Иван франко история
,Характеристики
.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}Название
comma
Юникод
U 002C
HTML-код
#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и многих других языках. Как и точка, иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме: для обособления (выделения):
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно.
Также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
Для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴ⸯ
⸰
⸱
⸲Характеристики
Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
иван франко история
Иван Яковлевич Франко (Іван Якович Франко) — украинский поэт, писатель, переводчик, учёный, публицист и общественно-политический деятель. В 1915 году был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но преждевременная смерть помешала успешному завершению этого выдвижения. Он был одним из первых профессиональных украинских писателей, который зарабатывал на жизнь литературным трудом.
Иван Франко родился в селе Нагуевичи (ныне Дрогобычского района Львовской области) в семье кузнеца Якова Франко и Марии Кульчицкой. Отец рано умер (Ивану было 9 лет), однако, заметив исключительную любознательность и одаренность сына, успел отдать его в начальную школу в селе Ясеница-Сильная, где преподавали польский и немецкий языки, начальную арифметику. Дядя Ивана, Павел Кульчицкий, житель этого села, научил его читать и писать на украинском, а тетка Людвига Кульчицкая, которая происходила из «загоновой шляхты», будоражила воображение ребёнка рассказами о польском восстании 1863 г.
Далее Иван учился в Дрогобычской «нормальной школе» отцов василиан. Уже в конце первого года, сдав экзамены, он получил «первую локацию», то есть отличие. Впечатления школьного детства впоследствии выльются в рассказы «Школьная наука Грыця», «Отец-юморист», «Карандаш» и др. Благодаря стараниям отчима, Грини Гаврилика, 1867 г. он поступил в Дрогобычскую гимназию, где получил основательные знания из классических языков, истории, математики... Там он много читал и начал писать стихи.
Еще в гимназии парень брался переводить произведения Гомера, Софокла, Горация, «Слово о полку Игореве», «Краледворскую рукопись» (одну из знаменитых литературных мистификаций Вацлава Ганка). В 1874 г. в львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом «Джеджалик» впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Ивана — «Моя пісня» (Моя песня) и «Народная песня».
Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году, юноша поступает на философский факультет Львовского университета, перед тем заслужив стипендию фонда Гловинского, которая предоставлялась до завершения высшего образования. Здесь он погружается в водоворот украинской общественной жизни, становится членом «Академического кружка», знакомится с М. Павликом и И. Белеем (с которыми долгие годы будет сотрудничать на общественной и редакционной ниве), участвует в издании журнала «Друг».
С 1877 года Франко начинает печатать рассказы из жизни бориславских нефтяников. Эти произведения, по выражению автора, приносят ему «скандальный успех». Начинается конфликт с австрийскими властями. С июня 1877 г. до марта 1878 г. писатель находится в тюрьме по сфальсифицированному обвинению в участии в тайном союзе, якобы «ответвлении российских социалистических организаций». Поводом к обвинению послужила переписка Франко с опасным, в глазах полиции, революционером социалистом Н. Драгомановым. Несмотря на небольшой срок заключения его последствия для молодого Франко были ужасными. Во-первых, по закону человек с судимостью не мог стать учителем, поэтому цель обучения в университете стала неясной, к тому же у Франко отобрали стипендию. Во-вторых, во время заключения Франко тяжело простудился; позже эта болезнь стала хронической и преследовала его всю жизнь. В-третьих, Франко был тогда влюблен в Ольгу Рошкевич, дочь священника из Лолина, но её отец Михаил Рошкевич отказал Франко в его сватовстве и запретил дочери видеться и переписываться с «преступником», их помолвка была расторгнута.
Выйдя на свободу, Франко поддержал М. Павлика, который, также освободившись из заключения, занимался организацией нового журнала — «Громадський друг» (Общественный друг). Цензурные притеснения, конфискация изданий, судебные преследования заставляют М. Павлика поменять название журнала — третье его издание вышло под названием «Дзвін» (Колокол). В нём были помещены знаменитые «Камнеломы» Франко. В четвертом номере, вышедшим в свет в начале 1879-го под названием «Молот», были напечатаны несколько сатирических поэзий Франко и окончание повести «Boa constrictor».
Зимой 1880 Франко, не получив обещанной поддержки от «Киевской общины», поехал в деревню к своему приятелю Генику, где начал работу над первым в европейской литературе романом с рабочей жизни «Борислав смеётся». В марте того же года он был вторично арестован — по подозрению в причастности к крестьянским волнениям, которые произошли накануне вблизи Коломыи. Он пробыл за решеткой три месяца и был выслан в Нагуевичи в сопровождении полиции. Впечатления от этого заключения легли в основу повести «На дне».
Вернувшись во Львов, уже в январе 1881 года Франко начинает издавать журнал «Світ» (Мир). Здесь он печатает свои произведения, труды по шевченковедению. Однако эта работа не спасала от нищеты. Журнал имел 150 подписчиков, поэтому прибыли хватало только на оплату типографии. Сам Франко снимал тогда угол на Подзамче — пригороде Львова.
В апреле 1881-го он снова вернулся в Нагуевичи, где прожил почти безвыездно три года. Несмотря на нехватку необходимой литературы, тяжелый для больного Франко физический труд, он продолжает писать. Готовит к печати перевод «Фауста», заканчивает повести «Борислав смеётся» и «Захар Беркут».
Стремясь теснее объединить патриотическую интеллигенцию Украины по обе стороны границы, Франко в 80-х годах дважды нелегально приезжает в Киев и ведет переговоры об издании большого всеукраинского журнала. Проект не был реализован, но установились тесные связи с киевскими деятелями. Среди его новых знакомых были Н. Лысенко, А. Конисский, В. Антонович. Позже именно при посредничестве Франко на Западной Украине выйдут «Гамлет» в переводе М. Старицкого, «Книга песен» Г. Гейне в переводах Леси Украинки и Максима Славинского и др.
В 1883 году Франко публикует в журнале «Зоря» историческую повесть «Захар Беркут», где опоэтизируется героическая борьба Галичины против монголо-татарского нашествия. Это произведение с динамичным сюжетом, глубокими психологическими портретами персонажей, искусно выписанным историческим фоном. В прозе Франко проявил себя выдающимся мастером сложных характеристик. Порой именно психологическая деталь у него становится основным стержнем новеллистического сюжета. Сложными психологическими характеристиками отмечены повести «Столпы общества», «Ради семейного очага», «Лель і Полель».
Франко-прозаик был новатором во многих жанрах. В частности, его можно считать одним из пионеров украинского детектива, хотя говорить об этом до недавнего времени считалось как бы неэтичным на фоне его социально направленных и исторических повестей и новелл. В конце XX в. по повести И. Франко «Раздорожье» («Перехресні стежки») был снят один из первых в Украине детективных телесериалов «Западня», авторы которого кинорежиссер О. Бийма и оператор Л. Зоценко получили Государственную премию имени Т.Г. Шевченко.
Проблемам современности были посвящены повести «Boa constrictor», «Борислав смеётся», бориславские рассказы, новеллы из жизни галицкого крестьянства «Сам виноват», «Леса и пастбища», «Лесихина семья». Жестоко правдивые, гневно-трагические, эти произведения изображали нищету, горе, а часто и гибель галицкого крестьянина. В этой прозе много общего с поэтическим циклом «Галицкие картинки» (1880-1885).
Но наибольшую славу Франко снискал как поэт. Он называл поэзию «огнем в одежде слова». Его работам присущи изображения тончайших оттенков интимных переживаний, скорбь, пафос, смелость предсказаний. Он использовал огромный арсенал поэтических форм, средств, приемов, обогатив украинскую литературу мировым поэтическим опытом.
На момент выхода первого сборника «Вершины и низины» (Львов, 1887) Франко был уже известным общественным деятелем, известным писателем и ученым, произведения которого читали и переводили в Киеве, Петербурге, Варшаве, Вене. В этом сборнике помещено значительное количество стихов первого десятилетия литературной деятельности писателя. Прологом к сборнику подано «Гимн» («Вечный революционер»). Положенное на музыку Н. Лысенко в 1905 году, это стихотворение стало настоящим гимном украинского национального возрождения.
Первый цикл сборника «Вершины и низины» — «Веснянки», в которых лирические описания природы, весеннего пробуждения земли чередуются с надеждой на пробуждение и освобождение человеческого духа. Поэзия «Камнеломы», из этого сборника, стала художественным обобщением освободительной борьбы, а образ людей, которые пробивают через скалу путь к новой, целостной жизни — символом стремлений самого Франко и его единомышленников. Две части сборника написаны с использованием сонетной формы. Революционная идейная направленность стихотворений сборника, разнообразие тем, богатство жанров и ритмичного построения определили первостепенное её значение в украинской поэзии второй половины XIX в. После Шевченковского «Кобзаря» это была самая значительная по содержанию и форме поэтическая книга.
Следующий сборник «Увядшие листья» (Львов, 1896) — цикл любовной поэзии, где лирический герой — «человек, который глубоко чувствует, но мало приспособлен к практической жизни». Однако его нельзя полностью отождествлять с Франко. В предисловии ко второму изданию (1911) автор говорил о своих стихах, «что и без автобиографического ключа они имеют самостоятельное литературное значение». Но личностные факторы, безусловно, сыграли свою роль. Поэтому в предисловии он называет стихи этого сборника «самыми субъективными из всех, которые появились у нас со времён автобиографических стихов Шевченко». За переплетом «Увядших листьев» — личная трагедия поэта.
Находясь в мае 1886 г. в Киеве, Франко познакомился с образованной, умной, искренней девушкой — выпускницей Высших женских курсов Ольгой Хоружинской. Курсистку привлекала популярность его как политического деятеля и писателя. Любовных стихов Франко ей не писал, но после недолгой переписки, исходя из своих политических идеалов, заключил с ней брак. В часовне Коллегии П. Галагана на свадьбе, что воспринималась как венчание Западной и Восточной Украины, были Николай Лысенко и другие члены «Старой громады».
"С нынешней моей женой я женился без любви, а из доктрины, что надо жениться на украинке, и то более образованной, на курсистке. Конечно, мой выбор был не архиблестящий и, имея другую жену, я мог бы развиться лучше и достичь большего» — позже разочарованно будет писать поэт. «Он — овеянный славой писатель и общественный деятель, она — экзальтированная 22-летняя девушка, привыкшая к буржуазному благополучию. А еще — чужая в Галичине, «московка», «малоросска», что «никогда не набралась украинского духа, не выучила хорошо украинского языка и совсем не чувствовала глубокого чувства и любви к народу, которые имел Франко» (Г. Величко).
Сначала отношения супругов держались на согласии и уважении, в их семье появилось четверо детей, они вместе издавали журнал «Житє і слово» (Жизнь и слово). Но вечные лишения, тяжелый непродуктивный труд и проблемы ожесточили Ольгу, с 1902 г. их семейное благополучие начало разрушаться. Через несколько лет супруги выглядели такими: несчастный, небрежно одетый Франко и издерганная бедностью и детьми Ольга. Для супруги Франко жизнь в браке стала невыносимой. Она стала относиться к мужу с неуважением. Торжества по случаю 25-летия его научной, общественной и литературной деятельности восприняла как насмешку. У неё появились признаки психического расстройства, которые всё усиливались, и это принесло много горя Ивану Франко.
Через 14 лет Франко переиздаст «Увядшие листья». Уже совсем больной (парализованы пальцы, черная повязка на глазах), он мужественно признает, что книга имеет «биографический ключ». Была любовь без взаимности к красавице Целине Журовской. Но её сердце осталось глухим, а душа немой.
В июле 1886 г., после разрыва с редакцией «Зорі», где он проработал около двух лет, Франко должен был уйти, как он сам говорил, в «наём к соседям» — стать редактором польской социал-демократической газеты «Kurjer Lwowski». Эту работу он получил при содействии своих приятелей — польских социалистов Болеслава Чернявского и Людвига Инлендера. Эта должность давала определенную материальную независимость, возможность свободно выражать свои мысли, не считаясь с позицией галицких партийных вожаков.
1889 Франко снова арестовали, на этот раз на два с половиной месяца, лишив возможности влиять на результаты сентябрьских выборов в сейм. После заключения он продолжает научную, литературную и общественную деятельность. 1890 г. активно участвует в создании Русско-Украинский радикальной партии и её печатного органа — газеты «Народ». Знакомится с М. Коцюбинским, Лесей Украинкой, встречается в Вене с М. Драгомановым, переписывается с известной польской писательницей Элизой Ожешко.
В 1891 ему удаётся наконец закончить Черновицкий университет. В 1893-м он защищает в Вене диссертацию «Варлаам и Иоасаф, древнехристианский духовный роман и его литературная история», которую власти помешали защитить во Львовском университете. Получив ученую степень доктора философии, Франко надеялся занять кафедру украинской литературы во Львовском университете, где в 1895 г. прочитал пробную лекцию «Наймичка» (Служанка) Т.Г. Шевченко». Но антиукраинско настроенная профессура сделала всё возможное, чтобы Франко не смог воспользоваться университетской кафедрой для пропаганды своих взглядов.
Тогда же, в 1895-м, Франко согласился баллотироваться в парламент. Но австрийские реакционеры вместе с польскими шовинистами каждый раз (1895, 1897, 1898) прибегали к провокациям и насилию, чтобы воспрепятствовать его избранию.
В 1894-1897 годах Франко выдавал уже упоминавшийся журнал «Житє і слово», а в 1898-м вместе с В. Гнатюком выступил основателем и одним из редакторов «Літературно-наукового вісника» (Литературно-научного вестника) — журнала, который на четверть века стал настоящей общественной и художественной трибуной Украины.
В начале 1897-го, после болезни, Франко почти потерял зрение. В том же году он ушел из «Kurjera Lwowskiego», но не остался без поддержки. Молодёжь собрала двести гульденов на издание сборника стихов «Мой Измарагд». Сборник «Мой Измарагд» (1898), как и его более расширенный вариант «Давнє й нове» (Давнее и новое), — обращение к древним преданиям, притчам, но с неизменной проекцией на современность. 1898 принес еще одно разочарование — раскол в партии радикалов, в которую входил Франко. Он должен был выйти из партии. Сборник «В дни печали» (1900) был следствием многочисленных личных драм и неудач. В нём звучит тоска, предчувствие «позднего возраста».
С большим воодушевлением поэт встретил революционные события 1905-го: «Восток Европы, а в том комплексе также наша Украина, переживает теперь весеннюю пору, когда трескается лёд абсолютизма и деспотизма». На волне подъема он пишет поэму «Моисей», в которой философски осмысливает проблему вождя и народа. Вести за собой людей могут, по мнению Франко, только те, кто свободен от сомнений и колебаний, кто безоговорочно верит в победу, в бессмертие народа, в его силу.
Также перу Франко принадлежат поэмы: «Панские забавы» (1887), «Смерть Каина» (1889), «Сурка» (1890), «Похороны» (1899), «Иван Вишенский» (1900) и др. В «Иване Вишенском» поэт осмысливает конфликт личного и общественного на примере судьбы выдающегося украинского писателя и общественного деятеля XVI-XVII вв., который был также объектом мощной научно-исследовательской работы Франко. Исторический рисунок Хмельниччины дано в поэме «На Святоюрской горе».
Драматургия Франко — неотъемлемая составляющая украинского театра. Вершиной его творчества на этом поприще является социально-психологическая драма «Украденное счастье» (1894), сюжет которой построен на живых источниках народного творчества. Многочисленные песни о женской судьбе, которые Франко называет «женскими невольничьими псалмами», легли в основу сюжета, из них выписан полный печали и тоски по лучшей судьбе образ Анны.
Отдельную группу составляют сатирические произведения, аллегорические сказки («Лис Микита», «Абу-Касимові капці» — тапочки Абу-Касима), притчи и фельетоны («Сказка про Добробыт», «Свинская конституция», «История кожуха»). Затхлость, филистерство, мещанская ограниченность интеллигенции нашли в лице Франко непримиримого обличителя.
Труды Франко по истории и теории литературы, фольклористики, этнографии, языкознания, ориенталистики, истории и экономики, общественных отраслей являются мощным вкладом в развитие украинской и мировой науки, но они до сих пор по-настоящему не оценены. Во взглядах Франко на историю — составной части его философских и общественно-политических взглядов — были значительные элементы исторического материализма, однако в целом он стоял на позициях эволюционистского позитивизма. В многочисленных научных трудах («Мислі о еволюції в історії людськості» — Мысли об эволюции в истории человечества (1881-1882), «Панщина та її скасування в 1848 році в Галичині» — Крепостничество и его отмена в 1848 году в Галиции (1898), «Знесення панщини в Галичині» — Снос барщины в Галичине (1898), «Польське повстання в Галичині 1846 року» — Польское восстание в Галичине 1846 года (1884), «Причинки до історії України-Руси» — Заделы к истории Украины-Руси (1912) и др.) разносторонне освещены проблемы всемирной истории.
Рядом с оригинальными историческими трудами — перепевы и переводы трудов историков античности. Кроме того, Франко первым поднял много вопросов истории («Хмельниччина 1648—1649 років у сучасних віршах» — Хмельниччина 1648-1649 годов в современных стихах (1898), «Студії над українськими народними піснями» — Студии над украинскими народными песнями (1908-1913), «Данте Аліг'єрі» (1913) и др.). В исторических трудах Франко значительное место отведено крестьянству Украины, в частности Галичины, периодам феодализма и капитализма. Среди важнейших его идей — духовное единство нации вопреки ее разорванности между империями других народов: «... мы должны научиться чувствовать себя украинцами — не галицкими, не буковинскими украинцами, а украинцами без официальных границ». Его труды оказали большое влияние на развитие историографии не только Украины, но и других славян.
В начале XX в. имя Франко приобретает широкую популярность. «Академия в одном лице» — называли его современники, отмечая, к тому же, владение им четырнадцатью языками. В 1905-м его избирают членом Чешского научного общества, в 1906-м Харьковский университет принимает решение «о возведение галицийского ученого исследователя Ивана Франко в степень доктора русской словесности», а в 1916-м Российская академия наук присуждает ему премию за работу «Студії над українськими народними піснями».
Но в 1907 г. жизнь писателя вновь осложнилось. Редакция «Литературно-научного вестника» переехала в Киев, и Франко снова остался без работы. В 1908 г. его поразила нервная болезнь — контрактура рук и пальцев. Лечение в Ловране (на Адриатике) и в Одессе давало только временное облегчение. Свои работы он диктовал сыну Андрею, а сам мог писать только с помощью специального устройства, пристроив к руке карандаш.
В это время издаются стихи и переводы раннего периода — «Із літ моєї молодості» (С лет моей молодости, 1914), собранные и обработанные ранее этнографические и фольклорные материалы, печатаются отдельные художественные произведения, опубликовано «Нариси з історії української літератури в Галичині» (Очерки по истории украинской литературы в Галичине, 1910).
Издательская деятельность И. Франко полностью отражала весь спектр его интеллектуальных интересов, занимая особое место в жизни, она является неотъемлемой частью его биографии, важным фактором национально-освободительного движения. Франко за свою жизнь участвовал в издании 7-ми книжных серий: «Дрібна бібліотека» (1878-1880, издавал вместе с М. Павликом, И. Белеем, Е. Олесницким, Е. Озаркевичем и др., 15 выпусков); «Наукова бібліотека» (1881, 2 выпуска, труды Ф.-Е. Шульце и М. Павлика); «Літературно-наукова бібліотека» (1889-1897, «малая серия» — фактически 33 выпуска, «новая серия» — 11 выпусков); «Хлопська бібліотека» (1896-1899, издание русско-укр. радикальной партии, до 20 книг) «Універсальна бібліотека» (1909-1912, совместно с О. Пашуком, выдал 8 выпусков), «Міжнародна бібліотека» (1912-1914, после разрыва отношений с О. Пашуком, 14 выпусков), «Всесвітня бібліотека» (1914, совместно с И. Калиновичем, принадлежат 3 выпуска). Произведения, увидевшие свет в издательских сериях, расширяли кругозор украинцев, служили общественно-культурным целям.
Умер писатель и мыслитель 28 мая 1916 г., известие о его смерти распространилось далеко за пределы родного края. Хотя умер он на чужих руках — сыновья были в армии, дочь в Киеве, жена в больнице. А поскольку был «такой бедный, как весь наш народ», хоронили И. Франко 31 мая во Львове на Лычаковском кладбище в чужой (умершего перед тем Шухевича) вышитой сорочке и едином стареньком костюме. Иван Франко был известен своими атеистическими взглядами и поскольку умер неисповеданный и нераскаянный, то духовная власть отказала в «парадном» погребальном обряде, «выделила» лишь одного священника с волошской церкви. Денег на отдельную могилу не было, потому похоронили в «одолженной» яме на шесть гробов...
Перу Франко принадлежат более пяти тысяч произведений в разных областях литературы и науки. В течение 1976-1986 гг. Было издано собрание сочинений И. Франко в 50-ти томах. Эти пятьдесят томов — только треть написанного, в советское время количество томов любого деятеля не должно было превышать наработку «вождя мирового пролетариата».
В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск, а во Львовской области пгт Янов — в Ивано-Франково. В 1920 г. в Киеве открыт Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко.
Немного можно назвать в истории человечества фигур, равных ему по разносторонности таланта и настойчивости, достойными титанов Возрождения...
Фантастическое в творчестве автора.
Фантастический элемент или основа произведения в творчестве автора встречаются прежде всего в сказочном его разделе, начиная с социально бытовых сказок и сказок о животных в духе басен Эзопа (весь сборник «Коли ще звірі говорили» (Когда звери ещё разговаривали) и др.), авторская переработка известных народных сказок («Ріпка» — Репка...), особенно популярен у автора мотив с лисой-трикстером («Лис Микита», «Крашеный лис»...), до чисто волшебных сказок («Як русин товкся по тім світі» — Как русин скитался на том свете) и сказок арабско-восточной тематики («Абу-Касимові капці» — тапочки Абу-Касима). Сказки Франко исполнены как в формате прозы так и стихов, поэм.
Фантастика встречается не только в сказках, как пример — часто включаемый в тематические антологии мистический рассказ «Терен у нозі» (Терновая колючка в ноге), про Миколу Кучеранюка, который никак не мог умереть, хоть и состарился, будто какое-то незаконченное дело или чья-то обида держали его на этом свете. Аллегорический мистико-философский «Рубач» (Древоруб), который существует в виде двух вариаций — рассказа и стихотворения: «Я рубщик, что рубит запоры на пути человечества, запоры, возложенные дикостью, темнотой и злой волей...». «Про багача, що їздив біду купувати» (Про богача, который ездил беду покупать) — образ беды восстающий из трясины, на похожую тему есть рассказ «Як пан собі біди шукав» (Как пан себе беды искал) — пан и его мужик поменялись местами (переселились в тела друг друга); «Історія мідяного крейцара» (История медного крейцара) — разговор с одушевлённой монетой.
Встречается фантастика и в стихах. «Легенда про вічне життя» (Легенда о вечной жизни), в ней присутствует некий данный богиней орех, который, дарует употребившему его вечную жизнь и молодость. «Три долі» (Три судьбы) — три богини-судьбы наделяют дарами вновь рождающуюся душу. «Смерть Каина» — Каин, убивший своего брата, заглядывает за стену рая...
Многим Иван Франко известен из школьной программы как выдающийся украинский писатель и поэт, переводчик и общественно-политический деятель. Он был гением, обладавшим колоссальными, энциклопедическими знаниями и феноменальной памятью, в совершенстве владевшим 14-ю языками, имевшим неординарное мышление и мировоззрение. Однако, помимо всех талантов и заслуг, он был, прежде всего, человеком, в жизни которого было много любви, страсти и разочарований. Кто они – возлюбленные гения? В нашем обзоре собраны самые интересные и малоизвестные факты из личной жизни известного писателя.
Иван Труш. Портрет Ивана Франко. 1940 г.
Если хорошенько вдуматься, то можно прийти к ошеломляющему выводу: даром человеку ничто не дается в жизни. Какая-то странная закономерность прослеживается в том, что все гении расплачиваются за талант, доставшийся им от Бога. Вспомним великих писателей, поэтов, художников, которые ушли из жизни очень рано. Мало того, даже та часть жизни, отведенная некоторым из них, была настолько мучительной из-за физических страданий, что даешься диву их душевной силе, твердости и несокрушимости...
Так и Иван Франко, хотя и прожил почти 60 лет, однако последние 12 из них очень тяжело болел. В результате инфекционного ревматоидного артрита возникли значительные проблемы со здоровьем – его руки были деформированы и парализованы. Это превращало литературную деятельность писателя в настоящую пытку. Но, даже в таком тяжелом состоянии, благодаря невероятной силе духа, он работал титанически, каждый день надиктовывая свои произведения сыновьям. Свой избранный путь Франко не оставлял вплоть до последних дней жизни, как и подобает трудолюбивому «каменяру» – каменотесу – он шлифовал все «камни», преподнесенные ему судьбой.
Иван Франко - выдающийся украинский писатель и поэт.
К слову сказать, количество литературных трудов писателя внушает уважение своими размерами – это практически 6000 различных произведений, некоторые из которых не изданы и по сей день. Что любопытно, в советские времена труды Ивана Франко издавались в 50 томах, хотя на самом деле они могли бы составить 100-томник. Спросите, почему не издали? Да вероятно, по причине того, что произведения украинского деятеля не должны были превышать самое «весомое» собрание сочинений Ленина в 55 томах.
Немного из биографии гениального писателя
Иван Франко в юные годы.
Родился Иван Яковлевич Франко (1856-1916) в Галиции в семье зажиточного крестьянина-кузнеца, который был на тридцать три года старше матери будущего гения. Она происходила из обедневшего рода Кульчицких. Из шестерых детей, родившихся в семье, выжили только трое сыновей. Знания одаренному мальчику сызмальства давалась очень легко, и родители, видя в нем большие задатки, приложили все усилия, чтобы сын получил хорошее образование.
Иван Франко среди учащихся третьего класса Дрогобычской гимназии (во втором ряду – первый слева). Фото 1870 год.
Однако Иван очень рано остался сиротой: отец умер, когда мальчику было девять. Шестнадцатилетним - он остался и без матери. Так, совсем юным оказался Франко на попечении у отчима, который, будучи прагматиком и человеком здравого смысла, понимал, что Иван наделен большим талантом и ему, во что бы то ни стало нужно продолжать учебу. К слову, между Франко и отчимом на всю жизнь сохранились теплые дружеские отношения.
Еще, обучаясь в гимназии, Иван проявил феноменальные способности. Он мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию преподавателя; знал наизусть всего Кобзаря; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг, а также мог философски сформулировать свое отношение к прочитанному.
Иван Франко. 1875 год.
Круг его чтения уже в то время составляли произведения европейских классиков в оригинале. А его личная библиотека гимназиста состояла из почти 500 книг на различных европейских языках. После окончания гимназии зарабатывал на хлеб репетиторством. В 1875-м стал студентом философского факультета Львовского университета, из которого был отчислен в связи с арестом.
Иван Франко занимался философией, экономикой, журналистикой, литературоведением, языкознанием, этнографией, собирал украинский фольклор. Если и говорил о каких либо науках, то всегда только компетентно. Говорят, неплохо пел и мог к музыке написать слова.
Фото, которое никогда не публиковалось в советское время из-за присутствия на нем Михаила Грушевского. В первом ряду слева направо: Мария Грушевськая с дочерью, Стефания Левицкая, М.Грушевский; во втором: Іван Труш, Северин Данилович, І.Франко.
Что же касается общественно-политической деятельности, то в молодости писатель под влиянием Михаила Драгоманова, исповедовал социалистические идеи, за что несколько раз был арестован. Но со временем Франко отошел от социализма, достаточно критически оценив идею коммунизма Маркса и Энгельса: «Эта идеология приведет к созданию супертоталитарного государства, в котором одна часть населения превратится в тюремщиков, а вторая - в узников». К слову сказать, в свое время Франко, изучив немецкий язык, перевел "Капитал" Маркса на украинский язык. Так, что он точно знал, о чем говорил.
А вот к работам вождя мирового пролетариата Владимира Ильича относился совершенно без интереса. И естественно, что в советское время эти политические взгляды писателя не афишировались.
Женщины в жизни Франко
Писатель всегда особую роль отводил женщине в своей жизни, поэтому откровенно заявлял: "Значительное влияние на мою жизнь, а значит, и на мою литературу имели мои отношения с женщинами". Также Иван Яковлевич говорил, что в его жизнь "трижды являлась любовь", хотя явно лукавил - женщин у него было гораздо больше. Но все же настоящие чувства он испытал только к троим.
Ольга Рошкевич
Ольга Рошкевич.
Первой любовью юного Франко была дочь священника - Ольга Рошкевич - девушка, хорошо образованная, владевшая несколькими иностранными языками, собиравшая фольклор и имевшая собственные печатные работы. Познакомились молодые люди, когда 18-летний Иван пришел в дом своего друга по гимназии, который оказался родным братом Ольги.
Их отношения хорошо воспринимались близкими девушки. Дело чуть было не дошло до официальной помолвки. Родители Ольги надеялись, что Ивана ждет после окончания Львовского университета блестящее будущее. Однако вскоре претендента на руку их дочери неожиданно арестовывают за участие в тайной организации и исключают из университета. Разумеется, что после 7-месячного заключения отец Ольги категорически запрещает дочери всякое общение с юным бунтарем. Но, запрет не остановил дочь, и она продолжала переписываться и встречаться с Иваном тайно.
Иван Франко (в центре) с Ярославом Рошкевичем и Ипполитом Погорецким. Дрогобич, 1875 год.
После второго ареста, отец поставил окончательную точку в отношениях юных влюбленных. И Ольге пришлось выйти замуж за священника Владимира Озаркевича, с оговоркой - фиктивно. Девушка, решила, что таким образом ей удастся, покоряясь воле родителя, получить свободу. Перед свадьбой она писала любимому: "Не думай, что я тебя забыла! Ты никогда из моей головы не уйдешь – все будет тесно связано с тобой, твоей работой, твоими мыслями".
И действительно, первое время супружеской жизни Ольга близко не подпускала к себе своего супруга, спала в отдельной комнате, имела полную свободу действий, встречаясь с Иваном. Но вскоре сам Франко отказался от этих жертвенных отношений, и брак Ольги превратился в настоящий.
А Ольга Рошкевич до конца своих дней не cмогла забыть поэта. Дожив до глубокой старости, незадолго до смерти умоляла свою сестру, чтобы та положила письма Франко ей в гроб, под голову, как самое ценное, что было в ее жизни. А всех тех произведений, которые писатель посвятил своей первой любви, и вовсе было не счесть.
Новые увлечения Франко
Окончательный разрыв с Ольгой, буквально надломил Франко, и он пошел во все тяжкие. Почти одновременно наш герой завязал несколько романов с приглянувшимися ему женщинами, среди которых были поэтесса Юлия Шнайдер (псевдоним – Ульяна Кравченко); учительница, писательница, общественный деятель - Климентина Попович и представительница известного рода Белинских - Ольга.
Иван Франко.
Однако из всех троих лишь только Ольга серьезно собиралась замуж за Ивана. Если верить слухам, она даже успела сшить свадебное платье. Однако свадьба не состоялась. А причиной разрыва скорее всего стало то, что Франко связался с известной социалисткой Анной Павлик. Но и с Анной у Франко не склеилось - девушка ему отказала, по причине того, что замуж вообще не собиралась.
Юзефа Дзвонковская - прекрасная панночка со смертельной болезнью
Юзефа Дзвонковская.
Второй настоящей любовью биографы Франко называют Юзефу Дзвонковскую, которую встретил в Станиславе (ныне Ивано-Франковск). Умная, красивая и неприступная полька из благородной семьи тут же пришлась по душе 27-летнему писателю. И он решает: вот она – женщина, которая должна стать его женой. Однако у Юзефы оказалось на этот брак совершенно иное мнение, и она отказывает Франко... Позже он узнал, что жесткий отказ Юзефы был связан вовсе не с ее норовистым характером: девушка в то время уже знала, что тяжело больна, и никого не хотела обрекать на страдания. И действительно, Дзвонковская не дожила даже до тридцати лет, умерев от туберкулеза.
Поэт ей посвятил несколько своих стихотворений и рассказов.
Целина Зигмунтовска, в девичестве - Журовска
Целина Журовска.
Третью свою любовь – польку Целину, Франко встретил на почте, где та была служащей. Писатель безответно влюбился в прекрасную девушку, и буквально стал "ходить за ней по пятам", засыпая анонимными любовными посланиями, которые она читала с большим удовольствием. Но, когда узнала, что их автор - огненно-рыжий навязчивый ухажер, очень расстроилась.
К слову сказать, внешность поэта совсем не соответствовала представлениям польской барышни об идеале мужской красоты! Ярко-рыжий, веснушчатый молодой человек с больными, вечно слезящимися глазами, был совершенно не в ее вкусе. Девушку привлекали сугубо брюнеты. Да и к тому же перспектива связать свою судьбу с бедным молодым революционером, кочующим из тюрьмы в тюрьму, ее абсолютно не привлекала.
Тем не менее, отсутствие привлекательной внешности этот «странный Франко» всегда компенсировал поэтическим даром, глубоким знанием женской психологии и невероятной силой харизмы.
Иван Франко.
Но, и этот факт не особо повлиял на Целину, она вскоре вышла замуж за полицейского комиссара, родила от него двоих детей, но быстро овдовела.
Как ни странно, Франко и Целина не переставали общаться всю жизнь. Он помогал вдове решать дела, давая деньги и мудрые советы. Впоследствии поселил ее с детьми в своем доме как экономку. А когда умер, уже его сын поддерживал пожилую женщину, когда-то отвергнувшую его отца.
Об удивительных отношениях Ивана и Целины так писал биограф Франко: "Еще третья женщина сыграла большую роль в жизни Франко. Это была почтовая сотрудница, которую увидел поэт на почте и воспылал к ней большой любовью, хотя никогда к ней не приближался. Все указывает на то, что эта любовь была фантазией, воображением Франко. Эта идеальная женщина в представлении Франко не выдала себя в жизни ничем выдающимся, не была ни писательницей, ни общественным деятелем, была совсем обычным, естественным человеком, а все-таки Франко из-за нее страдал очень сильно. Проявлением этой любви стали "Увядшие листья". Были и другие произведения, посвященные странной третьей любви Франко".
Ольга Хоружинская - единственная жена гения
Иван Франко и его жена Ольга Хоружинская-Франко.
Франко было уже за тридцать, когда оказавшись впервые в Киеве, познакомился с Ольгой - девушкой из хорошей семьи, дочерью титулярного советника. Хоружинская была родом из Харькова, там же окончила институт благородных девиц. Красавица с дипломом учителя владела несколькими иностранными языками и невероятно играла на фортепиано.
Хорошенькая, смешливая, полная энергии и веселого юмора, она показалась молодому интеллигенту из Австро-Венгрии «достойной кандидатурой» для создания семьи. Поэтому, покидая Киев, Франко сказал, что будет писать ей. И между молодыми людьми завязалась длительная переписка, даже о свадьбе они договорились в письмах.
Это известный факт, что писатель не пылал страстью к своей избраннице. Они оба это осознавали. И достоверно неизвестно что же заставило людей из разных миров, не охваченных страстью, связать свои жизни. Хотя отчасти, свой брак Франко воспринимал «символично». Ведь он – представитель Западной Украины – женился на представительнице Восточной Украины. Что это как не воплощение идеи единения всех украинских земель, думал он.
В письме другу он писал: "На нынешней моей женщине я женился без любви, а из доктрины, что надо жениться на украинке (то есть надднепрянке), и тем более образованной курсистке... Но это зря. Суженую и конем не объедешь".
Хоружинская же без памяти влюбилась в Франко, который к тому времени имел ужасную репутацию. Ольга надеялась, что сможет «любить за двоих». А у того видать до тла выгорела душа от неразделенных чувств. Он был искренне покорен интеллигентностью Ольги, ее неординарным умом и образованностью, но не более того. Разумеется, Ольга это чувствовала, но все равно согласилась стать его женой.
Историческое венчание состоялось в мае 1886 года, в Павловской церкви Киева, где сохранилась запись в церковной книге: « 4 мая. Жених – австрийский подданный, литератор, Иван Яковлевич Франко, греко-униатского исповедания, тридцати лет, первым браком; невеста – дочь титулярного советника Федора Васильевича Хоружинского девица Ольга, православного вероисповедания, двадцати двух лет, первым браком». Этот брак стал «всеукраинским соборным браком», который соединил судьбы двух украинцев, живших по разные стороны австрийско-российской границы.
Дети Ольги и Ивана Франко: Андрей, Тарас, Петр и Анна. 1902 год
Молодожены после венчания выехали во Львов, который встретил Ольгу Федоровну весьма враждебно. Так навсегда в Галиции она осталась иностранкой, не умевшей вести как надо хозяйство, ухаживать за мужем и детьми. Кроме того, семье приходилось очень туго в материальном плане, так как Франко был первым украинским писателем, который зарабатывал на жизнь исключительно литературным трудом. Вскоре один за другим в семье Франко родилось четверо детей. И нехватка денег стала еще более катастрофической, семью буквально преследовали «злыдни».
Женщина, которая всю жизнь шла рядом, оставаясь в тени гения
Надо отметить, что, Ольга Федоровна, невзирая на некоторую холодность мужа по отношению к ней, активно помогала ему. Она во всем пыталась поддержать мужа – даже когда ее приданное, в виде денег на покупку «семейного гнездышка» во Львове, благоверный потратил на издательское дело. Супруга жертвовала всем, чем могла - терпела нужду, ревновала Ивана к другим женщинам, но искренне радовалась тому, что именно она его половинка.
Это она настояла на том, чтобы писатель окончил университет, а спустя два года в 1893 году защитил диссертацию в Вене. Они так надеялись, что Франко после защиты получит место преподавателя в университете, но не случилось – дало о себе знать время, проведенное в тюрьмах, у Ивана Яковлевича началась тяжелейшая форма полиартрита, которая привела к параличу рук.
Андрей Франко в школьные годы и во время учебы в гимназии.
С годами на почве постоянных переживаний у Ольги Федоровны все чаще и чаще стали происходить неврозы. Последней каплей, переполнившей чашу, стала трагическая смерть их первенца Андрея в 1913 году. Он был убит случайно брошенным камнем. Нелепая смерть окончательно подкосила здоровье женщины.
Петр с женой Ольгой. / Тарас Франко 1916 год.
После трагедии Ольга Федоровна попадает в психиатрическую клинику с душевным расстройством. Она даже не присутствовала на похоронах мужа в 1916-м, потому как вышла из больницы значительно позже. Умерла несчастная женщина летом 1941 года. Похоронили ее на Лычаковском кладбище Львова, за памятником Каменяру, где каменотес рубит скалу. Все говорят: всю жизнь в тени Франко проходила, так в его тени и похоронена…
Однако в этой истории поражает, больше всего то, что этой самоотверженной женщине, матери своих четверых детей, верной помощнице и соратнице, достойно несшей все тяготы жизни, писатель посвятил всего одно стихотворение. И это при том, что другим посвящал иногда целыми циклами... И все же странная штука - жизнь.
Памятник на могиле Ивана Франко.
В продолжение темы о жизни, любви и страданиях гениальных украинских литераторов, читайте: Несбывшиеся мечты и неразделенная любовь: Трагическая феерия в жизни гениальной поэтессы Леси Украинки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:id="tableofcontents_bio">Биография
Иван Франко – выдающийся украинский беллетрист, поэт, публицист и ученый. Наследие классика огромное, а влияние на культуру трудно переоценить. В 1915 году писателя выдвинули на Нобелевскую премию, но до рассмотрения кандидатура Ивана Франко не дошла из-за кончины претендента.
Детство и юность
Будущий классик украинской литературы родился в зажиточной семье. Ее глава – галицкий крестьянин Яков Франко – зарабатывал деньги кузнечным делом, а мама – Мария Кульчицкая – была из «благородных». Младше мужа на 33 года, женщина из обедневшего рода русинов-шляхтичей растила детей. Первые годы жизни классик называл светлыми.
Когда Ивану Франко исполнилось 9 лет, умер отец. Мама вышла замуж во второй раз, отчим заменил детям отца. С Иваном он наладил дружбу и сохранял ее всю жизнь. В 16 Иван стал сиротой: не стало мамы.
В Дрогобычской школе при католическом монастыре Иван оказался лучшим учеником: преподаватели прочили ему профессорское будущее. У парня обнаружилась феноменальная память – лекции цитировал дословно, а «Кобзаря» знал наизусть.
Франко знал польский и немецкий языки, делал стихотворные переводы Библии, запоем читал европейских классиков, труды по истории и естественным наукам. Зарабатывая деньги репетиторством, гимназист Иван Франко умудрился собрать библиотеку из полутысячи книг. Зная иностранные языки, он ценил родной украинский, собирал и записывал старинные народные песни, легенды.
Жил Иван Франко у дальней родственницы, владевшей столярным бизнесом в Дрогобыче. Случалось, что спал юноша в свежеструганных гробах (рассказ «В столярке»). Летом будущий классик украинской литературы пас скот в родных Нагуевичах и помогал отчиму в поле. В 1875 году Иван Франко получил аттестат с отличием и поступил во Львовский университет, выбрав факультет философии.
Литература
Первые сочинения Иван Франко печатал в университетском журнале «Друг», благодаря ему превратившийся в печатный орган революционеров. Доносы недоброжелателей и реакционеров стали причиной первого ареста Ивана Франко и членов редколлегии «Друга».
Франко осудили на 6 недель, но освободили через 9 месяцев (8 месяцев ждал суда). Юношу поместили в камеру к отпетым уголовникам, беднякам, которых нищета подтолкнула на тяжкие преступления. Общение с ними стало источником написания беллетристических сочинений, которые после освобождения Иван Франко напечатал в редактируемых им изданиях. Рассказы «тюремного цикла» переведены на иностранные языки и названы лучшими в наследии литератора.
Покинув тюремные застенки, Иван Франко столкнулся с реакцией консервативного общества: от «преступника» отвернулись и народовольцы, и русофилы. Из университета юношу отчислили. Молодой революционер с социалистическими взглядами очутился в авангарде борцов с австрийской монархией. С соратником М. Павликом издавал журнал «Общественный друг», где напечатал стихи, очерки и первые главы повести «Boa constrictor».
Вскоре полиция конфисковала издание, но Иван Франко возобновил выход под другим, более говорящим названием – «Колокол». В журнале печатается программное стихотворение Франко – «Каменщики» («Каменярі»). И снова конфискация и смена названия. В четвертом и последнем номере журнала, названном «Молот», Иван Яковлевич напечатал окончание повести и стихи.
Иван Франко издавал журнал и подпольно печатал брошюры с переводами трудов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, к которым писал предисловия. В 1878 году галичанский революционер возглавил журнал «Praca» («Труд»), превратив орган печатников в издание львовских рабочих. В эти годы Иван Франко перевел поэму Генриха Гейне «Германия», «Фауста» Иоганна Гете, «Каина» Байрона, написал роман «Борислав смеется».
Весной 1880 года по дороге в Коломыю Ивана Франко арестовали вторично: политический деятель встал на сторону коломыйских крестьян, с которыми вело судебную тяжбу правительство Австрии. После трехмесячного пребывания в тюрьме Ивана Яковлевича отправили в Нагуевичи, но по дороге в деревню за дерзкое поведение он попал в застенки тюрьмы в Дрогобыче. Увиденное стало поводом для написания рассказа «На дне».
В 1881 году Иван Франко издает журнал «Мир», в котором печатает повесть «Борислав смеется». Читатели так и не увидели последних глав произведения: журнал закрыли. Стихи Ивана Франко взял в печать журнал «Свет». Из них вскоре был сформирован сборник «С вершин и низин». После закрытия «Света» литератор вынужден зарабатывать, печатаясь в изданиях народовольцев. В эти годы в журнале «Заря» вышла знаменитая повесть «Захар Беркут», но вскоре сотрудничество писателя с «Зарей» прекратилось.
В середине 1880-х в поисках заработка Иван Франко дважды приезжал в Киев, выпрашивая у столичных либералов денег на издание собственного журнала. Но обещанные деньги попали не Ивану Яковлевичу, а в редакцию «Зари». Летом 1889 года в Галицию приехали российские студенты. Вместе с ними Иван Франко отправился в поездку по стране, но вскоре группу арестовали, Франко обвинили в попытке «оторвать» Галицию от Австрии и намерении присоединить ее к России. Через два месяца всю группу выпустили без суда.
В начале 1890-х Франко написал докторскую диссертацию, взяв за основу политическую поэзию Тараса Шевченко. Но Львовский университет не принял диссертацию к защите. Иван Яковлевич подал диссертацию в Черновицкий университет, но и там ему отказали. Осенью 1892 года литератор отправился в Вену, где написал диссертацию о древнехристианском духовном романе. Через год в Австрии Ивану Франко дали степень доктора философии.
В 1894 году после смерти возглавлявшего во Львовском университете кафедру украинской литературы профессора О. Огоновского Франко пытается занять вакантное место. Его пробная лекция вызвала громадный интерес у студентов, но на кафедру Ивана Яковлевича не взяли. К 25-летию творчества Ивана Франко, которое писатели и творческая молодежь Украины праздновали широко, вышел сборник стихов «Мой измарагд».
Революция 1905 года в России вызвала у писателя воодушевление, он откликнулся на событие поэмой «Моисей» и сборником стихов «Semper tiro», в который вошло стихотворение «Конкистадоры».
В начале 1900-х отношения Ивана Франко с украинскими националистами, во главе которых стоит Михаил Грушевский, обостряются. В 1907 году попытка возглавить кафедру в Львовском университете в очередной раз провалилась: заявление Франко даже не рассматривали. Поддержка пришла с Харькова: университет присудил Ивану Яковлевичу степень доктора русской словесности. Чествуют литератора и ученого в России и Приднепровской Украине.
Иван Франко, как и его предшественники и современники, неоднократно обращался к теме теологической, библейской. Интерпретация писателем христианского гуманизма оригинальная. Ярчайший образец – стих «Легенда о вечной жизни».
В 1913 году литератор и ученый отметил 40-летие творчества, но издание юбилейных сборников приостановилось из-за начавшейся империалистической войны. Десятки прозаических и поэтических сочинений мэтра опубликовали после его смерти.
В общей сложности Иван Франко написал более пяти тысяч произведений. Современники сравнивали его с великими людьми Ренессанса, называли «большим астральным телом, согревающим всю Украину». Но говоря о жизни украинского классика, часто вспоминают его цитату: «Живут, как боги, палачи, и хуже пса бедняк живет».
Личная жизнь
С будущей женой Ольгой Хоружинской писатель познакомился в Киеве в середине 1880-х. Иван Франко красавцем не был: рыжеволосый, со слезящимися глазами, невысокий. Он привлекал женщин невероятной эрудицией, прогрессивными взглядами и энциклопедическими знаниями. Красавица Ольга полюбила галичанина. Предостережения родственников и друзей о том, что молодой человек принадлежит к другому кругу, ни к чему не привели. На свадьбу Иван Франко опоздал: надев свадебный фрак, он зачитался редкой книгой в библиотеке.
Переезд киевлянки в столицу Галиции счастья не принес: чопорные львовянки называли Ольгу «москалькой», молодой женщине вопреки стараниям так и не удалось стать своей. Семья, в которой один за другим появилось четверо детей, остро нуждалась в деньгах. Ивана Франко не брали на работу, его преследовали полиция и власти, творчество приносило скромные доходы.
Сыновьям Андрею, Тарасу, Петру и дочери Анне отец читал сказки братьев Гримм, Иван Яковлевич молниеносно переводил их с немецкого языка. В родной деревне Франко водил детей в лес и на реку. Ольга, уложив детей спать, переводила с немецкого и французского языков, писала статьи для альманахов, обсуждала с мужем его сочинения. Но жизненные неурядицы и бедность подорвали нестойкую психику – у Ольги проявилась наследственная склонность к нервным срывам.
В 1898 году Иван Франко получил национальную премию. К этим деньгам Ольга добавила оставшиеся от приданого и взяла на себя постройку дома во Львове. Но пожить в новом доме счастливо не получилось. Психическое расстройство Ольги усугубилось, нервные расстройства и срывы начались у Ивана Яковлевича. Последней каплей стала смерть старшего сына Андрея в мае 1913 года, Ольга попала в психиатрическую лечебницу.
Смерть
Последние месяцы жизни Иван Франко жил в приюте для сечевых стрельцов: за писателем ухаживали студенты-волонтеры. До 60-летнего юбилея Франко не дожил 3 месяца. Он умирал в полном одиночестве. Сын Тарас в плену, Петр воевал, дочь Анна работала в киевском госпитале.
Писатель умер дома: Франко сбежал из приюта в мае 1916 года. В том году его выдвинули на соискание Нобелевской премии, но ее дают живым. Не стало ученого и литератора 28 мая. Похоронили его на львовском Лычаковском кладбище.
Библиография
- 1877 – «Обращенный грешник»
- 1880 – «На дне»
- 1882 – «Захар Беркут»
- 1882 – «Борислав смеется»
- 1884 – «Boa constrictor»
- 1887 – «Лель и Полель»
- 1887 – «Яць Зелепуга»
- 1890 – «Лис Микита»
- 1891 – «Приключения Дон Кихота»
- 1892 – «Краденое счастье»
- 1894 – «Столпы общества»
- 1895 – «Абу-Касимовы туфли»
- 1897 – «Для домашнего очага»
- 1899 – «Нефтяник»
- 1900 – «Перекрестные тропы»