Каким должен быть мусульманин
Каким должен мужчина согласно исламу, какими личностными качествами он должен обладать?
· Мусульманин, сталкиваясь в своей жизни с любыми событиями, как позитивными, так и негативными, должен быть всегда покорен Аллаху и уповать только на Него. Он твердо знает, что все исходит от Аллаха, поэтому он всегда терпелив и не допускает проявления непокорности.
· Самым важным органом в теле человека является сердце. А одним из самых важных действий сердца, является намерение. Если намерение хорошее, то и сердце хорошее, а если сердце хорошее, то и человек хороший. Следующие слова посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) являются важнейшим мерилом хорошего намерения: «Вы не уверуете до тех пор, пока не станете желать для своего верующего брата того же, чего желаете для себя» (Бухари, Иман, 7).
· Мужчина-мусульманин всегда придерживается пути посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) как в поклонении, так и в повседневных делах, стараясь быть похожим на него, и стараясь обрести те же нравственные качества. Хороший мусульманин никогда не сворачивает с пути посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), и старается оживлять его сунну.
· Мусульманин строго придерживается Корана и сунны, и отвергает любые заблуждения и ложные верования, присущие вымышленным и отмененным религиям.
· Мусульманин позитивно смотрит на жизнь, и поэтому он видит в ней только хорошее. Хороший мусульманин проживает свою жизнь в соответствии с Кораном, выполняя все предписания религии.
· Вера хорошего мусульманина никогда не ослабевает, с какими бы негативными событиями он не столкнулся в своей жизни. Он всегда искренен в поклонении и совершении благодеяний. И при совершении поклонений и благодеяний, он всегда руководствуется принципом «лучше меньше, но постоянно».
· Хороший мусульманин всегда берет пример с посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), сказавшего: «Я был послан для того, чтобы довершить прекрасную нравственность». Его слова и поступки всегда соответствуют друг другу. Он обладает мягкосердечием, скромностью и пониманием. Среди других людей хороший мусульманин выделяется хорошей нравственностью и тем, что все окружающие любят его.
· Мусульманин никогда и ни кому не причинит сознательно вреда. Он никогда не мешает людям и не проявляет грубости. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет другим вреда ни своими действиями, ни языком» (Тирмизи).
· Хороший мусульманин никогда не остается безразличным к тому негативу, с которым он сталкивается. Если он сможет, то исправит это рукой, если не сможет рукой, то исправит языком, а если не сможет и языком, то будет против этого, своим сердцем.
· Мусульманин считает всех других мусульман своими братьями, не делая между ними национальных различий. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат 49/10).
· Мусульманин всегда бдителен и разумен. Он всегда пытается понять мудрость всего, что происходит. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Умный верующий никогда не будет укушен дважды из одной и той же норы (никогда не наступит дважды на одни и те же грабли)» (Бухари, Адаб, 83).
· Хороший мусульманин очень внимателен при выборе друзей. Так как в одном из хадисов говорится: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу» (Абу Давуд, Адаб, 19). Этот хадис указывает на то, что друзья могут оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние.
· Мусульманин не тратит своего времени на пустые и бессмысленные вещи. Он четко осознает ценность каждого мгновения своей жизни.
· Мусульманин никогда не оставит недоделанной или некачественно выполненной, вверенную ему работу. Любую работу, а так же все свои обязанности он выполняет самым наилучшим образом.
· Мусульманин, узнав о совершенной ошибки, не станет повторять ее снова. Он немедленно исправит совершенное, и попросит за это прощения.
Председатель совета улемов ЦРО – ДУМ РТ, заведующий кафедрой РИИ Рамиль хазрат Адыгамов:
–Нужно понимать, что исламский свод законов, ниспосланный человечеству Всевышним Аллахом, наиболее полно соответствует человеческой природе. В исламе определены основные задачи, которые стоят перед мужчинами и качества, которыми он должен обладать.
Поскольку на мужчин налагается обязанность обеспечивать и защищать свою семью, страну и государство, а также воспитывать жену и детей в рамках ислама, то мы можем выявить следующие моменты. Во-первых, у мужчины должно быть хорошо развито чувство ответственности, так как для выполнения всего упомянутого выше нужна осознанность в самостоятельном понимании долга перед ними. Во-вторых, это смелость в принятии решений, потому что мужчина выступает как глава семьи или же, как руководитель в своей профессиональной деятельности, и от его действий будет многое зависеть.
Соответственно, исходя из того, что на нем лежит обязанность воспитания жены и детей, мужчина должен быть богобоязненным и образованным, без этих качеств воспитание не возможно.
Какое положение занимает мужчина в семье, и каково должно быть его отношение к жене, детям?
Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции.
Рамиль хазрат Адыгамов:
–Мужчина должен понимать и осознавать, что его задача как главы семьи обеспечивать ее материально и духовно. Материальное обеспечение семьи подразумевает собой заботу о каждом члене семьи. Шариат предписывает мужчине обеспечивать свою жену и детей жильем, питанием, одеждой и всем необходимым для комфортной жизни.
Духовное же обеспечение заключается в обучении, воспитании детей. Отец обязан сам или посредством компетентных учителей-мусульман дипломатически объяснять детям божественные предписания, которые они должны будут беспрекословно исполнять. Тем не мене, мужчине нужно уметь оценивать их физические и возрастные особенности, чтобы не требовать больше их возможностей.
Отношение мужчины к своим домочадцам должно стоится на взаимном уважении. Он имеет право устанавливать те или иные правила, которые опираются на основы ислама и не обременяют родных. Ему также необходимо следить за тем, чтобы все предписания Аллаха соблюдались. Естественно, любой мусульманин должен быть милосерден и нежен с женой и детьми.
Как вырастить из юноши достойного мужчину?
· Не подрывайте авторитет отца и других мужчин. Если есть какие-то разногласия с мужем, их нужно устранять без участия детей (это важно и для их психического здоровья). Ни в коем случае нельзя при них негативно высказываться о муже или рассказывать им о том, какой он нехороший человек.
· Ваше отношение к мужу – это то, что должно остаться между вами. Не нужно перекладывать негатив на детей. Добра им он точно не принесёт.
· Позволяйте сыну принимать решения. Конечно, это касается тех случаев, когда речь не идёт о чьей-либо жизни и здоровье. К примеру, это можно практиковать во время похода в кафе – когда ваш сын сможет самостоятельно выбрать блюда для заказа.
· Способствуйте проявлению активности, ведь это будущий мужчина. Ему не подойдут длительные просиживания за мультиками и играми.
· Учите его сопереживать и сочувствовать, рассказывая о своих делах и несерьезных проблемах. С малых лет прививайте бережное отношение к женщинам, конечно, начиная с себя, а затем в обществе – призывая сына пропускать женщин вперёд и уступать место в общественном транспорте.
· Поощряйте ответственность и правдивость – это очень важные качества для мужчины. Каким образом поощрять? За проявление ответственности можно вознаграждать (не обязательно материально), а за правду – снижать наказание до минимума (если речь идёт о проступке).
· Хвалите ребёнка. Но здесь есть одно важное правило – похвала должна быть адекватной, то есть по делу и за качества, которые у ребёнка действительно имеются.
· Приучайте его помогать. Мальчик с самого малого возраста должен понимать то, что тяжёлое – не для женщин. Привлекайте к мужским домашним делам, берите с собой за покупками. И, конечно, обязательно благодарите за помощь.
Рамиль хазрат Адыгамов:
– Воспитание требует определённой терпеливости, дипломатии, знаний и мудрости, в какое время, кому, и в какой форме преподносить духовные ценности.
Как мужчина должен выстраивать отношения со Всевышним?
Рамиль хазрат Адыгамов:
–Безусловно, отношение с Аллахом стоит на первом месте, поэтому мужчина мусульманин в первую очередь должен верить в существование Единого Господа миров, произносить шахаду. Пророк (мир ему и благословение Аллах) в одном из своих хадисов сказал: «Кто искренне произнесет слова «Ля иляха илляЛлах», тот войдет в Рай». Это отправная точка отношения с Аллахом.
Всевышний является полновластным хозяином всего сущего, поэтому мусульманин должен всегда уповать на Аллаха и верить в Его поддержку. Также он должен проявлять свою веру в форме обязательных предписаний, то есть совершать молитву, держать пост, если позволяют материальные возможности, то выплачивать закят и совершить Хадж. Не следует забывать и о внутренней стороне этих форм поклонения, поскольку они подразумевают и искренности, и преданность Аллаху, осознания себя ни кем перед Ним, то есть, абсолютно нуждающимся в божественной помощи.
Еще одним необходимым качеством в отношении с Аллахом является то, что о своем Создателе нужно быть лучшего мнения, всегда нужно думать хорошо. Так как в хадисе сказано «Как мой раб обо Мне думает, Я к нему так и отношусь»
Отличается ли нрав мужчины в ниши дни, от нрава мужчин, которые жили во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
Рамиль хазрат Адыгамов:
–К сожалению, в обществе за последние два столетия произошли некоторые негативные изменения. Исторически и мусульманское и европейское общество были патриархальными, что позволяло выстраивать определенный порядок и выстраивать традиционные взаимоотношения. Если мы посмотрим на общество сейчас, особенно на европейское, то мы увидим, что пропали все моральные ценности. Общество на сегодняшний момент является чисто потребительским, оно склонилось в сторону феминизма. И несмотря на материальное благополучие, оно находится в духовном кризисе.
Что касается нашего российского общества, то в него все это еще не проникло, но, к сожалению, пропаганда есть. Это и пропаганда половой распущенности, и нового отношения к понятию гендер. Мусульманское же общество более традиционно, оно старается сохранять патриархальность и моральные устои. Я думаю, у нас есть надежда сохранить традиционные устои.
Материал подготовила: Эльвира Маликова
Количество показов: 5165
каким должен быть мусульманин
Кто такой праведный муж, каким должен быть настоящий мусульманин???
Советы тем, кто ещё незамужем....
Здесь речь идёт не просто о мусульманине, а о богобоязненном мусульманине.
1) Настоящий муж мусульманин - это тот, кто во всём ищет довольство Аллаhа, избегает любого вида греха.
2) Создаёт семью ради Аллаhа, т.е. создаёт семью которая будет жить в религии, чтобы увеличить Умму Пророка Мухаммеда(мир ему и благословление Аллаhа)и ищет себе жену которая во всём будет его поддерживать и будет его помощником в создании маленького своего мусульманского государства.
3) Ищет себе жену не только которая ему просто понравиться по красоте, для него больше важна религиозность девушки и нравственные качества, мудрость, ум, доброта, благой нрав.
4) Он следит за собой, занимается спортом, всегда следит за чистотой своего тела.
5) От него никогда не пахнет сигаретами, напротив он пахнет всегда миском( т.е духами) даже его борода, и коврик для намаза.
6) Он не звонит друзьям, говоря им пойдём пивка попьём, напротив он всегда старается попасть на коллективную молитву в мечеть и увидеть там своих братьев.
7) Он не смотрит телевизор чтоб посмотреть последний новый блокбастер и посмотреть на развратных женщин, напротив он ищет новую лекцию в интернете, и старается слушать вместе с женой и со своими детьми.
8) Он не тратит попусту своё время, он старается при первой же необходимости делать то, что ещё больше приблизит его к довольству Аллаhа своим поклонением и старается во всём соблюдать Сунну.
9) Он не слушает музыку, не ходит в ночные клубы и различные увеселительные заведения.
10) Он больше всего ходит в мечеть, и его сердце привязано к дому Аллаhа, больше всего он любит слушать Коран, а также лекции которые укрепляют Иман.
11) У него нету друзей которые ругаются матом, и он сам никогда себе такого не позволит.
12) В его сумке никогда не найдёшь презерватив, а найдёшь лишь коврик для намаза, книгу "Крепость мусульманина", сивак для чистки зубов и его любимый миск ( благовония).
13)Любит помогать нуждающимся, делает садака, помогает своим братьям и родственникам.
14)Старается поддерживать родственные отношения, периодически обзванивая и навещая их.
15)Он во всём справедлив по отношению к своей семье, жене, к соседям, друзьям и знакомым.
16)Старается делать намаз истихара перед принятием того или иного важного решении, и только после этого идет советоваться с мусульманами.
17)Он очень уважает и почитает своих родителей, делиться с ними и советуется, также проявляет к ним любовь и заботу.
18)С женой он очень мягок, и любезен, она очень дорога для него, он советуется с ней во всем, проявляя к ней уважение, не скрывая своей любви к ней.
19) Не утаивает перед женой сколько заработал, во всём он делиться с ней и она также его поддерживает.
20)В материальном плане он финансово грамотен ( делит на три части: как садака, как вложение, и расходы)
21) Он следит за своей семьей, все расходы и обеспечение своей семьи берет на себя.
22) Следит как одевается его жена, дочери, сестра, чтобы они не ходили как попало, чтобы одевались как подобает мусульманкам.
23) Ревнует свою жену, сестер, дочерей...
24) Следит за тем, как развивается в плане религии его семья и дети.... следит за их пятикратной молитвой, чтобы они совершались своевременно.
25) Переживает за своих детей, хочет дать им хорошее воспитание в Исламе, и ему небезразлично в каком обществе они будут расти, и ищет для них лучшее место для их будущего
26)С ним у вас укрепляется ваш Иман, он вас призывает всегда к благому и предупреждает сторониться запретного.
27) Он не оскорбляет свою жену, и не бьёт ( об этом даже не может быть и речи).
28)Он не обсуждает её с посторонними людьми, напротив он хвалит её своим родителям и родственникам ( и это вызывает к ней ещё большее уважение).
29)Не смотрит на других женщин, потупляет взор, боясь Аллаhа и проявляя уважение к чужим сёстрам.
30)Он делает жене подарки, новые сюрпризы, старается всегда её радовать.
31)Помогает ей по дому, с детьми, во всём поддерживает жену, является её опорой и защитой.
32)Не даёт ей таскать тяжелые сумки, напротив весь груз берет на себя.
33)Ценит её и бережёт, так как понимает что это АМАНАТ от Аллаhа, она мать его детей, и его любимая жена, самое дорогое что у него есть в этой Дунья.
34) Рядом с ним, вы чувствуете себя в безопасности, вы чувствуете крепкое и надёжное мужское плечо.
35)Его уважают все, даже заклятые враги))))
36)Он добр и справедлив во всех делах.
37)Он ваш ключ в Рай.... если ваш муж будет доволен
вами, то и Аллаh будет вами доволен.... иншаАллаh!!!
Об этом есть хадис:
Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллаh, что Пророк Мухаммед (мир ему и благословление Аллаhа) сказал:
Любая умершая женщина, муж которой был ею доволен, войдёт в Рай...
(Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
Внимательный верующий
Прежде всего, ислам требует от мусульманина, чтобы он обладал истинной верой в Аллаха, поддерживал с Ним прочную связь, постоянно поминал Его и уповал на Него, просил у Него помощи, искал средства достижения цели самостоятельно, но вместе с тем ощущал в глубине души, что он постоянно нуждается в силе, помощи и поддержке Аллаха, какие бы усилия, не прилагал он сам, и к каким бы средствам не прибегал. Сердце искреннего мусульманина остаётся бодрствующим, а разум - ясным. Он осознает великолепие того, что было создано Аллахом во вселенной, и сохраняет убеждённость в том, что только Аллах незримо направляет ход событий в мироздании и управляет делами людей. Поэтому он постоянно поминает Аллаха, видит следы Его безграничного могущества в каждом проявлении этой жизни и в каждом явлении бытия, в результате чего он крепче верит в Аллаха, больше поминает Его и сильнее уповает на Него.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, в сотворении небес и земли, и в смене дня и ночи - знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя и сидя, и (лёжа) на боках своих, и размышляют о сотворении небес и земли (говоря): "Аллах, не понапрасну Ты сотворил это! Преславен Ты! Убереги же нас от мук огня! "» (Семейство Имрана, 190-191)
Он повинуется повелению Аллаха
Истинный мусульманин обязан повиноваться всем повелениям Аллаха, проявляя покорность и смирение, ни в коем случае не нарушая Его заповедей, подчиняясь Его приказаниям, даже если они не соответствуют его желаниям, и, следуя Его руководству, даже если это и не будет соответствовать его настроению. Такое повиновение и подчинение велениям Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) во всём, великом и малом, безо всяких оговорок и исключений, и является критерием веры мусульманина.
Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «He уверует никто из вас до тех пор, пока желания его не будут соответствовать тому, с чем пришёл я». (Аль-Бухари в Аль-Арба'ини)
Аллах Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не изберут тебя судьей в спорах, возникающих между ними, а потом уже не будут они ощущать никаких затруднений в связи с тем, что ты решишь, и подчинятся полностью». (Женщины, 65)
Здесь речь идёт о полной и абсолютной покорности решению Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), так как без этого не будет ни веры, ни ислама. Следовательно, в жизни истинного мусульманина нет места таким вещам как отклонение от руководства Аллаха или отказ от исполнения повелений Его Посланника независимо от того, касается ли это самого мусульманина, членов его семьи или других людей, которых он должен направлять, за которых он несёт ответственность и которые, так или иначе, подвластны этому мусульманину.
Он доволен решением и предопределением Аллаха
Истинный мусульманин всегда доволен решением и предопределением Аллаха, и он никогда не забывает тот хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удивительны дела мусульманина! Поистине, все его дела – благо. Если происходит с ним нечто радостное, он благодарен (Аллаху), и это - благо для него. Если же постигает его бедствие, он терпит, и это - благо для него». (Аль-Бухари).
Удовлетворённость истинного мусульманина объясняется его твердой убеждённостью в том, что вера в предопределение Аллаха является одним из столпов исламской веры в целом. И он верит в то, что всё происходящее с ним в этой жизни не могло обойти его стороной, ибо это было предопределено, и поэтому он не в силах отразить или избегнуть этого. И он также верит в то, что его удовлетворённость предустановлением и предопределением Аллаха послужит причиной того, что Аллах щедро вознаградит его и запишет его у Себя как одного из покорных верующих, которые преуспеют. Вот почему у такого мусульманина все является благом. Ведь, если с ним случается что-нибудь радостное, то язык его неустанно благодарит Аллаха, являющегося Подателем благ и Оказывающим милости. Если же его постигает какое-нибудь бедствие, то он проявляет терпение, повинуясь велению Аллаха, и остаётся довольным Его предустановлением и предопределением, в результате чего и то, и другое оборачивается для него благом.
Кающийся
Тем не менее, бывает и так, что душу верующего покрывает пелена небрежения, из-за чего он допускает ошибку или некое упущение, которое не подобает допускать разумному, покорному и смиренному верующему. Однако уже скоро он все осознает и приходит в себя, отбрасывая завесу небрежения, отстраняясь от допущенной ошибки, моля Аллах простить ему упущение и возвращаясь к заповедному и безопасному месту у Аллаха, и при этом он проявляет покорность, раскаивается и просит о прощении.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают и (сразу же) понимают». (Преграды, 201)
Имеется в виду, что когда богобоязненные люди под воздействием наущений шайтана совершают что-то греховное, они сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния. Небрежение не может охватить богобоязненное сердце, любящее Аллаха, но оно охватывает сердца, непокорные Его велениям и отклоняющиеся от Его наставления. Что же касается сердца истинного мусульманина, то оно всегда готово открыться для обращения с мольбами о прощении, покаяния и возвращения к Аллаху. Оно постоянно наслаждается благоуханием покорности, следования по правильному пути, благочестия и удовлетворённости.
Он озабочен тем, чтобы угодить Аллаху
Что бы ни делал истинный мусульманин, он делает это ради Аллаха, заботясь о том, чтобы каждый его шаг и каждое его дело были направлены на угождение Аллаху, а не творению. Более того, когда он делает что-нибудь, стремясь угодить Аллаху, ему иногда приходится вызывать гнев людей. Поступая так, он руководствуется словами благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Того, кто стремится снискать благоволение Аллаха, навлекая на себя гнев людей, Аллах избавит от вреда людей. Того же, кто стремится угодить людям, навлекая на себя гнев Аллаха, Аллах вверит людям». (Ат-Тирмизи, Аль-Куда'и и Ибн Асакир.)
Исходя из этого, мусульманин оценивает свои дела с точки зрения того, насколько они будут угодны его Всемогущему и Великому Аллаху. Если оказывается, что дело будет Ему угодно, верующий принимает и избирает его для себя, если же оно таковым не является, то он отстраняется и избегает его. Благодаря этому мусульманин всегда ориентируется на верный критерий и не теряет из виду вехи искомой дороги и верного пути. Он не впадает в нелепые противоречия, в результате чего ты мог бы видеть его повинующимся Аллаху в чём-то, но непокорным Ему в другом, или же объявляющим нечто дозволенным в одно время и запретным в другое. Ведь когда отправная точка - верна, путь - ясен, а критерии - надёжны, то места для противоречий не остаётся.
Он не обманывает, не мошенничает, не поступает вероломно
Правдивый мусульманин, достигший этой высокой ступени, не мошенничает, не обманывает и не поступает вероломно, так как необходимым условием правдивости являются проявление искренности, справедливость, внутренняя чистота и верность, а не обман, ухищрения, несправедливость и вероломство.
Совесть не даёт восприимчивому и правдивому мусульманину ни обманывать, ни терпеть обман, более того, при одной лишь мысли об этом он вздрагивает от страха, так как считает, что допустив нечто подобное, он утратит свою принадлежность к исламу, согласно утверждению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о котором сообщается следующее: Однажды, проходя мимо выставленных на продажу продуктов, он погрузил руку внутрь и пальцы его ощутили влажность. Он спросил: «Что же это, о хозяин?» Тот ответил: "Их попортил дождь, о Посланник Аллаха”. Тогда он сказал: «Так почему же ты не положил это сверху, чтобы людям всё было видно?! Не имеет отношения ко мне тот, кто смошенничает!»
Мусульманское общество является таким обществом, в котором живёт любовь и в котором в отношениях между людьми господствует искренность, а члены его отличаются благочестием, правдивостью и верностью, и поэтому в нём нет места мошенникам, обманщикам, плутам, а также неблагодарным и вероломным людям. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, резко порицал мошенничество, обман и вероломство, не ограничиваясь тем отречением от мошенников и вероломных людей, и отказывая таким людям в праве принадлежности к мусульманскому обществу в мире этом, но и заявляя о том, что в День воскресения все вероломные понесут знамя своего вероломства, а глашатай станет громко говорить о нём, указывая на него и привлекая внимание других к его вероломству.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения у каждого вероломного окажется знамя и будет сказано: "Это - вероломство такого-то”»
Какой же стыд испытают вероломные люди, посчитавшие, что время скроет их дела, когда в День воскресения об их вероломстве будет объявлено при свидетелях, а сами они станут держать в руках знамена, указывающие на это.
Он добр к людям
Истинный мусульманин мягок, терпелив и добр по отношению к людям в тех случаях, когда мягкость является уместной, доброта – желательной, а терпеливость – похвальной. Это объясняется тем, что мягкость, доброта и терпение являются достойными качествами, которые Аллах любит в Своих верующих рабах, так как людям, отличающимся подобными качествами, они позволяют выработать в себе мягкость характера, тонкость и способность поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, а это, в свою очередь, приближает их к душам других и внушает их сердцам любовь к ним.
Аллах Всевышний сказал: "Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом".
Имеется множество взаимосвязанных между собой по смыслу аятов и хадисов, которые внушают людям любовь к доброте, побуждают их к ней и подчёркивают, что она является высоким нравственным качеством и что это качество должно быть главенствующим в мусульманском обществе и присущим каждому мусульманину, живущему в таком обществе, усвоившему установления своей религии и воспринявшему свет её указаний. Мусульманину достаточно знать хотя бы уже о том, что доброта относится к числу высочайших атрибутов Аллаха Всевышнего, и Он любит, когда Его рабы проявляют её во всех своих делах. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах добр, и Он любит доброту во всём».
И, поистине, доброта является великим качеством, за которое Аллах Всевышний вознаградит так щедро, как не вознаградит Он ни за одно другое из них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах добр, и Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за строгость и ни за что иное».
В своих высоких наставлениях Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отзывается о доброте, называя её украшением любого дела и отмечая, что к чему бы не примешивалась доброта, она обязательно украшает это собой, внушая к этому любовь душам и взорам людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она неизменно украшает собой это, если же нечто лишено доброты, то её отсутствие неизменно обезображивает это собой».
Он улыбчив
Одно из обязательных проявлений великодушия и мягкости состоит в том, что человек, которому присущи подобные качества, отличается приветливостью и часто улыбается, а лицо его излучает радость. Всё это свидетельствует о хорошем нраве, а ислам, как известно, побуждает людей к этому.
В "Сахихе” Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого , даже если речь идёт о том, что следует тебе встречать брата своего с радостным выражением лица». Кроме того, оба шейха приводят хадис, в котором сообщается, что видный сподвижник Джарир бин Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: "С тех пор, как я принял ислам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни разу не отказал мне во встрече и всегда улыбался, завидев меня”.
Поистине, общество, члены которого привыкли проявлять великодушие и симпатию и улыбаться друг другу, является гуманным, высокоразвитым и сплочённым обществом, где человеку оказывается уважение, не нарушаются нравственные устои и главенствуют высокие человеческие ценности. Однако это и есть то самое исламское общество, к созданию которого побуждают людей указания и принципы ислама, имеющие отношение к воспитанию. Цель этого состоит в том, чтобы такое общество выделялось среди всех иных человеческих сообществ. И мы действительно видим огромную разницу между обществом, формировавшимся в соответствии с установлениями Аллаха, и материалистическими обществами, где человек живёт в условиях губительного недостатка сочувствия, зачастую не проявляя радости при встрече с соседом или родственником и не улыбаясь для того, чтобы как-то выразить свою любовь к другу. В таком обществе человек постоянно озабочен и занят только удовлетворением своих материальных потребностей, и это погасило в его душе пламя человеческого сочувствия, иссушило в ней источники духовности и привело к тому, что он, подобно волчку, всё время вращается в сфере материальных интересов, не имея возможности ни остановиться, ни успокоиться.
Он гостеприимен
Само собой разумеется, что истинный мусульманин, дух которого пропитался идеей щедрости, отличается своим гостеприимством, с радостью встречает гостя и спешит оказать ему почёт и уважение. Он поступает так в силу одного из присущих его душе исламских свойств, в основе которых лежит вера в Аллаха и в Последний день, ведь посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает почёт своему гостю» (Аль-Бухари и Муслим).
Таким образом, оказывая почёт своему гостю, человек подтверждает, что он верит в Аллаха и в Последний день. Вот почему оказание почёта в подобных случаях называют "наградой”, которая предназначается для гостя и служит формой выражения ему благодарности за то, что он дал принимающему его возможность совершить праведное дело, подтвердив свою веру и сделав то, что угодно Аллаху.
Сообщается, что однажды посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает своему гостю почёт в качестве награды для него». Люди спросили: ”Какова же его награда, о посланник Аллаха?” Он сказал: «День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё то, что сверх этого, будет уже садакой».
Поистине, оказание почёта гостю является любимым делом искреннего мусульманина, за что он к тому же и получит награду. Ислам упорядочил правила гостеприимства, и установил для него определённые границы. Так, наградой гостю являются день и ночь, затем следует обязательное гостеприимство, срок которого равен трём дням, а всё то, что превышает этот срок, рассматривается уже как садака и будет записано в книге благих дел благородного и гостеприимного человека.
В исламе оказание почёта гостю не является добровольным и зависящим от настроения или личных взглядов делом. Это – обязанность мусульманина, и он должен поспешить выполнить её, если вдруг в двери его дома постучат или если во дворе его появится гость, так как пророк, , сказал: «Принять гостя – непреложная обязанность каждого мусульманина, что же касается оказавшегося во дворе его утром, то он для хозяина дома (подобен) долгу, и если гость захочет, то он вправе потребовать выплаты этого долга, а если нет, он может отказаться от этого».
Он ни над кем не насмехается
Мусульманин, душа которого преисполнена любовью к смирению, весьма далёк от того, чтобы презирать других людей или глумиться над ними. Объясняется это тем, что наставления Корана, прививающие его душе любовь к смирению и отвращение к высокомерию и стремлению к возвышению, в то же самое время запрещают ей глумиться над людьми и презирать их.
Аллах Всевышний сказал:
О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над другими людьми: может быть, они лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами: может быть, они лучше их. Не злословьте друг о друге и не давайте друг другу прозвище. Скверно называть нечестивым (человека) после (того, как он пришёл к) вере, а несправедливыми являются те, кто не покаялся.
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он разъяснил, что проявление мусульманином презрения по отношению к своему брату является злом в чистом виде. Он сказал: «Для того, чтобы совершить зло, человеку достаточно проявить презрение по отношению к своему брату в исламе».
Ислам не просто самым тесным образом связал нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критерием. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность».
Источник Региональное Духовное Управление Мусульман Республики Мордовия
Когда мы говорим «мусульманин», кого мы подразумеваем под этим словом? Сегодня образ мусульман изрядно «потрёпан» в масс-медиа. Какими же качествами должен обладать последователь религии Ислам? В данном материале мы приводим 12 качеств, которые должны быть присущи мусульманину.
Оглавление
1. Честность.
Сообщается от Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Божий ﷺ изрёк:
إِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الْجَنَّةِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّى يَكُونَ صِدِّيقًا وَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّابًا
«Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и впоследствии будет записан у Аллаха как правдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к распутству, а распутство ведёт к Аду. Человек будет постоянно лгать и впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом» (имамы аль-Бухари и Муслим).
2. Искренность.
إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَاعْتَصَمُوا بِاللَّهِ وَأَخْلَصُوا دِينَهُمْ لِلَّهِ فَأُولَئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
«Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли искренность в религии Аллаха, таковые будут вместе с уверовавшими, и скоро Всевышний даст верующим великое вознаграждение» (смысл 146 аята суры «ан-Ниса’»).
3. Праведность.
إِنَّ الْأَبْرَارَ يَشْرَبُونَ مِن كَأْسٍ كَانَ مِزَاجُهَا كَافُورًا * عَيْنًا يَشْرَبُ بِهَا عِبَادُ اللَّهِ يُفَجِّرُونَهَا تَفْجِيرًا
«Поистине, праведники пьют напиток, смешанный с камфарной водой, из источника, из которого пьют рабы Аллаха, легко заставляя её течь везде, где они хотят» (смысл 5-6 аята суры «аль-Инсан»).
4. Терпение.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
«О верующие, обращайтесь за помощью к терпению и молитве – основе исламских обрядов. Поистине, Аллах благоволит к тому, кто терпелив и стоек духом!» (смысл 153 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).
5. Смиренность.
وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا…
«Рабы Милостивого – те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах…» (смысл 63 аята суры «аль-Фуркан», тафсир «аль-Мунтахаб»).
6. Умеренность.
…وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«…Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (смысл 31 аята суры «аль-А’раф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
7. Доброта.
…وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«…И творите добро, поистине, Аллах любит творящих добро» (смысл 195 аята суры «аль-Бакара»).
8. Справедливость.
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ…
«Аллах повелел Своим рабам быть справедливыми во всём, что они говорят и делают, и совершать только благочестивые деяния» (смысл 90 аята суры «ан-Нахль», тафсир «аль-Мунтахаб»).
9. Мужество.
نَّحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ نَبَأَهُم بِالْحَقِّ إِنَّهُمْ فِتْيَةٌ آمَنُوا بِرَبِّهِمْ وَزِدْنَاهُمْ هُدًى
«Мы поведаем тебе, о Пророк, подлинную историю о них. Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа. И Мы укрепили их на прямом пути» (смысл 13 аята суры «аль-Кахф»).
10. Бескорыстность.
وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا * إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاءً وَلَا شُكُورًا
«Они дают пищу, хотя сами в ней нуждаются, бедному, неспособному заработать себе на хлеб, сироте, потерявшему отца своего, и пленнику, который ничего не имеет, и говорят в душе: «Поистине, мы кормим вас, ища награды у Аллаха и не прося у вас за эту пищу ни возмещения, ни подарка, ни благодарности»» (смысл 8-9 аятов суры «аль-Инсан», тафсир «аль-Мунтахаб»).
11. Прощение.
الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Для богобоязненных, дающих пожертвования и в богатстве, и в бедности, и в силе, и в слабости, умеющих обуздать свой гнев и простить тем, кто причинил им обиду. Аллах Всевышний любит и награждает добродетельных!» (смысл 134 аята суры «Алю Имран», тафсир «аль-Мунтахаб»).
12. Чистота.
…وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ
«…Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (смысл 222 аята суры «аль-Бакара»).
Источник