Пугачеву требовали убрать из эфира еще с 16 лет: «Гоните ее взашей!»
Первым хейтером Аллы Пугачевой был Никита Богословский. Еще в 1960-е.
Волны ненависти к «сбежавшей в Израиль предательнице родины» Пугачевой время от времени накатывают в российских СМИ. Певица раздражает каждым своим публичным появлением. Но ей давно к этому не привыкать.
Убрать эту певичку
Первая слава пришла к Пугачевой, когда она еще училась на втором курсе музыкального училища имени Ипполитова-Иванова. Тогда, в конце 1965 года, по счастливой случайности песня Левона Мерабова и Михаила Танича «Робот» в исполнении Аллы прозвучала в популярной радиопередаче «С добрым утром!» И что тут началось!
– Песня сразу стала шлягером, – вспоминал Михаил Танич. – После Аллы ее перепела чуть ли не вся женская часть нашей эстрады. «Робота» исполняли во всех ресторанах, а это всегда было показателем большого успеха.
Почти сразу же в эфир вышли две новые песни молодого, еще неизвестного композитора Владимира Шаинского в исполнении начинающей певицы: «Как бы мне влюбиться?» и «Не спорь со мной». И снова песни полюбились слушателям. Но вместе с успехом 16-летняя Алла испытала и первую зависть со стороны коллег.
Тогда из Союза композиторов, членом которого был Никита Богословский, на радио пришло письмо с требованием убрать из эфира эту «певичку». Никита Владимирович сам лично звонил радионачальникам и возмущался: «Гоните ее взашей!» А слушателям нравилось: они голосовали за ее композиции на радио, Алла выиграла конкурс «Песня месяца». Испуганные тем письмом главные радийщики предложили автору Шаинскому отказаться от этого приза в обмен на хорошее отношение. Композитор не согласился. Вскоре этот конкурс закрыли. А главный редактор музыкального вещания запретил даже на пушечный выстрел подпускать Пугачеву к радио.
За что же так взъелся Богословский на Пугачеву? Многие коллеги знают, что Никита Владимирович был хотя и талантливым композитором, но не всегда мог стерпеть, если вдруг становились шлягерами песни других авторов. Возможно, и Алла ему тогда не понравилась именно из-за того, что начала петь не его, уже известного автора, произведения, а каких-то начинающих.
«Я еще отомщу этим гадам!»
В октябре 1974 года в Москве проходил V Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Аллу Пугачеву, которая тогда была солисткой ВИА «Москвичи», выдвинули от Москонцерта. Для выступления она выбрала две песни: «Посидим поокаем» на стихи молодого поэта Ильи Резника и «Ермолова с Чистых прудов» композитора… Никиты Богословского. Последнее произведение Алле навязали, поскольку там звучит гражданская тема, без которой на советской сцене никак нельзя. В песне рассказывалось о девушке, которая мечтала стать актрисой, но погибла на войне.
Конкурс проводился в три тура. Между ними довольный тем, что его песню исполняют в конкурсе, Никита Богословский высказался в интервью:
– Пугачева поет хорошо, но главное – «играет» песню и выступает как актриса драмы и комедии. Думаю, если придется, справится и с трагедией. Пожелаю ей «В добрый путь!» и крепить связи с советскими композиторами!
Перед тем как распределить призовые места, состоялось заседание членов жюри. И вот тут имя Пугачевой вызвало жаркий спор. Большинство членов, среди которых был и Богословский, высказались против нее. Но на защиту встала тогда популярная певица Гелена Великанова:
– Как же мы можем не дать ей никакого места? Она же очень, очень талантлива! Да мы будем потом всю жизнь носить клеймо позора, что ничего не дали Пугачевой!
Леонид Утесов возмутился, назвав Пугачеву вульгарной.
– Нет, она не вульгарная, она яркая, – возразил композитор Константин Орбелян. – Мне она тоже понравилась. И Ося вот со мной согласен. – Орбелян кивнул в сторону Кобзона. Тот тоже поддержал молодую певицу.
И остановились на том, чтобы дать Пугачевой утешительное третье место в числе других исполнителей: Шатена Айрумяна, Бориса Лехтлаана и Сергея Мороза. А первое место поделили Валерий Чемоданов и Ренат Ибрагимов. Второе – Валерий Кучинский, Надежда Якимова, Лидия Борисюк-Видаш. Многих ли из них сейчас помнят?! К слову, за третье место выдали премию – 100 рублей. Поделили на четверых.
Как вспоминал руководитель ВИА «Ариэль» Валерий Ярушин, услышав свое имя, которое объявили последним, стоявшая на сцене среди других Пугачева ему шепнула: «Увидишь, я еще отомщу этим гадам!»
Позже, когда Богословского спросили: «Почему вы не присудили Алле первое место?» – он сослался на то, что она исполняла его песню. «Именно потому, что я был членом жюри, и мне стало неудобно».
– На самом деле он ее просто терпеть не мог, не нравилась она ему как женщина, – считает вдова композитора Алла Сивашова.
«Кукушка» поставила точку в отношениях
В июне 1982 года Пугачева поехала на зарубежные гастроли. Среди прочих стран была и Франция – концерт в знаменитом парижском зале «Олимпия».
– Когда она приехала в Москву, то всем начала говорить, что ее концерт в Париже прошел при аншлаге, – рассказывает «Собеседнику» Алла Сивашова. – Но ведь в то время в Париже случайно находился и Никита Владимирович. Он выяснил, что билеты на Пугачеву почти не покупают. Тогда Богословский, чтобы не было стыдно за нашу страну, пошел в советское посольство и попросил как-то помочь собрать зал. Вроде там нагнали кого могли, но зал все равно был неполным. Потом Богословский об этом кому-то здесь рассказал, а Пугачева узнала и обиделась.
Но тогдашний директор Аллы Борисовны Евгений Болдин в своем интервью 2007 года опровергает это:
– Зал «Олимпия» на 2000 мест был набит битком. Что, вероятно, очень расстроило композитора Богословского, сделавшего все, чтобы подгадить Пугачевой. Мэтр советской песни крайне неприязненно относился к Алле. Думаю, Богословского грызла банальная зависть, часто настигающая даже очень талантливых людей. У Никиты Владимировича в Париже были обширные связи. Он долго убеждал директора «Олимпии», что на «бездарную певичку» публика не придет. Перед концертом тот не находил себе места. Ждал провала. Увидев полный зал и услышав овации, которыми зрители сопровождали буквально каждую песню Аллы, директор выскочил в фойе и бросился ко мне с объятиями: «Это победа! Я уже заказал ящик шампанского!»
Но вскоре композитор снова предложил Пугачевой исполнить свою песню.
– Богословский мне прислал письмо, – делилась певица с журналистами на пресс-конференции в Вильнюсе в апреле 1984 года. – Это же вообще мой враг, он меня ненавидит. За что – не знаю. Ну, просто вот стереть с земли готов... Вдруг он мне присылает пакет такой – фирменный, фирменный! Везде «Богословский» голубыми буковками, и номер телефона, и «Советский Союз». И там лежит бланк – и тоже весь фирменный. Напечатано два слова: «Мадам, попробуйте. Богословский», и клавир песни «Кукушка». Там только «ку-ку» не было. Так я вставила. Я же принципиально взяла, что ты будешь делать. Я взяла эту чудовищную по примитивизму песню, ребятам принесла, мы сделали из нее такой регги... Шлягер, товарищи, Богословскому я сделала. Он когда услышал (но я сама с ним не встречалась, я отдала Пляцковскому, который написал текст), что с ним было, говорят... Он до сих пор не знает, что делать. То ли ее воспринимать как свою – тогда, значит, он будет насмешкой для своих друзей, потому что он сам с этим боролся всегда. Но и деньги нужны! И сидит бедный Богословский, один день меня хвалит, а второй день на всякий случай ругает за одну и ту же песню.
Не признавая полностью авторство, жалуясь всем, что Пугачева в «Кукушке» «изменила фа-диез на соль», Богословский тем не менее от авторских гонораров не отказался.