Что бросают сумоисты перед боем
Сейчас прохожу 1233 уровень игры "Выбирайка" в одноклассниках и столкнулась с подобным вопросом. так вот действительно правильный ответ на этот вопрос - соль. Полезла в интернет почитать об этой интересной традиции,, и вот какие пикантности обнаружила:
что бросают сумоисты перед боем
Как бы ни были великолепны и роскошны церемонии, все же главное для зрителей - увидеть состязания богатырей. Хотя непосредственно сама борьба длится, как правило, не более полуминуты, поединок рикиси (прежде всего психологический) занимает намного больше времени.
Сумотори занимают места возле арены за несколько минут до начала своей схватки. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за встречей других борцов. Подходит время – и йобидаси («зазывала») приглашает участников схватки на дохё. Протяжные и распевные объявления звучат примерно так: «Восток представляет озэки Кайо; Запад представляет сэкивакэ Ваканосато». Благодаря своей актерской подготовке йобидаси вполне мог бы выступать на сцене театра Кабуки.
Рикиси поднимаются на помост. Одеты они уже не в праздничные маваси, а в обычные - шелковые пояса длиной около 9 метров и шириной около 60 сантиметров, которые обматываются вокруг тела борца от 4 до 7 раз (в зависимости от объема талии). Маваси одноцветны, но цвет своего пояса сумотори волен выбирать сам. Многие борцы суеверны, и нередко в начале нового басё можно увидеть, что маваси, не принесший удачи своему обладателю в ходе прошлого турнира, уступает место новому фавориту. Переднюю часть маваси украшают декоративные струны (сагари). Никакой роли в борьбе они не играют, так что после завершения схватки сумотори может остаться как со струнами, так и без них. Второй случай может свидетельствовать только о более напряженном характере борьбы.
Волосы рикиси собраны в пучок на макушке. Это одновременно и дань традиции эпохи Эдо, и способ защитить голову спортсмена от травмы в случае серьезного падения. Прическа борца макуути и дзюрё намного пышнее прически борца низших категорий. Прежде чем придать своему облику законченный самурайский облик, сумотори должен отращивать волосы не менее года. Так что борец, стремительно врывающийся в борцовскую элиту (это случалось с Мусояма, Миябияма, Котомицуки), рискует оказаться в положении, когда его не совсем солидный облик не будет соответствовать торжественной атмосфере различного рода церемоний.
После выхода на дохё сумотори должен прополоскать рот водой и обтереться бумажным полотенцем. Тикара-мидзу (воду, дающую силы) готовящемуся к поединку борцу преподносит в деревянном ковшике другой рикиси, но только не сумотори, поверженный в предыдущей схватке (это плохая примета!) Полоскание рта помогает рикиси очиститься от дурных мыслей. Продолжением ритуала является разбрасывание соли. С древних времен соль в Японии считается символом чистоты. Богатыри зачерпывают из специального ящика по пригоршне соли и кидают ее на дохё. Такая процедура повторяется несколько раз. Бросая соль, рикиси не только изгоняет злых духов и демонстрирует намерение бороться честно, но и настраивается на поединок. Кроме того, хорошо удобренный солью дохё - гарантия того, что в случае травмы в кровь борца не попадет инфекция.
Сумотори по-разному относятся к исполнению священного ритуала. Йокодзуна Ваканохана, например, разбрасывал соль по арене небольшими щепотками, пробуя специю на вкус. А 180-килограммовый Митоидзуми наполнял свою гигантскую ладонь до верху и изо всей силы запускал оставляющий белый шлейф порошок в небо, после чего нещадно хлестал себя обеими руками по щекам. За год сэкитори расходуют более 4,200 тонн соли (столько, сколько потребляют 1050 японских семей). После второй мировой войны бедная Япония, конечно, не могла позволять себе такого расточительства, поэтому в течение нескольких лет для разгона злых духов бросался песок.
На помосте участники поединка частично повторяют ритуал, совершаемый йокодзуна перед началом соревнований (хлопают в ладоши, разводят в стороны руки и притопывают). Магические действия напоминают разминку. В это время на арене могут появиться йобидаси со специальными свитками. Появление свитка перед зрителями свидетельствует о том, что кто-то из спонсоров выделяет награду для победителя поединка. Общую сумму призовых определить нетрудно: один свиток – это 60 тысяч иен. Правда, по окончании схватки победитель получит в конверте ровно половину (25 тысяч поступит в индивидуальный накопительный пенсионный фонд рикиси, 5 тысяч уйдут на уплату различных сборов). Спонсоры не очень щедры и обычно жалуют своим вниманием только поединки с участием самых знаменитых сумотори.
Прежде чем броситься на противника, борец не только должен сам коснуться кулаками земли, но и дождаться того же жеста от соперника. Если один из атлетов преждевременно срывается с места, гёдзи обязан вернуть соперников на исходные позиции. Количество фальстартов не ограничено.
Как правило, исход поединка предрешает татиай (одновременный стартовый рывок) . Даже если удачно ринувшемуся в бой сумотори не удается сразу бросить на землю или вытолкнуть за пределы арены зазевавшегося противника, он может удобно захватить «вражеский» пояс, что, скорее всего, принесет дивиденды в ходе схватки.
Когда один из соперников повержен, гёдзи протягивает оригинальный веер - гумбай - в восточную или западную сторону, указывая на место, с которого принимал бой победитель. Определить исход поединка не всегда просто. Для того чтобы уточнить, кто из борцов коснулся земли или покинул арену раньше, может созываться моноий (собрание с участием гёдзи и пятерых судей, находящихся за пределами дохё). В случае если они не приходят к единому мнению (даже после просмотра видеозаписи), может быть назначен дополнительный поединок - торинаоси.
После завершения схватки счастливый, но не показывающий своих чувств победитель садится на корточки. К нему приближается гёдзи и, произнося имя выигравшего схватку борца, протягивает в сторону триумфатора гумбай.
В это же время победитель получает в конверте денежный приз (если таковой имеется) и исполняет жест благодарности трем богам победы. Теперь, с чувством исполненного долга, выигравший схватку сумотори берет в руки деревянный ковшик и наполняет его водой, которой будет полоскать рот участник следующего поединка.
Современное сумо выглядит как сплав шоу, жесткого контактного единоборства и религиозного действа, пропитанного духом традиций Ямато. Бойцы-суматори — это олицетворение древней Японии, яростной, патриархальной и непонятной, если смотреть с нашей колокольни.
Сумо — это борьба богов и императоров
Сам термин «сумо» по мнению японцев появился от двух древних слов: «сумахи» — танец вдвоем и «сумафу» — меряться силами. Именно силами решили померяться два японских бога, Такэмикадзути и Такэминаката, когда спорили, кому достанется Япония. Они встретились в поединке сумо, и потомки победителя стали первыми императорами Ямато. Такова легенда, записанная в Кодзики (записях о деяниях древности), датированных 712 годом.
Основателем сумо считается Номи-но Сукунэ, обожествленный после того, как в поединке убил своего противника, великана Тагима-но-Кэхая, сначала ударом ноги сломав ему ребра, а потом раздробив тазобедренный сустав. Случилось это в 23 году до нашей эры — об этом написано в Нихон сёки, хрониках, датированных 720 годом нашей эры.
Первые же достоверные сведения о борьбе сумо относятся к 642 году нашей эры, когда при дворе императора Когёку состоялся турнир в честь послов из Кореи. Борьба была так популярна, что ею не гнушались заниматься и императоры. Известно про поединок, в котором император Уда так толкнул соперника, что тот улетел с площадки, сломав спиной столб. А император Хорикава в XI веке при своем дворе завел и вовсе замечательные порядки: он заставлял своих чиновников каждое утро бороться друг с другом.
Профессиональное сумо — только для мужчин
В Японии с древности царили патриархальные порядки, а сумо стало их средоточием. При «золотом веке» сумо, в период Эдо, когда страной правили сёгуны из клана Токугава (1603-1868 гг.), женщинам запрещалось даже наблюдать за боями профессиональных борцов.
Правда, дамы настолько любили этих силачей, что приходили следить за их тренировками и в качестве знаков внимания кидали им свои пояса и накидки. Когда в период Мейдзи (1868-1910 гг) их допустили до просмотра поединков, они тут же превратились в самых ярых болельщиков.
Тем не менее, до сих пор женщины могут заниматься лишь любительским сумо — в профессиональный спорт им вход запрещен. Они даже не имеют права заходить на традиционный ринг. С этим связан один политический казус. С 2000 по 2008 год губернатором Осаки была женщина — Фусаэ Ота. На своем посту она должна была вручать призы бойцам, заходя на ринг. Однако ей запретили это делать, и сколько бы она не призывала Ассоциацию сумо отменить запрет, те отказывали.
…Но так было не всегда
Исторические свидетельства говорят о том, что в древности и средневековье женщины все же занимались сумо. Правда, не в таких обычных обстоятельствах, как мужчины. В нихон сёки написано, что в 469 году император Юряку приказывал своим фрейлинам снимать одежду и бороться. А в период Тоетоми Хидэёси (1537-1598 гг.), одна буддийская монахиня, имевшая мощное телосложение, на благотворительных соревнованиях победила всех противников-мужчин.
В период Эдо существовало онна-дзумо или женское сумо. Правда, возникло оно в Осаке, в кварталах, где были бордели. В них проститутки боролись либо друг с другом, либо со слепыми мужчинами. Конечно, полноценной борьбой это назвать сложно, но женщины-борцы даже брали себе боевые имена — напрямую связаные с их профессией. Например, Титигахари (Набухшие груди), Таманокоси (Паланкин из яичек) или Кайсато (Устрица из веселого квартала).
В середине XVIII века женское сумо добралось и до Эдо, будущего Токио. Поединки проводились в храме Асакуса, пока их не объявили аморальными и не запретили. Но народ продолжал свои забавы уже неофициально и не на территории храма.
В период Мейзди женщинам было запрещено бороться с мужчинами, но вот друг с другом они боролись, и в 1891 году газеты писали о целой женской театральной труппе, которая демонстрировала профессиональные поединки. Однако с 1926 года женское профессиональное сумо было полностью запрещено, и запрет не снят до сих пор, хотя по «любительскому» женскому сумо даже проводятся чемпионаты мира (первый прошел еще в 1997 году).
Сумоисты не такие жирные, как кажется
Конечно, по фотографиям сумоистов видно, что у них есть лишний вес. Да и средний вес сумоиста-профессионала — 157 кг, а знаменитый борец Конисики доходил до 310 кг. Все дело в том, что в профессиональном сумо нет весовых категорий, так что бойцы, которые хотят взойти на вершину, должны набирать массу.
Но судя по исследованиям, на которые ссылается О. Иванов в книге «Сумо — живые традиции древней Японии», в теле сумоиста ростом в 178 см и весом 138 кг жира меньше, чем в организме японского бизнесмена ростом 172 см и весом 75 кг. А проведенные в 2013 году исследования показали, что средний процент жира среди всех суматори всех лиг — 14, тогда как у японского мужского населения — 15-19.
Надо полагать, под мощным слоем жира находятся мощные мышцы. Даже мальчиков в школы сумо тренера предпочитают брать не с жирком, а атлетичных или тощих, так как считают, что изначально толстый парень будет ленивым, ведь он уже довел себя до такого состояния.
Тем не менее, профессиональные борцы сумо — люди внушительных размеров. Для них не только шьют огромную одежду и обувь: даже унитазы во дворце сумо Кокугикан в полтора раза больше, чем обычные.
В школах сумо царит лютая дедовщина
Если юноша решает пойти по пути сумоиста-профессионала, он должен сразу забыть, что он у мамы самый лучший, так как в ближайшие годы его ждет только усердная работа и унижения.
В школе сумо все строго иерархично. Слово наставника — закон, а младшие ученики прислуживают старшим. Иерархия во всем, включая режим. Во время банных процедур младшие трут и отмывают старших. Когда грузинского борца Мераба Цагурия спросили, что было самым сложным в сумо, он ответил, что сложнее всего было тереть в бане чужие спины. Спят младшие борцы в специальном углу, и им положены только тонкие одеяла, отчего они часто простужаются.
Готовят и прибираются тоже младшие. Они же прислуживают при приеме пищи, а едят последними. Во время тренировок старший борец может таскать за волосы по площадке младшего, а тот ходит за ним на корточках, всячески изображая смирение. Если же он падает, старший пинает его ногами, заставляя вставать.
Никто не жалуется: они сами выбрали этот тернистый путь, желая стать профессиональными борцами сумо.
Сумо — это мир странных традиций
Вся жизнь сумоиста-профессионала пронизана необычными традициями и ритуалами.
Перед тем, как зайти на ринг, борец кидает на него соль, чтоб очистить от злых духов. «Дохё» — место, где борются профессионалы, выглядит как квадратная площадка, возвышающаяся над землей на 34-60 сантиметров, сделанная из глины. Ее строят перед каждым турниром заново, используя только старинные ручные инструменты и технологии, как это делали столетия назад.
Еще интереснее ритуалы, в которых религия сочетается с борьбой. Когда в Японии проходит праздник плодородия, один из борцов борется с духом риса. При этом, если он будет поддаваться, дух риса обидится, и урожай погибнет, однако по традиции дух должен победить — тогда урожай будет обильным. Выглядит это так: полуголый здоровый мужик сражается с воздухом, чудовищно напрягаясь и корча страшные рожи, а потом резко падает, проигрывая, под радостные крики зрителей.
Есть и ритуал перед важным боем: сумоист выпивает свежей крови черепахи, чтобы получить побольше сил. Живой еще черепахе отрубают голову, нацеживают крови в стакан, добавляют лед и все это борец употребляет внутрь.
Сумо — это борьба. Бить кулаками или ногами нельзя — но есть лайфхак
Вообще, сумо — это вид борьбы, и обычно побеждают, либо вытолкнув противника за границу круга, либо бросив его на землю, или заставив коснуться поверхности чем-то кроме стоп. По современным правилам запрещено бить противника кулаком или ногой.
А вот удары ладонью не запрещены, чем некоторые бойцы и пользуются, вырубая своих противников жесткими оплеухами. С их весом и физической мощью это не так уж и сложно. Убедиться в этом можно, посмотрев эту нарезку:
Сумоисты носят боевые имена — иногда довольно забавные
Каждый профессиональный борец сумо берет себе боевое имя. Это пошло еще с XVI века, когда сумо занимались ронины — самураи, лишившиеся своего господина. Боевое имя должно было и устрашить противника, и скрыть личность бойца.
Такие боевые имена называются «сикона». Их дают наставники в школах, и боец не может от них отказаться. Обычно они звучат грозно, или просто красиво. Например, в средневековье были имена Инадзума (Гроза) или Оараси (Большая буря).
Но в эпоху Мейдзи (1868-1910 гг), в Японии увеличилось влияние западной культуры и появился тренд на модернизацию общества, поэтому сикона тех времен могли звучать забавно, например: Дэнкито (Электрическая лампочка) или Санкэйхо (Новый уголовный кодекс).
Кроме сикона именитые борцы имеют и шутливые прозвища. Например, ёкодзуна Таканосато из-за мощных плеч был прозван «Папай» в честь знаменитого мультяшного морячка; пухлый, Онокуни был прозван «Пандой», а мощный Кайо — «Гориллой». А вот Такамисакари, который настраивался на боевой лад, хлопая себя по лицу, стал «Робокопом».
Как бы то ни было, сумо — это удивительный мир, сочетающий в себе мощную спортивную подготовку и традиции средневековой Японии, отдающие запахом сакуры и красотой восходящего солнца.
Сумо и карате
Если хотите проникнуться историей сумо больше, советуем книгу О.В. Иванова «Сумо: живые традиции древней Японии», а также документальные фильмы «Соль на песке. Истинная жизнь сумоиста» и «Сумо — главный поединок. Взгляд изнутри».