Роботы на пару с «Седой ночью». Что русского смотрят и слушают на Западе
Попытки вытеснить русскую культуру на Западе предпринимались ещё до СВО, но после февраля 2022 года отмена всего русского приняла весьма причудливые формы. Доходило и до смешного — в театрах Европы и Америки на полном серьезе обсуждали животрепещущий вопрос: можно ли ставить балеты Чайковского и чем заменять «Щелкунчика», без которого уже давно не обходятся новогодние афиши приличных театров и концертных залов. До конца с этой проблемой они так и не разобрались, а жизнь подкидывает западным русофобам всё новые и новые поводы для беспокойства.
Русские фильмы и сериалы
Формально никакого проката русского кино в странах ЕС или США сейчас, кажется, быть не может. Прежние договоренности были разорваны, новые заключать никто не торопится, а онлайн-сервис Netflix, который одно время был проводником нашего телевизионного кино на Западе, вообще объявил об уходе из России и прекращении всяких отношений с нашей страной. У нас этот уход заметили в том числе и по прекращению работы над сериалом «Анна К» (вольная экранизация романа Толстого «Анна Каренина», которая делалась по заказу сервиса). Однако в самом сервисе русские наименования всё ещё присутствуют в мировом топе просмотров — судя по всему, отказываться от уже купленных хитов Netflix не спешит.
Самым популярным сериалом из России оказался фантастика про роботов-андроидов «Лучше, чем люди» (его делали сервис Start и Первый канал, сыграли в нем Паулина Андреева, Кирилл Кяро, Вита Корниенко и др.) — за первое полугодие 2023 года он занял 772-е место с 26,6 млн часов просмотра. Проект не новый — у нас он выходил в 2018 году, Netflix купил его в 2019-м; по данным РБК сумма сделки составила $1 млн. Кроме того, сериал был включен в линейку Netflix Originals, в которую попадали далеко не все приобретенные сервисом шоу разных стран. Трехзначная цифра занимаемого места, кстати, весьма неплохое достижение — «Лучше, чем люди» удалось опередить многие громкие шоу собственного производства Netflix.
Также в этом рейтинге присутствует сериал 2019 года «Эпидемия» (с участием Виктории Исаковой, все того же Кирилла Кяро, Александра Робака и др.), которая стала хитом сервиса ещё в 2020-м, когда её появление на Netflix совпало по времени с пандемией коронавируса. У «Эпидемии» оказалось 15 млн просмотров, и этого хватило для попадания во вторую тысячу общего списка. Из полнометражных российских проектов зрители сервиса смотрели кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021), который сумел опередить «Довод» Кристофера Нолана (9,4 млн часов против 7 млн), «Серебряные коньки» (3,2 млн часов просмотров) и весьма старую по современным меркам «Черную молнию» 2009-го (500 тыс. часов).
Русская музыка
Мировые звукозаписывающие компании и музыкальные сервисы также покинули Россию после начала СВО, и это означало не только отсутствие легального доступа российских слушателей к трекам западных артистов, но и невозможность отечественным музыкантам найти дорогу к западным слушателям. Впрочем, возможности тут сохраняются, хотя предсказать их появление, пожалуй, нельзя.
Дело в том, что этот путь связан с попаданием в капризные тренды, например, социальных сетей, некоторые из них у нас блокируются. Осенью 2023-го трендом «Тик-Тока» стала песня Кати Лель «Мой мармеладный» — композиция была написана в далеком 2004 году, тогда же стала хитом, а сейчас пережила вторую молодость благодаря западным пользователям соцсети, которые вдруг полюбили русский колорит и старательно повторяли незнакомые слова.
Ну а под самый конец года тот же «Тик-Ток» сделал подарок всем поклонникам Юры Шатунова и группы «Ласковый май» — в тренды соцсети ворвался ещё советский хит «Седая ночь», которую западные пользователи открыли для себя спустя почти сорок лет после того, как эту композицию написал Сергей Кузнецов. По данным Telegram-канала Mash, эту песню прослушали за последний месяц более 3 млн раз; кроме того, под неё записали десятки тысяч видео.
Бонус: «Щелкунчик»
Без новогоднего балета «Щелкунчик» всё же никуда. Но если в России скандалы вокруг этого спектакля в основном связаны с продажей билетов на него в Большой (в других театрах его можно посмотреть относительно свободно), то у западной публики другие проблемы. Ещё в декабре прошлого года труппы польских театрах отказались ставить спектакль «экстремиста» Чайковского, но оказалось, что свято место пусто не бывает. Его очень оперативно заняли украинские гастарбайтеры из балетной труппы Royаl Lviv Ballet. В этом году традиция продолжилась — и, кажется, все довольны. Польские танцоры работают над национальными спектаклями, украинские — зарабатывают деньги. Ну а простые поляки довольны тем, что могут продолжать соблюдать новогоднюю традицию и всё-таки сходить на «Щелкунчика», как в старые добрые времена.
Источники:
https://www.rbc.ru/
https://t.me/breakingmash/50276