Я не фотогеничный
[«Фотогения»]
Существует известный факт - многие люди всеми силами пытаются не попасть в объектив, объясняя это своей «нефотогеничностью». Вообще само слово «фотогения» ввел в обиход французский кинематографист Луи Деллюк. Изначально оно обозначало свойство людей и предметов выглядеть на фотографии и на киноэкране иначе, чем в жизни, более выигрышно и выразительно. Соответственно люди нефотогеничные - наоборот, на фотографии выглядят хуже, чем в реальности.
Я хочу обратить внимание на то, что причины этой заниженной оценки фотографии зависят от того, с чьей точки зрения портрет получается хуже оригинала. Дело в том, что в создании и оценке фотографии участвуют как минимум три стороны: художник, модель и зрители. Соответственно, логично было бы рассмотреть три варианта:
-причины низкой оценки портрета фотографом, когда зрители и модель довольны;
-ситуацию, когда и фотограф и модель удовлетворены результатом, но фотография не привлекает внимание ценителей, выглядит скучной;
-и ситуация, где портрет нравится и фотографу и зрителям, но портретируемый не доволен результатом.
Сегодня я хочу рассмотреть с разных сторон третью ситуацию - некоторые причины, того почему человеку может не нравиться своё изображение на фото в то время, когда другие считают портрет удачным.
[Дело- в мастерстве]
Объяснений «нефотогеничности» множество. Одни считают, что дело здесь в красоте фотографируемого человека, другие - что в мастерстве фотографа. Есть версия, что большую роль в оценке фотографии играют вкусы зрителя, рассматривающего фотографию: на вкус и цвет, как известно, товарища найти сложно. Среди фотографов довольно часто встречается мнение, что нефотогеничных людей не бывает, что дело лишь в мастерстве фотографа, а мастерство это можно освоить, если хорошенько поучиться. Если фотография не нравится никому из перечисленных участников, имеет смысл считать ее творческой или технической неудачей. Успех же имеет множество граней, и количество путей к нему бесконечно, а вот среди ошибок, ведущих к появлению отталкивающих фотографий, встречаются довольно типичные.
[Луч света]
В реальной жизни мы привыкли видеть человеческие лица, а особенно своё лицо, либо при верхнем (когда солнечно), либо при рассеянном (когда облачно) освещении. Если человеческое лицо фотографируется со встроенной в камеру вспышкой, на снимке оно часто смотрится противоестественно именно из-за плоского фронтального освещения. Кроме того, в соответствии с оптическими законами в таких случаях на лице неизбежно возникают блики, создающие впечатление жирной нездоровой кожи. Более того, резкий свет вспышки подчеркивает фактуру кожи, морщины, складки кожи, некоторые косметические дефекты, что также редко радует портретируемого.
[Шире круг]
Другой источник неприязни к изображению собственного вида - широкоугольная оптика. Практически все «мыльницы» и телефонные камеры оснащены широкоугольной оптикой, или «зумом» с захватом широких углов зрения объектива. Одно из замечательных свойств такого объектива - он отдаляет предметы, что позволяет с близкого расстояния захватить в кадр большую компанию. Вот только отдаляет он их по принципу: чем дальше от камеры объект, тем больше он отдаляется. Если таким объективом снять человеческое лицо в фас, то более близкие к объективу нос и скулы обязательно окажутся вытянутыми вперед, а голова уменьшится. Такое видоизменение своей внешности не каждому придется по нраву. Еще большую неприязнь к своим изображениям вызывает съемка человеческого лица широкоугольным объективом с нижнего ракурса. На такой фотографии зрительно увеличивается нижняя челюсть, и уменьшается лоб, в результате чего лицо приобретает «обезьяньи» черты. Именно по-этому для съёмки человеческих лиц профессионалы предпочитают "портретные" объективы, имеющие свойство наоборот несколько сжимать пространство и фокусировать внимание на какой-то одной части лица, как правило на глазах, и выводя из резкости второстепенные детали.
[Кто виноват?]
Объективные свойства лица и фигуры тоже существенно влияют на результат. Сделать выразительную фотографию человека с крупными и запоминающимися чертами лица гораздо проще: такой человек выглядит ярко и выразительно при стандартных ракурсах съемки и типичных световых схемах. Другое дело- человек с неброской внешностью: при желании и индивидуальном подходе умелый фотограф всегда сможет подобрать оптику, освещение, найти ракурс съемки, чтобы выгодно подать индивидуальность портретируемого. Только дело это хлопотное, творческое, требующее от фотографа не только грамотности, но и развитого вкуса, эстетического чутья, и не каждому фотографу оно по плечу. Здесь мы видим, что нефотогеничность модели зависит не только от грамотности фотографа, но и от индивидуальных особенностей модели, на отражение которых у фотохудожника может не хватить мастерства или желания.
[На вкус и цвет]
Ну и самое распространенное мнение среди считающих себя нефотогеничными людей - фотогеничность связана с красотой фотографируемого. Но так ли уж объективна сама красота? В серии экспериментов психологи просили испытуемых выбрать «красивых людей» из пачки фотографий ростовых фигур, сделанных в одном и том же ракурсе и при одном и том же освещении. И действительно, статистически чаще выбирались одни и те же люди, что на первый взгляд убеждает, что дело - в объективных характеристиках тела и лица. Однако результаты существенно изменились в случае, когда испытуемых набирали из числа представителей разных культур. Различия в частотах оценки одних и тех же людей как красивых или некрасивых практически исчезали. Более того, выяснилось, что при достаточно большом количестве оценивавших среди них обязательно находился человек, называвший привлекательным человека, отвергнутого остальными. Это определенно указывает, что критерии красоты субъективны, относительны и являются результатом влияния культурных шаблонов и стереотипов.
[Родом из детства]
Психологам хорошо известно, что у каждого человека в детстве формируется набор фундаментальных убеждений о себе, который в разных психологических системах называется по-разному: самооценка, Я-образ... Суть не в названии, а в факте: у некоторых людей формируется негативный образ самих себя, в частности, негативная «схема тела», порой связанная с конкретными убеждениями типа: «Я толстая, у меня слишком тонкие губы ... (слишком большая/маленькая грудь, слишком короткий/длинный нос, тонкие/толстые ноги .. большие/ маленькие гпаза)» и т.п. Этой напасти обычно сопутствует не менее «ядовитое противоядие» в виде своеобразного «условия на принятия себя»: «Я могу считаться хорошей и нравиться себе, если только ... ». а затем следует набор трудновыполнимых и чаще всего бессмысленных условий: «Я должна выглядеть худой, скрывать зубы, надувать губы, сутулиться, сощуривать глаза ... » Такие условия многие психологи называют «Я-идеал» или «Я-желательное». Негативная оценка своего изображения возникает при расхождении фотографии и отраженного ею «Я-образа» и этого «Я-идеала». Чем выше этот разрыв, тем тревожнее и дискомфортнее человеку, тем больше он избегает возможности этот разрыв пережить вновь и избегает фотографирования.
[Попробуй догадайся]
В подобных случаях частенько случается, что фотограф вложил в портрет талант и мастерство, зритель высоко ценит выразительность фото, но портретируемый человек на своей фотографии видит лишь «складки на шее», на которые никто больше не обращает внимания, или другие, как правило, вымышленные недостатки, а вернее- особенности, которые он сам же назначил «недостатками». Знания или догадки фотографа относительно того, что портретируемый в себе не любит и пытается скрыть, - дело непростое, но если догадка будет правильной, и снимок будет привлекать внимание к достоинствам и маскировать недостатки, то «нефотогеничность» действительно отступит.
[Нет предела совершенству]
Подводя итог, еще раз стоит сказать: в проблему неприятия своего изображения на фото вносят в разных пропорциях свой вклад и техническая грамотность фотографа, и особенности самооценки и реалистичности «Я-идеала» модели, и конкретное сочетание психологической проницательности фотографа, и его мастерство по достижению рабочего компромисса между выразительностью и художественной ценностью снимка и удовлетворением ожиданий к фотоснимку этого человека.
я не фотогеничный
«Не надо меня фотографировать, я нефотогеничная!» — а что если проблема на самом деле в самооценке или фотографе? Предлагаю поговорить про самооценку, имидж, понимание и восприятие себя.
Не так давно я была на вебинаре по «Инстаграму», где спикер рекомендовала регулярно публиковать свои фото у себя на странице. На что одна из участниц возразила: «Я не могу, я некрасивая, нефотогеничная». Мне понравился ответ спикера: «Смените фотографа».
Я согласна с ней на все 100%. Нет некрасивых людей, нет некрасивых девушек, женщин. Не важно, сколько вам лет, какого вы роста, какой национальности. Важно то, как вы себя воспринимаете сами и к каким специалистам вы обращаетесь. Могут ли ваши парикмахеры, визажисты, стилисты или фотографы подчеркнуть эту красоту или нет?
Негативные установки родом из детства
Давайте теперь по порядку. Я уверена: каждый человек красив, уникален, у каждого есть своя харизма, свой шарм, своя привлекательность. Почему тогда так много людей, особенно женщин, не видят в себе всего этого, бесконечно снижают вес, критикуют себя, ругают, терпят к себе неуважение?
Основная проблема кроется в наших негативных установках, убеждениях, которые мы переняли от наших значимых людей — родителей, дедушек, соседей, воспитателей…
Приведу пример. Родилась девочка, и, когда она была совсем маленькой (может, ей было года три-четыре), родители говорили ей, что она толстушка и смешно бегает. Они говорили не со зла, умилялись своей дочкой, а девочку это обижало, казалось, что над ней смеются. И в один из моментов девочка решает, что она толстая, смешная, неуклюжая.
Девочка выросла, успешно закончила школу, институт, устроилась на хорошую работу. Но отношения у нее не складываются, комплексов много, внешностью своей недовольна. Она не понимает, что в ней не так. Почему так происходит? Потому что девушка по-прежнему живет с детским убеждением, что она толстая, смешная, неуклюжая.
И если это убеждение не изменить, то никакой парикмахер, стилист, тренер по снижению веса ей не помогут чувствовать себя привлекательной и достойной лучшего.
Что делать?
В первую очередь понять, чем именно вы недовольны, что чувствуете по отношению к себе. Дальше спросить себя: «А во сколько лет я решила, что непривлекательная (или что я недостойна лучшего, недостойна хороших отношений, что я плохая, что любовь к себе должна заслужить…)?» Вспомните, от кого вы это впервые услышали. Действительно ли это убеждение достойно того, чтобы его нести через всю свою жизнь?
Если вы ответили на эти вопросы, то понимаете, что убеждение, с которым вы живете, — это не ваша истина. Это то, что вы когда-то давно услышали и восприняли по-своему, по-детски. И, возможно, это убеждение вам во многом помогало, когда вы были маленькими. Но теперь вы выросли. И у вас появился выбор: продолжать быть верной этому убеждению или с благодарностью отпустить его и выбрать для себя новое убеждение, которое будет помогать вам дальше.
Да, не все так легко, и на перемены нужно время. Но зато, меняя в себе убеждения, вы становитесь счастливой, успешной, вы строите прекрасные, гармоничные отношения, и жизнь приобретает новые краски.
И при чем тут фотографы?
Когда вы меняетесь внутри, когда вы принимаете себя такой, какая вы есть, когда вы понимаете, что вы уникальна, когда вы разрешаете себе быть успешной, красивой, сексуальной, счастливой, тогда пора сделать шаг 2.
Важно найти специалистов, которые смогут почувствовать вас, увидеть вашу красоту и подчеркнуть ее. Сделать так, чтобы ваша внешность сама говорила за вас, кто вы, какая вы, чтобы она вас делала сильнее, ярче, увереннее.
Ищите именно своего мастера, не бойтесь экспериментировать, не бойтесь приходить к разным специалистам. Если вам что-то не понравилось, задайте себе вопрос: «Что именно мне не понравилось (техника, стиль, подход)? Как я себя чувствую с этой прической/одеждой/макияжем? Отражает ли теперь моя внешность мое внутреннее состояние? Чего мне хотелось бы?»
В первую очередь очень важно следовать не за модой, а за своим внутренним состоянием. Когда вы нашли себя, мода сама найдет вас.
А что же с фотографами? Когда вы познакомились вновь с собой — красивой, привлекательной, уникальной — и нашли классного фотографа, то ваши фотографии просто не смогут вам не понравиться!
А в следующей статье я подробнее поделюсь тем, как поднять свою самооценку и построить гармоничные отношения со своей второй половинкой.
От редакции
Действительно, никакой стилист, фотограф или визажист не смогут сотворить из вас королеву, если вы таковой себя не ощущаете. Можно сменить весь гардероб на дорогую брендовую одежду, но продолжать чувствовать себя в обновках неуверенно. Стилист Евгения Никитина рассуждает на тему, может ли одежда принести счастье: https://psy.systems/post/v-odezhde-li-schastje.
Фундамент восприятия самого себя закладывается в детстве из кирпичиков, которые закладывают в него значимые для нас взрослые. Как же сформировать у своего ребенка адекватную самооценку? Рассказывает детский психолог Оксана Юсупова: https://psy.systems/post/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samoocenku-u-rebenka.
Негативные убеждения о самом себе родом из детства — не приговор. От них можно и нужно избавляться, а заниженную самооценку — повышать. Психолог Ирина Вереина предлагает чек-лист для поднятия самооценки: https://psy.systems/post/chek-list-dlya-podnyatia-samoocenki.
«Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть» — книга Брене Браун, которая будет полезна всем тем, кто борется с недовольством собой и хочет научиться принимать свои несовершенства и жить в мире с ними: https://psy.systems/post/brene-braun-kak-polubit-sebya-takim-kakoj-ty-est.
06 января 2010, 13:52
#37
у меня такой муж))))
а вообще, лучше сходить к профессиональному фотографу, который не только сделает хорошие фотографии, но и расскажет, как встать, повернуть голову.
и если имеется второй подбородочек, который в зеркало не виден, но на портретных фотках вылезает, то надо, чтоб фотографировали Вас сверху, а Вы голову поднимали)