Американская история ужасов вампиры
Если вкратце, то «Американская история ужасов» — это амбициозная и нахальная попытка телеканала FX исчерпать хоррор-жанр до дна. Выпить из него всю кровь, как вампир, чтобы последователям ничего не осталось.
К примеру, если идет сезон про прóклятый дом, то будь уверен: в нем будут использованы абсолютно все штампы хоррор-фильмов про прóклятые дома. А также все пародии на штампы. И пародии на пародии. И как вишенка на торте — что-нибудь такое, чего нам вечно не хватало в фильмах про одержимые домишки.
Желание напихать в каждый сезон как можно больше мыслимых и немыслимых деталей приводит к тому, что порой начинает казаться, будто ты смотришь изощренную комедию. На самом деле «Американская история ужасов» — совсем не комедия. Это праздник зла.
В обзор мы не стали включать спин-офф под названием «Американские истории ужасов», который начал выходить в 2021 году. Потому что там показывают все то же самое, что в основном сериале, только для школьников и очень тупо, невыносимо тупо.
10-е место. Сезон VII: «Культ» (2017)
Открывает наш список самая слабая история на ночь. Как нетрудно догадаться из названия, седьмой сезон посвящен теме культов — религиозных и преступных. Для США с их давними традициями, мифами и реальными Чарльзами Мэнсонами — тема богатая.
Нам показывают, как бы мог зародиться, развиваться и завоевывать современную Америку клан под управлением харизматичного безумного гуру. Конспирация, интриги, убийства и полный контроль над членами секты, даже над теми, у которых есть мозги и деньги.
Однако авторы этого эпизода увлеклись не столько культом, сколько Америкой. Тебя ждут бесконечные политические дискуссии, суета вокруг избрания Трампа, синхронные пощечины и либералам, и нацистам, плюс экскурсы в историю феминистического движения. Из-за всех этих политинформаций собственно на хоррор времени не остается.
Единственное, что спасает «Культ» от бесполезности, — душевные реконструкции ряда исторических событий, включая ту же резню клана Мэнсона и массовый суицид в Гайане.
9-е место. Сезон VIII: «Апокалипсис» (2018)
Единственный не совсем честный сезон «Американской истории ужасов»: он не столько окунает тебя в новую историю, сколько пытается закрыть хвосты от предыдущих сезонов. Этот сезон не имеет смысла смотреть в том случае, если не видел первый и третий.
Тем не менее поначалу кажется, что перед нами самостоятельная глава, на этот раз в жанре постапокалипсиса. Ядерная война превратила жизнь на Земле в пепел и пыль. Горстка самых странных персонажей получает билеты в бункер, который больше похож на фашистский монастырь, чем на убежище из игры Fallout.
Половину сезона ты наблюдаешь злоключения выживальцев. И как раз в тот момент, когда они вконец тебе надоедают, сериал переворачивается с ног на голову и начинается самое интересное.
Если пережить первую половину сезона, то понимаешь, что он хорош в итоге. Только будут твориться очень странные дела: многим актерам пришлось играть по два-три персонажа, что порождает странные коллизии на экране.
Читай также8-е место. Сезон IX: «1984» (2019)
Да не обманет тебя название: «1984» вовсе не имеет в виду Оруэлла. Это экскурс в эпоху расцвета слэшеров, когда в мире хорроров царили «Хэллоуин», «Мой кровавый Валентин» и «Кошмар на улице Вязов». Отметим особенное сходство со «Спящим лагерем» 1983 года.
Стилизация просто чудесная: аэробика, смешные майки, телепередачи и прически, сплошной Билли Айдол в саундтреке. Не оторваться! И на фоне всего этого — резня в летнем лагере.
В сезоне лишь одна проблема: в нем девять серий. И уже к шестой или седьмой действо начинает приедаться, как надоела в свое время бесконечная «Пятница, 13-е».
7-е место. Сезон I: «Дом-убийца» (2011)
Стартовый сезон «Американской истории ужасов» прекрасен всем, за исключением сущей мелочи. Через несколько лет вышел сериал «Призраки дома на холме» ровно о том же, но еще лучше.
В типовой завязке нам показывают, как молодая и на первый взгляд преуспевающая семья въезжает в купленный за полцены роскошный особняк. Скоро вокруг них потекут реки крови, и с каждой серией глубина погружения в ад будет нарастать!
Несмотря на робкую пробность сезона, здесь никто особенно не расшаркивается. Саспенса с мясом хватит всем. И здесь является увядающая, но мощная актриса Джессика Лэнг, которая станет главной роскошью сериала на ближайшие несколько сезонов.
6-е место. Сезон IV: «Фрик-шоу» (2014—2015)
Не стоит напрягать фантазию, чтобы представить происходящее. Все очевидно, так как в четвертом сезоне выдается обещанное в названии: добро пожаловать в цирк уродцев. Клоуны, микроцефалы, психи, циркачки трагической судьбы, отсылки к фильму 1932 года «Уродцы» — все это в изобилии. И даже больше: будут еще и концертные номера под песни Дэвида Боуи.
Что касается сюжета, интриг и твистов, то «Фрик-шоу» по этой части крайне прост, самый незатейливый из всего альманаха «Американская история ужасов». Зато атмосферы и китча хоть ложкой черпай и кровью приправляй.
5-е место. Сезон X: «Двойной сеанс» (2021)
В тот самый момент, когда даже фанаты стали поговаривать, что сериал истощился, он внезапно нас удивил. Смог-таки!
Начнем с того, что юбилейный (и ковидный) десятый сезон не обманывает в названии — там и впрямь спрятаны два разных фильма. Первые пять серий «Красного прилива» посвящены новой вампирской мифологии — справляются ладно, но без особых откровений.
А вот в истории «Долина смерти» (серии с 6-й по 10-ю) сценаристы оттянулись по полной. Они взяли все мало-мальски затасканные городские легенды про заговоры спецслужб, про НЛО, про полет на Луну и даже про смерть Мэрилин Монро, распотрошили, перемешали и склеили заново. Получился эпический хоррор-миф, за которым хочется следить с поросячьим восторгом.
4-е место. Сезон VI: «Роанок» (2016)
Может показаться, что сериал вновь вернулся к теме проклятых домов. К счастью, сезон не об этом. Это жестокая насмешка над паранормальными телешоу и хоррор-фильмами жанра «найденная очень страшная видеосъемка черно-белой трясущейся камерой».
Главные герои вселяются в колониальный дом трудной судьбы, после чего им начинают докучать трудные соседи и трудные призраки.
Сюжет рассказывается нелинейным образом, что поначалу смущает зрителя. Затем становится понятно, ради чего авторы городили столь странный сценарий, после чего смущение зрителя нарастает еще сильнее. В хорошем смысле.
Ах да, Леди Гага обещается в титрах, но тут ее совсем чуть-чуть. Разговаривают о ее персонаже больше, чем показывают.
Читай также3-е место. Сезон III: «Шабаш» (2013—2014)
Третий сезон погружает нас в долгую и грязную историю отношений между различными кланами американских ведьм. Заодно сценарий преподносит нам концепт некой школы ведьм для девочек, которая походит на уменьшенный и оскверненный Хогвартс.
К счастью, дело не ограничивается рамками сериала «Леденящие душу приключения Сабрины» (хотя сходств больше, чем достаточно). Нас ждет интриганство с бесконечными слоями обмана да неизбежные бесконечные убийства из далеко не светлых побуждений.
Впечатления не портит даже постоянное проталкивание идей феминизма во все дыры. В конце концов, пусть ведьмы веселятся, если нам интересно на это смотреть.
2-е место. Сезон II: «Психбольница» (2012—2013)
Во втором сезоне столкнулись две амбиции. Первая: авторы явно хотели целиком покрыть и закрыть тему психбольниц. Вторая: сценаристы решили, что только санитаров и психов для шоу маловато. Поэтому призвали в «Психбольницу» на помощь всех: маньяков, инопланетян, демонов и даже нацистских докторов.
Как результат, на экране творится самый настоящий дурдом. Сюжет бросает из холода в жар, из экзистенциальной драмы в фантастический нонсенс, и все это развалилось бы, если б не спасительная игра Джессики Лэнг, Лили Рэйб и Сары Полсон.
С учетом смелости замысла и героической реализации — твердое второе место среди всех сезонов «Американской истории ужасов». Тебе будет мрачно.
1-е место. Сезон V: «Отель» (2015—2016)
Бенефис Леди Гаги. Причем поначалу кажется, что ей предоставили роль повелительницы духов и вампиров чисто мебели ради. Однако довольно быстро Гага почувствовала вкус крови, и уже концу сезона понимаешь, что без нее он бы потерял половину шарма. В итоге Леди Гага получила «Золотой глобус» за роль темной владычицы отеля.
В центре повествования то ли прóклятый отель, то ли отель для прóклятых, в котором происходят самые недозволительные и непотребные кровавые вещи. При этом мир снаружи не подозревает об этом и даже не ищет сгинувших жертв. А ведь людишки пропадают в гостинице в самом центре Лос-Анджелеса целыми пачками!
Эта история о гламурной стороне тьмы. О том, как бы себя чувствовали среди убийц и мертвецов люди из шоу-бизнеса, кино, модельного бизнеса и просто шальные богемные наркоманы.
Можно (и даже запросто) забыть сюжет этого сезона, но вряд ли забудется хоть один колоритный персонаж. Двух бесконечных ночей хватит, чтобы осилить пятый сезон целиком. Именно этим мы бы и занялись на твоем месте прямо сегодня.
Олег «Апельсин» Бочаровамериканская история ужасов вампиры
Американская История Ужасов (англ: American Horror Story) — американский телесериал канала FX. Выполнен в формате антологии: каждый сезон являет собой отдельную историю, но все они связаны общей вселенной. На данный момент единственной несамостоятельной историей является «Апокалипсис», продолжение «Шабаша». Сезоны имеют разный тон и атмосферу, но все отличаются достаточно высокой смелостью показанного, местами доходящей до откровенной провокации.
Содержание
Сезоны и их сюжет[править]
Дом-Убийца (2011)Супружеская пара с дочерью переезжают в старый красивый дом в надежде изменить жизнь после измены мужа. На месте супруги сталкиваются с призраками разной степенью агрессивности и злобности. Под влиянием нечисти и внутренних разладов семья постепенно рушится, а их души понемногу попадают в лапы зла. Психушка (2012-2013)
Полиция ловит парня, который предположительно является зверствующим в округе маньяком. Журналистка Лана Винтерс решает проникнуть в психушку, где он содержится, и узнать его поближе для газеты, но руководство выступает против. Когда она даёт понять, что не отстанет, управляющая приказывает поймать девушку и запереть уже как пациентку. Тем временем, вокруг больницы летают инопланетяне, внутри злой нацист проводит опыты над пациентами, а из под земли наведывается самый интересный гость… Шабаш (2013-2014)
Ведьминский шабаш готовиться к появлению новой Верховной ведьмы и переживает раскол в связи с этим. Тем временем, культисты вуду копят ненависть к нашим ведьмочкам и готовятся к войне, а охотники на нечисть хотят перестрелять вообще всех. Цирк Уродов (2014-2015)
Последний цирк уродов пытается выжить в небольшом городке Джупитере во Флориде и сталкивается с сильнейшей неприязнью со стороны местного населения. Особенно усугубляет всё появление серийного убийцы, все деяния которого ожидаемо валят на труппу. Её терпение лопается из-за нападения полиции и остаётся только война. Тем временем богатый и очень избалованный психопат присматривается и к уродам, и к маньяку. И просто так это явно не пройдёт… Отель (2015-2016)
И снова маньяк, на этот раз с закосом в религиозный фанатизм. Он связывается с полицейским, расследующим его дела, и приглашает в старинный отель «Кортес». А в отеле призраки, вампиры и демоны ждут его с распростёртыми объятиями и обещают подарить немало веселья. Ну и зрителям, конечно, тоже. Роанок (2016)
Несколько лет назад семья Миллеров, состоящая из жены, мужа и его сестры, столкнулась с призраками колонистов давно потерянной колонии. Они пережили этот ужас и написали про него книгу, а книга стала основой культового сериала. Спустя годы продюсер решает сделать продолжение и отправить в дом, в котором всё случилось, Миллеров и игравших их актёров. Культ (2017)
В городе появляется странный культ с загадочными целями, а в городской совет решает прорваться молодой анархист Кайл. Тем временем лесбиянка-либералка Элли переживает нервный срыв из-за победы Трампа и начинает сходить с ума, а её жизнь подозрительно часто теперь пересекается с вышеназванными Кайлом и культом… Апокалипсис (2018)
Случается третья мировая война и немногих счастливчиков прячут в специальные аванпосты, названных станциями. Спустя полгода после конца света главные герои, жители третьей станции, узнают, что кто-то снаружи активно штурмует и грабит остальные бункеры. К ним приходит представитель руководства с целью провести отбор и забрать лучшие образцы выживших в главный бункер, Святилище. Тимоти, главный герой, понимает — что-то тут нечисто. 1984 (2019)
Молодая девушка Брук подвергается нападению маньяка и уезжает подальше от города в летний лагерь на лето, поработать вожатой. А там…они все подвергаются нападению маньяка, да и не одного.
Американские Истории Ужасов — первый спин-офф, пробывший в работе чуть ли не с самого старта основы, но вышедший лишь перед стартом юбилейного сезона в 2021 г. Выполнен по классической схеме антологий, вроде Сумеречной зоны или Баек из Склепа, когда одна серия имеет законченную историю.
Некоторые понятия местной вселенной[править]
Проклятые места[править]
Появляются в местах, в которых случались страшные события с кучей страданий. Места сражений сюда не относятся, солдаты воспринимают всё по другому, а вот места массовых убийств ещё как. Нам показали несколько: Дом-убийцу, отель «Кортез», дом в Роаноке и лагерь «Редвуд». В первом и третьем семьи раз за разом погибали от разных причин (но, так или иначе, насильственной смертью), во втором маньяк Джеймс Марч годами резал постояльцев (и не он один), а в третьем случилось сразу две резни. А вот прочие места, где появляются призраки, такими не являются: по местной мифологии, на Хэллоуин (именно тогда, например, в школе Тейта появляются призраки убитых им ребят) призраки могут ходить по Земле. Человек, умерший в таком месте, возрождается как призрак и, в принципе, может почти полноценно существовать в проклятом месте - но не может выходить за его пределы, за исключением всё того же Хэллоуина, и не может упокоиться. В первом сезоне говорится, что снос здания никак не освободит призраков, но, если кости умершего похоронены на территории проклятого места, то их перезахоронение освободит призрака; это подтверждается также в восьмом сезоне.
Призраки[править]
Основной тип местной нечисти. Появляется, если человек умер в проклятом месте. В отличие от большинства призраков из других произведений, имеют полноценные тела, могут нормально взаимодействовать с людьми и окружением — но не могут покинуть проклятого места, в котором умерли. Также могут стать невидимыми при желании и вообще способны на всякие спецэффекты в духе «Битлджуса».
Психологически призраки тоже не отличаются от своих "прижизненных" вариантов: нормальные люди остаются нормальными, маньяки - маньяками. Хотя они порой и зацикливаются на чём-то одном, но это не аномальный эффект, а просто реакция на случившееся. Впрочем, такое происходит не всегда: призраки Роанока, например, большую часть года не показывается на глаза (впрочем, в доме присутствуя), во время Кровавой Луны же одержимы жаждой убийств, да и внешне пострашнее своих "коллег" из других мест. Особенно интересна семья корейцев-эмигрантов, которые, будучи убитыми в Роаноке, возродились в виде типично азиатских призраков - с бледной кожей, длинными волосами, вывернутыми конечностями и беготнёй по стенам и потолку.
Хэллоуин[править]
Этот праздник означает не только переодевания в жуткие костюмы, но и единственную ночь, когда любая умершая душа может посетить мир живых в виде призрака; в это же время призраки-пленники проклятых мест могут их покинуть, но лишь на эту ночь. Марч в этот день устраивает праздник и встречается с призраками знаменитых маньяков.
Вампиры[править]
Они здесь живые и не имеют клыков, шею жертве приходится резать. Зато не боятся (но и не любят) солнце и могут пить кровь себе подобных. Их происхождение объясняется вирусом, он не даёт жертве стареть, но заставляет питаться человеческой кровью. Убить упыря можно просто прострелив голову.
Бог[править]
Он здесь есть, но есть и языческие коллеги. Так, языческие (судя по всему, римские) боги дали силы Скате. Появляется и вудуистский бог Папа Легба, отвечающий за мир смерти. Присутствует Дьявол и антихрист. Судя по всему, богов в этом мире много, а христианский — лишь один из.
Ад и рай[править]
Они для каждого свои. Для уродов раем стал их собственный цирк, в котором можно жить среди себе подобных. Самовлюблённая Мэдисон в аду должна вечно работать в магазине и обслуживать наглых покупателей, а Мисти, очень любящая животных, всю смерть должна провести в кабинете препарации.
Особенности сериала[править]
- Самая известная черта сериала — одни и те же актёры в разных ролях. Сначала это было из-за того, что сериал должен был быть не антологией, а просто сериалом про дом с привидениями (первый сезон получил приписку «Дом-Убийца» только с анонсом второго сезона). Потом постоянные актёры стали исполнять одну новую роль в сезоне, а под конец авторы разошлись и стали давать актёрам уже по нескольку. Апофеозом этого стал седьмой сезон, где Эван Питерс сыграл 8 персонажей. Случается и обратное: одного персонажа (Ричарда Рамиреса) играло два человека.
- При построении сюжета сценаристы обязательно берут за основу страхи, фобии и городские легенды Америки. В России это не всегда может быть очевидно, но психологии очень много. Например, образ медсестёр-убийц или призраков берёт за страх перед дорогой медициной (и страх стариков, не доверяющих врачам); семейство Полков из шестого сезона играет на стереотипных представлениях городских жителей о деревенщине (не зря они такие стереотипные); а в пятом сезоне очень много показано наркомании и её последствий. Это выливается в местами сильную стереотипность некоторых элементов. Самый яркий в этом плане сезон, это седьмой, «Культ», там Райан Мёрфи сочетает в культистах все страхи американцев перед Трампом и его фанатиками. Сочетается это, правда, со следующей особенностью:
- Сатира. Она появилась в шестом сезоне и осталась неотъемлемой частью сериала. Вышеупомянутый седьмой сезон в этом плане доходит до уровня чуть ли не «Южного Парка».
- Название «Американская История Ужасов» сериалу дали не просто так. Он собирает известные и не очень приятные страницы из истории страны: серийные убийцы, преступники, сектантские культы и т.д. В каждом сезоне появляются реально существовавшие «звёзды» нелёгкого маньяческого дела, вроде Джона Гейси, Джеймса Рамиреса или Чарльза Мэнсона. Если вписать в сеттинг злодея собственной персоной не получается, то показывают основанного на нём персонажа. Так, Джеймс Марч = Генри Холмс, а Кровавый Лик = Эд Гейн.
- Некоторые сезоны ещё и очень активно делают аллюзии на культовые фильмы ужасов. Особо хорошо это представлено в первом, четвёртом и девятом сезонах.
- Сериал не стесняется быть смешным или абсурдным, когда это уместно. Местами показывают музыкальные номера, иногда карикатурных персонажей, бывают и откровенно сюрреалистичные сцены. Некоторые сезоны даже называли самыми смешными чёрными комедиями.
Штампы и тропы, общие для всего сериала[править]
- Бедный злодей! — за исключением некоторых антагонистов, создатели заставляют сопереживать абсолютно всем плохишам. А если её играет Джессика Лэнг, то тем более.
- Драко в кожаных штанах — фанаты сериала имеют странную привычку сопереживать самым конченным ублюдкам этой вселенной: они фанатели от Твисти, влюблялись в Денди и болели за Марча.
- Дьявол — есть во втором и девятом сезонах.
- Живых надо бояться — за исключением 6 сезона.
- Изнасилование — худшее из зол — в каждом сезоне с кем-нибудь это случается.
- Крутой гей — Элли, Лана (Сара Полсон в жизни лесбиянка), Уилл, Кай Андерсон (бисексуал).
- Мисс Фансервис — за эту роль отдувается Александра Брекенридж, иногда Эмма Робертс.
- Мистер Фансервис — а вот этого уже очень много. Учитывая ориентацию Райана Мёрфи, удивляться не стоит.
- Нахрена родня такая, лучше буду сиротой — в каждом сезоне есть такая проблема.
- Последняя Девушка — чаще всего именно девушки (в основном героини Сары Полсон) доживают до концовки.
- Серийный убийца — создатели их ОЧЕНЬ любят. Даже если не брать реальных персон, то отметить можно Кровавого Лика, Твисти, Убийцу 10 Заповедей, всех культистов, Джинглса.
- Сломать милашку — это всегда касается стопроцентно положительных героев. Если учесть чёрно-серую мораль, таких тут мало, но они есть: Вайолет, Брук и Корделия, например. И всех их жестоко ломают.
- Умереть может каждый — если не считать третьего и восьмого сезонов, то мрут персонажи просто как мухи. Есть и один сезон, где не выжил вообще никто.
- Черно-серая мораль — все злодеи имеют положительные качества, а главные герои часто заставляют кричать что за фигня, герой?! Но также есть полные чудовища.