Клуб как
Znachenie-slova.ru — большой бесплатный словарь значений слов русского языка.
Узнать значение слова на букву:О назначении словарей
Русский язык чрезвычайно разнообразен, но не структурирован – он допускает много вольностей как в построении предложений, так и в использовании определенных словоформ. Если скажут «ложи на стол», то смысл все равно останется понятным, хоть и самого глагола «ложить» не существует. Таких допущений в языке достаточно, но если бы их число превысило количество существующих правил, то собеседники перестали бы понимать, что говорят друг другу.
Для поддержания формальной структуры языка существуют лингвистические нормы, которым обучают ещё в школе, и которые постоянно трансформируются – они не являются закостеневшими формулами. Но как поддерживать порядок в самих слова? Как узнать, какая буква пишет в слове, из какого языка оно пришло, где в нем ставится ударение, в каком веке использовалось и что означает? Для этой цели применяются разнообразнейшие словари, авторами которых проводится колоссальная работа по обработке огромных массивов информации.
Именно в словарях содержатся вся необходимая, по мнению автора, информация об определенной группе слов или их сочетаний. К примеру, можно найти сборники готовых рифм, организованные по принципу словаря, и даже тезаурусы конкретной профессиональной или научной области – философские, биологические, архитектурные, стиховедческие и многие другие узконаправленные словари.
Основное разделение словарей
Главное правило классификации видом словарей – предмет, о котором в них рассказывается. Таким образом все подобные сборники можно разделить:
- На лингвистические. Здесь рассказывается обо всем многообразии структур языка, его нормах и их употреблении, а также даются рекомендации для людей, чья профессия связана с филологий и лингвистикой. Так, предметом лингвистических словарей являются конкретно сами слова и нормы языка.
- На энциклопедические. Это словари об окружающей нас действительности, в которых можно узнать и что такое «пассионарность», и «корпускулярно-волновой дуализм», если выветрились знания школьной программы, или же нечто более простое, но необходимое в данный момент. С появлением глобальной сети поиск значений понятий в словарях остался в привычке лишь у людей пожилого возраста, современное же поколение вряд ли вообще возьмется, допустим, за 80-томный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Но хоть и скорость поиска является минусом печатных изданий, существуют электронные их версии, где можно воспользоваться обычной функцией «найти», подобно интернет-браузеру. Кроме того, все статьи в энциклопедиях пишутся специалистами в своей области, поэтому в данной информации можно быть уверенным.
Среди лингвистических словарей главенствующими считаются толковые – те, в которых фиксируются значения определенных слов данного языка. Разумеется, нет словаря (и вряд ли таковой появится), в котором были бы зафиксированы все существующие в конкретном языке слова на этот временной срез, поскольку каждый день в языке возникают новые понятия и происходят постоянные преобразования. Тем не менее, устоявшиеся и наиболее используемые слова всегда фиксируются крупными лексикографами.
О значении слов
Проблемный вопрос любого толкового словаря: будет ли то значение слова, которое зафиксировано в сборнике, константой? Предваряя нижеописанное; насколько да, настолько же и нет.
Если сказать двум людям слово «стол», то они представят один и тот же объект? Разумеется, нет, для каждого из них этот мысленный стол будет обладать теми характеристиками и особенности, которые исходят из предпосылок характера субъекта. Первый из них, допустим, представит деревянный резной стол, а второй – заводской пластиковый, что в некоторой степени позволяет подключить сюда психологический подход и судить о характере этих людей – нейролингвистика, но не будем в это углубляться.
Как выяснилось из примера, значение слова «стол» для двух людей будет несколько различно, хоть оба человека и представят себе определенный объект с ножками, на котором можно что-то разместить, называемый в обществе «столом» (хоть сам человек может именовать его и иначе). Этого говорит о том, что следует различать понятие – смысловую сущность предмета или явления окружающей действительности – и слово – наименование, лингвистическое обозначение понятия. Важно понимать, что за любым словом стоит какое-либо понятие, но не все понятия, которые существуют в мире, имеют свою собственную словесную форму. Проблеме несоответствия значения самого слова и истинного понятия, которое вкладывает в него человек, посвятил множество трудов известный австрийский философ Людвиг Витгенштейн.
Что же влияет на формирование значения слова?
- Опыт субъекта. Если человек никогда не сталкивался, например, с ящерицами, то что он представит, услышав словосочетание «комодский варан»? Весьма вероятно, какую-то невиданную живность (возможно, насекомое), обитающее в комоде. В любом случае, какое бы представление ни возникло в голове субъекта, плохо знакомого с предметом (понятием), которое обозначается услышанным словом (в данном случае -- «ящерица»), основываться оно будет лишь на полученном опыте. Связанный пример: «комодский» созвучно с «комод», а «варан» с «баран», из-за чего и способна появиться вышеописанная интерпретация неизвестного понятия, основанная на уже полученных знаниях и проведении параллелей между известным и неизвестным. Но это всего лишь одна (самая поверхностная) из миллионов возможных интерпретаций только этого слова.
- Контекст. Часто человек не может распознать письменную иронию, хотя легко ее различает при устной беседе. Чтобы понять, предполагает ли собеседник прямое значение слов в своей фразе или переносное, требуется дополнительная информация, которая при устной беседе берется из невербальных действий: положения тела, скорости произнесения слов, взгляда, ухмылке и т.д. Эта дополнительная информация именуется невербальным контекст. При письменной же беседе человек не может пользоваться этими данными, что сильно усложняет проблему верного толкования слов собеседника, поэтому он вынужден опираться только на вербальный (словесный) контекст – на ранее случившиеся ситуации и прежде написанные сообщения. Точно таким же вербальным контекстом может быть любое научное или художественное произведение или область знания, лишь в рамках которых данное слово имеет строго определенное понятие. Например, слово «свет» в общем случае имеет значение отсутствия тьмы, в том время как для физика «светом» будут называться фотоны и волны (тот самый дуализм). Таким образом, значение слово может изменяться в зависимости от контекста, в котором оно представлено.
Известный интересный пример: слово «фасад» зафиксировано в толковых словарях как «лицевая сторона здания», но часто можно услышать выражение «боковой фасад» или даже «задний фасад». С точки зрения лексикографа, который составлял словарь, все верно: face с французского – лицо, поэтому так должна называться только лицевая часть здания. Но если человек, услышавший это слово, не знаком с его этимологией, то такое ошибочное сочетание естественно, из-за чего возникают хоть и неверные, но распространены новые значения слов, постепенно вытесняющие старые: фасад как лицевая часть здания – на фасад как просто любая сторона сооружения.
Итак, ответ на вышеописанный вопрос: авторы значимых толковых словарей стараются зафиксировать слова с уже устоявшимися значениями, поэтому в большинстве случае эти слова будут иметь действительно то значение, которое обозначено в словаре; но иногда, по описанным выше причинам, значение, данное в словаре, может расходиться со значением, которое вкладывает в это слово произносящий.
Главные виды словарей
Существует великое множество различных словарей, которые применяются для фиксации всевозможных словоформ и конструкций языка: от верного написания слов (орфографии) до их происхождения (этимологии) и правильного сочетания с другими формами слова (словарь сочетаний). Основными видами словарей, которые чаще всего применяются не только филологами и лингвистами, но и обычными людьми, являются:
- Орфографический словарь. Указывает верное написание слова и его возможные формы. Также в нем отмечаются сложные орфограммы, которые необходимо просто запомнить, чтобы не делать ошибок.
- Орфоэпический словарь. В нем фиксируются нормы правильного ударения для современного состояния языка. Ведь раньше – в 19-ом веке -- слово «музыка» правильно произносилось с ударением на второй слог, а известный нам сейчас варианта с ударением на первый появился лишь в начале 20-го века.
- Толковый словарь. Именно в нем обозначены значения всех наиболее часто употребляемых слов с учетом временных изменений смысла. Важно, для в них представлено общее значение слов, а если требуется узнать более узконаправленное определение, то найти его можно в тезаурусе конкретной области знания.
- Иностранный словарь. Здесь проведены параллели между определениями слов на разных языках. Иначе говоря, в иностранном словаре можно найти аналоги слов на разных языках: собака – dog и т.д. Интересно, что существуют не только прямые переводы слов, но и даже аналоги целых фразеологических оборотов: например, русский фразеологизм на острие ножа будет звучать как ходить по тонкому льду.
- Словарь синонимов. Он позволяет подобрать нужный синоним для слова, к примеру, если требуется найти эвфемизм. Большинство этих сборников полностью перешло в электронный формат.
- Словарь архаизмов и историзмов. Историзмы полностью вышли из нашего лексикона по причине исключения предмета или понятия, которые они обозначали, из повседневной жизни (например, бурлак). Архаизмы же являются просто сильно устаревшими словами, которые тем не менее используются в поэтической и церковной речи (например, ланиты, полымя, десница). Сборники этих групп слов необходимы для верного понимания старых текстов и культурного обогащения.
- Фразеологический словарь. В нем зафиксирована основная масса фразеологических оборотов, имеющихся в языке. В основном он применяются только для расширения словарного запаса и улучшения навыка лаконичного изложения мыслей.
- Словарь неологизмов. В нем собираются все слова, которые недавно попали в язык. К примеру, 30 лет назад слово «компьютер» можно было считать неологизмом в русском языке, теперь же оно давно лишилось этого статуса. Для примера из современных неологизмов можно вспомнить слово «хайп».
Грамотному человеку невозможно обойтись без словаря, поскольку язык так же динамичен, как и жизнь вокруг. Сейчас уже не обязательно иметь печатные издания орфографических или толковых сборников, а тем более огромные энциклопедии, чтобы просвещаться. Достаточно найти электронную версию авторитетного словаря, чтобы узнать необходимую информацию. Будьте грамотными – не брезгуйте словарями!клуб как
А вот и видеоролик с нашей конференции "HR Мост. Код будущего", которую мы провели 25 мая в Москве.
Приятно осознавать, что мы делаем большие, важные, яркие, ценные события, объединяющие людей, рождающие новые смыслы.
Согреваемся воспоминаниями и погружаемся в подготовку нового большого проекта - 16 сентября HRM Expo в Москве.
Источник
Первое, что нужно для создания книжного клуба — это люди. Люди, которым нравится читать и которые готовы делать это регулярно. Сразу скажем: мы будем давать советы только для мини-клубов — тех, которые вы можете организовать со своими друзьями или коллегами. Большие книжные клубы — задача посложнее. Такие встречи могут быть платными, там больше нюансов, которых хватит для отдельного материала.
Итак, люди. Допустим, вы нашли единомышленников — тех, кто хочет читать и обсуждать прочитанное. Что дальше? Надо продумать структуру встречи. И найти ведущего: возможно, им будете вы.
1. Тема или книга?
Договоритесь, что вы будете обсуждать: отдельное произведение или тему. Форматы можно чередовать: в этом месяце, например, все читают и разбирают «Дом иллюзий» Мачадо, а следующем — говорят об экранизациях романов. Тут нет правильного ответа: помните, что интересно всё!
2. Информация об авторе
Когда мы просто читаем книгу, то не всегда обращаем на то, кто эту книгу написал. А зря! Обязательно узнайте, каким человеком был автор, каких взглядов придерживался, когда жил, какие моменты в его творчестве и личной жизни влияли на него. Это важная часть, которая поможет глубже понять книгу.
3. Историческая справка, контекст
Говорят, что читать «Анну Каренину» можно когда-угодно. Но чтобы понимать «Анну Каренину», важно знать контекст. Без него книга выглядит иначе. Да, у классики есть удивительная особенность быть актуальной всегда. Но когда вы узнаёте, что стоит за текстом, в каких реалиях он был создан, то видите всё в реальном свете.
Источник
4. История создания
История создания многих произведений не менее интересна, чем их сюжет. Какие-то герои могут иметь реальных прототипов (как, например, «Алиса в Стране чудес»), события — воспроизводить то, что случилось на самом деле (как ситуации из романов Ремарка). Ощущение реальности происходящего превращает фикшн в нон-фикшн.
5. Визуал: обложка, иллюстрации
Если вы обсуждаете комикс, то без иллюстраций, понятное дело, никуда. Но если ваш выбор — классический роман? Порой обложка или иллюстрация, которую автор добавил в книгу, становится важной частью понимания текста. Визуальная составляющая — это тоже язык, на котором автор говорит с читателем.
6. Ключевые моменты
Когда вы приступаете к самому тексту, важно отметить ключевые моменты в книге. Подумать, почему герой принял такое решение? Кто повлиял на становление его личности? Зачем введены какие-то персонажи? В какой момент всё начинает идти не так? И почему такая концовка? Пройдитесь по тексту и найдите основные моменты.
Источник
7. Другие работы автора
Иногда ранние работы автора или, напротив, поздние могут содержать подсказки к нужному тексту. Так, главные герои могут встречаться в первых рассказах автора. Незаметные сюжетные линии вырастают в большие романы. Всё это невероятно любопытно.
8. Похожие произведения
Когда вы начинаете подбирать книжные ассоциации, результат оказывается непредсказуемым. Сначала вы называете произведения со схожим сюжетом или языком, но затем из вашего подсознания выплывают вещи, которые дополняют роман с необычных сторон. Мозг проводит необычные параллели, и за этим очень интересно наблюдать.
Устраивать книжный клуб лучше раз в месяц. Ключевое слово тут — регулярность. Старайтесь не пропускать встречи и не сбивать ритм. Если вы встречаетесь онлайн, несите бумажные книги к экрану, составляйте список цитат из книг и делитесь ими с участниками. Наполняйте встречу всем, что относится к вашей книге или теме. Если же вы проводите встречи вживую, то можно смело печь пирог и заваривать чай.
Источник
Споры о книге (бывает, что они разгораются о-о-очень сильно) должны проходить в корректной манере. Старайтесь относиться к участникам уважительно. Не кричите. Любое мнение может иметь право на существование. Даже если оно совсем не совпадает с вашим. Пусть книжный клуб будет приятным местом, где может высказаться каждый.
Книжные клубы в мире
Если вы уже готовы создать свой клуб или вступить в какой-нибудь из них, то вот вам несколько книжных сообществ, которые известны во всем мире. Доказательство того, что совместное чтение — отличное занятие.
Книжный клуб Риз Уизерспун
Книжный клуб Риз Уизерспун действует с июля 2017 года. Раз в месяц актриса выбирает книгу и рассказывает о ней — на сайте и в соцсетях клуба. Книги, которые выбрала Риз, можно легко отыскать в книжных магазинах: на них наклеен желтый стикер Reese’s Book Club.
Риз с новой книгой
Что читают в книжном клубе Риз:
- «Там, где раки поют», Делия Оуэнс
- «Список гостей», Люси Фоли
- «Это история счастливого брака», Энн Пэтчетт
- «И повсюду тлеют пожары», Селеста Инг
- «Элеанор Олифант в полном порядке», Гейл Ханимен
Книжный клуб Опры Уинфри
Легендарная телеведущая Опра Уинфри — один из самых страстных пропагандистов чтения в Америке. Как только она рекомендует книгу, та мгновенно становится бестселлером: именно она сделала культовым роман Тони Моррисон «Возлюбленная». Сегодня в клубе Опры обсуждают не только новинки, но и классические романы.
Тут Опра рекомендует роман «Дьякон Кинг-Конг» Джеймса Макбрайда
Что читают в книжном клубе Опры:
- «Дьякон Кинг-Конг», Джеймс Макбрайд
- «И снова Оливия», Элизабет Страут
- «Выбор», Эдит Эгер
- «Средний пол», Джеффри Евгенидис
- «Подземная железная дорога», Колсон Уайтхед
Клуб Флоренс Уэлч
Солистка группы Florence the Machine Флоренс Уэлч организовала свой книжный клуб после того, как одна из фанаток попросила её поделиться списком любимых книг. Так возник клуб Between Two Books. Флоренс и сама пишет: не так давно вышла иллюстрированная коллекция текстов её песен и стихов.
Фото из аккаунта Флоренс
Что читают в книжном клубе Флоренс:
- «Нормальные люди», Салли Руни
- «Одинокий город», Оливия Лэнг
- «Мой год отдыха и релакса», Отесса Мошфег
- «Миф о красоте», Наоми Вульф
Клуб Эммы Робертс
Книжный клуб Эммы Робертс Belletrist наполнен интерактивом: вместе с подругой актриса проводит интервью с писателями, устраивает дискуссии и публикует списки книг. Участники обсуждают современные романы и классику.
Эмма с очередной книгой
Что читают в книжном клубе Эммы:
- «Ребекка», Дафна Дюморье
- «Моя сестрица — серийная убийца», Ойинкан Брейтвейт,
- «Осень», Али Смит
- «Солнце тоже звезда», Никола Юн
- «Секс и ярость», Ева Бабиц
Клуб Эммы Уотсон
В 2016 году Эмма Уотсон стала прятать в лондонском и нью-йоркском метро книги: ей хотелось поделиться с незнакомцами любимыми романами. Так возник книжный клуб Эммы — Our Shared Shelf. Правда, сейчас он на паузе, но интересные книги можно найти по хэштегу #oursharedshelf.
В аккаунте клуба редко увидишь фотографии самой Эммы
Что читают в книжном клубе Эммы Уотсон:
- «Маленькие женщины», Луиза Мэй Олкотт
- «Рассказ Служанки», Маргарет Этвуд
- Milk and honey, Рупи Каур
- «Тысячи сияющих солнц», Халед Хоссейни
- «Персеполис», Маржан Сатрапи
Обложка: unsplash
src="http://res.cloudinary.com/dbkwxx1qa/image/upload/v1655093808/image9-min.jpg">ЕЙСТВУЮЩИЙ КЛУБ КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯУДК 364.446 Н. В. ШарковскаяМосковский государственный институт культурыВ статье рассматриваются содержательные основы действующего клуба как культурно-просветительного учреждения и результативной общественной самоорганизации. Автор даёт развернутую характеристику данному типу современного клуба, конкретизирует методологические и педагогические принципы, выражающие закономерные связи между функциональными компонентами клубного процесса. Особое внимание уделено анализу текущей клубной практики, направленной на создание самодеятельных творческих коллективов, любительских объединений, а также проведение разных видов досуговых мероприятий. Подчёркивается общекультурная значимость партнёрства как формы взаимодействия клуба с другими социальными учреждениями. Показано, что синергизм социокультурного партнёрства выражается в таких ведущих направлениях клубной деятельности, как подготовка и реализация коллективных вариативных проектов, программ; перспективное и оперативное реагирование на запросы социальных учреждений по организации корпоративных мероприятий, культурных событий с использованием различных средств социально-культурной деятельности; научно-методическое обеспечение технологий активного досуга в учреждениях дополнительного образования; предоставление многовариантных форм культурных, в том числе информационных услуг.Ключевые слова: клуб, социально-культурная деятельность, активный досуг, клубная аудитория, социокультурное партнёрство, клубные технологии.The article deals with the substantive foundations of the acting club as a cultural and educational institution and an effective public self-organization. The author gives a detailed description of thisШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social and Cultural Activity, Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of CultureN. V. SharkovskayaMoscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian FederationTHE ACTING CLUB AS A CULTURAL AND EDUCATIONALINSTITUTION AND PUBLIC SELF-ORGANIZATIONe-mail: 7948493@mail.ru © Шарковская Н. В., 2018ISSN 1997-0S03 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 201S ♦ 3 (S3) май-июнь =type of modern club, concretizes the methodological and pedagogical principles expressing the logical links between the functional components of the club process. Particular attention is paid to the analysis of current club practices aimed at creating amateur creative teams, amateur associations, as well as holding various types of leisure activities. The general cultural significance of partnership as a form of interaction of the club with other social institutions is underlined. It is shown that the synergy of social and cultural partnership is expressed in such leading areas of club activity as: preparation and implementation of collective variation projects, programs; Promising and prompt response to requests of social institutions for the organization of corporate events, cultural events using various means of socio-cultural activities; scientific and methodical support of active leisure technologies in institutions of additional education; the provision of multivariate cultural forms, incl. information services.Keywords: club, social and cultural activity, active leisure, club audience, social and cultural partnership, club technologies.Для цитирования:. Шарковская Н. В. Действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 161-167.В условиях транзитивности современного общества целевые установки действующего клуба сориентированы на создание локального культурного пространства, значимого для межличностного взаимодействия в аспекте достижения социальной общности клубной аудитории, а также усвоения каждым её субъектом ценностей творческого самовыражения. Координируя многообразные функции,гарантирующие реализацию ведущих средств социально-культурной деятельности, клуб выступает одновременно и как культурно-просветительное учреждение, имеющее среди основных задач формирование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации личности, и как общественная самоорганизация, объединяющая посетителей на основе добровольности, расширения пространства свободного выбора форм и методов позитивного проведения досуга.По степени самодостаточности ресурсного обеспечения современный клуб рассматривается в виде: а) многопрофильного учреждения, нацеленного наформирование основ базовой культуры посетителей в различных сферах общественной практики: досуговой, самообразовательной, художественной, межкультурной, коммуникативной и т.д.; б) монопрофильного учреждения, в котором превалирует то или иное направление социально-культурной деятельности: физкультурно-оздоровительное, экологическое, фольклорное, волонтёрское, туристическое и т.д. Среди консолидирующих особенностей данных типов клуба, наряду с устойчивой трансформацией клубной структуры, обусловленной временными факторами, динамичностью новой социальной ситуации в обществе, выделяется также учёт авторского опыта проектирования специалистами клубных технологий, в том числе мультимедийных, здо-ровьесберегающих, волновых технологий обучения и воспитания.В указанных типах клубных учреждений, наряду с базовыми принципами самоорганизации (гомеостатичности, нелинейности, открытости, вариативности), действуют педагогические принципы, со-относящиеся с теми или иными структурными компонентами клубного процесса:• с целями (принцип гуманистической направленности воспитательного процесса в клубе);• с содержательными основами активного досуга (принцип формирования интегрированных компетенций, принцип личностной саморегуляции и досугового поведения);• с организацией педагогического процесса (принцип социального воспитания в самодеятельном коллективе, принцип соответствия возрастным характеристикам посетителей, принцип комплексной эстетизации клубной среды и художественно-эстетического просвещения).Имея конкретную методологическую основу, эти принципы отображают суть социальных, психолого-педагогических и методических требований к созданию разных моделей инициативного досуга, а в целом позволяют придать ему преимущественно ценностные ориентации: духовно-нравственные, эстетические и другие основания оценок субъектами уровня организации клубной жизнедеятельности, ориентированности в ней. Являясь исходными положениями теории и практики социально-культурной деятельности, они указывают на закономерные связи между функциональными компонентами клубного процесса. Среди них выделяются: обусловленность содержательного подбора клубных технологий индивидуальными и возрастными особенностями посетителей, возможностями реального участия в развивающей досуговой среде; определение выбора культуротворче-ских форм и современных методов воспитательного процесса в клубе общекультурной направленностью программ,мероприятий, в том числе рекреационной, спортивной, анимационной; соотношение результатов проведения свободного времени с особенностями взаимоотношения посетителей с окружающей микросферой конкретного клуба. Будучи предопределёнными внешними факторами, а также субъективным фактором — организационно-педагогическими действиями специалистов социокультурной сферы, обусловливающими успешность достижения значимых целей, эти закономерности реализуются в зависимости от той или иной системы экстернальных по отношению к посетителям условий, способствующих регуляции их поведения при формировании собственной картины проведения активного досуга.Специфика действующего клуба, состоящая в создании открытого клубного сообщества, в котором внимание уделяется развитию культурной мобильности и социальной желательности к самоорганизации, позволяет всем членам этого сообщества демонстрировать ту или иную степень выраженности своих способностей (сценических, музыкальных, поэтических, технических и т.д.), а в целом реализовать персональные социокультурные траектории - своего рода «указатели», позволяющие выстраивать свой досуг в соответствии с конкретными жизненными факторами [3].Исследования показывают, что наиболее востребованными клубной аудиторией культуротворческими формами организации досуга являются: тематические выставки работ самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного творчества, благотворительные акции, реконструкции фрагментов историко-культурных событий, интеллектуаль-ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 3 (83) май-июнь =ные, в том числе этнокультурные, игры и спортивные состязания, интернет-соревнования, открытые фестивали искусств, театрализованные праздники, выставки инновационных электронных досуговых развлечений, открытые конкурсы клубных идей и т.д. [1; 4, с. 27-41]. Аксиологическая направленность этих форм определяет «внешнюю» сторону процесса организации досуга, детерминированную созданием публичной коммуникации, способствующей установлению и поддержанию разных видов личных контактов специалиста с посетителями, а также позволяет усваивать ценности творческого самовыражения, тем самым выполняя комплексную функцию.В настоящее время текущая клубная практика развивается в русле ориентированности на продуктивную реализацию модели действующего клуба, объединяющей функции учреждения культуры с функциями общественной самоорганизации, которые, в свою очередь, отражают возможности и перспективы организации в них социально-культурной деятельности: любительской и профессиональной. В связи с этим действующий клуб выступает как центр культурного развития и в то же время как центр формирования общественного сознания и информационно ориентированного просветительства. Именно этот социокультурный институт является самым доступным для массового посещения населения, ибо сохраняет специфику социально-досуго-вой практики — создание самодеятельных художественных коллективов, любительских объединений, студий, мультимедийных лабораторий, проведение разных видов общекультурных мероприятий, в том числе краеведческой, экскурсионной те-матики, имеющих целью удовлетворение духовных потребностей, разнообразных любительских интересов посетителей, реализацию социальных норм и культурных традиций клубного пространства.Характерная особенность клубных учреждений Москвы — осуществление профессиональной социально-культурной деятельности не только на собственной базе, но и по месту жительства через структуру созданных отделений-филиалов. Реально это стало возможным после формирования такой специализированной структуры, как территориальная клубная система — объединение так называемых малых клубов по месту жительства [2, с. 25—26]. Востребованность настоящей структуры в том, что она предоставляет достаточно широкие возможности для распространения системы общих культурных ценностей как связующего звена между духовной культурой социума и духовно-нравственным миром личности посетителя, а также соединения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.Образцами конструктивной организации работы такого комплекса являются Центральный, Западный административные округа Москвы, в которых клубные учреждения объединены в несколько клубных систем по ведущему показателю — территориальности. Образование подобных социокультурных формирований сориентировано на систематизацию клубных технологий организации активного досуга (коллективного, группового, межгруппового, индивидуального), проведение общекультурных акций (граждан-ско-патриотических, добровольческих, экологических и т.д.), а также массовых зрелищных мероприятий.В настоящее время в Москве действует свыше 95 государственных учреждений клубного типа, из них городского уровня - 3 и районного уровня - 92 учреждения. Наряду с государственными учреждениями клубного типа, в московском мегаполисе осуществляют деятельность 130 клубов, общественных и некоммерческих организаций, 7 профсоюзных Домов и Дворцов культуры, в которых функционирует более 7,5 тысяч любительских объединений — вокальных, театральных, хореографических коллективов, фольклорных ансамблей; оркестров духовых и народных инструментов; студий изобразительного декоративно-прикладного искусства и т.д. Профессиональная социально-культурная деятельность направлена на досуговое объединение посетителей со значимыми для каждого из них общими познавательными интересами, предоставление возможностей для содержательного проведения свободного времени, обеспечение личностного роста в пространстве свободного выбора, создание ситуаций творческого успеха.Так, в государственном бюджетном учреждении культуры «Территориальная клубная система "Ново-Переделкино"», которая объединяет два Дома культуры и девять клубов-филиалов, расположенных в районе Ново-Переделкино Москвы, реализуются социокультурные проекты «Встреча с представителями интернет-сообщества "Солдаты Победы"», «Открытый фестиваль авторской песни "Переделкинские строфы - 2018"», Фестиваль «Славянские истоки». Их целевые установки: активное вовлечение посетителей в клубные практики для развития социальных и эмоциональных навыков, воспитания художественного вкуса,повышения уровня культурного саморазвития. Государственное бюджетное учреждение культуры Москвы «Клуб "Лицей"» - досуговое учреждение для всех возрастных категорий граждан. Реализуя социокультурный проект мэра Москвы «Московское долголетие», названный клуб в виде результативной общественной самоорганизации помогает посетителям старшего поколения улучшить качество жизни, в том числе повысить общую культуру этически ориентированного до-сугового поведения. Одна из главных ценностей проекта - расширение круга общения москвичей старшего возраста как значимой формы их культурной жизнедеятельности через участие в занятиях по хоровому пению, компьютерной грамотности, в спортивных секциях, творческих мастерских.Структурные преобразования в клубной отрасли, новые правовые и экономические основы функционирования клубных учреждений в полной мере содействуют прогнозированию и территориальному планированию развития клубной системы. Создание и апробирование тематических проектов, способных с успехом развиваться в будущем, их применение в общественной практике населения происходят в клубах на основе социокультурного партнёрства - формы взаимодействия клубов с другими учреждениями культуры, дополнительного и профессионального образования, социальными организациями. Результатами коллективных и личностных моделирующих действий является разработка многочисленных программ, мероприятий общественной и культурной тематики для различных социально-демографических групп в соответствии с социальным за-ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 3 (83) май-июнь =казом на развитие культуры; решение текущих и стратегических задач (управленческих, производственных, коммуникативных) на основе межкультурного диалога; достижение нового качества межличностных отношений социальных субъектов в условиях их профессионального окружения.Синергизм социокультурного партнёрства выражается в таких наиболее распространённых направлениях клубной деятельности, как подготовка и реализация коллективных культурно-досуго-вых программ, проектов; перспективное и оперативное реагирование на запросы других социальных учреждений по организации корпоративных мероприятий, культурных событий с использованием различных средств и методов, в том числе тематических консультаций, тренингов, деловых игр, наставничества и пр.; научно-методическое обеспечение организации культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования; оказание многовариантных форм предоставления информационных культурных услуг, в том числе переводов первоисточников социальной информации, дистанционный доступ к удалённым базам данных, ознакомление с информационными технологиями и т.д.Среди проблемного состава вопросов, требующих неотложного решения в связи с предоставлением действующим клубом на технологической основе доступа посетителям к разным культурным благам необходимо выделить следующие:• неполная обеспеченность современным оборудованием, в том числе световым и звуковым, системами управления, значимыми для регулирования выбора форм и методов социально-досуговой де-ятельности, а также средствами обеспечения безбарьерного доступа маломобильных групп населения к конкретным клубным учреждениям;• ненадлежащий уровень соразмерности распространённых видов клубных культурных услуг досуговым предпочтениям посетителей разных возрастных, социальных групп;• недостаточно высокий уровень векторной направленности социокультурного партнёрства современного клуба с негосударственными структурами, функционирующими в культурной сфере, в том числе с благотворительными организациями, общественными объединениями, частными лицами в целях формирования новых культурных ценностей, изменения функций социальных структур;• неконструктивное использование околоклубного пространства, в частности, уличных площадок при действующих клубах и т.д.Невзирая на многосложность нынешней социально-экономической обстановки, сложившейся в обществе, действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация доказали свою жизнеспособность к дальнейшему развитию, ибо они целенаправленно приобщают посетителей к самодеятельному художественному творчеству, осуществляют поиск талантливых личностей — участников социокультурных проектов и программ, формируют разные виды их социально-культурной активности, обеспечивают реализацию смысловых установок на познание мира культуры досуга в специально моделируемых условиях, используя для этого не только классические, но и инновационные клубные технологии.^ Социально-культурная деятельность tali 1» iПримечания1. Васильковская М. И. Развитие социально-культурного творчества молодежи в клубном объединении // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности : сборник научных статей / ред. кол. : А. И. Юдина (гл. ред.), М. И. Васильковская, Л. И. Лазарева, С. А. Мухамедиева ; Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово : КемГИК, 2017. С. 190-196.2. Донской В. Г., Ковалев Е. М. Клуб - центр культурных инноваций / Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Единый научно-методический центр Комитета по культуре Москвы. Москва : ИСПИ, 2003. 92 с.3. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия : Последовательность человеческого развития. Москва : Новое издательство, 2011. 464 с.4. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность : монография. Москва : МГИК, 2017.References1. Vasilkovskaya M. I. Development of social and cultural arts youth club association. In: Yudina A. I., ed. Pervye Tuevskie nauchnye chteniya. Nauchnoe nasledie professora V. V. Tueva i sovremennye tendentsii razvitiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. Sbornik nauchnykh statey [The First Vladimir Tuev Scientific Readings. The scientific heritage of Professor V. Tuev and modern trends in the development of social and cultural activities. A collection of scientific articles]. Kemerovo, Published by Kemerovo State Institute of Culture, 2017. Pp. 190-196.2. Donskoy V. G., Kovalev E. M. Klub - tsentr kul'turnykh innovatsiy [Club - the center of cultural innovations]. Moscow, Published by Institute for Social and Political Studies, RAS, 2003. 92 p.3. Inglkhart R., Veltsel K. Modernizatsiya, kul'turnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya [Modernization, cultural change and democracy: The sequence of human development]. Moscow, 2011. 464 p.4. Sharkovskaya N. V. Sotsial'no-kul'turnye instituty: tipologiya, soderzhanie, deyatel'nost' [Social and cultural institutions: typology, content, activity]. Moscow, Published by Moscow State Institute of Culture, 2017.