Мишель лами фото
Князь тьмы Рик Оуэнс и его мрачная муза Мишель Лами: Как создаётся эстетика «темного гламура».
Он - один из самых загадочных дизайнеров современности, творец «мрачного гламура». Она – женщина-загадка, колдунья с татуированными пальцами и успешная бизнесвуман. Вместе они - душа и разум марки Rick Owens, выпускающей концептуальную одежду, аксессуары и мебель, и это – больше, чем любовь.
Дизайнер Рик Оуэнс.
Дизайнер Рик Оуэнс вырос в маленьком калифорнийском городке Портвилль. Его детские годы не предвещали карьеры «князя тьмы» модной индустрии – консервативная католическая семья ограждала свое чадо от соблазнов и потрясений. Однако, вырвавшись на свободу, Рик (в то время еще просто-напросто Джен Шейкер) стремился уйти от любого контроля и любых запретов.
Коллекция Рика Оуэнса.
Этой идеи он придерживается до сих пор - но уже не в личной жизни, а в творчестве. «Я хочу, чтобы моя работа была альтернативой, а не единственным вариантом» - говорит он. Образы его коллекций – крой по косой, асимметрия, многослойность, поврежденные ткани, агендерность – порождены тем хаосом, что творится в душе человека, не знающего, как распорядиться своей свободой.
Альтернативная мужественность в творчестве Оуэнса.
Он создает уродливые сумки из дорогих мехов, рвет на клочки благородный кашемир, элегантным вещам искусственно придает состаренный, поношенный вид.
Рик Оуэнс - настоящий бунтарь модной индустрии.
Он называет свой стиль «гланж» - смесь гламура и гранжа. Он свободен от трендов и диктата крупных компаний. Его главное правило-«нарушать правила».
Оуэнс свободно работает с формами и материалами.
Мучаясь выбором собственного пути, он начинал учиться живописи в Лос-Анжелесе, но через пару лет увлекся модой и начал обучение кройке и шитью. Целых шесть лет он проработал простым закройщиком. То время было наполнено неопределенностью, алкоголем и наркотиками. Бойфренд Рика согласился помочь ему в поисках новой работы – и познакомил его с Мишель Лами.
Длинноволосый молодой человек с выразительными чертами, одетый в черное с ног до головы, привлек ее внимание. А его поразила эта миниатюрная женщина, хрупкая, словно мумия египетской царицы, и сильная, как древняя волшебница.
Оба почувствовали одно и то же: «Мы с тобой одной крови».
Дом Рика Оуэнса и Мишель Лами.
Вся мебель в этом доме придумана и создана самим Риком.
Она спасла его от саморазрушения, а он стал для нее самым успешным проектом. Она продала свой бизнес и вложила деньги в рискованное предприятие – марку Rick Owens.В условиях, когда крупные концерны поглощают нишевые марки и диктуют дизайнерам свои бесчеловечные требования (например, выпускать до 30 коллекций в год), бизнес Мишель и Рика остается на плавуи сохраняет свободный, независимый дух.
Дизайнер Рик Оуэнс свободен от требований модных концернов.
Никакой рекламы, ежегодное производство всего двух коллекций, своя линия мебели (Рик признается в своем дилетантизме в области промышленного дизайна и архитектуры, но, очевидно, кокетничает) и аксессуаров.
Марка Рика Оуэгнса делает всего две коллекции в год (фото из лукбука коллекции).
Биография Мишель Лами соткана из мифов и полуправды. Слухи о том, что она – алжирская ведьма трех тысяч лет от роду, воспитанная волками, выглядят гораздо правдоподобнее, чем история о давно забытой карьере адвоката. Адвокатскую контору Мишель покинула, не вынеся череды дел о сексуальных преступлениях, и затем успела побыть певицей, перформером, ресторатором...
Мишель Лами.
Доподлинно известно, что ее прадед работал с великим кутюрье Полем Пуаре-создавал украшения по мотивам искусства древних цивилизаций. Эти кольца и браслеты теперь носит и сама Мишель (а обручальное не носит- «для него нет места»).
Она не просто икона стиля. Она разрушает все представления о прекрасном и творит собственную эстетику – настолько мощную, что Рик в какой-то момент начал опасаться, что растворится в ее мистическом мире, потеряв собственный нерв и структурированность. «Словно цыган и фашист воюют под одним флагом» - говорит он о напряженном и бурном творческом сотрудничестве с женой. Две линии марки Rick Owens контролируются именно ею и создаются без вмешательства Рика.
Стиль Мишель Лами уникален.
Каждое утро Мишель рисует вертикальную полосу на лбу –«чтобы собраться с мыслями». Ее руки покрыты берберскими татуировками – дань алжирскому происхождению. Она чернит пальцы – потому, что ей нравятся черные ногти, но не нравится ощущать лак на ногтях. Ее улыбка вызывает суеверный ужас – в мире, где погоня за белизной зубов стала почти анекдотичной, рот Мишель полон золота и бриллиантов. Она объясняет это очень просто: «Я много курю, мои зубы никогда не будут белыми, пусть будут золотыми – ведь я люблю золото».
Мишель Лами - успешная предпринимательница, жена и муза Рика Оуэнса.
И... она не верна Рику Оуэнсу . Правда, не как мужу, а как дизайнеру, поддерживая, например, еще одного «сумрачного гения» - Гарета Пью.
Рик Оуэнс, в отличие от своей супруги, совершенно равнодушен к одежде. Он годами носит один и тот же набор вещей – черные спортивные штаны, мешковатые шорты поверх, белая хлопковая майка и черная кашемировая футболка.
Рик Оуэнс в офисе компании.
Однако его с трудом можно отличить от моделей, демонстрирующих его коллекции – еще и потому, что Оуэнс не привязан к бестелесному модельному стандарту.
Разнообразие рас и фигур на показе Рика Оуэнса.
Его показы - это настоящее шоу, где задействованы люди разного телосложения, различных рас и типов внешности. Например, однажды он заменил моделей группой танцоров – мощных, мускулистых, агрессивных.
Танцоры на дефиле Рика Оуэнса.
Оказалось, что авангардная одежда странных форм вовсе не мешает активно двигаться, а обувь, созданная Риком вместе с культовой маркой adidas – безупречно удобна.
Обувь от Рика Оуэнса.
На подиум вместе с моделями выходили сотрудницы его бутика – обыкновенные женщины разных параметров. Исследуя тему созависимости, Оуэнс «надел» одних манекенщиц на других.
Необычный выход моделей на дефиле коллекции Рика Оуэнса.
Он закрывал женщинам лица золотыми масками и обнажал гениталии мужчин-моделей – бунтуя против сексуализации женщин на подиуме, обязательности женской наготы.
Золотая маска на лице модели - протест против использования женской наготы.
Сейчас вечный бунтарь осознает, что анархия не может быть всеобъемлющей: «Если есть контроль, все непременно получается».
Новое кредо Рика Оуэнса - контролируемый хаос.
Сейчас в ряду поклонников Оуэнса – Мадонна,Корти Лав,Адам Ламберт, Билл Каулиц, Хелена Бонэм-Картер. Одежда его. марки использована в фильме «Дьявол носит Prada».
Его работы всегда вызывают волну критики, но дизайнер к ней равнодушен. «Человек боится тех вещей, которые неподвластны его контролю, но при этом сопровождают его всю жизнь: секс, смерть, любовь – это таинства, которые создают магию жизни и служат самыми глубокими мотивами поступков. Мне хочется верить, что то, что я делаю, – все-таки важно», – говорит он.
Творчество Рика Оуэнса - вечное развитие, вечный поиск нового.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:мишель лами фото
Жена и муза дизайнера Рика Оуэнса (Rick Owens).
«Имея в наличии 153 см роста, 14 золотых зубов, черную гриву и перманентный загар, эта женщина умудряется успешно вести дела своего творческого мужа (младшего, кстати, на 25 лет), активно тусить и доводить до инфаркта своих одногодок в ситцевых халатах».
«Я много курю и мои зубы никогда не будут белыми, поэтому пусть будут золотыми, я люблю золото».
самые ранние фото
Надеюсь, я буду прощена за неуказанные источники фото.
Мишель Лами – таинственный эрудит, чье обаяние привлекает множество фанатов и знаменитых друзей; уникальная личность, ближайшее окружение которой варьируется от A$AP Rocky до Гарета Пью. Евгений Рабкин пытается поглубже проникнуть в сознание Мишель Лами и выяснить, чем она живет.
Люди, которые не знают Мишель Лами, обычно называют ее «колдуньей». Да, конечно, в ее внешнем виде есть что-то колдовское: руки, покрытые хной, пальцы, украшенные кольцами, пронзительно блестящие глаза на фоне очертаний ее загорелого лица. Но еще более околдовывает ее загадочная личность. Если большинство людей ходит, то Лами как будто скользит по поверхности. У нее хриплый голос и сильный французский акцент, несмотря на то, что с 1979 по 2003 год она жила в Лос-Анджелесе.
У нее сложно брать интервью: ход ее мыслей часто ускользает и переходит в режим повествования. Или она изъясняется высокопарными утверждениями: «Рэперы – это современные поэты». Или, когда по ее мнению ты спрашиваешь что-то невероятно очевидное, Мишель Лами смотрит на тебя так, будто ты с Луны свалился. В ответ на вопрос, следит ли она за политикой, она отвечает исчерпывающим: «А кто не следит-то?» Как бы говоря: «Как можно этого не делать?» В то же время Лами удивительно дружелюбна и открыта. К ней с трепетным благоговением подходит молодежь, через мгновение уже заключаемая в объятия. А еще у нее отличное чувство юмора.
Если вам когда-нибудь доводилось встречать Лами, очаровываться ею и не совсем понимать, как к ней относиться, не беспокойтесь – это нормальная реакция. Вероятно, вы знаете, что Мишель Лами – жена дизайнера Рика Оуэнса, хотя «жена» кажется странным термином для описания их симбиозных отношений. Лами сама по себе – абсолютный талант. Под именем Оуэнса она производит различную мебель, начиная от черных матовых кушеток из фанеры и брутальных мраморных стульев и заканчивая скамейками из стального каркаса с подушками, покрытыми текстурированной верблюжьей шерстью. Еще она занимается дизайном украшений с Лори Родкин и пишет музыку со своей группой LAVASCAR. Также она участвовала в музыкальных клипах FKA twigs и Black Asteroid.
Лами родилась в семье, давно работающей в модной индустрии. Ее дед занимался созданием аксессуаров для одного из самых известных кутюрье Франции, Поля Пуаре. Лами изучала право и после юридической школы пять лет занималась юриспруденцией, пока не переехала в Лос-Анджелес. Там она запустила собственную линию одежды и аксессуаров, имея при этом магазин и небольшой завод. В один прекрасный день она наняла молодого человека по имени Рик Оуэнс на должность лекальщика. Лами быстро поняла, что к ней попал настоящий талант. Его целью было запустить свою собственную линию, поэтому предприятие Лами по изготовлению одежды постепенно превратилось в бизнес Оуэнса.
В то же время Лами управляла Les Deux Cafes – рестораном, покрытым плющом, в котором часто бывала голливудская элита. Вечерами Лами пела для них своим голосом с хрипотцой. В середине 90-х Оуэнс постепенно начал продавать одежду под своим именем. Естественно, Лами была первой женщиной, которую он начал одевать. Завсегдатаи Les Deux Cafes заметили это, часто отмечая ее наряды, и имя Рика Оуэнса начало набирать популярность. Он начал одевать таких знаменитостей, как Кортни Лав, и заключил эксклюзивный контракт с Maxfield, лучшим дизайнерским магазином в Лос-Анджелесе. В 2002 году при поддержке главного редактора Vogue Анны Винтур он провел свой первый модный показ. Вскоре после этого он нашел итальянского инвестора и получил приглашение разрабатывать одежду для французского мехового дома Revillon, женился на Лами, и они переехали в Париж. Всё остальное, как говорится, вы и сами знаете.
В течение двух лет Лами выступала инициатором арт-проекта под названием Bargenale, в рамках которого настоящую баржу во время Венецианской биеннале превращали в инсталляцию, сочетающую в себе музыку, еду и искусство. Она научилась без особых усилий привлекать в свою жизнь интересных людей – таких, как рэпер A$AP Rocky и команду Ghetto Gastro – они принимали участие в Bargenale (Ghetto Gastro устраивали барбекю для посетителей).
Благодаря своей междисциплинарной и межкультурной притягательности Лами является идеальным примером современного культурного эрудита – не совсем «художник» в традиционном понимании слова, но творчески всеядный мыслитель. Ее нельзя отнести к какой-либо одной категории, поэтому все работы Лами собираются в то, что она называет «Lamyland» – ее личную творческую вселенную.
Если вы родились в одном месте, долгое время прожили в другом и не вписываетесь в условности общества, то вы имеете полное право создать свой собственный мир. Вы решаете определять себя не по своей национальности, расе или религии, а по набору культурных и эстетических ценностей. И здесь в игру вступает искусство в его различных формах – будь то музыка, поэзия или мода. Вы находите единомышленников вне зависимости от цвета кожи, сексуальной ориентации или места рождения. Вы создаете свое собственное «племя». И так рождается Lamyland.
Я встречаюсь с Лами в Париже перед показом мужской коллекции Rick Owens в июне. Стоит горячий и удивительно солнечный день, идеально подходящий для шоу, которое должно пройти во дворе парижского Дворца Токио. Мишель Лами одета в скульптурное платье Rick Owens и ботинки с удлиненным носом. На голове у нее камера GoPro.
«Я записываю, как проходит мой день, для Visionaire», – сообщает мне Лами. – «Ты станешь знаменитым».
Мы ходим по закулисной зоне в сопровождении Жанет, которая занимается пиаром Лами, и Джованни – это ее правая рука в сфере создания мебели. Уровню энергии Лами можно только позавидовать. Кажется, что она не останавливается ни на секунду, проверяя, как идут дела у команды визажистов, осматривая моделей, выходя посмотреть, как выглядит подиум, и делая замечания Оуэнсу, который с любовью называет ее «дорогая». В какой-то момент появляется Скарлетт Руж – дочь Лами от предыдущего брака – и Лами приглашает нас пройтись по подиуму, пока она записывает всё это на GoPro. Начинается репетиция показа, и Лами указывает на первую модель, говоря: «Это рэпер Tommy Cash. Он великолепен».
Для Лами на каждом показе Rick Owens отведен отдельный сектор, где она сидит со своим «племенем». Она просит переставить некоторые места, заставляя понервничать рекламного агента. Гости показа должны появиться с минуты на минуту. «Но эти места забронированы для американского Vogue!» – возмущенно говорит агент. «Мне всё равно», – категорично отвечает Лами.
После небольшой перепалки всё сводится к простому недопониманию, и рекламный агент, который минуту выглядел так, как будто он целиком проглотил яблоко, наконец испускает вздох облегчения.
«Мне всё равно»
Прибывают гости показа. Они здороваются и начинают фотографироваться. Появляется A$AP Rocky, одетый в джинсовый костюм с принтом, рекламирующим его новый альбом «TESTING». Немного напоминает скрытый маркетинг – он рекламирует свой поп-ап-стор на парижской Неделе моды, в котором продается такой же товар. На ногах у него массивные кроссовки Under Armour черного цвета, дизайн которых он разработал сам. Их вид отсылает к Osiris D3, похожий громоздкий скейтерский силуэт, чья популярность пришлась на рубеж веков. Лами и Рокки обнимаются и несколько минут разговаривают. Также на показ приходит один из соучредителей Ghetto Gastro Джон Грэй, одетый в черный образ Rick Owens: шорты с заниженным шаговым швом, майку и кроссовки DRKSHDW, напоминающие Converse Chuck Taylors на строгой диете из стероидов. Примерно за полчаса все усаживаются, и начинается шоу.
Чего совершенно не ожидаешь от Лами, так это то, что она – опытный боксер. Она – заядлый практик со времен Лос-Анджелеса. Правда, Лами предпочитает бесконтактный бокс, потому что она ненавидит насилие. Такое противоречие совершенно типично натуре Лами, хотя для нее самой в этом никакого противоречия нет вовсе. Что ей нравится в боксе, так это острое присутствие в настоящем моменте, обострение всех чувств, мир, принимающий форму незамедлительности, чувство «здесь-и-сейчас».
«Это похоже на танцы», – говорит Мишель Лами. – «И там, и там есть площадка и музыка». Лами тренируется в разных частях мира. Одно из ее любимых мест – тренажерный зал «OVERTHROW» на Бликер-стрит в Нью-Йорке. Однажды она втянула меня – не любителя бокса – туда на фотосессию. Среди пестрой команды героев спортзала там был и Лестер Уокер из Ghetto Gastro. Я ушел после того, как фотограф стал призывать к тому, чтобы все парни сняли футболки. Уокер остался.
«Это похоже на танцы», – говорит она. – «И там, и там есть площадка и музыка»
В начале года Лами смогла в необычной форме продемонстрировать свою любовь к боксу. Универмаг «Selfridges» предложил ей организовать временное пространство, отражающее ее вселенную: «Lamyland». В качестве темы для Lamyland Лами выбрала бокс, установив внутри магазина боксерский ринг и получив эксклюзивную боксерскую продукцию от различных брендов, начиная от Гарета Пью и заканчивая Supreme. Идея «Selfridges» заключалась в том, чтобы сделать тематический поп-ап-стор, но в итоге Лами воссоздала полностью функционирующий боксерский зал с занятиями боксом, которые можно было там посетить. «За что ты борешься?» – спрашивал слоган инсталляции. Когда я спрашиваю Лами о том, за что борется она, она отвечает без малейшей нотки напыщенности: «За то, чтобы спасти мир – ничего особенного».
Бренды, участвующие в коллаборации Lamyland, варьировались от Everlast до Versace. Сдержанность и гламур соединились в странном сочетании, не поддающемся классификации. И это именно то, что так любит Лами. «Мне кажется, все эти категории классификации неправильные и устаревшие», – предполагает Мишель Лами, ссылаясь на традиционные иерархии, которые отделяют, к примеру, искусство от пищи, или оперу от хип-хопа.
Окружающая нас обстановка подчеркивает ее мысль. После показа Rick Owens мы сидим в пышном саду модного японского ресторана в шикарном отеле самого богатого района Парижа. Представьте четырех готов, окруженных кучей костюмов и сумок Hermès, и вы поймете, о чем я. Мне это кажется странным, но Лами чувствует себя как дома. «Мне нравится этот ресторан, потому что здесь любят ужинать бандиты», – сообщает Мишель Лами. Затем, обратив внимание на нетипичное количество окружающих нас старомодных костюмов, она добавляет, – «Может, не сегодня».
Редко можно встретить людей, которые создали свою собственную вселенную, но Оуэнс и Лами сделали именно это. У них неповторимый стиль – смесь грубой брутальности и элегантности, номадизма и готики, тот вид созидательного разрушения, который является предметом зависти в индустрии моды и за ее пределами. Они дополняют друг друга, несмотря на то, что нередко им приходится вести раздельную жизнь из-за несовпадающих графиков. Всего через три дня после показа мужской коллекции Лами уже отправилась в Лондон для записи нового альбома LAVASCAR. Мишель Лами вернется во Францию, чтоб проследить за крупной поставкой мебели для частного клиента и встретиться с представителем художественной ярмарки для обсуждения воссоздания «Lamyland» в новой форме, отличной от поп-ап-стора «Selfridges». А дальше? Кто знает. Правда, одно всё-таки можно сказать наверняка: это будет сделано в неповторимом стиле Мишель Лами.
Источник: Highsnobiety.comsrc="http://res.cloudinary.com/dz9um7vsb/image/upload/v1655889828/og_og_1477473220291738791.jpgp>Вокруг полов и их количества происходит котовасия. Кто-то твёрдо уверен, что половые различия – устаревший пережиток. То есть мужчины и женщины совершенно одинаковы, а в разделении на М и Ж виновато воспитание, голубой и розовый цвет, а также другие стереотипы нашего общества (от которых нужно срочно избавляться). А кто-то считает, что полов вовсе не два, а… много. Энн Фаусто-Стерлинг (американская сексолог) предложила целых пять. Facebook решил гулять на все и добавил в профайлы пользователей 71 вариант гендерной идентичности. Ну ладно, это просто соцсеть, пусть хоть сто придумает. Но вот тут всё серьёзно: США в 2021 году был выдан первый паспорт с третьим вариантом пола – Х. Пол Х означает, что гендерная принадлежность человека не является чисто женской или чисто мужской.А ведь действительно: зачем нужно разделение на два пола? А если пол нужен, то сколько? Два или 71? Вопросы, которые на первый взгляд имеют очевидный ответ, не так уж и просты, если призадуматься. Со времён Дарвина ученые не могли толком ответить, какие преимущества даёт двуполый способ размножения. Были выдвинуты десятки гипотез. Некоторые из них, мягко говоря, кажутся странными: например, гипотеза “Красной Королевы”.
(Ряд ученых были убеждены, что пол, по сути, предназначен лишь для того, чтобы животные могли защищаться от... паразитов. Эта версия успешно гуляет по сети до сих пор, хотя в 2004 г. дотошные учёные проверили гипотезу «Красной Королевы» на математической модели: чтобы паразиты стали причиной разделения полов, их должно было быть немыслимо огромное количество — во много раз больше, чем есть на самом деле.)
В общем, ответить на вопрос, почему у самых развитых животных и растений, подавляюще преобладает двуполое размножение, оказалось непросто. И вот почему (предупреждаю, будет как всегда: сложно, но интересно)
Сотни клонов
Началось всё с бесполого варианта размножения около 3,8 млрд лет назад. Клетка просто распадалась пополам, клонируя саму себя. Простые микроорганизмы и по сей день пользуются этим нехитрым способом приумножиться и расселиться. А что, очень удобно: партнёр не нужен, "наклепать" своих клонов можно в любое время, в каждом укромном углу. Увеличение числа особей идет в геометрической прогрессии, а геометрическая прогрессия - это мощь:
"Бактерия делится примерно каждые 20 минут, давая две дочерние клетки. С такой скоростью из одной клетки за 10 часов может образоваться 1 ООО ООО ООО потомков. А через сутки при благоприятных условиях их масса составит примерно 400 т." (Экологический справочник)
Но у такого фантастически плодовитого вида размножения есть один гигантский недостаток: отсутствие генетического разнообразия. Все потомки получаются одинаковыми, как две капли воды, а одинаковость в постоянно меняющемся мире – это плохо. Знаете поговорку: "Где толстый только сохнет, там худой сдохнет»? Вот она отлично подходит для понимания роли генетического разнообразия в выживаемости вида – чем выше вариации по какому-то признаку, тем больше шансов, что кто-то да выживет и продолжит род. Плюс изменения в геноме – это двигатель прогресса; может появиться какой-то новый очень полезный признак, который позволит виду продвинуться вверх по эволюционной лестнице. Разнообразие - наше всё.
При бесполом же размножении источником изменений в геноме служат только случайные генетические мутации (напомню: мутации бывают не только вредные, но полезные – помогающие приспосабливаться к изменениям среды). С точки зрения полезной мутации бесполое размножение – хорошо, нововведение из генома уже никуда не денется и будет переходить по наследству. Но с вредными мутациями - засада. Они тоже никуда не деваются из генома и являются причиной, по которой бесполая популяция непрерывно ухудшается, так как происходит накопление дефектов. Получается, при бесполом размножении количество потомства в огромном плюсе, а вот разнообразие сильно хромает.
А что, если стать собственным ребёнком?
Недостаток бесполого размножения привёл к гениальному решению перемешивать гены двух особей. Это повышает генетическое разнообразие, а значит и шансы на выживание в самых непредсказуемых условиях, и толкает вперёд развитие. Появился половой процесс (не путать с половым размножением, тут количество особей не увеличивается, только происходит обмен генетической информацией).
Один из вариантов полового процесса - конъюгацию - можно наблюдать у инфузорий. Эти милейшие одноклеточные в стабильной среде делятся по старинке - клонируют себя любимого. Но когда среда начинает меняться, они на всякий случай «готовятся» к неожиданностям. Две инфузории подплывают друг к другу и соединяются в районе предротовой полости. Их оболочки в месте соприкосновения растворяются, цитоплазмы сливаются, и во время такого «поцелуя» происходит дружественный обмен генами. Количество особей, прошу заметить, при этом не меняется, - инфузории после обмена благополучно «отлипают» друг от друга и расплываются по своим делам. Но генетически они уже совсем не такие, как были до процесса.
Как пишет А. Потехин, кандидат биологических наук: "Если провести аналогию с человеком (у которого половой процесс также не всегда ведет к размножению), можно представить конъюгацию, как если бы после акта любви оба партнера становились близнецами и при этом одновременно превращались в своих собственных детей — по сути, перерождались."Эта парочка конъюгирующих инфузорий была застукана мной на днях в пробе пресной воды из пруда. Микроскоп: Motic BA310, oblique illuminationПоловой процесс оказался очень полезным нововведением: он повышал генетическое разнообразие, а значит – адаптационные возможности вида. Потому эволюция пошла по этому пути дальше.
Половое размножение возникло раньше, чем пол!
Половое размножение возникло с "изобретением" гамет – половых клеток. Эти клетки были особенными: каждая гамета содержала только половину наследственной информации родителя, специально для того, чтобы найти такую же «половинку», и слившись с нею, образовать полноценный новый организм. Это уже получался не клон, а смесь двух организмов, особь с другими вариантами признаков. Блестящее решение проблемы "одинаковости" бесполого деления!
Сначала половые клетки все были одинаковых размеров и имели жгутики – чтобы путешествовать в поисках своей «половинки». Но гаметам жизненно важно не только уметь передвигаться. Им нужен запас питательных веществ – чтобы образовавшаяся от слияния двух гамет клетка могла благополучно развиваться. Таскать с собой «провиант» было неудобно и энергозатратно – потому гаметы «придумали» разделить обязанности. Ну, «придумали», это образно выражаясь, так как придумывалки у них, конечно, не было. Это (как и всё остальное) произошло методом проб и ошибок, по определённым закономерностям за сотни тысяч(миллионы?) лет: то есть путём естественного отбора.
Итак: сначала все половые клетки были одинаковых размеров со жгутиками (изогамия). Потом одни из гамет стали мельче (анизогамия). В конце концов самые крупные утратили жгутики (оогамия). То есть, с течением эволюции одни гаметы оставили себе функции «путешественников» – стали мельче и шустрее, а другие превратились в «домоседов» - лишились подвижности и стали крупнее, приныкав внутри запас питательных веществ. Так произошел первый шаг на пути к образованию полов – разделение половых клеток(гамет) на женские и мужские не только физиологически(внутренне), но и морфологически(внешне).Изогамия сейчас наблюдается у некоторых простейших и водорослей, анизогамия - у водорослей, оогамия - у растений, грибов, животных(и нас в том числе).Но и это ещё не было настоящим разделением полов! Да как так, когда уже кончится эта статья?!? А вот так: одна особь производила не один вид гамет, а ОБА вида сразу. Была, так сказать, не мальчиком или девочкой, а два в одном. Таким образом половое размножение появилось раньше разделения полов и это полезно знать. Вот такой интересный парадокс.
Два в одном.
Про гермафродитизм постараюсь очень кратко, потому как там… всё сложно.
Главное понять, что это уже считается половым размножением, но ещё не половым разделением! Гермафродит производит и мужские и женские половые клетки, являясь по сути и мамой и папой одновременно. Есть варианты гермафродитизма, когда особь может становиться на время «папой», на время «мамой» - периодически, в зависимости от условий. Удобно, правда? А в крайнем случае, когда партнёра, даже страшненького, рядом нет, некоторые гермафродиты могут оплодотворить и сами себя, на время пренебрегая разнообразием потомков в пользу их количества.
Потери и приобретения.
При появлении полового размножения главная проблема бесполого размножения была решена. Особи успешно обменивались генами, повышая разнообразие и приспосабливаемость потомков. Полезные комбинации генов быстро распространялись в популяции, а вредные – успешно из неё элиминировались.
Конечно, по сравнению с бесполым размножением, половое имело недостатки. Организмы стали меньше плодиться (теперь нужно было найти другую особь, пройти несколько стадий размножения, кучу времени потратить - не то что старое доброе развалиться пополам в укромном углу). Но главное – отныне родители передавали всего половину своей наследственной информации, а не всю, как при клонировании – вот такие чудовищные жертвы со стороны генома! И тем не менее, эгоистичный геном был на это «согласен», так как преимущество долгосрочной выгоды такой кооперации оказалось огромным.
Так половое размножение выиграло эволюционный тендер. Несмотря на недостатки, оно оказалось более выгодным для дальнейшего развития, чем бесполое. Эгоизм и количество, которым до этого брали самые примитивные формы жизни, были побеждены кооперацией и разнообразием. Да здравствует дружба!
М и Ж
Ну и на том бы, как говорится, и сказочке конец – что может быть идеальнее гермафродита? Но нет. Гермафродитизм свойственен животным, стоящим на сравнительно низкой ступени эволюции: это плоские и кольчатые черви, улитки, моллюски. У более развитых форм по каким-то причинам произошло РАЗДЕЛЕНИЕ полов. Появились не просто мужские и женские половые клетки, а мужские и женские особи. А это означало, что задача ещё усложнилась. Ведь им нужно было не просто найти соседа для спаривания, а соседа противоположного пола! И тихо сам с собой тоже больше не прокатывало. Это огромный риск с точки зрения генов: потери в количестве потомков и риск не оставить потомства вообще. И тем не менее, раздельнополое размножение преобладает среди высокоразвитых форм жизни!
Вы ещё здесь? Браво, немного современных людей находят в себе силы дочитывать до конца такие длинные тексты!
Непорочное зачатие. Партеногенез.
Я еще немного вас помучаю. Партеногенез – это половое, но однополое размножение. Да, и такое бывает. Когда есть яйцеклетка, но оплодотворение ей не нужно. С партеногенезом вообще запутанная история, скажу только, что он появился, по-видимому, как попытка «избавиться» от самцов (правильно, зачем они нужны, мы ж все одинаковые) То есть, уже после разделения полов эволюция пошла и по такому пути – постаралась сократить один из них. Партеногенезов есть множество форм, но что-то дальше насекомых, рыб и пресмыкающихся дело не пошло. Стоит призадуматься.
Половое многообразие.
А были ли попытки у эволюции создать больше полов, чем два? Конечно! Есть гриб, у которого 23 328 разных полов, щелелистник называется: https://elementy.ru/kartinka_dnya/376/Shchelelistnik_i_tysya...
Тут даже Фейсбук с его 70 гендерами завистливо курит в сторонке. Так что, природа даёт зелёный свет: можно смело выдумывать и третий пол, и ещё пятьдесят… Если вы - грибница.
Что мы имеем
Давайте, наконец, поведём итог. Способов размножения у живых организмов – несколько сотен (да, жизнь очень изобретательна!). Но их все можно разбить на три класса. Бесполое, половое и раздельнополое. Бесполое, самое древнее – клетка делится на два одинаковых клона, передаёт всю свою генетическую информацию. Половое – для размножения нужен партнёр, передаётся половина генов, но оба родителя взаимозаменяемы. Раздельнополое – происходит дифференциация на мужскую и женскую особь, больше никаких я сегодня мама, а завтра папа.
Если в переходе от бесполого к половому размножению выгоды понятны (повышение генетического разнообразия, выживаемости и ускорение эволюции), то зачем произошло дальнейшее разделение – совершенно не очевидно. На первый взгляд никакой пользы вообще нет, одни потери. Так почему же тогда не прижился гермафродитизм, партеногенез и тысячи полов, а все высокоразвитые организмы двуполы и выбрали такой «ущербный» способ размножения?
Кстати, за рубежом учёные, похоже, до сих пор не знают, зачем пол вообще существует и какие в этом эволюционные преимущества. Цитирую:
"Книга Вильямса(Williams, 1975) начинается с фразы: “Преобладание полового размножения у высших растений и животных несовместимо с современной эволюционной теорией”. У Мэйнарда Смита (Maynard Smith,1978) читаем: “Мы не имеем удовлетворительного объяснения тому, как возник и как сохраняется пол.” Еще один авторитет по проблеме пола пишет: “Довольно поразительно, но ученые не могут убедительно сказать, зачем существует пол?” (Crews, 1994). Все это свидетельствует о том, что центральная проблема эволюционной биологии и генетики—проблема пола—за рубежом остается все еще нерешенной."
А в книге К. Зиммера “Эволюция: Триумф идеи” вообще утверждается, что: “Пол не только не нужен, но и является рецептом для эволюционной катастрофы.»
И всё это странно, потому что у нас еще в 1965 году советским учёным (физиком!) был предложен потрясающий ответ и построена великолепная теория, которая уже входит в учебники ВУЗов РФ.
Но, подозреваю, что вы утомились. А теория, о которой я собираюсь рассказать, в кратком изложении 260 страниц. Так что пока всё, пойду ещё ужимать материал. Подписывайтесь и узнаете, зачем отличаются М от Ж, почему у женщин лучше нюх, а мужчины чаще болеют. Ну или не подписывайтесь.
Продолжение следует.