Вий где снимали
Фильм «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями.Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.
Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки..
В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.
Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира.
В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.
Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм.
Все гробы были черного цвета, как у Гоголя.
Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок.
Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.
Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода сотрудников «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель...
Тут же должна падать огромная люстра – паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры навесили множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...
А еще на съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей, хотя воск тогда был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстенные свечи, состоящие из воска и стеарина.
Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек.
Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.
Для изображения всякой нечисти режиссер с оператором пробовали снимать в увеличенном виде насекомых – богомолов, жуков-носорогов, пауков... Но остановились все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах.
Всю живность поставлял для съемок известный на «Мосфильме» дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Габидзшвили.
В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви.
Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные – до 16 метров в высоту.
Кстати, у панночки – Натальи Варлей – на съемках действительно был смертельно опасный эпизод.
Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Девушка потеряла равновесие и полетела с большой высоты вниз головой. Пан философ – Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наталью при самом приземлении на дощатый пол церкви.Леонид Куравлев после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
Лишь потом актриса призналась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты.
Представляете, какая сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви?
По задумке Георгия Кропачёва, первоначального режиссера картины, сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.
Оборотни в фильме удивительным образом лазили по вертикальной стене.Из толстых досок сколотили «стену». Поставили макет под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.
Сниматься в роли панночки Наталья Варлей согласилась... из любопытства. Полеты в гробу под куполом церкви ее не пугали, суеверного страха перед тем, что с нее снимают мерку для гроба, актриса тоже не испытывала.
Наталья не только снималась в кино – в «Вий» ее взяли за проявленную во время «Кавказской пленницы» спортивную подготовку. «Панночку» в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем...
А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.
Мистическое «влияние» фильма.
Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. 4 года актриса не снималась в кино.
Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты.
Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года.
Съёмки уникального советского фильма " Вий " (1967 ) созданного режиссёрами Константином Владимировичем Ершовым и Георгием Борисовичем Кропачёвым, главные роли в котором исполнили неподражаемые актёры - Леонид Куравлёв и Наталья Варлей, проходили во многих местах. Помимо студии "Мосфильм", в качестве декораций для киноленты использовались настоящие шедевры архитектуры, такие как Юрьевская церковь из посёлка Седнев Черниговской области - величественное деревянное здание первой половины XVIII века построенное без единого гвоздя
и много повидавшие за свою почти тысячелетнюю историю, стены Елецкого Успенского монастыря Черниговской епархии.
Кроме того, в нескольких эпизодах видны чудесные пейзажи и старинные украинские хатки, какие снимались в Богородчанском районе Ивано-Франковской области.
Что же касается вопроса, о том как проходили съёмки картины, то об этом можно написать целую книгу.
Вот лишь несколько наиболее, на мой взгляд, интересных фактов со съёмочной площадки :
I. Однажды прекрасная Наталья Варлей, вследствие технической неисправности, во время полёта выпала из своего "колдовского" судна, и только мгновенная реакция Леонида Куравлёва, в последний момент подхватившего партнёршу, позволила избежать серьёзных травм у молодой актрисы.
II. В качестве нечистой силы режиссёры решили использовать самых обычных девятерых котят одетых в шапочки с рожками, тени каких и вошли во многие кадры, а остальная нечисть, исключая загримированных артистов, была представлена значительно увеличенными изображениями летучих мышей, ворон и филинов.
III. Очень трудно пришлось исполнителю роли Вия - Николаю Лаврентьевичу Степанову, костюм которого состоял из нескольких слоёв мешковины пропитанной смолой, а руки, в виде корней деревьев, из гипса. Поистине необходимо обладать огромным терпением и богатырской силой, чтобы по несколько часов в день работать в данном одеянии.
Остаётся добавить, что в Советском Союзе, и в странах какие приобрели право проката на "Вий", фильм имел потрясающий успех, да и сейчас несмотря на то, что прошло более 50 лет, оная кинокартина смотрится на одном дыхании.
Фильм снимали в трёх разных церквях на Украине, но главная сцена с летающим гробом и вурдалаками была отснята в павильоне «Мосфильма», где были созданы декорации, копирующие одну их этих старых церквей.src="http://res.cloudinary.com/dmoe4us36/image/upload/v1655014075/517335eb4e84c42c3cabee2681708952.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="720" height="536" decoding="asyncp>Это было связано с тем, что в настоящей церкви не было условий для использования циркового реквизита, с помощью которого Наталья Варлей в прямом смысле слова летала в гробу.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dtsjob7lk/image/upload/v1655014077/5a98cc7b3b1cac4b69895c7da8521b9f.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="729" height="541" decoding="asyncpicturep>Трапеции для трюка и весь реквизит был доставлен из московского цирка и установлен откомандированными оттуда сотрудниками.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/drtgfercs/image/upload/v1655014078/5a71c811eda0083be31fc26654059ddb.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="701" height="532" decoding="asyncpicturep>Сцену с полётами гроба снимали больше недели, было снято несколько десятков дублей с разных ракурсов, чтобы при монтаже была возможность выбрать лучшие.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/djgurz1tt/image/upload/v1655014079/ded7a60984eb431cbb8d847bfb09a3c6.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="508" decoding="asyncpicturepictureimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dyy8c9cm1/image/upload/v1655014080/31de97feb52af74d579771dc5f5e7808.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="507" decoding="asyncpictureimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/darbop6me/image/upload/v1655014081/e5086b1a6bb59913d0087d0e25b93ede.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="526" decoding="asyncp>Один из образов панночки очень достоверно сыграл известный актёр Николай Кутузовloading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dgm9e8i98/image/upload/v1655014082/8eb7c08c0c205dfd30be6b5fb659231a.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="709" height="505" decoding="asyncp>Художественным руководителем картины и одним из сценаристов был знаменитый режиссер-сказочник Александр Лукич Птушко.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dmbccss4v/image/upload/v1655014084/ca31086221ee24b8142e35a090067acc.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="714" height="535" decoding="asyncpicturep>Самые страшные сцены были сняты под его прямым руководством, так как у режиссёра картины Константина Ершова не было достаточно опыта в подобных съёмках.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dscvchzlg/image/upload/v1655014085/7ea5499452b6a38acc144b46a4c31791.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="702" height="530" decoding="asyncpicturep>Птушко требовал достоверности в каждой сцене и любил повторять, что, мол, мы не для детей страшилку снимаем, а должны испугаться суровые взрослые мужики.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dwuu78tnp/image/upload/v1655014086/7c336f0427d56ce9387061b6d1b969e1.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="533" decoding="asyncpicturepictureimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dptigtj15/image/upload/v1655014087/4a692634a99ef9aa8256ad4cea39368d.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="788" height="523" decoding="asyncpicturep>Наталья Варлей чувствовала себя на съёмках вполне уверенно, и говорила, что в цирке ей приходилось летать горазды выше.Так как снимали много крупных планов, между дублями постоянно приходилось поправлять грим актёров.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dfourkoah/image/upload/v1655014088/2db16db4f0fe3837cb9ee548dace7064.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="521" decoding="asyncpicturep>Но, несмотря на суровый сюжет, Варлей и Куравлев между дублями успевали подшучивать друг над другом.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dqenomvif/image/upload/v1655014089/08638b4c206c030083185f0050157758.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="418" decoding="asyncpicturep>Это была первая советская картина, которую сразу купили более десяти стран, еще до того, как премьерные показы фильма прошли по всей стране.loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dlmj8dnoy/image/upload/v1655014090/3f60a1706d41290504bb50b673be2b4d.jpg" alt="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" title="Интересные факты о съёмках первого советского фильма ужасов «Вий»" width="800" height="528" decoding="asyncpicturep>Советский фильм ужасов 1967 года высоко оценили даже в Голливуде, хотя они в то время считались признанными мировыми лидерами по выпуску подобных картин.Ужастик" "Вий" снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки... В выстроенную на "Мосфильме" церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезуimg src="http://res.cloudinary.com/dsgcen1pt/image/upload/v1655014091/206544_900.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="781" decoding="asyncКартина была еще "в запуске", а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.
Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревниpimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dblwbrxxa/image/upload/v1655014092/viy72.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="756" height="582" decoding="asyncВ этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами. Это указывает на его родство с Вием.
Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умиралimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dbbdfhjgr/image/upload/v1655014093/5f1c23624136.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="600" decoding="asyncВий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм-сказку, экранизацию классического произведения.
Существуют легенды, что фильм обладая особым, мистическим флёром, странным, по большей части негативным, образом сказался на судьбах своих создателей. Актёры, в частности Наталья Варлей, всячески отрицают это.
В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vijimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/degj7vcie/image/upload/v1655014095/81b2c5b2ff22b909d537d8f98ba1e4ff.png" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="700" height="576" decoding="asyncИдея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.
Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области и посёлке Седнев,Черниговской области. Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.
- Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин. — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хатыimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dpylcpxw7/image/upload/v1655014096/399040_1920x1080x500.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="720" height="544" decoding="asyncОднако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись „слишком реалистическим“. Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия. Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.
Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих "Мосфильма" пугала затянутая паутиной мрачная церковьimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dbupow7yh/image/upload/v1655014097/474103.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="720" height="544" decoding="asyncВ фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель... Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешали множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...
На съемках "Вия" сожгли несколько центнеров свечей. Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.
- Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картиныimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/denqhlt35/image/upload/v1655014098/543085b6736e7501305e16a7d8288645.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="672" height="512" decoding="asyncИз сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица... Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только "симпатичными" лицами, но и размерами. Для контраста с "рослой нечистью" Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный... "Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов". Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стоялаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dpnsumukx/image/upload/v1655014099/1.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="602" decoding="asyncЗнаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опораimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dih7dugw7/image/upload/v1655014100/img-62279-eccbc87e4b.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="720" height="544" decoding="asyncПрежде чем пустить Наталью Варлей в "свободный полет", в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем... Кстати, сначала на роль панночки взяли актрису Киевского драматического театра. Но режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая "Кавказская пленница". Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел "свою" панночку. Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная "ведьма" – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампировimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dioqsvtir/image/upload/v1655014102/ex8pyncrur4.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="600" decoding="asyncСниматься в роли Панночки Наталья согласилась... из любопытства. Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви! Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.
Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем... А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебникиimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dioqsvtir/image/upload/v1655014102/ex8pyncrur4.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="768" height="576" decoding="asyncНо однажды во время съемок Наташа... выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви... Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви. Вся съемочная группа ахнула... Слух о роковом падении "спортсменки-комсомолки" перерос в домысел, что актриса погибла... Об этом говорила тогда вся страна. Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты... Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви...
Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в "Вие" ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектноеimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dz7guvozg/image/upload/v1655014103/untitled-7.png" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="621" decoding="asyncИсполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина "Живет такой парень", где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой "под горшок" Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песниimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dfm8hfg2x/image/upload/v1655014104/viy0011.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="608" decoding="asyncГоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником. Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому: женщина — "красиво окрашенное естественное зло", поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может. Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между Богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну. Конец Гоголя был страшен — он сошел с ума.
Спустя годы умудренная жизненным опытом Наталья Варлей сожалела, что снялась в роли ведьмы: "Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб..." После выхода фильма в ее жизни стало происходить нечто страшное. Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме "Вий", даром не проходятimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dcnqlehdw/image/upload/v1655014106/kinopoiskru-viy-1077100.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="750" height="1216" decoding="asyncКак тут не вспомнить блокбастер Уильяма Фридкина "Экзорцист" ("Изгоняющий дьявола"). После съемок исполнительница главной роли Линда Блэр, сыгравшая ведьму, попала в больницу с серьезным психическим расстройством. Видно, нельзя всерьез заигрывать с дьяволом.
Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.
- Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов, — рассказывает художник фильма. — Из толстых досок была сколочена "стена". Макет ставили под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху: над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене. Но выходцы с того света не могли видеть живого человека и нуждались в специальном шамане. И чудовище с "дурным глазом" не преминуло появиться в повести Гоголяimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dg0ylwloj/image/upload/v1655014107/kinopoiskru-viy-2619576.jpg" alt="История создания фильма "Вий"" title="История создания фильма "Вий"" width="800" height="1273" decoding="async">