Концовка бойцовского клуба
« Пуля очень многое меняет в голове, даже если попадает в задницу».
(Аль Капоне)
Фильм "Бойцовский клуб" (Fight Club) 1999 г
Режиссёр Дэвид Финчер
По мотивам романа Чака Паланик "Бойцовский клуб"
Фильм интересный и сложный. Смысл приходится "вычислять". В опубликованных рецензиях много интересного, но всё-же решил найти своё понимание, что и представляю на Ваш суд.
Носящийся «пулей» по стране Тайлер Дердон создал массу бойцовских клубов, всегда на шаг опережая Умника, разыскивающего его. Как оказалось в конце фильма, Умник и Тайлер – одно и то же. Умник, неудовлетворённый самим собой, «выдумал» персону Тайлера – сильного, умного, ни в чём не сомневающегося, способного на всё и всего добивающегося.
«Мы – один человек?!»,- спрашивает Умник Тайлера.
«Правильно!», - отвечает тот; «Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне. Ты хотел именно так жить.…Я умён, талантлив, свободен от всего, что сковывает тебя.»
«Не может быть…», - засомневался Умник.
« Может. Со всеми это бывает. Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть. В отличие от тебя им не хватает смелости. Ты ещё борешься с этим, поэтому, иногда, ты – это ты. А временами тебе кажется, что ты видишь меня. Ты дал себе волю и теперь чаще ты – это Тайлер Дердон.», - объясняет ему Тайлер.
Казалось бы, вот он смысл фильма. Умник и Тайлер – один человек. Но, выдуманный Тайлер захватывает руководящую роль и куда-то ведёт Умника, к какой –то цели. При этом говоря: «Мы».
«…Ясно, в чём дилемма? Это очень важно. Пора решить не сорвутся ли из-за этого все наши планы.»
«О чём это ты…? Чушь полная. Слушай, ты - псих?»
« Нет, псих – ты. У нас нет времени на подобную ерунду».
Шизофрению заканчивает пистолетный выстрел в собственную голову, навсегда разъединивший Умника и Тайлера. Раненный Умник (Тайлер) держа за руку Марлу говорит: «Со мной всё хорошо. Верь мне. Всё теперь будет прекрасно». Умник и Марла стоят рядом, держась за руки, на фоне рушащегося мира…
Кто же такие Умник, Тайлер, Марла? И о чём фильм?
«УМНИК».
Полгода я мучился бессонницей, мучился бессонницей, мучился бессонницей,…При этом всё становится нереальным, маячит где-то вдали… Всё лишь копии, копии, копии…
«От бессонницы не умирают. Вам нужен здоровый естественный сон», - советует ему доктор.
Повседневный мир бытовухи с ненавистной работой, шефом, мебелью ИКЕА, усыпляющий и уводящий от реальных ценностей, уже не удовлетворяет Умника. Здоровые силы его сущности пытаются пробудить его от этой «естественной» спячки.
Наш главный герой, названный Тайлером в самолёте Умником, действительно, олицетворяет собой РАЗУМ человека.
«Ваш чемодан вибрировал»,- говорит ему служащий аэропорта. Содержание разума (знания) как будильник пытаются разбудить его.
Наш герой по совету доктора, заглянувший в протестантскую церковь в группу больных раком яичек, пристрастился к этому.
«Больные раком яичек, - вот кто мучается, а не вы»,- говорит ему доктор.
«Рак яичек» - символ духовной и жизненной импотенции, неспособности человека к творческому подходу к жизни, отсутствие воли и бездействие.
«Мы – мужчины, мы всё равно - мужчины…»,- рыдают они, вешаясь друг на друга.
«Давай, Корнелиус, поплачь»,- просит его Боб с женскими титьками, бывший чемпион по бодибилдингу. Однобокий материализм («бодибилдинг») привёл его в это плачевное состояние.
«И, вдруг, я обрёл свободу. Свобода есть утрата всяческих надежд. Даже младенцы не спят так крепко… Я пристрастился к этому…Они рыдали всё громче и я рыдал всё громче»,- рассказ Умника.
Но истинная реальность намёками подсознания пытается пробиться в Разум. На медитации:
« Ваша пещера…Вот сейчас вы вошли в неё…Вы продвигаетесь вглубь своей пещеры…Здесь вы встретите животное покровительствующее вам…Пингвин! -«Колизей!»
Ледяная пещера и пингвин, назвавший Умника Колизеем (арена битвы гладиаторов в древнем Риме) как символ предстоящих суровых «ледяных» будней на арене битвы с самим собой (олицетворённым неприхотливым и редким животным – пингвином).
ТАЙЛЕР ДЕРДЕН (Tyler Durden).
Тайлер в конце фильма говорит о себе как о дубле (альтер эго) Умника. Так ли это?
Мы видим Тайлера, мелькающим на многих кадрах – угоняющим красную машину в аэропорту, поднимающемуся по эскалатору вверх (Умник, при этом, опускается по эскалатору, стоя спиной к Тайлеру и не видя его), на экране телевизора в гостинице…Тайлер успевает работать и киномехаником, внося изменения в содержание фильмов и официантом, «трансформируя» изысканные яства. При этом, Тайлер занят главным делом – он делает мыло и продаёт его. Тайлер изготавливает динамит и взрывает квартиру Умника. Спящий же на ходу Умник работает целыми днями на фирме, а в свободное время занят своим кондоминиумом и мебелью ИКЕА. Итак, Тайлер – нечто внешнее по отношению к Умнику.
Раскодируем смысл, вложенный авторами в имя DURDEN TYLER
Меняя первую букву на «B» в DURDEN, получаем
вurden = нагрузка, тягота, обременение (англ)
анаграмма endure = стерпеть, выдержать, выстрадать, стойко переносить
enduring = вечный, бессмертный
TYLER, читая обратно = RELY…= RELIGIOUS= религия
В имя TYLER DURDEN вложен двойной смысл –
- ВЕЧНЫЙ, БЕССМЕРТНЫЙ, СТОЙКО ПЕРЕНОСЯЩИЙ ТРУДНОСТИ
- РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Очевидно, речь идёт о реальной Силе, в религии называемой ДУХОМ. В иных дисциплинах (науке, эзотерике, мистике…) эта Сила может иметь другое название. Но Её реальность и влияние на жизнь уже мало у кого вызывает сомнение. Не затрагивая различные аспекты человеческого понимания этой Силы (мораль, этика, разумность, происхождение, отношения, смыслы, персонификации…), рассмотрим Её только в контексте смыслов фильма.
«Я произвожу и продаю мыло»,- говорит Тайлер Умнику. Символически МЫЛО означает ЧИСТОТУ. Тайлер работает над ОЧИЩЕНИЕМ ЖИЗНИ от лишнего. Он вносит в жизнь трудности. Его проделки напоминают обычное хулиганство, но целью является благо и пробуждение человека.
Кроме того, Тайлер кустарно изготавливает взрывчатые вещества :
«Вы знаете, что смешав бензин с апельсиновым соком, можно изготовить напалм?
– Это правда?
–Правда. Взрывчатые вещества можно делать из подручных материалов.
– Неужели?
– Если захотите…
Тайлер взрывает лишнее и очищает грязное. Всё, попавшее в поле его внимания, подлежит «реконструкции». Он взрывает кондоминиум Умника, освобождая его от хлама.
«Как много специй и совсем нет еды…»,- замечает Умник на руинах своего прошлого.
Интересна сцена в телефонной будке, когда Умник звонит Тайлеру. Сначала он решил позвонить Марле, но передумал с ней разговаривать после её слов: «Я слышу твоё пыхтение». Тайлер не поднял трубку, но перезвонил со словами:
«Я не поднимаю трубку. У меня определитель номера». Это ещё одна характеристика способа общения Духа и человека.
«Ударь меня посильнее»,- просит Тайлер недоумевающего Умника. И, получив удар «в ухо» (символически «услышав»), сам молотит его. Это символическое представление духовной борьбы человека с самим собой.
Бойцовский клуб», созданный человеком при помощи Духа, предназначен для борьбы с самим собой.
«После боя громкость звука, сопровождающего всё прочее в жизни снижалась и всё становилось по силам. В бойцовском клубе победа и поражение ничего не значили. Слова не имели значения. Бой заканчивался. Вопросы оставались неразрешёнными, но ничто уже не имело значения. После боя мы чувствовали, что обрели спасение».
Духовная битва часто заканчивалась падением. «Я с лестницы упал», - объяснял Умник доктору, штопающему его лицо.
Тайлер учит Умника на практике. Нанеся ему химический ожог, он требует от него:
«Ощути боль, не блокируй её. Не поступай как эти ходячие мертвецы. Это лучший момент в жизни, понял? А ты где-то витаешь…». Тайлер бьёт скулящего Умника и показывает свою рану на руке.
«Вначале ты должен смириться и признать без страха, что ты когда-нибудь умрёшь. Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу.
- «Точно».
– «Поздравляю, ты уже у последней черты».
Очень важные слова Тайлера, раскрывающие смысл происходящего с бойцовским клубом дальше:
«Первое мыло было изготовлено из праха героев… А обезьяны, запущенные в космос?... Без боли, без жертв не было бы ничего».
«…Я вижу в бойцовском клубе самых сильных мужчин на свете. Огромный потенциал. И он растрачивается. Черт возьми, мы вкалываем в ресторанах и на фабриках, гнём спину в офисах. Нас дразнят рекламируя одежду, мы работаем в дерьме, чтобы купить дерьмо нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята…Мы не востребованы. Ни тебе ни великой войны, ни великой депрессии. Наша война – война духовная. Наша депрессия – наша судьба. ТВ внушило нам идею, что все мы станем миллионерами, звёздами кино и рок-н-ролла. Всё враньё. И мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость», - проповедует Тайлер.
На смену очарованию Силой Тайлера в трансформации личной силы индивидуума приходит первое недоумение. Тайлер собирает в своём доме волонтёров, готовя из них бойцов, готовых к смерти.
«Слушайте, недоноски, вы не уникальны. Неповторимая красота снежинки – это не про вас. Вы, разлагающаяся органическая масса. Как всё вокруг. Все мы часть одной большой навозной кучи», - учит он волонтёров.
«Как обезьяна перед запуском в космос. Жертвует собой ради благой цели…»,- говорит он о подстригающем волосы волонтёре, пренебрежительно ударив его по бритому затылку.
Тайлер создал свою армию. «Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас видеть. Мы уповали на Тайлера».
Умник (Разум) перестаёт понимать происходящее. Однажды приехав на автобусе, зашёл в дом. Слышит обсуждения слов Тайлера бойцами. Обнялись с Тайлером.
Тайлер: « Иди туда. Мы празднуем». Пьют пиво.
- Что празднуем?
Начались Новости по телевидению.
«Про нас!»
Корреспондент – Что произошло?
– Комиссар полиции Джекобс: «Мы считаем это одним из множества актов вандализма и как-то связано с подпольными клубами. В полночь сильный пожар уничтожил…»
Гогот бойцов.
– «Что же вы делаете?», - возмущается Умник (Разум)
- «Главное правило Проекта «Разгром»– не задавать вопросов»,- хором отвечают дисциплинированные Тайлером бойцы.
Власти озабочены уличными бесчинствами бойцов клубов. Заседание органов власти.
«Ситуация улучшилась. У горожан появилась надежда. Впрочем, это лишь начало. Это лишь первые шаги к далёкой цели…» , - читается доклад. Но в зале заседания видны бойцы клуба в виде официантов.
Сила духа, привнесённая в безмозглую толпу, очарованную строевым шагом, бравыми маршами, бряцанием оружия и лживой профессиональной пропагандой, создаёт Зло по закону подобия, отображая личное зло в массовое.
Экстремизм, терроризм, нацизм, фанатизм – оборотная сторона Силы Духа, лишённая Силы Разума, Сознательности. Религия, как «Связь человека с Богом», утрачивает свою изначальную цель, превращаясь в фальшивку многочисленных «бойцовских клубов» (сект, белых братств, «богов Кузей»), манипулируемых одержимостью и корыстью.
«К хренам твои знания. Забыть всё что знаешь. Что, якобы, знаешь о любви, дружбе и, главное, о нас с тобой»,- говорит изменившийся Тайлер Умнику, мчась на машине по встречной полосе.
Дуализм и закон полярности никто не отменял. Реальность, даже высшего плана, может в любой момент обернуться оборотной стороной. Касаться Высшего лучше своей «солнечной» частью, чтобы по закону подобия не навредить ни себе ни ближним.
Тупое бессознательное подражательство внешнему, атрибутике, рекламируемому «ширпотребу» - материальному или «духовному», приводит к фанатизму и бездумности, предательству ближнего и самого себя. Отождествляя себя с подобными же, эта «обезьянья масса» рвётся в «космос», заполняя улицы и площади городов, концертные залы и церкви, танцуя свою безумную тарантеллу где угодно – и на свалках цивилизации и на её духовных и интеллектуальных шедеврах.
МАРЛА ЗИНГЕР (MARLA SINGER)
Марла появилась на одном из собраний группы, посещаемой Умником.
«Она была симулянткой, она не болела ничем. Марла-гастролёрша. Её ложь была отражением моей. Я перестал что-либо чувствовать. Я больше не мог плакать. На меня опять навалилась бессонница», - Умник.
Почему же Умник (Разум), нашедший успокоение и комфорт в плачущем зале, вдруг потерял покой и стал тревожным, опять потеряв сон, при приходе Марлы?
Раскодируем смысл её имени.
МАРЛА = MARLA = анаграмма A L A R M - ТРЕВОГА (англ)
ЗИНГЕР = SINGER = ПЕВЕЦ (англ)
Марла Зингер - символ человеческой ДУШИ
Может пребывать в двух основных состояниях – тревоги и беспокойства, радости и пения («душа поёт»).
Умник (Разум) живёт без души. Многочисленные сцены фильма говорят о том, что он не любит Марлу. На собраниях больных он «вампирит» - использует силы чувств чужих душ, изливающихся на него в рыданиях. Эта душевная прививка стабилизирует его состояние. Но приход на собрание его личной души – Марлы Зингер, срывает это действо. Он сосредоточен теперь на своей (нелюбимой им) душе. И естественно, на её состоянии ТРЕВОГИ, так как она не может «запеть» без любви.
Цельность человека (Умника) нарушена. Он однобок. Марла Зингер платит ему той же монетой. Разум без Души и Душа без Разума хиреют.
Но вот Умник (Разум) встречается с Тайлером Дерденом (Духом), преобразившем его жизнь. Умник наполняет свою жизнь Духом, со временем становясь его земной проекцией. Разум и Дух идут по жизни вместе, совершая подвиги. Тайлер Дерден (Дух) спасает Марлу Зингер (Душу), когда Умник(Разум) на неё совершенно не обращает внимания, позволяя умереть ( кладёт трубку телефона исповедывающейся ему умирающей Марлы).
Умник обескуражен при виде зашедшей на кухню Марлы: «Что ты здесь делаешь? Это мой дом, я здесь живу…».
Марла также не понимает Умника: «Да пошёл, ты…». Ведь она провела с ним всю ночь. Но это был Тайлер в образе Умника.
«Почему ты тратишь на неё время?»,- спрашивает Умник Тайлера
«В защиту Марлы скажу, что она до конца пойдёт» - отвечает Тайлер
«А я, что – нет?»,- возмущается Умник.
«Как перья не цепляй, цыплёнком не станешь»,- резюмирует Тайлер.
«Марле нужен не любовник, а психотерапевт…», говорит Умник о Марле.
«Помыться ей надо», - парирует «чистюля» мыловар Тайлер.
«Террорист» Тайлер минирует здания, готовя мировой крах. Его заложник – Разум (Умник) связан и к его голове приставлен пистолет Тайлера. Боевики подвозят сюда же его Душу (Марлу). Дух Злой Силы готов закончить начатое.
Но Разум Умника уже не тот. Он закалён в духовных битвах. Он сам стал духовным, осознал смысл взаимоотношений со своей душой.
«Марла, я знаю, что вёл себя очень странно. Ведь тебе иногда казалось, что во мне два человека. Природа наших взаимоотношений была не ясна мне по причинам в которые я не стану вдаваться. Главное, я понял, что плохо с тобой обращался. Прошу у тебя прощения. Я понял, что ты нравишься мне по настоящему. Я не хочу, чтобы из-за меня с тобой стряслась беда…»,- говорит он ей за столиком в кафе.
Разум Умника находит выход из ситуации. «Пистолет в моей руке»,- говорит он Тайлеру. Это означает, что ничто внешнее, как бы оно не претендовало на тождество со мной, не способно повлиять на мой личный сознательный выбор. Разум Умника отказывается быть «обезьяной – космонавтом», бездумно жертвующей собой ради чужих целей.
Символическая пуля, осознанно выпущенная в свою атакуемую чужой волей голову, навсегда разрывает эту порочную связь.
Разум (Умник) ранен. Но он будет излечен. «Приготовь бинты»,- говорит он одному из бойцов.
«Марла, со мной всё хорошо. Верь мне. Теперь всё будет прекрасно.», - последние слова Умника.
Духовный Разум в единстве со свой Душой спокойно наблюдают символическое крушение внешнего мира. Вместе они сильнее всего внешнего.
концовка бойцовского клуба
«Бойцовский клуб» — это фильм снятый в 1999 году Дэвидом Финчером. В основу сюжета лег роман Чака Паланика, писателя, чьим узнаваемым почерком является огромное количество шок-контента и ярко выраженный нонконформизм. Только выйдя в прокат, фильм не снискал популярности среди широкой публики. Слишком откровенным, слишком низвергающим все, что дорого среднему успешному человеку он был. Популярность фильм обрел только спустя 10 лет, когда в Нью Йорк Таймс, издании заслуживающем всяческого доверия в вопросах культуры, появился хвалебный отзыв на фильм, признающий его определяющим произведением кинематографа рубежа веков. В главных ролях снялись признанные, талантливые актеры (Бред Питт, Хелена Бонем Картер, Эдвард Нортон), набирающие в нулевых популярность с удивительной скоростью, что, при содействии одобрения известного издания, не могло не вызвать новый виток интереса к фильму. На данный момент он входит в десятку лучших фильмов по версии множества кинорейтингов.
Чтобы понять смысл фильма «Бойцовский клуб», лучше всего начать рассматривать его сюжета, ведь ни Финчер, ни Паланик не склонны к метафорической завуалированности. Всю смысловую нагрузку произведения можно отлично рассмотреть в сюжетной линии и услышать из уст главных героев. Невысказанных мыслей в фильме попросту нет.
О чем фильм «Бойцовский клуб»?
Фильм начинается с бессонницы главного героя, являющегося также рассказчиком (повествования в фильме идет от первого лица). Причем бессонница его не разовое явление, а преследующее его серьезное расстройство: рассказчик спит настолько мало, что не осознает где реальность. Он обращается к врачу, а врач, видя успешного менеджера лет 30, с явно комфортными условиями жизни и без проблем, отказывается выписывать ему сильнодействующие средства, а отправляет заняться спортом или же сходить в клуб поддержки для мужчин с раком яичек. Якобы там герой убедится, что у него нет проблем, а настоящие проблемы у больных людей.
Сходив на одно собрание, выплакавшись и получив поддержку от людей, думающих что он серьезно болен, рассказчик впервые засыпает спокойно. Он начинает ходить на собрания всех серьезно больных людей, неважно рак это или инфекции. Но вскоре он замечает, что на всех собраниях ему встречается одна девушка, Марла Сингер. Она тоже симулянтка, «гастролер». Столкнувшись с еще одной обманщицей, рассказчик больше не мог получать удовлетворение от собраний и бессонница вернулась. Он договаривается с Марлой о том, чтобы разделить собрания больных людей поровну и никогда не сталкиваться больше.
Подсознательно он заинтересовывается необычной девушкой, но фактически воспринимает ее как конкурентку. Отправившись в командировку по делам своей фирмы, рассказчик знакомиться в самолете с Тайлером Дерденом, продавцом мыла, и внешне, и своей философией, являющимся полной противоположностью главного героя. Между героями возникает явная симпатия, Тайлер дает рассказчику визитку и они расстаются. Вернувшись, главный герой обнаруживает, что его квартира пострадала при взрыве газа, все его имущество уничтожено. Он понимает, что звонить ему некому, набирает сначала номер Марлы, но, передумав, звонит Тайлеру. Они встречаются в пивной, беседуют, а после Тайлер просит его ударить. Герои дерутся, но не конфликтуя, а ради удовольствия. На них с удивлением смотрит толпа мужчин. Тайлер предлагает рассказчику пожить у него.
Молодые люди организуют «бойцовский клуб», быстро растущую организацию, куда люди собираются просто чтобы подраться. Под предводительством Тайлера, клуб превращается в проект «Разгром», направленный на то, чтобы уничтожить все блага современной цивилизации. Рассказчика это пугает, он пытается отменить готовящийся подрыв целого района небоскребов, но не может. Он узнает, что Тайлер — это его второе я, он страдает от раздвоения личности. Поборов свою чрезмерно агрессивную сторону, выстрелив в нее, рассказчик, вместе с Марлой (с ней он, оказывается, завел роман от лица Тайлера) смотрит как подрываются и рушатся небоскребы.
Скрытый смысл фильма «Бойцовский клуб»
Смысл фильма «Бойцовский клуб» в том что люди стали потребителями, его бесило вся это система, то что мода диктует каким быть мужчиной, что люди придают гораздо большое значение к вещам, нежили людям. По этой причине он взрывает свою квартиру и все ценное внутри, чем он сильно дорожил, уходит из хороший работы потому что это его делает рабом системы, он отказывается от системы находит людей уставших быть частью этой большой системы, где все то диктуемое иллюзорно и очень сложно досягаемо и устраивает хаос, дабы избавится от системы прийти первобытному обществу без технологии и авторитетов.
Также существует еще одна версия смысла фильма «Бойцовский клуб». Его можно рассматреть в трех пластах:
Становление личности по Фрейду; Критика общества потребления; Генезис фашизма.Становление личности по Фрейду в фильме рассмотреть довольно просто. Отношения Марлы и Тайлера вызывают у рассказчика дискомфорт, он испытывает инфантильное чувство ревности, но ревности ребенка. Он подсознательно ощущает отношения Тайлера и Марлы, как отношение своих матери и отца. Поскольку Тайлер — это порождение сознания рассказчика, то, по сути, внутренний ребенок испытывает ревность, ведь агрессивно маскульная, ярко выражено мужественная часть занимает его место рядом с Марлой. Чувства Тайлера здесь — это чувства ребенка, ревнующего мать к отцу.
Абсолютно фрейдистское понимание процессов человеческой души. Убив в себе агрессивную маскульность и инфантильного ребенка одним выстрелом в собственный рот, главный герой становиться цельным, а его отношения с Марлой наконец-то здоровыми. План критики общества потребления бросается в глаза в первую очередь, ведь герои постоянно говорят об этом. Сам слоган фильма — это буддистский постулат. «Лишь утратив все до конца мы обретаем свободу». Бесконечные попытки продвинуться по карьерной лестнице, окружить себя вещами и попытаться найти в них счастье — это болезнь общества.
Тайлер борется с этой «болезнью» самым примитивным образом — это насилием, уничтожением материальных благ, их подменой (мыло из человеческого жира, продаваемого людям, из которых и взят этот жир). Что касается фашизма, то он воплощен в радикальном Тайлере. Тайлер — это сверхчеловек, он проповедует культ насилия, культ силы и предельной маскульности. Этот герой привлекателен, но и он в конце проигрывает, поскольку фашизм — это тоже «болезнь», а болезнью болезнь не вылечить.
Конец фильма, с падающими небоскребами, это единственная метафора в фильме, метафора краха экономики. Экономика, которая стала довлеть над всеми сферами, проникнув даже в сферу духовную — это раковая опухоль, но и опухоль можно уничтожить.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Бойцовский клуб. Мы с нетерпением будем ждать!
В январе 2022 года на китайской стриминговой платформе Tencent Video состоялся релиз фильма «Бойцовский клуб» режиссёра Дэвида Финчера. В издании Vice обратили внимание на то, что финал картины по сравнению с оригиналом изменили.Фильм 1999 года заканчивается тем, что Рассказчик (Эдвард Нортон) убивает своё альтер-эго — Тайлера Дёрдена (Брэд Питт). После этого герой вместе с Марлой Сингер (Хелена Бонэм Картер) наблюдают за тем, как за окном рушатся небоскрёбы, то есть разработанный Дёрденом экстремистский проект «Разгром» уже пришёл в действие.readability="2pfigcaption>Финальная сцена «Бойцовского клуба» Концовке вышедшей в Китае версии придали обратный смысл. Из картины вырезали сцену со взрывами небоскрёбов, за которыми Рассказчик и Марла наблюдают, держась за руки. Вместо этого зрители видят сообщение о том, что полиция воспользовалась подсказкой Тайлера, арестовала всех участников проекта «Разгром» и обезвредила бомбы.Для Тайлера также всё окончилось хорошо. После суда его отправили на лечение в психиатрическую больницу, откуда он вышел в 2012 году.readability="1.5pfigcaptionЗаключительный кадр китайской версии «Бойцовского клубаfigcaptionpfigurep>В Tencent Video не объяснили, по какой причине компания решила изменить концовку фильма. По данным источника Vice, перемонтированную версию предоставили сами правовладельцы, а затем её одобрило правительство страны. Только после этого права на показ фильма продали стриминговым компаниям.Ранее «Бойцовский клуб» показывали в китайских кинотеатрах только во время Шанхайского международного кинофестиваля. Тем не менее у фильма более 740 тысяч рецензий на сайте Douban и оценка 9 из 10 баллов.Скриншоты с изменённой концовкой фильма стали вирусными в китайских социальных сетях. Многие поклонники «Бойцовского клуба» раскритиковали решение вырезать ключевую сцену.xlink:href="#entry_quotep>Просто нет смысла смотреть фильм без этой сцены.пользователь сайта Weibopblockquotefigurefigureblockquoteuse xlink:href="#entry_quotep>Наверное, в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» их всех бы арестовали, а вся семья мафиози в «Крёстном отце» тоже бы оказалась за решёткой.пользователь сайта Weibopblockquotefigurep>Это далеко не первый случай, когда китайские цензоры изменяют зарубежные фильмы для показа в стране. Так, оригинальная картина «Оружейный барон» с Николасом Кейджем заканчивается тем, что главный герой Юрий Орлов избегает тюремного заключения и возвращается к торговле оружием. В китайской версии для Tencent Video, которая примерно на 30 минут короче, Орлов признаётся во всех преступлениях и его приговаривают к пожизненному заключению.
Провалившийся в прокате, но впоследствии разошедшийся на цитаты и афоризмы, «Бойцовский клуб» наполнен постмодернтистским подтекстом. Глубинный смысл и критика капитализма сочетаются с красивой картинкой и продакт-плейсментом. Нонсенс и издевка над зрителем.
«Бойцовский клуб» придерживается общей тенденции протестных фильмов 90-х. В нем, как и во многих других фильмах конца XX века, основным посылом является то, что иметь высокооплачиваемую работу, жить в элитном кондо на последнем этаже, встречаться с длинноногими красавицами или жить в большом доме с семьей просто ужасно. «Красота по-американски», «Бойцовский клуб», «Матрица», «Трасса 60» — все эти фильмы придерживаются данного настроя.
Смысл «Бойцовского клуб» помогут раскрыть книги Фромма, Адорно, Маркузе, Хоркхаймера и других философов трансгуманистического толка. Собственно, то, что порицали ученые франкфуртской школы социологии, нашло свое воплощение в картине Дэвида Финчера. Вкратце ее можно выразить следующими предложениями:
Мы — продукты общества потребления. Культуру заменяет культиндустрия с простыми, шаблонными символами и образами. Нашу уникальность формируют товары и бренды. А наши знания отрывочны и кусочны, как лоскутное одеяло. Наши потребности раздуваются, как пузырь, но однажды ему суждено лопнуть.Мы — «одномерные люди», как бы выразился философ Маркузе. В этом и заключается основной смысл «Бойцовского клуба».
Философия Тайлера Дердена
В каждом из нас живет бунтарь, интересная и действительно неординарная личность. Подумайте, как изменилась жизнь безымянного рассказчика, ставшего Тайлером и отказавшегося от всех благ жизни. Он стал настоящим лидером, создав невероятную сложную организацию с четкой иерархией и планом по разрушению финансовой системы. Смог бы человек, зависящий от брендов и новинок, не пропускающий ни одного «стоящего» сериала и разбирающегося до мелочей в марках автомобилей или часов, создать такую сложную систему? Ответ отрицательный.
Если посмотреть популярные запросы в поисковых системах, связанных с Тайлером Дерденом, то можно заметить интересную тенденцию. Немало людей ищут очки, штаны, куртку, что носил эксцентричный герой фильма. Это идет в полный разрез с тем, что действительно пытался донести Тайлер.
Философия Тайлера Дердена проста, но как и многие простые вещи до поры до времени нам непонятна. Весь смысл речей одного из главных героев «Бойцовского клуба» можно выразить следующей фразой:
Кто мы такие? Мы просто потребители, одержимые внешней атрибутикой преуспевания. Война, голод, насилие — все это не волнует. А волнует меня: знаменитости и скандалы, телевизор, где 500 каналов и чье имя на бирке моих трусов.
Поцелуй Тайлера Дердена
В чем смысл поцелуя в фильме «Бойцовский клуб»? Химический ожог в «Бойцовском клубе» — это курс молодого бойца для рассказчика. Так Тайлер Дерден знакомил его с реальностью. После такой терапии становится ясно, что глупо рассчитывать на жизнь вне этой реальности, что нет чудес, что мир — это не рекламный ролик, где повсюду чисто и красиво, а люди просто пылают радушием. Мир — это место, где помимо хороших моментов бывают и ужасные, и с ними нужно мириться, принять их как неотъемлемую часть бытия. Сцену поцелуя можно интерпретировать через книгу французского философа Альбера Камю «Миф о Сизифе». Рассказчик и Тайлер, как и Сизиф, отрицают влияние бога на свою жизнь, ставя себя, человека, как главного источника смысла их жизни в этом абсурдном мире.
Смысл фильма Бойцовский клуб в XXI веке
Имеет ли какой-нибудь смысл фильм «Бойцовский клуб» сейчас? Как бы не сопротивлялись, люди, помнящие о жвачке «Бубль-Гум», Windows 95, «Дэнди», телекомпании «ВиД», «девяностые» были 20-25 лет назад. Целое поколение назад! Так имеет ли? Разумеется, да. Мы, как и герой фильма — рассказчик, так же не имеем имени для транснациональных компаний. Мы — потребители, набор признаков, параметров, которые они анализируют. Под нас таргетируют рекламу, чтобы продать больше товаров и оказать больше услуг. Нам навязывают образы, и к этим образом добавляют нужное оснащение. Баскетболисты носят Nike, солидные мужчины часы Rolex, а женщины пользуются Kenzo. Таргетированная реклама уже стала основным источником дохода для крупных поисковых систем, таких как Яндекс или Google. И неважно, зовут нас Джек, Маша или Авраам. Главное — создать потребность или разогреть слабенький уголек уже зародившегося желания.
Смысл концовки Бойцовского клуба
Концовка фильма вызвала больше всего вопросов у зрителей фильма. Сам Паланик признал, что концовка Финчера нравится ему больше собственной. Давайте разбираться. Рассказчик осознает, что он и Тайлер — это одно и то же лицо. Дерден — это всего лишь воображение, за исключением одной вещи. Пистолета. Как и кулаки рассказчика, наносившего удары самому себе в офисе своего босса, оружие столь же реально. Избавиться от Тайлера простым осознанием факта недостаточно, нужен мощный эмоциональный выброс, что-то выбивающееся из шаблона, что-то за рамками для мозга. Выход оказался прост. Прострелить себе в щеку и при этом представить, что убиваешь Тайлера. План авантюрный, но судя по концовке фильма — действенный.
В книге же рассказчик попадает в рай, где встречает все тех же «обезьян в космосе», следующих миссии Тайлера Дердена. Данную концовку книги «Бойцовский клуб» можно трактовать с двух точек зрения. С одной стороны рассказчик действительно попадает в рай, в который он не верил, а с другой — оказывается в психиатрической больнице.
Такой открытый финал ставит вопрос, а действительно ли есть смысл в бреднях сумасшедшего или же это просто издевка Чака Паланика и Дэвида Финчера над своим читателем?