Спели на экспорт. Российские исполнители в зарубежных чартах
Западная музыкальная индустрия давно отработала механизм создания хитов и информирования о них широкой аудитории. Популярные песни активно крутились на радио, потом о них сообщали в еженедельном рейтинге журнала Billboard (если дело происходило в США), такая реклама способствовала продажам альбомов, для которых существовал отдельный чарт, учитывающий именно выручку магазинов. Этот механизм работает без особых сбоев вот уже более 60 лет, и нет смысла говорить, что и для отечественных — советских и российских — исполнителей попадание в рейтинги того же Billboard в какой-то момент было одним из самых заветных желаний.
В принципе, ничего невозможного в этом нет, если не считать того, что эта индустрия в основном предназначена для местных музыкантов. С середины 1980-х Алла Пугачева активно гастролировала за рубежом (и не только в соцстранах), её альбомы выходили на многих лейблах, но воспринимали её всё равно как певицу из СССР, хотя и признавали суперзвездой. В 1989-м Борис Гребенщиков записал на Западе сольный англоязычный альбом «Radio Silence», который был выпущен в США, Европе, Японии и других странах. Его, пожалуй, можно назвать хитом: в альбомный чарт Billboard 200 пластинка всё же попала (правда, лишь на 198 место). Но были у наших музыкантов и более весомые достижения.
Группа «Парк Горького»
Если быть точным, то эта команда называлась Gorky Park: Стас Намин собирал её специально «на экспорт», а сам проект изначально был англоязычным. Участниками были вокалист Николай Носков и гитарист Алексей Белов, а подготовка к штурму заокеанских чартов велась целых два года. Группа играла модный в то время хард-энд-хеви и даже получила поддержку Джона Бон Джови. Казалось, что все слагаемые успеха на месте. Дебютный альбом «Gorky Park» попал в Billboard 200 на 80 место, сингл с него «Try To Find Me» добрался до 81 позиции в Billboard Hot 100, группу крутили на MTV, у неё были неплохие перспективы. Но сразу после этого успеха в группе начались ссоры, музыканты ушли от Намина (и позже выкупали у него название), второй альбом «Moscow Сalling» в чарты Billboard уже не попал, хотя был хорошо принят в Европе, а в начале 2000-х Gorky Park окончательно распалась.
t.A.T.u.
В отличие от «Парка Горького» дуэт Лены Катиной и Юли Волковой с провокационным названием и имиджем был поначалу ориентирован на российскую аудиторию. Но уже их дебютный альбом «200 по встречной» 2001 года и песня «Нас не догонят» стали хитами не только в России, но и в других странах Восточной Европы. Вслед за этим дуэт начал покорять Америку: вышла англоязычная версия альбома «200 km/h in the Wrong Lane», которая добралась до 13 позиции в чарте Billboard, а песня «All the Things She Said» (в русской версии — «Я сошла с ума») стала 20-й в рейтинге синглов. В чарт Billboard попал и следующий англоязычный альбом «Тату» «Dangerous and Moving», но он занял лишь 131 место. Это был последний успех дуэта за рубежом. В 2011 году дуэт распался, а Катина и Волкова начали сольные карьеры.
Алсу
Покорение западных чартов Алсу начала после выпуска дебютного русскоязычного альбома («Алсу» 1999 года) и 2 места на «Евровидении» в мае 2000-го. Пластинка с песнями на английском называлась тоже просто — «Alsou» — и была записана в конце 2000 года на базе лейбла Mercury Records. В апреле 2001 года вышел первый сингл с альбома: песня «Before You Loved Me». Его издали только в Австралии и Великобритании с прицелом на большее, но австралийский релиз провалился, а в Британии песня добралась лишь до 27 места в местном чарте синглов. Видимо, такой результат лейблу показался не слишком внушающим, «Before You Loved Me» выпустили ещё в нескольких странах Европы, до США он так и не добрался. Ну а чуть позже было объявлено и об отмене выхода альбома. Его выпустили летом 2001-го в России, а потом в Германии, Польше, Норвегии, Чехии и Малайзии. Второй англоязычный альбом Алсу «Inspired», записанный в 2004 году, был выпущен только через десять лет.
Serebro
В принципе, участие в «Евровидении» вот уже двадцать лет помогает российским исполнителям в продвижении на западные рынки, но лишь в Европе. Видимо, в США не так много поклонников конкурса европейской песни. В чарты отдельных стран попадал, например, Дима Билан — единственный отечественный победитель «Евровидения». Некоторое время европейские слушатели любили и «Бурановских бабушек».
Ну а девичье поп-трио Serebro было создано в 2007-м, его дебют состоялся как раз на «Евровидении» того года, где девушки заняли третье место — сразу после сербки Марии Шерифович и Верки Сердючки. Но их песня с амбициозным названием «Song #1» сумела прорваться в чарты Швеции и Швейцарии, хотя и далеко не на топовые позиции. А спустя 4 года и пару смен вокалисток группа Serebro вновь напомнила европейским слушателям о себе: трек «Mama Lover» (в русской версии — «Мама Люба») добрался до 6 места в Италии и попал в чарты Испании и Бельгии. Одноименный альбом тоже стал хитом в Италии. Позже трио сумело неплохо продвинуть свои синглы «Gun» (в России — «Мальчик») и «Mi Mi Mi», который понравился слушателям не только в Европе, но и в Азии.
Бонус: Витас
Восток — как известно, дело тонкое. Не так давно в Китае кумиром миллионов стал Владислав Сидоров (более известный под псевдонимом Лелуш): он работал в этой стране переводчиком, совершенно случайно стал участником шоу талантов и в какой-то момент оказался заложником ситуации. За него голосовали зрители, так что Лелуш вынужден был участвовать в новых и новых турах, хотя даже толком не умел петь. Освободиться он сумел лишь после финала конкурса.
В отличие от Лелуша у Витаса (за сценой — Виталий Грачёв) всё произошло более-менее по плану. В начале 2000-х он прославился как обладатель очень необычного фальцета, его сингл «Опера #2» расходился как горячие пирожки, но в 2006 году его ждало признание в Китае, где он продвигал российскую культуру. Миллионы проданных пластинок, многочисленные концертные программы, звание народного артиста КНР — в общем, Витас покорил китайский музыкальный рынок так, как этого не сделал ни один отечественный исполнитель за рубежом.