со спины. Изображения подобны негативу фотопленки и отчетливо проступают на ткани.
Заметны следы кровоподтеков от ударов бичей, от тернового венца на голове и раны в левом боку, а также кровавые отметины на запястьях и ступнях ног (предположительно, от гвоздей). Все детали изображения соответствуют евангельским свидетельствам о мученической смерти Христа. Над тайной плащаницы бились и физики, и лирики (в смысле, историки). Некоторые из них после этого становились верующими. Плащаницу просвечивали инфракрасными лучами, изучали под мощными микроскопами, анализировали найденную в ткани пыльцу растений — словом, чего только не делали, но до сих пор никто из ученых так и не смог объяснить, как и с помощью чего выполнены эти изображения.
Они НЕ нарисованы красками. Они НЕ появились в результате радиационного облучения (была и такая фантастическая гипотеза). Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, показал, что время создания плащаницы — XII–XIV века. Однако российский доктор технических наук Анатолий Фесенко объяснил, что углеродный состав льняного полотна мог «омолодиться».
Дело в том, что ткань после пожара подвергалась очистке с помощью горячего масла или даже кипятилась в масле, поэтому в нее попал углерод XVI века, что и послужило причиной неверной датировки. Есть и другие факты, подтверждающие, что это не средневековая, а более древняя и вообще нерукотворная вещь. Чудо?!
Голос скептика
Самое время уподобиться Рене Декарту, который однажды логически рассудил, что быть верующим надежнее, чем атеистом, поскольку можно получить посмертный билет в рай. Ведь Богу (если он есть) будет приятно, что ты в него верил. Но пока ты еще жив, загляни в научные статьи и прочитай о том, что иудеи окутывали умерших не в плащаницы, а в погребальные пелены.
То есть забинтовывали лентами с использованием ароматических смол и веществ. Именно так поступили с Христом после его смерти, что и записано в Евангелии от Иоанна. Поэтому говорить про абсолютное соответствие образов плащаницы евангельским свидетельствам не приходится. Более того, усопших сынов и дочерей Израилевых никогда не укладывали в позе футболиста, стоящего в «стенке».
Традиция рисовать людей с руками, застенчиво сложенными на гениталиях, появилась после XI века, причем в Европе. Остается добавить, что многие серьезные ученые как раз не сомневаются в данных радиоуглеродного анализа, проведенного тремя независимыми лабораториями. С учетом всех выкладок Фесенко можно прибавить к возрасту плащаницы еще лет 40, пусть даже 100, но никак не тысячу с лишним.
И еще одна интересная деталь: незадолго до появления этого артефакта, то есть в XIII–XIV веках, в Европе насчитывалось 43 (!) плащаницы. Владелец каждой наверняка божился, что у него — та самая, истинная, переданная лично в руки едва ли не самим Иосифом Аримафейским.
Есть еще артефакты, которые пока никем не найдены. Дело за тобой!
Святой Грааль
По идее, это незатейливая чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа. В действительности может выглядеть как угодно, потому что является классическим то-чего-не-может-быть. Скорее всего, Грааля просто не существует, это литературный миф.
Ковчег Завета
Что-то вроде массивной шкатулки с хранящимися внутри Скрижалями Завета и 10 заповедями на них. Вот с этим предметом будь особенно осторожным: считается, что любой прикоснувшийся к нему немедленно умирает.
Золотая баба
По свидетельству средневекового географа Меркатора, она находится где-то на территории Сибири. Это статуэтка (а может, и статуя) угро-финской богини Юмалы. Ей приписывают сверхъестественные свойства. Искателей приключений привлекает также металл, из которого она сделана. Да, да, это чистейшее золото. Можно сказать, не баба, а клад!
Фото: APP / East News; Corbis / RGB; Alamy / Photas.
Эльдар Халиулин· 〈 · ‹ · ˂ · く · 〱 · ◌𖿱 Символы со сходным начертанием: > · 〉 · › · ˃ · ح Скобкиmw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:5em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
;
'
()Характеристики
.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}Название
(: left parenthesis
): right parenthesis
Юникод
(: U 0028
): U 0029
HTML-код
(: #40; или #x28;
): #41; или #x29;
UTF-16
(: 0x28
): 0x29
URL-код
(: (
): )
Ско́бки — парные знаки, используемые в различных областях.
Различают:
- круглые ( ) скобки;
- квадратные [ ] скобки;
- фигурные { } скобки;
- угловые ⟨ ⟩ скобки (или в ASCII-текстах).
Обычно первая в паре скобка называется открывающей, а вторая — закрывающей. Почти всегда (за исключением некоторых математических обозначений) открывающая и закрывающая скобки соответствуют друг другу (квадратная — квадратной и т. д.).
В качестве скобок используются также знаки, в которых открывающий и закрывающий знак не различаются, например:
- косые / / скобки;
- прямые | | скобки;
- двойные прямые ‖ ‖ скобки.
Используются в математике, физике, химии и других науках для установки приоритета выполнения операции в формулах.
Различные скобки (как и другие, непарные символы ASCII) применяются в смайликах (эмотиконах), например, :) или :-).
Круглые (операторные) скобки
( )Используются в математике для задания приоритета математических и логических операций. Например, (2 3) · 4 означает, что надо сначала сложить 2 и 3, а затем сумму умножить на 4; аналогично выражение означает, что сначала выполняется логическое сложение а затем — логическое умножение Наряду с квадратными скобками используются также для записи компонент векторов:
и матриц:
для записи биномиальных коэффициентов:
Круглые скобки в математике используются также для выделения аргументов функции: для обозначения открытого сегмента и в некоторых других контекстах. Иногда круглыми скобками обозначается скалярное произведение векторов:
(здесь приведены три различных варианта написания, встречающиеся в литературе) и смешанное (тройное скалярное) произведение:
Круглые скобки в математике используются также для указания бесконечно повторяющегося периода позиционного представления рационального числа, например
При обозначении числовых интервалов круглые скобки обозначают, что числа, которые находятся по краям множества, не включаются в это множество, — интервал является открытым с одной (полусегмент) или обеих сторон. Например,
- открытый слева интервал (1,3] включает в себя все числа .mw-parser-output .ts-math{white-space:nowrap;font-family:times,serif,palatino linotype,new athena unicode,athena,gentium,code2000;font-size:120%}х такие, что х такие, что х такие, что .
- Векторное произведение векторов: .
- Закрытые сегменты; запись означает, что в множество включены числа . В этом случае не соблюдается правило парности скобок, например, закрытый слева и открытый справа сегмент может быть обозначен как или .
- Коммутатор и антикоммутатор хотя для последнего иногда используют фигурные скобки без нижнего индекса.
- Квадратными (реже фигурными) скобками обозначается оператор специального вида, называемый скобками Пуассона:
- Квадратные скобки могут использоваться как альтернатива круглым скобкам при записи матриц и векторов.
- Одинарная квадратная скобка объединяет совокупность уравнений или неравенств (чтобы совокупность выполнялась, достаточно, чтобы выполнялось любое из условий, то есть это вертикальная форма оператора «или»); например,
обозначает, что . - Нотация Айверсона.
В математике помимо обычных квадратных скобок используются также их модификации «пол» и «потолок» для обозначения ближайшего целого, не превосходящего , и ближайшего целого, не меньшего , соответственно.
В химии квадратными скобками обозначают комплексные анионы и катионы, например: Na2[Fe(NO)(CN)5], [Ag(NH3)2] . Кроме того, по номенклатуре IUPAC в квадратные скобки заключается количество атомов в мостиках между двумя атомами в названии органических полициклических соединений, например: бицикло[2,2,2]октан.
В вики-разметке двойные квадратные скобки используются для внутренних ссылок, перенаправлений, категорий и интервики, одинарные — для внешних.
В программировании чаще всего применяются для указания индекса элемента массива, в языке Perl также формируют ссылку на безымянный массив; в Бейсике и некоторых других достаточно старых языках не используются.
В стандарте POSIX определена утилита test, синонимом которой является символ квадратной скобки «[».
Часто квадратные скобки используются для обозначения необязательности, например, параметров командной строки (см. подробнее в статье Форма Бэкуса — Наура).
Фигурные скобки
{ }Фигурными скобками в одних математических текстах обозначается операция взятия дробной части, в других — они применяются для обозначения приоритета операций, как третий уровень вложенности (после круглых и квадратных скобок). Фигурные скобки применяют для обозначения множеств. Одинарная фигурная скобка объединяет системы уравнений или неравенств, служит для обозначения кусочно-заданной функции. Как уже было сказано выше, иногда фигурными скобками обозначают антикоммутатор и скобки Пуассона.
В вики-разметке и в некоторых языках разметки веб-шаблонов (Django, Jinja) двойные фигурные скобки {{…}} применяются для шаблонов и встроенных функций и переменных, одинарные в определённых случаях формируют таблицы.
В программировании фигурные скобки являются или операторными (Си, C , Java, Perl и PHP), или комментарием (Паскаль), могут также служить для образования списка (в Mathematica), анонимного хеш-массива (в Perl, в иных позициях для доступа к элементу хеша), словаря (в Python) или множества (Сетл).
Угловые скобки
⟨…⟩В математике угловыми скобками обозначают скалярное произведение в предгильбертовом пространстве, например:
В квантовой механике угловые скобки используются в качестве так называемых бра и кет (от англ. bracket — скобка), введённых П. А. М. Дираком для обозначения квантовых состояний (векторов) и матричных элементов. При этом квантовые состояния обозначаются как (кет-вектор) и (бра-вектор), их скалярное произведение как матричный элемент оператора А в определённом базисе как
Кроме того, в физике угловыми скобками обозначают усреднение (по времени или другому непрерывному аргументу), например, — среднее значение по времени от величины f.
В текстологии и издании литературных памятников угловыми скобками обозначают лакуны в тексте — .
В лингвистике угловыми скобками обозначают графемы, например, «фонема /a/ передаётся буквой ⟨а⟩»[3].
Типографика
В ASCII-текстах (в том числе HTML/XML и программировании) для записи угловых скобок используют схожие по написанию парные знаки арифметических отношений неравенства и >.
В типографике же угловые скобки являются самостоятельными символами. От и > их можно отличить по бо́льшему углу между сторонами — и .
В ΤΕΧ для записи угловых скобок используются команды «\langle» и «\rangle».
В стандартной пунктуации китайского, японского и корейского языков используется несколько дополнительных видов скобок, включая шевроны (англ. chevron), схожие по написанию с угловыми скобками — для горизонтальной 〈 и 〉 или 《 и 》 (в японском языке разрешено использование как знака кавычки 「」) и традиционной вертикальной печати — ︿ и ﹀ или ︽ и ︾. В современной японской печати широко используются скобки европейского образца (), как и арабские цифры. В одном из проектов реформации японского языка даже было предложено ввести европейские скобки вместо традиционных, однако проект был отклонён.
ASCII-тексты
В некоторых языках разметки, например HTML, XML, угловыми скобками выделяют теги.
В вики-разметке также можно использовать HTML-разметку, например комментарии: , которые видны только при редактировании статьи.
В программировании угловые скобки используются редко, чтобы не создавать путаницы между ними и знаками отношений («» и «>»). Например в Си угловые скобки используются в директиве препроцессора #include вместо кавычек, чтобы показать, что включаемый заголовочный файл необходимо искать в одном из стандартных каталогов для заголовочных файлов, например в следующем примере:
#include #include "myheader.h"
файл stdio.h находится в стандартном каталоге, а myheader.h — в текущем каталоге (каталоге хранения исходного текста программы).
Кроме того, угловые скобки применяются в языках программирования C , Java и C# при использовании средств обобщённого программирования: шаблонов и дженериков.
В некоторых текстах, сдвоенные парные «» и «>» используются для записи кавычек-ёлочек, например — >.
Косые скобки
/…/Появились на пишущих машинках для экономии клавиш.
В программировании на языке Си и многих языках с аналогичным синтаксисом косые скобки вместе с дополнительным знаком «*» обозначают начало и конец комментария:
/* Комментарий в исходном коде на языке Си */
В языке jаvascript косые скобки обозначают регулярное выражение:
var regular = /[a-z] /;
Иногда в косых скобках пишут фамилию, расшифровывающую подпись. Например: подпись …. /Иванов И. И./
Прямые скобки
|…|Используются в математике для обозначения модуля числа или вектора, определителя матрицы:
Двойные прямые скобки
‖…‖Используются в математике для обозначения нормы элемента линейного пространства: ‖x‖; иногда — для матриц:
История
Круглые скобки появились в 1556 году у Тартальи (для подкоренного выражения) и позднее у Жирара. Одновременно Бомбелли использовал в качестве начальной скобки уголок в виде буквы L, а в качестве конечной — его же в перевёрнутом виде (1550); такая запись стала прародителем квадратных скобок. Фигурные скобки предложил Виет (1593). Всё же большинство математиков тогда предпочитали вместо скобок надчёркивать выделяемое выражение. В общее употребление скобки ввёл Лейбниц.
Поддержка в компьютерах
Коды Юникода и т. п. закреплены не за левыми и правыми скобками, а за открывающими и закрывающими, поэтому при отображении текста со скобками в режиме «справа налево» каждая скобка меняет своё визуальное направление на противоположное. Так, сочетание #40; закреплено за открывающей круглой скобкой, которая выглядит как левая ( в тексте, идущем слева направо, но как правая ) в тексте, идущем справа налево. Однако клавиши на клавиатуре закреплены за левыми и правыми скобками, например клавиша ( закреплена за левой круглой скобкой, которая при наборе текста слева направо является открывающей и получает код 40, а справа налево (в раскладках, предназначенных для языков с написанием слов справа налево, например для арабского или иврита) — является закрывающей и получает код 41.
Направление письма: Текст на русском языке (слева направо). Текст на иврите (справа налево). Пример текста: Это текст на русском языке (слева направо). זה מלל בעברית (מימין לשמאל). Открывающая скобка: Левая скобка набрана клавишей ( и имеет код 40. Правая скобка набрана клавишей ) и имеет код 40. Закрывающая скобка: Правая скобка набрана клавишей ) и имеет код 41. Левая скобка набрана клавишей ( и имеет код 41.Коды Юникода
Символы Коды (, ) 28, 29 [, ] 5B, 5D {, } 7B, 7D ⟨, ⟩ 27E8, 27E9 3C, 3E Символы Коды ﹝, ﹞ FE5D, FE5E ⁅, ⁆ 2045, 2046 ❨, ❩ 2768, 2769 ❪, ❫ 276A, 276B ❬, ❭ 276C, 276D Символы Коды ❮, ❯ 276E, 276F ❰, ❱ 2770, 2771 ❴, ❵ 2774, 2775 ⦗, ⦘ 2997, 2998 ❲, ❳ 2772, 2773См. также
- Акколада (музыка)
Примечания
↑ Standard Uncertainty and Relative Standard Uncertainty. CODATA reference. NIST. Дата обращения: 16 августа 2018. ↑ Lemmermeyer F. Reciprocity Laws: from Euler to Eisenstein (англ.). — Berlin: Springer, 2000. — P. 10, 23. — ISBN 3-540-66957-4. ↑ Bauer, Laurie. Notational conventions. Brackets // The Linguistics Student’s Handbook. — Edinburgh : Edinburgh University Press, 2007. — P. 99. .mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}Литература
- Александрова Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений : Словарь-справочник, изд. 3-е. — СПб.: ЛКИ, 2008. — 248 с. — ISBN 978-5-382-00839-4.
- Математика XVII столетия Архивная копия от 18 сентября 2011 на Wayback Machine // «История математики» под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах. — М. : Наука, 1970. — Т. 2.
- Кэджори Ф. История элементарной математики / Пер. И. Ю. Тимченко. — 2-е изд., испр. — Одесса: Mathesis, 1917.
Ссылки
- ( на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ) на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
- Плюс ()
- Минус (−)
- Знак умножения (· или ×)
- Знак деления (: или /)
- Обелюс (÷)
- Знак корня (√)
- Факториал (!)
- Знак интеграла (∫)
- Набла (∇)
- Знак равенства (=, ≈, ≡ и др.)
- Знаки неравенства (≠, >, и др.)
- Пропорциональность (∝)
- Скобки (( ), [ ], ⌈ ⌉, ⌊ ⌋, { }, ⟨ ⟩)
- Вертикальная черта (|)
- Косая черта, слеш (/)
- Обратная косая черта, бэкслеш (\)
- Знак бесконечности (∞)
- Знак градуса (°)
- Штрих (′, ″, ‴, ⁗)
- Звёздочка (*)
- Процент (%)
- Промилле (‰)
- Тильда (~)
- Карет (^)
- Циркумфлекс (ˆ)
- Плюс-минус (±)
- Знак минус-плюс (∓)
- Десятичный разделитель (, или .)
- Символ конца доказательства (∎)
- Таблица математических символов
- История математических обозначений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Многие знакомые и малоизвестные слова на самом деле произошли от латыни — так называемого мертвого языка, который хоть и не используется в обиходной жизни, но оказывает большое влияние на наш словарный запас.
В числе позаимствованных из латинского языка терминов значится и «артефакт» — достаточное интересное словечко, которое приобретает разные значения в зависимости от контекста, в котором оно употребляется.
Что такое артефакт
Артефакт — это слово, которое произошло от латинского «artefactum»: лат. «arte» — «искусство» или «искусственный», лат. «factum» или «factus» — «сделанный». Следовательно, артефакт — это что-то, сделанное искусственно или по законам искусства.
Фактически артефакт приравнивается эпитету «рукотворный», и в действительности именно это значение изначально применялось в археологии как единственно верное.
Таким образом во время раскопок находки археологов можно было как-то разграничить, разделив природные «сокровища» от тех, которые были созданы людьми.
Артефактом могли называть:
ювелирные изделия;старинные предметы быта;оружие;постройки и их детали, а также многие другие находки, которые удавалось обнаружить во время археологических раскопок, и которые мог создавать человек в прошлом.Впрочем, говорить о том, что артефакт — исключительно археологический термин, будет тоже неверно. На самом деле, им может выступать любой рукотворный предмет (необязательно древний), от глиняного горшка из прошлого тысячелетия до современного смартфона.
Другое дело — в каком контексте это слово принято использовать и где оно прижилось больше всего.
Другие значения слова
Наиболее обобщенное определение слова «артефакт» — это явление, процесс, объект, свойство предмета или процесса, возникновение которого по естественным причинам просто невозможно или маловероятно.
Многие наверняка слышали слово «артефакт», что такое оно собой представляет — тоже знают, но даже не догадываются, какое количество значений у него есть в теории. Если заглянуть практически в любой толковый словарь, вы увидите, что слово «артефакт» очень многозначно и зависит от сферы его применения:
В науке. В терминологии ученых артефактами называют недостоверные результаты при исследовании, возникающие вследствие определенной погрешности (дефектов применяемого метода или ошибок эксперимента).В программировании. Термин «артефакт» у программистов имеет достаточно обширное понятие. Им может выступать любой искусственно созданный элемент программной системы, начиная от исходных текстов и заканчивая сопроводительными документами.В фэнтези. Многим людям слово «артефакты» знакомо именно благодаря любви к художественной литературе, компьютерным играм и кинолентам в жанре фэнтези.В этом контексте это нечто по-настоящему уникальное и существующее в единственном экземпляре, часто наделенное магическими свойствами.
Волшебный посох, Кольцо всевластия, мантия-невидимка — любой такой предмет будет считаться артефактом.В фотографии. В профессиональном жаргоне фотографов и фотохудожников слово «артефакт» имеет значение непреднамеренного искажения, которое заметно снижает качество или меняет изначальный вид изображения.В кодировании данных. Если в ходе написания или анализа кода выявляется определенная закономерность, например, ненужные детали на изображении, шумы при сжатии с потерями, которой не было замечено в исходных данных, это тоже будет считаться артефактом.В медицине. У психологов есть термин «артефакт клиник», который подразумевает особое поведение психически нестабильных пациентов. Оно возникает как реакция на новую стрессовую для них ситуацию и является нарушением в психике человека.В эстетике. В этой сфере артефактом может считаться любой объект системы искусства, который является художественным произведением. Здесь это своего рода единица измерения, только достаточно своеобразная и не имеющая четких границ.В культурологии. Согласно одной из теорий, артефактом может выступать любое искусственное образование, созданное для функционирования в специализированных сферах культур и системах.Оно функционирует в среде культурно-семантического поля (например, в литературе) и представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в различных контекстах использования (на примере транскультурного образа Дон Кихота).
Проще говоря, артефакт опять-таки считается обобщающим понятием и своего рода условной единицей, который имеет три основных модальности: материальную, функциональную и семантическую.В лабораторных исследованиях. Артефактом может считаться процесс или образование, которые не свойственны организму в норме, а вызываемые самим методом исследования (часто обусловленные случайными факторами). В цитологии есть немало примеров артефактов, когда в клетках возникают структуры именно в ходе манипуляций исследователя. Самый яркий пример, когда в нативных клетках способности окрашиваться тем или иным красителем нет, но во время эксперимента это происходит.Это наиболее часто встречающиеся определения слова «артефакт», которые можно встретить на просторах интернета и в словарях, однако в действительности их гораздо больше. Археология, различные направления в науке и медицине, менеджмент — далеко не весь список ниш, где фигурирует данный термин.
Артефакты в массовой культуре
Не обошлось и без заимствования слов в качестве названия. В частности, широкую известность приобрели такие «артефакты»:
Компьютерная игра Artifact по мотивам вселенной Dota 2, которая вышла в 2018 году.Фильм ужасов Wishcraft 2002 года, который в русской адаптации получил название «Артефакт» (или «Орудие для убийства» в другой версии).Одноименный документальный фильм от Джареда Лето, который вышел в 2012 году.Слово «артефакт» многогранно, из-за чего можно сделать неправильный вывод и не понять его точное определение в том или ином контексте. В целом же это понятие обычно применяют по отношению к уникальному объекту, который привлекает интерес окружающих своими необычными качествами или свойствами.
Таким образом, наиболее популярное значение артефакта — именно то, которое имеет археологические корни, а также косвенно связанное с жанром фэнтези.
В обиходе и обычной разговорной речи никто не будет использовать термин из биологического, эстетического или научного контекста, ограничившись тем, что это нечто сделанное руками человека, а также нечто, отличающее его от заурядного объекта в той нише, о которой идет речь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам: