«АиФ»: Фильм «Калина красная» привел Василия Шукшина к смерти
Источник изображения: wikimedia
История о преступнике Егоре, который сидел в тюрьме и переписывался с Любой Байкаловой. Затем он выходит на свободу и приезжает в ее деревню. История Егора и Любы начинается с драки, но позже он завоевывает доверие Байкаловой и других жителей деревни. Егор рассказывает Любе, что Куделиха на самом деле его мать. Она не видела его много лет. Он плачет, рассказывая об этом. Прокудин идет к женщине, но, когда он приходит к ней, она отказывается открыть, кто он на самом деле, и не узнает его. Егор откладывает признание, но оно так и не происходит. В деревню приходит банда Егора, и главного героя убивают. Старший брат Любы преследует бандитов и разбивает свой грузовик с их машиной.
Главный герой в фильме говорит "покривил душой". Действительно, фильм "запал в душу" миллионам людей. Шукшина с самого начала тормозили власти. У режиссера были очень жесткие требования по срокам, финансам и количеству выпущенных фильмов. Когда материал был отснят, а пленка отправлена в Москву на проявку, Шукшина оболгали критики, заявив, что все бобины бракованные. В ту неделю Шукшина чуть не хватил инсульт, пока не открылась правда. Все подобные сообщения были мистификацией.
Роль Гурченко не удалась
Людмила Горченко должна была сыграть роль Люсьены, буфетчицы и члена преступной группировки Шукшина, пишет "АиФ". Оператор Анатолий Заблоцкий предложил на эту роль Татьяну Гаврилову. Известную актрису того времени, которая в то время боролась с алкоголизмом, пригласили на работу, чтобы держать себя в руках и излечиться от этого распространенного в актерском мире недуга. В первых сценах Гаврилова была прекрасной актрисой, но потом она сорвалась. Шукшин имел возможность изменить ее, но не заставил Гаврилову уйти из роли. Чтобы добиться этого, Шукшину пришлось использовать режиссерские уловки, которые не позволяли зрителям догадаться, что происходит за кадром.
Съемочный график едва не сорвали недоброжелатели
На роль старухи Куделихи в Москву приехала легендарная Вера Марецкая. Легендарная актриса дала согласие на участие в фильме еще до его начала. Тот же Шукшин написал сценарий, который ей понравился. Когда пришло время снимать сцены с ее участием, актриса неожиданно отказалась. Вера Петровна заявила, что заболела, но позже выяснилось, что за этим стояли недоброжелатели Шукшина, которые завидовали его таланту и считали его "зазнавшимся деревенщиной". Они говорили, что Марецкая будет играть на съемках сумасшедшую старуху. Все было перевернуто с ног на голову. План был таков: прервать график съемок и нанести ущерб образу. Невозможно было за несколько дней получить отличного актера на роль, требующую такого сложного драматизма. Шукшин, однако, нашел решение.
Шукшин заметил Куделиху на Ефимью Ефимьевну Быстрову, одинокую бабушку в деревне, где проходили съемки. Она пригласила его выпить с ней чаю и поговорить о том, о сем. Сценографам понравилась ее деревенская изба, с изображениями с обложек книг: Георгия Победоносца, Николая Чудотворца. Вера Марецкая собирается снимать сцены в доме Быстровой. В итоге мы решили снимать Ефимью Ефимьевну. Съемочная группа пригласила бабушку рассказать о своей жизни. Камеру отодвинули подальше от нее, чтобы она не смущалась.
Шукшин заранее задал вопросы. Бабушка на них ответила. Их задавала Лидия Федосеева-Шукшина, жена Василия Макаровича, сыгравшая главную героиню. Так они получили звуковую дорожку и были отсняты необходимые кадры. Все кадры были отсняты за один день.
Она рассказала мне о том, как воспитывала своих сыновей, как они служили на фронтах Великой Отечественной войны. Первый погиб под Львовом, а второй пропал без вести. Она говорит: "Теперь у меня только один сын... Трое из них погибли...". Ефимия 18 лет искала своего сына, но так и не смогла его найти. Удивительно, что историю жизни Егора, героя фильма "Егор Прокудин", мать не видела с самого детства.
"Киношная мама" Шукшина вызвала слезы на глазах зрителей.
Бригада, ограбившая старушку
Анатолий Заболоцкий, оператор "Калины красной", вспоминал в своих поздних мемуарах, как некоторые члены съемочной группы плохо вели себя по отношению к этой старушке - фактически ограбили ее. Перед отъездом экспедиции я зашел к Ефимье Ефимьевне. "В углу избы стояла маленькая бумажная картинка (раньше там были старинные иконы и образа). Доска была приклеена, а над головой висела лампадка от Ильича. "Ну вот, ваши и забрали. Говорят, что все равно снимать будут. А деньги остались. Бабушку ограбили сотрудники "Мосфильма", коллекционеры икон", - рассказал он.
Заболоцкий рассказал, что мосфильмовцы были буквально завалены коллекционированием. Автобус со съемочным оборудованием был забит до отказа самоварами, медными тарелками и другими предметами. В очередной раз решили обвинить Шукшина во всех преступлениях. После его возвращения по студии прошел слух: Шукшин вывез из Белозерья все самовары и иконы. Когда узнали, как Шукшин вспылил и стал бить коллекционеров, слух прекратился.
Анатолий Заблолоцкий, единственный из группы, заинтересовался судьбой Быстровой после смерти Шукшина. Он навестил ее через два года и узнал печальную новость: Ефимья замерзла зимой на печке. Изба была оставлена без присмотра. Заболоцкий вспоминал, что когда он ходил с дедом вокруг избы, между боковыми стеклами окна был виден выгоревший портрет Шукшина. Местные жители рассказывали, что после смерти барыни дом обыскали, чтобы найти все ее деньги. Даже обои были содраны. Кто-то пустил слух о том, что Шукшин оставил крупную сумму денег своей киношной маме.
Трагедии можно было избежать чудом
Корзун, столичный каскадер, должен был на экзотической машине присутствовать на финальной сцене фильма, где грузовик брата Любы таранит машину бандитов. Каскадер был там для тренировки, но все пошло не так, как планировалось. Тогда за дело взялся местный таксист и гонщик-любитель. В этой попытке он сломал себе две ноги. Самосвал, участвовавший в съемках, также попал в аварию: Он съехал с шоссе. Дорогу перегораживали столбы, иначе грузовик заехал бы на паром. Это могло привести к серьезным травмам всех, кто находился на борту. Все вздохнули с облегчением, что катастрофы удалось избежать. Наконец-то погоня была организована.
Слова Шукшина в фильме, которые как завещание
После завершения работы над фильмом снимали сцену, изображающую пышное застолье, которое устроил только что освободившийся рецидивист. Шукшин крупным планом сказал: "Граждане, почему мы живем как пауки в банке? Их легко убить. А мы можем дружить". Заболоцкий вспоминал, что было отснято всего два дубля. Шукшин говорит: "Вы знаете, как легко умереть", не отрывая взгляда от объектива.
Именно эта сцена была вставлена в фильм. Слова и взгляд Шукшина будоражили душу зрителя, выворачивали ее наизнанку. Перед приездом на "Мосфильм" Николай Сизов спросил Шукшина, режиссера, благодаря которому стали возможны съемки: "А все эти разговоры о смерти вы убираете... Это актерство... больно!". Сизов действовал добросовестно и не собирался создавать проблемы. С ним согласился и Шукшин. Как пророчески заявил главный герой "Калины красной", все происходит в реальной жизни. Невероятный успех "Калины красной" совпал со смертью Василия Макаровича Шукшина.
Источник: aif.ru
Автор: Екатерина Кузнецова