Максим заселен
– Максим, недавно ты переехал в Киев. Чем сейчас занимаешься?
– Да, сейчас наша база, как ни странно, находится в Киеве. Пожив с Ханной на Кипре и в Кракове, мы приехали сюда, на Осокорки, и поняли, что это то, что надо. Нам тут очень хорошо. Я собрал все свои дизайнерские навыки в кучу и делаю сейчас сайты на Тильде. Параллельно начал заниматься организованными путешествиями. Мы поняли, что от этого мы никуда не денемся, и нас постоянно тянет в путь. Но хочется попробовать и другие форматы. Может будем возить какие-то небольшие группки в те места, которые мы хорошо знаем – на тот же Кипр.
– У тебя же не всегда в жизни было так много перемещений? Ты рассказывал, что в 18 лет впервые поехал с другом по Украине, и тогда даже Киев стал для тебя огромным открытием.
– Конечно! Ты что! Это было прямо настоящее путешествие. Я тогда еще жил в Донецке, и мы автостопом объехали почти всю страну. И вот на тот момент даже Киев был очень серьезным выездом.
А потом – когда я уже работал в Харькове – были Балканы: Хорватия, Черногория, Албания и Македония. Мы прилетели через Вену в Загреб, арендовали тачку, поехали и все посмотрели. И я понял что путешествия – это за***сь, мне нравится. Собственно, после этого я и начал потихоньку вникать в тему трипов и планировать какие-то свои маршруты.
– Люди, с которыми ты ездил на Балканы, были опытнее тебя?
– Да. Я был зеленый: еще никогда до этого не бывал за границей, если не считать того времени, когда я жил в Хабаровске в детстве. Теперь я их всех уже перекатал.
– Макс Бурцев – твой партнер по путешествию на Кубу – тоже ездил с вами?
– Да. Макс – мой босс и друг. – Чья идея была подать заявку на реалити-шоу «Автостопом до Гаваны»: твоя или его?
– Мне тогда скинули ссылку: мол, ты же путешествия любишь. Это было реалити-шоу, проспонсированное «Havana Club» и приуроченное к выходу фильма «Гавана, я люблю тебя». Там отбирали людей в три команды. Я тогда решил, что это какая-то лажа типа «отправь вкладыши от пачки чипсов и выиграй путешествие в Нью-Йорк» – никто в таких конкурсах обычно ничего не выигрывает.
Через месяц я сидел на каком-то форуме и снова наткнулся на этот проект. А после Балкан я год прожил тупо в офисе нашего агентства. Мы так плотно тусили на работе, что я начал там оставаться, тем более, что там были все бытовые условия. Правда потом я понял, что у меня работа слишком смешивается с личной жизнью, и решил это закончить. Так делать все-таки не надо. Но я тогда мелкий был – у меня был рок-н-ролл.
Я подошел к Максу Бурцеву и предложил ему сделать видео. Мы допили пиво, взяли камеру от макбука, сняли этот совершенно ублюдский ролик и отправили – и он выстрелил. В итоге это стало моментом, который все изменил.
Мы с Максом попали на шоу как одна из команд. Ездили и выполняли задания зрителей. Проехали через восемь стран Европы, из Брюсселя прилетели в Лос-Анджелес, потом стопом доехали до Нового Орлеана. Оттуда мы должны были долететь на Кубу. В итоге на самолет мы не попали, потому что у нас не было визы.
– Организаторы шоу не сделали вам визу?
– Проект был российским, и нам сразу сказали, что везти нас будет сложно, потому что организаторы не знают визовых нюансов для граждан Украины. Поэтому шенгенскую и американскую визы мы делали самостоятельно. А по поводу Кубы мы на автомате решили, что раз россиянам не нужна виза, то и нам тоже. Нам просто не хватило опыта, чтобы об этом подумать. В аэропорту Нового Орлеана при регистрации на рейс у нас спросили визу – так мы вылетели из проекта.
Я тогда был еще зеленый и ехал вместе с Максом – он к тому времени накатал больше меня, был старше, опытней, и лучше говорил по-английски. Поэтому он все разруливал, а я особо не включался в эти нюансы. Сейчас я, естественно, все делаю сам.
Зато мы бесплатно попали на Майами. Записали финальное видео для проекта и просто сидели кислые в аэропорту. К нам подошла работница местной авиакомпании и спросила, не хотим ли мы в Майами бесплатно, потому что на вылетающем самолете есть два свободных места. А поскольку мы туда и планировали попасть, то согласились и заскочили на рейс в последний момент.
Мы прилетели в Майами, пару дней поспали на пляже, потом просто попросили организаторов купить нам билеты домой не с Кубы, а из Нью-Йорка и на позднее время. А сами арендовали тачку и катались еще месяц по Штатам. Были в Атланте, в Чикаго, в Детройте, в Кливленде, на Ниагаре. В Нью-Йорке сдали тачку и улетели домой.
Поскольку мы тогда тоже работали в рекламе, то заехали в Саванну и взяли интервью у Люка Салливана – самого главного рекламиста в мире. Это примерно Майкл Джексон, если брать аналогии из сферы музыки. Мы читали книги Салливана, знали, что Саванна будет у нас по маршруту, поэтому написали ему на мыло: «Мы два Макса, два рекламиста из Украины, хотим у вас взять небольшое интервью». Он: «Да, чуваки, я как раз там буду, и у меня будет лекция». Ты приезжаешь в Саванну, идешь в колледж и здороваешься с ним. Сука! Я его книги по рекламе читал, а сейчас он говорит мне: «Привет!». Оказался совершенно простым чуваком. – Ты занялся видеоблогингом как раз после этих двух путешествий?
– Я тогда понял, насколько клево снимать и монтировать. «Автостопом до Гаваны» монтировали ребята из проекта, а мы просто отправляли им весь материал в Москву. А вторую часть о нашем автокруизе мы снимали той же самой техникой, но монтировал я сам. По ходу дела сам обучался монтажу и съемке. Потом я катался по Испании и тоже отснял небольшой ролик.
– Путешествие в Испанию был твоей первой самостоятельной поездкой?
– Да. Поэтому оно было очень важным. Я сам сделал шенгенскую визу, поехал в Словакию, оттуда в Венгрию, из Венгрии полетел в Мадрид, потом стопом в Валенсию, затем в Барселону, где у меня все спиздили, и я криво-косо добрался до Кракова. Я попал тогда на самолет без документов. Меня пустили без оригинала паспорта. Обычно же так не делают – тебя должны зарегистрировать на рейс. Но я встретил в аэропорту Жироны какого-то менеджера и начал ему объяснять, что у меня ничего нет, показывать бумаги из полиции, копии билетов. В итоге он поставил мне печать, и я смог улететь.
Но это было офигенное путешествие, потому что оно было мое. Я сам все придумал, сам организовал и сам поехал – это было круто. И благодаря этому фэйлу с паспортом я понял, что что бы ни случилось, пока ты живой – все хорошо. Остальное можно разрулить.
«Что бы ни случилось, пока ты живой – все хорошо»
– Все это время ты продолжал работать в офисе?
– Да. Когда мы ездили с Максом, нас весь коллектив просто возненавидел – креативный директор и главный копирайтер просто где-то катаются два с половиной месяца. А уволился я весной 2014-го. Я тогда ездил автостопом из Парижа в Одессу. Узнавал у европейцев – это было очень злободневно – что они знают и что думают о событиях в Украине. Такой порыв у меня был. А когда я приехал, то понял, что просто занимаю чье-то место и хочу сконцентрироваться на путешествиях. Тогда я ушел со своей работы по сути в никуда.
– Поездка по Европе была больше политическим или тревел проектом?
– Скорее социальным. Не столько про политику, сколько про общество. Мне было интересно, что думают те самые европейцы, на которых тогда мы все уповали и о которых тогда говорили во всех СМИ. Я решил узнать, что вообще там знают про конфликт и что думают. Я туда ехал не с агитацией – я не люблю пропаганду. Я рассказывал, что видел сам, спрашивал, что знают они. И удивился, что люди следили за всеми событиями, знали фамилии и даты и относились ко всему очень понимающе.
Но само это путешествие было совершенно никаким. Оно мне ничего не принесло, и я могу спокойно вычеркнуть его из своего опыта. Я просто ехал из Парижа в Одессу тем самым автостопом, от которого уже на тот момент особо ничего и не получал. Зато потом началась Америка, и это было за***сь! – Почему ты снова выбрал Штаты?
– Вообще у меня тогда уже были билеты на Кипр – я себе до этого запланировал небольшое путешествие. А для Штатов у меня тогда даже не было визы: ее украли в Испании вместе с паспортом.
Но туда я полетел, во-первых, из-за Ханны. Это была прикольная встреча. Мы познакомились в интернете. Она тогда уже жила в Нью-Йорке. Причем мы до этого ни разу вживую не виделись. Но я ее знал, конечно, следил за их бешеными путешествиями. Мы с Ханной списались, пообщались по скайпу и через пару недель решили, что я приеду в Штаты. В итоге у нас совпал план: мы решили доехать до Аляски, и добраться до автобуса Кристофера Маккэндлесса – главного героя «В диких условиях».
Во-вторых, я тогда был на каком-то перепутье и не особо знал, что мне делать дальше. А в-третьих – это Аляска и тот самый автобус – мекка путешественников. Тогда это еще не было так попсово, и из моих кентов туда успел доехать только Рома Свечников. К тому же, на тот момент не было ни одного видео с маршрута к автобусу на русском языке или из стран СНГ. И мне стало интересно, ведь я мог снять первый видеоролик про маршрут к тому самому автобусу – и сделать это красиво. Но в итоге не получилось: мы не смогли перейти реку Текланику.
Мы не нашли переправу, о которой говорилось в книге. Посмотрели там все и везде. Мы пробовали разные варианты. У нас не было подходящего снаряжения, а река очень сильно разлилась. Плюс вода была очень холодная. Это было начало июня – правильное время для форсирования реки, потому что обычно на Аляске еще все замерзшее, и Текланика не такая полноводная. Но в тот год было очень жарко. Все растаяло, и река разлилась. Рома переходил с шестом, опираясь в противоход, чтобы его не смыло, но тогда вода низкая была. Мы пробовали ставить маркеры – такие маленькие камушки – просто чтобы глянуть рано утром, не упал ли уровень воды – нет! Мы тогда тупо развернулись и ушли. Это было обидно. Я проехал 13 тысяч километров к этому месту – и не дошел 4.
– Зато ты тогда отлично прокачал свой канал.
– Да. Тогда был супервайб, супернастроение. Это было мое самое важное путешествие. И тогда тревел-влогинг еще не был таким мейнстримом. Было очень мало ребят, которые активно делились своими инсайтами из путешествий. Я даже в свой блог ничего не вкидывал. Все эти интервьюхи, подписчики – это органика. Я тогда еще очень активно писал во Вконтакте и в YouTube. Когда я вернулся из Штатов, то столкнулся с жутким вниманием. Меня звали на национальные каналы, везде были интервью, писали статьи.
Потом у меня аннулировали американскую визу. Я такой беспечный везде делился своим опытом и сказал и показал лишнее: конкретно то, что в Штатах можно поработать. У меня была цель показать, что все возможно. Даже если ты без бабла оказался в США, то все равно не пропадешь: ты можешь найти подработку, собрать деньги на билет и свалить домой – таков был мой лейтмотив. И тут на «Украинской правде» вышел перепост моего интервью для журнала «Країна UA». Я тогда, наверное, неправильные формулировки подобрал, и они не в том контексте были употреблены, но интервью вышло довольно заангажированным. Акценты были расставлены на том, что я в Штатах нелегально работал.
Там слово «нелегально» было чуть ли не как ключевик в SEO-тексте: нелегально, нелегально, нелегально… Но не это было моей целью. Я не хотел там остаться и проходить путь какого-то нелегала. Я рассказывал про опыт. Но это было медиа с очень большой аудиторией, и текст набрал много лайков и репостов. Была куча комментариев в стиле «из-за таких козлов, как он, нас и не пускают».
Буквально через полтора часа после публикации мне написали из консульства США на имейл. Попросили не использовать выданную мне визу и прийти на собеседование. Мы очень долго общались с визовым офицером. Меня промониторили, нашли контакты, даже звонили на мою прошлую работу. Было понятно, что они много знают, но если ты не особо страдаешь херней, то тебя и не будут трогать. А если ты начнешь борзеть или, как я, говорить какие-то вещи, которые кто-то может неправильно понять – к тебе будут вопросы. Мне хотели даже ставить пожизненный невъезд в Штаты. Я начал возражать: ведь у меня не было целей зарабатывать деньги, у меня была цель снять крутой видеоблог, сделать шоу. У меня даже было официальное спонсорство с документами. Тем более, что на видео вообще нет фактов передачи денег. Консул смягчился, и в итоге ограничились отменой действовавшей визы, потому что какие-то санкции все-таки должны быть по их протоколам. Но я мог сразу же подаваться на новую. Правда, с того времени я этого так и не сделал. У меня в паспорте стоит очень обидный штамп «Cancelled», зато история получилась прикольная. – Но плюсы у популярности тоже есть. Расскажи подробнее о спонсорах.
– На трип по Штатам мне дали технику: GoPro, колонку, флэшки – просто, чтобы было на чем работать. А снял я все на GoPro 4 и iPhone 5s. Причем магазин, который мне дал GoPro и которому я сделал просто охерительную рекламу, потом попросил камеру вернуть. Какой-то тупой зашквар вообще. Потом я уже сотрудничал напрямую с «GoPro Украина». Перед исландским трипом я связался с Panasonic – и это оказалось суперприятное сотрудничество. Они моментально пошли навстречу и выдали мне технику, которой я пользуюсь и сейчас. Еще были The North Face (бренд одежды) и Objerky (это украинское вяленое мясо). Когда я готовился к Исландии, то понял, что умею упаковывать проекты. Если у тебя есть какая-то своя идея – бренды разделяют ее. Это как взаимный респект: они дают мне экипировку, а мне приятно о них рассказывать, потому что это хорошая экипировка.
Но цифры тоже решают. Когда я приехал с презентацией к Panasonic, они уже знали меня. Сейчас, когда ты вводишь мою фамилию в Google или на YouTube, у тебя вылазит куча национальных каналов с моими интервью, постами и текстами – видно, что чувака знают. То есть ты приобрел какую-то информационную массу, и тебе есть что показать – спонсоры это ценят.
«Когда возвращаешься из очень крутого путешествия, ты оторван от своего привычного социума и не понимаешь, что делать дальше»
При этом я особо не продумывал продвижение блога. Просто я очень долго работал в рекламе, имел навыки популяризирования материалов, и у меня все само получалось. Я делал резонансные тексты, создавал свой образ, передавал драйв. Мне по сей день говорят, что мои видосы очень вдохновляющие. Даже я сам сейчас периодически пересматриваю и думаю, что это было прикольно – это какое-то особенное настроение.
Когда я приехал из Штатов, у меня начались лекции и выступления, где я рассказывал про свой трип. Все меня приглашали, в залах была куча людей. Но после этого я начал задумываться над тем, что делать дальше. Когда возвращаешься из очень крутого путешествия, ты оторван от своего привычного социума и не понимаешь, что делать дальше. Просто кататься уже не хочется. Я стал думать над тем, что я умею и насколько хорошо я это делаю – в общем, занимался самоедством всяким.
Тогда я решил поехать в Исландию на велике. Мне нужно было что-то физически сложное. Это был новый опыт. Я никогда не катал на велике на длинные расстояния – только по городу. Плюс я никогда не был в походе – многие не верят. И я решил совместить страну, в которую я давно хотел попасть, с тем, чего я еще не пробовал. Мы с попутчиком поехали вокруг Исландии на велике. И я это все отснял красиво и с другим качеством. Эти видосы – они уже совсем другие...
Но тогда я начал понимать, что теряю этот драйв, к которому был очень сильно привязан. Мне казалось, что это уже не то, что было в Америке. Начались какие-то сравнения и неоправданные ожидания. Хотя это был полный бред. И после Исландии я начала забивать на канал. Из-за своих комплексов. Мне просто не удалось сохранить эту бодрость. Я почему-то загрустил. А надо было просто развивать канал дальше и не поддаваться этим упадническим настроениям. Тогда все было бы классно. Но потом начались приколы с хостелами на Кипре, и я совсем отошел от этой темы. – Ты летел на Кипр уже зная, что будешь там работать с хостелами?
– На Кипре я оказался, потому что мне знакомые подарили путешествие в формате квеста по неизвестной стране. Это ребята из тревел-агентства Compass-trip, которые занимаются организацией поездок. Они сделали мне такой подарок ко Дню рождения: в определенное время я должен был приехать в аэропорт и улететь неизвестную страну. Перед посадкой в самолет они мне вручили билеты и расписание квеста по Кипру. У меня были конверты с заданиями на каждый день. Местные отвозили меня в нужную локацию, а я перемещался по Кипру и отгадывал загадки. Это было очень прикольно.
Но тогда у меня было вообще не то настроение. Я просто зарылся во внутренние поиски – не было внутреннего вайба, чтобы что-то снимать и бодро об этом рассказывать. Я считал, что аудитория не поймет, и после американского супертрипа это будет уже не интересно. Я снимал видосы по сути из-под палки, потому что у нас была договоренность о совместном проекте. Само путешествие было отличным, но я не снял всех нужных видосов. Мне это не нравилось, и я чувствовал, что поступаю нечестно. Я просто вернул ребятам часть денег за билеты и прочие расходы, извинился и скрыл эти все ролики. А надо было просто тупо собраться, снимать и монтировать.
Потом на Кипре я скентовался с ребятами, своими подписчиками, и как-то закрутилось, что я начал помогать им с хостелами. В итоге в долю вошел, и мы даже начали открывать новые хостелы с нуля. Потом у нас, правда, один отжал местный грек, в помещении которого находился наш хостел. Но мы к тому времени все деньги уже отбили и даже заработали немного.
– Но Кипр тебя от депрессии и самокопания излечил?
– На Кипре этого всего было меньше, потому что там был драйв, движуха с хостелами – это был особенный такой рок-н-ролл. Потом я продал свои доли в бизнесе, и мы с Ханной поехали в Краков. – Почему Краков?
– Я забрал Ханну из Питера, мы вместе сначала жили на Кипре и потом решили переехать в более активный регион, потому что на Кипре стало как-то скучно. Мы решили уехать куда-то в Европу – ни в России, ни в Украине жить тогда не хотели. Выбрали Польшу, потому что проще открыть свое дело и на основании этого остаться и получить ВНЖ.
И мы с Ханной открыли в Кракове кофейню, где было все по закону и суперправильно. Сначала думали о хостеле, потому что был опыт, но приехали в несезон и не смогли найти помещение. У Ханны было больше опыта в бизнесе: у нее была компания в Штатах, а я в этом ни черта не понимал. Кипр меня к этому всему подготовил, но в Кракове было сильно больше всяких цифр-отчетов-бухгалтерии. Для меня это был тот еще экспириенс. Я сейчас даже даю людям консультации в этой сфере.
В итоге внезапно кофейню мы открыли за 25 дней, но поняли что это не наше дело на данный момент – сидеть заниматься офлайн-бизнесом, быть привязанными к месту, с бухгалтерией разбираться – нет, ,на**й! Можно, конечно, было поставить менеджера, но я должен быть вовлечен в бизнес.
Мы это дело быстро упаковали, продали и уехали в Париж. Потом заехали на Кипр – это такое типа наше место силы, как как второй дом. И потом случился такой прикол – Ханна выиграла Green Card. Мы подавались вдвоем, и еще будучи в Кракове узнали результаты: ее выбрали, а меня – нет. Мы начали готовиться к переезду, но потом поняли, что никто из нас этого на самом деле не хочет. Ханна до этого жила в США, и она не хочет такого больше – упарываться работой. Там ты должен работать как сумасшедший. Жить, чтобы работать, потому что надо все оплачивать. Все твои легкие планы на жизнь вроде путешествий при этом стопорятся. В итоге мы забили на Green Card и взяли билеты в Азию.
– Если сравнить США, Кипр и Польшу, в последних двух ритм будет более расслабленным?
– Конечно! В Штатах надо е**шить. Там тебя даже окружение на это как-то заряжает и мотивирует много потреблять: тачка устаревает –
нужна новая тачка. iPhone устаревает – новый iPhone нужен. То есть общество тебя подстегивает на это достигаторство, иногда совсем ненужное. Плюс цены и бюрократия. Люди зачастую об этом не особо думают, когда решают переехать.
Хотя и плюсы тоже есть. Но мы все взвесили, поняли что нам это не нужно и улетели в Азию отдыхать. У меня даже спина болела, и я себе представлял, что если полечу в Азию и тупо полежу на горячем песке на пляже, то она у меня пройдет – и она, сука, прошла! Я там делал сайты на Тильде, сидя в бунгало, и мы просто прикольно покатались по странам Азии: Камбодже, Малайзии, Таиланду, Индонезии. – После этого вы стали такими себе digital nomads?
– Где-то так. Плюс после Азии мы очень сильно замедлились, поняли какие-то вещи, решили, что хотим пожить дома, поехали в Киев. У нас начался период переоценки ценностей. Мы очень прониклись темой слоу-ливинга: это очень клево, когда ты ни за чем не гонишься, не стараешься быть кем-то, убираешь тупое достигаторство подальше, наслаждаешься моментом. Это очень громко звучит, но так и есть. Ты просто кайфуешь от утреннего кофе, а не думаешь, о том, что тебе нужно упороться работой, что-то успеть сделать. Стоит наслаждаться какими-то обычными человеческими вещами: вкусно есть, хорошо спать, видеться с друзьями, общаться с родителями. Счастье очень просто приходит на самом деле.
Сейчас мы сняли приятную квартирку на Осокорках. Нашли на лестничной клетке попугаев, которых кто-то выставил, и принесли их в дом. Хотим взять собаку. Тупо ушли в домашний уют и просто от этого кайфуем. Заботимся о своем здоровье. Стали заниматься такими вещами, которые приходят именно с возрастом, когда ты перестаешь по-тупому рок-н-роллить, бороться с мельницами, гоняться за ненужными мусорными вещами или стараться чему-то соответствовать.
Я сейчас скручиваю самокруточку на своем балконе, смотрю на спальный район Осокорки – я его называю своим Гонг-Конгом, потому что у нас такие высотки полукругом стоят – завариваю кофеек и нахожусь в моменте. Такое простое счастье.
– Ты не так давно писал о том, что твой желанный формат путешествий – это не заскакивать в страну на 2 недели, а как digital nomad приезжать пожить на длительный срок. И при этом нынешней вашей базой стала именно родная Украина.
– Тогда это было на контрасте с жизнью в Кракове, где мы 9 месяцев безвылазно сидели, потому что ждали вид на жительство. Мы были прикованы к месту, и у нас мозг просто взорвался – мы хотели уехать куда угодно! А когда уже немного покатались, то все переоценили и поняли, что может и не надо так. А можно просто жить дома, строить свой комфортик, свою уютную базу с вещами. Заряжаться там и делать точечные короткие выезды.
Я сейчас сдал на права. Меня на это подбила Ханна: в Штатах у нее была тачка, а я с машинами особо не был связан. То есть уже в любой стране я могу брать тачку и спокойно путешествовать в каком-то комфорте, а не тупым автостопом, как раньше. Я не говорю, что это плохо. На каком-то этапе это охеренно, нужно и важно, но потом ты уже этим пресыщаешься и больше ничего не получаешь. Хочется чего-то другого. Сейчас такой вот этап.
– Для того чтобы это понять, надо было все попробовать на себе: дауншифтинг, дампстердайвниг?
– Конечно. Похавать из мусорки тоже надо было. Я совершенно ни о чем не жалею. Обожаю этот период, эту Америку, этот весь рок-н-ролл конченый. Суперклассно! А потом стоило попробовать пожить и на Осокорках в Киеве.
– У тебя уже был еще модный трип в Таиланде, где ты жил в отелях с хрустящими простынями.
– Да. Вот тогда я и понял, что есть разные форматы путешествий. Когда ты спишь в максимально ох**тельном пятизвездочном отеле, когда ты ешь в прекрасном ресторане, когда твою одежду стирают за тебя, а тебя самого катают по супер локациям – это совершенно другой уровень комфорта, но это абсолютно не значит, что ты меньше увидел или меньше почувствовал. Я тогда ничего не оплачивал: это был пресс-тур, и я там был в качестве блогера. Но тогда я понял, за что платят люди. Это вообще другое чувство. Я тогда решил, что хочу менять формат путешествий. – И ты до сих пор считаешь что оба подхода хороши?
– Конечно, оба хороши. Главное – твой внутренний подход. Конечно, если ты едешь в Таиланд или Турцию просто валяться в отеле, и отель и есть твоя цель – то это вообще не круто, и ты от этого вряд ли что-то получишь. А если едешь смотреть страну, но с комфортом на машине, останавливаясь в приятных местах, высыпаясь и вкусно питаясь, ты получаешь в разы больше от страны. Это прикольно – поехать в Италию не чтобы проехать ее автостопом из точки А в точку Б, а чтобы поесть вкусной еды, например. Это точечное путешествие, гастротур в Италию. Это нужно почувствовать, нужно попробовать вино в разных регионах, поесть правильную пиццу, равиоли всякие и прочее. Делать какие-то микроцели. Ехать не чтобы проехать какой-то маршрут галопом, а поехать в Непал, для того, чтобы протопать трек до базового лагеря – такую галочку поставить.
Мы с Ханной даже составили свой список из ста желаний: от самых мелких и дурацких до самых на данный момент невозможных. Он висит на стене, и мы их вычеркиваем по чуть-чуть. И горы там тоже есть – подняться куда-нибудь выше, чем 4-5 тысяч километров.
– Ты сейчас занимаешься организованными турами. У тебя же до этого был подобный опыт с разными компаниями?
– Я ездил с Travel Generation, ребятами из Харькова, по Скандинавии. Это был блогерский тур. Я еду снимаю и рассказываю об этом своим подписчикам. Мне оплачивали путешествие, но гонораров у меня не было никаких.
Затем с Eurotrips мы ездили в Финляндию на Рождество. Прикольный маршрут. Сидячий переезд в автобусе – это, конечно, не очень просто с моими длиннющими ногами, но сам формат мне очень понравился. Потом еще ездили в Исландию с ребятами из Hakuna Matata. Недавно я вернулся из Канады – это был тоже тур с ними.
– Четыре года назад ты говорил, что никогда не стал бы водить туры, потому что вся твоя организация путешествий ограничивается выбором страны, покупкой билетов и оформлением визы.
– Ну да. Я был еще молод, зелен и рок-н-роллен, мыслил идеалами. Сейчас чуть подрос, посмотрел побольше стран и забил на дурацкий максимализм и убеждения о том, что путешествие, а что – нет. Ты можешь в любом формате поехать в любую страну и увидеть то, что тебе нужно. Вот я сопровождал группу в Канаде, мы сняли офигенную тачку, я нашел там водителя и местного гида, у нас был крутой маршрут. Я посмотрел те места, которые мне было бы в разы сложнее увидеть, поедь я туда сам. Безумные красоты, и при этом высокий уровень комфорта.
Все эти «я никогда…» или «я всегда...» – это бред, просто громкие слова. Это все разный экспириенс: и тот клевый, и другой. Мне стало интересно поработать с людьми, прокачать свои навыки. Так же как я получал опыт, открывая бизнес в Кракове или проходя автошколу.
«Я забил на дурацкий максимализм и убеждения о том, что путешествие, а что – нет»
– Раньше на своих выступлениях и в своих видео ты очень активно мотивировал людей путешествовать. Ты до сих пор считаешь, что людям необходимо этим заниматься?
– Я тогда был агитатором. Я в принципе им и остался, но сильно успокоился, и мне это даже нравится. Я сейчас тоже так думаю. Путешествия – это круто, это тебя сильно меняет, это меняет твою точку зрения, это заставляет твой мозг работать активнее. У тебя появляется больше опыта. Ты наблюдаешь, как живут люди и в цивилизованных странах, и в нецивилизованных, ты начинаешь сравнивать, видишь середину. Ты смотришь развитые страны, чтобы было к чему тянуться, и это тебя улучшает. Но не стоит делать из этого суперцель или обязаловку.
Мне кажется, если бы у нас был закон о том, что, когда вы достигаете 18 или 20 лет, государство вам оплачивает путешествие по Скандинавии или Америке, если бы каждый житель нашей страны вот так пропутешествовал один разок и прикоснулся к миру за бугром, к миру с другими законами, то наше общество было бы в разы умнее, сознательнее, ответственнее, вежливее, человеколюбивее и эмпатичнее.
Это не панацея, естественно: ты можешь быть полным мудаком с кучей комплексов и остаться им после путешествий. Но вероятность того, что ты изменишься в лучшую сторону – гораздо выше.ПОДЕЛИТЬСЯ:максим заселен
Введение
При всём многообразии миров и возможном разнообразии инопланетных цивилизаций, описываемых фантастами, прогрессорам из цикла произведений братьев Стругацких о Мире Полудня не раз удавалось обнаружить на других мирах вполне себе земную Европу. В «Трудно быть богом» это была Европа эпохи позднего средневековья, в «Парне из преисподней» Европа середины 20-го века.
В повести «Обитаемый остров», входящей в вышеупомянутый цикл и занимающей в нём важное место, космический корабль главного героя, родившегося в 22-ом веке, терпит крушение на планете, для изображения которой авторами также была взята за основу Европа 30-40-х годов прошлого столетия.
Сегодня многим может показаться странным бескорыстное стремление героев советской фантастики помогать представителям внеземных цивилизаций в решении проблем, с которыми на Земле, в обществе победившего коммунизма, давным-давно удалось справиться. Но во многом именно на этом стремлении, в котором каких-нибудь 50 лет назад читатели не находили ничего странного, и построены произведения братьев Стругацких о Мире Полудня.
Даже тот, кто попал на чужую планету совершенно случайно, считает своим долгом помочь живущим там людям и изменить их жизнь. Но стремятся ли они к этим изменениям сами? Основной темой этой статьи станет повесть Стругацких, я расскажу о мире повести, об истории её создания, о главных вопросах, заданных авторами, а также рассмотрю некоторые варианты ответов на эти вопросы.
Каждая часть повести показывает мир с новой стороны, открывает новую правду, которая не просто дополняет общую картину, а каждый раз переворачивает всё с ног на голову. Чтобы не портить впечатление от прочтения тем, кто ещё не знаком с повестью, в начале статьи я не буду раскрывать основных секретов и расскажу о мире этого произведения только то, что становится известно в первых частях.
Страна Неизвестных Отцов
Вслед за технологическими достижениями и коренными изменениями в общественной жизни на Земле, изменился и сам человек. Люди стали обладать удивительными по нашим меркам способностями: высокой реакцией, ускоренной регенерацией, огромной скоростью, они хорошо видели в темноте и без каких-либо препаратов могли снимать боль у других людей. Естественно всеми этими качествами обладал и Максим Каммерер, член Группы Свободного Поиска, где не место взрослым и солидным людям.
Корабль молодого, легкомысленного путешественника потерпел крушение на планете Саракш, с которой ему предстояло довольно близко познакомиться. Страна Неизвестных Отцов, на территорию которой и угораздило упасть корабль Максима, переживала сложные времена.
Правительство контролировало только границы и центральные районы. Остальная территория погрязла в анархии, там не удавалось справиться ни с голодом, ни с эпидемиями. Всё это стало результатом того, что долгое время некогда куда более обширной страной управляла кучка бездарных финансистов и выродившихся аристократов. Они вогнали народ в нищету и ввязались в разрушительную колониальную войну, в ходе которой стороны не стеснялись применять ядерное оружие. Тысячи городов были разрушены, погибли миллионы.
Подробных сведений об истории страны было не найти даже в городской библиотеке, но точно известно, что положение в государстве, образовавшемся после распада огромной Империи, спасли Неизвестные Отцы. Так называли анонимную группу молодых офицеров, организовавших государственный переворот и захвативших власть. Им удалось навести порядок в центральных районах и завоевать огромную популярность у граждан.
Люди верили всему, что говорят Неизвестные Отцы, да и вообще любые представители власти, но, как оказалось, такой высокий уровень доверия был вызван не столько делами правителей, сколько хорошо организованной пропагандой и оригинальным способом внушения, который будет рассмотрен позже. Отсутствие знаний, агрессивная пропаганда, искоренение инакомыслия и тот самый особый способ лишали людей возможности критически мыслить.
На севере страна граничила с государствами Хонти и Пандея, её бывшими, то ли провинциями, то ли колониями. Отношения с ними были постоянно накалены. На юге вместо нескольких стран образовалась обширная пустыня, выжженная ядерными взрывами. В приграничной зоне можно было встретить увядающие поселения по большей части населённые мутантами. На двух архипелагах другого полушария планеты расположилась Островная Империя, контролировавшая мировой океан с помощью огромного флота подводных лодок.
Отовсюду стране Неизвестных Отцов грозили враги. Её обороноспособность во многом зависела от башен противобаллистической защиты, сеть которых возводилась по всей стране ценой невероятных усилий и лишений.
Но кроме внешних врагов у такой страны просто обязаны были быть враги внутренние. При неимении таковых, их стоило бы придумать, ведь должен же кто-то отвечать за все несчастья, падающие на головы граждан во время правления богоподобных Отцов. Такие враги были, и все они были выродками. Выродки, ежедневно мучавшиеся от сильнейших болей, часто становились шпионами и террористами, разрушающими башни, на строительство которых государство выделяло огромные средства.
По мнению особо маститых экспертов, имеющим мало общего с реальностью, выродки боролись против всех народов и рас, так как они являлись новым видом. Наиболее опасными из них считались те, что жили на юге, наступающая с юга радиационная пустыня гнала их на север.
Те, кто жил в городах, то есть скрытые выродки, не отличались от людей и принадлежали к остаткам нового вида, почти начисто уничтоженного в центральных районах.
Атмосфера планеты обладала удивительными свойствами, что сказалось на том, как люди здесь воспринимали свой мир. Из-за того, что необычайно сильная рефракция задирала горизонт, аборигены считали, что земля вогнутая и живут они на внутренней поверхности огромного пузыря. Этому способствовало и большая плотность атмосферы - никто никогда на Саракше не видел звёзд.
Не до конца понятно, как такое видение собственного мира увязывалось у местных с полётами на самолётах, но, тем не менее, имелась там и авиация. Технологическое развитие стран можно сравнить с уровнем 30-х 40-х годов 20 века, но со своими особенностями. При том, что практически вся техника была аналогична земной, присутствовали, например, ментоскопы, устройства, способные глубоко проникать в воспоминания людей и обладающие высокой разрешающей способностью. Записи воспоминаний называли ментограммами.
Максим Каммерер
По наивности своей считая, что местные таким образом пытаются установить с ним контакт и узнать что-то о его мире, Максим с радостью делился с ними воспоминаниями о социальной, экономической и культурной жизни на Земле. Но такие ментограммы не вызывали интереса у тех, кто работал с пришельцем. А вот воспоминания о приключениях, о различных инопланетных существах и явлениях привлекали их.
Позднее выяснилось, что желание Максима встретится с учеными и установить контакт не были восприняты местными всерьёз, ведь они даже не допускали возможности существования во Вселенной других обитаемых миров. Его приняли за сумасшедшего, а ментограммы чудака нужны были только для того, чтобы транслировать их по телевидению. На трансляции воспоминаний сумасшедших было построено целое телешоу.
Поведение вроде бы обычных с виду людей, порой удивляло. Время от времени их накрывали внезапные, необъяснимые, кратковременные волны восторга и энтузиазма, радости, гордости, счастья и упоения преданностью своим правителям. Тогда Максим ещё не знал о причинах этого странного поведения.
Таким увидел этот мир неестественно добрый для него молодой человек, прилетевший с Земли, которая давно уже забыла о том, что такое войны, голод и эпидемии, на которой не было противоречий между социальными группами. Его, мало что знающего о жизни и слоняющегося по космосу в поисках приключений, потрясли и картина всемирного хаоса и отношение людей друг к другу.
В дальнейшем герою, обладающему множеством способностей, предстояло стать гвардейцем и террористом, узнать все прелести жизни смертников, пережить множество потрясений, и понять, что многое из того, что он узнал об этом мире, было ложью.
Замысел Стругацких
Стругацкие начинали сочинять абсолютно беззубое, развлекательное произведение о приключениях комсомольца 22 века. Его публикация, по замыслу авторов, должна была исправить отношения к ним власти и издательств, которые заметно ухудшились после написания романа «Улитка на склоне» и повести «Сказка о Тройке».
Но в итоге произведение о легкомысленном землянине, попавшем на другую планету, вышло совсем другим. «Обитаемый остров» сложно назвать беззубой и исключительно развлекательной повестью. В чём-то его можно сравнить с романом Джорджа Оруэлла «1984». В повести даже упоминаются митинги ненависти, а государственная идеология страны Отцов, построена на идее постоянной угрозы извне.
Итак, Стругацкие задумали написать оптимистическую повесть о контакте в 1967 году. В 68-ом она была готова, в том же году отрывок повести был опубликован в журнале «Знание - сила», сокращённый вариант в журнале «Нева» в начале 69-го, но вот с дальнейшими публикациями всё сложилось не просто. С полной версией повести читатель познакомился только в 71-ом, после того, как авторы, подчиняясь требованиям цензуры, внесли в произведение сотни изменений.
Главный герой, Максим, в оригинале носивший фамилию Ростиславский, стал Каммерером. А тот, кто известен прочитавшим повесть под именем Рудольф Сикорски, планировался как Павел Григорьевич. Неизвестные Отцы: Папа, Свёкор и Шурин превратились в Огненосных Творцов: Канцлера, Графа и Барона. Все советские издания повести выходили именно в таком виде. Один из элементов своеобразной эстетики повести – выбор имен второстепенных героев, остался без изменений. Многим из них авторы дали имена известных венгров и албанцев – правителей, поэтов и других деятелей культуры.
В начале девяностых Борис Стругацкий восстановил первоначальный текст повести, сохранив при этом Рудольфа Сикорски и фамилию Максима, так как эти персонажи стали героями не только «Обитаемого острова». Ротмистр Чачу сохранил своё звание, хотя задумывался, как капитан. Автор не стал возвращать к первоначальному виду также многие из прижившихся уже терминов.
Экранизации
В 2007 году компания "Акелла" выпустила три компьютерных игры по мотивам романа. Первая из них это пошаговая стратегия, предоставлявшая игроку возможность сделать выбор в пользу одной из четырех представленных в повести фракций. Уничтожать врага можно было с помощью десятков различных юнитов. Вторая представляла собой заурядный экшен, а третья - квест.
В 2009 году на экраны вышел фильм Фёдора Бондарчука. В своё время по фильму не прошёлся только ленивый, но всё ли так плохо на самом деле? На мой взгляд, зрители и критики оказались слишком строги к одному из первых отечественных блокбастеров.
Авторами сценария стали фантасты Марина и Сергей Дяченко. Для максимально полной передачи содержания повести авторы увеличили хронометраж до четырех часов. Из-за этого его пришлось разбить на две части, которые вышли под названиями «Обитаемый Остров» и «Обитаемый остров: Схватка».
Бюджет дилогии по меркам нашего кино был фантастический, съёмки двух фильмов, большая часть которых проходила в Крыму, продолжались 222 дня, приглашены талантливые актёры, в съёмках участвовало 7000 человек массовки, было пошито 3000 костюмов. Зритель предвкушал эффектный блокбастер.
Авторам удалось рассказать историю, что для нашего кинематографа уже несомненная удача. Были созданы оригинальные образы, фильм имел свой стиль, пусть и не подходящий для мрачной антиутопии, ведь перегибы в сторону стилистики киберпанка и излишняя яркость оказались явно ни к месту. Не обошлось и без заимствований некоторых элементов из знаменитых западных антиутопий.
Можно было бы отметить неплохую актерскую игру, но отмечать особо и некого, кроме уже состоявшейся на тот момент звёзды отечественного кино Алексея Серебрякова. Справедливости ради стоит отметить и героя Петра Фёдорова, который выделяется среди остальных. Зато можно отметить слабую игру других состоявшихся звёзд сыгравших Зефа и Вепря, и в целом качественную постановку… качественную по меркам отечественного кино, разумеется. Да, на происхождение фильма тоже стоит делать скидку. На тот момент фильм Бондарчука был едва ли не первой картиной, которую можно было назвать отечественной зрелищной фантастикой.
Содержание повести действительно удалось передать довольно таки полно, но не обошлось и без изменений сюжета, особенно во второй части фильма. И в целом всё было ничего, если бы из философской, напряженной и наполненной действием антиутопии авторы не выбросили всю философию.
Показать мысли героев с помощью образов и актёрской игры – задача не из простых. И она, по всей видимости, перед актёрами просто не ставилась. Но без этих размышлений и авторского текста произведение потеряло свою глубину, остался яркий фантастический боевик, наполненный не самыми лучшими спецэффектами. Кроме того, исключение всех размышлений сказалось и на восприятии сюжета. Читая повесть, не теряешься в повествовании, а значительные разрывы в хронологии сглаживаются описаниями и теми самыми мыслями героев. В фильме такого эффекта сглаживания добиться не удалось, сюжет получился рваным. И в данном случае чрезмерно пристальное следование сюжету повести стало скорее минусом.
При этом не до конца раскрыт образ главного героя, возможно именно из-за этого многим зрителям была непонятна не сползающая с его лица улыбка в первой части фильма. А ведь даже та, не отраженная в фильме деталь, что Максим очень сильно переживал и буквально ночами не спал из-за того, что ему пришлось ввязаться в драку из-за Рады, могла помочь понять героя и его изменение. В фильме же он даже во время драки продолжает улыбаться.
Очень неоднозначным получился и финал картины. С одной стороны авторы дословно цитируют повесть, а с другой стороны демонстрируют видеоряд, который никак не соотносится со словами Странника.
Смотреть или читать?
Смотреть ли фильм, если вы его еще не видели? Думаю, что это можно сделать сразу после прочтения повести, если вы её ещё не прочли. Фильм стал неплохой иллюстрацией, но ни в коем случае не следует судить по нему о повести, это, всё же, две большие разницы, несмотря на одинаковые названия.
После выхода первой части фильма вышла ещё одна компьютерная игра во вселенной повести - тактическая стратегия, рассказывающая о нелегкой доле бойцов Боевой Гвардии. Игра использовала стилистику фильма.
Тот кто хотел бы узнать о планете Саракш больше, чем рассказали в своем произведении Стругацкие, могут рискнуть познакомиться с межавторским циклом «Обитаемый остров», в котором современные авторы дополнили и продолжили сюжет оригинальной повести, а также рассказали о некоторых эпизодических героях. В цикле насчитывается более десятка произведений.
Повесть «Обитаемый остров», которая по объёму, масштабу и структуре больше напоминает роман, стала первой частью так называемой трилогии Каммерера, в которую входят также повести «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». И если вы только начинаете знакомиться с творчеством братьев Стругацких, то прочтение этих и других произведений из цикла о Мире Полудня даст более полное понимание сюжета повести.
Далее я подробнее рассмотрю главные темы, затронутые в этом произведении. Будут спойлеры. Поэтому если вы ещё не читали повесть, то рекомендую продолжить чтение после того, как вместе с Максимом Камеррером пройдёте его нелёгкий путь по стране Неизвестных Отцов.
Развитие главного героя
В повести совесть противопоставляется холодному расчёту, независимое мнение сформированному, а необходимость изменений недопустимости принятия поспешных решений. Это лишь некоторые из тем, затронутых авторами.
Наряду с этим на протяжении всей повести происходит изменение главного героя. В самом начале это добрый, бесхитростный идеалист, легкомысленный молодой человек, воспринимающий всё происходящее, как игру. Возможно, Стругацкие малость переборщили с демонстрацией наивности и даже некоторого разгильдяйства главного героя и временами противоречат сами себе. То он мучительно вспоминает, как звали Гитлера, то едва ли не моментально запоминает целые учебники и справочники. Не знает о сигаретах и деньгах, но блистает знаниями и талантами почти во всех областях.
Может быть он, конечно, недолюбливал историю и всё, что с ней связано, но, скорее всего, такие черты Максим унаследовал от первоначального замысла авторов написать несерьёзное произведение. Как бы там ни было, ему предстоит научиться не доверять людям, видеть в них подлость и жестокость, а также стать жестоким самому.
Человек, который пока не нашёл себя на Земле, пытается найти своё место в чужом мире. Но и тут это получается у него далеко не сразу. В начале повести Максиму ничего не остается кроме как принять официальную версию всего происходящего и поступить на службу системе. Заканчивается всё это полным разочарованием в идеалах и методах Боевой Гвардии. Вскоре он уже противостоит системе, считая Боевую Гвардию безмозглым оружием в чьих-то руках. Ему раскрывается правда о Неизвестных Отцах, интриганах, опирающихся на штыки, невежество и усталость нации. О том, что народ понятия не имеет, для чего на самом деле необходимы башни.
Но при этом и подполье было далеко от идеала. В нём было достаточно идейных и честных людей, но вместе с тем существовали и те, кто хотел лишь занять место Неизвестных Отцов, сохранив при этом башни, и те, кто рассматривал башни, как могучее средство воспитания народа.
Поняв, что подполье разобщено, Максим решает самостоятельно организовать сопротивление. Первым пунктом в его программе стало свержение Отцов и установление демократического правительства.
Конфликты
Однако его стремление натыкается на отсутствие силы, на которую можно было бы положиться в этой борьбе, а его диалог с мутантом по имени Колдун порождает новые сомнения.
"Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стенать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того, чтобы прикрикнуть на неё и поставить её на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений."
Так Стругацкие вводят в повесть ещё один конфликт. Роль личности, вмешавшейся в естественное развитие и готовой нарушить равновесие мира, противопоставляется неизбежности исторического процесса. Также в диалоге Максима и Колдуна раскрывается, пожалуй, главный конфликт повести между совестью и рациональностью, расчётом. Совесть движет Максимом, он не преследует никаких личных целей, начиная борьбу. Главной наградой для него должно стать устранение несправедливости и угнетения. На Саракше даже среди тех, кто свободен от влияния излучения, такие стремления главного героя мало кому понятны. Все тут подправили и приспособили свою совесть к действительности.
Авторы делают несколько допущений, без которых не получилось бы провести героя через всю страну и показать его сторонником противостоящих друг другу сил. Не раз Максима должны были казнить за совершенные им преступления, не раз в нужный момент под рукой оказывалась необходимая для продолжения путешествия техника – то танк, то самолёт, не раз ему предстояло с легкостью завоевать доверие тех, кто с подозрением относится ко всем окружающим.
Всё это было необходимо не только для того, чтобы обрисовать картину мира, но и показать его с разных сторон. Благодаря этому герой понимает, что мир не разделён на чёрное и белое, как считает, например, Гай, а окрашен разными оттенками серого.
Главный вопрос
В финале Стругацкие подводят читателя к одному из важнейших вопросов повести, который задавался ими уже не раз: стоит ли платить огромную цену за попытку построения более справедливого общества, за попытку изменить жизнь людей, которые к этому, в большинстве своём не готовы? Само собой и на этот раз однозначного ответа ими не даётся, ведь одной из целей всего их творчества было подтолкнуть читателя к самостоятельным размышлениям.
Тут стоит вернуться к фильму Фёдора Бондарчука и сказать о том, что было показано в финале картины. Во время встречи Максима и Странника последний отчитывает нерадивого революционера. Армия отмобилизована, Гвардия цела, Отцы на месте, мобильные излучатели функционируют. То есть даже если вдруг осознавшие что-то люди поднимутся, то не смогут свергнуть Отцов в одночасье. Но при этом показано, что выродки берут власть в свои руки. Как же так вышло, если все элементы системы продолжают функционировать? Такой противоречивый финал вышел явно не в духе Стругацких.
Спринтеры и случайный "прогрессор"
В одном из интервью Борис Стругацкий определил прогрессорство как стремление и умение спрямить историю, сделать ее менее кровавой и жестокой. Однако отметил, что занятие это для людей высоконравственных, совершенно бескорыстных и точно знающих, какой именно вариант истории является правильным. Без соблюдения этих условий прогрессорство превращается в более или менее закамуфлированное колонизаторство вроде захвата рынков или продвижения на чужую территорию своих собственных обычаев или миропредставлений.
Однако на этот раз ситуация описана несколько иная – изменить чужой мир пытается человек попавший туда случайно. Максим не из тех, кого в повести «Трудно быть богом» Стругацкие назвали спринтерами.
Спринтеры нарушали принцип бескровного вмешательства и проявляли чрезмерный энтузиазм, но они, как и остальные сотрудники института экспериментальной истории, имели четкое представление о процессах, происходящих в изучаемом ими мире, имели связи в местном обществе и обладали рычагами влияния на него. И при всём этом их инициативы, как правило, заканчивались трагически, так как народ просто не был готов к переменам, которых добивались спринтеры.
Максим же не только не был скован правилами института экспериментальной истории, но и не обладал ни необходимыми знаниями, ни серьёзными возможностями для осуществления перемен. Однако, он был уверен в том, что ему известно, какие действия необходимо предпринять, чтобы улучшить жизнь в стране, что все проблемы можно решить одним махом – свергнув тиранов и уничтожив символический Центр. Кажется, что такую же точку зрения разделяют и авторы большинства современных антиутопий.
К тому же на этот раз выбор существует не только между невмешательством и изменениями, но и вариантами изменений: подготовленными Странником постепенными реформами с учётом всех возможных угроз, и спонтанным государственным переворотом, начатым с подачи прокурора, хотя и возмужавшим, но всё ещё наивным и недальновидным Максимом.
Тем не менее, после прочтения каждый сам решит для себя о ком эта история: о человеке искренне желающем помочь угнетаемым людям или о глупце-идеалисте добавившем проблем и без того страдающему народу. Вполне возможно, что Максиму предстояло стать новым народным вождём, возвеличенным противниками Неизвестных Отцов, если бы на планете уже не действовали сотрудники галактической безопасности. Однако, Странник остаётся фигурой загадочной, а вопрос «оправдывает ли цель средства?» вполне можно задать и в отношении его деятельности.
Неоднозначная концовка
Если же рассматривать повесть в отрыве от произведений, в которых фигурирует Рудольф Сикорски, то можно задаться ещё одним вопросом: стоит ли доверять тому, что сказано Странником в финале? Структура повести построена так, что в каждой её части Максиму открывается новая правда, опровергающая многое из того, что было известно герою. Повесть заканчивается на самом интересном месте, но кто сказал, что на этот раз Максиму открылась истина? Ведь вполне возможно, что сказанное Странником было рассчитано на то, чтобы сделать Максима своим союзником.
Существует версия, по которой Саракш стал испытательным полигоном для оппозиционной группы землян, задумавшей контролировать сородичей с помощью излучения, которое пока ещё не действовало на выходцев с Земли. Подтверждением тому являются и ментоскопы, которые выглядят в данном мире явно чужеродно, и упоминание о создании Странником защиты от излучения, и тот факт, что Максим беспрепятственно смог подлететь к планете, находящейся под наблюдением галактической безопасности. Возможно также, что агенты землян проследили и за тем, чтобы главенствующей теорией стала та, по которой во Вселенной больше не существовало обитаемых миров. Кроме того, излучение, действие которого изучалось в департаменте специальных исследований, в прошлом могло применяться и на Земле для объединения общества на определённом этапе… Но вернемся к повести.
Башни и "башни"
В статье уже говорилось о том, что подавляющее большинство жителей страны Неизвестных Отцов не обладало критическим мышлением и верило всему, что сообщала власть. Такое массовое оболванивание, строящееся на безграничном доверии, невозможно без агрессивной пропаганды, без подавления всякого инакомыслия, без объявления политических противников правящей элиты врагами всего государства, без неполноценного образования, обеспечивающего получение знаний, необходимых лишь для того, чтобы человек смог выполнять функции, отведенные ему системой. Когда всё это присутствует, подданные спешат оправдать все преступления богоподобных правителей, ведь в их головах создан образ заботливых и благородных людей, проводящих бессонные ночи в мучительных раздумьях о судьбах народа.
Стругацкие добавляют ко всему перечисленному башни.
"Излучение башен предназначалось не для выродков. Оно действовало на нервную систему каждого человеческого существа этой планеты. Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть этого воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего исступленно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. "
Однако история человечества говорит нам о том, что превращение человека мыслящего в человека верующего происходит и без излучения, действующего на нервную систему. Для этого вполне достаточно уже имеющихся в арсенале пропагандистов средств.
В произведении вера противопоставляется сомнению, вернее умению подвергать сомнению, казалось бы, неоспоримую информацию. Авторы показывают мир не только глазами главного героя, для которого всё происходящее дико и который стремится всё исправить, но и тех, кто не знает другой правды, кто вырос в стране Неизвестных Отцов и для кого существующее положение вещей и есть справедливость. Когда же среди таких верующих появляется человек любознательный, умеющий мыслить, задавать вопросы и подвергать сомнению выводы, кажущиеся бесспорными, он и окружающих подталкивает к тому, чтобы посмотреть на происходящее под другим углом.
И можно, конечно, оправдывать Неизвестных Отцов, говорить, что массовое оболванивание и репрессии были необходимостью, вызванной суровыми временами. Вот и сами герои говорят именно так. Только не слишком ли универсальный способ придумали те, кто хочет оправдывать собственные преступления или властолюбие исторической необходимостью?
Идеальный рецепт для тиранов
Стругацкие показывают идеальный рецепт для новичка в клубе тиранов: кольцо внешних врагов и постоянная угроза со стороны внутренних оправдывают существование военной диктатуры и суровых порядков. Любой вольнодумец при этом автоматически объявляется внутренним врагом. А элементарный порядок, наведённый после продолжительного хаоса, необходимо подавать, как безусловную заслугу новоиспеченных правителей, которые сразу же объявляются спасителями нации и которые сами в состоянии разобраться надо их на кого-то менять или нет.
Возвращаясь к вопросу о том, нужно ли нарушать равновесие в мире, где большинство удовлетворено сложившейся ситуацией, необходимо рассмотреть такой момент. Объективную оценку происходящему в стране Неизвестных Отцов могли дать только выродки, невосприимчивые к внушению. Выродков было мало, около 1% от численности населения, они вели борьбу за существование и перемены им были жизненно необходимы. Должны ли они были учитывать при этом мнение тех, кто превращен правителями в куклы и выполняет любой их приказ? Таких, повторюсь, абсолютное большинство. И ведь прав был Максим – страшная штука, однако, - установившееся равновесие сил.
Из такой ситуации не существует выхода, который устроил бы всех, а руки победителя, кем бы он ни оказался, в любом случае будут по локоть в крови.
Предупреждение или пророчество?
Бесспорно, произведение по-прежнему актуально, но говорить о том, что Стругацкие были пророками, я бы не стал, так как главное в данном случае это наглядная демонстрация принципа работы такой системы.
Скорее это предупреждение, нежели пророчество. Не из-за того ли был разрушен некогда благополучный мир, что люди отодвинули свою совесть в сторонку, постоянно подправляли и приспосабливали её?
Описанную систему, угнетающую свободы граждан, можно сравнивать и с режимами прошлого, и с нынешними. Но хочется верить, что уже родился тот, кто в будущем прочитает повесть и сможет с уверенностью сказать, что всё описанное Стругацкими навсегда осталось в прошлом.
Автор - Дмитрий Трещев
Таймкоды:00:00 - Вступление
02:08 - О мире повести
09:08 - История создания повести
11:32 - О фильме Фёдора Бондарчука
16:43 - Главные темы повести
17:56 - Путь главного героя
20:20 - Допущения, сделанные авторами
21:36 - Необходимы ли изменения?
24:24 - Странник и заговор землян
26:06 - О столпах системы. Заключение
30:54 - Список использованных материалов, благодарность спонсорам
Проект посвященный творчеству Братьев Стругацких:
https://www.youtube.com/c/ВселеннаяБр…
https://strugatskie.com/
Группа ВК «Братья Стругацкие» — https://vk.com/strugatskie
Группа «Азимов Учит. Наука и научная фантастика» — https://vk.com/asimovonline
Группа «Cyberpunk Zero» — https://vk.com/cyberpunkzero
SUREN — https://www.youtube.com/channel/UC47i…
Группа «SUREN» — https://vk.com/surenvideo
Пикник на обочине — https://youtu.be/fHROzy6NHQ8
Трудно быть богом — https://youtu.be/8VMzChFF8Aw
Парень из преисподней — https://youtu.be/QeZjHRappLA